Научная статья на тему 'Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - гарант защиты прав и свобод человека и гражданина'

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - гарант защиты прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1879
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГАРАНТ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / HIGHEST-RANKING OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / GUARANTOR OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещеряков Александр Николаевич

Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. На федеральном уровне Президент Российской Федерации провозглашен гарантом прав и свобод человека и гражданина и наделен соответствующими полномочиями. В субъектах РФ подобная задача должна быть возложена на высшее должностное лицо. В целях совершенствования организационно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ идея о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте защиты прав и свобод человека и гражданина требует дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Highest-ranking official of the subject of the Russian Federation - a guarantor of the rights and freedoms of man and citizen

According to the Constitution of the Russian Federation the recognition, observance and protection of the rights and freedoms of man and citizen shall be the obligation of the State. The rights and freedoms of man and citizen determine the essence, meaning and implementation of laws, the activities of the legislative and executive authorities, local selfgovernment and shall be ensured by the administration of justice. Protection of the rights and freedoms of man and citizen included into the joint jurisdiction of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation. On federal level the President of the Russian Federation proclaimed as a guarantor of the rights and freedoms of man and citizen and endowed with special powers. In subjects of the Russian Federation this function must be vested to highest-ranking official. Further development of the organizational-legal mechanism of ensuring constitutional rights and freedoms of man and citizen demands further development of the idea of highest-ranking official of the subject of the Russian Federation as a guarantor of the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - гарант защиты прав и свобод человека и гражданина»

вестник уральского юридического института мвд россии

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

удк 342.51

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации -гарант защиты прав и свобод человека и гражданина

Мещеряков Александр николаевич, заместитель начальника Уральского юридического института МвД России по научной работе, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: 12.00.02@mail.ru

согласно Конституции рФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся к предметам совместного ведения российской Федерации и субъектов рФ.

на федеральном уровне Президент российской Федерации провозглашен гарантом прав и свобод человека и гражданина и наделен соответствующими полномочиями. В субъектах рФ подобная задача должна быть возложена на высшее должностное лицо. В целях совершенствования организационно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах рФ идея о высшем должностном лице субъекта рФ как гаранте защиты прав и свобод человека и гражданина требует дальнейшего развития.

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта российской Федерации; защита прав и свобод человека и гражданина; гарант прав и свобод человека и гражданина.

Highest-ranking official of the subject of the Russian Federation -a guarantor of the rights and freedoms of man and citizen

Meshcheryakov Alexander Nikolaevich, Deputy Head on science work of the Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, Candidate of juridical sciences, Аssistant professor

According to the Constitution of the Russian Federation the recognition, observance and protection of the rights and freedoms of man and citizen shall be the obligation of the State. The rights and freedoms of man and citizen determine the essence, meaning and implementation of laws, the activities of the legislative and executive authorities, local self-government and shall be ensured by the administration of justice. Protection of the rights and freedoms of man and citizen included into the joint jurisdiction of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation.

On federal level the President of the Russian Federation proclaimed as a guarantor of the rights and freedoms of man and citizen and endowed with special powers. In subjects of the Russian Federation this function must be vested to highest-ranking official. Further development of the organizational-legal mechanism of ensuring constitutional rights and freedoms of man and citizen demands further development of the idea of highest-ranking official of the subject of the Russian Federation as a guarantor of the rights and freedoms of man and citizen.

Key words: highest-ranking official of the subject of the Russian Federation; protection of the rights and freedoms of man and citizen; guarantor of the rights and freedoms of man and citizen.

Конституцией Российской Федерации провозглашена высшая ценность человека, его прав и свобод. Конституционно данные понятия неразделимы и являются одной из основ конституционного строя. Так по замыслу авторов Основного закона проявляется естественно-правовая природа прав и свобод личности, которая становится прочным фундаментом дальнейших положений гл. 2 Конституции РФ и отраслевого законодательства.

