Научная статья на тему 'Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление'

Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1271
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЙ / ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барбин Вячеслав Владимирович

В статье рассматривается понятие, содержание и нормативное закрепление конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regime of restrictions on rights and freedoms of man and citizen: the concept and standard fastening

This article discusses the concept, the content and standard fastening constitutional and legal regime of restrictions on rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление»

1.2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Барбин Вячеслав Владимирович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра государственно-правовых наук. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается понятие, содержание и нормативное закрепление конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: конституционно-правовой режим; ограничение прав и свобод человека и гражданина; пределы ограничений; формы ограничений.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGIME OF RESTRICTIONS ON RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN: THE CONCEPT AND STANDARD FASTENING

Barbin Vyacheslav, PhD, Associate Professor. Position: Deputy Head of the Department. Place of employment: Academy of Management MIA Russia. Division: Department State and Legal Sciences. E-mail: [email protected]

Annotation: This article discusses the concept, the content and standard fastening constitutional and legal regime of restrictions on rights and freedoms of man and citizen. Keywords: constitutional and legal regime; restriction of the rights and freedoms of man and citizen; the limitations; mold constraints.

В настоящее время в научной литературе не высказывается сомнений относительно существования правового режима, основанного на ограничениях, который в отличие от стимулирующего правового режима, создающего благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, нацелен на их комплексное сдерживание [12, 13, 14]. Выделяют обязывающий, запрещающий, наказывающий и т.п. правовые режимы ограничения [15, с. 209].

Следует отметить, что ни одно общество, даже самое демократическое, не может обойтись без правовых ограничений. Этого требует нормальная организация общественной жизни. Как справедливо отмечал еще Ж.-Ж. Руссо, «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах» [17, с. 198]. Данное положение обоснованно тем, что человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей.

Одним из определяющих признаков ограничения права (свободы), является то, что это всегда установленный предел свободе индивида. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.

В международно-правовых документах допустимость ограничения прав и свобод впервые была провозглашена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [1], а реализована - в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 г. [4] Между тем, в международно-правовых документах нет единого толкования понятия «ограничение права». Так, во Всеоб-

щей декларации прав человека 1948 г. (п. 2. ст. 29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4) 1966 г. [3], Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 24) 1990 г. [7] используется термин «ограничения», в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 4) -«отступление государств от своих обязательств» [2], Американской конвенции о правах человека 1969 г. (ст. 27) [5] - «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. используется на равных основаниях два термина - «ограничения» (ст. 8-11, 18) и отступление от своих обязательств» (ст. 15).

В тексте Конституции России термин «ограничение права» использован семь раз (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 133), в некоторых статьях фактически идет речь об ограничениях, хотя сам этот термин не употребляется (ст. 13, 17, 20, 22, 24, 25, 29, 31 и др.). Кроме того, в ряде статей использован близкий по значению термин «умаление» (ст. 21, 55, 62).

Анализ норм Конституции РФ, отраслевого законодательства, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что в них фактически идет речь о тех или иных формах ограничения прав и свобод человека и гражданина, как внешнем проявлении его содержания или конкретном способе реализации.

Формами ограничений в зависимости от обстоятельств могут быть обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, наказание, ответственность, меры пресечения, опека, попечительство, ограничение дееспособности, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.

Так, любое установление нормативным правовым актом юридических обязанностей или юридической ответственности индивидов является прямым или косвенным ограничением прав и свобод человека и гражданина. Например, юридическая ответственность всегда несет в себе ограничение права на свободу и личную неприкосновенность либо права собственности, обязанность платить налоги ограничивает право собственности, обязанность проходить срочную военную или альтернативную службу ограничивает право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Для каждого современного государства характерна своя определенная система конституционно закрепленных социальных ценностей, образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Эти основания можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными права и свободами, а также осуществления, в пределах Конституции РФ и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

В этом смысле пределы (границы) реализации прав (свобод), закрепленные в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство, поскольку направлены на защиту прав и свобод отдельной личности или интересов общества и государства, а в самом общем виде - на достижение разумного баланса между интересами личности и интересами государства.

