КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЗАЩИТА
Г.Ю. КУРСКОВА,
кандидат исторических наук
Аннотация. В данной статье рассматриваются права и свободы человека и гражданина и их конституционная защита как показатель сущности политического режима. Автор анализирует различные подходы к классификации прав человека, рассматривает конституционные права и свободы в Российской Федерации, институты, в чьи обязанности входит обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое (законное) ограничение прав и свобод человека в современных условиях. Таким образом, делается вывод, Конституция Российской Федерации предусматривает широкий круг прав и свобод и гарантии их защиты, соответствующий современным международным стандартам.
Ключевые слова, права человека, Конституция Российской Федерации, система защиты прав и свобод человека, международные документы.
CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR PROTECTION
G.J. KURSKOVA
Annotation. In the given article are considered the rights and freedoms of man and citizen and their constitutional protection as an indicator of political regime»s essence. The author analyzes various approaches to classification of human rights, considers constitutional rights and freedoms in the Russian Federation, institutes that are responsible for maintenance of rights and freedoms of man and citizen, legal (lawful) restriction of human rights and freedoms in modern conditions. Thus, the conclusion is that the Constitution of the Russian Federation provides a wide range of rights and freedoms and guarantees of their protection, corresponding to modern international standards.
Key words: human rights, the Constitution of the Russian Federation, system of protection of human rights and freedoms, international documents.
Сущность политического режима определяется характером взаимоотношений между личностью и государством.
В основе классификации прав и свобод человека находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. Самым распространенным критерием выступает содержание прав и свобод, т.е. сфера жизнедеятельности человека и гражданина, в которой эти права и свободы реализуются.
Основные права и свободы человека и гражданина С.А. Авакьян дифференцирует по четырем группам: 1) личные; 2) публично-политические; 3) социально-экономические; 4) права по защите других прав и свобод1.
Весьма интересным и значимым представляется разделение прав и свобод на естественные и позитивные. Критерием здесь выступает их происхождение, характер формирования,
уровень связи с деятельностью органов государственной власти2.
Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации может быть представлена следующим образом: 1) личные права и свободы — право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища; 2) свободы человека и гражданина — право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры; 3) права гражданина на управление делами общества — право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, отправлении правосудия, право
подачи индивидуальных или коллективных заявлений; 4) социально-экономические права — право частной собственности, в том числе на землю, право на благоприятные условия труда, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище; 5) социально-культурные права — право на обра-зование3, государственную защиту материнства и детства; 6) юридические гарантии прав и свобод личности и гражданина — гарантирован-ность государственной и судебной защиты прав и свобод, право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями; 7) юридические гарантии личности от уголовного преследования — презумпция невиновности, запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, и др.
Основные права индивида — конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида.
В Конституции 1993 г. в перечне конституционных прав и свобод принципиальное значение имеет закрепление права каждого на частную собственность, включая право частной собственности на землю (ст. 35 и 36 Конституции). Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности (ст. 8, 9).
Конституция (ст. 37) закрепляет свободу труда, запрещает принудительный труд, признает право на индивидуальные и коллективные споры с использованием различных законных средств, включая и право на забастовку4.
Новый подход проявляется и в формулировке других прав и свобод, которые ранее вообще оставались вне рамок социалистических конституций: право каждого на жизнь и свободу, право каждого свободно выезжать за пределы России и возвращаться обратно, право на
свободный поиск и распространение информации в условиях свободы массовой информации и запрета цензуры, право коллективных обращений в государственные органы, право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Принцип равенства всех индивидуальных прав и свобод определяет вместе с тем и их пределы, рамки их всеобщего признания и реализации. В Конституции (п. 3 ст. 17) границы такого взаимосогласованного действия различных индивидуальных прав и свобод определены следующим образом: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Закрепленные в Конституции РФ 1993 г. политические права отражают положение человека в обществе в качестве активного участника политического процесса. К политическим правам по Конституции относятся: право сохранять свое гражданство или изменить его; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе.
Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (п. 1 и 2). Право на объединение означает создание и участие в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях, обеспечивающих гражданину возможность участия в выработке решений органов власти, защищать интересы своих членов. Политические общественные объединения (политические партии, политические организации, политические движения) наделены правом участия в избирательных кампаниях в качестве избирательных объединений.
Статья 31 Конституции РФ констатирует: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это право позволяет публично выразить гражданам требования и интересы, осуществлять свободу мысли и слова,
исключая насильственное изменение конституционного строя, разжигание расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со ст. 32 (п. 1 и п. 2) Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан, характеризующим взаимоотношения между демократическим государством и его гражданами.
В Конституции записаны и нормы об обеспечении политических прав и свобод: нормы о запрете цензуры; о недопущении монополизации государством или отдельными лицами средств массовой информации; о свободе печати и запрете конфискации печатных изданий. Это также положения о невозможности преследования за выражение (в рамках закона) своих мнений, убеждений или отказ от них; о возможности опровержения обнародованной информации и ответа на нее.
Таким образом, Конституция Российской Федерации предусматривает широкий круг политических прав и свобод и гарантии их защиты, соответствующий современным международным стандартам.
Правовое (законное) ограничение прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту, поскольку непосредственно связано с обеспечением общественной безопасности. Ограничение прав и свобод — один из способов регулирования степени свободы в обществе, однако в своей реализации не допускающий вольного истолкования и злоупотребления. Отсюда следует основное требование к применению государством ограничений прав человека — четкая регламентация оснований, порядка и пределов их применения.
