Научная статья на тему 'Содержание образовательных технологий и основные требования к их разработке и внедрению при формировании этноконфессиональной толерантности в столичном мегаполисе'

Содержание образовательных технологий и основные требования к их разработке и внедрению при формировании этноконфессиональной толерантности в столичном мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNO-CONFESSIONAL TOLERANCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / СТОЛИЧНЫЙ МЕГАПОЛИС / НАВЫКИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / SKILLS OF CRITICAL REASONING / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONSHIPS / MOSCOW METROPOLITAN AREA / INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маткаримова Г.В.

В статье обосновывается необходимость применения социальных образовательных технологий при формировании этноконфессиональной толерантности в столичном мегаполисе. Автор описывает основные требования к разработке и внедрению социальных технологий в сфере образования, а также раскрывает их содержание. К данным требованиям относятся: реализация технологий на всех уровнях образования; включение в комплекс обязательных мероприятий по снижению напряженности проведение дискуссий, направленных на формирование навыков критического мышления обучающихся и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of educational technologies and the main requirements for their elaboration and implementation in formation of ethno-confessional tolerance in moscow metropolitan area

The article justifies necessity of appliance of social educational technologies in formation of ethno-confessional tolerance in Moscow metropolitan area. The author describes the main requirements to elaboration and implementation of social technologies in education sphere, and reveals their content. These requirements include realization of technologies in at any level of education; organization of discussions directed to formation of critical reasoning skills among pupils and students like an obligatory action in a complex of activities of tension decrease, etc.

Текст научной работы на тему «Содержание образовательных технологий и основные требования к их разработке и внедрению при формировании этноконфессиональной толерантности в столичном мегаполисе»

УДК 316.43

Г. В. Маткаримова

кандидат социологических наук, ст. преподаватель кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: sky_g@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ РАЗРАБОТКЕ

И ВНЕДРЕНИЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ

В статье обосновывается необходимость применения социальных образовательных технологий при формировании этноконфессиональ-ной толерантности в столичном мегаполисе. Автор описывает основные требования к разработке и внедрению социальных технологий в сфере образования, а также раскрывает их содержание. К данным требованиям относятся: реализация технологий на всех уровнях образования; включение в комплекс обязательных мероприятий по снижению напряженности проведение дискуссий, направленных на формирование навыков критического мышления обучающихся и др.

Ключевые слова: этноконфессиональные отношения; этноконфес-сиональная толерантность; образовательные технологии; социальные технологии; столичный мегаполис; навыки критического мышления; воспитание; обучение.

Matkarimova G. V.

PhD (Sociology), Senior Lecturer, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: sky_g@mail.ru

CONTENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THE MAIN REQUIREMENTS FOR THEIR ELABORATION AND IMPLEMENTATION IN FORMATION OF ETHNO-CONFESSIONAL TOLERANCE IN MOSCOW METROPOLITAN AREA

The article justifies necessity of appliance of social educational technologies in formation of ethno-confessional tolerance in Moscow metropolitan area. The author describes the main requirements to elaboration and implementation of social technologies in education sphere, and reveals their content. These requirements include realization of technologies in at any level of education; organization of discussions directed to formation of critical reasoning skills

among pupils and students like an obligatory action in a complex of activities of tension decrease, etc.

Keywords, ethno-confessional relationships; ethno-confessional tolerance; education technologies; social technologies; Moscow metropolitan area; skills of critical reasoning; education; instruction.

Современное состояние этноконфессиональных отношений характеризуется как преимущественно неконфликтное, стабильное с небольшой тенденцией к росту уровня напряженности, причем этноконфессиональная напряженность в большей степени проявляется в оценках жителей столицы, нежели в поведении, что обусловливает специфику управленческого воздействия с целью формирования и развития этнокультурной толерантности. Одним из приоритетных направлений управленческого воздействия в условиях более высокого уровня напряженности в оценках, является образовательное направление, которое связано с преобразованием, коррекцией оценок, установок, формированием навыков общения с представителями других этнокультурных общностей и т. п., следовательно, особую важность имеют социальные технологии, разработанные именно в рамках образовательного направления.

Первостепенную роль в нормализации этноконфессиональ-ных отношений в современном столичном мегаполисе играют образовательные технологии, позволяющие посредством учебно-воспитательных методов сформировать те условия, при которых будет формироваться межкультурная толерантность. Важность технологий в рамках образовательного направления также определяется тем, что они охватывают в той или иной степени практически всех жителей Москвы.

