УДК 342 ББК 67.400.3
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10014
Содержание конституционных культурных прав и свобод человека и гражданина
The Content of Constitutional Cultural Rights and Freedoms of Man and Citizen
Марат Вильданович САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Научный консультант: Б.С. Эбзеев, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, доктор
юридических наук, профессор
Аннотация. В настоящей статье рассмотрен каталог конституционных культурных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ст. 43 и 44 Конституции РФ. Автор проводит краткий анализ содержания названных прав и делает ряд выводов, в том числе предлагает авторскую дефиницию понятия «право на образование», а в заключении раскрывает содержание конституционных культурных прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина; человек; культурные права; право на образование; право на творчество; право на преподавание; социальная политика; общество; общественные институты; конституционные гарантии; Конституция Российской Федерации
Abstract. This article considers the catalog of constitutional cultural rights and freedoms of man and citizen, enshrined in Art. 43 and Art. 44 of the Constitution of the Russian Federation. The author conducts a brief analysis of the content of these rights and draws a number of conclusions, including proposing an author's definition of the concept of "right to education", and in conclusion reveals the content of constitutional cultural rights and freedoms of man and citizen.
Keywords: human and civil rights and freedoms; human; cultural rights; the right to education; the right to creativity; the right to teach; social policy; society, public institutions; constitutional guarantees; the Constitution of the Russian Federation
Актуальность, равно и практическая значимость избранной для настоящей статьи темы, обусловлены высокой степенью важности надлежащей реализации конституционных культурных прав и свобод человека и гражданина в деле развития современного общества и государства в Российской Федерации. Особая роль культурных прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что такие права обеспечивают духовное развитие человека, помогают каждой личности стать неотъемлемой частью, а также полезным участником социального прогресса. Не вызывает сомнений постулат о том, что высокий уровень гарантиро-ванности государством культурных прав свидетельствует о высоком уровне развития различных сфер его жизнедеятельности.
Руководство Российской Федерации также обращает серьезное внимание и придает особенное значение развитию культурных прав и свобод. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул, что «глобальная конкуренция все больше смещается в область науки, технологий и образования»1. Полагаем, что таким образом глава государства в числе прочего потребовал повсеместно в Российской Федерации повысить уровень реализации культурных прав и свобод человека и гражданина путем создания и усовершенствования научной и исследовательской инфраструктуры до уровня мировых стандартов, внедрения и реализации программы строительства музейных и культурно-образовательных комплексов, а так-
же создания современных технически и технологически продвинутых научно-образовательных центров, которые могли бы интегрировать все уровни образования. Отрадно такое внимание со стороны первого лица государства, поскольку обеспечить сохранение насчитывающей более тысячелетия культурной самобытности многонационального народа России невозможно без государственной заинтересованности и поддержки. Представляется, что воплощение в жизнь названных направлений позволит в долгосрочной перспективе должным образом обеспечить реализацию гарантированных Конституцией Российской Федерации2 культурных прав и свобод человека и гражданина.
Принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме Конституция РФ закрепила следующий каталог культурных прав и свобод человека и гражданина:
■ право на образование (ч. 1 ст. 43);
■ свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
■ право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44).
■ право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).
Следует отметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальная дефиниция такого понятия, как «право на образование». В том числе она отсутствует и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»3, являющемся основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы, касающиеся как в целом образования, так и в частности образовательного процесса в Российской Федерации. В связи с этим в научной среде предпринимаются многочисленные попытки дать определение названному понятию.
Так, по мнению Ю.П. Орловского, конституционное право на образование есть не что иное, как «сумма отдельных возможностей постоянно совершенствовать знания во всех существующих формах обучения»4.
На взгляд Л.А. Дольниковой, сущность права на образование состоит в «единой возможности постоянно овладевать знаниями, используя для этого как систему общеобразовательных школ, так и все другие существующие в стране виды обучения»5.
А.Н. Козырин полагает, что право на образование — это «гарантированные государством и международным правом фактические возмож-
ности индивида, заключающиеся в обладании и пользовании необходимым объемом знаний, умений и навыков с целью повышения им своего образовательного и культурного уровня»6.
В.И. Шкатулла определяет право на образование как «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании»7.
