Научная статья на тему 'Защита прав человека в истории международного права'

Защита прав человека в истории международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3961
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ДЕКЛАРАЦИЯ / ФРАНЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / HUMAN RIGHTS / INTERNATIONAL LAW / DECLARATION / FRANCE / THE STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болдырева Ольга Михайловна

В рамках сравнительного анализа правовых источников прослеживается эволюция идеи прав человека и механизма ее реализации в международном праве. Нормативная основа идеи прав человека была заложена декларациями и конституциями Соединенных Штатов Америки и Франции XVIII в., унифицирована и модернизирована в документах Организации Объединенных Наций. Формирование прав человека как отдельной сферы международного права, систематизация и обобщение данной идеи произошли с принятием Всеобщей декларации прав человека в 1948 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE HISTORY OF INTERNATIONAL LAW

A comparative analysis of legal sources traces the evolution of the idea of human rights and the mechanism for its implementation in international law. The normative basis of the idea of human rights was laid by the declarations and constitutions of the United States and France of the XVIII century, unified and modernized in the UN documents. The formation of human rights as a separate sphere of international law, the systematization and generalization of this sphere occurred with the adoption of the Universal Declaration of Human Rights in 1948.

Текст научной работы на тему «Защита прав человека в истории международного права»

Болдырева О. М. Защита прав человека в истории международного права // Вестник Прикам-ского социального института. 2018. № 1 (79). C. 14-20.

Boldyreva O. M. Protection of human rights in the history of international law. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 14-20. (In Russ.).

УДК 342.7

О. М. Болдырева

Елецкий филиал Российского нового университета, Елец, Россия

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Болдырева Ольга Михайловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права.

E-mail: helgaboss@rambler. ru

В рамках сравнительного анализа правовых источников прослеживается эволюция идеи прав человека и механизма ее реализации в международном праве. Нормативная основа идеи прав человека была заложена декларациями и конституциями Соединенных Штатов Америки и Франции XVIII в., унифицирована и модернизирована в документах Организации Объединенных Наций. Формирование прав человека как отдельной сферы международного права, систематизация и обобщение данной идеи произошли с принятием Всеобщей декларации прав человека в 1948 г.

Ключевые слова: права человека, международное право, Декларация, Франция, государство.

O. M. Boldyreva

Yelets branch of the Russian New University, Yelets, Russia

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE HISTORY OF INTERNATIONAL LAW

Boldyreva Olga M. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law.

E-mail: helgaboss@rambler. ru

A comparative analysis of legal sources traces the evolution of the idea of human rights and the mechanism for its implementation in international law. The normative basis of the idea of human rights was laid by the declarations and constitutions of the United States and France of the XVIII century, unified and modernized in the UN documents. The formation of human rights as a separate sphere of international law, the systematization and generalization of this sphere occurred with the adoption of the Universal Declaration of Human Rights in 1948.

Key words: human rights, international law, Declaration, France, the state.

Термин «права человека» в качестве юридической категории, зафиксированной в нормативном порядке, начал использоваться с конца XVIII в. - в рамках национальной правовой системы Франции в период Великой французской буржуазной революции и в Соединенных Штатах в эпоху освободительной национальной борьбы за независимость от ига британской короны.

© Болдырева О. М., 2018

Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 г. является первым законодательным актом государства и единовременно - наиболее важным юридическим документом международного права с точки зрения прав человека. В Декларации в качестве «естественного права» провозглашается право народа на отделение от другого народа и на политическую независимость. Во втором разделе Декларации дается указание на «очевидную истину», заключающуюся в том, что «все люди созданы равными и наделены их Создателем неотъемлемыми правами, в числе которых право на свободу, жизнь и стремление к счастью»1. Тут же содержится указание на то, что народ вправе отменить или изменить любую форму правления, если такая форма правления не находит согласия у управляемых.

