Конституционное право, административное право
УДК 342.76 А.А. Подмарев*
Ограничение прав и свобод личности: Конституция РФ 1993 г. и основные международные акты о правах человека
В статье анализируется взаимосвязь конституционного и международно-правового регулирования ограничения прав и свобод личности. Определяется значение норм основных международных актов о правах человека, посвященных ограничениям прав и свобод индивида, для правотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: конституция, ограничение прав и свобод личности, основные международные акты о правах человека, международные стандарты ограничения прав и свобод человека и гражданина.
A.A. Podmarev*. Restriction of the rights and personal freedoms: Constitution of the Russian Federation of 1993 and main international acts of human rights. In article, the interrelation restriction of the constitutional and international legal regulation of the rights and personal freedoms is analyzed. Value of the main international acts standards of the human rights devoted to restrictions of the rights and freedoms of the individual for law making and law-enforcement activity in the Russian Federation is defined.
Keywords: constitution, restriction of the rights and personal freedoms, main international acts of human rights, international standards of restriction of the rights and freedoms of the person and citizen.
В современных конституциях или отдельных актах конституционного значения о правах человека (декларациях, хартиях) одним из принципиальных вопросов правового регулирования является определение основ свободы личности посредством закрепления наиболее важных прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, а также общих условий и отдельных случаев ограничения прав и свобод индивида. Необходимость закрепления на конституционном уровне возможности ограничения прав и свобод личности государством объясняется тем, что человек, находясь в обществе и государстве, не может обладать абсолютной свободой, она имеет устанавливаемые государством юридические рамки, границы, пределы. Георг Еллинек отмечал, что в содержании конституций, как правило, присутствуют положения о «правовых границах свободы индивида» [7, с. 512-513]. Правовые ограничения должны помочь достичь определённого компромисса, равновесия между правами и интересами одного человека и интересами других лиц, общества, государственных органов, государства в целом. Аксиомой является то, что использование индивидом его прав и свобод возможно только в условиях государственно-правового порядка, элементом которого являются юридические ограничения прав и свобод.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет широкий перечень основных прав и свобод личности (ст. 20-53 и др.), но вместе с тем устанавливает: принципиальную возможность ограничения этих прав и свобод (ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56), общие условия ограничения всех прав и свобод (ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 17, ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 19), случаи и способы ограничения отдельных прав и свобод (ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 2 и ч. 4 ст. 29, ч. 3 ст. 32 и др.), допустимость ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56).
Одним из общих условий ограничения всех прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является, по нашему мнению, конституционное требование соответствия этих ограничений положениям международных актов о правах человека, вытекающее из ч. 1 ст. 17 и ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.
Часть 1 ст. 17 Конституции России закрепляет один из принципов правового статуса личности: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права...». Этот принцип необходимо воспринимать во взаимосвязи с ч. 4 ст. 15: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, Основной закон требует, чтобы перечень и содержание прав и свобод человека и гражданина в России соответствовали международным актам в сфере прав человека. Также эти нормы означают, что международные договоры России по вопросам прав и свобод человека, соответствующим образом ратифицированные, имеют превосходство над федеральными законами, регламентирующими различные аспекты положения личности.
* Подмарев, Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Адрес: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83. Тел. моб. 8-917-201-32-25. E-mail: [email protected].
* Podmarev, Alexander Alexandrovich, candidate of juridical sciences, associate professor, docent of the constitutional and municipal right of Law Faculty of the Saratov national research state university of N. G. Chernyshevsky. Address: Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya str., 83. Ph.: 8-917-201-32-25. E-mail: [email protected].
© Подмарев А.А., 2017.
Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод личности: Конституция РФ 1993 г. и основные.
В настоящее время приняты и действуют сотни международных универсальных и региональных деклараций, договоров, конвенций, хартий, пактов, соглашений и других актов о правах человека. Они являются источниками одной из отраслей современного международного права - международного права прав человека. Фундаментом данной отрасли являются основные международные акты о правах человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. Эти документы закрепляют основные права и свободы человека (личные, политические, экономические, социальные, культурные), а также принципы и гарантии их реализации. Предполагается, что эти права и свободы носят настолько общечеловеческий характер, что могут быть приемлемы для большинства государств современного мира, несмотря на их политические, правовые, экономические, этнические, религиозные, культурные различия.
