УДК 342.76
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. А. Подмарев
Подмарев Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Введение. Конституция РФ 1993 г допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина. Одним из условий установления ограничений прав и свобод индивида является их соответствие международным договорам о правах человека. Основными международными документами в сфере прав человека являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Указанные международные акты о правах человека универсального и регионального характера закрепляют не только перечень прав и свобод, но и стандарты их ограничений. Цель. Целью статьи являются выявление и анализ международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также определение их значения для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. Результаты. Анализ основных международных актов о правах человека позволил выявить международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина: ограничения должны устанавливаться с определенными целями; устанавливаться только законом; быть соразмерны (пропорциональны) тем целям, ради которых они вводятся; нельзя ограничивать права и свободы человека из-за пола, расы, цвета кожи и других признаков; некоторые права и свободы нельзя ограничивать ни при каких обстоятельствах (свобода от рабства и подневольного состояния, право не подвергаться пыткам и др.); для ограничения права на жизнь и права на свободу существует исчерпывающий перечень оснований; является допустимым ограничение прав представителей администрации, сотрудников полиции, военнослужащих, иностранцев; в условиях чрезвычайного положения в отношении некоторых прав и свобод личности могут вводиться дополнительные ограничения, в отношении отдельных прав и свобод дополнительные ограничения недопустимы, неограни-чиваемые (абсолютные) права и свободы сохраняют свое действие. Заключение. Делается вывод о том, что значение международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации заключается в следующем: они должны учитываться при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод личности, независимо от отраслевой принадлежности законов; они уточняют содержание норм Конституции РФ, касающихся ограничений
прав и свобод человека и гражданина; должны использоваться судами при обосновании решений и приговоров; используются Конституционным судом РФ в качестве дополнительных критериев при оценке конституционности действующих ограничений индивидуальных и коллективных прав и свобод; играют роль пределов допустимых ограничений прав и свобод. Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина.
й01: 10.18500/1994-2540-2018-18-3-338-342 Введение
Одним из вопросов, регулируемых Конституцией РФ 1993 г. [1], является установление основ правового статуса личности, которые включают в себя основные права, свободы и обязанности человека и гражданина (глава 2), принципы их реализации (ст. 17, 18, 19, 45), наиболее важные вопросы гражданства (ст. 6, 61, 62), общие условия ограничения всех прав и свобод (ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 17, ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 19), основания и способы ограничения отдельных прав и свобод (ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 2 и 4 ст. 29, ч. 3 ст. 32 и др.). Закрепление в ч. 3 ст. 55 Основного закона принципиальной возможности, допустимости ограничения государством прав и свобод личности предопределяется тем, что ни один человек, живущий в обществе, не может претендовать на неограниченную свободу, он должен в определенных законодательством случаях соизмерять свои желания и устремления с интересами других лиц и государственных органов, действовать в определенных юридических границах, рамках. Часть 3 ст. 55 является самой важной в регулировании ограничений прав и свобод, поскольку перечисляет исчерпывающим образом цели ограничений - защита основ кон -ституционного строя, защита нравственности, защита здоровья, защита прав и законных интересов человека, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации конституционным условием ограничения прав и свобод индивида является требование соответствия вводимых
© Подмарев А. А., 2018
Л. Л. Подмарев. Международные стандарты ограничения прав и свобод человека
ограничений нормам международных договоров о правах человека. Это конституционное условие вытекает из ст. 17 (ч. 1) и 15 (ч. 4). Во-первых, права и свободы должны признаваться и гарантироваться согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Следствием этих норм является то, что в России круг прав и свобод личности, их формулирование, содержание (правомочия), принципы реализации, возможные ограничения должны соответствовать международным договорам о правах человека, участником которых является наше государство. Формула о приоритете международных договоров РФ над федеральными законами повторяется во многих законах, регламентирующих статус личности (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, законы «О персональных данных» 2006 г., «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» 2009 г., «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2011 г., «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.). Иногда в законах, посвященных правам и свободам, говорится о том, что эти законы основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ («О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» 2004 г.) или что права и свободы гарантируются в соответствии с ними («Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 г.).
