УДК 316.4
Г. В. Маткаримова
преподаватель кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: sky_g@mail.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ
В статье рассматриваются методологические основания управленческого воздействия с целью снижения этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. Автор обосновывает необходимость принятия мер по снижению напряженности в Москве и останавливается на особенностях социального управления данным социокультурным феноменом. Дается краткая характеристика понимания специфики применения социальных технологий, направленных на нормализацию современного состояния этнокон-фессиональных отношений.
Ключевые слова: этноконфессиональная напряженность; социальное управление; управленческое воздействие; социальные технологии; нормативное состояние.
Matkarimova G. V.
Lecturer of the Sociology Department of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU
METHODOLOGICAL UNDERPINNINGS OF DECREASE OF ETHNO-CONFESSIONAL TENSION IN MOSCOW
The article describes methodological underpinnings of management influence on ethno-confessional tension in Moscow aimed at decreasing it. The author justifies necessity of taking measures designed to decline tension in Moscow and touches upon social management peculiarities of such a socio-cultural phenomenon. Furthermore, the author gives a general outline of understanding specific character of social technologies directed at making current state of ethno-confessional relationships normative.
Key words: ethno-confessional tension; social management; management influence; social technologies; normative state.
Комплекс мер, направленных на оптимизацию и нормализацию этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе, обусловливается ее современным состоянием, или, точнее, «проблемностью» этноконфессиональных отношений, степенью их отклонения от нормативного уровня (определение нормативности
в эмпирических показателях будет раскрыто позже). Другими словами, пути и способы управленческого воздействия на напряженность должны соотноситься с интенсивностью проявления напряженности в конкретном обществе.
Как показали результаты различных исследований, состояние напряженности в Москве можно охарактеризовать как преимущественно неконфликтное, стабильное с небольшой тенденцией к росту уровня напряженности, при котором в ближайшем будущем представляется маловероятным резкий рост уровня этноконфессио-нальной напряженности, ее переход в критическое, взрывоопасное состояние. Причем, происходящие конфликты имеют тотечный, локальный характер, преимущественно в местах компактного проживания / пребывания представителей тех или иных этносов и конфессий. Тем не менее нынешнее состояние напряженности в столице не соответствует нормативному, вследствие чего существуют определенные социальные последствия напряженности, которые могут представлять угрозу стабильности мультикультурного социума столичного мегаполиса. Все вышесказанное во многом обусловливает необходимость управленческого воздействия на этноконфессиональную напряженность с целью ее снижения и обеспечения мирного сосуществования различных этносов.
Анализ особенностей социального управления предполагает понимание сущности и содержания управленческого воздействия на этноконфессиональную напряженность, поскольку объектом управления является социокультурный феномен. Социальное управление можно определить как основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект с тем, чтобы обеспечить его целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели путем целенаправленного влияния на условия жизни, ценностные ориентации, поведение людей [3]. Таким образом, общими характеристиками социального управления является наличие социального объекта (социальные группы, общности и т. д.) и целенаправленного воздействия на него. Причем данное воздействие производится не собственно на объект управления, а скорее косвенно, на условия его функционирования. Подобный подход характерен и для управленческой деятельности по снижению этноконфессиональной напряженности, поскольку напряженность является объективно существующим феноменом, непосредственное управление которым
представляется невозможным. По этой причине даже само понятие «управление» можно рассматривать как условное, не вполне приемлемое и более точным понятием является «управленческое воздействие» на напряженность.
Следует обратить внимание на то, что сущностное определение социального управления характеризует его как упорядочение противоречивых взаимодействий между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации; стабилизацию социальных отношений, приведение их в некую норму [2]. Под нормой понимается оптимальное и обоснованное социальной практикой состояние системы социальных отношений, при котором социальная система сохраняет свои специфические качества, функции и возможности для развития и совершенствования.
Ключевой особенностью социального управления является то, что управленческое воздействие производится на условия, обстоятельства и факторы, в рамках которых развивается объект управления. Также важной особенностью социального управления выступает наличие достоверного, объективного знания об объекте воздействия, что опять же связано со спецификой социального объекта, которая заключается в невероятной сложности социокультурных явлений и процессов, их изменчивости под влиянием огромного числа факторов.
С точки зрения содержания, социальное управление включает анализ, прогнозирование, планирование, принятие решений, организацию исполнения управленческих решений и контроль. В соответствии с социологическими задачами и возможностями, управленческая деятельность по отношению к этноконфессиональной напряженности заключается прежде всего в оценке и прогнозировании последствий развития напряженности, что, в свою очередь, на основе соотнесения нормативного и прогнозного состояния напряженности, позволяет определить цель управленческого воздействия и разработать рекомендации субъектам управления, а также провести контроль эффективности принятых управленческих решений посредством социологического мониторинга.
