Научная статья на тему 'Основные направления регулирования этноконфессиональных отношений: рефлексия европейского опыта'

Основные направления регулирования этноконфессиональных отношений: рефлексия европейского опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этноконфессиональная напряженность / этноконфессиональные отношения / направления управленческой деятельности. / ethno-confessional tension / ethno-confessional relationships / directions of management activity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. Л. Примаков, Г. В. Маткаримова

В статье проведено исследование основных направлений управленческой деятельности по регулированию этноконфессиональных отношений в некоторых европейских странах (Великобритания, Германия, Франция). На основе изучения и анализа зарубежного опыта авторы выделяют ключевые направления снижения напряженности в столичном мегаполисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF HANDLING OF ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONSHIPS: REFLECTION ON EUROPEAN EXPERIANCE

In this article the main directions of management activity in regulation of ethnoconfessional relationships in some European countries (UK, Germany, France) are analyzed and reflected on. On the basis of studying of foreign experience the authors pick on the key directions of tension decrease in Moscow.

Текст научной работы на тему «Основные направления регулирования этноконфессиональных отношений: рефлексия европейского опыта»

УДК 316.4

В. Л. Примаков, Г. В. Маткаримова

Примаков В. Л., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: vprim2007@yandex.ru

Маткаримова Г. В., преподаватель кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: sky_g@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: РЕФЛЕКСИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА

В статье проведено исследование основных направлений управленческой деятельности по регулированию этноконфессиональных отношений в некоторых европейских странах (Великобритания, Германия, Франция). На основе изучения и анализа зарубежного опыта авторы выделяют ключевые направления снижения напряженности в столичном мегаполисе.

Ключевые слова: этноконфессиональная напряженность; этноконфес-сиональные отношения; направления управленческой деятельности.

Primakov V. L.

Ph. D. in Sociology, Doctor of sociological sciences, Professor; e-mail: vprim2007@yandex.ru

Matkarimova G. V.

Lecturer of the Department of Sociology of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: sky_g@mail.ru

MAIN DIRECTIONS OF HANDLING OF ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONSHIPS: REFLECTION ON EUROPEAN EXPERIANCE

In this article the main directions of management activity in regulation of ethno-confessional relationships in some European countries (UK, Germany, France) are analyzed and reflected on. On the basis of studying of foreign experience the authors pick on the key directions of tension decrease in Moscow.

Key words: ethno-confessional tension; ethno-confessional relationships; directions of management activity.

Проблема регулирования социальных отношений и снижения этноконфессиональной напряженности была и остается наиболее острой и сложноразрешимой для многих сообществ,

особенно для столичных мегаполисов. Вот почему анализ и осмысление путей и направлений социального регулирования этих отношений, как и снижения напряженности в отношениях между различными этноконфессиональными группами, вбирает в себя опыт различных управленческих практик, в том числе и зарубежных. Этот опыт интересен и важен с различных точек зрения. Прежде всего тем, что многие европейские страны, столкнувшиеся с проблемами мультикультурности социума, имеют богатый опыт в профилактике и борьбе с неприязнью и дискриминацией на этноконфессиональ-ной почве. Осмысление этого опыта позволяет утвердиться в выводе о том, что такая управленческая практика не может не быть системной и технологичной. Разработка действенных результативных социальных технологий по снижению этноконфессиональной напряженности должна опираться на отработанные и доказавшие свою эффективность управленческие решения, знания и удачный опыт управленческого воздействия в области этноконфессиональных отношений в других странах. Все эти управленческие социальные практики в более системном виде реализуются в рамках различных направлений социального регулирования этноконфессиональных отношений и снижения напряженности.

В целом понятие «направление» характеризует некий путь развития той или иной деятельности, сторона, в которую развивается действие. Таким образом, выделение направлений управленческой деятельности по снижению этноконфессиональной напряженности позволяет обозначить общие пути решения острых проблем в этой области взаимоотношений.

