Литература
1. Аннушкин Ю.В. Экзистенциальный анализ свойств виртуальной реальности // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. Сер.: Педагогические науки. - Иркутск: ВСГАО, 2012. - Вып. 16. - С. 29-33.
2. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. - Сергиев Посад, 2004.
3. Белухин Д.А. Основы личностноориентированной педагогики: курс лекций. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - Ч. 1. - 319 с.
4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. - 480 с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
6. Большая Советская Энциклопедия - М.: Гос. науч. изд-во, 1954. - Т. 25. - С. 304-305.
7. Дьюи Д. Школа и общество / пер. с англ. Г.А. Лучинского. - М.: Гос. изд-во, 1924. - 175 с.
8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.
9. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Соч.: в 3 т. - М., 1985. - Т. 1. - С. 78-582.
10. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. -1995. - № 2.
11. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Соро-
кин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
12. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение; Владос, 1996. - 432 с.
13. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: учеб. пособие. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2008. - 160 с.
14. Роджерс К.Р., Фрейберг Д. Свобода учиться. -М.: Смысл, 2002. - 527 с.
15. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; сост., общ. ред. и предисл. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-324.
16. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии: тексты. - М., 1986. -С. 60-95.
17. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: тексты. - М., 1994. - С. 30-46.
18. Тощенко Ж.Т. Метаморфозы современного общественного сознания // Социологические исследования. - 2001. - № 6.
19. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. - С. 34-44.
20. Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихе-виориста // Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980. - С. 17-34.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ВосточноСибирской государственной академии образования. E-mail: [email protected]
Морнов Константин Алексеевич, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Братского государственного университета. E-mail: [email protected]
Podlinyaev Oleg Leonidovich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy, East Siberian State Academy of Education. E-mail: [email protected].
Mornov Konstantin Alexeevich, senior lecturer, department of pedagogy and psychology, Bratsk State University. E-mail: Mornov.KA1983 @ yandex.ru
УДК 37.013
© Н.Ц. Ринчинов, Г.Г. Дондокова
Содержание инновационной деятельности по внедрению стандартов нового поколения
В статье рассматриваются подходы к внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования нового поколения на основе практического опыта апробации стандартов третьего поколения и анализа результатов первоначального мониторинга в ПУ №8 в рамках экспериментальной площадки Министерства образования и науки Республики Бурятия.
Ключевые слова: компетентностный подход, рекомендации по внедрению стандартов нового поколения, учебный процесс и производственная деятельность.
© N.Ts. Rinchinov, G.G. Dondokova
Content of innovation activity on introduction the standards of new generation
The article considers the approaches to introduction the new generation federal state educational standard of primary professional education on the basis of practical experience in approbation of the third generation standards and on the results of original monitoring in Professional school №8 within the experimental site of Ministry of Education and Science of the Buryat Republic.
Keywords: competence approach, recommendations on introduction the standards of new generation, academic process and production activity.
Содержание инновационной деятельности по внедрению стандартов нового поколения рассмотрено нами в четырех аспектах: проведение образовательного маркетинга; мониторинг образовательных стандартов как механизм повышения качества начального профессионального образования, проектирование содержания профессионального образования, управление инновационной деятельностью по внедрению стандартов нового поколения.
Известно, что научной основой для определения принципов диверсификации подготовки специалистов в условиях рыночных отношений является образовательный маркетинг. Именно маркетинговый подход способствует всесторонней реализации потенциала образовательного учреждения в условиях рынка. Для нас важно, что маркетинг - это философия цивилизованного предпринимательства, определяемая как стратегия и тактика поведения участников рыночных отношений. Его потенциал важно нацелить на решение главной задачи образования - эффективное создание личности как носителя, потребителя и пользователя национального и мирового интеллектуального потенциала. Миссия маркетинга в образовании - формирование и реализация стратегии приращения ценности человека. Как отмечает А.П. Панкрухин, целевой результат маркетинговой деятельности - это наиболее эффективное удовлетворение потребностей личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии, организаций-заказчиков - в росте кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала [1, с. 238]. Главную роль среди всех субъектов маркетинга играет человеческая личность -это учащиеся и их родители, поскольку все они являются пользователями и конечными потребителями знаний, осуществляющие конкретный выбор будущей профессии, места, форм обучения, источников финансирования, а в конечном итоге - выбора места работы. Вокруг личности
налаживается весь механизм маркетинга и объединяются субъекты рынка.