В наиболее концентрированном виде цели ограничений прав и свобод человека зафиксированы в ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а более детально установлены в целом ряде других международно-правовых документов. Так, согласно ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 г. ограничения должны осуществляться исключительно с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав. В соответствии с целым рядом статей (ст. 12, 18, 19, 21, 22 и др.) Международного пакта о гражданских и политических правах 1996 г. ограничения прав и свобод человека и гражданина могут применяться, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц.

Аналогичные цели предусмотрены ст. 8, 9, 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (... в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц); ст. 9, 10, 11, 12, 22, 26 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (... в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц) [6].

Следуя международным актам в области прав человека, Конституция Российской Федерации установила в ч. 3 ст. 55 цели ограничения прав человека и гражданина. Такими целями являются защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем цели ограничений основных прав и свобод человека и гражданина могут быть условно разделены на юридические и социальные.

Юридическая цель состоит в установлении требуемого варианта поведения субъектов права. Еще Ш.Л. Монтескье отмечал: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его» [16]. Иными словами, юридической целью ограничения в самом общем виде выступают: устранение, снижение, предупреждение отрицательной мотивации и негативной активности субъектов; поощрение и стимулирование социально полезного поведения индивида; реализация человеком и гражданином своих прав и свобод в определенных законом границах. В конечном счете, юридическая цель сводится к справедливой упорядоченности общественных отношений.

Границы деятельности человека устанавливаются не произвольно, а для достижения социальной цели, которая состоит в недопущении ущерба для конституционного строя, безопасности государства, общественного порядка, жизни и здоровья, законных интересов других граждан. Ограничение основных прав граждан является не самоцелью, и не проявлением беззакония государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества.

Следует учитывать, что это - исчерпывающий перечень возможных, но не обязательных целей ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, и он не может быть расширен.

В то же время при определенных критических обстоятельствах, вызванных либо действиями самого человека или другого государства, либо действиями стихийных сил природы и представляющих реальную угрозу территориальной целостности, безопасности личности и существующему общественному порядку, для стабилизации общественно-политической обстановки и нейтрализации негативных последствий этих действий возникает необходимость отступления от некоторых положений Конституции РФ и применения особых мер для обеспечения нормальной жизнедеятельности, т.е. введения в действие особых конституционно-правовых режимов функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.

Подобные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, получили в российской науке конституционного права названия: «государственное состояние», а также «особые», «особые правовые», «чрезвычайные», «конституционно-правовые», «комплексные» режимы.

В период действия особых конституционно-правовых режимов происходит временное перераспределение взаимных прав и обязанностей между личностью и государством, расширение полномочий органов государственной власти и возложение дополнительных ограничений на граждан. В данном случае предполагается такое состояние государства, когда потребность в порядке и безопасности становится чрезвычайно острой и перевешивает обычные правовые мотивы.

Аналогичная ситуация предусмотрена и Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 и ч. 2 ст. 87), а также соответствующими Федеральными конституционными законами: «О чрезвычайном положении» [10] и «О военном положении» [9]. Названные законы устанавливают дополнительные основания и формы ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, действующие только при чрезвычайных обстоятельствах. Речь идет о том, что в условиях чрезвычайных режимов (чрезвычайного или военного положения) ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленные всеми федеральными законами, сохраняют свое действие, а «отдельные ограничения» (ч. 3 ст. 56) необходимо рассматривать как дополнительные, которые в условиях нормального конституционного правопорядка не применяются, а действуют только при чрезвычайных обстоятельствах. Образно говоря, обычные ограничения по смыслу ч. 3 ст. 55 являются базой, основой для дополнительных ограничений («надстройки»), вводимых на основании ч. 1 ст. 56 и ч. 2 ст. 87.

Конституционно-правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина во всех случаях должны преследовать цель - найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права. Безусловно, ограничение прав и свобод возможно до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права.

В качестве первого обязательного элемента ограничений - правовой основы ограничений - Всеобщая декларация прав человека, представляющая в настоящее время модель, широко используемую многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека, определяет закон: «При

осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом... » (п. 2 ст. 29). Приведенное положение Всеобщая декларация прав человека 1948 г. юридически закреплено в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.: «... Государство может устанавливать только такие ограничения ... прав, которые определяются законом ...». Также оно нашло отражение в ст. 12, 18, 19, 21 и других статьях Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., в ст. 5, 8, 9, 10, 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ст. 5, 9, 10 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., Итоговом документе Венской встречи государств - участников СБСЕ

1989 г. [8], Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ

1990 г.

