1.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Барбин Вячеслав Владимирович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра государственно-правовых наук. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается понятие, содержание и нормативное закрепление конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: конституционно-правовой режим; ограничение прав и свобод человека и гражданина; пределы ограничений; формы ограничений.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGIME OF RESTRICTIONS ON RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN: THE CONCEPT AND STANDARD FASTENING
Barbin Vyacheslav, PhD, Associate Professor. Position: Deputy Head of the Department. Place of employment: Academy of Management MIA Russia. Division: Department State and Legal Sciences. E-mail: [email protected]
Annotation: This article discusses the concept, the content and standard fastening constitutional and legal regime of restrictions on rights and freedoms of man and citizen. Keywords: constitutional and legal regime; restriction of the rights and freedoms of man and citizen; the limitations; mold constraints.
В настоящее время в научной литературе не высказывается сомнений относительно существования правового режима, основанного на ограничениях, который в отличие от стимулирующего правового режима, создающего благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, нацелен на их комплексное сдерживание [12, 13, 14]. Выделяют обязывающий, запрещающий, наказывающий и т.п. правовые режимы ограничения [15, с. 209].
Следует отметить, что ни одно общество, даже самое демократическое, не может обойтись без правовых ограничений. Этого требует нормальная организация общественной жизни. Как справедливо отмечал еще Ж.-Ж. Руссо, «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах» [17, с. 198]. Данное положение обоснованно тем, что человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей.
Одним из определяющих признаков ограничения права (свободы), является то, что это всегда установленный предел свободе индивида. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.
В международно-правовых документах допустимость ограничения прав и свобод впервые была провозглашена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1], а реализована - в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 г. [4] Между тем, в международно-правовых документах нет единого толкования понятия «ограничение права». Так, во Всеоб-
щей декларации прав человека 1948 г. (п. 2. ст. 29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4) 1966 г. [3], Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 24) 1990 г. [7] используется термин «ограничения», в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 4) -«отступление государств от своих обязательств» [2], Американской конвенции о правах человека 1969 г. (ст. 27) [5] - «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. используется на равных основаниях два термина - «ограничения» (ст. 8-11, 18) и отступление от своих обязательств» (ст. 15).
В тексте Конституции России термин «ограничение права» использован семь раз (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в некоторых статьях фактически идет речь об ограничениях, хотя сам этот термин не употребляется (ст. 13, 17, 20, 22, 24, 25, 29, 31 и др.). Кроме того, в ряде статей использован близкий по значению термин «умаление» (ст. 21, 55, 62).
Анализ норм Конституции РФ, отраслевого законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что в них фактически идет речь о тех или иных формах ограничения прав и свобод человека и гражданина, как внешнем проявлении его содержания или конкретном способе реализации.
Формами ограничений в зависимости от обстоятельств могут быть обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, наказание, ответственность, меры пресечения, опека, попечительство, ограничение дееспособности, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.
Так, любое установление нормативным правовым актом юридических обязанностей или юридической ответственности индивидов является прямым или косвенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Например, юридическая ответственность всегда несет в себе ограничение права на свободу и личную неприкосновенность либо права собственности, обязанность платить налоги ограничивает право собственности, обязанность проходить срочную военную или альтернативную службу ограничивает право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Для каждого современного государства характерна своя определенная система конституционно закрепленных социальных ценностей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Эти основания можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными права и свободами, а также осуществления, в пределах Конституции РФ и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.
В этом смысле пределы (границы) реализации прав (свобод), закрепленные в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство, поскольку направлены на защиту прав и свобод отдельной личности или интересов общества и государства, а в самом общем виде - на достижение разумного баланса между интересами личности и интересами государства.
В наиболее концентрированном виде цели ограничений прав и свобод человека зафиксированы в ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а более детально установлены в целом ряде других международно-правовых документов. Так, согласно ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 г. ограничения должны осуществляться исключительно с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав. В соответствии с целым рядом статей (ст. 12, 18, 19, 21, 22 и др.) Международного пакта о гражданских и политических правах 1996 г. ограничения прав и свобод человека и гражданина могут применяться, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.