Гарантированность указанного положения выражается через конституционную формулу: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Можно много рассуждать о роли и месте государства в современном обществе, о правовой природе и сущности обязанностей государства, об их количестве и видах, но дословно в тексте Конституции Российской Федерации в отношении государства установлена лишь одна вышеназванная обязанность. Ее выполнение, исходя из буквального понимания ст. 18 Конституции РФ, является смыслом деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, органов правосудия.

Что интересно, в контексте господствующей доктрины действие ст. 18 на Президента РФ не распространяется, поскольку он не отнесен ни к одной из перечисленных ветвей государственной власти. Решение ситуации содержится в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, определяющей Президента РФ гарантом прав и свобод человека и гражданина. Но было ли это специальным замыслом творцов Конституции или является ее очередным дефектом - вопрос открытый.

Предписанная Конституцией РФ роль Президента РФ заключается именно в гарантировании деятельности перечисленных в ст. 18 Конституции ветвей власти по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Правовое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, наличие у него большого объема полномочий практически во всех регулируемых правом сферах жизни общества и государства, в т. ч. в сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти создают все условия для успешного выполнения данной задачи. Конституционная практика, доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации хотя и подтверждают эффективность осуществляемой деятельности, но показывают наличие еще нереализованного потенциала по ее совершенствованию.

Абсолютно неверным будет утверждение, что обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина являются единственной обязанностью Президента РФ и иных субъектов, названных в ст. 18 Конституции. Объем выполняемой ими работы, как и количество субъектов правозащитной деятельности, несоразмерно больше. Конституция задает именно основной смыл и параметры данной деятельности, тогда как отдельные (а где-то и многие) полномочия могут быть непосредственно с обеспечением и защитой прав и свобод человека и не связаны. Как справедливо отмечал В. Н. Бутылин, вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают значительное место в деятель-

ности всех государственных органов, поскольку это их важнейшая конституционная обязанность. Но решение данных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства из них [12, с. 252].

Именно подобные рассуждения позволяют выделять во всей совокупности субъектов правозащитной деятельности органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К первым по смыслу ст. 18 Конституции РФ относятся все органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, органы правосудия, а ко вторым - только те органы, основная задача которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод личности (МВД России (полиция), Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка и др.).

Приведенная классификация носит весьма условный характер и не позволяет провести между всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления четкие границы. Она призвана продемонстрировать значимость рассматриваемых, выражающуюся в создании отдельных органов государственной власти, единственной задачей которых является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина имеют настолько важное значение, что они относятся как к исключительной федеральной компетенции (п. «в» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ), так и к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Да и ст. 18 Конституции РФ, перечисляя органы власти, призванные обеспечивать права и свободы человека и гражданина, не делит их на органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов РФ, делая данную задачу общей для тех и других.

Проблемы обеспечения прав и свобод человека в субъектах РФ формируют отдельный предмет исследования конституционалистов [5; 6; 8]. Их выявление, анализ, преодоление являются важными задачами науки конституционного права. Кроме того, в последнее время высокую актуальность приобрели широко обсуждаемые проблемы совершенствования организационно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ [9; 10].

Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1] (далее -Федеральный закон «Об общих принципах...») основу системы органов государственной власти составляют высшее должностное лицо, законодательный (представительный) орган и высший исполнительный орган государственной власти. Существуют и иные органы государственной власти субъектов РФ, образуемые в со-

вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

ответствии с их конституциями (уставами): конституционные (уставные) суды, избирательные комиссии и др.

В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 5 названного закона законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ осуществляют законодательное регулирование в установленной сфере ведения. В принятии законов субъектов РФ, необходимых для упорядоченного регулирования общественных отношений, гарантирования стабильности, правопорядка, состоит их основная функция по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как правило, наделяются полномочиями по разрешению дел о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ нормативных правовых актов, официальному толкованию конституций (уставов) субъектов РФ. В отдельных субъектах РФ наделены правом законодательной инициативы, разрешения споров о компетенции и иными полномочиями. Данные функции позволяют органам конституционной юстиции успешно реализовывать конституционную обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, и конституционная практика в субъектах РФ, в которых функционируют такие суды, демонстрирует эффективность их работы в данном направлении.