Цель
Цель статьи - выявление и анализ международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина, а также определение их значения для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
Результаты
На международном уровне (глобальном, региональном) заключены десятки договоров о правах человека как общего характера (о личных, политических, экономических, социальных, культурных правах и свободах), так и специального характера (о правах ребенка, женщин, инвалидов, беженцев, неграждан, жертв преступлений, участников вооруженных конфликтов,
заключенных, о борьбе с дискриминацией, пытками, рабством, геноцидом, торговлей людьми). Основные акты в этой сфере, обязательные для Российской Федерации, - это Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. Эти международные документы - форма закрепления и существования на международном уровне общепризнанных, общеприемлемых и общеобязательных фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, своеобразное общее согласие государств относительно минимума прав и свобод индивида, которыми он должен обладать в частной, политической, экономической, культурной и иных сферах жизнедеятельности.
Положения вышеуказанных международных документов в юридической науке принято рассматривать и определять как международные стандарты прав и свобод человека и гражданина, или как международные гуманитарные стандарты, или просто как стандарты, т. е. международно закрепленные права и свободы личности, их перечень, словесное выражение, содержание, значение должны служить обязательным ориентиром для национальных законодателей и даже для разработчиков конституций (учредительных собраний, парламентов). Например, Б. С. Эбзеев отмечает, что в настоящее время применительно к правам и свободам личности «сложились международные гуманитарные стандарты...; международный гуманитарный консенсус, предусматривающий единство в понимании прав и свобод человека и гражданина и обязательств государств по их защите.» [2, с. 28].
Международные документы о правах человека, помимо собственно прав и свобод личности, закрепляют принципиальную возможность их ограничения, а также цели, основания, принципы, случаи, способы ограничений некоторых прав и свобод. В Декларации допускается, что при осуществлении прав и свобод человек может подвергаться ограничениям (ст. 29). Положения основополагающих международных актов о правах человека, касающиеся ограничений, можно рассматривать как международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина, т. е. как единые международно-правовые подходы к необходимым в демократическом государстве ограничениям прав и свобод личности, их смыслу, сущности, обоснованию, необходимости, целям, способам. О возможности выделения таких стандартов пишет А. В. Малько: «... точно
так же, как существуют международные стандарты всеобщих прав, должны существовать и стандарты их ограничений.» [3, с. 104].
Международные соглашения о правах человека разрешают ограничивать права и свободы как в условиях ординарного (нормального) правопорядка, так и при введении какого-либо чрезвычайного режима (чрезвычайное положение, военное положение, осадное положение и др.).
Международные правила ограничения прав и свобод индивида содержатся в ст. 2, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 29 Декларации, ст. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 2, 4, 5, 8 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 17 Конвенции. При этом нормы Конвенции должны восприниматься в истолковании, данном Европейским судом по правам человека.
Представляется, что в качестве международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина можно рассматривать следующие требования указанных международных документов:
1) ограничения должны устанавливаться в определенных целях (защита прав и свобод других лиц, интересы государственной или общественной безопасности, поддержание общественного порядка, предотвращение беспорядков и преступлений, обеспечение общего благосостояния, охрана здоровья и нравственности);
2) ограничения должны устанавливаться только законом;
3) ограничения должны быть соразмерны (пропорциональны) тем целям, ради которых они вводятся;
4) нельзя ограничивать права и свободы человека из-за пола, расы, цвета кожи, языка, национальности, социального происхождения, вероисповедания, имущественного положения, принадлежности к национальным меньшинствам и других признаков;
5) некоторые права и свободы нельзя ограничивать ни при каких обстоятельствах (свобода от рабства и подневольного состояния; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; право на защиту нарушенных прав и свобод; право каждого обвиняемого в совершении преступления считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена судом; право на иммунитет от обратной силы уголовного закона; право не быть лишенным свободы за невыполнение договорных обязательств; право на признание правосубъектности);
6) для ограничения права на жизнь и права на свободу (физическую) существует исчерпывающий перечень оснований;
7) является допустимым ограничение прав определенной профессиональной или социальной группы лиц, к примеру, представителей администрации, сотрудников полиции, военнослужащих, иностранцев;
8) в условиях чрезвычайного положения в отношении некоторых прав и свобод личности могут вводиться дополнительные ограничения (право на физическую свободу), в отношении отдельных прав и свобод дополнительные ограничения недопустимы (право на жизнь, свобода вероисповедания), неограничиваемые (абсолютные) права и свободы сохраняют свое действие (свобода от рабства, свобода от пыток).
