Научная статья на тему 'Содержание коммуникативной стратегии по нормализации этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе'

Содержание коммуникативной стратегии по нормализации этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС / ИНФОРМАЦИЯ / КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ / ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONSHIPS / ETHNO-CONFESSIONAL TENSION / COMMUNICATION STRATEGY / SOCIAL TECHNOLOGIES / MOSCOW METROPOLITAN AREA / INFORMATION / CHANNELS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маткаримова Г.В.

В статье раскрывается содержание коммуникативной стратегии по нормализации этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. В частности, автор описывает задачи, объекты и каналы данной коммуникативной стратегии, ее концептуальные основы и т. п., а также обосновывает необходимость применения социальных коммуникативных технологий с учетом особенностей современного состояния этноконфессиональной напряженности в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of communication strategy designed to normalise ethno-confessional tension in Moscow metropolitan area

The article reveals the content of communication strategy designed to normalise ethno-confessional tension in Moscow metropolitan area. In particular, the author describes targets, objects, channels, principles of this communication strategy, etc. and justifies necessity of appliance of social communication technologies taking into account peculiarities of ethno-confessional tension state in contemporary Moscow.

Текст научной работы на тему «Содержание коммуникативной стратегии по нормализации этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе»

УДК 316.43

Г. В. Маткаримова

кандидат социологических наук;

доцент кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ;

e-maiL: sky_g@maiL.ru

СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ

В статье раскрывается содержание коммуникативной стратегии по нормализации этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. В частности, автор описывает задачи, объекты и каналы данной коммуникативной стратегии, ее концептуальные основы и т. п., а также обосновывает необходимость применения социальных коммуникативных технологий с учетом особенностей современного состояния этноконфессиональной напряженности в Москве.

Ключевые слова: этноконфессиональные отношения; этноконфессиональ-ная напряженность; коммуникативная стратегия; социальные технологии; столичный мегаполис; информация; каналы коммуникации.

G. V. Matkarimova

Ph. D (Sociology), Associate Professor, Department of Sociology, Institute of InternationaL ReLations and SociaL and PoLiticaL Sciences, MSLU; e-mail: sky_g@mail.ru

CONTENT OF COMMUNICATION STRATEGY DESIGNED TO NORMALISE ETHNO-CONFESSIONAL TENSION IN MOSCOW METROPOLITAN AREA

The articLe reveaLs the content of communication strategy designed to normaLise ethno-confessionaL tension in Moscow metropoLitan area. In particuLar, the author describes targets, objects, channeLs, principLes of this communication strategy, etc. and justifies necessity of appLiance of sociaL communication technologies taking into account peculiarities of ethno-confessional tension state in contemporary Moscow.

Key words: ethno-confessional relationships; ethno-confessional tension; communication strategy; sociaL technoLogies; Moscow metropoLitan area; information; channels of communication.

Одним из ключевых направлений управленческого воздействия на состояние этнокультурных отношений в условиях достаточно высокого уровня этноконфессиональной напряженности в оценках жителей современного столичного мегаполиса, наряду

с образовательным направлением является коммуникативное направление, поскольку оно связано с коррекцией оценок, установок, противодействием негативным этнорелигиозным стереотипам, формированием навыков общения с представителями других этнокультурных общностей [Маткаримова 2018].

Важность коммуникативного направления и разрабатываемых в его рамках технологий обусловливается тем, что информация становится важным источником и катализатором состояния этно-конфессиональной напряженности в обществе. Особенно это актуально для столичного мегаполиса, поскольку Москва как столица страны обладает развитой информационной инфраструктурой, где информационные технологии широко распространены среди населения мегаполиса. Так за январь - март 2018 г. в столице уровень пользования Интернетом достиг 84 % (ежемесячная аудитория), что является самым высоким показателем по стране (порядка 80 % населения) ^ЕВ-тёех... 2018]. Таким образом, в технологически развитом информационном обществе одним из ведущих направлений управленческой деятельности по снижению этноконфессио-нальной напряженности выступает коммуникативное направление, и важную роль в нормализации напряженности играют социальные информационные технологии, в частности коммуникативные стратегии.

Нами была разработана коммуникативная стратегия снижения этноконфесиональной напряженности в Москве, воплощающая в себе социальную технологию в информационной сфере. Важно отметить, что настоящая стратегия скорректирована и доработана в этноконфессиональном плане на основе коммуникативной стратегии предотвращения этноконфессиональной напряженности в условиях столичного мегаполиса, разработанной на кафедре социологии МГЛУ в 2009 г. в рамках научно-исследовательской работы «Создание и внедрение коммуникативной стратегии предотвращения межэтнической напряженности в условиях мегаполиса».

