Научная статья на тему 'Концепт смертная казнь в библейском тексте, британской, американской и русской культуре'

Концепт смертная казнь в библейском тексте, британской, американской и русской культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / CONCEPT / БИБЛИЯ / BIBLE / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / CAPITAL PUNISHMENT / РАСОВОЕ УГНЕТЕНИЕ / RACIAL OPPRESSION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / REGIONAL DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилов Кирилл Владимирович

Статья посвящена исследованию концепта смертная казнь как элемента концептосферы британцев, американцев и носителей русской культуры сквозь призму библейского текста. Анализируются семантические признаки концепта смертная казнь, влияние особенностей британской, американской и российской истории на его содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Capital Punishment in the Bible, British, American and Russian Cultures

The article is about the concept of capital punishment in the minds of the British, Americans and Russians. The concept of capital punishment is also seen through the prism of the Bible. The author takes into consideration the way this concept has been changing through the history.

Текст научной работы на тему «Концепт смертная казнь в библейском тексте, британской, американской и русской культуре»

К.В. Данилов

КОНЦЕПТ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В БИБЛЕЙСКОМ ТЕКСТЕ, БРИТАНСКОЙ, АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена исследованию концепта смертная казнь как элемента концептосферы британцев, американцев и носителей русской культуры сквозь призму библейского текста. Анализируются семантические признаки концепта смертная казнь, влияние особенностей британской, американской и российской истории на его содержание.

Ключевые слова: концепт, библия, смертная казнь, расовое угнетение, региональная дифференциация.

K.V. Danilov

THE CONCEPT OF CAPITAL PUNISHMENT IN THE BIBLE, BRITISH, AMERICAN AND RUSSIAN CULTURES

The article is about the concept of capital punishment in the minds of the British, Americans and Russians. The concept of capital punishment is also seen through the prism of the Bible. The author takes into consideration the way this concept has been changing through the history. Keywords: concept, the Bible, capital punishment, racial oppression, regional differences.

Современная когнитивная лингвистика изобилует определениями понятия «концепт». Мы присоединяемся к исследователям, которые рассматривают концепты без отрыва от культуры своих носителей. Так, одно из определений гласит, что концепты — это «максимально абстрагируемая идея «культурного предмета», не имеющего визуального прототипического образа, хотя и возможны визуально-образные ассоциации, с ним связанные»1. Национальный концепт В.В. Красных определяет следующим образом: «самая общая, максимально абстрагированная, но конкретно репрезентируемая (языковому) сознанию, подвергшаяся когнитивной обработке идея «предмета» в совокупности всех валентных связей, отмеченных национально-культурной маркированностью»2. Одним из основных средств выражения концептов являются тексты, что оправдывает анализ текстов исторических и иных исследований при изучении концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в британской, американской и русской культуре.

Что касается Ветхого Завета, основанного на мифологии древних евреев, то в нем кары не ограничены как по своей интенсивности, так и по объему круга караемых лиц. В древности почти все преступления сводились к преступлению против божества, грех и собственно преступление не отделялись друг от друга3. Почитание других богов, несоблюдение религиозных предписаний карается смертной казнью: «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» [Исход 22:20]4; «и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего» [Исход 31:14]. Таким образом, можно утверждать, что концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в Ветхом Завете содержит доминирующий семантический признак: грех — нарушение религиозных догм. Ветхозаветный принцип «зуб за зуб» («а если будет вред, то отдай душу за душу,

© Данилов Кирилл Владимирович, 2015

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: danilov3@mail.ru

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб» [Исход 21:23-25]) предполагает соответствие наказания преступлению, если это возможно. В случае смертной казни этот принцип соблюдается лишь при наказании за убийство. Следовательно, можно говорить о семантическом признаке соответствия наказания преступлению в составе концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.

В целом грехи, за которые в Библии предусматривается смертная казнь, чрезвычайно разнообразны и каждый из них представляет собой семантический признак, входящий в концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.

