УДК 316.4
Г. В. Маткаримова
ст. преподаватель кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: sky_g@mail.ru
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ
В статье в ретроспективе и проспекции описывается динамика развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе. Опираясь на различные исследования, в том числе авторский социологический мониторинг, выделяются основные тенденции развития напряженности: рост, углубление как субъективное ощущение, так и повышение напряженности в поведении и др. Согласно проведенному автором поисковому прогнозу, раскрываются наиболее значимые прогнозные тенденции развития напряженности в Москве.
Ключевые слова: этноконфессиональная напряженность; динамика; ретроспективная динамика; прогноз; тенденция, факторный фон.
Matkarimova G. V.
Senior Lecturer of the Department of Sociology of Institute for Foreign Relations and Social and Political Studies, MSLU; e-mail: sky_g@mail.ru
DYNAMICS OF ETHNO-CONFESSIONAL TENSION IN MOSCOW METROPOLITAN AREA
This article describes retrospective and prognostic dynamics of ethno-confessional tension in Moscow. On the basis of various surveys including the author's research the main tendencies of tension in Moscow are studied: gradual growth of tension, intensification of tension in appraisals and actions of people etc. Furthermore, according to the author's prognosis, the key prognostic trends of ethno-confessional tension in Moscow are portrayed.
Key words: ethno-confessional tension; dynamics; retrospective dynamics; prognosis; tendency; factors.
Целостная характеристика этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе предполагает оценку не только ее состояния, но и ее развития в ретроспективной и прогнозной динамике. Прогноз позволяет определить цель управленческого воздействия и наиболее эффективные и целесообразные пути и способы управленческого воздействия на напряженность. Важность прогнозного анализа констатируется и в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», где подчеркивается значение «прогнозирования, предупреждения
и урегулирование межнациональных конфликтов и предконфликт-ных ситуаций... включения результатов мониторинга и индикаторов состояния межнациональных отношений, в том числе индикаторов по результатам социологических и этнологических исследований, в материалы, направляемые органами исполнительной власти.» [5].
Характеристику ретроспективной динамики развития этнокон-фессиональной напряженности, как нам представляется, необходимо начать с анализа напряженности начала 1990-х гг. Поскольку, с одной стороны, именно в данный период времени начались активные разработки в области изучения социальной напряженности, с другой - в это же время произошли значительные изменения в жизни общества, в том числе в сфере этноконфессиональных отношений. Обе эти причины, видимо, взаимосвязаны.
Усиление этноконфессиональной и социальной напряженности в целом явилось следствием объективных перемен политического, экономического и социального характера. Распад Советского Союза знаменовался разрушением ценностей и норм многих поколений людей, изменением их самоидентичности и отношения к друг другу в условиях новых реалий. Изменения в этноконфессиональной структуре населения Москвы, большой поток мигрантов, недавно ставших инонациональными, существенным образом повлияли на состояние этноконфессиональной напряженности. Во-первых, возникла неопределенность в самоидентификации, вызвавшая трудности в определении «себя», «своих» и «чужих» (дихотомия «мы -они»). Показательно, что в начале 1992 г. только 24 % москвичей на вопрос «О каких из перечисленных групп Вы можете сказать "Это -мы"?», выбрали ответ «Мы - граждане России» [1, с. 74]. По мнению Л. М. Дробижевой, после двух десятилетий в стране сформировалась российская идентичность с ощущением у людей сильной связи с ней, но которая хранит в себе болезненный опыт перемен и негативизм фобий и переживаний [1]. Во-вторых, возникла конкуренция между коренными жителями и приезжими, особенно в условиях резкого снижения уровня жизни населения страны. Все это способствовало актуализации напряженности в столице.
Социологические исследования в начале 1990-х гг. уже фиксировали в общественном мнении достаточно высокий уровень напряженности в Москве. В 1992 г. около половины москвичей признались, что в столице имеется определенная межнациональная напряженность и даже возможны межнациональные конфликты
[2]. Причем, уже в 1993 г. число пессимистично настроенных жителей мегаполиса резко увеличилось, составив около 70 % населения столицы. Вероятно, такая напряженность была связана с общим состоянием социальной напряженности на фоне неопределенности судьбы страны и разворачивающихся межнациональных конфликтов на территории постсоветских республик (см. рис. 1).
