Научная статья на тему 'Место и роль этнокультурного развития молодежи в воспитательном процессе и его основные направления'

Место и роль этнокультурного развития молодежи в воспитательном процессе и его основные направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL TOLERANCE / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / КУЛЬТУРА / CULTURE / ETHNO-CULTURAL FOSTERAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саблуков А. В., Манохин И. В.

В современном глобализирующемся мире проблема межэтнических и межконфессиональных отношений выходит на первый план. Для России как многонациональной и поликонфессиональной страны вопрос формирования культуры отношений, взаимной толерантности между представителями различных национальностей и вероисповеданий приобретает особую значимость. В данной статье на основе материалов проведенного исследования предпринята попытка не только определить сущность и содержание понятия «этнокультурное развитие», но и предложены цели этнокультурного развития молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саблуков А. В., Манохин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place, role and main directions of ethno-cultural development of youth in educational process

In the modern globalized world the problem of interethnic and interfaith relations comes to the fore. For Russia as a multinational and poly-confessional country, the question of cultural relations and mutual tolerance between representatives of different nationalities and religions acquires special importance. This article attempts not only to define the nature and content of the notion «ethno-cultural development», but also but to suggest objectives of ethno-cultural youth development.

Текст научной работы на тему «Место и роль этнокультурного развития молодежи в воспитательном процессе и его основные направления»

УДК 008(4)

А. В. Саблуков, И. В. Манохин

Саблуков А. В., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]

Манохин И. В., кандидат исторических наук, и.о. ректора МГЛУ; e-mail: [email protected]

МЕСТО И РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В современном глобализирующемся мире проблема межэтнических и межконфессиональных отношений выходит на первый план. Для России как многонациональной и поликонфессиональной страны вопрос формирования культуры отношений, взаимной толерантности между представителями различных национальностей и вероисповеданий приобретает особую значимость. В данной статье на основе материалов проведенного исследования предпринята попытка не только определить сущность и содержание понятия «этнокультурное развитие», но и предложены цели этнокультурного развития молодежи.

Ключевые слова: этнокультурное развитие; этнокультурное образование; этнокультурное воспитание; этнокультурная компетентность; этнокультурная толерантность; воспитательный процесс; этничность; культура.

Sablukov A. V.

PhD (2nd degree), Professor, Institute of International Relations and Social and Political Sciences in MSLU; e-mail: [email protected]

Manokhin I. V.

PhD (History), Acting president, MSLU; e-mail: [email protected]

PLACE, ROLE AND MAIN DIRECTIONS OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF YOUTH IN EDUCATIONAL PROCESS

In the modern globalized world the problem of interethnic and interfaith relations comes to the fore. For Russia as a multinational and poly-confessional country, the question of cultural relations and mutual tolerance between representatives of different nationalities and religions acquires special importance. This article attempts not only to define the nature and content of the notion «ethno-cultural development», but also but to suggest objectives of ethno-cultural youth development.

Key words: ethno-cultural development; ethno-cultural education; ethno-cultural fosterage; ethno-cultural competence; ethno-cultural tolerance; educational process; ethnicity; culture.

Этнокультурное развитие молодежи в условиях унифицирующего влияния глобализации является важной задачей социальной политики государства, особенно в таких многонациональных и поликонфессиональных странах, как Россия. Особую актуальность этой проблеме в нашей стране придает тот факт, что, как свидетельствуют результаты ряда исследований, проведенных в последние годы, в обществе происходит нарастание интолерантных настроений, ведущих к обострению напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях [1; 6]. Этнокультурное развитие позволяет сформировать в молодежной среде толерантное отношение к представителям различных этноконфессиональных общностей и навыки межкультурного общения, способствует профилактике межнациональных конфликтов.

В данном контексте представляется весьма актуальным проведенное группой ученых Московского государственного лингвистического университета исследование по анализу этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде.