Говоря о европейском опыте регулирования различных аспектов этноконфессиональных отношений, следует отметить, что в силу современного состояния этноконфессиональной напряженности целью управленческого воздействия в этих странах является не коррекция негативных социальных последствий напряженности, а, скорее, предотвращение конфликтов на этнической и религиозной почве, борьба с экстремизмом. По этой причине меры их воздействия направлены, главным образом, на искоренение преступности на основе неприязни к представителям других этноконфессиональ-ных общностей посредством жестких мер, реализуемых полицией и судами. Сочетание этих мер с другими, например просветительскими, образовательными, пропагандистскими и пр. обусловливает

выбор тех или иных направлений управленческого воздействия с целью регулирования этноконфессиональных отношений.

Условно можно выделить три ключевых направления снижения напряженности и неприязни по отношению к представителям других этноконфессиональных общностей в европейских странах, имеющих достаточно высокий уровень этноконфессиональной напряженности: административно-уголовное, гражданско-просветительское, пропагандистско-образовательное. При этом необходимо отметить, что анализируемые далее страны рассматриваются как примеры, где подобные управленческие практики проявляются в наиболее сильной доминанте. При этом государственные органы и общественность не отказываются от иных решений с учетом сложившихся обстоятельств и условий формирования этноконфессиональных отношений.

Так, например, в Великобритании основная доминанта социального регулирования этноконфессиональных проблем связана, скорее, административно-уголовным направлением, в рамках которого главной задачей выступает наказание и преследование лиц, совершивших преступление на этнической и / или религиозной почве посредством судов и полиции, т. е. воздействие производится через реформирование формальных властных структур и государственных институтов. В частности, к приоритетным задачам данного направления можно отнести: повышение эффективности действий полиции по поимке преступников, повышение уровня толерантности самих сотрудников правоохранительных органов, а также ужесточение мер наказания преступления при наличии расистских, ксенофобских мотивов. С целью признания значимости подобного рода преступлений в конце 90-х гг. XX в. было дано новое определение понятию «преступление на расовой и этнической почве» (racist crime)1, понимаемое в достаточно широкой трактовке: «любое столкновение / конфликт, расцениваемый жертвой или любым иным лицом в качестве конфликта на расовой и этнической почве» (если даже это не является преступлением) [3, p. 151]. Также существует более общее понятие «преступление на основе ненависти» (hate crime), определяемое лондонской полицией (Metropolitan Police Service) как «любой конфликт, столкновение, насилие, воспринятое

1 В англоязычной литературе понятие «racist» имеет более широкое значение, чем в русском языке и включает себя не только значение «расовый», но и «этнический», «этнокультурный».

жертвой или любым другим лицом, как основанное на расизме, этноцентризме, гомофобии или религиозной принадлежности, тендерной идентичности, инвалидности» [4, p. 198]. Причем полиция должна собирать данные обо всех случаях проявления насилия независимо от того, является ли оно правонарушением.

Также следует обратить внимание и на тот факт, что наличие какой-либо неприязни основывается не на мотивации преступника, а на мнении жертвы и других лиц о ней. Нам представляется данный подход достаточно интересным для осмысления его действенности, поскольку он позволяет зафиксировать малейшее проявление дискриминации, а не только правонарушения, так как большинство проявлений насилия не классифицируется как правонарушения. К примеру, согласно данным программы по изучению «антисемитской жесткости» в Лондоне, порядка 64,5 % составили причинение преступного ущерба, угрозы и оскорбления, т. е. столкновения с минимальной степенью физического насилия. Причем многие нарушители не входят в экстремистские группировки, поэтому практически невозможно выследить их, выявить заранее составленный план действий [4, p. 200]. Следовательно, большинство происшествий имеют случайный незапланированный характер и поэтому их трудно спрогнозировать и предотвратить, так же как и выявить нарушителей.