1Я1 I*» !М 1№] 1»? ТОМ ПОЙ К» »11
И —* 1ИР- чЧ11|Ч К-чН 1.|||1№ч Н-" * Ж "^Р***^ I—НМ1И-Ч
г— Ч
- - | г^п К 1'Чт—г* I—■ ■ В-1
Рис. 1. Ретроспективная динамика уровня межнациональной напряженности в мегаполисе за 17 лет (1992-2012) (% от числа опрошенных)1
В целом, следует констатировать наличие тревожного общего тренда повышения этноконфессиональной напряженности. С начала рассматриваемого периода ретроспективы (1992) уровень напряженности значительно увеличился и составил порядка 80 %% в 2013 г. по сравнению с 1992 г. (51 %о). Причем, крайняя степень напряженности («налицо сильная напряженность, возможны межнациональные конфликты») в оценках москвичей за последние десятилетия также значительно увеличилась (17 0% в 1992 г. против 28 0% в 2010 г.).
До 2001 г. уровень напряженности оставался относительно стабильным с небольшой тенденцией к росту. Однако в последующие
1 Зд. и далее источники: Сектор социальных индикаторов и показателей федеративных и национальных отношений ИСПИ РАН, Московский Институт социально-культурных программ. Данные за 2012-2013 гг. представляют процент москвичей, ответивших положительно на вопрос, что в Москве наблюдается этноконфессиональная напряженность (авторское исследование).
годы фиксировались колебания напряженности в общественном мнении. Наибольший всплеск напряженности наблюдался в 2003 г. (около 90 %), однако вплоть до 2007 г. степень напряженности в оценках москвичей начала снижаться. Мониторинг последних лет позволяет говорить о наличие тренда незначительного роста напряженности. В 2013 г. напряженность в этноконфессиональных отношениях в Москве признали около 80 %, по сравнению с 2008 г. - 75 %.
Непосредственный анализ динамики в ретроспективе развития этноконфессиональной напряженности позволяет констатировать тренд постепенного роста напряженности в столичном мегаполисе. Во-первых, наблюдается уменьшение доли москвичей с низким уровнем напряженности с 2011 г. по 2013 г. (см. рис. 2). Интересно отметить, что в 2013 г. небольшая доля жителей столицы с нулевым уровнем напряженности исчезла.
ЧУг>№4 .11114.и ГЦЧЛИИИ ИЫГ№|>4 РЧН»К
Рис. 2. Ретроспективная динамика развития этноконфессиональной напряженности
(2011-2013 гг.), в %
Во-вторых, процент респондентов со средним уровнем напряженности остается стабильным и колеблется около 40 %. В-третьих, очевидным является увеличение высокого уровня напряженности среди москвичей (высокий - с 14,4 до 18,9 %, очень высокий с 2,8до 6,2 %), несмотря на некоторое снижение в 2012 г. Анализ ретроспективной динамики показал, что в столичном мегаполисе существует тренд незначительного, но относительно постоянного роста этно-конфессиональной напряженности.
Нами разработана программа прогнозного исследования развития этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе,
в рамках которой представлены исходная, факторная и прогнозная модели напряженности. Ретроспективный анализ факторного фона позволил выявить характер влияния ключевых факторов на этно-конфессиональную напряженность.
Во-первых, следует представить содержания ретроспективного влияния демографических факторов, поскольку за последние десятилетия произошли значительные изменения этноконфессиональной структуры населения столицы, а именно, в силу интенсивной миграции увеличилось количество представителей тех этноконфессио-нальных общностей, которые не имеют опыта совместного проживания в Москве (народы Кавказа, Средней Азии), также возросла доля славянского населения, что привело к увеличению социокультурной дистанции между представителями различных этноконфессиональ-ных общностей и способствовало повышению уровня напряженности в столице. Причем, особую роль в нарастании напряженности играет неконтролируемая иммиграция. В целом рост численности населения Москвы и ее этнокультурного многообразия ведет к повышению количества и интенсивности контактов (желательных или нежелательных) между представителями разных этнических групп и конфессий.
Во-вторых, к ключевым факторам напряженности необходимо отнести социально-политические факторы. Состояние этнокон-фессиональной напряженности в Москве во многом детерминируется характером национальной политики российского государства и местных властей. Изучение ретроспективы политики в области этноконфессиональных отношений показало, что доминантой национальной политики была и остается культурная интеграция народов, проживающих на территории Российского государства, на основе русской культуры, что, в свою очередь, способствует мирному сосуществованию различных этносов в столице. С подобной позицией властей также связана и градостроительная политика администрации Москвы, направленная на недопущение формирования этнических анклавов на территории города.
