УДК 340:341 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00006
Гриб Владислав Валерьевич Vladislav V. Grib
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского общества Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского, 76)
doctor of sciences (law), professor, head of the chair of civil society MGIMO university (76 Vernadskogo av., Moscow, Russian Federation, 119454)
E-mail: [email protected]
Правовые основы правозащитной деятельности на международном и федеральном уровне
Legal basis for human rights activities at the international and federal level
Статья посвящена анализу международных и национальных нормативных правовых актов, регулирующих правозащитную деятельность, в том числе в различных правовых системах. Особое внимание уделяется универсальным международным правовым актам, таким как Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948 года, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
В статье изучается влияние «мягкого права», рекомендательных актов информативного содержания, включая резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, доклады Генерального секретаря ОНН и тому подобное, а также актов «жесткого права», к которым относится Всеобщая декларация прав человека 1948 года.
В статье отмечается, что правозащитные нормы содержатся в достаточно большом массиве международных правовых актов. Международно-правовое регулирование отношений, возникающих при защите прав и свобод человека и гражданина, осуществляется на основе международных норм и принципов, нашедших свое отражение в конвенциях, декларациях, пактах, международных договорах и других международных актах.
В статье анализируется влияние и имплемента-ция норм международного права во внутригосударственном праве (путем ратификации международных договоров).
Значительное внимание в статье уделено анализу Конституции РФ и законодательства России в сфере правового статуса субъектов правозащитной деятельности, отдельных форм защиты прав и свобод человека и гражданина.
The article is devoted to the analysis of international and national legal acts regulating human rights activities, including such regulation in various legal systems. Particular attention is paid to universal international legal acts, such as the UN Charter, the Universal Declaration of Human Rights of 1948, as well as the International Covenant on Civil and Political Rights and the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights.
The article studies the influence of "soft law", recommendatory acts of informative content, including resolutions of the UN General Assembly, reports of the UN Secretary General and the like, as well as acts of «hard law», which include the 1948 Universal Declaration of Human Rights.
The article notes that human rights norms are contained in a rather large array of international legal acts. International legal regulation of relations arising in the protection of human and civil rights and freedoms is carried out on the basis of international norms and principles, reflected in conventions, declarations, covenants, international treaties and other international instruments.
The article analyzes the influence and implementation of the norms of international law in the domestic law (by ratifying international treaties).
Considerable attention is paid to the analysis of the Constitution of the Russian Federation and the Legislation of Russia in the sphere of the legal status of subjects of human rights activity, certain forms of protection of human and civil rights and freedoms.
The article gives the systematization of normative legal acts that constitute the legal basis for human rights activities.
© Гриб В.В., 2018
В статье дается систематизация нормативных правовых актов, составляющих правовую основу правозащитной деятельности.
Ключевые слова: правозащитная деятельность, Keywords: human rights activity, human rights, prin-
права человека, принципы защиты прав и свобод че- ciples of protection of human rights and freedoms, inter-
ловека, международные правовые акты, правозащит- national legal acts, human rights norms. ные нормы.
Правовые основы правозащитной деятельности — это совокупность специальных юридических средств результативного воздействия норм права на регулируемые ими отношения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Правовое обеспечение правозащитной деятельности складывается из нормативных правовых актов различного уровня. Так, следует выделять международно-правовое регулирование правозащитной деятельности, регулирование правозащитной деятельности на федеральном уровне, регулирование правозащитной деятельности на уровне субъектов Федерации, регулирование правозащитной деятельности на уровне местного самоуправления и регулирование правозащитной деятельности организациями, непосредственно осуществляющими правозащитную деятельность или члены которой ее осуществляют.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являясь в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, призваны способствовать ведению правозащитной деятельности на территории РФ различными правозащитными субъектами.
Стоит признать, что в настоящее время правозащитные нормы содержатся в достаточно большом массиве международных правовых актов. Международно-правовое регулирование отношений, возникающих при защите прав и свобод человека и гражданина, осуществляется на основе международных норм и принципов, нашедших свое отражение в конвенциях, декларациях, пактах, международных договорах и других международных актах.
Международные правовые акты можно классифицировать по территориальному охвату на универсальные и региональные акты. Универсальные международные правовые акты действуют для государств, принадлежащих к различным территориям нашей планеты, к различным правовым системам и т. п. Соответственно, региональные акты действуют
в пределах определенного региона земного шара (например, Европа, Америка, Африка).