Цель коммуникативной стратегии - формирование, развитие и поддержание у населения столицы ценностных ориентаций, оценок, суждений, навыков критического мышления, способствующих снижению этноконфессиональной напряженности посредством различных каналов коммуникации (СМИ, Интернет, фестивали и т. п.). Причем изменение содержания субъективно-оценочной

составляющей напряженности проводится не только через информирование, но и убеждение, в ходе которых должно произойти изменение способа восприятия подаваемой информации.

Достижение цели коммуникативной стратегии в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач. Основными задачами коммуникативной стратегии являются:

1) повышение общего уровня осведомленности о других культурах с позиции культурного релятивизма:

- формирование непредвзятых представлений об истории этноконфессиональных отношений в Москве и в России в целом;

- формирование представлений о сущности и содержании основных мировых религий, а также национальных религий, представленных в столичном мегаполисе;

- создание убежденности в необходимости сохранения доброжелательных этноконфессиональных отношений и о пользе, преимуществах мультикультурного общества;

2) обеспечение населения объективной информацией относительно этноконфессиональной структуры столицы, миграционной ситуации, наличия компактного проживания представителей различных этносов в определенных районах города, численности религиозных учреждений, относящихся к тем или иным религиям и конфессиям;

3) общественное осуждение фактов проявления дискриминации, насилия, экстремизма на национальной и религиозной почве;

4) профилактика распространения негативных этноконфессио-нальных стереотипов;

5) правовое информирование и воспитание уважения к законам и нормам, регулирующим отношения всех жителей столицы;

6) проведение постоянного социологического мониторинга состояния этноконфессиональной напряженности в столице и на основе результатов мониторинга, корректировка проводимых информационных мероприятий.

Важную роль в структуре концептуальных основ коммуникативной стратегии играют ее принципы. При достижении цели и решении задач коммуникативной стратегии необходимо опираться на следующие основные принципы:

- принцип культурного релятивизма сообщений коммуникативной стратегии, признающий самостоятельность и полноценность каждой культуры, являющейся уникальной системой ценностей;

- принцип всестороннего воздействия, который предполагает коммуникативное воздействие на всех участников этноконфессио-нальных отношений;

- принцип комплексности, согласно которому информационные мероприятия по снижению напряженности должны решать поставленные задачи во взаимосвязи, использовать несколько информационных каналов и ориентироваться при возможности на несколько ключевых объектов;

- принцип непрерывности отслеживания этноконфессиональ-ной ситуации в столице;

- принцип своевременного реагирования на этноконфессио-нальную ситуацию и события, создающие напряженность в текущий период.

В качестве ключевых объектов коммуникативной стратегии целесообразно выделить:

1) население столичного мегаполиса в целом. Выделяя в качестве объекта воздействия коммуникативной стратегии всё население города, с одной стороны, охватывается каждый житель города и, с другой стороны, поскольку доминирующее большинство населения составляют русские, объектом коммуникативной стратегии становится этноконфессиональная общность, которая характеризуется достаточно высоким уровнем напряженности по отношению к другим общностям;

2) наименее интегрированные и социокультурно далекие этно-конфессиональные общности, а также те этноконфессиональные общности, к которым испытывается наибольшая неприязнь москвичей;

3) молодежь, как социальная общность, в которой этноконфес-сиональная напряженность проявляется наиболее остро в силу возрастных особенностей и которая своими действиями непосредственно воспроизводит ее в социальной среде столичного мегаполиса;

4) партнеры, которые способны путем различных коммуникативных действий оказать влияние на информационное поле столицы. Речь идет о СМИ и референтных группах (представители институтов образования, науки, культуры, спорта, семьи и т. п.). Специфика последней группы объектов заключается в том, что они одновременно являются и объектами, и субъектами, т. е. после воздействия на них коммуникативной стратегии, они становятся полноценными субъектами, в полной мере понимающими

и осознающими необходимость формирования межкультурной толерантности.

В качестве субъектов коммуникативной стратегии выступают прежде всего коммуникаторы (источники информации), те, кто передают информацию. К ним относятся работники СМИ, деятели культуры, политики, образования и т. п., также авторы блогов, владельцы интернет-сайтов.