В-третьих, особое значение в ретроспективе имели социально-экономические факторы, характеризующие благосостояние людей, которое имеет весомое значение в условиях мультикультурного общества, где социальное недовольство социально-экономическими условиями нередко приводит к поиску «виноватых» в сложившихся
условиях. В ситуации поликонфессионального и полинационального социума имеется тенденция нахождения виноватых, которыми и становятся представители других этнических и конфессиональных групп. Причем, чаще подобными «виновниками» становятся культурно отличные группы населения, которые, как правило, представляют этническое меньшинство, мигранты. К тому же, большое количество мигрантов способствует росту конкуренции за те или иные ресурсы (экономические, образовательные и т. д.). Таким образом, опосредованным образом экономические факторы играют значимую роль в развитии этноконфессиональной напряженности.
В-четвертых, значимое ретроспективное влияние на напряженность имели социокультурные факторы, к которым относятся повышение уровня этнокультурных отличий и различия ценностно-нормативных систем жителей столицы. В условиях повышенной «мультикультурности» дихотомия «мы» и «не мы» принимает более «рельефные» формы и возникает проективная депривация коренного населения по отношению к мигрантам. Причем, чем более глубокие этноконфессиональные несоответствия в обществе, тем выше уровень напряженности. Другими словами, чем ярче выражена «инако-вость», тем выше напряженность. К примеру, при видимой этнично-сти (кавказцы, азиаты), отличных культурных традициях (ношение платка, принесение в жертву баранов на улице, совершение молитвы в публичных местах и др.) уровень напряженности выше. Тогда как в последнее время наблюдается увеличение доли тех народов, которые не имеют многопоколенческого опыта проживания в московском социуме (кавказские и азиатские национальности).
Особую роль в ретроспективном влиянии на напряженность также сыграли социально-психологические факторы. В столице наблюдается непонимание (и часто неуважение) особенностей других культур, представленных в городе, что влечет углубление этнокультурных несоответствий между представителями различных этнокон-фессиональных общностей. В Москве можно констатировать достаточно частое общение между этноконфессиональными общностями. Однако данный фактор в условиях столичного мегаполиса носит скорее негативный характер, поскольку социальные взаимодействия основываются на стереотипном восприятии друг друга и подобное общение имеет скорее отрицательный характер.
И, наконец, не менее важными факторами явились информационные факторы - СМИ и Интернет - особенно в таких крупных
городах, как Москва, где используются самые передовые в стране информационные технологии. Всё это способствует распространению информации, в том числе эмоционально окрашенной, направленной на разжигание межэтнической и межконфессиональной розни. Часто современные СМИ преподносят информацию жителям столицы, не отвечающую объективной реальности (к примеру, завышают число прибывающих мигрантов, уровень рождаемости среди неславянского населения, занижают долю русского населения и т. д.). Однако следует отметить, что перечисленные причины не исчерпывают весь факторный фон этноконфессиональной напряженности, поскольку подобная задача представляется не осуществимой, в силу сложности объекта исследования.
Таким образом, анализ влияния факторного фона в ретроспективе и результатов поискового прогноза позволяет выделить наиболее общие и ключевые современные тенденции развития этноконфес-сиональной напряженности. Прежде всего при условии неизменности существующих условий необходимо отметить основной вектор развития напряженности в краткосрочной перспективе, констатирующий постепенный рост напряженности в Москве (см. рис. 3).
Рис. 3. Прогноз динамики развития этноконфессиональной напряженности в краткосрочной перспективе («высокий» и «очень высокий» уровни), в %
Следует отметить, что прогнозируется постепенный рост очень высокой напряженности в столичном мегаполисе.
К важной тенденции, раскрывающей содержание основного вектора развития напряженности, следует отнести развитие напряженности как в оценках, так и поведении москвичей. Так,
в соответствии с авторским прогнозом, будет наблюдаться рост и углубление напряженности на субъективно-оценочном уровне (осознание наличия напряженности в столице, неприязнь по отношению к представителям тех или иных этноконфессиональных общностей и др.), а также постепенное повышение напряженности в поведении москвичей. Анализ индекса этноконфессиональной напряженности в оценках в краткосрочной перспективе позволяет констатировать рост доли людей с высоким и очень высоким уровнями напряженности, около 46 % (см. рис. 4).
