Научная статья на тему 'Содержание концепта смертная казнь в библейском тексте и американской культуре'

Содержание концепта смертная казнь в библейском тексте и американской культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / БИБЛИЯ / BIBLE / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / CAPITAL PUNISHMENT / РАСОВОЕ УГНЕТЕНИЕ / RACIAL OPPRESSION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / REGIONAL DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Кирилл Владимирович

В статье исследуется концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ как элемент концептосферы американцев сквозь призму библейского текста. Анализируются семантические признаки концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, влияние особенностей американской истории на содержание данного концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Capital Punishment in the Bible and American Culture

The article is about the concept of capital punishment in the minds of Americans. The concept of capital punishment is also seen through the prism of the Bible. The author takes into consideration the way American history influenced the concept of capital punishment.

Текст научной работы на тему «Содержание концепта смертная казнь в библейском тексте и американской культуре»

ЛИНГВИСТИКА

К.В. Данилов

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В БИБЛЕЙСКОМ ТЕКСТЕ И АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В статье исследуется концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ как элемент концептосферы американцев сквозь призму библейского текста. Анализируются семантические признаки концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, влияние особенностей американской истории на содержание данного концепта.

Ключевые слова: концепт, библия, смертная казнь, расовое угнетение, региональная дифференциация.

K.V. Danilov

THE CONCEPT OF CAPITAL PUNISHMENT IN THE BIBLE AND AMERICAN CULTURE

The article is about the concept of capital punishment in the minds of Americans. The concept of capital punishment is also seen through the prism of the Bible. The author takes into consideration the way American history influenced the concept of capital punishment.

Keywords: concept, the Bible, capital punishment, racial oppression, regional differences.

Современная когнитивная лингвистика изобилует определениями понятия «концепт». Мы присоединяемся к исследователям, которые рассматривают концепты без отрыва от культуры своих носителей. Так, одно из определений гласит, что концепты - это «максимально абстрагируемая идея «культурного предмета», не имеющего визуального прототипического образа, хотя и возможны визуально-образные ассоциации, с ним связанные»1. Национальный концепт В.В. Красных определяет следующим образом: «Оамая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая (языковому) сознанию, подвергшаяся когнитивной обработке идея «предмета» в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью»2. Одним из основных средств выражения концептов являются тексты, что оправдывает анализ текстов исторических и иных исследований при изучении концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в американской культуре.

Поведение человека, его отношение к тем или иным событиям и явлениям во многом детерминированы его знаниями об окружающем мире, традициями (в т.ч. и правовыми), культурой социума, в котором он сформировался. Понятие «смертная казнь» является семантической универсалией, и отношение к смертной казни в американской культуре, как и в культуре других христианских народов, отчасти предопределено христианскими догмами. В частности, нами рассматривался концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в британской культуре сквозь призму библейских догм3.

©Данилов Кирилл Владимирович, 2013

Кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: danilov3@mail.ru 245

Изучая историю человечества, мы все более убеждались в том, что неотвратимость наказания более действенна, чем его суровость. В этой связи у всех христианских народов отмечается историческая тенденция смягчения наказаний, под которой понимается ослабление их жестокости и мучительности и ограничение круга караемых лиц. Падение кар наблюдается и в области религиозного карательного давления4. Самая древняя стадия развития наказаний характеризуется как стадия неурегулированной и неограниченной кровной мести. Чаще всего применяется смертная казнь. Убийство предполагается практически за любое нарушение должного шаблона поведения. Это объясняется тем, что в древних языческих обществах с мифологическим сознанием право не отделено от религии и морали. В человеке языческого общества индивидуальное «я» еще не развито. Он - продукт «мы-сознания». Как следствие жестокие наказания, в т.ч. и смертная казнь, не ужасают доисторического человека - носителя мифологического сознания. Нарушитель установленных в коллективе норм автоматически превращается в не-человека и снисхождения не заслуживает.