Вот некоторые из них: «супружеская измена» («Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» [Левит 20:10]), «колдовство» («Ворожеи не оставляй в живых» [Исход 22:18]), «изнасилование» («Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею» [Второзаконие 22:25]).

Христианство пришло в Британию в VI веке н.э. и окончательно установилось около 850 г. Библейские догмы оказали значительное влияние на законы англосаксонских королей. Например, король Canute (ок. 1020 г.) указывает на необходимость искоренения многих, в т.ч. и указанных пороков, но смертная казнь за них не предусматривается5. В качестве наказания применяется штрафная санкция в самой крайней форме (все имеющееся имущество), но его можно избежать, покаявшись, т.е. в содержании концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ можно выделить семантический элемент отсутствия покаяния. Следует отметить, что в Ветхом S Завете о покаянии как об освобождении от смертной казни не упоминается. g В Новом Завете главенствует мотив прощения, а ветхозаветный принцип

m «не убий» понимается шире. Именно этим объясняется тот факт, что примеры

oí 0

? смертной казни в англосаксонских законах встречаются достаточно редко, усту-

1 пая место штрафным санкциям6. Данные примеры позволяют сделать вывод f о том, что концепт СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в Британии периода англосаксонских >§ королей содержит в себе семантический признак социального статуса жертвы, ü что оправдано особенностями социального устройства, хотя и не соответствует | новозаветному принципу равенства всех людей перед Богом. Данный принцип ® актуализируется в британском праве в более поздний период.

§ Дальнейший ход британской истории ознаменован развитием негативного

í отношения к смертной казни и увеличением количества негативных семанти-

g ческих признаков в составе концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, хотя этот процесс

2 нельзя назвать плавным.

§ Следует отметить, что на практике смертная казнь никогда не применялась

ш

£ так широко, как это предписывалось законом. Только четверть всех преступни-<3 ков, обвиненных в фелонии в период правления Елизаветы I, действительно были 1 повешены. Причин этому было несколько. В целом контроль над исполнением m законов в стране был достаточно слаб, что позволяло исполнительной власти на местах чувствовать себя свободно и руководствоваться личными убеждениями, в т.ч. и религиозными.

Другой, более значимой причиной была практика, известная как benefit of clergy, согласно которой духовное лицо не могло подвергнуться светскому суду (XII-XIX вв.). Также практически любое лицо, обратившись к benefit of clergy, 222 прочитав первую строку псалма 51 (neck verse), могло перевести свое дело из

королевского суда в церковный суд, который не выносил смертных приговоров, заменяя их более мягкими7. То есть вплоть до XIX в. влияние религии на право в Британии было столь велико, что семантический признак отсутствия покаяния присутствовал в концепте СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.

В настоящее время негативное отношение к смертной казни в Британии подтверждает тот факт, что даже такие серьезные преступления как предумышленное убийство и изнасилование наказываются пожизненным заключением в качестве обязательного и максимального наказания соответственно8. Обязательная смертная казнь предусмотрена лишь за государственную измену9.

Рассмотрим особенности концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в американской культуре. В колониальной Америке тюрем не было. Первые пенитенциарные учреждения появились в период с конца 1700-х до начала 1800-х гг. Основными карательными санкциями являлись штрафы, телесные наказания, включая привязывание к позорному столбу. Смертная казнь, как правило, применялась к рецидивистам и тем, кто представлял угрозу личной безопасности граждан и общественному порядку. Тем не менее, колонисты проявляли относительную мягкость к преступникам, по сравнению с правовыми традициями Британии. Например, британский «Кровавый кодекс» к концу ХУШ в. содержал 200 видов преступлений, наказываемых смертной казнью. В американских колониях предусматривалось около 12 таких преступлений. Это были убийство, изнасилование, супружеская измена, скотоложство, а также ряд имущественных преступлений10.