В силу распространенности подобных преступлений в Великобритании был реализован «мультиведомственный» подход, предполагающий привлечение на помощь полиции большого количества иных организаций (Комитет внутренних дел, Межведомственная организация по борьбе с расовыми атаками, образовательные учреждения и др.). Данный подход был реализован в программе Channel («канал»), в рамках которой ведется сотрудничество различных ведомств, координируемое полицией, задачей которого является оценка риска вовлечения индивидов в экстремистскую, террористическую деятельность. Оценка должна проводиться уполномоченными на это организациями - местные власти, полиция, социальные работники и др. Таким образом, различные организации должны делиться между собой информацией о тех или иных лицах.

В Германии приоритетной доминантой выступает гражданско-просветительское направление, ключевой задачей которого является привлечение гражданского общества для борьбы с экстремизмом. Государство делегирует власть и ресурсы группам гражданского общества и развивает программы против деятельности приверженцев

ультраправого толка. Приоритетной практикой стало вовлечение широких масс посредством финансирования ряда программ, целью которых было продвижение идей принятия «различий» в обществе, содействие жертвам насилия, развитие политического образования и демократической культуры. По сути, была произведена переориентация с потенциальных правонарушителей на формирование политической культуры толерантности и поддержки жертв насилия на основе этноконфессиональных признаков. Еще одной широко применяемой практикой стало спонсирование программ, ориентированных на поддержку молодежных центров, организацию спортивных мероприятий, проведение дискуссий касательно будущего трудоустройства молодежи, с целью формирования у молодежи позитивного видения своего будущего и повышения уровня ее занятости. Поскольку именно молодые люди являются потенциально возможными участниками действий, направленных на применение насилия по каким-то ксенофобским, расистским и другим признакам.

В Германии в 2001 г. также было приведено к единому стандарту определение политически мотивированного преступления (politically motivated crime) - любое преступление, «направленное на личность, на основе его политических взглядов, гражданства, этнического происхождения, расы, цвета кожи, религии, идеологии, происхождения, сексуальной ориентации, инвалидности, внешности или социального статуса» [3, p. 155].

Франция гораздо позже, чем остальные рассматриваемые страны, начала делать серьезные шаги по преодолению этнической ксенофобии, религиозной нетерпимости и расизма. Эти шаги активизировались в начале 2000-х гг., тогда как в Великобритании и Германии - в начале 1980-1990-х гг. соответственно. Можно предположить, что такое запоздалое внимание к проблемам этноконфес-сиональных отношений во многом и стало причиной частых столкновений между представителями различных этносов и религий в стране, в частности в столице и ее пригородах.

Во Франции основная доминанта управленческой деятельности проявляется в пропагандистско-образовательном направлении, в рамках которого обществу демонстрируется линия политики государства, направленная на регулирование этноконфессиональ-ных отношений, в частности в сфере образования. Можно привести следующие примеры: создание в каждом образовательном округе (rectorat) группы, ответственной за отслеживание случаев

проявления антисемитизма, разработка инструкций для учителей, регламентирующих их действия при обнаружении проявления насилия, введение дня памяти Холокоста. Также разработаны и выданы учебные пособия для представителей правоохранительных и судебных органов в сфере борьбы с расизмом, объясняющие не только основы политики и законов в данной сфере, но и способствующие развитию их «чувствительности» к данным вопросам.

Интересно, что во Франции раньше преступления на этнической и / или религиозной почве и пр. не выделялись в отдельную категорию преступлений, требующих особого внимания общественности. Отношение к данной группе преступлений изменилось буквально за последние 20 лет. И насилие, производимое на основе этнической и другой неприязни, стало рассматриваться как угроза единству общества, как фактор, который может расколоть социум.