Одним из ведущих международных актов, содержащих правовые основы правозащитной деятельности, является Устав Организации Объединенных Наций (был подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско по завершении Конференции Организации Объединенных Наций по международной организации и вступил в силу 24 октября 1945 г.) [1, с. 14—47]. Создание Организации Объединенных Наций (далее — ООН) и принятие Устава ООН следует признать основным этапом в становлении принципа уважения прав и свобод человека, поскольку в Уставе ООН «впервые получил свое закрепление принцип всеобщего уважения прав и свобод человека без какой-либо дискриминации» [2]. Устав ООН, наряду с глобальными и региональными конвенциями в области защиты прав и свобод человека и гражданина формируют так называемое «жесткое право», поскольку схожие документы являются обязательными для государств-членов. Основным назначением Устава ООН в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина является то, что данный документ налагает на государства-члены юридическое обязательство представлять индивидам основные права и свободы и осуществлять их защиту.
Затронув акты «жесткого права», необходимо отметить также международные правовые акты «мягкого права». К их числу относятся акты ненормативного содержания, которые носят рекомендательный характер, но тем не менее имеют большое значение для института международно-правовой защиты прав и свобод человека. Среди актов «мягкого права» можно отметить акты, принятые ООН по правам человека, включая резолюции Генеральной Ассамблеи, доклады Генерального Секретаря ООН, доклады Экономического и Социального совета, резолюции Совета безопасности.
Однако наибольшую значимость для правозащитной деятельности все же имеют акты «жесткого права», к которым следует отнести также Всеобщую декларацию прав челове-
ка 1948 года [3]. Стоит согласиться с мнением А.И. Забайло, которая указывает следующее: «Всеобщая декларация прав человека — это первый универсальный международный правовой акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на Земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека» [4]. Несмотря на то, что во Всеобщей декларации прав человека был изложен достаточно широкий, хоть и неполный перечень норм о правах человека, в указанном документе впервые были закреплены такие основные права, как: право на свободу, равенство, справедливость, право на жизнь и др. Одной из основных правозащитных норм, нашедших свое выражение в части 2 статьи 27 Всеобщей декларации прав человека, является следующее: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов».
Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах [5] (и его двумя факультативными протоколами) [6] и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах [5] составляют Международный билль о правах человека. Значение Международного билля о правах человека невозможно переоценить в силу того, что принятие обозначенной совокупности актов «оказало серьезное влияние на умы и деятельность людей и их правительств во всех частях света» [7]. Как верно отметила Е.В. Ревина: «Всеобщая Декларация является той основой, на которой вот уже почти 50 лет развивается договорная практика государств в области прав человека» [8, с. 120]. Кроме того, Международный билль о правах человека закрепил «важный перечень основных прав человека, их защиты, охвативший все аспекты человеческой жизни» [8, с. 125—126].
Особую важность приобрели разработанные после принятия международных пактов о правах человека другие соглашения по отдельным проблемам прав человека, которые системно стали своего рода кодексом, сводом основных принципов и норм в области прав человека и обеспечения их защиты.
К иным международным актам о правах человека и их защите относятся:
I. Конвенции ООН, обязательные для всех государств-членов:
1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.).
2. Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.).
3. Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.).
4. Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.).
5. Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.).
6. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).
7. Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.).
8. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.).
9. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.).
10. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.).
11. Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.).
12. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 21 декабря 1965 г.).
13. Международная Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказания за него» от 30 ноября 1973 года.
14. Декларация о правах инвалидов (утв. резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
15. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года.
16. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II) от 8 июня 1977 года.
17. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.).
18. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.).
19. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.).
20. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.).
21. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.).
22. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.).
23. Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г.).
24. Венская декларация и программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.)
II. Основные конвенции, принятые Международной организацией труда:
1. Конвенция Международной организации труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.).
2. Конвенция Международной организации труда № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.).
3. Конвенция Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.).
4. Конвенция Международной организации труда № 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (Женева, 1 июля 1949 г.).
5. Конвенция Международной организации труда № 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.).
6. Конвенция Международной организации труда № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.)
III. Основные региональные конвенции:
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября
1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.).
2. Европейская Конвенция о выдаче ETS № 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.).
3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.).
4. Воззвание Тегеранской конференции (Тегеран, 13 мая 1968 г.).
5. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.).
6. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS № 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.).
7. Парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 г.).
8. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.).
9. Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).
10. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS № 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.).
11. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).
12. Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.).