Что касается Ветхого завета, основанного на мифологии древних евреев, то в нем кары не ограничены как по своей интенсивности, так и по объему круга караемых лиц. В древности почти все преступления сводились к преступлению против божества, грех и собственно преступление не отделялись друг от друга. Почитание других богов, несоблюдение религиозных предписаний карается смертной казнью: «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» [Исход 22:20]5; «и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть а истреблена из среды народа своего» [Исход 31:14]. Таким образом, можно утверж-? дать, что концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в Ветхом Завете содержит доминирующий а. семантический признак: грех - нарушение религиозных догм. Ветхозаветный | принцип «зуб за зуб» («а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз,

1 зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб» | [Исход 21:23-25]) предполагает соответствие наказания преступлению, если это | возможно. В случае смертной казни этот принцип соблюдается лишь при наказа-| нии за убийство. Таким образом, мы можем говорить о семантическом признаке | соответствия наказания преступлению в составе концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.

2 В целом грехи, за которые в Библии предусматривается смертная казнь, чрез° вычайно разнообразны, и каждый из них представляет собой семантический 1 признак, входящий в концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.

| Вот некоторые из них: «супружеская измена» («Если кто будет прелюбо-

I действовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою 1 ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка»

0

° [Левит 20:10]), «колдовство» («Ворожеи не оставляй в живых» [Исход 22:18]), ¿5 «изнасилование» («Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и,

1 схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего I с нею» [Второзаконие 22:25]).

В колониальной Америке тюрем не было. Первые пенитенциарные учреждения появились в период с конца 1700-х до начала 1800-х гг. Основными карательными санкциями являлись штрафы, телесные наказания, включая привязывание к позорному столбу. Смертная казнь в основном применялась к рецидивистам и тем, кто представлял угрозу личной безопасности граждан и общественному 246 порядку. Тем не менее, колонисты проявляли относительную мягкость к пре-

К.В. Данилов • Содержание концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬв библейском тексте и американской культуре

ступникам, по сравнению с правовыми традициями Британии. Например, британский «Кровавый кодекс» к концу XVIII в. включал 200 преступлений, наказываемых смертной казнью. В американских колониях предусматривалось около 12 таких преступлений. Это были убийство, изнасилование, супружеская измена, скотоложство, а также ряд имущественных преступлений6.

Очевидно, что перечень преступлений, наказываемых смертной казнью в Америке, был во многом предопределен библейскими предписаниями. В некоторых штатах США адюльтер классифицируется как преступление, наказуемое штрафом или тюремным заключением, и в настоящее время. Однако уголовные обвинения почти никогда не предъявляются. То, что в ряде штатов США адюльтер по настоящее время классифицируется как преступление, по-видимому, связано с более строгой пуританской моралью, господствующей в Новом Свете7.

Кроме того, уголовные законы в колониальной Америке имели существенную региональную дифференциацию. Например, на Юге смертная казнь часто применялась при обеспечении имущественных прав землевладельцев, совершившие преступления рабы наказывались смертной казнью. Дискриминация в отношение чернокожих, а именно частое использование смертной казни практиковалась не только на Юге. Например, после бунта рабов в 1712 г. законодатели Нью-Йорка ввели смертную казнь за попытку убийства и попытку изнасилования только для преступников-рабов. Если на Севере ситуация менялась достаточно быстро, то на Юге рабов казнили вплоть до начала гражданской войны8.

