Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия'

Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1397
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА / ОБЕСПЕЧЕНИИ МЕХАНИЗМА / THE PRINCIPLES OF FORMATION THE MECHANISM / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF THE MECHANISM / PROVIDING THE MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина Ирина Валериевна

В статье дается понятие организационно экономического механизма повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия; обосновывается необходимость формирования и реализации данного механизма на отечественных промышленных предприятиях; рассматриваются принципы формирования механизма; предлагается модель механизма, представляющая собой структуру механизма повышения конкурентоспособности продукции, организационные и экономические методы, приводящие механизм в действие, организационные формы, объект и субъект воздействия, обеспечивающие структуры механизма, последовательность этапов осуществления процесса повышения конкурентоспособности продукции. Также в статье рассматриваются основные функции, которые будет выполнять предлагаемый механизм на промышленном предприятии; предлагается организационная структура механизма повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия, включающая в себя как постоянные элементы, так и элементы, действующие на временной основе; рассматриваются ключевые функции отдела обеспечения конкурентоспособности; раскрывается содержание обеспечивающих структур механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щетинина Ирина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM IMPROVING PRODUCT COMPETITIVENESS INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article is given the concept organizationally the economic mechanism of increase competitiveness of production in the industrial enterprise. The need of formation and realization of this mechanism at the domestic industrial enterprises is being proved. The principles of formation the mechanism are being examined. The model of the mechanism representing structure of the mechanism to increase competitiveness of production, the organizational and economic methods for putting the mechanism in to action is being proposed. The paper also describes organizational forms, object and the subject influence which provide structures of the mechanism, sequence of stages for implementation the process for increase competitiveness production. The main functions which will carry out the offered mechanism at the industrial enterprise are also considered; the organizational contents structure of the mechanism increase competitiveness of production on the industrial enterprise, including constant elements, and the elements acting on the temporary basis are offered. The key functions of department ensuring competitiveness are being examined; the contents providing structures of the mechanism is revealed

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия»

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И.В. Щетинина

В статье дается понятие организационно - экономического механизма повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия; обосновывается необходимость формирования и реализации данного механизма на отечественных промышленных предприятиях; рассматриваются принципы формирования механизма; предлагается модель механизма, представляющая собой структуру механизма повышения конкурентоспособности продукции, организационные и экономические методы, приводящие механизм в действие, организационные формы, объект и субъект воздействия, обеспечивающие структуры механизма, последовательность этапов осуществления процесса повышения конкурентоспособности продукции. Также в статье рассматриваются основные функции, которые будет выполнять предлагаемый механизм на промышленном предприятии; предлагается организационная структура механизма повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия, включающая в себя как постоянные элементы, так и элементы, действующие на временной основе; рассматриваются ключевые функции отдела обеспечения конкурентоспособности; раскрывается содержание обеспечивающих структур механизма

Ключевые слова: организационно - экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия, принципы формирования механизма, организационная структура механизма, обеспечении механизма

Учитывая сложившуюся на рынке промышленной продукции ситуацию, характеризующуюся ужесточением конкуренции, особенно со стороны иностранных производителей, а также условия, складывающиеся на российских промышленных предприятиях, характеризующиеся отсутствием действенных средств и методов поддержания уровня конкурентоспособности продукции, автор считает очевидным, что формирование и реализация на предприятиях организационно -экономического механизма повышения конкурентоспособности продукции является весьма актуальным и перспективным шагом.

В связи с тем, что понятие «организационно - экономический механизм повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия» (далее ОЭМПКППП) характеризуясь новизной, не представлено в литературе, для определения его сущности необходимым является рассмотрение таких взаимосвязанных категорий как «механизм», «хозяйственный механизм», «организационный механизм», «экономический механизм» и «организационно - экономический механизм».