Актуальная на современном этапе конституционного строительства проблема заключается как раз во фразе «в субъектах РФ, в которых функционируют такие суды». К сожалению, таких субъектов до сих пор меньшинство (1/5 от всех субъектов Российской Федерации). Развитие системы конституционной юстиции в субъектах РФ - тема отдельного серьезного исследования. Но с учетом того, что блокирование создания конституционных (уставных) судов, их ликвидация - решения, как правило, принимаемые на уровне высших должностных лиц субъектов РФ, данный вопрос не мог быть обойден стороной и в этой статье.

Избирательные комиссии субъектов РФ в соответствии с требованиями федерального закона [2] обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах...» осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

И что самое интересное, а может быть, странное, среди полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 7 ст. 18 названного закона) вопросы обеспечения прав и свобод не поименованы.

Федеральный закон, определяющий в соответствии с Конституцией РФ общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти, абсолютно не регулирует вопросы обеспечения прав и свобод человека в деятельности высшего должностного лица субъекта РФ. И это видится очевидным недостатком рассматриваемого закона.

Высшее должностное лицо субъекта РФ является руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, обеспечивает

координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ. Может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Обладает правом законодательной инициативы, отклонения законов, принятых законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. И этот перечень можно продолжать.

Никакой другой орган государственной власти субъекта РФ не обладает столь обширными полномочиями в различных сферах государственного управления. специальный статус высшего должностного лица субъекта РФ в системе разделения властей, наличие серьезных инструментов воздействия на законодательный процесс, фактическое руководство исполнительной властью в субъекте РФ, обладание координационными полномочиями в отношении территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений предполагают его ведущую роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Федеральный же закон перед ним такую задачу не ставит и в обязанность не вменяет.

Изучение нормативных правовых актов показывает, что во многих республиках в составе РФ конституционно закреплены положения о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте защиты прав и свобод человека и гражданина (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан). Конституционно закреплено право принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина (Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания). Положения о защите прав и свобод человека и гражданина содержатся в текстах присяги высшего должностного лица (Республика Дагестан, Республика Коми и др.).

В уставах остальных субъектов РФ положения о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина встречаются крайне редко. Это, пожалуй, только Омская область, губернатор которой провозглашается гарантом прав и свобод человека и гражданина на территории Омской области, и Оренбургская область, губернатор которой назван гарантом обеспечения общественной безопасности граждан.

Вместе с тем в текстах присяги высших должностных лиц большинства краев, областей, автономных округов, автономной области слова об обеспечении прав и свобод человека и гражданина в той или иной постановке присутствуют: «.уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (Архангельская область, Красноярский край), «. уважать и обеспечивать права и свободы человека и гражданина» (Астраханская область, Волгоградская область), «. уважать и охранять права человека и гражданина» (Тульская область, Еврейская автономная область), «.защищать интересы населения автономного округа» (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) и т. д.

Подобное разночтение в текстах учредительных актов республик и иных субъектов в составе РФ имеет историко-политические причины. В сложный период становления современного российского государства в целях сохранения территориальных границ правовое регулирование осуществлялось параллельно для республик и иных субъектов в составе РФ. В этот период активно обсуждались в настоящее время окончательно отвергнутые Конституционным Судом РФ теории разделенного, ограниченного суверенитета [11]. И даже в действующей Конституции РФ уже фактически как памятник истории статус республик в составе РФ конституционно обособлен термином «государство», наименованием основного закона «конституция», усилен правом установления государственного языка субъекта РФ.

Особое положение позволяло республикам включать в тексты конституций как можно большее количество государствоподобных признаков и наделять высших должностных лиц (во многих республиках -президентов) статусом, сравнимым с правовым положением Президента РФ со всеми аналогичными полномочиями. Оттуда родом и положения о высшем должностном лице - гаранте конституции, прав и свобод человека и гражданина и т. д.