На наш взгляд, особое внимание при реализации образовательных технологий должно уделяться повышению уровня знаний обучающихся о других культурах, поскольку незнание ведет к их непониманию, возникновению негативных стереотипов и часто, в конечном итоге, образованию крайних форм этноцентризма. Также важной задачей образовательных технологий является формирование навыков критического мышления, так как критическое мышление позволяет не принимать любую получаемую информацию как «готовый продукт», а наоборот, подвергнуть ее критике, т. е. проанализировать информацию с точки зрения ее источника, цели подаваемых сведений. За счет подобного анализа создается

барьер, препятствующий проникновению «вредной», необъективной (иногда и фальсифицируемой) информации ксенофобского, националистического характера, которая распространяется в СМИ, Интернете и часто в личном окружении обучающихся. Таким образом, наличие навыков критического мышления снижает степень подверженности подобной информации, особенно в молодежной среде. Тогда как формирование критического мышления возможно только при условии наличия некой базы объективных данных о других культурах и навыков поиска таких сведений.

Итак, обозначим кратко основные требования к содержанию социальных технологий в сфере образования. Целью данных технологий является формирование, развитие и поддержание ценностных ориентаций, оценок, суждений, в которых этнокультурные различия и несоответствия воспринимаются с уважением на основе достаточной осведомленности о других культурах; а также формирование навыков критического мышления. Таким образом, суть данных технологий заключается в изменении сложившихся установок, оценок и т. п. учебно-воспитательными методами. Результатом реализации образовательных технологий является высокая осведомленность о других культурах, навыки общения с представителями других этнокультурных общностей, чувство уважения к ним и формирование этноконфессиональной толерантности и, следовательно, и низкий уровень напряженности.

Объектом социальных технологий являются учащиеся всех уровней образования (дошкольный, общеобразовательный, начальный общий, основной общий и средний общий уровни образования, среднее и высшее профессиональное образование, а также образовательный уровень повышения квалификации). Субъектом социальных технологий выступают педагоги образовательных учреждений, социальные педагоги, социальные психологи, инспекторы по делам несовершеннолетних, а также сами обучающиеся.

Основные методы социальных технологий в рамках образовательного направления представлены прежде всего социально-педагогическими методиками (или учебно-воспитательными). Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на

основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», под обучением - «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [Федеральный закон... Электронный ресурс]. При формировании этноконфессиональной толерантности первостепенную роль будет играть воспитательный процесс, тем не менее, следует признать взаимодополняющий характер процессов обучения и воспитания. Другими словами, в ходе обучения должны даваться знания о социокультурных особенностях различных этноко-нфессиональных общностей, социальных последствиях этнокон-фессиональных конфликтов, тогда как в рамках воспитательного процесса должно формироваться понимание данных отличий, процессов, с релятивистских позиций (не этноцентристских), вследствие чего будет развиваться непосредственно толерантность.

Образовательные технологии включают две основные практические составляющие: повышение осведомленности обучающихся о других культурах и формирование уважительного отношения к последним. При реализации данных этапов образовательных социальных технологий должен учитываться ряд требований.

Во-первых, должны быть учтены общефедеральные принципы в сфере образования, в том числе принцип недопустимости дискриминации в сфере образования, принцип единства образовательного пространства на территории РФ, принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства [там же].

Во-вторых, необходимо дополнить их принципом участия, согласно которому сами обучающиеся являются активными субъектами в процессе формирования ценностных установок, мнений и т. п., способствующих снижению напряженности. С одной стороны, образовательные учреждения должны предоставить условия для вовлечения максимального количества обучающихся в те или иные мероприятия. С другой - сами обучающиеся должны

проявлять инициативу и принимать участие в различных мероприятиях в рамках образовательных технологий (посещение религиозных экскурсий, подготовка проектов по этноконфессиональной проблематике, организация национальных фестивалей, занятия национальными танцами, участие в дискуссиях, посещение дискуссионных клубов и т. п.).

В-третьих, методики образовательных социальных технологий должны реализовываться на всех уровнях образования. Формирование этноконфессиональной толерантности необходимо начинать в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку дошкольное образование играет ключевую роль в первичной социализации детей, в ходе которой формируется основа личности ребенка. Дошкольное образование позволяет с ранних лет с помощью образовательных средств развить толерантность, в том числе сформировать культурную идентичность жителя столичного мегаполиса. Причем на уровне дошкольного образования основное внимание должно быть сосредоточено на воспитательном процессе, нежели на учебно-образовательном.

Подобный подход был взят на вооружение в государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (утверждена в сентябре 2011 г. на заседании Правительства Москвы), где особым образом выделяется вопрос межнациональных отношений, или точнее проблема социокультурной адаптации детей мигрантов и их интеграции в культуру общества, в частности в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях [Программа «Развитие образования.» Электронный ресурс]. Для решения данных проблем разработаны методики по внедрению современных программ и методик освоения детьми мигрантов русского языка, их интеграции в культуру города Москвы. В ходе реализации программы предполагается предоставление мигрантам возможности обучения русскому языку как неродному, а также возможности освоения культуры и образа жизни города Москвы.