Объектом управленческого воздействия на этноконфессио-нальную напряженность являются условия, обстоятельства, в рамках которых функционируют и развиваются этноконфессио-нальные отношения, а также факторы их обусловливающие. Субъектами управленческого воздействия выступают государственные
учреждения (федеральный, региональный и муниципальный уровни), образовательные учреждения, общественные организации, СМИ, воздействующие на этноконфессиональные отношения.
Социальные технологии являются также важным элементом реализации социальной управленческой деятельности. Социальные технологии управленческого воздействия на этноконфессиональную напряженность можно определить как комплекс «алгоритмизированных» мер, направленных на доведение напряженности до нормативного уровня. Основным средством управленческого воздействия здесь является объективная информация о социокультурных различиях этноконфессиональных общностей, состоянии этнокон-фессиональной напряженности. И, наконец, можно отметить, необходимость системного подхода в управленческом воздействии на напряженности для эффективного достижения цели управления.
Таким образом, авторский подход к воздействию на этноконфес-сиональную напряженность с целью ее приведения к оптимальному уровню раскрывается в ряде принципов.
• Принцип косвенного воздействия на этноконфессиональную напряженность, согласно которому комплекс мер по снижению уровня напряженности направлен не на саму напряженность как объективно существующее явление, а на условия, обстоятельства и факторы, которые обусловливают этноконфессиональные отношения.
• Принцип нормативности обеспечивает понимание управленческого воздействия на этноконфессиональную напряженность как деятельность, направленную на приведение напряженности к определенному нормативному, оптимальному уровню, посредством ее снижения / повышения.
• Принцип учета социокультурных особенностей ориентирует на анализ специфики этнокультурных общностей и проявлений напряженности в современном столичном мегаполисе при реализации управленческой деятельности.
• Принцип технологичности предполагает применение комплекса технологизированных в своем воздействии мер. Другими словами, данный принцип указывает на использование социальных технологий при снижении этноконфессиональной напряженности.
• Принцип комплексности, согласно которому действия, принимаемые в рамках управленческого воздействия на напряженность, должны носить взаимозависимый и взаимообусловленный характер.
• Принцип системности обеспечивает понимание управленческой деятельности как системы взаимосвязанных последовательных мер, воздействующих на основные факторы и условия функционирования этноконфессиональных отношений.
• Принцип гуманности означает при реализации управленческого воздействия по снижению этноконфессиональной напряженности отказ от мер, дискриминирующих и ущемляющих права тех или иных этноконфессиональных общностей.
• Принцип учета сложившихся традиционных отношений ориентирует на сохранение традиционного образа жизни, пространственной локализации этноконфессиональных общностей, которые традиционно проживают в столичном мегаполисе.
• Принцип обратной связи предполагает контроль над эффективностью принятых управленческих решений по снижению этно-конфессиональной напряженности в столице посредством проведения социологического мониторинга, фиксирующего как текущий уровень напряженности, так и общественную оценку принятых управленческих мер.
Итак, в соответствии с представленным подходом под управленческим воздействием на этноконфессиональную напряженность будем понимать деятельность по реализации комплекса социальных технологий, направленных на приведение современного состояния этноконфессиональных отношений к оптимальному, нормативному состоянию.
Данный комплекс технологий предполагает разработку способов и путей управленческой деятельности с целью снижения напряженности. Общей же целью управленческого воздействия является достижение и поддержание мирного сосуществования представителей различных этноконфессиональных общностей в столичном мегаполисе посредством снижения этноконфессиональной напряженности или ее нормализации.
Важным аспектом для понимания процесса управления напряженностью является определение нормальности состояния этно-конфессиональных отношений, так как норматив является неким количественным или качественным ориентиром оптимального состояния, к которому необходимо привести состояние того или иного социального объекта [2]. Согласно авторскому подходу, нормативное (или оптимальное) состояние этноконфессиональных отношений
характеризуется минимальной напряженностью, при которой функциональность напряженности превосходит ее дисфункциональность. Согласно разработанной автором шкале этноконфессиональной напряженности, минимальная напряженность выражается через низкий и очень низкий уровни напряженности (или в целом низкий уровень).
Таким образом, при оптимально-минимальном уровне напряженности жителями столицы осознается наличие этнокультурных различий, а также понимание необходимости и важности мирного существования представителей различных этноконфессиональных общностей для эффективного развития столичного социума. На данном уровне слабо выраженная напряженность остается прежде всего на ментальном уровне. Другими словами, люди испытывают слабо выраженную неприязнь к представителям определенных этноконфессиональных общностей и осознают, что в подобном мультикультурном обществе существует конкуренция в экономической, образовательной и других сферах между представителями различных этносов и конфессий. Однако в таком обществе отсутствует выраженная дискриминация по национальному и / или религиозному признакам, социокультурная дистанция минимальна, люди готовы принять представителей других этноконфессиональных общностей в качестве членов семьи, друзей, коллег. Также при данном уровне напряженности не происходит этнизации социальных конфликтов, происходящих в обществе. Вместе с тем, оптимальный уровень напряженности предполагает наличие единичных проявлений напряженности в словесной форме, на бытовом уровне, без перехода в непосредственные деструктивные действия (столкновения, погромы, митинги и т. п.). Причем, религиозная почва подобных столкновений слабо выражена, поэтому они преимущественно связаны с этническими несоответствиями.