Исходя из анализа определений вышеназванных категорий, данных разными учеными, представляется возможным выделить ряд особенностей:

- большинство ученых сводят применение на предприятиях вышеназванных категорий к

формированию системы, соответствующей целям деятельности предприятий, основывающейся на организационных формах и экономических методах хозяйствования, регулируемой правовыми нормами, обеспечивающей рациональное функционирование предприятий, достигаемое путем оптимального использования имеющихся ресурсов [3,4,6];

- ОЭМПКППП следует рассматривать с позиций системного и процессного подходов. С точки зрения системного подхода, механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, действие которых направлено на решение поставленной задачи. С позиций процессного подхода механизм - последовательный процесс преобразования имеющихся у предприятия информационных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в конечный результат его деятельности.

Таким образом, под организационно -экономическим механизмом повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятия мы будем понимать совокупность организационных и экономических методов, инструментов, рычагов, организационных форм, воздействующих в области формирования показателей конкурентоспособности продукции промышленного предприятия с целью повышения её уровня.

В связи с тем, что, согласно системному подходу ОЭМПКППП представляет собой

совокупность элементов, возникает необходимость определения рационального состава совокупности [8]. Поэтому формирование

ОЭМПКППП целесообразно осуществлять с учетом ряда принципов, состав и содержание которых представлены в таблице.

Принципы формирования ОЭМПКШШ

Формулировка принципа Содержание

1 Принцип соответствия целям и задачам предприятия предполагает необходимость формирования ОЭМПКППП исходя из целей и задач предприятия

2 Принцип научности обусловлен тем, что все методы и средства повышения конкурентоспособности продукции промышленного предприятии должны быть научно обоснованы и отвечать современным достижениям науки

ЗПринцип рациональной целостности предполагает, что элементы формируемого ОЭМПКППП взаимосвязаны и изменение одного из элементов приведет к изменению других

4 Принцип эффективности основан на обеспечении высокой результативности функционирования формируемого механизма

5 Принцип динамизма предполагает, что при формировании механизма необходимо учитывать возможность изменения как факторов внешней среды, так и внутренних параметров деятельности предприятия

6 Принцип корректировки предусматривает возможность внесения изменений и корректировок в конструкцию механизма по мере поступления новой информации об объекте исследования и об окружающей его внешней среде

7 Принцип обеспечения сопоставимости предполагает, что формирование механизма необходимо осуществлять с учетом соблюдения условий сопоставимости показателей по их объемным характеристикам, срокам оценки, единицам измерения, способам расчета

8 Принцип оптимизации Предполагает оптимальное сочетание элементов ОЭМПКППП и обеспечение эффективности их использования в процессе функционирования механизма

9 Принцип информационной обеспеченности Заключается в том, что при формировании механизма должна использоваться информация, соответствующая таким требованиям как точность, достоверность, полнота, своевременность поступления

10 Принцип комплексной оценки факторов Означает, что при формировании механизма должна быть исследована вся совокупность факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции

11 Принцип соответствия целей и ресурсов Предусматривает, осуществления ключевых целей формируемого механизма должно своевременно обеспечиваться соответствующими ресурсами

12 Принцип обеспечения целевой мотивации Основан на необходимости формирования системы мотивации к достижению целей механизма

13 Принцип учета специфики производства Заключается в том, что разрабатываемый ОЭМПКППП должен включать в себя показатели, которые будут отражать специфические отраслевые особенности производства и учитывать их влияние на конкурентоспособность продукции предприятия

14 Принцип иерархичности показателей Показатели, разрабатываемые при формировании механизма, необходимо ранжировать по степени их важности согласно аналитическому приему, от общего к частному; выделению ключевых звеньев изучаемого процесса должны способствовать сводные, обобщающие показатели, которые обеспечивают наиболее полную и по возможности интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности продукции

Исходя из вышеизложенного автором предлагается модель ОЭМПКППП, представленная на рисунке 1.

Данная модель представляет собой структуру механизма повышения конкурентоспособности продукции, организационные и экономические методы, приводящие механизм в действие, организационные формы,

объект и субъект воздействия, последовательность этапов осуществления процесса повышения конкурентоспособности продукции и совокупный результат, получаемый при функционировании механизма.