Высокийиочень ■нШКИп ЩСШ'Н
НАПрРМ<?НМОСТИ в
оценка*
Высоким и очень
ВЫСОКИЙ уровни
напряженности« ПоИАг+иШ
логарифмическая Модель
Полинвдннальнаи модель
Рис.4. Прогноз динамики развития этноконфессиональной напряженности в оценках и поведении в краткосрочной перспективе («высокий» и «очень высокий» уровни), в %
И, наконец, серьезное негативное содержание в прогнозной перспективе несет усложнение миграционной обстановки в столичном мегаполисе. С одной стороны, это обусловливается объективно высокими показателями миграции в Москве. Поскольку около половины (44%) тех, кто приезжает в Центральный регион, приезжает в Москву и Московскую область, в соответствие с общим трендом нарастания внутрироссийской миграции в ЦФО, можно с уверенностью констатировать рост приезжих в столице в ближайшем будущем [6] (см. рис. 5). И с другой стороны, тенденция обострения миграционной проблематики связана с негативным восприятием жителями столицы данного феномена, точнее нелегальной, неконтролируемой массовой. Большую роль здесь играет и этноконфессиональная
составляющая миграции, поскольку часто наибольшие антииммигрантские настроения москвичей вызывают мигранты, принадлежащие определенным этноконфессиональным общностям. Одним из основных «объектов» напряженности в столице являются приезжие и преимущественно мигранты, представляющие народы Кавказа. Поэтому рост неприязни к приезжим может говорить о повышении уровня этноконфессиональной напряженности в целом.
Рис. 5. Прогноз динамики внутрироссийской миграции в ЦФО в среднесрочной перспективе
Мониторинг последних лет фиксирует динамику практически постоянного роста негативного отношения к мигрантам. По данным Левада-Центра, число граждан, назвавших проблему «много мигрантов из бывших южных республик СССР / с Северного Кавказа» значительно увеличилось за 6 лет [4]. Так, согласно авторскому прогнозу, доля москвичей, обеспокоенных большим количеством мигрантов из бывших южных республик СССР / с Северного Кавказа, будет расти и в среднесрочной перспективе подобные настроения будут характерны для более половины всех жителей мегаполиса (см. рис. 6).
Можно констатировать, что подобная обеспокоенность жителей столицы ростом числа мигрантов, принадлежащих к определенным этноконфессиональным общностям, связаны с различными фобиями (исламофобия, мигрантофобия, кавказофобия и др.), которые формируют неприязнь и недоброжелательное отношение к людям другой национальности и религии, что имеет слабую тенденцию к повышению в целом и по стране. Основные тенденции развития
этноконфессиональных отношений в России содержательно описаны в статье В. Л. Примакова [3].
Рис. 6. Прогноз динамики обеспокоенности москвичей проблемой «много мигрантов из бывших южных республик СССР/с Северного Кавказа», в краткосрочной перспективе, в %
Итак, разработанная нами прогнозная модель позволяет целостно охарактеризовать развитие этноконфессиональной напряженности в столичном мегаполисе в кратко- и среднесрочной перспективе. Данная модель валидна по отношению к целям и задачам прогнозного исследования. Описанные тенденции связаны с постепенным нарастанием уровня напряженности, как в оценках, так и поведении москвичей. Причем, эти тенденции носят «умеренный», стабильный характер, без каких-либо скачков. Что позволяет сделать вывод о своевременности (но не срочности) принятия управленческих решений с целью недопущения дальнейшего роста напряженности и ее перехода в конфликтную стадию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дробижева Л. М. Российская идентичность и тенденции в межэтнических установках за 20 лет реформ // Россия реформирующаяся: Еже-годник-2011 / отв. ред. М. К. Горшков. - Вып. 10. - М.-СПб. : Институт социологии РАН ; Нестор-История, 2011. - С. 72-85.
2. Кублицкая Е. А. Проблема толерантности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях (опыт социологических исследований в столичном мегаполисе) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2009. - № 4. - С. 97-104.
3. Примаков В. Л. Основные тенденции развития этноконфессиональных отношений в России // Геополитика. Глобализация. Международные отношения. - М. : МГЛУ, 2011. - С. 158-179. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та ; вып. 25 (631). Сер. Политические науки).
4. Социальные проблемы и гражданское участие москвичей (Левада-Центр). 11.07.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.levada.ru/11-07-2013/sotsialnye-problemy-i-grazhdanskoe-uchastie-moskvichei
5. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d4346a9150dd12eda4.pdf
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW. exe/Stg/d01/dem4.htm;http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/#