В свою очередь О.Ю. Назарова под правом на образование понимает «совокупность возможностей каждого человека на получение образо-вания»8.
Н.В. Вечканова придерживается иной точки зрения и считает, что право на образование «является особо значимым социальным правом человека, создающим необходимые предпосылки для развития личности, оказывающим влияние на состояние общества в целом, находясь во взаимосвязи с иными политическими, экономическими и социальными правами и свободами»9.
А.Ф. Ноздрачев утверждает, что право на образование представляет собой «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества»10.
Т.В. Грачева рассматривает право на образование как «реально существующую, гарантированную государством и международным сообществом фактическую возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего об-щества»11.
Полагаем возможным в основном согласиться с мнением уважаемой Т.В. Грачевой, которая предлагает, как представляется, наиболее общее и емкое определение из приведенных выше. В свою очередь считаем, что под правом на образование следует понимать гарантированную Конституцией РФ возможность каждого человека беспрепятственно получать знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности в целях достижения личностного и профессионального роста, а также повышения уровня развития общества и государства в современных условиях.
Положения ч. 2 ст. 43 Основного Закона гарантируют каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. На основе указанной нормы Конституции РФ определены фундаментальные за-
дачи российской политики в образовательной сфере, а именно: достижение высокого качества образования за счет гарантирования его доступности и бесплатности.
Согласно ч. 3 ст. 43 Основного Закона каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Однако при этом второе и последующее высшее образование в Российской Федерации возможно получить только на платной основе.
Закрепленные в ч. 1 ст. 44 Конституция РФ положения гарантируют каждому человеку свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также свободу преподавания, которая относится к академическим свободам. Право на занятие творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и любительской (самодеятельной) основе.
В ч. 2 ст. 27 Всеобщей декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является12. В ч. 1 ст. 15 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах установлено право каждого человека принимать участие в культурной жизни; пользоваться результатами научного прогресса и применять их на практике; пользоваться защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является13.
Таким образом, свобода творчества, как разновидность свободы самовыражения, представляет собой одно из основных культурных прав человека, однако при этом не является правом абсолютным и может быть ограничено, к примеру, по основаниям, закрепленным в ст. 29 Конституции РФ.
Свобода преподавания подразумевает, что преподаватель или учитель имеют право самостоятельно выбирать не только манеру проведения занятия вне зависимости от его вида, но также и методику изложения материала. При этом данная свобода также может быть ограничена, например, федеральным государственным образовательным стандартом или этическими и нравственными нормами, которые предполагают, что преподаватель не должен допускать оскорблений в адрес учащихся или своих коллег и, наоборот, должен использовать культурный язык в процессе образовательной деятельности14.
В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ закреплено право на охрану интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Основного Закона правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Трудно переоценить важность конституционного закрепления данного права, поскольку в условиях современного мира достижения в области науки и техники, а также произведения литературы и искусства представляют собой не только результат умственного труда человека, но некий интеллектуальный запас страны, который, полагаем, вполне допустимо называть национальным богатством государства.
Среди основных источников международного права, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, можно выделить Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (1967 г.)15, Всемирную конвенцию об авторском праве (1952 г.)16, Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений (1986 г.)17, Евразийскую патентную конвенцию (1994 г.)18 и др.
В Российской Федерации понятие «интеллектуальная собственность», используемое в Конституции РФ, также воспринято и гражданским законодательством. Так, например, согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ19 интеллектуальная собственность выделена в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
Отметим, что в отечественной правовой доктрине бытует мнение о недопустимости отнесения интеллектуальной собственности к предмету конституционного права, а также возникают серьезные разногласия в сфере конституционного и гражданского права относительно содержания понятия интеллектуальной собственности и особенностях правовых режимов ее видов20. Согласимся в данном контексте с мнением С.В. Ка-бышева, который утверждает, что сегодня есть «все основания для выделения среди основ конституционного строя нового принципа, связанного с развитием отношений интеллектуальной собственности, включая их стимулирование, поощрение, гарантирование и поддержку с целью достижения экономического и социального прогресса общества, направленного на построение инновационного (основанного на экономике знаний) государства»21.