Очевидно, что перечень преступлений, наказываемых смертной казнью, в Америке был также во многом предопределен библейскими предписаниями. В

го

некоторых штатах адюльтер классифицируется как преступление, наказуемое т штрафом или тюремным заключением, и в настоящее время. Однако уголовные С обвинения почти никогда не предъявляются. То, что в ряде штатов США адюль- а тер по настоящее время классифицируется как преступление, по-видимому, § связано с более строгой пуританской моралью, господствующей в Новом Свете11. I. Кроме того, уголовные законы в колониальной Америке имели существенную у

Из

региональную дифференциацию. Например, на Юге смертная казнь часто при- с

т

менялась при обеспечении имущественных прав землевладельцев, совершившие н преступления рабы наказывались смертной казнью. Дискриминация в отноше- I ние чернокожих, а именно частое использование смертной казни практиковалась | не только на Юге. Например, после бунта рабов в 1712 г. законодатели Нью-Йорка е ввели смертную казнь за попытку убийства и попытку изнасилования только § для преступников-рабов. Если на Севере ситуация менялась достаточно быстро, а то на Юге рабов казнили вплоть до начала гражданской войны12. м Следует отметить, что региональная дифференциация концепта СМЕРТНАЯ и КАЗНЬ в США присутствует по настоящее время. Правовые и обыденные концепты приобретают различные оттенки в американской культуре, в различных 6 штатах — разные смыслы13. 22 С середины XVIII в. многие американцы стали подвергать сомнению оправ- 5 данность смертной казни за имущественные преступления, такие как кража, фальшивомонетчество и кража со взломом. Подобные взгляды находили отражение в том факте, что присяжные часто отказывались признавать обвиняемых виновными, зная, что их ждет смертная казнь. Большую популярность в колониях стали приобретать идеи Ч. Беккариа. Его трактат «О преступлениях и наказаниях» к тому времени был переведен на английский язык. Люди стали 223

осознавать несоответствие смертной казни имущественным и малозначительным преступлениям.

В Пенсильвании, где главенствовали христианские квакерские принципы, были предприняты значительные шаги к уменьшению использования смертной казни. Квакеры считали, что основная цель любого хорошего правительства — перевоспитывать, а не уничтожать. Эта фраза содержалась в преамбуле закона 1786 г., который отменял смертную казнь за грабеж, кражу со взломом и мужеложство. Реформы произошли и в других штатах, однако они не коснулись рабов на Юге. К 1860 г. во всех северных штатах смертной казнью наказывались только умышленное убийство и государственная измена. В предыдущие три десятилетия в северных штатах прилагались усилия к отмене смертной казни. Мичиган стал первым штатом, в котором отменили смертную казнь за умышленное убийство (1846 г.). То же самое вскоре произошло в Род-Айленде (1852 г.) и Висконсине (1853 г.)14.

Итак, толчок к гуманизации наказаний в США был дан глубоко верующими христианами, которые руководствовались принципами скорее не Ветхого, а Нового Завета. Наличие института рабства на Юге заставило южные штаты идти по другому пути. Смертная казнь не была отменена ни для чернокожих, ни для белых. Ею наказывался целый ряд преступлений, а не только умышленное убийство, хотя на практике большинство случаев применения смертной казни касалось чернокожих. Штат Теннеси в 1838 г. стал первым южным штатом, в котором присяжным предоставили возможность выбора: назначить виновному смертную казнь или тюремное заключение. До этого смертная казнь была единственно возможным наказанием за определенные преступления. Вскоре примеру о Теннеси последовали Алабама и Луизиана. Однако эти прогрессивные реформы ¿- способствовали усилению расизма: присяжные, которые все были белые, по-

о

~ лучили возможность строго наказывать чернокожих преступников и щадить

2 белых15. Таким образом, можно говорить не только о региональной, но и о расо-

| вой дифференциации концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в американской культуре.