Большинство из обозначенных международных правовых актов (I и II) являются универсальными, однако ряд актов является региональными актами (III), принятыми региональными организациями: Советом Европы, Содружеством Независимых Государств, Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Вышеуказанный перечень содержит основные международные правозащитные акты, однако он не является исчерпывающим.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, не является конвенцией, однако имеет важное значение для регулирования отношений в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку в этом документе было зафиксировано прогрессивное развитие принципов уважения основных прав и свобод человека. Так, принцип уважения основных прав и свобод
человека, в сравнении с Уставом ООН, расширил свое содержание в Заключительном акте 1975 года, включив в отмеченный принцип также уважение свободы мысли, совести, религии и убеждений.
Согласно данному принципу государства взяли на себя обязательство «поощрять, развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития» [9, с. 117].
Сотрудничество государств в области защиты прав и свобод человека на региональном уровне призвано дополнять соглашения, принятые в рамках универсального сотрудничества и, как правило, универсальное сотрудничество является более эффективным в обеспечении и защите прав и свобод человека. Исключением из данного правила явилось принятие Советом Европы в 1950 году Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [10], которой был создан эффективнейший механизм защиты прав человека, а также передовая форма международной судебной процедуры. Несомненным преимуществом принятой Конвенции явилось не закрепление прав и свобод, которые она защищает, а то, что ею был создан уникальный механизм контроля и защиты прав человека. Основным механизмом защиты прав и свобод человека по рассматриваемой Конвенции является то, что Европейский суд по правам человека, вынося решение с предоставлением справедливого возмещения пострадавшей стороне по делу, управомочен предписывать государству, в котором имело место происшедшее нарушение прав человека, изменить внутригосударственное право.
Уместно привести мнение Е.В. Ревиной, которая отмечает: «Отвергая законность национальных судебных решений, Европейский Суд побуждает законодателя пересматривать действующее законодательство и практику его применения» [8, с. 125—126].
Таким образом, следует отметить, что международные правовые акты оказывают зачастую решающее влияние на внутригосударственное законодательство и практику его применения в самых разнообразных областях, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина. Такое влияние, в частности, проявляется в имплементации международных принципов, норм во внутригосударственное право (путем ратификации международных договоров),
в устранении несоответствия норм российского права международным правилам и стандартам, а также в учете норм международного права при разработке нормативных правовых актов.
Федеральное законодательство, закрепляющее правовые основы правозащитной деятельности в Российской Федерации, представлено большим количеством нормативных правовых актов, требующих определенной правовой систематизации. Наиболее логичным и удобным для понимания представляется осуществление анализа и систематизации нормативных правовых актов, составляющих правовую основу правозащитной деятельности, в соответствии с делением нормативных правовых актов на следующие группы:
1) нормативные правовые акты, закрепляющие правовые основы правозащитной деятельности и раскрывающие основные принципы ее реализации;
2) нормативные правовые акты, закрепляющие правовой статус субъектов правозащитной деятельности, их полномочия, порядок организации и деятельности;
3) нормативные правовые акты, закрепляющие правовые основы осуществления отдельных форм правозащитной деятельности;
4) нормативные правовые акты, регламентирующие защиту конкретных прав человека и гражданина.
Нормативные правовые акты, закрепляющие правовые основы правозащитной деятельности и раскрывающие основные принципы ее реализации. К первой группе нормативных правовых актов, безусловно, следует отнести Конституцию РФ.
Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей страны. Все законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить (п. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституция РФ закрепляет как основные права и свободы человека и гражданина, так и содержит правовые положения об обеспечении защиты обозначенных прав и свобод человека и гражданина.
При этом в целях правового регулирования правозащитной деятельности в Российской Федерации наибольший интерес представляют статья 2 Конституции РФ, провозглашающая важнейшее положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государ-
ства»; часть 1 статьи 45 Конституции РФ, закрепляющая право на государственную защиту: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется»; часть 2 статьи 45 Конституции РФ, закрепляющая право на защиту прав и свобод человека и гражданина иными способами, включая самозащиту прав: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»; часть 1 статьи 46 Конституции РФ предусматривает судебную защиту прав и свобод личности: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»; часть 3 статьи 46 Конституции РФ предусматривает правовую защиту прав и свобод личности: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Именно на соблюдение и реализацию указанных конституционных прав и свобод человека и гражданина прежде всего ориентирована правозащитная деятельность различных субъектов правозащиты.
В дополнение к сказанному интересно отметить мнение М.В. Мархгейма, который отмечает следующее: «Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой целостную конституционно обусловленную упорядоченную совокупность взаимодействующих звеньев правового механизма, деятельность которого направлена на защиту нарушенных прав и свобод лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, и на достижение в стране состояния их реальной защищенности» [11, с. 12].