В Конституции Соединенных Штатов фиксируется не только юридическая категория прав человека, но и ее конкретное содержание, охватывающее в качестве основных прав человека экономические, политические и юридические права, в том числе право человека на частную собственность.

Юридически права человека отражены в Билле о правах, где в качестве неотъемлемых прав человека (граждан США) зафиксированы: свобода слова, вероисповедания, петиций, печати, собраний (первая поправка к Конституции); право на ношение и хранение оружия (вторая поправка), право на суд присяжных по гражданским и уголовным делам (пятая - седьмая поправки), право человека на частную собственность (пятая поправка)2.

Глобальное воздействие на развитие идеи прав человека оказала Великая французская буржуазная революция 1789 г. Уже через день после штурма символа французского абсолютизма, королевской тюрьмы Бастилии, Учредительное национальное собрание приступило к обсуждению вопроса о правах человека, в результате чего 26 августа 1789 г. была торжественно провозглашена Декларация прав человека и гражданина (далее - Декларация). Она содержала в себе идеи, выражавшие, скорее, осуждение внутренней политики «старого порядка», чем реальную программу действий. Новые идеи, воплощение чаяний французских просветителей Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш. де Монтескье были изложены в виде политической платформы предлагаемого законодателями конституционного режима.

Декларация начинается торжественным вступлением: «Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека...»3. Последующие семнадцать статей содержат изложение основных прав человека и гражданина.

Статья 1 гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе». Провозглашение свободы и равенства (речь шла, конечно, только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека было направлено против сословного строя и деспотизма абсолютной монархии. «В суровый век господства в большинстве стран феодально-абсолютистского строя с его догматами божественного происхождения монаршей власти, сословным неравенством, рабством, крепостничеством этот тезис о равенстве в правах всех людей звучал как вызов всему старому миру», - подчеркивал крупнейший советский специалист по истории французской революции А. З. Манфред [1, с. 13].

1 Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. 4 июля 1776 // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия: сб. док. / под ред. проф. П. Н. Галанзы. М.: Госюриздат, 1957.

2 Билль о правах [Электронный ресурс] // America.gov: [сайт]. URL: https://photos.state.gov/libraries/adana/30145/publications-other-lang/RUSSIAN.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

3 Цит. по: Французская республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 26.

В статье 2 заявляются такие естественные и неотчуждаемые права человека и гражданина, как «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». И уже в этой статье прослеживается противоречивый характер Декларации. Провозглашение того, что народ имеет право на «сопротивление угнетению», совсем не соответствовало законодательной политике Учредительного собрания. Это положение Декларации не помешало Собранию принять в 1790 г. закон, обязывающий «всех честных граждан» доносить о «подстрекателях» к беспорядкам, а в 1791 г. - закон Ле-Шапелье, запрещавший стачки и деятельность рабочих объединений, с которыми заранее обещали расправиться по законам военного времени1.

В Декларации сформулированы новые демократические принципы государственного строя, которые, в сущности, опровергали законность тысячелетней французской абсолютной монархии. Так, ст. 3 гласила: «Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации». Иными словами, верховная власть в государстве принадлежит народу, однако Франция продолжала оставаться монархией, пусть и конституционной. Только Декретом от 25 сентября 1792 г. Франция объявлялась единой и неделимой республикой [2, с. 12].

В статье 4 дается определение свободы: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому...». Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. «Пределы эти могут быть определены только законом». При этом закон может запретить только такие действия, которые вредны обществу. Об этом говорит статья 5: «Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом». Данная статья содержит в себе философское обобщение идей свободы предпринимательской деятельности, «частной инициативы», столь ценных для части третьего сословия, вошедшей в состав Учредительного собрания. Статья 6 гласит, что закон есть выражение общей воли, т. е. закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его создании - лично или через своих представителей (депутатов). Эта же статья подчеркивает, что все граждане равны перед законом, «и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями». Логичным результатом реализации этой статьи должны были стать принятие всеобщего избирательного права, отказ от многочисленных цензов при назначении чиновников, судей, присяжных и пр. Однако от этой прогрессивной демократической идеи, выраженной также в статье 1, буржуазия отказалась уже в Конституции 1791 г., установив цензовое избирательное право.

Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву. Никто не может быть привлечен к ответственности иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Этот принцип выражается формулой римского права: «нет преступления, не указанного в законе» (nullum crimen sine lege). Никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом: «нет наказания, не указанного в законе» (nullum poena sine lege). Оба эти принципа выражали отрицание феодального суда с его свободой усмотрения как в том, что есть преступление, так и в том, какое избрать наказание. Одновременно подчеркивается необходимость подчинения закону и органам государственного принуждения, «но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность».

1 Закон Ле-Шапелье // Документы истории Великой французской революции. Т. 2. М., 1992. С. 44-45.

Статья 9 формулирует «презумпцию невиновности»: «Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом». В основу презумпции был положен старый принцип процессуального права: сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Установление виновности было признано функцией суда; она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе (старое феодальное право требовало оправдывающих доказательств от самого обвиняемого).

Статьи 10 и 11 провозглашают свободу совести («Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные.»), мыслей, слова, печати («Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать.»), ограниченную законом.

Статья 12 объявляет государство и аппарат принуждения гарантом прав человека. «Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила.». Противопоставляя «новый порядок» абсолютной монархии, Декларация подчеркивает, что «она (государственная сила) создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена».

Статьи 13 и 14 подчеркивают право граждан участвовать в распределении налогов, т. е. «государственного обложения», «следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания» - право, жизненно необходимое для третьего сословия.

Статья 15 устанавливает прозрачность и подотчетность деятельности должностных лиц: «Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности».

В статье 16 идея просветителей о необходимости разделения властей выражена в следующей формуле: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции». Теория разделения властей даже в том виде, в каком она была разработана Монтескье, стала оружием борьбы с абсолютизмом, т. к. соединение законодательной, судебной и исполнительной власти в одном органе или лице благоприятствовало произволу и деспотизму.

Самой же спорной, противоречивой стала ст. 17, которая объявляла, что «собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости». В этом сказывался буржуазный характер Декларации с присущими ей противоречиями. Провозглашая право собственности священным, Декларация тем самым опровергала первый из своих принципов - равенство людей в правах и закрепляла имущественное неравенство.

В Декларации ни слова не говорится о механизмах фактической реализации французами тех гражданских свобод, которые были в ней провозглашены. Декларация умалчивает о свободе собраний и свободе союзов. Наконец, Декларация ничего не говорит об отмене феодальных повинностей крестьянства, т. е. обходит молчанием один из главных вопросов революции.

Проектируя новое общественное устройство, революционные идеологи - представители, в первую очередь, крупной и средней буржуазии, противопоставляли принципу сословности и партикуляризму старого порядка принцип индивидуализма. Сама универсальность, всеобщность принципов Декларации 1789 г. означала абстрагирование от любых конкретных проблем и направлений деятельности человеческой личности. Поэтому в расчет принимались лишь абстрактный индивидуум и национальная общность, а также идея о том, что общество и государство есть не иерархия сословий и корпораций, местных прав и привилегий, а объединение индивидуумов, вступающих между собой в договорные

отношения, свободных и равных в правах; при этом указывалось, что все индивидуумы являются членами нации, которой и принадлежит верховная политическая власть.

Принципы 1789 г., закрепленные в Декларации, сразу же оказались в центре общественно-политической борьбы между революционными силами и сторонниками старого порядка. Приверженность им означала идентификацию с революционным движением, с программой либерального переустройства французского общества на базе этих принципов. Декларация прав человека и гражданина встретила разное отношение и во Франции, и за ее пределами. Начав с провозглашения прав человека и гражданина, французские революционеры во многом сами скомпрометировали революцию, нарушив провозглашенные права, особенно во время якобинской диктатуры. Тем не менее популярность Декларации не спадала; считаться с ней пришлось всем: и сторонникам нового режима, и его противникам. Как отмечал А. Собуль, «Декларация прав человека и гражданина стала с того момента евангелием и катехизисом нового порядка: национальным катехизисом, по определению Барнава, политическим евангелием, согласно Мирабо» [3, с. 67].