| Изменения в законодательстве были позже инициированы противниками

£ смертной казни из Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного

о

| населения в середине 1960-х гг. Результат был достигнут в 1972 г. при рассмо-| трении дела Ферман против штата Джорджия. Пять судей Верховного суда 2 пришли к выводу, что смертная казнь противоречит пункту восьмой поправки к ° Конституции, запрещающему жестокие и необычные наказания. Так или иначе, « сегодня смертная казнь применяется в некоторых штатах за изнасилование не-| совершеннолетней и за федеральные преступления (шпионаж, государственную | измену), а также за убийство с отягчающими обстоятельствами16. ° Перейдем к концепту СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в русской культуре. В России

0 смертная казнь как мера наказания упоминается в ряде древних памятников, § например в Краткой Русской Правде (XI в.). В летописях сохранились упоми-

1 нания о казне разбойников по указанию Владимира Мономаха. В 1069 г. Были | случаи казней в 1071 и 1157 гг. за «порицание веры», за «причинение мятежа и

разделение в народе». Первым сводом законов, определяющим ответственность за совершение преступлений на Руси, была Русская Правда, разработанная в период с 1068 по 1072 г. В этом своде законов было сохранено право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, ли сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого»17. Наблюдается по-224 разительное сходство подходов составителей Русской Правды и англосаксонских

королей. Очевидно влияние принципа талиона Ветхого Завета. Примечательно, что кровная месть может быть заменена штрафом, что, несомненно, продиктовано гуманными идеями.

По Соборному уложению царя Алексея Михайловича 1649 г. смертная казнь назначалась за 60 видов преступлений. Наиболее опасными считались преступления против веры. Первая статья Уложения гласила: «Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь». А в ст. 24 гл. 22 Уложения было указано: «А будет кого бусурман какими-нибудь мерами насиль-ством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилам святых апостол и святых отец»18. Примечательно, что ни в Британии, ни в Америке никогда не предусматривалось санкций, тем более столь суровых, за приобщение лица к другой религии, что можно отчасти объяснить географической обособленностью британских островов и изначальной мультикультурностью американского общества. Кроме того, если в Британии покаяние могло спасти обвиняемому жизнь, то в России покаяние приветствовалось, но не спасало от казни. Сожжение колдунов, колдуний и вероотступников продолжалось до XVIII в.19

Следует также отметить, что степень влияния гуманистических идей на содержание концепта СМЕРТНАЯ КАЗНЬ в трех рассматриваемых культурах в настоящее время также различается. Наиболее гуманным представляется британское общество, где смертная казнь предусмотрена только за государственную измену. Далее следует Россия, где введен мораторий на смертную казнь, что, однако, не означает ее отмены, да и количество сторонников смертной казни достаточно велико. И наконец, в ряде штатов США смертные приговоры, хоть и нечасто, выносятся и приводятся в исполнение.

1 Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003. С. 272.

2 Там же. С. 268.

3 Хижняк С.П. Основы юридической лингвистики: учебное пособие. Саратов, 2011. С. 63.

4 Здесь и далее цитаты библейского текста по: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1995.

5 Stubbs W. Select Charters and other Illustrations of English Constitutional History from the Earliest Times to the Reign of Edward the First. Oxford, 1900.

6 Ibid.

7 Briggs J. Crime and Punishment in England: an introductory history. London, 1996. P. 75.

8 Elliot C., Quinn F. Criminal Law. London, 2000. P. 45.

9 GarnerB.A. A Dictionary of Modern Legal Usage. Oxford, 1995. P. 249.

10 Acker J.R. Death Penalty: An American History // Contemporary Justice Review. 2003. Vol. 6(2), P. 170.

11 См. : Данилов К.В. Англо-американские правовые концепты crime и punishment в лингвокультурном освещении: учебное пособие. Саратов, 2005. С. 43-44.

12 Acker J.R. Death Penalty: An American History // Contemporary Justice Review, 2003. Vol. 6(2), P. 170.

13 См.: Данилов К.В. Указ. раб. С. 63.

14 Acker J.R. Op. cit. P. 171.

15 Ibid. P. 171.

16 Ibid. P. 171-172.

17 Игнатов В.Д. Палачи и казни в истории России и СССР. М., 2013. С. 25.

18 Там же. С. 29.

19 См.: Там же. С. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.