Когда речь идет о защите прав и свобод человека и гражданина, нельзя не отметить принципы конституционной системы защиты прав и свобод личности. Принципы конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина выполняют задачу основных направляющих векторов правового воздействия [12, с. 166] и соотносимы с принципами правового статуса личности, которые отражают коренные отношения между государством и человеком в связи с его местом в обществе [13, с. 58].
Анализ Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина:
Принцип равенства всех перед законом и судом;
1) принцип неотчуждаемости прав и свобод человека;
2) принцип непосредственного действия прав и свобод человека;
3) принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека;
4) принцип недопустимости дискриминации по каким-либо основаниям — по полу, возрасту, расовой, национальной или этнической, религиозной принадлежности, языку, социальному происхождению, имущественному положению и т. п.;
5) принцип гарантированности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
6) принцип защищаемости.
Отмеченные конституционные принципы положены в основу системы защиты прав и свобод человека и гражданина и применимы для защиты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав по единым, оформленным высшим законом страны стандартам.
Интересно отметить позицию Д.С. Варданяна, который, характеризуя конституционные положения о защите прав и свобод человека и гражданина, отмечает, что «защита в Конституции РФ подразделяется на виды: государственная защита (ч. 1 ст. 45), судебная защита (ч. 1 ст. 46), социальная защита (ч. 1 ст. 46), правовая защита (ч. 3 ст. 46)». Выделенные виды, по мнению Д.С. Варданяна, «так или иначе сводятся к государственной защите, т. е. защите государством» [14, с. 99]. Не подвергая сомнению данный вывод, добавим следующее:
1. Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью Российской Федерации, в силу чего все государственные органы должны при взаимодействии с представителями «подзащитной категории» не забывать о данной конституционной обязанности.
2. Положением части 1 статьи 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод.
3. Конституцией РФ зафиксированы органы, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина от имени государства.
Таким образом, Конституция РФ является правовой основой правозащитной деятельности.
Нормативные правовые акты, закрепляющие правовой статус субъектов правозащитной деятельности, их полномочия, порядок организации и деятельности. Ко второй группе нормативных правовых актов следует отнести федеральные конституционные законы и федеральные законы, основы законодательства, закрепляющие правовые основы деятельности правозащитных субъектов. К таковым нормативным правовым актам относятся:
1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014).
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015).
3. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016).
4. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016).
5. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014).
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).
7. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
8. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
9. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
10. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
11. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
12. Федеральный закон от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
14. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1).
15. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
16. Федеральный закон от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) и др.
Нормативные правовые акты, закрепляющие правовые основы осуществления отдельных форм защиты прав и свобод человека и гражданина. Принимая во внимание то, что конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты, отметим, что к их числу относятся:
— конституционно-судебный механизм (Конституционный суд РФ);
— судебная защита (суды общей юрисдикции);
— административные действия органов исполнительной власти;
— законная самозащита человеком своих прав;
— международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека.
Нормативные правовые акты, закрепляющие правовые основы форм защиты прав и свобод человека:
1. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
3. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря года 1995 года № 223-ФЗ.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
6. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ и др.
8. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.
Отдельное место в этой группе занимают подзаконные нормативные акты субъектов правозащитной деятельности. В частности, среди таких актов можно выделить приказы МВД России и иных структур исполнительной ветви власти (приказ МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и
утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»).
Нормативные правовые акты, регламентирующие защиту конкретных прав человека и гражданина.
12. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
14. Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
15. Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
16. Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
17. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
18. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
19. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
20. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
21. Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».
22. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
23. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
24. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
25. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
26. Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Рос-
сийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
27. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
28. Федеральный закон от 12 января
1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
29. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
30. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
31. Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах».
32. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
33. Закон РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
34. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
35. Закон РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».
36. Указ Президента РФ от 21 июля
1997 года № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» и др.
Первостепенное значение для защиты прав и свобод личности имеют органы исполнительной власти, в особенности Правительство РФ, поскольку большое количество вопросов защиты прав и свобод разрешается именно на уровне Правительства РФ. Правовой основой правозащитной деятельности Правительства РФ является статья 114 Конституции РФ, где подчеркивается, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности и прав и свобод граждан. Именно на Правительство РФ возлагается ответственность за проведение социально-экономической политики в стране, которая непосредственно влияет на ситуацию с правами и свободами человека (постановление Правительства РФ от 07.12.2016 № 1310 «О защите прав граждан — участников долевого строительства» [15], постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» [16]).