Каждый из выше описанных объектов имеет характерные представления и особенности поведения, которые позволяют сформулировать задачи, содержание сообщений (посланий) и каналы коммуникации для каждой аудитории.

Сообщения (послания) содержат в себе то, что необходимо сообщить. Они возникают в результате рассмотрения того, что должна знать и чему должна верить аудитория для совершения желательных действий в области снижения этноконфессиональной напряженности. В содержании сообщений выделяются такие компоненты, как культурно-исторический, психолого-педагогический и правовой.

Культурно-исторический компонент содержания сообщений, в частности, включает: ознакомление со знаменательными событиями, творцами которых был многонациональный народ столицы; развитие идеи единства многонациональной России и ее столицы, воспитания чувства любви к столице, гордости за многонациональный и поликонфессиональный народ, его патриотизм, проявляющийся в годы суровых испытаний; воспитание чувства восхищения талантом национальных мастеров, создавших достопримечательности столицы и т. п.

Психолого-педагогический компонент содержания сообщений выражается через развитие психических познавательных процессов личности (внимание и доверие в ситуации этноконфессиональ-ного взаимодействия; чувства толерантности к представителям иной культуры; формирование и развитие позитивных потребностей, интересов, мотивов, в том числе связанных с освоением культуры и традиций народов, проживающих в столице).

Правовой компонент содержания стратегии реализуется через повышение уровня информированности населения о правах человека, способах правовой защиты этнических и религиозных прав, последствиях проявления дискриминации, экстремизма и других форм этнорелигиозного насилия.

Каналы коммуникаций служат для распространения разработанных стимулирующих сообщений (посланий). В качестве возможных каналов коммуникаций, используемых для снижения этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе, могут выступать:

• социальная реклама:

- СМИ (телевидение, радио, печатные СМИ), Интернет;

- наружная социальная реклама (рекламные щиты, реклама в общественном транспорте, реклама на остановках общественного транспорта; на спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях);

- реклама на печатных носителях общего пользования (оборотная сторона билетов общественного транспорта, квитанций для уплаты коммунальных услуг и т. д.);

• связи с общественностью (передачи на телевидении и на радио, статьи в газетах и журналах, конференции, брифинги, презентации, семинары, круглые столы, специализированные курсы обучения и семинары);

• специальные мероприятия (демонстрации, выставки, экскурсии, конкурсы, концерты, тренинговые занятия);

• специализированные печатные материалы (брошюры, листовки, флайеры, календари, постеры, послания на конвертах, буклеты, стикеры);

• специальные средства (одежда, футболки, бейсбольные кепки), пакеты, воздушные шары (аэростаты), брелки, магниты на холодильник, ручки и карандаши, закладки и обложки для книг, тетради, блокноты, ежедневники и т. д.);

• общепопулярные средства распространения информации (массовое искусство, песенное творчество, сценарии фильмов, теле- и радиопрограмм, комиксы, игры).

Для достижения максимального эффекта при реализации коммуникативной стратегии необходимо выбирать каналы наилучшим образом способствующие достижению коммуникационных целей, вписывающиеся в рамки спланированного бюджета и подходящие для определенной аудитории. Совместимость для каждого объекта коммуникации сообщений и задач с каналом распространения решающим образом окажут влияние на достижение целей коммуникативной стратегии.

Подробнее механизмы реализации коммуникативной стратегии на примере ряда объектов коммуникативного воздействия представлены в Таблице.

Таблица

Механизмы реализации коммуникативной стратегии по объектам управленческого воздействия в столичном мегаполисе

Население мегаполиса в целом

Задачи Содержание сообщений Каналы коммуникаций

1. Повышение общего уровня осведомленности о других культурах с позиции культурного релятивизма Об этническом и конфессиональном многообразии столицы России. Об истории этноконфессиональных отношений в России в целом и в Москве, в частности. О достоинствах этнокон-фессионального многообразия столицы. О примерах солидарности и доверительности межэтнических взаимодействий Комплекс социальной рекламы (наружная, печатная, ТВ, радио, Интернет) на тему «Многообразие столичного мегаполиса». Цикл телевизионных и радиопередач на тему «Этнокультурное многообразие столичного мегаполиса». Национальные праздники, празднование юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев. Историко-этнические экскурсии с акцентированием внимания на особенности городской этнической топонимики. Демонстрация примеров известных людей в сфере культуры, политики и т. д., принадлежащих к той или иной этнокультурной общности

2. Общественное осуждение фактов проявления дискриминации, насилия, экстремизма на национальной и религиозной почве О фактах и осуждающих оценках проявления дискриминации, насилия, экстремизма на национальной и религиозной почве Публикации в печатных СМИ. Выступление юристов, представителей органов внутренних дел в теле-и радиопередачах

3. Профилактика распространения негативных этноконфессиональных стереотипов Информация, разрушающая негативные этноконфес-сиональные стереотипы, создающие почву для развития интолерант-ности среди населения мегаполиса Размещение объективной информации в СМИ об этноконфессиональной обстановке города (в том числе о доминировании русского этноса в столице).