Таким образом, относительно образовательных учреждений маркетинг можно рассматривать как концепцию управления деятельностью образовательного учреждения: многотипный
моноотраслевой, когда номенклатура подготавливаемых профессий ориентируется на конкретную отрасль; однотипный межотраслевой, когда подготовка ведется по профессиям из разных отраслей со схожим содержанием труда; много-типный межотраслевой, когда подготовка ведется по совершенно разным с точки зрения содержания обучения и характера труда профессиям, относящимся к разным отраслям [2, с. 29].
Образовательное учреждение оказывается незащищенным при первом типе диверсификации, а стабильным - при последнем. Хотя надо учитывать, что осуществление образовательного процесса при последнем типе диверсификации наиболее трудоемко. Изменение своего типа возможно, подстроив ее к потребностям рынка. Маркетинг в области начального профессионального образования важен для собственного развития системы в современных условиях повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов. Основной составляющей маркетинговой политики образовательного учреждения является анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Практическим результатом такого анализа является осуществляемая нами диверсификация подготовки.
Реализация образовательного маркетинга позволила образовательному учреждению остановиться на третьем принципе диверсификации, когда подготовка ведется по совершенно разным с точки зрения содержания обучения и характера труда профессиям, относящимся к разным отраслям, - это многотипный межотраслевой принцип.
Для стимулирования педагогов образовательного учреждения к системному и правильному введению образовательных стандартов на-
ми осуществлена реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта и проведен мониторинг определения результатов апробации в образовательном процессе.
Мониторинг как отслеживание документов государственных стандартов нами осуществлялся на различных этапах его внедрения в образовательный процесс: при повышении квалификации персонала; разработке рабочих учебных планов и программ на основе требований к содержанию обучения по профессии; подготовке материально-технической базы образовательного учреждения; выборе технологий обучения, разработке учебников, методических пособий, средств обучения, разработке тестовых заданий при обучении и контроле качества обучения.
Для осуществления обратной связи с органами управления образования Республики Бурятия нами в ходе образовательного мониторинга разработаны «Рекомендации по содержанию инновационной деятельности государственного образовательного стандарта начального профессионального образования третьего поколения».
В ходе педагогического мониторинга определены педагогические средства в учебновоспитательном процессе и дидактические средства (содержание, формы, методы обучения, режим учебной работы и др.), адекватные целям реализуемых ФГОС НПО.
При отборе технологий и средств обучения значимыми для системы начального профессионального образования считаем следующие:
• технология развития критического мышления;
• технология проблемного обучения;
• технология личностно-развивающего диалога;
• технология индивидуализации и дифференциации обучения.
Для осуществления мониторинга результатов образовательной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения при введении новых стандартов нами выделены следующие направления:
1) компетентность в преподаваемой дисциплине;
2) компетентность в организации информационной основы деятельности обучающихся;
3) компетентность в организации воспитательной работы;
4) компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью;
5) компетентность в субъект-субъектных условиях деятельности;
6) наличие системы работы с одаренными детьми;
7) компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
8) компетентность в разработке образовательных программ;
9) компетентность в использовании современных образовательных технологий;
10) креативная компетентность педагога;
11) компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
Государственная значимость мониторинга в обновлении содержания и качества начального профессионального образования ставит перед нами задачу вовлечения в апробацию стандартов практически всех педагогов. Задачей следующего этапа мониторинга - «отодвинутого мониторинга» - является развитие системы «связи с общественностью»: центрами занятости, работодателями, осуществление в республике программы маркетинговых исследований.