Сегодня Декларация стала неотъемлемой составляющей современной Конституции Франции. Речь идет о верховенстве Конституции, принципе суверенитета народа, равенстве граждан перед законом, сменяемости, ответственности и выборности высших должностных лиц государства, о принципе разделения власти.

Примечательно еще и то, что в четвертой поправке к Конституции Франции 1791 г. особо оговорено, что список прав человека, который в ней содержится, не является исчерпывающим и может быть дополнен. В самой Конституции закреплен такой перечень прав: право быть избранным и право избирать (ст. 1 и 2 ч. 1); право на рассмотрение уголовных дел в суде присяжных (ст. 3 ч. 2); запрет на дискриминацию жителей разных штатов внутри страны (ст. 4 ч. 2)1.

Формирование прав человека как международной составной части права в новейшее время тесно связано с именем Э. Рузвельт (супруги президента Америки Ф. Рузвельта). Являясь первым председателем Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, она выступала в роли движущей силы при создании Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Именно с именем первой леди США связаны формирование прав человека как отдельной отрасли международного права, его систематизация и обобщение. Данный документ был принят в формате декларации, являющейся добровольным, не обязывающим документом, в котором не содержится обязательственных норм2. Однако вместе с этим Декларация обладает фундаментальным значением, а ее положения использовались в качестве основы при создании нормативных документов - конвенций, пактов и др.

Основу международного права прав человека составляют международные конвенции, обладающие обязательным характером для стран-подписантов. К числу таких конвенций относятся пакты ООН от 1966 г.: Международный пакт о гражданских и политических правах3, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах4 и факультативные протоколы к этим пактам. Нормативная база правовой международной системы защиты прав человека состоит из колоссального массива правозащитных документов Международной организации труда, которые относятся к социальным, экономическим и полити-

1 Цит. по: Документы истории Великой французской революции. Т. 1. М., 1990. С. 237.

2 Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.) // Консуль-тантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 07.03.2018).

3 Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] (принят 16 дек. 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 07.03.2018).

4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс] (принят 16 дек. 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения: 07.03.2018).

ческим правам трудящихся, Всемирной организации здравоохранения - в контексте обеспечения права на здоровье и жизнь, права подростков и детей, а также запрета на дискриминацию любого рода. Во всех перечисленных нормативных документах системы ООН содержится расширенный и исчерпывающий перечень конкретных экономических, социальных, политических и естественных прав человека, как коллективных, так и индивидуальных.

К основным правам человека, зафиксированным в названных выше международных правовых актах, относятся: право на жизнь, личную неприкосновенность и свободу; право на свободу мысли, религии и совести; право на свободу мнения и его выражения. Во Всеобщей декларации прав человека закреплены также такие права: личная свобода; равенство и свобода каждого; право на безопасность; свобода собственности; презумпция невиновности; равенство каждого перед законом; право быть избранным и избирать; право собственности; разделение власти; запрет на дискриминацию любого рода; свобода выражения мнения.

Названные акты международного права обладают нормативным (обязательным) характером для стран, которые участвуют в соответствующих договорах. Прочие «новомодные» концепции права прав человека (например, так называемые права сексуальных меньшинств и подобные им) не относятся к сфере нормативных международно-правовых актов.

Международные документы о правах человека являются неотъемлемой частью национального законодательства государств - участников соответствующих международных соглашений в данной сфере. Имплементация (интеграция) национального и международного законодательства в сфере прав человека основана на механизмах присоединения государств к международным соглашениям или их ратификации. Данный механизм предусматривается как самими этими соглашениями, так и определенными национальными правовыми нормами. Механизм ратификации имеет особое значение в формировании и развитии национальной, региональной и международной правовой системы защиты и обеспечения прав человека. Норма международного права становится на основе ратификации, действующей для государства, принявшего такое решение, получает силу национального закона, распространяет свое действие на все субъекты правоотношений, которые находятся под юрисдикцией данного государства.