о Р

к

со А

Т О Р

ПР О

И

со В

О

Д

0 Т

В

А.

2

1

3

Целевая подсистема (повышение конкурентоспособности продукции)

Повышение качества продукции Сокращение затрат Сокращение времени выполнения заказа Повышение качества сервиса и сопутствующих услуг

Управляющая подсистема

Генеральный директор предприятия

Отдел обеспечения конкурентоспособности

-;-г

Специализированные группы

1

Руководители отделов, подразделений и служб

Целевые временные группы

Среда

Экономические методы: планирование, мотивация. учет и анализ, ценообразование, прогнозирование, бюджетирование, экономико-математические

Организационные формы: планы, приказы, инструкции, распоряжения, проекты, положения, рекомендации

Организационные методы: нормирование, организационное проектирование, методы принятия решений, обеспечения и контроля качества, оптимизации производственного процесса, повышение квалификации

Управляемая подсистема

Процесс повышения КСП

Анализ и Выявление проблем Определение Разработка Реализация Оценка

оценка —^ и причин —^ направлений —^ мероприятий по мероприятий результата

-► -►

КСП их возникновения повышения КСП повышению КСП

Подсистема НИОКР

Подсистема маркетинга и сбыта

Информационное обеспечение

Подсистема производства

Нормативно-правовое обеспечение

Подсистема МТС

Экономическая подсистема

Научно-методическое обеспечение

Технологическая подсистема

Материально-техническое обеспечение

Подсистема сервиса

Финансовое обеспечение

Подсистема персонала

Кадровое обеспечение

Рис. 1. Модель ОЭМПКППП

«

15

Л

п п

н

03 о

я о я

я у

■а

п

я т

о п Я о п о ол я

п т

ег

Особенностью предлагаемого механизма является проявление в результате его функционирования синергетического эффекта, заключающегося в том, что сумма свойств механизма не равна сумме свойств его компонентов [9]. При высокой организованности механизма сумма свойств механизма будет выше суммы свойств его компонентов. Под разностью между суммой свойств механизма и суммой свойств его компонентов мы и будем понимать синергетический эффект.

Также у механизма появляются такие свойства повышения конкурентоспособности продукции, достижения которых невозможно добиться путем реализации отдельных элементов механизма, что обеспечивается эффектом эмерджентности [7].

ОЭМПКППП является сложной по природе, интегрированной по форме, целенаправленно функционирующей системой форм и методов взаимодействия рассматриваемых субъекта и объекта [2].

Сущность предлагаемого механизма заключается в том системном наборе принципов, методов, форм, инструментов, которые в наилучшей мере способны использовать ресурсы и возможности предприятия для достижения заданной цели - повышения конкурентоспособности продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексное действие элементов механизма направлено на нормализацию деятельности промышленного предприятия в области управления конкурентоспособностью продукции и снижение интенсивности (или полное устранение) влияния факторов внешней и внутренней среды [5].

Формируемый механизм предполагает выполнение следующих функций:

1. Оценка уровня конкурентоспособности продукции и анализ факторов, оказывающих на неё влияние.

2. Формирование организационных форм управления, способствующих интеграции деятельности всех участников процесса повышения конкурентоспособности продукции.

3. Планирование и прогнозирование оптимально достижимых значений показателей конкурентоспособности продукции

4. Разработка и реализация методов повышения конкурентоспособности продукции.

5. Изучение динамики показателей конкурентоспособности продукции во времени.

Среди методов управления процессом повышения конкурентоспособности продукции автор предлагает выделить экономические методы и организационные методы.

В качестве экономических целесообразно применять такие методы, как планирование, мотивация, учёт и анализ, ценообразование, прогнозирование, бюджетирование. Также в группе экономических методов считаем необходимым выделить экономико-математические методы (метод анализа иерархий, лексикографические методы, метод корреляционно - регрессионного анализ и другие).

К группе организационных методов отнесем нормирование, организационное проектирование, методы принятия решений, методы обеспечения и контроля качества, методы оптимизации производственного процесса, процесса разработки и освоения, укрепление трудовой дисциплины, повышение квалификации и обучение.