Заключение
Значение международных стандартов ограничения прав и свобод человека и гражданина для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации заключается в том, что они:
1) должны учитываться при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод личности, независимо от отраслевой принадлежности этих законов; при этом вводимые федеральными законами ограничения должны соответствовать международно-правовым;
2) уточняют содержание норм Конституции РФ, касающихся ограничений прав и свобод человека и гражданина (например, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, предусматривающую такие ограничения права человека на свободу, как арест, заключение под стражу, содержание под стражей, необходимо понимать и толковать во взаимосвязи со ст. 9 и 10 Пакта о гражданских и политических правах и со ст. 5 Конвенции);
3) должны использоваться судами при обосновании решений и приговоров, затрагивающих права и свободы личности, в том числе если имеются пробелы или коллизии в российском законодательстве, касающиеся ограничений.
На использование норм международных договоров о правах человека при разрешении вопроса о законности или незаконности ограничений прав и свобод индивида ориентируют суды постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 г. № 8 [4], «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003 № 5 [5], «О применении
А. А. Подмарев. Международные стандарты ограничения прав и свобод человека
судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» от 27.06.2013 № 21 [6]. То есть вопрос об учете международных стандартов ограничений прав индивида в правоприменительной деятельности - это вопрос практический, а не отвлеченно-теоретический;
4) используются Конституционным судом РФ в качестве дополнительных критериев при оценке конституционности действующих ограничений индивидуальных и коллективных прав и свобод.
Например, в 2017 г. Конституционный суд РФ постановил, что возможность ограничения права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека (п. 1 ст. 20), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 21), в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 11) [7];
5) играют роль пределов допустимых ограничений прав и свобод, за который национальный законодатель выходить не должен (так считает Конституционный суд России [8]).
Таким образом, международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина развивают, уточняют, конкретизируют общие условия и отдельные случаи ограничения прав и свобод личности и тем самым являются ориентиром для правотворческих и правоприменительных органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом по-
правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
2. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России : взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. : Норма, 2007. 384 с.
3. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2003. 250 с.
4. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
5. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
6. О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 8.
7. По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И. И. Дадина : постановление Конституционного Суда РФ от 10.02.2017 № 2-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 9, ст. 1422.
8. По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава РФ : постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 г. № 5-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1976.