Аналогичные цели предусмотрены ст. 8, 9, 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (... в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц); ст. 9, 10, 11, 12, 22, 26 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (... в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц) [6].
Следуя международным актам в области прав человека, Конституция Российской Федерации установила в ч. 3 ст. 55 цели ограничения прав человека и гражданина. Такими целями являются защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем цели ограничений основных прав и свобод человека и гражданина могут быть условно разделены на юридические и социальные.
Юридическая цель состоит в установлении требуемого варианта поведения субъектов права. Еще Ш.Л. Монтескье отмечал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его» [16]. Иными словами, юридической целью ограничения в самом общем виде выступают: устранение, снижение, предупреждение отрицательной мотивации и негативной активности субъектов; поощрение и стимулирование социально полезного поведения индивида; реализация человеком и гражданином своих прав и свобод в определенных законом границах. В конечном счете, юридическая цель сводится к справедливой упорядоченности общественных отношений.
Границы деятельности человека устанавливаются не произвольно, а для достижения социальной цели, которая состоит в недопущении ущерба для конституционного строя, безопасности государства, общественного порядка, жизни и здоровья, законных интересов других граждан. Ограничение основных прав граждан является не самоцелью, и не проявлением беззакония государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества.
Следует учитывать, что это - исчерпывающий перечень возможных, но не обязательных целей ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, и он не может быть расширен.
В то же время при определенных критических обстоятельствах, вызванных либо действиями самого человека или другого государства, либо действиями стихийных сил природы и представляющих реальную угрозу территориальной целостности, безопасности личности и существующему общественному порядку, для стабилизации общественно-политической обстановки и нейтрализации негативных последствий этих действий возникает необходимость отступления от некоторых положений Конституции РФ и применения особых мер для обеспечения нормальной жизнедеятельности, т.е. введения в действие особых конституционно-правовых режимов функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.
Подобные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, получили в российской науке конституционного права названия: «государственное состояние», а также «особые», «особые правовые», «чрезвычайные», «конституционно-правовые», «комплексные» режимы.
В период действия особых конституционно-правовых режимов происходит временное перераспределение взаимных прав и обязанностей между личностью и государством, расширение полномочий органов государственной власти и возложение дополнительных ограничений на граждан. В данном случае предполагается такое состояние государства, когда потребность в порядке и безопасности становится чрезвычайно острой и перевешивает обычные правовые мотивы.
Аналогичная ситуация предусмотрена и Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 и ч. 2 ст. 87), а также соответствующими Федеральными конституционными законами: «О чрезвычайном положении» [10] и «О военном положении» [9]. Названные законы устанавливают дополнительные основания и формы ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, действующие только при чрезвычайных обстоятельствах. Речь идет о том, что в условиях чрезвычайных режимов (чрезвычайного или военного положения) ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленные всеми федеральными законами, сохраняют свое действие, а «отдельные ограничения» (ч. 3 ст. 56) необходимо рассматривать как дополнительные, которые в условиях нормального конституционного правопорядка не применяются, а действуют только при чрезвычайных обстоятельствах. Образно говоря, обычные ограничения по смыслу ч. 3 ст. 55 являются базой, основой для дополнительных ограничений («надстройки»), вводимых на основании ч. 1 ст. 56 и ч. 2 ст. 87.
Конституционно-правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина во всех случаях должны преследовать цель - найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права. Безусловно, ограничение прав и свобод возможно до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права.
В качестве первого обязательного элемента ограничений - правовой основы ограничений - Всеобщая декларация прав человека, представляющая в настоящее время модель, широко используемую многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека, определяет закон: «При
осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом... » (п. 2 ст. 29). Приведенное положение Всеобщая декларация прав человека 1948 г. юридически закреплено в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: «... Государство может устанавливать только такие ограничения ... прав, которые определяются законом ...». Также оно нашло отражение в ст. 12, 18, 19, 21 и других статьях Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в ст. 5, 8, 9, 10, 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 5, 9, 10 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., Итоговом документе Венской встречи государств - участников СБСЕ
1989 г. [8], Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
1990 г.