Отсутствие подобных норм в уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов абсолютно не лишает население, проживающее на их территории, гарантий защиты прав и свобод. В силу прямого действия Конституции РФ высшие должностные лица всех субъектов Российской Федерации несомненно обязаны обеспечивать права и свободы человека и гражданина.

Вместе с тем наличие в тексте конституции (устава) субъекта РФ, в присяге высшего должностного лица субъекта РФ положений о гаранте прав и свобод человека и гражданина имеет важное значение с точки зрения позитивной ответственности и призвано ориентировать его деятельность на соблюдение данной нормы. Возможно, осознание высшими должностными лицами субъектов РФ себя в качестве гаранта прав и свобод человека не позволило бы им препятствовать учреждению органов конституционной юстиции субъектов РФ и тем более принимать решение об их упразднении.

Рассматривая вопрос о высшем должностном лице субъекта РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина, нельзя не обратиться к постановлениям Конституционного Суда РФ. В постановлении от 21 декабря 2005 г. № 13-П [3] содержится вывод о том, что по своему статусу должностное лицо субъекта РФ в силу принципа единства системы государственной власти находится в отношениях субординации непосредственно с Президентом Российской Федерации. В таком качестве оно участвует не только в отношениях на уровне соответствующего субъекта РФ, но и в отношениях, имеющих общефедеральное значение, - в той мере и постольку, в какой и поскольку такое участие предусмотрено и допускается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 32-П [4] развивает тезисы о субординации и участии в отношениях, имеющих общефедеральное значение, дополняя их положением о том, что органы государственной власти в субъектах РФ строятся в основном на тех же принципах, что и федеральные.

Данные правовые позиции Конституционного Суда РФ позволяют, во-первых, более обоснованно утверждать, что в соответствии с организацией органов государственной власти в субъектах РФ на тех же принципах, что и федеральные, высшие должностные лица субъектов РФ могут и должны являться гарантами прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, наличие между ними и Президентом РФ отношений субординации, участие не только в отношениях субъекта РФ, но и общефедеральных позволяют выдвинуть идею о том, что конституционная норма о Президенте РФ как гаранте прав и свобод человека и гражданина находит свою реализацию в том числе и в деятельности высших должностных лиц субъектов РФ.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие нормативного закрепления соответствующих положений в конституциях (уставах) ряда субъектов РФ, фактически деятельность по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина их высшими должностными лицами осуществляется. Что, собственно, и предписано Конституцией РФ.

В последние годы по аналогии с соответствующими уполномоченными на федеральном уровне начали активно развиваться институты уполномоченных по правам человека, уполномоченных по правам ребенка, уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Однако если федеральные институты уполномоченного по правам ребенка, уполномоченного по защите прав предпринимателей созданы при Президенте РФ, то в субъектах РФ фактически возникли две модели. Первая - вспомогательные органы при высшем должностном лице субъекта РФ (Уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей, Уполномоченный при Главе Республики Коми по правам ребенка, Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка). Вторая - самостоятельные институты государственной власти субъекта РФ (Уполномоченный по правам ребенка в тульской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в тюменской области, Уполномоченный по правам ребенка в Удмуртской Республике).

Независимо от избранной модели уполномоченные по правам ребенка, уполномоченные по защите прав предпринимателей соответствующими нормативными правовыми актами субъектов РФ наделены правами, необходимыми для осуществления возложенных функций. Вместе с тем при избрании первой модели уполномоченные (хотя бы в силу наименования должности) ассоциируются с высшим должностным лицом субъекта РФ, имеющим значительный объем полномочий, в т. ч. и в сфере координации органов государственной власти субъектов. Тогда как во второй модели они являются формально независимыми от высших

вестник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

должностных лиц субъектов РФ и теоретически имеют возможность реализации имеющихся полномочий (направлять запросы, заключения, предложения, проводить проверку деятельности) и в их отношении.