Основу формируемого механизма составляют объект и субъект воздействия (управляемая и управляющая подсистемы) [8].

В качестве субъекта механизма выступает организованная группа людей, которая с помощью организационных и экономических методов осуществляет воздействие на процесс повышения конкурентоспособности продукции. В роли субъекта могут выступать: руководитель предприятия, руководители служб, цехов и отделов предприятия, главные, ведущие специалисты.

Также роль субъекта должна выполнять специализированная структура, основной задачей которой является координация деятельности служб и отделов предприятия в

области обеспечения конкурентоспособности продукции. Поскольку повышение конкурентоспособности продукции промышленного предприятия - это сложная комплексная задача, сочетающая в себе обеспечение высокого технического уровня и качества изделия, приемлемой цены реализации, невысоких эксплуатационных расходов, эффективной системы сбыта и обслуживания изделий, то необходимым является создание интегрирующей системы, объединяющей и координирующей все локальные действия различных служб, отделов и специалистов в области обеспечения конкурентоспособности. Ключевым элементом такой интегрирующей системы должен стать отдел обеспечения конкурентоспособности, который, с точки зрения автора, должен быть самостоятельным подразделением, находящимся в подчинении непосредственно у генерального директора предприятия.

Отдел обеспечения конкурентоспособности должен быть направлен на решение главной задачи интеграции структур, которые обеспечивают управление конкурентоспособностью продукции. Данный отдел должен обеспечивать непрерывный процесс координации работ по повышению конкурентоспособности продукции, сочетая линейно -функциональный и программно - целевой подходы к управлению. Программно - целевой подход направлен на распределение функций по управлению конкурентоспособностью продукции между службами и подразделениями предприятия [5]. Таким образом, основная функция формируемого отдела заключается в координация деятельности отдельных служб по закрепленным за ними направлениями по обеспечению и повышению конкурентоспособности продукции.

В качестве специализированных функций отдел обеспечения конкурентоспособности должен выполнять следующие виды работ:

- оценка конкурентных позиций промышленного предприятия;

- разработка методов оценки конкурентоспособности продукции и методики анали-

за факторов, оказывающих влияние на ее уровень;

- систематическое проведение оценки конкурентоспособности продукции и анализа факторов, оказывающих на нее влияние;

- разработка и подготовка планов и программ повышения конкурентоспособности продукции;

- подготовка для руководства предприятия подробных отчетов о проделанной работе.

С целью усиления интеграции между отделом обеспечения конкурентоспособности и другими подразделениями предприятия, задействованными в процессе обеспечения конкурентоспособности, необходимо вовлечь в деятельность отдела различных специалистов предприятия. Это становится возможным с помощью создания специализированных групп.

В данном случае руководитель отдела обеспечения конкурентоспособности по отношению к другим подразделениям будет выполнять роль не администратора, а скорее куратора и координатора.

Деятельность по повышению уровня конкурентоспособности продукции выходит за пределы компетенции отдела обеспечения конкурентоспособности и может касаться любого процесса, протекающего на предприятии и любого работника предприятия. Поэтому в организационной структуре формируемого механизма необходимы такие элементы, которые способствовали бы решению возникающих проблем и ликвидации «узких мест». В качестве таких элементов предлагается формировать целевые временные группы по обеспечению и повышению конкурентоспособности продукции, которые будут действовать на временной основе и создаваться по предложению руководителя отдела обеспечения конкурентоспособности для ликвидации проблем, требующих безотлагательного решения.

Предлагаемая организационная структура формируемого механизма представлена на рисунке 2.

Генеральный директор предприятия

Руководитель отдела обеспечения конкурентоспособности

Отдел обеспечения конкурентоспособности

Руководитель функционального подразделения А

Руководитель функционального подразделения В

Функциональное подразделение А

Руководитель функционального подразделения N

Функциональное подразделение В

Специализированные группы по обеспечению конкурентоспособности (специалисты отдела

обеспечения конкурентоспособности, специалисты функциональных подразделений)

Функциональное подразделение N

Целевые группы

Рис. 2. Организационная структура ОЭМПКППП

Среди методов управления процессом повышения конкурентоспособности продукции автор предлагает выделить экономические методы и организационные методы.

