формируя его как личность, самобытную индивидуальность, которая пытается в каждое свое дело внести что-то такое, что присуще только ей. Анализ творческой деятельности показывает, что каждый индивид является в чем-то оригинальным и творческим в конкретном своем проявлении, и именно в этом и состоит сущность индивидуальности и уникальности [8].
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. ЦКЬ: http://www.humanities.edu.ru.
2. Стратегия модернизации содержания обще-
го образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма - М.: 1999. - 308 с.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина, 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
6. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2002. - 400 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 180 с.
8. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1998.
УДК/ UDC: 377 Н. Л. Лабунская,
заместитель директора по учебно-методической работе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 70» им. Волкова В. А., г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Natalia Labunskaya,
deputy director for learning and methodological work at the Vocational Lyceum № 70 named after V. A. Volkov, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ ПО ПРОФЕССИЯМ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
PROBLEMS OF TRAINING WORKERS OF SERVICE INDUSTRIES IN CONDITIONS OF IMPLEMENTING STANDARDS OF NEW GENERATION
Статья освещает проблемы внедрения новых федеральных государственных стандартов профессионального образования в учреждениях, осуществляющих подготовку рабочих для предприятий сферы услуг. Проанализированы особенности и требования к выпускникам, ориентированным на трудоустройство на предприятиях малого бизнеса. Выделены противоречия, затрудняющие подготовку рабочих по профессиям сферы услуг, приводятся организационно-педагогические условия успешности их подготовки, отвечающие требованиям рынка труда в эпоху обновления образовательного законодательства.
The paper overviews problems of new federal state vocational standards implementation at organizations realizing training of workers of service
industries. It gives analysis of specifics and requirements to the graduates oriented on employment at the small business enterprises. Contradictions impeding training of workers of service industries are highlighted, organizational and pedagogical terms of contemporary labour market in the period of updating legislation are provided.
Ключевые слова: внедрение ФГОС, новые образовательные стандарты, рынок труда, современные требования работодателя, сотрудничество с работодателями сферы услуг, создание условий.
Keywords: federal state vocational standards implementation, new educational standards, labour market, contemporary requirements of employers, cooperation with service
industries employers, creating conditions.
В условиях обновления образовательного законодательства все образовательное сообщество работает над проблемой подготовки к внедрению ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Несмотря на то, что большая работа ведется министерством образования, региональным институтом развития профобразования, учредительной организацией, результаты инвентаризации и прочие аналитические данные, уровень готовности образовательных учреждений остаются очень низкими. Это обусловлено сжатыми сроками подготовки к переходу на новые образовательные стандарты, а также значительной инертностью сложившейся системы профессионального образования, продолжающей готовить специалистов, не востребованных экономикой. А также ригидностью мышления отдельных педагогов, которые пытаются, ничего не меняя в своей системе педагогической работы, ориентированной на знаниево-умениевый поход, дополнить ее компетентностным подходом.
В условиях внедрения и реализации ФГОС готовить работников просто для рынка труда, не учитывая перспективы спроса и трудоустройства, а также современные технологии отрасли, негуманно и неэффективно. Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. Несомненно, организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями рыночной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной
мобильности является одной из приоритетных задач профессионального образования. Чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочих высшей квалификации.
Изменения в социальной и экономической сфере последнего десятилетия привели к деформации системы начального профессионального образования (НПО): с началом рыночных реформ система НПО не смогла адаптироваться к новым условиям, что привело к снижению ее значимости. Экономическое развитие предъявило новые, повышенные требования к социализации и профессионализации личности рабочего, к формированию производственника нового типа, конкурентоспособного на рынке труда. Сегодня работодатель предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников.
Социально-экономическое развитие страны как фактор улучшения уровня жизни населения в значительной степени обеспечивается за счет повышения эффективности функционирования отрасли сферы услуг. Более того, развитие «новой экономики» вообще и сервисных услуг в частности, остается одним из приоритетов социально- экономической политики государства в среднесрочной перспективе [1, 2]. Поэтому большой потребностью будущего рынка труда будет спрос на специалистов сферы услуг.
Анализ существующего процесса подготовки рабочих для сферы услуг показывает, что образовательная модель, осуществляемая на основе действующих стандартов второго поколения, нацеленная на усвоение обучающимися некоторого объема информации в виде теоретических концепций и трудовых приемов, не гарантирует достижение приоритетной цели начального профессионального образования - подготовки конкурентоспособных рабочих для современного рынка труда. В то же время для современного рабочего важнейшим квалификационным требованием является владение несколькими видами профессиональной деятельности. Особенность подготовки рабочих для сферы услуг, ориентирован-
ных на занятость на предприятиях малого бизнеса, обусловлена невозможностью выделить ведущий или единственный вид профессиональной деятельности и необходимостью применения на практике умений из области менеджмента, экономики, юриспруденции [3].
Основное внимание в учебном процессе уделяется дидактической и воспитательной функциям обучения. Развитие обучающихся рассматривается как естественный результат обучения и воспитания. Вместе с тем объектом особого внимания в условиях реализации ФГОС следует считать именно развивающую функцию учебного процесса, которая обеспечивает подготовку личности к самообразованию и обучению в течение всей жизни и повышает ее творческие возможности и, как следствие, ее профессиональную компетентность. Это согласуется и с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [4], концепцией развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 года и с современной моделью образования (Российское образование 2020). В этом смысле преимущества новых стандартов связаны с возможностью построения индивидуальной образовательной траектории обучающимися, обусловленной модульным подходом и большим объемом самостоятельной работы, заложенной в ФГОС.