Наиболее наглядным подтверждением такой приемлемости является Всеобщая декларация прав человека, а точнее, её влияние на конституции государств. Конституции многих государств указывают, что закреплённые в них права и свободы личности соответствуют Всеобщей декларации прав человека 1948 г., или признаются в соответствии с ней, или гарантируются согласно ей, или толкуются и применяются в соответствии с ней, или Основные законы провозглашают приверженность её положениям (в частности, конституции Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Гаити 1987 г., Никарагуа 1987 г., Йемена 1991 г., Румынии 1991 г., Андорры 1993 г., Камбоджи 1993 г., Молдовы 1994 г., Эфиопии 1994 г.). Конституция Никарагуа, помимо демонстрации приверженности Декларации, гарантирует неукоснительное уважение, содействие соблюдению, защиту, всемерную реализацию прав, закрепленных в двух Пактах. Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г. наделяет права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека, прямым действием на территории страны и преимущественной силой относительно других норм права. Приведенные примеры являются свидетельством серьёзного, уважительного отношения государств к основным международным актам о правах человека как к формальным источникам универсальных фундаментальных прав личности.
Положения, нормы, принципы основных международных актов о правах личности российские учёные достаточно часто называют международными стандартами прав и свобод человека и гражданина или международно-правовыми стандартами прав человека (С.А. Авакьян [3, с. 506], Е.А. Лукашева [8, с. 49], Ф.М. Рудинский [4, с. 53], Т.Я. Хабриева [7, с. 145], В.Е. Чиркин [10, с. 96]). Что же вкладывается в понятие «международные (международно-правовые) стандарты прав и свобод человека и гражданина»? По нашему мнению, международные стандарты прав и свобод человека и гражданина представляют собой определенные эталонные, единые требования к пониманию государствами основных индивидуальных и коллективных прав и свобод личности, их перечню, формулированию, содержанию (правомочиям) и принципам реализации.
Основные международные акты о правах человека содержат не только перечень фундаментальных прав и свобод личности, но и условия, цели, критерии, основания, случаи, способы их возможных ограничений. По аналогии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина, их можно назвать международными стандартами ограничения прав и свобод личности. «Точно так же, как существуют международные стандарты всеобщих прав, - пишет А.В. Малько, - должны существовать и стандарты их ограничений...» [9, с. 104].
Следует отметить, что международные акты о правах человека, как и Конституция России, предусматривают возможность ограничения прав и свобод в двух принципиально разных условиях жизнедеятельности государства: одни ограничения существуют и используются в условиях нормального правопорядка с тем, чтобы обеспечить баланс между интересами личности и государства; другие вводятся в действие только в условиях чрезвычайного (или иного особого) положения, это ограничения-запреты, т.е. такие, которые полностью блокируют реализацию каких-либо прав и свобод, и в этом смысле являются одним из инструментов восстановления правопорядка.
Применительно к возможным ограничениям прав и свобод личности основные международные акты о правах человека закрепляют следующие положения, которые можно рассматривать как стандарты:
1) общие условия ограничения всех прав и свобод личности (цели ограничений; форма правового акта, устанавливающего ограничения (закон); соразмерность ограничений; запрет дискриминации, т.е. ограничения прав человека из-за расы, цвета кожи, национальности, вероисповедания, языка и других признаков - ст. 2 и 29 Декларации, ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 2 и 4 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 14 Конвенции). Наиболее полный перечень таких общих условий содержится в ч. 2 ст. 29 Декларации: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Пакт об экономических, социальных и культурных правах требует от государств устанавливать ограничения прав исключительно законом, и только с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4);
Конституционное право, административное право
2) права и свободы личности, которые не подлежат никаким ограничениям (абсолютные права и свободы). К международно-установленным абсолютным правам и свободам личности относятся, по нашему мнению, следующие: свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 4 Декларации, ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 4 Конвенции); право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 5 Декларации, ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции); право на защиту нарушенных прав и свобод (ст. 8 Декларации, ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 13 Конвенции); право каждого обвиняемого в совершении преступления считаться невиновным до тех пор, пока виновность не будет установлена судом (ст. 11 Декларации, ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции); право на иммунитет от обратной силы уголовного закона (ст. 15 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 7 Конвенции); право не быть лишённым свободы за невыполнение договорных обязательств (ст. 11 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 1 Протокола № 4 к Конвенции); право на признание правосубъектности (ст. 16 Пакта о гражданских и политических правах);