На наш взгляд, именно данное положение Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) гарантирует каждому человеку возможность развиваться, проявлять и реализовывать свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности, не боясь при этом, что полученный или достигнутый резуль-
тат собственной деятельности будет присвоен другими лицами. Ведь одними из приоритетных целей нашего государства в данной области являются не только развитие человеческого потенциала и создание условий для развития личнос-ти22, но также достижение идеала свободной человеческой личности, о которой упоминается в преамбуле Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, а именно «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами»23.
К каталогу культурных прав, согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, также относятся право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а равно право на доступ к культурным ценностям. Реализация указанных положений может быть осуществлена, например, в соответствии со ст. 15 и 16 Основ законодательства Российской Федерации о куль-туре24, согласно которым граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности, а также создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. При этом любые государственные гарантии должны реализовы-ваться в той мере, которая обеспечит гражданам уверенность в незыблемости конституционных ценностей.
На наш взгляд, реализация именно культурных прав и свобод, являющихся базовой единицей правового статуса личности, позволяет создать условия для духовного развития не только отдельного индивида, но и общества в целом, что, в свою очередь, является основой для становления государства с развитой правовой культурой.
Основываясь на изложенном в настоящей статье и раскрывая содержание конституционных культурных прав и свобод человека и гражданина, можно сделать вывод, что таковые являются базовой категорией правового статуса личности, представляющей собой совокупность гарантированных Конституцией РФ возможностей в области науки, искусства, образования и иных сферах творческого самовыражения человека, реализация которых позволяет достичь го-
сударственной самобытности, а также высокого духовного развития каждого индивида.
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 октября 2019 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 2019.
21 февраля. № 38.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от
30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) / СЗ РФ.
2014. № 31. Ст. 4398.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от
26 июля 2019 г.) / СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
4 Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. М., 1986. С. 14.
5 Дольникова ЛА. Конституционное право на образование советских граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1984. С. 37.
6 Козырин А.Н. Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Комментарий к ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.lexed.ru/praktika/ realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2460 (дата обращения: 26.112019).
7 Шкатулла В.И. Право на образование // Государство и право. № 7. 1997. С. 5.
8 Назарова О.Ю. О природе права на образование // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1999. № 3 (13). Серия: Гуманитарные науки (правоведение). С. 24—25.
9 Вечканова Н.В. Право на образование в Российской Федерации: конституционный аспект // Теория и практика общественного развития. 2017. № 8.
10 Матюшева Т.Н. Право на образование — конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. 2008. № 12. С. 37.
11 Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.
12 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля. № 67.
13 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
14 Авакьян СА. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: В 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. Т. 1.
15 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 г., изменена 2 октября 1979 г.). Конвенция ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-УП с заявлением: «Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, регулирует вопросы, затрагивающие интересы всех стран, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств в соответствии с принципом их суверенного равенства».
16 Всемирная конвенция об авторском праве (заключена в г. Женеве 6 сентября 1952 г.) // СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
17 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (ред. от 28 сентября 1979 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.
18 Евразийская патентная конвенция (заключена в г. Москве 9 сентября 1994 г.) // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2323.
19 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 2Э0-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
20 Кабышев C.B. Интеллектуальная собственность в системе конституционного строя: сравнительный анализ // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 143; см. также: Усов Г.В. Конституционно-правовая защита интеллектуальной собственности в России и зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 5—9.
21 См.: Кабышев C.B. Указ. соч. С. 145.
22 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
23 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
24 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 9 октября 1992 г. № 3612-1) (ред. от 18 июля 2019 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Международное гуманитарное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.И. Котлярова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 303 с.
ISBN 978-5-238-03281-8
Рассматриваются понятие, принципы и источники международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, его отличие от стандартов в области прав человека. Акцентируется внимание на значении этой отрасли международного права в деле защиты жертв войны (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), гражданских объектов, интересов нейтральных государств, окружающей среды, ограничения воюющих государств в выборе методов и средств ведения боевых действий, а также роли МККК в ее становлении и развитии. Отмечается актуальность распространения знаний о международном гуманитарном праве в органах внутренних дел России и других силовых структурах, раскрывается значение института ответственности государств и физических лиц в деле предупреждения международных преступлений, роль Международного уголовного суда в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права.
Для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных организаций МВД России, практических сотрудников полиции, а также для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, специалистов, интересующихся проблемами международных отношений.