Таким образом, в ходе образовательного процесса в дошкольных учреждениях прежде всего должны проводиться мероприятия, направленные на интеграцию детей мигрантов, а также мероприятия, нацеленные на развитие взаимоуважения в независимости

от национальных, религиозных и других признаков всех детей, повышение уровня знаний о других культурах.

На уровне школьного образования необходимо в большей степени повышать уровень осведомленности о других культурах в рамках процесса обучения, нежели в дошкольных учреждениях. В школах (основное общее и среднее образование) обучающиеся способны воспринимать большее количество информации, более серьезного характера и могут обсуждать те или иные вопросы, касающиеся сферы этноконфессиональных отношений.

Так, например, в российских школах был введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРК-СЭ), направленный на развитие межкультурной компетентности обучающихся, целью которого является формирование у школьников «мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании (выделено авт.) и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [Официальный сайт Министерства... Электронный ресурс].

Касательно контроля за реализуемыми мерами, можно отметить, что исследование общественного мнения, проведенное ФОМ в 2010 г., показало, что данный предмет отвечает потребностям населения страны. Только 17 % отрицательно относятся к введению ОРКСЭ, а 63 % россиян - положительно. По мнению опрошенных, включение данного предмета в учебный процесс имеет следующие положительные черты: всестороннее развитие, расширение кругозора, культурное развитие в целом (17 %), духовное развитие, повышение нравственности (14 %), знания о различных религиях, вероисповеданиях (12 %), а также воспитание толерантности к представителям других религий (2 %) и др. [Основы религии ... Электронный ресурс].

С учетом конфессиональной структуры населения столицы и состояния межрелигиозной напряженности, а также сложившейся в общественном сознании исламофобии, необходимо особое внимание уделить изучению ислама на подобных занятиях. Занятия по ОРКСЭ должны способствовать выработке правильного понимания исламской религии и культуры. Под правильным пониманием здесь подразумевается представление информации о данной религии на основе нестереотипного, нерадикального,

нефундаменталистского подходов. Что необходимо, впрочем, не только представителям иных религиозных культур, но и самим мусульманам. В преодолении стереотипного восприятия ислама (и других религий) важную роль играет непосредственное общение с ровесниками, представляющими другие культуры, которые на личном примере, в достаточно неформальной обстановке могут пояснить смысл своего религиозного поведения, культурных символов и т. д. Подобный подход обусловлен тем, что при формировании нетерпимости непоследнее значение имеет незнание мотивов, символического смысла поведения представителей других культур, которое ведет к непониманию, страху, отрицанию неизвестного.

Кроме того, помимо преподавания дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом, возможно и расширение программы курса посредством мероприятий, подразумевающих непосредственное общение с представителями различных конфессий и соприкосновение с их религиозной культурой. Теорию необходимо дополнить практикой изучения различных культур. Речь может идти об организации посещения обучающимися религиозных экскурсий. В ходе религиозных экскурсияй по Москве представляется возможность посетить храмы разных вероисповеданий, воплощающих собой как символическую составляющую религии, так и институциональную; возможность общения как со специалистами, организующими экскурсию, так и с духовными лицами, которые могут ответить на профессиональном уровне на интересующие обучающихся вопросы. Следует отметить, что культурные ресурсы Москвы позволяют проводить подобные мероприятия, так как в столице представлены храмы, молельные дома практически всех мировых и национальных религий.

Преподавание подобных дисциплин и организация таких мероприятий актуальны и для обучающихся высших и средних образовательных учреждений. Так, например, при прохождении «Социологии религии» со студентами кафедры социологии МГЛУ ежегодно проводятся экскурсии, посвященные основным конфессиям мира. На уровне высшего образования подобную роль может играть ряд социально-гуманитарных учебных дисциплин, связанных в той или иной степени с культурой (религиоведение, социология религии, этническая социология и многие другие предметы).

Вместе с тем определенные мероприятия должны проводиться и при повышении квалификации определенных категорий специалистов (сотрудники полиции, сотрудники ФМС, преподаватели всех уровней образования, журналисты и т. д.) с целью изменения сложившихся стереотипных представлений о других культурах, а также повышения уровня этноконфессиональной толерантности. В рамках повышения квалификации должны изучаться и обсуждаться такие темы, как дискриминация, толерантность, отечественный и зарубежный опыт профилактики экстремизма по сферам жизни общества и т.п.; должны проводиться психологические тренинги по данным тематикам с проведением тестирования на уровень толерантности в начале и конце курса (в том числе могут быть применены социально-психологические тесты измерения толерантности Т. С. Барановой и др.) [Баранова 2005]. Кроме того, по аналогии с зарубежными подходами, эффективным представляется разработка специальных пособий, направленных на повышение уровня толерантности межличностной коммуникации между специалистами и представителями других этноконфессио-нальных общностей. Так, например, вышла русскоязычная версия пособия, разработанная экспертами ОБСЕ, которая содержит руководящие принципы для преподавателей с целью противодействия нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман, борьбы с исламофобией через образование. Задача этого пособия -«помочь педагогам в выявлении случаев нетерпимости и дискриминации в отношении учащихся-мусульман и предложить меры предупреждения данного явления и реагирования на него» [Противодействие нетерпимости и дискриминации... 2013, с. 14]. Достоинством данного издания является то, что в нем представлен концептуальный подход к пониманию феномена дискриминации и конкретные примеры проявления дискриминации в отношении мусульман в школах, а также, что немало важно, в пособии приводятся конкретные методы и принципы противодействия нетерпимости и описываются положительные примеры их применения.