В качестве объекта механизма рассматриваются подсистемы предприятия, участвующие в процессе формирования конкурентоспособности продукции( в соответствии с моделью формирования конкурентоспособности , представленной на рисунке 3)

Функционирование механизма не возможно без соответствующего обеспечения. Формирование обеспечивающих структур механизма является одним из важнейших условий целостности механизма, его экономичности и обеспечения взаимодействия его пространственно - структурной, процессной

организации и экономических методов воздействия.

Состав и содержание обеспечивающих подсистем ОЭМПКППП представлены на рисунке 3.

Все обеспечивающие структуры механизма взаимосвязаны и взаимообусловлены. Действие механизма не возможно при отсутствии хотя бы одной из перечисленных структур [1].

По мнению автора, необходимым условием эффективного функционирования ОЭМПКППП является непрерывное совершенствование, как в целом самого механизма, так и его отдельных элементов, способствующее приспособлению к меняющимся внешним и внутренним условиям функционирования промышленного предприятия.

Информационное обеспечение

Применение баз данных, содержащих информацию о целевых рынках, конкурентах, их продукции, потребностях покупателей, а также о внутренних возможностях и ресурсах предприятия.

Нормативно- правовое обеспечение

Включает нормативные акты международного, государственного (или федерального), местного и фирменного уровня. Эти нормативные акты могут быть обязательными и рекомендательными

Научно-методическое обеспечение Включает в себя разработку и внедрение научных методов, средств, алгоритмов, процедур повышения конкурентоспособности продукции промышленного пред-

приятия.

Материально- техническое обеспечение Применение станков с ЧПУ, автоматизированных рабочих мест, высокоточного измерительного оборудования, высококачественных материалов и комплектующих изделий. Наличие средств сбора, обработки, хранения и предоставления необходимой информации.

Ф инансовое обеспечение

Наличие у предприятия как собственных, так и заемных финансовых средств для осуществления мероприятий по доведению конкурентоспособности продукции до запланированного уровня

Кадровое обеспечение

Наличие квалифицированного управленческого, исследовательского, инженерного и производственного персонала, выступающего гарантом высокого качества и надежности изготавливаемой предприятием продукции.

Рис. 3. Состав и содержание обеспечивающих подсистем ОЭМПКППП

Литература

1. Амелин, С. В. Совершенствование организации управления производством в условиях новых информационных технологий / С. В. Амелин // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т.9. - №3. - С. 159 - 162.

2. Букреев, А. М. Этапы и цикл механизма управления устойчивого развития / А. М. Букреев, Е. Н. Рыжков // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2011. - Т.7. - №2. - С. 74 - 79.

3. Букреев, А. М. Организационно - экономический механизм антикризисного управления: теория и практика / А. М. Букреев. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - 164 с.

4. Дударев, Д. Н. Организационно-экономический механизм развития производственных систем: монография / Д. Н. Дударев, О. В. Дударева. - Воронеж: Научная книга, 2008. - 199 с.

5. Кривякин, К. С. Методический подход к организации эффективного наукоемкого

производства / К. С. Кривякин // Экономин-фо. - 2013. - №20. - С. 9 - 12.

6. Осипов, Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю. М Осипов. - М.: МГУ, 1994. - 368 с.

7. Организация производства и управление предприятием: учебник / О. Г. Туровец, М. И. Бухалков, В. Б. Родинов, В. Н. Родионова, В. Н. Попов, Ю. П. Анисмов, И. Л. Бо-рисенко, Ю. Ю. Наймарк, С. И. Воронин; под ред. О. Г. Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 506 с.

8. Туровец, О. Г. Сущность и содержание организационно-экономического механизма ресурсосбережения на предприятии / О. Г. Туровец, Н. С. Шерстяных // Организатор производства. - 2012. - №4 (55). - С. 13 -16.

