Научная статья на тему 'Динамика развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе'

Динамика развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этноконфессиональная напряженность / динамика / ретроспективная динамика / прогноз / тенденция / факторный фон. / ethno-confessional tension / dynamics / retrospective dynamics / prognosis / tendency / factors.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Г В. Маткаримова

В статье в ретроспективе и проспекции описывается динамика развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. Опираясь на различные исследования, в том числе авторский социологический мониторинг, выделяются основные тенденции развития напряженности: рост, углубление как субъективное ощущение, так и повышение напряженности в поведении и др. Согласно проведенному автором поисковому прогнозу, раскрываются наиболее значимые прогнозные тенденции развития напряженности в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF ETHNO-CONFESSIONAL TENSION IN MOSCOW METROPOLITAN AREA

This article describes retrospective and prognostic dynamics of ethnoconfessional tension in Moscow. On the basis of various surveys including the author’s research the main tendencies of tension in Moscow are studied: gradual growth of tension, intensification of tension in appraisals and actions of people etc. Furthermore, according to the author’s prognosis, the key prognostic trends of ethno-confessional tension in Moscow are portrayed.

Текст научной работы на тему «Динамика развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе»

УДК 316.4

Г. В. Маткаримова

ст. преподаватель кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: sky_g@mail.ru

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ

В статье в ретроспективе и проспекции описывается динамика развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. Опираясь на различные исследования, в том числе авторский социологический мониторинг, выделяются основные тенденции развития напряженности: рост, углубление как субъективное ощущение, так и повышение напряженности в поведении и др. Согласно проведенному автором поисковому прогнозу, раскрываются наиболее значимые прогнозные тенденции развития напряженности в Москве.

Ключевые слова: этноконфессиональная напряженность; динамика; ретроспективная динамика; прогноз; тенденция, факторный фон.

Matkarimova G. V.

Senior Lecturer of the Department of Sociology of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: sky_g@mail.ru

DYNAMICS OF ETHNO-CONFESSIONAL TENSION IN MOSCOW METROPOLITAN AREA

This article describes retrospective and prognostic dynamics of ethno-confessional tension in Moscow. On the basis of various surveys including the author's research the main tendencies of tension in Moscow are studied: gradual growth of tension, intensification of tension in appraisals and actions of people etc. Furthermore, according to the author's prognosis, the key prognostic trends of ethno-confessional tension in Moscow are portrayed.

Key words: ethno-confessional tension; dynamics; retrospective dynamics; prognosis; tendency; factors.

Целостная характеристика этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе предполагает оценку не только ее состояния, но и ее развития в ретроспективной и прогнозной динамике. Прогноз позволяет определить цель управленческого воздействия и наиболее эффективные и целесообразные пути и способы управленческого воздействия на напряженность. Важность прогнозного анализа констатируется и в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», где подчеркивается значение «прогнозирования, предупреждения

и урегулирование межнациональных конфликтов и предконфликт-ных ситуаций... включения результатов мониторинга и индикаторов состояния межнациональных отношений, в том числе индикаторов по результатам социологических и этнологических исследований, в материалы, направляемые органами исполнительной власти.» [5].

Характеристику ретроспективной динамики развития этнокон-фессиональной напряженности, как нам представляется, необходимо начать с анализа напряженности начала 1990-х гг. Поскольку, с одной стороны, именно в данный период времени начались активные разработки в области изучения социальной напряженности, с другой - в это же время произошли значительные изменения в жизни общества, в том числе в сфере этноконфессиональных отношений. Обе эти причины, видимо, взаимосвязаны.

Усиление этноконфессиональной и социальной напряженности в целом явилось следствием объективных перемен политического, экономического и социального характера. Распад Советского Союза знаменовался разрушением ценностей и норм многих поколений людей, изменением их самоидентичности и отношения к друг другу в условиях новых реалий. Изменения в этноконфессиональной структуре населения Москвы, большой поток мигрантов, недавно ставших инонациональными, существенным образом повлияли на состояние этноконфессиональной напряженности. Во-первых, возникла неопределенность в самоидентификации, вызвавшая трудности в определении «себя», «своих» и «чужих» (дихотомия «мы -они»). Показательно, что в начале 1992 г. только 24 % москвичей на вопрос «О каких из перечисленных групп Вы можете сказать "Это -мы"?», выбрали ответ «Мы - граждане России» [1, с. 74]. По мнению Л. М. Дробижевой, после двух десятилетий в стране сформировалась российская идентичность с ощущением у людей сильной связи с ней, но которая хранит в себе болезненный опыт перемен и негативизм фобий и переживаний [1]. Во-вторых, возникла конкуренция между коренными жителями и приезжими, особенно в условиях резкого снижения уровня жизни населения страны. Все это способствовало актуализации напряженности в столице.