Закон как единственное основание ограничений основных прав и свобод человека и гражданина закрепляет и Конституция РФ (ч. 3 ст. 55).
В Конституции РФ определены главные цели и объекты правового регулирования. Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию своих норм с действием законов, которые не наполняют конституционные нормы новым содержанием, а лишь призваны конкретизировать основополагающие конституционные положения в соответствующей сфере правовой жизни общества, уточнить значение и содержание, а также допустимые пределы ограничений каждого права (свободы) согласно конституционным предписаниям, а также предусмотреть систему гарантий от неконституционных ограничений.
Между тем, анализ действующего законодательства России позволяет сделать вывод о том, что ему свойственна, строящаяся на основе субординации нормативных правовых актов, многоуровневая иерархическая система, закрепляющая ограничения основных прав и свобод человека и гражданина и состоящая из Конституции РФ; международных договоров РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов, принимаемых по предметам исключительного ведения РФ; федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; конституций и законов субъектов РФ, принимаемых на основании федеральных законов; постановлений и определений Конституционного Суда РФ; подзаконных нормативных правовых актов (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Правительства субъекта РФ); ведомственных нормативных актов, принимаемых на основе законов.
Однако применительно к ограничениям прав и свобод личности можно говорить об обязательном двойном санкционировании: конституционном и законодательном. То есть только «посредством конституционно-законодательных и законодательных нормативных установлений могут быть допущены далеко идущие вмешательства в гарантированные основные права» [18. с. 646]. Это следует из того, что в соответствии с Конституцией РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71) и осуществляется посредством принятия федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 76).
Обоснованность такого регулирования в следующем: в Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие положения и принципы функциони-
рования конституционно-правовых режимов - принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального опубликования законов (ч. 3 ст. 15), утверждение Советом Федерации указов Президента Российской Федерации (п. «б», «в» ст. 102) и, кроме того, отнесение мер по обеспечению обороны страны, прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка к компетенции Правительства Российской Федерации в лице его правоохранительных органов (п. «д», «е» ч. 1 ст. 114). Необходимость же такого регулирования заключается в уточняющем характере отдельных положений, предварительно детально разработанных на вышестоящем (законодательном) уровне, исчерпывающего перечня мер. При этом самостоятельность актов нижестоящего уровня ограничивается определенной компетенцией, суть которой - не допустить расширительного толкования ограничительных мер. Следует также учитывать, что удельный вес подзаконных актов в регулировании должен быть сведен к минимуму, объем полномочий, делегированный на муниципальный или ведомственный уровень правотворчества, значительно лимитирован, пределы свободной трактовки воли законодателя сужены. Для таких нижестоящих актов характерно использование в тексте документов при определении ограничений прав и свобод человека и гражданина таких формулировок, как «в соответствии», «во исполнение». При этом используется как полное или частичное воспроизведение конституционно защищаемых целей, закрепленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, так и ссылки на указанную статью.
Важным условием правомерности ограничений прав и свобод человека и гражданина является соразмерность или запрет чрезмерных ограничений. Смысл этого правила состоит в предварительном выяснении о наличии реальной опасности для конституционно защищаемых ценностей, влекущей принятие мер по ограничению прав человека и свобод человека и гражданина, соразмерных возникшей угрозе.
Иными словами, мера, наносящая ущерб правам и свободам человека и гражданина, оправдана лишь в той степени, в какой она вызвана необходимостью (принцип экономии вмешательства). Ограничение прав и свобод возможно до тех пределов, пока оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права. Поэтому Федеральный закон «О полиции», устанавливает, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что последняя не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан [11].