Все вышеприведенные примеры призваны более рельефно подчеркнуть основную доминанту в выборе путей и приемов борьбы за мультикультурную толерантность в каждой из рассматриваемых стран. Так, для Великобритании наиболее характерно направление, в котором применяются репрессивные меры, реализуемые государством посредством судов и полиции; для Франции - направление, в рамках которого осуществляется политика символизма и социализации посредством государственных образовательных программ; для Германии - направление, в котором доминируют просветительские, образовательные меры среди населения за счет активизации потенциала гражданского общества. Однако в системной практике регулирования этноконфессиональных отношений эти страны реализуют все вышеперечисленные направления, используют все пути в борьбе с напряженностью, конфликтами на этноконфессиональ-ной почве. Можно констатировать, что в Европе выработан системный комплексный подход к снижению напряженности. Речь идет о борьбе со всеми возможными проявлениями дискриминации, хотя, несомненно, во многом речь идет о религиозной, а также этнической и расовой неприязни.

В этой связи хотелось бы обратить особое внимание на европейский опыт формирования этноконфессиональной толерантности, реализуемый в сфере образования, поскольку именно в рамках образовательного процесса соединяются усилия семьи, государства и общества, а воздействие на сознание молодых людей наиболее системно, эффективно и действенно. Эта работа осуществляется

посредством различных приемов и способов. Так, например, в Англии были разработаны пособия для школьных учителей по «правильному» реагированию на проявления экстремизма и противостояния им: «Рекомендации для школьных учителей в области противодействия экстремизму» (2008). Основной целью подобных пособий, по сути, является содействие школы в реализации главной государственной программы «Противодействие» [5].

В целом же, материалы, предлагаемые преподавательскому составу, носят разносторонний характер. К примеру, проект «Противодействие» (Resilience) включает материалы, направленные на помощь учителям, преподающим религиозные дисциплины в проведении дискуссий по таким деликатным вопросам, как экстремизм. В 2009 г. было разработано руководство для работников полиции («Предупреждение: полиция и школы» - Prevent, Police and Schools), цель которого - помочь работникам полиции в более эффективной работе с учителями. Подобные меры обусловлены тем, что образовательные учреждения являются местом, где могут обсуждаться вопросы толерантности, экстремизма, и, таким образом, под руководством опытных специалистов, обучающиеся могут развить в себе толерантное видение этнокультурных различий между людьми. Британские власти убеждены, что школа играет основную роль в предотвращении воинствующего экстремизма [6]. В целом, все эти меры во многом осуществляются в рамках тесного взаимодействия образовательных учреждений с полицией.

В сфере высшего образования был реализован проект «Способствование социальному единству и предотвращение воинствующего экстремизма в высших учебных заведениях» (2009) [2], представляющий собой исследование состояния «мультикультурной безопасности» в университетских кампусах (т. е. возможности ощущения безопасности студента на территории университетского городка независимо от его расовой, этнической, религиозной принадлежности), опыт и роль университетов и колледжей в развитии социального единства, и последующие рекомендации по противостоянию воинствующему экстремизму, крайним формам проявления интоле-рантности. Данные рекомендации включают такие меры, как организация мониторинга проявлений напряженности в сотрудничестве с другими образовательными учреждениями, местными сообществами; проведение тренингов среди преподавательского состава, чтобы

обеспечить правильное понимание своих прав и обязанностей, политики университета и др.

В Великобритании в 2001 г. Министерству образования были представлены результаты исследования педагогических методик, направленных на формирование навыков, умений и знаний, способствующих противостоянию экстремизму в молодежной среде [8]. Результаты исследования служат методологической основой для формирования толерантности на всех уровнях образования. Можно выделить ряд ключевых составляющих, применение которых необходимо при формировании подобной «резистентности» в рамках различных педагогических мероприятий, так как они способны противодействовать факторам, толкающим молодежь к экстремизму в идеях и действиях, таким как ощущение несправедливости или чувство отчуждения [8]:

- установить контакт посредством хорошо проработанного плана и индивидуального подхода к обучающимся;

- образовать «зону комфорта и безопасности» для ведения диалога и позитивной интеракции;

- обеспечить обучающихся набором необходимых навыков, знаний.