Наряду с этим ратификация международного акта по правам человека создает для национальных государств обязанность по приведению своего законодательства в соответствие с этим актом, но сохраняет за государством право на определение (сохранение в качестве национальных правовых норм) иных прав человека, не входящих в предмет регулирования международного права.

Вопреки мнению большинства в России Конституция не устанавливает автоматического преимущества международного договора. Другими словами, данное преимущество не абсолютное. В части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации1 говорится, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ - это составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ устанавливаются иные правила, чем те, которые предусмотрены в законе, применению подлежат правила, установленные в международном договоре.

Ратификация международных договоров - это один из способов выразить согласие нашего государства на обязательность международного договора. Ратификация может тре-

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 09.03.2018).

боваться в случаях, которые перечислены в ст. 15 Федерального закона № 101-ФЗ «О международных договорах»1.

Функциональное единство национальной и международной подсистем прав человека в контексте данной отрасли права, кроме механизма ратификации международных договоров и их внедрения в национальное законодательство, обеспечивается еще и применением такого правового принципа, как субсидиарность. В соответствии с данным принципом защита и обеспечение прав человека, которые нормативно определены международным правом, должны реализовываться прежде всего на уровне отдельных государств. На следующий, международный уровень решение данной задачи может быть вынесено тогда, когда национальный механизм по каким-либо причинам не способен ее решить.

Права человека не являются абсолютными. Они, будучи юридической категорией, являются совокупностью нормативно закрепленных в международном, наднациональном и национальном праве политических, гражданских, социальных и экономических коллективных и индивидуальных свобод личности, общих принципов их применения и их универсальных (общих) обязанностей, т. е. правовых ограничений.

Обязанности и права человека в том виде, в котором они определены в международных правообразующих актах, являются единым целым. Они состоят не только из естественных (право на жизнь и запрет бесчеловечного обращения) и политических прав, обусловленных наличием гражданства. К числу таких прав относятся и права на ведение бизнеса, на собственность, учредительскую деятельность, забастовки, получение вознаграждения за трудовую деятельность, на образование профсоюзов и т. д. Рассмотренные «права прав человека» основываются на нормативных документах международного права. Права человека при этом не являются абсолютными. Они неразрывно связаны с его обязанностями и обязанностями государства по их защите и обеспечению. Это касается также тех случаев, при которых реализация конкретных прав (коллективных или индивидуальных) угрожает интересам общества, закрепленным на законодательном уровне, в том числе общепринятым интересам безопасности общества и моральным ценностям.

Механизм ратификации соответствующих международных соглашений обеспечивает приоритет международного права над национальным. Он дает возможность инкорпорировать в национальное законодательство нормы международного права, наделяя данные нормы обязательным характером для отдельных национально-правовых систем, с некоторыми оговорками, которые также закрепляются в соответствующих международных правовых документах. Немаловажен также принцип субсидиарности, в соответствии с которым проводится черта между компетенцией международной и национальной систем защиты прав человека.

Таким образом, история признания и понимания прав человека как самодостаточной ценности и основы функционирования государства и общества насчитывает более двух веков, и за этот период концепция прав человека и гражданина прошла значительный путь от декларативного к конституционному принципу.

Библиографический список

1. Манфред А. З. История Франции. 1973. Т. 2.

2. Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента (1792-1794): сб. док. и материалов / пер. с фр. Н. П. Фрейберг под ред. Н. М. Лукина. М., 1927.

3. Собуль А. О принципах Восемьдесят девятого года // Великая французская революция и Россия: сб. материалов. М., 1989. С. 65-77.

1 О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // КонсультантПлюс: офиц. сайт компании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/ (дата обращения: 01.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.