Официальные выступления на телевидении, радио представителей национальных диаспор и представителей духовенства. Проведение религиозных экскурсий, затрагивающих основные религии и конфессии, которые представлены в столице

«Проблемные» этноконфессиональные общности

1. Повышение общего уровня осведомленности о других культурах, прежде всего русской культуре, с позиции культурного релятивизма Об этническом и конфессиональном многообразии столицы России. Об истории этноконфес-сиональных отношений в России в целом и в Москве, в частности. О достоинствах различных этноконфессиональных общностей, прежде всего русского народа Организация экскурсий по достопримечательным местам полиэт-ничной и многоконфессиональной столицы, выставкам национальных центров и музеев. Статьи на интернет-сайтах ФМС, посвященные культуре русского народа. Брошюры в отделах ФМС, содержащие информацию, раскрывающие особенности культуры в столичном мегаполисе. Специальные курсы лекций раскрывающие социокультурные особенности столичного мегаполиса

2. Правовое информирование и воспитание уважения к законам и нормам, регулирующим взаимоотношения между жителями столицы О законах и нормах, ценностях, характерных для столичного социума и регулирующих взаимоотношения между жителями мегаполиса Выступления представителей национальных диаспор на собраниях этнических центров, а также представителей духовенства в храмах, молельных домах. Занятия в образовательных учреждениях, раскрывающих нормы, ценности и обычаи русской православной культуры, особенно в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях

3. Предотвращение участия в террористической деятельности не интегрированных в доминирующую культуру этноконфес-сиональных групп Контраргументация, направленная на разоблачение террористической идеологии (возможность самореализации законным путем, реальная и легальная возможность участия в жизни страны («способность изменить настоящее во имя будущего»), объяснение сложности и продолжительности преобразований в жизни стран и т. д.) Выступления представителей национальных диаспор на собраниях этнических центров, а также представителей духовенства в храмах, молельных домах. Уроки в системе школьного и высшего образования, раскрывающие ценности гуманизма, а также мотивы радикальных группировок. Социальная реклама о жертвах терроризма

Представители СМИ и Интернета, деятели образования и науки, культуры

1.Акцентирование внимания журналистского сообщества на проблеме формирования межкультурной толерантности и предотвращения эт-ноконфессиональных конфликтов в СМИ О фактах проявления этноконфессиональной нетерпимости в СМИ. О санкциях и общественном осуждении журналистов, проявляющих этнорелигиозную интолерантность. О результатах мониторинга СМИ на проявлении этнорелигиозной интолерантности Студенческие конкурсы на журналистских факультетах вузов столицы. Круглые столы, конференции с участием журналистов. Мероприятия по награждению журналистов за лучшие работы в области развития межкультурной толерантности. Публикации в СМИ.

2. Расширение тематики телевизионных программ, периодической печати по проблемам межэтнических взаимоотношений Об актуальности проблемы этноконфессиональных конфликтов, напряженности и толерантности в жизни мегаполиса. О необходимости рассмотрения данной проблематики в телевизионных передачах и публикациях печатных СМИ Круглые столы с участием журналистов. Творческие конкурсы. Мероприятия по награждению за лучшие журналистские работы

3. Привлечение внимания педагогов и психологов образовательных учреждений на проблему формирования межкульутр-ной толерантности и предотвращения этноконфессиональ-ных конфликтов среди молодежи Об актуальности проблемы этноконфессиональных конфликтов, напряженности и толерантности в молодежной среде. Необходимость рассмотрения данной проблематики в рамках социально-гуманитарных дисциплин. Учебные программы школ и вузов по социально-гуманитарным дисциплинам. Круглы столы и конференции с участием руководителей, педагогов и методистов общеобразовательных и высших школ.