Это, в соответствии с нашими представлениями о нормативности, существенно отличает реальное состояние от нормативного, оптимального. И поэтому в результате управленческого воздействия на этноконфессиональную напряженность ее уровень должен снизиться: со среднего и низкого до низкого и очень низкого уровней (схема 1). Причем такой уровень напряженности необходимо достичь среди большинства жителей столицы (порядка 80 %), тогда как небольшой процент населения с высоким и очень высоким уровнями напряженности, естественно, в мегаполисе останется.
Схема 1
Соотношения реального и оптимального (нормативного) уровней этноконфессиональной напряженности в современном столичном мегаполисе
В силу всего вышесказанного, цель реализации комплекса мер по снижению напряженности не состоит в ликвидации или «предотвращении» напряженности либо в приведении состояния напряженности к некоему идеальному состоянию, при котором совершенно не будет конфликтов, неприязни, а в приведении ее к конкретному уровню, при котором состояние этноконфессиональных отношений будет неконфликтным, спокойным, с минимальной вероятностью ее перерастания в ближайшем будущем в открытые столкновения. Это связано с тем, что этноконфессиональная напряженность носит имманентный фоновый характер. Напряженность является всеобъемлющей характеристикой этноконфессиональных отношений, феноменом, сопутствующим любому мультикультурному социуму. Следовательно, невозможно полностью снять напряженность из-за неустранимости этнокультурных несоответствий. Это особенно актуально для столичного мегаполиса, спецификой которого является то, что Москва растет преимущественно за счет приезжих, что приводит к непрерывной интеграции новых людей в принимающее общество.
Также важным элементом управленческого воздействия на напряженность является разработка и реализация социальных технологий. Социальные технологии воплощают в себе теоретическое осмысление той или иной проблемы, требующей решения, и ее анализ через призму результатов эмпирического исследования, а также внедрение теоретических выводов на практическом уровне. Другими словами, они представляют собой «механизм перевода дескриптивных положений социальной науки в их прескриптивное состояние» [1, с. 5]. Основываясь на сущностной характеристике социальных технологий, можно их определить как совокупность взаимосвязанных и скоординированных процедур и операций, осуществляющих воздействие на управляемый объект с целью преобразования его состояния до необходимого, должного, в соответствии с задачами управления. Существует целый ряд научных подходов к пониманию социальных технологий, но мы в данной работе не будем подробно останавливаться на них1.
Основные этапы разработки и внедрения социальных технологий представлены на схемы 2.
Схема 2
Разработка и внедрение социальной технологии
Разработка и внедрение Социальной Технологии
Д«(1Гн(Ч1Ци.1(.(Н.ТиН«»Ни Цин,|МИиИ управляемого сбъчцтл
0ПГИ*Д1'Л£Н не цЦЛЙИ 14 ^зд*^
уЛрадлинчмкиЮ МЗдейсТаин
ЦыбйЦ МЕТОДОЙ И [и..ЧЬ1йиП|ч ( ИИ'.чпЫ П|М)цл-ДП) И ОЛИ'ОЛЦИЙ УП|Ы »Л<-'нч« кигойч >Щ-!1С ТМИ"
эффмтюноаи тешдончесирго [Ю-ШГНСТвИМ
9 н^дрен-ле ^оцналцной те*и сглдгн к
Контроль И |1(?.-улцта1амн ре&ЯнЦцт И^нолсгимкисЦр БОШЕЙЯНШ
1 См.: [1, с. 4-30].
Поскольку социальные технологии одновременно являются некой программой технологизации социальной жизни, а также непосредственно деятельностью в соответствии с этой программой, можно разделить данные этапы условно на две группы: проективные и практические (прикладные). При разработке социальных технологий по снижению этноконфессиональной напряженности необходимо учесть тот факт, что в силу некритичного или взрывоопасного состояния напряженности в современном столичном мегаполисе, технологизация этноконфессиональной напряженности не должна идти по пути «жесткого» управления и социальные технологии не должны быть направленны на кардинальное изменение, «ломку» сложившейся системы этноконфессиональных отношений. Речь скорее идет о некоторой корректировке с целью приведения напряженности до оптимального уровня.
Таким образом, снижение этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе предполагает объективную оценку социальных угроз современного состояния напряженности, учет специфики социального управления и разработку соответствующих социальных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Скок А. С. Социальные технологии: традиции и инновации // Социальные технологии в системах управления: сб. науч. докл. / под ред. А. С. Скока. - М. : ВУ, 1997. - С. 4-30.
2. Социальное управление: Словарь / под. ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1994. - 208 с.
3. Социология: Энциклопедический словарь / предисл. Г. В. Осипов. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 480 с.