Социологические исследования в начале 1990-х гг. уже фиксировали в общественном мнении достаточно высокий уровень напряженности в Москве. В 1992 г. около половины москвичей признались, что в столице имеется определенная межнациональная напряженность и даже возможны межнациональные конфликты

[2]. Причем, уже в 1993 г. число пессимистично настроенных жителей мегаполиса резко увеличилось, составив около 70 % населения столицы. Вероятно, такая напряженность была связана с общим состоянием социальной напряженности на фоне неопределенности судьбы страны и разворачивающихся межнациональных конфликтов на территории постсоветских республик (см. рис. 1).

1Я1 I*» !М 1№] 1»? ТОМ ПОЙ К» »11

И —* 1ИР- чЧ11|Ч К-чН 1.|||1№ч Н-" * Ж "^Р***^ I—НМ1И-Ч

г— Ч

- - | г^п К 1'Чт—г* I—■ ■ В-1

Рис. 1. Ретроспективная динамика уровня межнациональной напряженности в мегаполисе за 17 лет (1992-2012) (% от числа опрошенных)1

В целом, следует констатировать наличие тревожного общего тренда повышения этноконфессиональной напряженности. С начала рассматриваемого периода ретроспективы (1992) уровень напряженности значительно увеличился и составил порядка 80 %% в 2013 г. по сравнению с 1992 г. (51 %о). Причем, крайняя степень напряженности («налицо сильная напряженность, возможны межнациональные конфликты») в оценках москвичей за последние десятилетия также значительно увеличилась (17 0% в 1992 г. против 28 0% в 2010 г.).

До 2001 г. уровень напряженности оставался относительно стабильным с небольшой тенденцией к росту. Однако в последующие

1 Зд. и далее источники: Сектор социальных индикаторов и показателей федеративных и национальных отношений ИСПИ РАН, Московский Институт социально-культурных программ. Данные за 2012-2013 гг. представляют процент москвичей, ответивших положительно на вопрос, что в Москве наблюдается этноконфессиональная напряженность (авторское исследование).

годы фиксировались колебания напряженности в общественном мнении. Наибольший всплеск напряженности наблюдался в 2003 г. (около 90 %), однако вплоть до 2007 г. степень напряженности в оценках москвичей начала снижаться. Мониторинг последних лет позволяет говорить о наличие тренда незначительного роста напряженности. В 2013 г. напряженность в этноконфессиональных отношениях в Москве признали около 80 %, по сравнению с 2008 г. - 75 %.

Непосредственный анализ динамики в ретроспективе развития этноконфессиональной напряженности позволяет констатировать тренд постепенного роста напряженности в столичном мегаполисе. Во-первых, наблюдается уменьшение доли москвичей с низким уровнем напряженности с 2011 г. по 2013 г. (см. рис. 2). Интересно отметить, что в 2013 г. небольшая доля жителей столицы с нулевым уровнем напряженности исчезла.

ЧУг>№4 .11114.и ГЦЧЛИИИ ИЫГ№|>4 РЧН»К

Рис. 2. Ретроспективная динамика развития этноконфессиональной напряженности

(2011-2013 гг.), в %

Во-вторых, процент респондентов со средним уровнем напряженности остается стабильным и колеблется около 40 %. В-третьих, очевидным является увеличение высокого уровня напряженности среди москвичей (высокий - с 14,4 до 18,9 %, очень высокий с 2,8до 6,2 %), несмотря на некоторое снижение в 2012 г. Анализ ретроспективной динамики показал, что в столичном мегаполисе существует тренд незначительного, но относительно постоянного роста этно-конфессиональной напряженности.

Нами разработана программа прогнозного исследования развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе,

в рамках которой представлены исходная, факторная и прогнозная модели напряженности. Ретроспективный анализ факторного фона позволил выявить характер влияния ключевых факторов на этно-конфессиональную напряженность.

Во-первых, следует представить содержания ретроспективного влияния демографических факторов, поскольку за последние десятилетия произошли значительные изменения этноконфессиональной структуры населения столицы, а именно, в силу интенсивной миграции увеличилось количество представителей тех этноконфессио-нальных общностей, которые не имеют опыта совместного проживания в Москве (народы Кавказа, Средней Азии), также возросла доля славянского населения, что привело к увеличению социокультурной дистанции между представителями различных этноконфессиональ-ных общностей и способствовало повышению уровня напряженности в столице. Причем, особую роль в нарастании напряженности играет неконтролируемая иммиграция. В целом рост численности населения Москвы и ее этнокультурного многообразия ведет к повышению количества и интенсивности контактов (желательных или нежелательных) между представителями разных этнических групп и конфессий.