Следует отметить, что, как показало исследование, несмотря на актуальность проблемы, теоретические и методологические аспекты непосредственно самого понятия «этнокультурное развитие» не получили должной научной разработки. Как правило, в научной литературе доминирует педагогический подход, в рамках которого, прежде всего, рассматривается образовательный аспект этнокультурного развития. Исследователи преимущественно проводят анализ смежных процессов, таких как этнокультурное образование, этнокультурное воспитание, которые являются только составляющими общего процесса этнокультурного развития (А. Б. Афанасьева, Е. С. Бабунова, М. И. Григорьева, Н. Н. Журавлева и другие). В работах ученых, посвященных этнокультурному образованию, нередко речь идет о более узких направлениях педагогики, а именно - о народной педагогике (К. Д. Ушинский), этнопедагогике (Г. Н. Волков), направленных, скорее, на обучение в соответствии со знаниями и опытом, артефактами народных масс, конкретного этноса.

Безусловно, этнокультурное образование имеет высокую значимость в развитии личности, и его роль раскрыта в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты

развития системы образования на период до 2025 г. В доктрине одной из первостепенных целей ставится обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, а также развитие культуры межэтнических отношений и гармонизацию национальных и этнокультурных отношений [7, с. 3].

В рамках педагогического подхода некоторые исследователи определяют этнокультурное образование как «целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации» [5, с. 28]. В данном определении делается акцент на субъектов, реализующих данный процесс, но цели и специфика этнокультурного образования остаются нераскрытыми. Неправомерно было бы предполагать, что в условиях глобализации, развития мультикультурного мира, этнокультурное развитие означает приобщение только к одной этнической культуре, и только посредством педагогического процесса.

Этнокультурное развитие как общий сложный и многогранный процесс формирования этнокультурной компетентности молодежи предполагает более широкое понимание данного процесса. Само понятие «этнокультура» может быть проинтерпретировано в рамках различных трактовок. Часто понятие «этнокультура» ставят в один синонимичный ряд с такими понятиями, как «народная культура», «этническая культура», тем не менее, существуют определенные различия между ними. Так, понятие «народная культура» делает акцент на социальном аспекте народа (культура социальных слоев, социальная структура: В. Е. Гусев, М. С. Каган, А. Ф. Камаев и другие). Понятия «этническая культура» и «культура этноса» ряд исследователей отождествляют, другие разграничивают (Т. Г. Грушевицкая, В. И. Козлов, А. П. Садохин). В целом же, этнокультуру можно определить как «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [2, с. 190]. Также важным теоретико-методологическим

аспектом анализа этнокультурного развития является выявление роли этнической составляющей в понятии «этнокультурное». Понятие «этничность» (ethnicity) относительно новое понятие, которое начало употребляться только после Второй мировой войны в дискуссиях американских ученых. Тогда как понятие «этническое», напротив, уже несколько веков употребляется с неизменной отсылкой к экзотичным, чуждым, языческим культурам и религиям. В XIX в. в нашем современном понимании понятие «этнический» связывали с отношением к той или иной этнической группе (этносу). Другими словами, понятие «этническое» было предназначено для дифференциации «других», «аут-групп». Таким образом, «этническое» в понятии «этнокультурное» указывает на разнообразие этнических общностей, их социокультурных особенностей. Тогда как «культурное» характеризует общепринятую систему ценностей и норм доминирующего этноса. Следовательно, под этнокультурным развитием следует понимать процесс приобщения к ценностно-нормативной системе доминирующего в конкретном обществе этноса (нации), а также формирование условий, обеспечивающих преемственность этнических культур. Так, в проекте концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008)» аналогичным образом под этнокультурным развитием понимается «социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ России, учитывающее как этническое и религиозное многообразие страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности» [10, с. 3]. Анализ результатов экспертного интервью также показал широкий спектр подходов к пониманию этнокультурного развития молодежи, тем не менее, можно выделить и общие доминанты в мнениях экспертов.

Во-первых, этнокультурное развитие предполагает не только знание своей этнической культуры, но и ознакомление с разными культурами: «Только благодаря узнаванию у человека формируется культура, когда он знает традиции разных народов, обычаи, только тогда он может уважать различные национальности, культуры этносов и соответственно может считать себя "этнокультурно-развитым человеком"».

Во-вторых, эксперты особым образом выделяют основы этнокультурного развития молодежи, которые одновременно являются

и ожидаемыми результатами данного процесса - знание, уважение, толерантное отношение к представителям различных культур:

- «Это развитие молодежи, основанное на знании и уважении культуры разных народов».