9. Четыркина, Н. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учебное пособие / Н. Ю. Четыркина. -СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 128с.

Щетинина Ирина Валериевна, аспирант, кафедра Экономика и управление на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Российская Федерация), irina sht@list.ru

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM IMPROVING PRODUCT COMPETITIVENESS INDUSTRIAL ENTERPRISE I.V. Shchetinina, Voronezh State Technical University, Voronezh Russian Federation, irina_sht@list.ru

The article is given the concept organizationally - the economic mechanism of increase competitiveness of production in the industrial enterprise. The need of formation and realization of this mechanism at the domestic industrial enterprises is being proved. The principles of formation the mechanism are being examined. The model of the mechanism representing structure of the mechanism to increase competitiveness of production, the organizational and economic methods for putting the mechanism in to action is being proposed. The paper also describes organizational forms, object and the subject influence which provide structures of the mechanism, sequence of stages for implementation the process for increase competitiveness production. The main functions which will carry out the offered mechanism at the industrial enterprise are also considered; the organizational contents structure of the mechanism increase competitiveness of production on the industrial enterprise, including constant elements, and the elements acting on the temporary basis are offered. The key functions of department ensuring competitiveness are being examined; the contents providing structures of the mechanism is revealed

Key words: organizationally - economic mechanism for increasing the competitiveness of production of the industrial enterprise, the principles of formation the mechanism, organizational structure of the mechanism, providing the mechanism.

References

1. Amelin, S. V. Sovershenstvovanie organizacii upravlenija proizvodstvom v uslovijah no-vyh informacionnyh tehnologij [The enhancement of production management in the context of new information technologies]. Vestnik Voro-nezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Voronezh State Technical University Bulletin], 2013, vol. 9, no 3, pp. 159-162.

2. Bukreev A.M., Ryzhkov E.N. Jetapy i cikl mehanizma upravlenija ustojchivogo razvitija [The phases and the cycle of the mechanism for managing the sustainable development]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Voronezh State Technical University Bulletin], 2011, vol. 7, no 2, pp. 74-79.

3. Bukreev A.M. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm antikrizisnogo upravlenija: te-orija i praktika [Organizational and economic mechanism of crisis management: theory and practice]. Voronezh: Voronezh State Technical University, 2000. 164 p.

4. Dudarev D.N., Dudareva O.V. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm razvitija proiz-vodstvennyh sistem: monografija [Organizational and economic mechanism of production system development (monograph)]. Voronezh: Nauchnaja Kniga, 2008. 199 p.

5. Krivjakin K.S. Metodicheskij podhod k organizacii jeffektivnogo naukoemkogo proizvod-stva [The methodological approach to organizing effective high-tech production]. Ekonominfo, 2013, no 20, pp. 9-12.

6. Osipov Ju.M. Osnovy teorii hozjaj-stvennogo mehanizma [The fundamentals of the economic mechanism theory]. Moscow: Moscow State University, 1994. 368 p.

7. Turovec O.G., Buhalkov M.I., Rodinov V.B., Rodionova V.N., Popov V.N., Anismov Ju.P., Borisenko I.L., Najmark Ju.Ju., Voronin S.I. Organizacija proizvodstva i upravlenie predpri-jatiem: uchebnik [Organisation of production and business management: textbook]. Moscow: IN-FRA-M, 2011. 506 p.

8. Turovec O.G., Sherstjanyh N.S. Sushhnost' i soderzhanie organizacionno-jekonomicheskogo meha-nizma resursosberezhenija na predprijatii [The essence and content of resource-saving mechanism at an enterprise]. Organizator proizvodstva [Production Manager], 2012, no 4 (55), pp. 13-16.

9. Chetyrkina N.Ju. Upravlenie konkurentosposobnost'ju organizacij sfery uslug: uchebnoe posobie [Managing the competitiveness of service organisations: training manual]. St. Petersburg: The State University of Economics and Finance (St.Petersburg), 2009, 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.