Процесс внедрения новых ФГОС для училища становится инновационным процессом, так как педагогический коллектив занимается проектированием новой модели подготовки рабочих кадров, в результате которой предполагается создание новой модели образовательного учреждения - образовательного бизнес-инкубатора.
Несмотря на преемственность стандартов второго и третьего поколения, переход к работе в условиях новых стандартов сопровождается появлением противоречий между устоявшейся работой в условиях ранее действовавших стандартов и теми изменениями, которые вносят стандарты нового поколения. Противоречия становятся фактором развития инновационных образовательных систем и поводом разработки системы нововведений в научно-методическом обеспечении образовательного процесса.
Это реализуется через систему педагогических средств, методов и форм обучения, которая представлена в виде новых учебных программ, методического пакета технологий, диагностических методик.
Психолого-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития учащихся представляет собой систему диагностических, развивающих, коррекционных действий в соответствии с внедряемой системой менеджмента качества.
В режиме локального эксперимента подробно разрабатывается экспериментально-исследовательская программа - инновационная образовательная программа «Интеграция образовательного процесса с производственной деятельностью в рамках компетентностного подхода».
Возможности дальнейшего развития инновационной образовательной программы заключаются в создании образовательного бизнес-инкубатора, что дает возможность решить многие социальные и экономические проблемы выпускников по трудоустройству, а также появится возможность вовлечения в творческую активность выпускников-воспитанников детских домов и детей с врожденными аномалиями. В результате деятельности образовательного бизнес-инкубатора появляется возможность создания с участием учащихся малых ученических фирм, производителей продукции, отработать механизмы генерации «новой волны» предпринимателей.
Одним из результатов образовательной технологии малой учебной фирмы может быть доход от практической деятельности учащихся и хорошие перспективы превращения предпринимательского творчества в очень доходную рефлексию.
Малая учебная фирма - это модель организации, которая отражает деятельность реально существующих компаний по переработке мяса. Фирма является местом обучения, где рабочие места учащихся соответствуют рабочим местам мясной и перерабатывающей промышленности. Деятельность фирмы основана на выполнении единичных и мелких заказов организаций, малых предприятий и частных лиц по изготовлению мясной продукции на оборудовании учебно-производственной лаборатории - ресурсного центра училища.
В этом случае учебная фирма выступает как одно из звеньев производственного процесса предприятия-заказчика. В компетенцию данных предприятий и частных предпринимателей, выступающих социальными партнерами, входит организация производственной практики учащихся - работников фирмы, аттестация, руководство и рецензирование выпускных квалификационных работ и трудоустройство выпускников.
С учетом роста объемов производства мясопродуктов в регионе мясоперерабатывающие предприятия республики для обеспечения конкурентоспособности переходят на новый качественный уровень с использованием современного оборудования и могут выдавать социальный за-
каз на выпускников учащихся училища по этим профессиям.
В училище также разработана программа повышения ресурсной обеспеченности образовательного процесса в учебных фирмах и квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Это позволит в значительной степени повысить качество подготовки выпускников в соответствии с запросам работодателей и их востребованность и мобильность на рынке труда.
Обучение по педагогической технологии «Малая учебная фирма» начинается с 1 курса. Так, учащиеся 1 курсов на стадии подготовительного периода обучения изучают оборудование, ознакомливаются с техникой безопасности, охраной труда, учатся определять основные технологические процессы и т.д., учащиеся 2 курсов способны принимать заказы на изготовление продукции, разработку технологической документации (в основном технологические карты), в том числе с экономическим обоснованием стоимости заказа и готовят технологическую документацию («проект») на его выполнение. Реализация проекта - изготовление продукции - поручается учащимся третьего курса, а также учащимся второго курса в конце учебного года.