Образец для цитирования:
Подмарев А. А. Международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина и их значение для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 338-342. БО!: 10.18500/1994-2540-2018-18-3-338-342
The International Standards of Restriction of the Rights and Freedoms of the Person and Citizen and Their Value for Law-making and Law-enforcement Activity in the Russian Federation
A. A. Podmarev
Alexander A. Podmarev, ORCID 0000-0003-3518-2521, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Introduction. The constitution of the Russian Federation allows 1993 possibility of restriction of the rights and freedoms of the person and citizen. One of conditions of establishment of restrictions of the rights and freedoms of the individual is their compliance to international human rights treaties. The main international documents in the sphere of human rights are the Universal declaration of human rights of 1948, the International Covenant on Civil and Political Rights of 1966, the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of 1966, the European convention on protection of human rights and fundamental freedoms of 1950. The specified international acts of
human rights of universal and regional character fix not only the list of the rights and freedoms, but also standards of their restrictions. Purpose. The purpose of article is identification and the analysis of the international standards of restriction of the rights and freedoms of the person and citizen, and also determination of their value for law-making and law-enforcement activity in the Russian Federation. Results. The analysis of the main international acts of human rights allowed to reveal the international standards of restriction of the rights and freedoms of the person and citizen: restrictions have to be set in definite purposes; restrictions have to be set only by the law; restrictions have to be proportional (are proportional) to those purposes for the sake of which they are entered; it is impossible to limit the rights and freedoms of the person because of a floor, races, skin color and other signs; some rights and freedoms can't be limited under no circumstances (freedom from slavery and a servitude, the right not to be exposed to tortures, etc.) ; for restriction of the right for life and the rights for freedom there is an exhaustive list of the bases; restriction of the rights of representatives of administration, police officers, the military personnel, foreigners is admissible; in the conditions of state of emergency concerning some rights and personal freedoms additional restrictions can be introduced, concerning the separate rights and freedoms additional restrictions are inadmissible, not limited (absolute) rights and freedoms keep the action. Conclusion. The conclusion that value of the international standards of restriction of the rights and freedoms of the person and citizen for law-making and law-enforcement activity in the Russian Federation consists in the following is drawn: they have to be considered when developing the federal laws setting restrictions of the rights and personal freedoms irrespective of branch accessory of laws; they specify the content of the standards of the Constitution of the Russian Federation concerning restrictions of the rights and freedoms of the person and citizen; they have to be used by courts at justification of decisions and sentences; they are used by the Constitutional Court of the Russian Federation as additional criteria at an assessment of constitutionality of the operating restrictions of the individual and collective rights and freedoms; they play a role of limits of admissible restrictions of the rights and freedoms. Key words: Constitution the Russian Federation, international standards of restriction of the rights and freedoms of the person and citizen.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).
2. Ebzeev B. S. Lichnost' i gosudarstvo v Rossii: vzaim-naya otvetstvennost' i konstitutsionnye obyazannosti [Personality and state in Russia: mutual responsibility and constitutional duties]. Moscow: Norma Publ., 2007. 384 p. (in Russian).
3. Malko A.V. Stimuly i ogranicheniya vprave [Incentives and restrictions in the law. 2nd ed., rev. and add.]. Moscow: Yurist Publ., 2003. 250 p. (in Russian).
4. On some issues of application by the courts of the Constitution of the Russian Federation in the administration of justice. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 31.10.1995 No. 8. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF [Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation], 1996, no. 1 (in Russian).
5. On the application by the courts of general jurisdiction of generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 10.10.2003 No. 5. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF [Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation], 2003, no. 12 (in Russian).
6. On the application by the courts of general jurisdiction of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms of November 4, 1950 and the Protocols there to. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 06.27.2013 No. 21. Byulleten' Verkhovnogo Suda RF [Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation], 2013, no. 8 (in Russian).
7. In the case on the verification of the constitutionality of the provisions of Article 212.1 of the Criminal Code of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen I. I. Dadin. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 10.02.2017 No. 2-P. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2017, no. 9, art. 1422 (in Russian).
8. In the case on the verification of the constitutionality of Article 12 of the Law of the USSR of 9 October 1989 "On the Procedure for the Resolution of Collective Labor Disputes (Conflicts)" (as amended on May 20, 1991), which prohibits strikes by civil aviation workers in connection with the complaint of the Trade Union of the Airline Composition of the Russian Federation. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 17.05.1995 No. 5-P. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 21, art. 1976 (in Russian).
Cite this article as:
Podmarev A. A. The International Standards of Restriction of the Rights and Freedoms of the Person and Citizen and Their Value for Law-making and Law-enforcement Activity in the Russian Federation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 338-342 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-183-338-342