Таким образом, предполагается, что работники образования в других странах смогут использовать данный опыт в своей деятельности в сфере образования. Тем не менее следует отметить, что в реалиях московского столичного мегаполиса не в полной мере актуальна проблематика дискриминации приверженцев исламской

культуры. Речь должна идти, скорее, о проблеме дискриминации представителей определенных этнических общностей или еще более точно, этнокультурных общностей. Кроме того, дискриминация как физическое насилие, оскорбления не имеют массового характера, данная неприязнь остается во многом латентной. Вместе с тем следует признать, как мы отмечали ранее, что исламо-фобия в Москве является достаточно распространенным явлением и требует принятия определенного управленческого воздействия с целью его предупреждения, снижения интенсивности его проявлений.

В-четвертых, при разработке и внедрении образовательных социальных технологий необходимо включить в комплекс обязательных мероприятий по снижению напряженности организацию и проведение дискуссий, направленных на формирование критического мышления обучающихся. Навыки критического мышления, как и другие навыки, образуются и закрепляются только в ходе практической деятельности обучающихся. На наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм подобной практики являются дискуссии. Дискуссии позволяют открыто обсуждать в группе актуальные вопросы и дают возможность высказывать свое мнение, причем с применением аргументации, и тем самым выявлять различные аспекты поднимаемой проблемы. Другими словами, дискуссии - это активность, стимулирующая интерес к той или иной теме, и в конечном итоге, навыки критического мышления. Дискуссии должны вестись на такие актуальные и деликатные темы, как нетерпимость, экстремизм, мигрантофобия и т. п. под руководством специалистов, в рамках школьных дисциплин (ОРКСЭ, граждановедение и др.). Также возможно проведение подобных дискуссий в специально организованных дискуссионных клубах, как в рамках образовательных учреждений, так и за рамками данных учреждений, на примере таких организаций, как «Диалогос». Данный дискуссионный молодежный клуб создан при Российской государственной детской библиотеке (первоначальное название - семейный клуб «Школа истории духовной культуры») и существует с сентября 1990 г., руководителем клуба является М. А. Бродский. Тематика клуба определяется самими ее членами и практически не ограничена. Достаточно широко обсуждается актуальная тема межнациональных отношений: «Опасен

ли национализм России?»; «Кого сегодня считать патриотом?»; «Межнациональные отношения. Манежный синдром»; «Толерантность и патриотизм»; «Зачем москвичу толерантность?» и т. д. [Бродский ... Электронный ресурс]. Всё это также актуально и на уровне профессионального высшего и среднего образования. Примеры подобных тем и принципы введения открытых дискуссий описаны в специальных пособиях [Противодействие нетерпимости и дискриминации... 2013, с. 37-41].

Таким образом, только при соблюдении вышеизложенных требований к разработке и внедрению социальных образовательных технологий могут быть достигнуты наиболее эффективные результаты их реализации, поскольку данные требования обеспечивают согласованность и комплексность различных мероприятий в рамках технологий в сфере образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранова Т. С. Опыт применения социально-психологических тестов при измерении толерантности: материалы к курсу «Социология межэтнической толерантности» / отв. ред. Л. М. Дробижева. М. : Изд-во Института социологии РАН, 2005. С. 121-135. Бродский М. А. Зачем москвичу толерантность? URL: dialogos.rgdb.ru/

publikatsii/104-brodskij-m-a-zachem-moskvichu-tolerantnost Основы религии и светской этики в школе // Фонд «Общественное мнение». 27.11.2017. URL: bd.fom.ru/pdf/d11orisevsh10.pdf Официальный сайт Министерства образования и науки. Общественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». URL: минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1 Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование». М: Центр «Школьная книга», 2011. URL: www. educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/14_11_12/Programma_final.pdf Противодействие нетерпимости и дискриминации в отношении мусульман: руководящие принципы для преподавателей: учеб. пособие. Варшава : БДИПЧ ОБСЕ, 2013. 78 с. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B 4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D1%8B/2974

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.