Следует отметить, что региональная дифференциация концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в США присутствует по настоящее время. Правовые и обыденные концепты приобретают различные оттенки в американской культуре, в различных ш штатах они приобретают разные смыслы9. н

С середины XVIII в. многие американцы стали подвергать сомнению оправдан- С

а

ность смертной казни за имущественные преступления, такие как кража, фальши- т

о

вомонетчество и кража со взломом. Подобные взгляды находили отражение в том к

о

факте, что присяжные часто отказывались признавать обвиняемых виновными, о' зная, что их ждет смертная казнь. Большую популярность в колониях стали при- | обретать идеи Чезаре Беккариа. Его трактат «О преступлениях и наказаниях» к о

тому времени был переведен на английский язык. Люди стали осознавать несоот- н

о

ветствие смертной казни имущественным и малозначительным преступлениям. Ю В Пенсильвании, где главенствовали христианские квакерские принципы, были и

предприняты значительные шаги к уменьшению использования смертной казни. с

к

Квакеры считали, что основная цель любого хорошего правительства - перевос- а

питывать, а не уничтожать. Эта фраза содержалась в преамбуле Закона 1786 г., д

который отменял смертную казнь за грабеж, кражу со взломом и мужеложство. |

Реформы произошли и в других штатах, однако они не коснулись рабов на Юге. №

К 1860 г. во всех северных штатах смертной казнью наказывались только умыш- 69

ленное убийство и государственная измена. В предыдущие три десятилетия в север- •

ных штатах прилагались усилия к отмене смертной казни. Мичиган стал первым к штатом, в котором отменили смертную казнь за умышленное убийство (1846 г.). То же самое вскоре произошло в Род-Айленде (1852 г.) и Висконсине (1853 г.)10.

Итак, толчок к гуманизации наказаний в США был дан глубоко верующими христианами, которые руководствовались принципами скорее не Ветхого, а Нового Завета. В Новом Завете смертная казнь упоминается редко и встречается

лишь в ссылках Иисуса на Ветхий Завет: «Он же сказал им в ответ: зачем и вы 247

преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» [Евангелие от Матфея 15:3-4]. В Новом Завете главенствует мотив прощения, а ветхозаветный принцип «не убий» понимается шире.

Наличие института рабства на Юге заставило южные штаты идти по другому пути. Смертная казнь не была отменена ни для чернокожих, ни для белых. Смертной казнью наказывался целый ряд преступлений, а не только умышленное убийство, хотя на практике большинство случаев применения смертной казни касалось чернокожих. Штат Теннеси в 1838 г. стал первым южным штатом, в котором присяжным предоставили возможность выбора - назначить виновному смертную казнь или тюремное заключение. До этого смертная казнь была единственно возможным наказанием за определенные преступления. Вскоре примеру Теннеси последовали Алабама и Луизиана. Однако эти прогрессивные реформы способствовали усилению расизма: присяжные, которые все были белые, получили возможность строго наказывать чернокожих преступников и щадить белых11. Таким образом, можно говорить не только о региональной, но и о расовой дифференциации концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в американской культуре.

Движение за отмену смертной казни временно прекратилось на период гражданской войны. Во время войны из практической целесообразности умышленное убийство оставалось на Севере единственным преступлением, наказываемым смертной казнью. В начале 1930-х гг. по всей стране был принят ряд законодательных актов, предусматривающих смертную казнь за похищение человека. Толчком к этому стало похищение сына знаменитого американского летчика Чарльза Линдберга. § Однако казнь за преступления, отличные от умышленного убийства и изнасило-~ вания, применялась редко. За изнасилование казнили, главным образом, на Юге. ш В период с 1870 г. по 1950 г. за изнасилование в США казнили 771 чел., из них 701 | были чернокожие. На Юге смертная казнь стала средством расового контроля. | Падение уровня преступности и, как следствие, более мягкое отношение

| общества к преступникам, а также борьба за гражданские права и поднятие ° расовых проблем усилили неприятие смертной казни в американском обществе | после Второй мировой войны. По данным опроса Гэллапа, в 1966 г. впервые | количество противников смертной казни (47%) превысило количество ее сто->§ ронников (42%). Впервые после Первой мировой войны во многих штатах были | предприняты попытки отменить смертную казнь. К концу 1960-х гг. 14 штатов | полностью отказались от смертной казни или сохранили ее только для специфи-| ческих преступлений, таких как умышленное убийство, совершенное в тюрьме лицом, приговоренным к пожизненному заключению, и умышленное убийство § офицера полиции. Однако это были не южные штаты.