Публикация в специализированных педагогических журналах

1. Привлечение педагогов, методистов и научных работников к разработке методик по формированию межкультурной толерантности в образовательной среде О необходимости разработки эффективной методики по формированию межкультурной толерантности в образовательной среде. О целевых установках при разработке методик по формированию межкультурной толерантности. Научные конкурсы, направленные на разработку эффективной методики по формированию межкультурной толерантности и предотвращения этноконфессиональных конфликтов в молодежной среде

Ориентация творческих работников (писатели, художники, кинематографисты и т. д.) на усиление внимания к теме этнических конфликтов и формирования чувства межкультурной толерантности при создании творческих продуктов

Об актуальности проблемы этноконфессиональных конфликтов, напряженности и толерантности в молодежной среде. О стимулировании разработки творческих продуктов, направленных на снижение этноконфессио-нальной напряженности и формирование чувств межкультурной толерантности

Круглые столы с участием искусствоведов, писателей, художников, кинематографистов. Целевые заказы на произведения по данной тематике. Творческие конкурсы и выставки. Мероприятия по награждению за лучшие работы в области развития межкультурной толерантности.

Таким образом, для снижения уровня этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе необходимы комплексные меры, однако реализация коммуникативной стратегии является одним из базовых мероприятий в рамках информационного направления, ориентированных на поддержание мирного существования мультикультурного общества.

Конечно, следует признать, что отдельные элементы разработанных нами технологий уже применяются на практике, однако они имеют разрозненный, несогласованный характер, тогда как предложенные технологии отвечают принципам комплексности, системности и направлены непосредственно на снижение этнокон-фессиональной напряженности.

Также следует коротко обозначить проблему контроля эффективности реализуемых социальных технологий. Нам представляется, что достоверную оценку эффективности технологий не в полной мере позволяет получить статистика совершенных преступлений на этноконфессиональной почве, и число зафиксированных конфликтов между представителями различных этноконфессиональ-ных общностей. Это связано с неточным определением подобных столкновений в силу сознательных мотивов или случайных факторов (в том числе изменение трактовки подобных правонарушений в законодательстве). По той же причине невозможен и сравнительный анализ по странам, в каждой стране реализуется свой подход к фиксированию подобных преступлений. На наш взгляд, этноконфессиональная напряженность, конфликты являются проблемой общественного порядка и в определенной степени - мерой социальной интеграции общества. Поэтому наиболее оптимальным способом оценки эффективности принимаемых мер является

социологический мониторинг общественного мнения. Мониторинг позволяет своевременно и объективно измерить «социальное здоровье» социума, определить наличие и характер изменений, достигнутых в результате внедрения социальных технологий, а также выявить направления, требующие дальнейшей реализации управленческой практики с целью снижению этноконфессиональной напряженности. Кроме того, подобные мониторинги позволяют определить отношение жителей столицы к вводимым программам, проектам и т. п. и выявить наиболее приемлемые, социально одобряемые меры регулирования этноконфессиональных отношений. Таким образом, для достижения наиболее высоких результатов при реализации разработанных социальных технологий должен осуществляться контроль посредством проведения социологических опросов общественного мнения.

Итак, предложенные образовательные и информационные социальные технологии отвечают современному состоянию этно-конфессиональной напряженности в столичном мегаполисе и требованиям технологичности, комплексности и согласованности мероприятий. Кроме того, данные технологии основываются на опыте реализации социальных технологий в области урегулирования этноконфессиональных отношений, как в отечественной, так и зарубежной практике. Все вышесказанное позволяет констатировать с большой вероятностью высокую эффективность их применения на практике в Москве.

Итак, предложенная коммуникативная стратегия имеет своей целью формирование, развитие и поддержание у населения столицы посредством различных каналов коммуникации (СМИ, Интернет, фестивали и т. п.) ценностных ориентаций, оценок, суждений, навыков критического мышления, способствующих нормализации этноконфессиональной напряженности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маткаримова Г. В. Содержание образовательных технологий и основные требования к их разработке и внедрению при формировании этноконфессиональной толерантности в столичном мегаполисе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. Вып. 3 (787). С. 195-204. URL: libranet. linguanet.ru/prk/Ve st/3_787.pdf.

WEB-index: Аудитория интернета в целом. URL: mediascope.net/services/ media/media-audience/internet/information/?captcha_code=0ceac5281c 3fdce1a82edf0828ceecaa&arrFilter_pf%5BYEAR%5D=2017&captcha_ code=0 80ceffa0c 1 2f5 1 2ddb3 8d3cda80fd66&captch a word=YXKMD&set filter=Y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.