Анализ конституционных норм, международно-правовых актов, а также решений Конституционного Суда РФ позволяет выделить ряд прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть признаны абсолютными, т.е. теми, которые не могут вступать в противоречие с конституционно защищаемыми целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и, следовательно, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах: право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; презумпция невиновности; право не быть повторно осужденным за одно и то же преступление; право на свидетельский иммунитет в отношении определенной категории лиц; право на судебную защиту; право на
получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; свобода от рабства и подневольного состояния; право на иммунитет от обратной силы уголовного закона; право не быть подвергнутым заключению за невыполнение договорных обязательств и др. Как видится, закрепление запрета на ограничения данных прав и свобод человека и гражданина является правовым условием (гарантией), призванным обеспечить функционирование конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного можно сказать, что конституционные нормы, предусматривающие возможность ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, в силу их особой значимости в системе национального законодательства имеют базовое значение для правового регулирования в целом, устанавливают конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина, который, хотя и является самостоятельным режимом, однако является все же вторичным (вспомогательным) по отношению к общему конституционно-правовому режиму реализации личностью своих прав и свобод.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газ. 1998. 10 дек.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Вместе с «Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах») (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5-11.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 1-5.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.
5. Американская конвенция о правах человека (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.-М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867-886.
6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.
7. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Копенгаген, 29 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 653-664
8. Итоговый документ Венской встречи государств-участников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. Вена, 15 января 1989 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 648653.
9. О военном положении: Федеральный конституционный закон РФ № 1-ФКЗ от 30 января 2002 г. (ред. от
12 марта.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375; 2014. № 11. Ст. 1088.
10. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2014. № 11. Ст. 1088.
11. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 2.02.2015) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; .2015. № 7. Ст. 1022.
12. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
13. Беляева Г.С. К вопросу о понятии правового режима ограничения. // Бизнес в законе. 2013. № 4.
14. Забугин И.Р. Специальный правовой режим ограничения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1(4).
15. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
16. Монтескье Ш.Л. О духе законов. - М., 1956.
17. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: трактаты / пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова; по-слесл. А. Филиппова; коммент. В. Алексеева-Попова, Л. Борщевского. М., 2000.
18. Шмидт Карл. Учение о конституции / Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 3: Европа, Америка: XVII - XX вв. - М., 1999.
Рецензия
на научную статью «Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление», подготовленную заместителем начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, к.ю.н., доцентом Барбиным В.В.
Подготовленная В.В. Барбиным научная статья, характеризуется актуальностью и имеет практическую значимость. По своей важности в современной России проблема низкой эффективности реализации конституционно-правовых режимов, сохранение и воспроизведение старой практики управления развитием общества может быть отнесена к одной из глобальных. Конституционно-правовое регулирование еще не в полной мере полноценно и эффективно. Оно формируется подчас без учета объектов регулирования и необходимых адекватных их уровню средств воздействия. Не все его формы связаны между собой и часто противоречат друг другу. К сожалению, много негатива приносят отступления от установленных порядков регулирования и произвольные действия субъектов права, граничащие с нарушением законности. В то же время теоретическая разработка понятия, признаков, содержания, видов конституционно-правовых режимов, несомненно, будет способствовать результативности конституционного права и обеспечению стабильности и правопорядка в целом.
Отсутствие глубоких теоретико-методологических концептуальных исследований конституционно-правовых режимов в Российской Федерации оказывает негативное влияние на их функционирование. Только комплексный, системный подход позволяет проникнуть в суть данной проблемы, обеспечивает ее всестороннее исследование.
Статья отличается фундаментальностью, доказательностью сделанных выводов. Автором проведена аналитическая работа с нормативными правовыми актами, исследованы накопленные за последние годы научные труды ведущих ученых, суждения и выводы которых имеют значение для научного осмысления и
практики реализации конституционно-правовых режимов в Российской Федерации.
Вывод: научная статья «Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление» отвечает всем требованиям, предъявляемым к данного вида работам, и может быть рекомендована к опубликованию в рецензируемых научных журналах перечня ВАК.
Заместитель начальника Академии управления МВД России доктор юридических наук, профессор И.В. Гончаров.