Идея введения стандартов третьего поколения призвана решить сложившиеся к настоящему времени противоречия и несоответствия результатов деятельности системы образования и запросов современного рынка труда, в том числе за счет реализации модульно-компетентностного подхода, размывания границ между профессиями, обеспечением большей свободы образовательного учреждения по формированию содержания образовательной программы посредством освоения вариативной части учебных планов [5].
Как показывает практика, сложившаяся к настоящему времени система подготовки рабочих для сферы услуг не обеспечивает лишь силами урочной деятельности готовность выпускников полноценно реализовать себя в различных видах профессиональной
деятельности. Ввиду того что, сфера услуг представлена в основном предприятиями малого бизнеса и выпускники для успешной профессиональной самореализации, помимо компетенций прописанных образовательным и профессиональным стандартом, должны обладать компетенциями менеджера, экономическими, коммуникативными, когнитивными, проектными, то для эффективной подготовки рабочих для сферы услуг необходимо создание определенных условий, использование современных средств, методик и технологий обучения. И если обновление материально-технической базы - это задача администрации образовательного учреждения, то разработка и апробация комплексно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС является приоритетным направлением методической работы всего преподавательского состава на ближайшее время.
Для успешной организации подготовки рабочих для сферы услуг в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения образовательным учреждениям начального-профессионального образования необходимо решить возникшие противоречия между:
• возросшими требованиями общества и современного рынка труда к уровню подготовки рабочих кадров сферы услуг и неразработанностью комплексно-методического обеспечения реализации новых ФГОС в образовательном учреждении НПО, неготовностью педагогического аппарата осуществлять образовательный процесс в свете современных профессиональных и педагогических технологий;
• необходимостью реализации образовательных программ, учитывающих потребности перспективных региональных рынков труда, реализации в ОУ НПО системы непрерывного образования, обеспечивающей подготовку выпускников по смежным профессиям, своевременное повышение квалификации и стажировку педагогов, и отсутствием проработанных механизмов реализации налаженной системы сотрудничества с работодателями [6].
Отличительная особенность учрежде-
ний начального профессионального образования - постоянное взаимодействие с предприятиями. В сегодняшних условиях это взаимодействие не должно сводиться только к трудоустройству, организации производственной практики и совместному участию в итоговой аттестации выпускников. Новые стандарты обязывают образовательное учреждение разрабатывать содержание образовательной программы совместно с заинтересованными работодателями. Поэтому актуальными для работников образования становятся умения по изучению рынка труда [7]. В комплекс решаемых задач образовательного учреждения должно входить выполнение специальных мероприятий по формированию у педагогического персонала ОУ НПО базовых знаний инновационного менеджмента в сфере образования, маркетинга и коммерциализации образовательного процесса. Например, в ГОУ НПО «ПЛ № 70» это нашло отражение при обновлении требований к соответствующим программам, нормативным документам: программа развития ПЛ № 70, положение о проблемной группе «Менеджмент в образовании», план работы маркетинговой службы лицея, ресурсного центра, положение о реализации в лицее студенческих бизнес-компаний и пр.
Подготовка рабочих по профессиям сферы услуг в условиях современного рынка труда представляет собой динамический процесс усвоения профессионального опыта, обеспечивающий конкурентоспособность и профессиональную реализацию выпускников ОУ НПО на предприятиях сферы услуг представленных преимущественно предприятиями малого бизнеса. Поэтому мы считаем приоритетным создание следующих организационно-педагогических условий успешности подготовки рабочих по профессиям сферы услуг:
- специальная психолого-педагогиче-ская и профессиональная подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения;
- разработанность необходимого комплексно-методического обеспечения образовательного процесса, основанного на использовании деятельностных образова-
тельных технологий, современных форм и методов обучения, соответствующего требованиям ФГОС и современного рынка труда;
- своевременный анализ качественных характеристик рынка труда с целью выявления требований социальных партнеров к выпускникам учреждений профессионального образования, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда;
- осуществление научно обоснованной экспертизы программной, учебно-методической и тестирующей документации с учетом мнения социальных партнеров-работо-дателей;
- создание условий в образовательном учреждении для непрерывного образования педагогов и обучающихся основанных на современных профессиональных технологиях, материально-технической базе для подготовки обучающихся профессиональных училищ по профессиям сферы услуг посредством создания и развития ресурсного центра.
1. Приоритетный региональный национальный проект - «Малый бизнес» [Электронный ресурс] // Администрация Кемеровской области.- URL : http:// www.ako.ru/PRIORITET/biznes/celi.asp?n=7&sn=1 (дата обращения: 28.09.2011).
2. Малый бизнес испытывает дефицит кадров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rhr.ru/index/ news,28161,0.html (дата обращения: 28.09.2011).
3. Предпринимательский климат в России: ин-
декс опоры 2010-2011 [Электронный ресурс] / Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». - URL: http://kemerovo.opora.ru/organization/opora/
(дата обращения: 28.09.2011).
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : утверждено Президентом РФ Д. А. Медведевым. - URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/. (дата обращения: 28.09.2011).
5. Блинов В. И. Эмоции и расчет: результаты мониторинга готовности учреждений НПО/СПО к введению стандартов нового поколения // Образование. Карьера. Общество. - 2011. - № 2 (31). - С. 3-9.
6. Блинов В. И. Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) // Профессиональное образование в России и за рубежом . - 2010. - № 1 (2). - С. 5-14.
7. Изучение рынка труда / авт.-сост.: О. И. Мало-россиянова, Т. А. Кравченко, Л. А. Михайлова и др. -Кемерово , 2011. - 56 с.