- «Это совокупность уважения, знания, осведомленности об истории народов, традициях, а также об антропологических, религиозных и этнических особенностях».

- «Этнокультурное развитие молодежи для меня - культивация в молодежи толерантности, уважения, интереса к другим культурам».

- «Повышение информированности о других этносах, конфессиях и культурах, развитие навыков межэтнического и межкультурного взаимодействия» и др.

Вместе с тем, некоторые эксперты подчеркивают необходимость сохранения, прежде всего, собственной этнической культуры, но только при условии ее не противоречия общепринятым ценностям и нормам социума:

- «Этнокультурное развитие заключается в сохранении собственных традиций при одновременной адаптации молодежи к общим ценностям данного социума (образовательным, политическим, спортивным и др.)».

- Этнокультурное развитие молодежи - то развитие, при котором сохраняется этническая культура. Сохранение собственной культуры при условии отсутствия конфликтных ситуаций с теми культурами, среди которых человек живет, т. е. если узбек приехал в Москву, ему важно сохранить свою культуру, но при этом есть уточнение, что эта культура не должна вызывать резко негативное отношение окружающих».

Подобный подход к пониманию сущности этнокультурного развития во многом совпадает с государственной трактовкой, обозначенной в вышеупомянутой Федеральной целевой программе, согласно которой этнокультурное развитие предполагает общее культурное развитие и формирование общероссийской идентичности у всех граждан России, а также развитие и поддержание этнорелигиозной преемственности каждой этноконфессиональной общности. Таким образом, целью этнокультурного развития представляется формирование межкультурной толерантности посредством повышения осведомленности как о своей этнической культуре, так и культурах других

этноконфессиональных общностей. Под межкультурной толерантностью следует понимать терпимое отношение представителей одних этноконфессиональных общностей к другим, основанное на консенсусе и способствующее достижению без насилия взаимного понимания и согласованию отличных ценностей, норм, а также мотивов, установок, ориентаций. Формирование межкультурной толерантности реализуется в рамках двух основных процессов - этнокультурное образование и воспитание, которые имеют взаимодополняющий характер. В ходе образовательного процесса обучающиеся обеспечиваются знаниями о социокультурных особенностях различных этноконфессио-нальных общностей, социальных последствиях этноконфессиональ-ных конфликтов и т. п., тогда как в рамках воспитательного процесса формируется понимание данных отличий, процессов, с релятивистских позиций (не этноцентристских).

Этнокультурное развитие играет первостепенную роль в воспитательном процессе молодежи, поскольку позволяет сформировать разносторонне развитую, этнокультурно компетентную личность. С одной стороны, культивируется патриотизм, любовь к Родине, чувство принадлежности к единой нации; с другой - вырабатывается, лишенная этноцентризма, этническая и конфессиональная идентичность. Даже в самом понятии воспитательного процесса заложены основы этнокультурного развития. Так, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273, «Об образовании в Российской Федерации» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [12, с. 4].

Причем, если говорить о воспитании в рамках образовательных учреждений, этнокультурное развитие должно быть интегрировано на всех стадиях воспитательного процесса. Этнокультурное развитие необходимо начинать в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку дошкольное образование играет ключевую роль в первичной социализации детей, в ходе которой формируется «костяк» личности. Агрессивное поведение с чертами этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если оно остается без должного внимания, то может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем

скорее начнется работа с моделями агрессивного поведения, тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни [3, с. 100].

Дошкольное образование позволяет с ранних лет с помощью образовательных средств развить межкультурную толерантность, и в том числе сформировать гражданскую и этническую идентичность, а также культурную идентичность жителя того или иного конкретного региона. Причем на уровне дошкольного образования особое внимание должно быть сосредоточено именно на воспитательном процессе, нежели на учебно-образовательном. При этнокультурном развитии на стадии воспитания в дошкольных образовательных учреждениях необходимо помимо организации мероприятий, нацеленных на повышение уровня знаний о других культурах, развитие взаимоуважения вне зависимости от национальных, религиозных и других признаков для всех детей, важно активно проводить мероприятия, направленные на интеграцию детей мигрантов. Формирование базовой ценностно-нормативной системы социума в раннем возрасте позволит избежать в будущем, в частности в подростковом возрасте, проблем этнокультурного развития.