Во-вторых, к ключевым факторам напряженности необходимо отнести социально-политические факторы. Состояние этнокон-фессиональной напряженности в Москве во многом детерминируется характером национальной политики российского государства и местных властей. Изучение ретроспективы политики в области этноконфессиональных отношений показало, что доминантой национальной политики была и остается культурная интеграция народов, проживающих на территории Российского государства, на основе русской культуры, что, в свою очередь, способствует мирному сосуществованию различных этносов в столице. С подобной позицией властей также связана и градостроительная политика администрации Москвы, направленная на недопущение формирования этнических анклавов на территории города.

В-третьих, особое значение в ретроспективе имели социально-экономические факторы, характеризующие благосостояние людей, которое имеет весомое значение в условиях мультикультурного общества, где социальное недовольство социально-экономическими условиями нередко приводит к поиску «виноватых» в сложившихся

условиях. В ситуации поликонфессионального и полинационального социума имеется тенденция нахождения виноватых, которыми и становятся представители других этнических и конфессиональных групп. Причем, чаще подобными «виновниками» становятся культурно отличные группы населения, которые, как правило, представляют этническое меньшинство, мигранты. К тому же, большое количество мигрантов способствует росту конкуренции за те или иные ресурсы (экономические, образовательные и т. д.). Таким образом, опосредованным образом экономические факторы играют значимую роль в развитии этноконфессиональной напряженности.

В-четвертых, значимое ретроспективное влияние на напряженность имели социокультурные факторы, к которым относятся повышение уровня этнокультурных отличий и различия ценностно-нормативных систем жителей столицы. В условиях повышенной «мультикультурности» дихотомия «мы» и «не мы» принимает более «рельефные» формы и возникает проективная депривация коренного населения по отношению к мигрантам. Причем, чем более глубокие этноконфессиональные несоответствия в обществе, тем выше уровень напряженности. Другими словами, чем ярче выражена «инако-вость», тем выше напряженность. К примеру, при видимой этнично-сти (кавказцы, азиаты), отличных культурных традициях (ношение платка, принесение в жертву баранов на улице, совершение молитвы в публичных местах и др.) уровень напряженности выше. Тогда как в последнее время наблюдается увеличение доли тех народов, которые не имеют многопоколенческого опыта проживания в московском социуме (кавказские и азиатские национальности).

Особую роль в ретроспективном влиянии на напряженность также сыграли социально-психологические факторы. В столице наблюдается непонимание (и часто неуважение) особенностей других культур, представленных в городе, что влечет углубление этнокультурных несоответствий между представителями различных этнокон-фессиональных общностей. В Москве можно констатировать достаточно частое общение между этноконфессиональными общностями. Однако данный фактор в условиях столичного мегаполиса носит скорее негативный характер, поскольку социальные взаимодействия основываются на стереотипном восприятии друг друга и подобное общение имеет скорее отрицательный характер.

И, наконец, не менее важными факторами явились информационные факторы - СМИ и Интернет - особенно в таких крупных

городах, как Москва, где используются самые передовые в стране информационные технологии. Всё это способствует распространению информации, в том числе эмоционально окрашенной, направленной на разжигание межэтнической и межконфессиональной розни. Часто современные СМИ преподносят информацию жителям столицы, не отвечающую объективной реальности (к примеру, завышают число прибывающих мигрантов, уровень рождаемости среди неславянского населения, занижают долю русского населения и т. д.). Однако следует отметить, что перечисленные причины не исчерпывают весь факторный фон этноконфессиональной напряженности, поскольку подобная задача представляется не осуществимой, в силу сложности объекта исследования.

Таким образом, анализ влияния факторного фона в ретроспективе и результатов поискового прогноза позволяет выделить наиболее общие и ключевые современные тенденции развития этноконфес-сиональной напряженности. Прежде всего при условии неизменности существующих условий необходимо отметить основной вектор развития напряженности в краткосрочной перспективе, констатирующий постепенный рост напряженности в Москве (см. рис. 3).

Рис. 3. Прогноз динамики развития этноконфессиональной напряженности в краткосрочной перспективе («высокий» и «очень высокий» уровни), в %

Следует отметить, что прогнозируется постепенный рост очень высокой напряженности в столичном мегаполисе.

К важной тенденции, раскрывающей содержание основного вектора развития напряженности, следует отнести развитие напряженности как в оценках, так и поведении москвичей. Так,

в соответствии с авторским прогнозом, будет наблюдаться рост и углубление напряженности на субъективно-оценочном уровне (осознание наличия напряженности в столице, неприязнь по отношению к представителям тех или иных этноконфессиональных общностей и др.), а также постепенное повышение напряженности в поведении москвичей. Анализ индекса этноконфессиональной напряженности в оценках в краткосрочной перспективе позволяет констатировать рост доли людей с высоким и очень высоким уровнями напряженности, около 46 % (см. рис. 4).