Особое внимание уделяется медресе и школам местных общин (supplementary schools)1. Так, в апреле 2007 г. была запущена разработанная Министерством по делам общин и местного самоуправления программа «Предотвращение экстремизма2: завладеть умами и сердцами [британских мусульман]» [7]. В данной Программе, в рамках направления по продвижению общегосударственных ценностей, выделяются такие основные задачи, как более широкое

1 Ключевая задача данных школ заключается в удовлетворении потребностей определенных местных сообщностей в поддержании культурного наследия, языка, религии стран их происхождения, а также в обеспечении дополнительной поддержки при изучении общеобразовательных дисциплин.

2 В англоязычной литературе говорят о борьбе не просто с экстремизмом, но с «violent extremism», что, вероятно, связано с особым методологическим подходом, в котором подчеркивается преимущественно дея-тельностный характер проявления экстремизма. Другими словами, борьба должна осуществляться с теми людьми, которые непосредственно совершают акты насильственного характера на основе ксенофобии, этноцентризма, религиозной нетерпимости и т. д.

внедрение в медресе и школах местных общин образовательных программ по обучению гражданским правам и обязанностям. В ходе данного обучения демонстрируется связь между мусульманскими ценностями и базовыми ценностями британского социума [7]. Также важной задачей является развитие через образовательные учреждения традиционного (неэкстремистского) понимания сущности религии. На всех уровнях образования предполагается обучение «правильному» пониманию ислама, поскольку воинствующие экстремисты часто пользуются слабыми религиозными знаниями молодежи.

Таким образом, в Европе в силу высокого уровня этноконфес-сиональной напряженности имеется богатый опыт ее снижения, предотвращения конфликтов на этнической и религиозной почве в различных сферах.

Анализ зарубежного опыта в совокупности с нашими концептуальными представлениями о социальном управленческом воздействии на этноконфессиональные отношения позволяет определить основные направления управленческого воздействия по снижению этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. Выбор широкого спектра направлений управленческого воздействия обусловливается тем, что этноконфессиональная напряженность как социокультурный феномен характеризуется различными этнокультурными, экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества. Поэтому управленческая деятельность по снижению напряженности должна проводиться системно, охватывая все сферы жизнедеятельности общества. Подобный подход, как показывает анализ, свойствен и европейским странам. Краткое описание основных направлений управленческого воздействия на состояние этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе с целью ее снижения и нормализации может быть представлено через содержательную характеристику базовых сфер управленческой практики:

а) в административно-управленческой сфере:

- совершенствование системы сбора статистических данных этноконфессиональной структуры населения Москвы, в том числе по округам и районам;

- проведение ежегодного мониторинга состояния этноконфес-сиональной напряженности в столичном мегаполисе;

- выработка государственных мер раннего предупреждения этноконфессиональных конфликтов;

- разработка действенных и своевременных мер оказания помощи жертвам этноконфессиональных конфликтов;

- недопущение возникновения в столичном мегаполисе анклавного проживания этноконфессиональных общностей;

- обеспечение условий, способствующих свободной межкультурной коммуникации, а также сохранению и развитию культур этноконфессиональных общностей, проживающих в столице и пр.;

б) в правовой сфере:

- обеспечение правовой защиты жителей столицы любой этнической и религиозной принадлежности;

- ужесточение мер наказания за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни, ведение экстремистской и националистской деятельности на основе национальных и религиозных признаков;

- выработка единого и четкого подхода к определению преступлений по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды;

- разработка системы понятий и терминов, связанных со сферой этноконфессиональных отношений, релевантных современным реалиям и пр.;

в) в социально-экономической сфере:

- устранение ярко выраженного дисбаланса в уровнях социально-экономического развития субъектов РФ;

- обеспечение равных условий и оплаты труда независимо от этноконфессиональной принадлежности;

- повышение уровня трудовой, образовательной и досуговой занятости молодежи;