В регулировании правоотношений в сфере защиты прав и свобод человека и граждани-
на отдельное место занимают нормативные акты Президента РФ (Указ Президента РФ от 18.11.1995 № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» [17], Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» [18]) и акты федеральных органов исполнительной власти (приказ Минздрава России № 121н, Минфина России № 39н от 18.03.2015 «Об осуществлении ежемесячных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1607 «О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях» [19]).
Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод что существующие нормы международного и федерального российского законодательства позволяют эффективно защищать права российских граждан, но, к сожалению, до сих пор основным и главным вопросом остается проблема правонарушения, особенно судебными и правоохранительными органами. И это первостепенная задаче сегодняшнего дня.
Примечания
1. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XII.
2. Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М.: Юрид. лит., 1972.
3. Российская газета. 1995. 5 апреля.
4. Забайло А.И. К вопросу о правовом статусе Всеобщей декларации прав человека и ее влиянии на правотворческий и правоприменительный процессы // Журнал международного права и международных отношений. 2008. № 4.
5. Резолюция 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.
6. Первый факультативный протокол был принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Второй факультативный протокол был принят резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1989 г.
7. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ hr_bill.shtml (дата обращения: 09.12.2016).
8. Ревина Е.В. Правозащитные отношения: теоретико-правовые аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2008.
9. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принят Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 г. в Хельсинки // Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2000.
10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.).
11. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Ростов н/Д, 2005.
12. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001.
13. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
14. Российская правозащитная система и личность: вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007.
15. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.12.2016).
16. Собрание законодательства РФ. 2012. № 45, ст. 6257.
17. Собрание законодательства РФ. 1995. № 47, ст. 4501.
18. Российская газета. 1995. 22 февраля.
19. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2015).
Notes
1. Compilation of existing treaties, agreements and conventions signed by the USSR with foreign States. Moscow, 1956. Vol. XII. (In Russ.)
2. Movchan A.P. Codification and progressive development of international law. Moscow, Yuridicheskaya literatura Pabl., 1972. (In Russ.)
3. Rossiyskaya gazeta, 1995, April 5. (In Russ.)
4. Zabaylo A.I. To the question of the legal status of the universal Declaration of human rights and its influence on law-making and enforcement processes. Journal of international law and international relations, 2008, no. 4. (In Russ.)
5. Resolution 2200 A (XXI) General Assembly on 16 December 1966.
6. The first optional Protocol was adopted by resolution 2200 A (XXI) of the General Assembly of 16 December 1966 Second optional Protocol was adopted by resolution 44/128 of the General Assembly of 15 December 1989.
7. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ hr_bill.shtml (accessed 09.12.2016).
8. Revina E.V. Human rights relations: theoretical and legal aspects. Dissertation... candidate of legal sciences. Saransk, 2008. (In Russ.)
9. The final Act of the conference on security and cooperation in Europe. Adopted by the conference on security and cooperation in Europe of 1 August 1975 in Helsinki. The International acts on human rights: a collection of documents / comp. V.A. Kartashkin, E.A. Lukasheva. Moscow, 2000. (In Russ.)
10. Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms ETS no. 005 (Rome, 4 November 1950). (In Russ.)
11. Marhgeym M.V. protection of the rights and freedoms of man and citizen in modern Russia: the constitutional system model, the problems of its functioning and improvement. Rostov on Don, 2005. (In Russ.)
12. Bogdanova N.A. The system of science of constitutional law. Moscow, 2001. (In Russ.)
13. Voevodin L.D. Legal status of the personality in Russia. Moscow, 1997. (In Russ.)
14. Russian human rights system and personality: Theoretical questions. Dissertation... candidate of legal sciences. Volgograd, 2007. (In Russ.)
15. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 09.12.2016). (In Russ.)
16. Collection of legislative acts of the RF, 2012, no. 45, art. 6257. (In Russ.)
17. Collection of legislative acts of the RF, 1995, no. 47, p. 4501. (In Russ.)
18. Rossiyskaya gazeta, 1995, February 22. (In Russ.)
19. URL: http://www.pravo.gov.ru (accessed 08.04.2015). (In Russ.)
cd
I CD
О §
0
1 -Q
S
a
CD
<o
CD
0
1
<o
0 a
CD
1
CÈ
3 ?
CD
О CD CD
a
С
3
CD
0
1 О
о
-a CD
о
CD CD
£ ai ni to 3
£