Высокийиочень ■нШКИп ЩСШ'Н

НАПрРМ<?НМОСТИ в

оценка*

Высоким и очень

ВЫСОКИЙ уровни

напряженности« ПоИАг+иШ

логарифмическая Модель

Полинвдннальнаи модель

Рис.4. Прогноз динамики развития этноконфессиональной напряженности в оценках и поведении в краткосрочной перспективе («высокий» и «очень высокий» уровни), в %

И, наконец, серьезное негативное содержание в прогнозной перспективе несет усложнение миграционной обстановки в столичном мегаполисе. С одной стороны, это обусловливается объективно высокими показателями миграции в Москве. Поскольку около половины (44%) тех, кто приезжает в Центральный регион, приезжает в Москву и Московскую область, в соответствие с общим трендом нарастания внутрироссийской миграции в ЦФО, можно с уверенностью констатировать рост приезжих в столице в ближайшем будущем [6] (см. рис. 5). И с другой стороны, тенденция обострения миграционной проблематики связана с негативным восприятием жителями столицы данного феномена, точнее нелегальной, неконтролируемой массовой. Большую роль здесь играет и этноконфессиональная

составляющая миграции, поскольку часто наибольшие антииммигрантские настроения москвичей вызывают мигранты, принадлежащие определенным этноконфессиональным общностям. Одним из основных «объектов» напряженности в столице являются приезжие и преимущественно мигранты, представляющие народы Кавказа. Поэтому рост неприязни к приезжим может говорить о повышении уровня этноконфессиональной напряженности в целом.

Рис. 5. Прогноз динамики внутрироссийской миграции в ЦФО в среднесрочной перспективе

Мониторинг последних лет фиксирует динамику практически постоянного роста негативного отношения к мигрантам. По данным Левада-Центра, число граждан, назвавших проблему «много мигрантов из бывших южных республик СССР / с Северного Кавказа» значительно увеличилось за 6 лет [4]. Так, согласно авторскому прогнозу, доля москвичей, обеспокоенных большим количеством мигрантов из бывших южных республик СССР / с Северного Кавказа, будет расти и в среднесрочной перспективе подобные настроения будут характерны для более половины всех жителей мегаполиса (см. рис. 6).

Можно констатировать, что подобная обеспокоенность жителей столицы ростом числа мигрантов, принадлежащих к определенным этноконфессиональным общностям, связаны с различными фобиями (исламофобия, мигрантофобия, кавказофобия и др.), которые формируют неприязнь и недоброжелательное отношение к людям другой национальности и религии, что имеет слабую тенденцию к повышению в целом и по стране. Основные тенденции развития

этноконфессиональных отношений в России содержательно описаны в статье В. Л. Примакова [3].

Рис. 6. Прогноз динамики обеспокоенности москвичей проблемой «много мигрантов из бывших южных республик СССР/с Северного Кавказа», в краткосрочной перспективе, в %

Итак, разработанная нами прогнозная модель позволяет целостно охарактеризовать развитие этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе в кратко- и среднесрочной перспективе. Данная модель валидна по отношению к целям и задачам прогнозного исследования. Описанные тенденции связаны с постепенным нарастанием уровня напряженности, как в оценках, так и поведении москвичей. Причем, эти тенденции носят «умеренный», стабильный характер, без каких-либо скачков. Что позволяет сделать вывод о своевременности (но не срочности) принятия управленческих решений с целью недопущения дальнейшего роста напряженности и ее перехода в конфликтную стадию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дробижева Л. М. Российская идентичность и тенденции в межэтнических установках за 20 лет реформ // Россия реформирующаяся: Еже-годник-2011 / отв. ред. М. К. Горшков. - Вып. 10. - М.-СПб. : Институт социологии РАН ; Нестор-История, 2011. - С. 72-85.

2. Кублицкая Е. А. Проблема толерантности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях (опыт социологических исследований в столичном мегаполисе) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 97-104.

3. Примаков В. Л. Основные тенденции развития этноконфессиональных отношений в России // Геополитика. Глобализация. Международные отношения. - М. : МГЛУ, 2011. - С. 158-179. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (631). Сер. Политические науки).

4. Социальные проблемы и гражданское участие москвичей (Левада-Центр). 11.07.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.levada.ru/11-07-2013/sotsialnye-problemy-i-grazhdanskoe-uchastie-moskvichei

5. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d4346a9150dd12eda4.pdf

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW. exe/Stg/d01/dem4.htm;http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.