3) способы, случаи, цели ограничения отдельных прав и свобод личности. В ст. 9, 12, 14, 15, 17 Декларации, в ст. 6, 8, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в ст. 8 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в ст. 2, 5, 8, 9, 10, 11 Конвенции предусматривается возможность ограничения отдельных прав и свобод индивида. При этом в отношении некоторых прав и свобод человека и гражданина основные международные акты формулируют основания (случаи) их ограничения исчерпывающим образом (право на жизнь, право на физическую свободу). В отношении других устанавливаются лишь частные цели ограничений прав и свобод индивида, а установление конкретных ограничений этих прав и свобод осуществляется государством. Примером закрепления исчерпывающих случаев ограничения права (свободы) может служить ст. 5 Европейской конвенции «Право на свободу и безопасность личности», которая устанавливает, что физическая свобода индивида может быть ограничена: после осуждения человека судом (содержание под стражей); арест или задержание компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения и в некоторых других случаях. О том, что закрепленный ст. 5 Конвенции перечень случаев ограничения физической свободы индивида является исчерпывающим, свидетельствуют решения Европейского Суда по правам человека, посвященные данной проблеме (дела Энгел против Нидерландов 1976 г., Ирландия против Соединенного Королевства 1978 г., Класс против ФРГ 1978 г.) [5, с. 380]. Примером второго варианта регулирования ограничений прав и свобод личности, когда устанавливаются лишь частные цели ограничений, может служить ст. 21 Пакта о гражданских и политических правах, которая, признавая право на мирные собрания, разрешает государствам ограничивать это право в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Установив данные частные цели ограничения указанного права, Пакт подразумевает, что способы, временные и территориальные рамки ограничения этого права определяет само государство;
4) возможность ограничения прав и свобод представителей отдельных групп населения (представители администрации, сотрудники полиции, военнослужащие, иностранцы). К примеру, ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах допускает введение специальных ограничений права на создание ассоциаций и права на вступление в них для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
5) принципы ограничения прав и свобод личности в условиях особых (чрезвычайных) государственно-правовых режимов (чрезвычайного, военного, осадного или иного положения). Ст. 4 Пакта о гражданских и политических правах позволяет государствам отступать от своих обязательств в отношении прав и свобод человека во время чрезвычайного положения: «1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. 2. Это положение не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18». Ч. 2 данной статьи означает, во-первых, подтверждение существования абсолютных, неограничиваемых прав и свобод (свобода от пыток (ст. 7); свобода от рабства (ст. 8); иммунитет от лишения свободы за невыполнение договорного обязательства (ст. 11); иммунитет от обратной силы уголовного закона (ст. 15); право на правосубъектность (ст. 16); во-вторых, запрет государству налагать на некоторые права и свободы личности дополнительные по отношению уже к существующим ограничения: право на жизнь (ст. 6); свобода исповедовать религию или убеждения (ст. 18); в-третьих, разрешение государству вводить дополнительные ограничения в
Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод личности: Конституция РФ 1993 г. и основные...
отношении других прав и свобод личности. Сходное по содержанию и смыслу правило содержится в ст. 15 «Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях» Конвенции.
6) запрет государствам ограничивать права и свободы личности в большей мере, чем это предусматривается международными актами (ст. 5 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 17 Конвенции). Можно сказать, что приведённые статьи международных документов устанавливают для государств ограничения на введение ограничений прав и свобод личности.
Роль вышеизложенных международных стандартов ограничения прав и свобод личности для Российской Федерации заключается в том, что они:
1) позволяют точнее понять содержание и смысл ч. 3 ст. 55 и других статей Конституции РФ, закрепляющих возможность ограничения прав и свобод человека;
2) в силу ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ должны учитываться при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод человека и гражданина;
3) должны приниматься во внимание правоприменительными органами (правоохранительными, судебными, другими) в своей практической деятельности; в частности, суды при толковании внутренних законодательных и иных норм о правах и свободах личности должны использовать соответствующие положение основных международных документов о правах человека;
4) являются уточняющими критериями при оценке конституционности нормативных актов, в первую очередь федеральных законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В этом качестве международные стандарты ограничения прав и свобод личности достаточно часто используются Конституционным Судом РФ при разрешении конкретных дел. В частности, в 2001 г. в одном из постановлений Конституционный Суд РФ в обоснование своей позиции по возможности ограничения права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности сослался и на Всеобщую декларацию прав человека, и на Международный пакт о гражданских и политических правах, и на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и на Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [2];
5) являются дополнительными (международно-правовыми) гарантиями защиты прав и свобод человека от произвольных ограничений. Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что внутреннее (российское) законодательство не должно выходить за пределы допускаемых международно-правовыми актами о правах человека ограничений [1].
6) позволяют выявить пробелы и недостатки в российском законодательстве и тем самым определить направления его совершенствования.
Список литературы
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава РФ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1976.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 32. - Ст. 3412.
3. Авакьян, С. А. Конституционное право России : учебный курс / 2-е изд., перераб. и доп. : в 2 т. - Т. 1. - М.: Юристъ. 2006. - 719 с.
4. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского; 2-е изд. - М.: ЗАО «ТФ "Мир"», 2006. - 478 с.
5. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). - М., 1997.
6. Еллинек, Г. Общее учение о государстве. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 752 с.
7. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России) : монография / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИД «Юриспруденция», 2014. - 592 с.
8. Лукашева, Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. - М.: Норма, 2011. - 384 с.
9.Малько, А. В. Стимулы и ограничения в праве / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 250 с.
10. Чиркин, В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 1998. - 448 с.