Закон как единственное основание ограничений основных прав и свобод человека и гражданина закрепляет и Конституция РФ (ч. 3 ст. 55).

В Конституции РФ определены главные цели и объекты правового регулирования. Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию своих норм с действием законов, которые не наполняют конституционные нормы новым содержанием, а лишь призваны конкретизировать основополагающие конституционные положения в соответствующей сфере правовой жизни общества, уточнить значение и содержание, а также допустимые пределы ограничений каждого права (свободы) согласно конституционным предписаниям, а также предусмотреть систему гарантий от неконституционных ограничений.

Между тем, анализ действующего законодательства России позволяет сделать вывод о том, что ему свойственна, строящаяся на основе субординации нормативных правовых актов, многоуровневая иерархическая система, закрепляющая ограничения основных прав и свобод человека и гражданина и состоящая из Конституции РФ; международных договоров РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов, принимаемых по предметам исключительного ведения РФ; федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; конституций и законов субъектов РФ, принимаемых на основании федеральных законов; постановлений и определений Конституционного Суда РФ; подзаконных нормативных правовых актов (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Правительства субъекта РФ); ведомственных нормативных актов, принимаемых на основе законов.

Однако применительно к ограничениям прав и свобод личности можно говорить об обязательном двойном санкционировании: конституционном и законодательном. То есть только «посредством конституционно-законодательных и законодательных нормативных установлений могут быть допущены далеко идущие вмешательства в гарантированные основные права» [18. с. 646]. Это следует из того, что в соответствии с Конституцией РФ регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71) и осуществляется посредством принятия федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 76).

Обоснованность такого регулирования в следующем: в Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие положения и принципы функциони-

рования конституционно-правовых режимов - принцип неприкосновенности основных прав и свобод (ч. 3 ст. 56), основания ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55), принцип официального опубликования законов (ч. 3 ст. 15), утверждение Советом Федерации указов Президента Российской Федерации (п. «б», «в» ст. 102) и, кроме того, отнесение мер по обеспечению обороны страны, прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка к компетенции Правительства Российской Федерации в лице его правоохранительных органов (п. «д», «е» ч. 1 ст. 114). Необходимость же такого регулирования заключается в уточняющем характере отдельных положений, предварительно детально разработанных на вышестоящем (законодательном) уровне, исчерпывающего перечня мер. При этом самостоятельность актов нижестоящего уровня ограничивается определенной компетенцией, суть которой - не допустить расширительного толкования ограничительных мер. Следует также учитывать, что удельный вес подзаконных актов в регулировании должен быть сведен к минимуму, объем полномочий, делегированный на муниципальный или ведомственный уровень правотворчества, значительно лимитирован, пределы свободной трактовки воли законодателя сужены. Для таких нижестоящих актов характерно использование в тексте документов при определении ограничений прав и свобод человека и гражданина таких формулировок, как «в соответствии», «во исполнение». При этом используется как полное или частичное воспроизведение конституционно защищаемых целей, закрепленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, так и ссылки на указанную статью.

Важным условием правомерности ограничений прав и свобод человека и гражданина является соразмерность или запрет чрезмерных ограничений. Смысл этого правила состоит в предварительном выяснении о наличии реальной опасности для конституционно защищаемых ценностей, влекущей принятие мер по ограничению прав человека и свобод человека и гражданина, соразмерных возникшей угрозе.

Иными словами, мера, наносящая ущерб правам и свободам человека и гражданина, оправдана лишь в той степени, в какой она вызвана необходимостью (принцип экономии вмешательства). Ограничение прав и свобод возможно до тех пределов, пока оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права. Поэтому Федеральный закон «О полиции», устанавливает, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что последняя не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан [11].