Этнокультурное развитие играет особую роль в воспитательном процессе в рамках школьного образования, поскольку большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений и непосредственно за ее пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и устанавливают социальные отношения [3, с. 101].

На уровне школьного образования необходимо в большей степени повышать уровень осведомленности о других культурах в рамках образовательно-воспитательного процесса, нежели в дошкольных учреждениях. В школах (основное общее и среднее образование) обучающиеся способны воспринимать большее количество информации, более серьезного характера и могут обсуждать те или иные вопросы, касающиеся толерантности, межнациональных и межрелигиозных отношений и т. п. Кроме того, помимо преподавания дисциплины в соответствии с государственным образовательным стандартом, возможно и расширение программы курса посредством мероприятий, подразумевающих непосредственное общение с представителями различных конфессий и соприкосновение с их религиозной культурой. Теоретические знания могут быть дополнены практикой изучения различных

культур. Речь может идти об организации посещения обучающимися религиозных экскурсий. В ходе религиозных экскурсий школьники посещают храмы разных вероисповеданий, воплощающих собой как символическую составляющую религии, так и институциональную. Также предоставляется возможность общения как со специалистами, организующими экскурсию, так и с духовными лицами, которые могут ответить на профессиональном уровне на вопросы, интересующие обучающихся.

Преподавание подобных дисциплин и организация таких мероприятий актуальны и для обучающихся высших и средних образовательных учреждений. На уровне высшего образования подобную роль может играть ряд социально-гуманитарных учебных дисциплин, связанных в той или иной степени с культурой (религиоведение, социология религии, этническая социология и др.).

Немаловажное место в воспитательном процессе занимает проведение дискуссий, направленных на формирование критического мышления молодежи. Навыки критического мышления, как и другие навыки, образовываются и закрепляются только в ходе практической деятельности. Одной из наиболее эффективных форм подобной практики являются дискуссии. Дискуссии позволяют в группе открыто обсудить актуальные вопросы и дают возможность высказать свое мнение, причем с применением аргументации и, тем самым, выявить различные аспекты поднимаемой проблемы. Другими словами, дискуссии - это активность, стимулирующая интерес к той или иной теме и, в конечном итоге, навыки критического мышления. Дискуссии должны вестись на такие актуальные и деликатные темы, как нетерпимость, экстремизм, мигрантофобия и т. п. под руководством специалистов, в рамках школьных дисциплин (ОРКСЭ, граждано-ведение и др.) и / либо возможно проведение подобных дискуссий в специально организованных дискуссионных клубах.

И, наконец, определенные мероприятия с целью этнокультурного развития должны проводиться и при повышении квалификации определенных категорий специалистов (сотрудники полиции, сотрудники ФМС, преподаватели всех уровней образования, журналисты и т. д.) с целью изменения сложившихся стереотипных представлений о других культурах, и, в целом, для повышения уровня этноконфес-сиональной толерантности [11]. Поскольку эффективность этнокультурного воспитания во многом зависит от уровня общей культуры тех

или иных специалистов. В рамках повышения квалификации должны изучаться и обсуждаться такие темы, как дискриминация, толерантность, отечественный и зарубежный опыт профилактики экстремизма в различных областях и т. п.; должны проводиться психологические тренинги по данным тематикам с проведением тестирования на уровень толерантности в начале и конце курса (в том числе могут быть применены социально-психологические тесты измерения толерантности Т. С. Барановой и др.) [4, с. 121-135].

Итак, можно сделать вывод, что этнокультурное развитие молодежи занимает важное место в воспитательном процессе в рамках образовательных учреждений. Однако воспитательный процесс реализуется не только в специализированных учреждениях. Большую роль в воспитании этнокультурной развитой молодежи, безусловно, играет личный пример семьи, родителей. Уровень культуры родителей значительно обусловливают эффективность воспитания, поэтому определенное воспитание требуется и для родителей.

Роль этнокультурного развития раскрывается и в Федеральной программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)» [7], анализ которой позволяет сформулировать две основные цели этнокультурного развития молодежи:

- укрепление общегражданской российской идентичности гражданского единства;

- содействие развитию и сохранению этнической и религиозной идентичности.