При этом на международном уровне к данному нет единого подхода. Существуют различные подходы к пониманию цели ограничения прав и свобод человека. В этой связи заметим, что во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются (п. 2 ст. 29):
обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах указываются более детальные условия применения ограничений. Согласно ст. 4 Пакта об экономических, социальных и культурных правах в качестве цели ограничения рассматривается общее благосостояние; согласно целому ряду статей второго пакта (ст. 12, 18, 19) ограничения могут быть применены, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод цели ограничений существенно расширены. Согласно этому документу ограничения, кроме того, вводятся в целях: поддержания национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8—9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10). Таким образом, главная цель — защита человека.
В российской теории права, в правоприменительной практике тоже нет общепринятого (единообразного) подхода к формулированию основополагающей терминологии, в том числе и такого понятия, как ограничение прав и свобод, к определению критериев ограничения прав и свобод человека5.
Обратимся к конституционным положениям, отражающим институт ограничения прав и свобод человека. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Следовательно, ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны Российского государства предполагают: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание бла-
гоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.
Мировая практика и российское законодательство предусматривают правомерность ограничения прав и свобод человека в условиях так называемых особых правовых режимов — чрезвычайного и военного положения. Ограничения прав и свобод граждан допустимы в случае, если они: 1) предусмотрены Конституцией и законодательством конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права.
Согласно ст. 56 Конституции не допускаются ограничения таких прав и свобод, как: право на жизнь; достоинство личности; частная жизнь, доброе имя, честь; сбор информации о частной жизни; свобода вероисповедания; свобода предпринимательской деятельности; право на жилище; права, связанные с судебной защитой, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц и т.д.
«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» — гласит ст. 2 Конституции Российской Федерации.
В Конституции указаны институты и должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение прав и свобод человека и гражданина в процессе создания и исполнения «позитивного права». Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является, по Конституции, Президент РФ (ч. 2 ст. 80). Осуществлением мер по обеспечению прав и свобод граждан по Конституции (ч. 1 ст. 114) должно заниматься Правительство РФ. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Конституцией 1993 г. предусмотрено создание Института Уполномоченного по правам человека.
Конституция (п. 1—2 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это конституционно-правовое положение получило свое развитие в ст. 125 Конституции РФ, предоставившей Конституционному Су-
ду РФ полномочия по проверке конституционности законов на основании жалоб граждан и запросов судов, а также в нормах Гражданского процессуального кодекса РФ о праве граждан (физических лиц) и организаций на оспаривание законности нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан.
Инициативу по проверке конституционности федеральных законов и целого ряда иных нормативных актов могут проявлять также органы и должностные лица государственной власти, а по оспариванию законности нормативных актов — органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, считающие, что нормативным актом нарушена их компетенция. Кроме того, опираясь на норму ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, суды общей юрисдикции во всех необходимых случаях могут применять Конституцию РФ как акт прямого действия. При обнаружении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.
Аналогичным образом суд может применять в качестве норм прямого действия общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах и международных договорах Российской Федерации, поскольку согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ эти нормы и принципы являются составной частью правовой системы Российской Федерации6.
Расширяя возможности судебной защиты прав человека, Конституция (п. 3 ст. 46) закрепляет положение: «Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гражданин имеет право обратиться с индивидуальной жалобой против государства в Европейский суд по правам человека и в иные международные контрольные органы, если исчерпаны все установленные законодательством Российской Федерации средства защиты.
Показательно, что в Конституции РФ одновременно подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для государства в целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность
государства» (ст. 2); в другой статье Конституции (п. 2 ст. 55) содержится запрет антиправового (правонарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Важная в этом плане норма содержится и в п. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Эти конституционные положения относятся не только к нормативно-правовой системе, но и к его институциональной системе — ко всем ветвям власти, к их правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельности.
Конституционные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности — основа правового государства, а состояние прав и свобод человека, система защиты прав и свобод человека — показатель степени демократичности государства.
1 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 227.
2 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2003. С. 136.
3 Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, что по образовательному стандарту соответствует восьмилетнему образованию, и среднего профессионального образования. Отсутствие надежной правовой базы в области образования и науки привело к серьезным перекосам, поставило данную отрасль в положение зависимости от чиновничьего произвола, создало реальную угрозу утраты Россией одной из лидирующих позиций в мире по уровню общего образования и подготовке высококвалифицированных специалистов
4 Дать однозначную оценку ч. 3 ст. 37 достаточно сложно, тем более что в ряде европейских и латиноамериканских стран право на труд конституционно закреплено. Во всяком случае, подобное положение в Конституции РФ нередко оборачивается различного рода злоупотреблениями, особенно в связи с нелегальным (или полулегальным) использованием иностранной рабочей силы. К тому же в указанной части статьи говорится о праве на защиту от безработицы.
5 Общая теория прав человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лу-кашева. М., 1996. С. 133-135.
6 Судебная власть. М., 2003. С. 20.
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ
И ОБОРОТОМ ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В.А. ЛЕЛЕКОВ,
доктор юридических наук, профессор;
A.B. ПОЛЬШИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия преступлениям, связанным с распространением в глобальной компьютерной сети Интернет порнографических материалов с изображениями несовершеннолетних. На основе анализа результатов деятельности ОВД и статистических данных обосновывается вывод о крайне высокой степени актуальности данной проблемы в современном обществе. Автором предлагаются способы защиты от распространения «нежелательной» информации в сети Интернет.
Ключевые слова, преступления в информационной сфере, борьба с сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних, борьба с порнографией в сети Интернет.