Анализ конституционных норм, международно-правовых актов, а также решений Конституционного Суда РФ позволяет выделить ряд прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть признаны абсолютными, т.е. теми, которые не могут вступать в противоречие с конституционно защищаемыми целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и, следовательно, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах: право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; презумпция невиновности; право не быть повторно осужденным за одно и то же преступление; право на свидетельский иммунитет в отношении определенной категории лиц; право на судебную защиту; право на

получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; свобода от рабства и подневольного состояния; право на иммунитет от обратной силы уголовного закона; право не быть подвергнутым заключению за невыполнение договорных обязательств и др. Как видится, закрепление запрета на ограничения данных прав и свобод человека и гражданина является правовым условием (гарантией), призванным обеспечить функционирование конституционно-правового режима ограничения прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного можно сказать, что конституционные нормы, предусматривающие возможность ограничений основных прав и свобод человека и гражданина, в силу их особой значимости в системе национального законодательства имеют базовое значение для правового регулирования в целом, устанавливают конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина, который, хотя и является самостоятельным режимом, однако является все же вторичным (вспомогательным) по отношению к общему конституционно-правовому режиму реализации личностью своих прав и свобод.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Рос. газ. 1998. 10 дек.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Вместе с «Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах») (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5-11.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 1-5.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

5. Американская конвенция о правах человека (Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Изд. 2.-М.: Норма-ИНФРА-М, 2002. С. 867-886.

6. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с «Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств», утв. 24.09.1993) // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

7. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Копенгаген, 29 июня 1990 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 653-664

8. Итоговый документ Венской встречи государств-участников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания. Вена, 15 января 1989 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. С. 648653.

9. О военном положении: Федеральный конституционный закон РФ № 1-ФКЗ от 30 января 2002 г. (ред. от

12 марта.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375; 2014. № 11. Ст. 1088.

10. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277; 2014. № 11. Ст. 1088.

11. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 2.02.2015) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; .2015. № 7. Ст. 1022.

12. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

13. Беляева Г.С. К вопросу о понятии правового режима ограничения. // Бизнес в законе. 2013. № 4.

14. Забугин И.Р. Специальный правовой режим ограничения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1(4).

15. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.

16. Монтескье Ш.Л. О духе законов. - М., 1956.

17. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре: трактаты / пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова; по-слесл. А. Филиппова; коммент. В. Алексеева-Попова, Л. Борщевского. М., 2000.

18. Шмидт Карл. Учение о конституции / Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 3: Европа, Америка: XVII - XX вв. - М., 1999.

Рецензия

на научную статью «Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление», подготовленную заместителем начальника кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, к.ю.н., доцентом Барбиным В.В.

Подготовленная В.В. Барбиным научная статья, характеризуется актуальностью и имеет практическую значимость. По своей важности в современной России проблема низкой эффективности реализации конституционно-правовых режимов, сохранение и воспроизведение старой практики управления развитием общества может быть отнесена к одной из глобальных. Конституционно-правовое регулирование еще не в полной мере полноценно и эффективно. Оно формируется подчас без учета объектов регулирования и необходимых адекватных их уровню средств воздействия. Не все его формы связаны между собой и часто противоречат друг другу. К сожалению, много негатива приносят отступления от установленных порядков регулирования и произвольные действия субъектов права, граничащие с нарушением законности. В то же время теоретическая разработка понятия, признаков, содержания, видов конституционно-правовых режимов, несомненно, будет способствовать результативности конституционного права и обеспечению стабильности и правопорядка в целом.

Отсутствие глубоких теоретико-методологических концептуальных исследований конституционно-правовых режимов в Российской Федерации оказывает негативное влияние на их функционирование. Только комплексный, системный подход позволяет проникнуть в суть данной проблемы, обеспечивает ее всестороннее исследование.

Статья отличается фундаментальностью, доказательностью сделанных выводов. Автором проведена аналитическая работа с нормативными правовыми актами, исследованы накопленные за последние годы научные труды ведущих ученых, суждения и выводы которых имеют значение для научного осмысления и

практики реализации конституционно-правовых режимов в Российской Федерации.

Вывод: научная статья «Конституционно-правовой режим ограничения прав и свобод человека и гражданина: понятие и нормативное закрепление» отвечает всем требованиям, предъявляемым к данного вида работам, и может быть рекомендована к опубликованию в рецензируемых научных журналах перечня ВАК.

Заместитель начальника Академии управления МВД России доктор юридических наук, профессор И.В. Гончаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.