С точки зрения воспитательного процесса эти положения содержательно раскрываются в рамках следующих направлений:

а) в информационной сфере:

- распространение духовных ценностей русской культуры, лежащих в основе российского государства;

- распространение информации об истории и культуре различных этноконфессиональных общностей, проживающих в России;

- разработка и распространение идей толерантности, дружбы народов, а также идеи, что «в нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила» [8, с. 7].

- обеспечение достоверной и своевременной информацией о состоянии этноконфессиональных отношений и государственной политике в данной сфере;

- борьба с дезинформацией и распространением информации, способствующей пропаганде экстремистских взглядов, разжиганию неприязни между представителями различных этноконфессиональ-ных общностей;

- формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России и пр.;

б) в сфере образования:

- формирование толерантной личности, начиная с дошкольного образования, включая все дальнейшие уровни образования;

- повышение уровня знаний о других культурах и воспитание уважения к культуре, языку и истории всех народов России;

- укрепление позиций русского языка и его развитие как языка межкультурной коммуникации;

- сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств;

- культивирование и усиление гражданского патриотизма;

- обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;

- развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России;

- повышение культуры и уровня толерантности сотрудников в сфере образования, СМИ, а также других областей деятельности, связанных с работой с людьми, в рамках программ повышения квалификации и пр.;

в) в административно-управленческой сфере:

- обеспечение условий, способствующих свободной межкультурной коммуникации, а также сохранению и развитию культур этнокон-фессиональных общностей, проживающих в стране;

- профилактика ксенофобии, нетерпимости и дискриминации по признаку расовой, этнической или религиозной принадлежности;

- преодоление этнического изоляционизма и экстремизма;

- развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей;

- интеграция, адаптация, социализация и натурализация мигрантов и их детей различной этнической и религиозной принадлежности и пр.

Таким образом, роль этнокультурного развития в воспитательном процессе молодежи заключается прежде всего в формировании этнокультурной компетентной личности. Развитие этнокультурной личности обеспечивается совместным участием в этом процессе различных институтов, и, прежде всего семьи и всей системы образования и воспитания на всех ее уровнях. В центре данного процесса должна быть нацеленность на культивирование общенациональной и этнорелигиозной идентичностей на основе гражданского патриотизма, толерантности и уважения к культурным различиям. Достижение поставленных целей позволит решить существующие в российском обществе проблемы в этнокультурном развитии современной молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андержанова Г. В. Этноконфессиональная напряженность в столичном мегаполисе // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Государств. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 9-18. - (Вестн. Моск. гос. лингвист ун-та; вып. 24 (684). Сер. Исторические и политические науки).

2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - 2009. - № 3. -С. 190. - Режим доступа: http://www.zpujournal.ru/zpu/contents/2009/3/ Afanasieva/29_2009_3.pdf

3. Афанасьева Н. В. Профилактика ксенофобии и экстремизма: психологический аспект // Этнокультурные технологии профилактики экстремизма и ксенофобии: сб. материалов межрегион. семинара. - Вологда -В. Устюг, 2009. - С. 100.

4. Баранова Т. С. Опыт применения социально-психологических тестов при измерении толерантности: материалы к курсу «Социология межэтнической толерантности» / отв. ред. Л. М. Дробижева. - М. : Изд-во Института социологии РАН, 2005. - С. 121-135.

5. Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник ВНГПУ [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - 2012. - 2(6). - С. 28. - Режим доступа: http:// vestnik.nspu.ru/.

6. Касюк А. Я. Социокультурные изменения и реалии российского общества // Геополитика. Международные отношения. Социология. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 62-70. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. № 25 (658). Сер. Исторические и политические науки).

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.

8. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news. kremlin.ru/news

9. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 гг.)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://government.ru/media/ files/41d4862001ad2a4e5359.pdf

10. Проект Концепции Федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)» / Министерство регионального развития Российской Федерации, 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stolica.narod.ru/vra/zhur/001.htm

11. Саблуков А. В. Этноконфессиональная толерантность как фактор единства российского социума // Фктуальные проблемы Международных отношений. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - - С. 192-200. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (662). Сер. Исторические и политические науки).

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.