Во время учебно-производственного процесса теоретические знания, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются на практике в учебно-производственных лабораториях. По мере получения практических навыков и знаний учащиеся продолжают повышать свою квалификацию в малых учебных фирмах.
Реализация технологии «Малая учебная фирма» позволяет:
• интегрировать теоретическое и практическое обучение;
• существенно углубить профессиональные знания и развить социальные и предпринимательские компетенции учащихся по обучаемым профессиям;
• открыть в училище новые востребованные на рынке труда рабочие профессии;
• обеспечить потребности социальных партнеров в квалифицированных рабочих кадрах и организацию производственной практики на базе предприятий - социальных партнеров.
Следовательно, каждый обучающийся участвует в производственном процессе, приобретает умение выстраивать трудовые отношения в коллективе и закрепляет практические навыки рабо-
ты на всех стадиях заказа: от простого рабочего до руководителя фирмы.
Работа в малых учебных фирмах обеспечивает получение реальных знаний в области технологий, экономики, менеджмента и предпринимательства, дает навыки, необходимые для дальнейшего повышения рабочей квалификации, овладения смежными профессиями и продолжения образования.
Устойчивость результатов инновационной образовательной программы обусловлена модернизацией училища как образовательного учреждения, что обеспечивает постоянное развитие училища:
• наблюдается становление качественно новой инфраструктуры подготовки рабочих кадров в малых учебных фирмах (формирование новой модели выпускника в рамках новой модели образования);
• модернизация взаимоотношений с предприятиями - социальными партнерами, расширяется производственная деятельность училища по выполнению заказов сторонних лиц в учебнопроизводственных лабораториях училища;
• дорабатывается концепция взаимодействия и интеграции училища с социальными институтами и механизм удовлетворения спроса потребителей;
• проанализирован собственный опыт развития и изучен опыт других учебных заведений.
Управление процессом реализации стандартов в училище складывается из управления целями и системой управленческих действий по реализации ФГОС профессионального образования, содержанием, средствами, результатом, для чего создаются условия становления всех компонентов этой деятельности (материальные, морально-психологические и др.). На уровне целей, содержания и т.д. важную роль играет организа-
ция методической работы в училище. Базовый процесс в методической работе обозначен как функционирование в условиях развития. Нами выбраны содержательные лидеры по всем направлениям - категорированные преподаватели и мастера производственного обучения, которым поручено выбор и освоение определенной теории; внедрение или отказ от теории; осмысление результатов. Примерами могут служить лучшие УМК преподавателей как образец педагогической деятельности по введению образовательных стандартов. Результатом методической работы является подготовка в полном объеме документации для организации образовательного процесса по новым ФГОС НПО. Рабочие программы учебных дисциплин и программы профессиональных модулей подготовлены к представлению на экспертизу.
Таким образом, управление системой нововведений, которая предусмотрена экспериментально-исследовательской программой, осуществляется эффективно по следующим направлениям: система работы образовательных учреждений в условиях реализации ГОС нового поколения; система управления качеством образования в соответствии с системой менеджмента качества; система мониторинга образовательных стандартов, мониторинг выпускника и т.д.
Литература
1. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. - М.: Интерпракс, 1995.
2. Казакевич Н.М. Концептуальные основы создания многоступенчатых и многопрофильных учебных заведений // Научные основы разработки стандартов профессионального образования: сб. науч. тр. - М.: ИРПО МО РФ, 1994.
Ринчинов Николай Цырендоржиевич, директор Бурятского филиала Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, аспирант Бурятского государственного университета. Е-mail: [email protected]
Дондокова Галина Галсановна, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела, доцент кафедры высшей и прикладной математики Бурятского филиала Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Е-mail: [email protected]
Rinchinov Nickolay Tsyrendorzhievich, director, Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Informatics, postgraduate student, Buryat State University. E-mail: [email protected]
Dondokova Galina Galsanovna, candidate of pedagogical sciences, chief of scientific and methodological sector, associate professor, department of higher and applied mathematics, Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Informatics. E-mail: [email protected]