Но не везде и не всегда конституционная практика складывается в соответствии с конституционными идеями и ценностями. В отдельных субъектах РФ возникает недопонимание конституционных принципов организации и деятельности органов государственной власти и задач, которые вытекают из главной конституционной обязанности государства - признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Например, как отмечается в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 г., в Курганской области не только не учреждают должность уполномоченного по правам человека, но и активно этому противодействуют. Возникает и другая негативная тенденция - попытки урезать независимость уполномоченных по правам человека, что, по мнению В. П. Лукина, отражает общее неприятие самой идеи независимого государственного правозащитного института, в большей или меньшей степени присущее руководству многих субъектов РФ [7].

Наверное, среди причин возникновения подобной тенденции можно назвать отсутствие непосредственного нормативного предписания высшим должностным лицам субъектов РФ обеспечивать права и свободы человека и гражданина, непонимание ими роли гаранта прав и свобод личности, несформированность позитивной ответственности за данную деятельность.

Таким образом, подводя итог изложенным рассуждениям, скажем, что предположение о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в целом подтверждается как теоретически, так и эмпирически.

Вместе с тем, опираясь на верный тезис о высшем должностном лице субъекта РФ - гаранте прав и свобод человека и гражданина, можно обозначить ряд проблем, которые возникают в связи с признанием такого статуса.

Во-первых, это необходимость нормативно-правового закрепления соответствующих положений в Федеральном законе «Об общих принципах.», а также в конституциях (уставах) субъектов РФ, где такие нормы отсутствуют.

Во-вторых, очевидна потребность в совершенствовании организационно-правовых основ обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах РФ. Обоснование места и роли высшего должностного лица субъекта РФ в организационно-правовом механизме обеспечения прав и свобод в связи с его особым статусом в системе органов государственной власти субъекта РФ, нахождением с Президентом РФ в отношениях субординации, участием в отношениях, имеющих общефедеральное значение, наличием специальных координационных полномочий.

В-третьих, требует развития отчасти психологическая составляющая, призванная сформировать устойчивые представления о конституционных ценностях и вытекающих из них обязанностях и задачах государ-

ства, органов государственной власти по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Это формирование позитивной конституционной ответственности высших должностных лиц субъектов РФ, понимание роли гаранта защиты прав и свобод человека и гражданина и соответствующая корректировка деятельности. Данное осознание должно проявиться в искреннем желании развития органов конституционной юстиции, совершенствования институтов уполномоченных по правам человека, формирования ориентира на нужды и потребности населения во всех сферах деятельности.

Думается, что высказанные предложения могут помочь совершенствованию организационно-правовых основ и соответствующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти субъектов РФ, а также дальнейшего развития теории конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Список литературы

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

3. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 13-П // СЗ РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 336.

4. По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 32-П // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 2. -Ст. 8062.

5. Авдеев Д. А. Правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / Д. А. Авдеев. - Тюмень, 2004.

6. Босхомджиева Г. Г. Конституционно-правовой механизм обеспечения личных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук / Г. Г. Босхомджиева. - Саратов, 2007.

7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год // Российская газета. - 2014. - 9 апр.

8. Киричек Е. В. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации: учеб. пособие / Е. В. Киричек. - Тюмень, 2005.

9. Киричек Е. В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина: проблемы и перспективы модернизации в современной России / Е. В. Киричек // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2013. - № 4.

10. Киричек Е. В. Проблемы организации деятельности уполномоченных по правам человека и правам ребёнка в субъектах Российской Федерации / Е. В. Киричек // Гражданское общество и правовое государство. - 2013. - Т. 1.

11. Макуев Р. Х. Несостоятельность идеи «ограниченного» суверенитета / Р. Х. Макуев // Государство и право. - 2008. - № 9.

12. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: учебник / под общ. ред. Ю. В. Анохина, В. Я. Кикотя. - М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.