- содействие в поддержании и развитии традиционной экономико-хозяйственной деятельности этноконфессиональных общностей в столице и пр.;

г) в информационной сфере:

- обеспечение жителей столицы достоверной и своевременной информацией о состоянии этноконфессиональных отношений и государственной политике в данной сфере;

- борьба с дезинформацией и распространением информации, способствующей пропаганде экстремистских взглядов, разжиганию

неприязни между представителями различных этноконфессио-нальных общностей;

- разработка и распространение идей толерантности, дружбы народов, а также идеи, что «в нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила» [1];

- распространение духовных ценностей русской культуры, лежащих в основе российского государства;

- распространение информации о культурах различных этно-конфессиональных общностей, проживающих в столичном мегаполисе и пр.;

д) в сфере образования:

- формирование этнокультурно-толерантной личности, начиная с дошкольного образования, включая все дальнейшие уровни образования;

- повышение уровня знаний о других культурах и воспитание уважения к культуре, языку и истории всех народов России;

- укрепление позиций русского языка и его развитие как языка межкультурной коммуникации;

- повышение культуры и уровня толерантности сотрудников в сфере образования, СМИ, а также других областей деятельности, связанных с работой с людьми, в рамках программ повышения квалификации и пр.;

е) в сфере миграционной политики:

- усовершенствование системы сбора информации о численности мигрантов различных категорий;

- формирование и распространение объективной информации в области миграционной обстановки в столице (численность мигрантов, уровень преступности среди мигрантов и т. п.) и миграционной политики как на региональном, так и федеральном уровнях;

- обеспечение комплексной системы адаптации и интеграции мигрантов;

- совершенствование мер, направленных на борьбу с нелегальной миграцией и пр.

Итак, выделенные направления характеризуют ключевой вектор управленческой деятельности по приведению этноконфессиональ-ной напряженности к ее оптимальному состоянию. Система предлагаемых мер основывается на управленческом опыте, реализованном в практике многих европейских стран. Этот опыт показывает,

что этноконфессиональные отношения «вылечить» одномоментным «приемом лекарства» (управленческим решением, указанием и пр.) невозможно, а этноконфессиональную напряженность как «социальную температуру», симптом, можно, пользуясь медицинской терминологией, только «сбить», временно снизить. Как показывает зарубежный опыт, следует системно, комплексно и целенаправленно формировать «здоровые» этноконфессиональные отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 г., Москва, Кремль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news. kremlin.ru/news/17118

2. Beider H., Briggs R. Promoting community cohesion and preventing violent extremism in higher and further education. - Institute of community cohesion. - URL: http://www.cohesioninstitute.org.uk/live/images/cme_ resources/public/documents/publications/promoting-community-cohesion. pdf

3. Bleich E. Hate Crime Policy in Western Europe: Responding to Racist Violence in Britain, Germany, and France. American Behavioral Scientist, October 2007. - Vol. 51, 2. - P. 149-165.

4. Kielinger V., Pater son S. Policing Hate Crime in London. American Behavioral Scientist, October 2007. - Vol. 51, 2. - P. 196-204.

5. Learning together to be safe. A toolkit to help schools contribute to the prevention of violent extremism. - UK, 2009. - URL: http://www.bis.gov. uk/assets/biscore/corporate/migratedD/publications/L/learning-together-to-be-safe-online-version

6. Prevent, Police and Schools: helping schools stay safe (guidance for police officers and police staff). - Association of chief office police officers. - URL: http://www.acpo.police.uk/documents/TAM/2013/201306-tam-prevent-police-schools.pdf

7. Preventing Violent Extremism: winning hearts and minds - London, Department for Communities and Local Government, 2007. - URL: http://tedcantle.co.uk/publications/021%20Preventing%20violent%20 extremism%20%20winning%20hearts%20and%20minds,%20.pdf

8. Teaching approaches that help to build resilience to extremism among young people. - Education Department, 2011. - Research Report DFE-RR119. -URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/182675/DFE-RR119.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.