§ Изменения в законодательстве были также инициированы противниками

I смертной казни из Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного на-| селения в середине 1960-х гг. Результат был достигнут в 1972 г. при рассмотрении дела Ферман против штата Джорджия. Пять судей Верховного суда пришли к выводу, что смертная казнь противоречит пункту 8-й поправки к Конституции, запрещающему жестокие и необычные наказания. Так или иначе, сегодня смертная казнь применяется в небольшом количестве штатов за изнасилование несовершеннолетней и за федеральные преступления (шпионаж, государствен-

248

ную измену), а также за убийство с отягчающими обстоятельствами12.

М.А. Левина • Метаязык исследования вторичных терминосистем права

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в американской культуре характеризуется увеличением негативных семантических компонентов в его составе. Отчасти это объясняется тем, что на американское право серьезное влияние оказали принципы Нового Завета, провозглашающие приоритет человеческой жизни. Концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в Библии (главным образом в Ветхом Завете) не содержит негативных семантических признаков, т.к. принципы Ветхого Завета - это в основном принципы общества с мифологическим, дохристианским сознанием, в котором факт лишения человека жизни не воспринимается столь негативно. Кроме того, концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в американской культуре имеет региональную и расовую дифференциацию вследствие особенностей исторического развития США. Процесс исторического развития нации не бывает плавным и только поступательным. Возможны реакции, возвращения к более ранним взглядам и мнениям. Именно поэтому количество негативных признаков в составе американского концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ постоянно менялось с течением времени.

1 Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003. С. 272.

2 Там же. С. 268.

3 См.: Данилов К.В. Содержание концепта «смертная казнь» в библейском тексте и британской культуре // Язык. Время. Личность: материалы Международной научной конференции / под ред. Л.О. Бутаковой. Омск, 2002. С. 124-127.

4 См.: Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб, 1999. С. 267.

5 Здесь и далее цитаты библейского текста приводятся по: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1995.

6Acker J.R. Death Penalty: An American History // Contemporary Justice Review, 2003, Vol. 6(2), P. 170.

7 См.: Данилов К.В. Англо-американские правовые концепты crime и punishment в лингвокультурном освещении: учебное пособие. Саратов, 2005. С. 43-44.

8 См.: Acker J.R. Death Penalty: An American History // Contemporary Justice Review, 2003, Vol. 6(2), P. 170.

9 См.: Данилов К.В. Англо-американские правовые концепты crime и punishment в лингвокультурном освещении: учебное пособие. Саратов, 2005. С. 63.

10 Acker J.R. Death Penalty: An American History // Contemporary Justice Review, 2003. Vol. 6(2). P. 171.

11 Ibid. P. 171.

12 Ibid. P. 171-172.

М.А. Левина

МЕТАЯЗЫК ИССЛЕДОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ТЕРМИНОСИСТЕМ ПРАВА

В статье рассматриваются проблемы метаязыка описания вторичных терминосистем комплексных отраслей права, которые характеризуются особенностями как с языковой, так и с экстралингвистической точек зрения.

Ключевые слова: методология, термин, вторичная терминосистема, правовая картина мира, научный субконтинуум, фрейм, понятие, концепт, базовая терминосистема, терминосистема-донор.

M.A. Levina

METHALANGUAGE OF SECONDARY LEGAL TERMINOLOGICAL SYSTEMS RESEARCH

The article deals with the problems of meta-language of description of secondary terminological systems belonging to complex branches of the law. Such systems are characterized by specific features both from the linguistic and extra-linguistic points of view.

Key words: methodology, term, secondary terminological system, legal picture of the world, scientific sub-continuum, frame, notion, concept, basic terminological system, donor terminological system.

©Левина Мария Александровна

аспирант кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: mlevina@sgap.ru 249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.