2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авторы-составители: Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лей-бович А. Н., Новиков П. Н. - Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. firo.ru/wp-content/uploads/2010/05/slovar.doc.
3. ФГОС СПО по специальности «051001Профес-сиональное обучение (по отраслям)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_09/prm574-1n.pdf.
УДК/ UDC: 377.5 В. Н. Кормакова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белогородского государственного университета, г. Белгород, Россия, [email protected];
Т. М. Щеглова,
преподаватель конструирования и моделирования одежды Старооскольского техникума технологий и дизайна», г. Старый Оскол, Россия, [email protected]
Valentina Kormakova,
PhD in Pedagogics, associate professor of the Chair of Pedagogics at Belgorod State University, Belgorod, Russia, kormakova@bsu. edu.ru;
Tatyana Shcheglova,
teacher of clothes design at Starooskol College of Technology and Design, Stariy Oskol, Russia, [email protected]
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ
CREATIVE ABILITIES AFFECTING DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES AMONG FUTURE FASHION DESIGNERS
Главной задачей при подготовке специалистов в области дизайна одежды является формирование творческой личности. В статье рассматривается специфика творческого процесса, способствующего формированию основ профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды, и достижения определенного уровня профессионального мастерства в учреждениях среднего профессионального образования.
The main task in preparing specialists in fashion design is to form a creative personality. This article discusses the specifics of the creative process that promotes formation of the foundations of professional competence of future specialists in fashion design and a certain level of professionalism in the institutions of secondary vocational education.
Ключевые слова: профессиональное
образование, компетентность, профессиональная компетентность, творчество, дизайн одежды.
Keywords: vocational education, competence, professional competence, creation, fashion design.
В современных социально-экономических условиях, в ситуациях перехода на инновационный уровень развития страны к человеческим и трудовым ресурсам предъявляются высокие требования. Закономерно повышается интерес к профессиональному образованию, которое рассматривается как фактор экономического роста, социального и экономического благосостояния,
конкурентоспособности страны.
Учреждения профессионального образования сегодня призваны готовить специалистов, способных в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий к дальнейшему профессиональному росту, профессиональной мобильности, постижению профессиональной компетентности [1]. Поэтому особую актуальность представляют проблемы адаптации выпускников учреждений среднего профессионального образования технического профиля к динамично изменяющимся требованиям рыночной экономики, вопросы формирования у студентов в процессе обучения ценностных ориентаций, профессиональных компетенций.
В «Стратегии модернизации содержания образования» сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании. В документе подчеркивается, что понятие «компетентность» шире понятий «знания», «умения», «навыки»; оно включает в себя не только когнитивную и технологические составляющие, но также мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, которые реализуются в процессе выполнения профессиональной деятельности [2]. Компетентностный подход в образовании является попыткой эффективно соединить естественное желание личности интегрировать себя в созидательную деятельность общества и потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, политического и духовного развития.
С позиций компетентностного подхода разработаны новые государственные образовательные стандарты. Этому предшествовали исследования сущности компетентности и компетенций в образовательных системах, проведенные В. И. Байденко, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеер, Ю. Г. Татуром, А. В. Хуторским и др. Проблема профессионально направленного обучения рассматривается в работах З. А. Решетовой, С. А. Татьяненко, С. И. Федоровой, В. Д. Шадри-кова и др. Современные образовательные стандарты позволяют акцентировать внимание на вопросах формирования профессиональных компетенций, профессиональ-
ной компетентности, что позволит усилить стремление каждого студента к получению информации.
Профессиональная компетентность -это качественная характеристика развития личности, подготовки студента как будущего профессионала; система профессионально целесообразного отношения к работе, обеспечивающая эффективное выполнение работником своих функциональных обязанностей; степень совершенства личностных качеств, овладения профессиональными знаниями и умениями. Компетентность позволяет человеку продуктивно действовать при выполнении трудовых операций, достигать высоких профессиональных результатов. Достижение профессиональной компетентности, основы которой закладываются в студенческом возрасте, происходит на протяжении всей активной профессиональной жизни [3]. Профессиональная компетентность как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста отражает не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности [4].
Формирование основ профессиональной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды является главной составляющей совершенствования качества профессиональной подготовки специалистов художественно-эстетического профиля в соответствии с квалификационными требованиями к дизайнеру. Анализ литературы (В. А. Адольф, Ю. В. Варданян, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, С. Е. Шишова и др.) свидетельствует, что профессиональная компетентность дизайнера представляет интегративно-личностное образование специалиста, его качественную характеристику, отражающую способность свободно выполнять профессиональную деятельность в соответствии со своими профессиональноценностными ориентациями в рамках установленных эргономических, сертификационных норм и эстетических правил.
Профессиональная деятельность специалиста, работающего в области создания одежды, требует проявления креативно-
сти, творческих способностей. По мнению А. К. Марковой [5], Л. М. Митиной [6], творческий компонент профессионализма специалиста характеризуется его практической готовностью к осуществлению трудовой деятельности, раскрывающейся через многоуровневый и вариативный характер профессиональных умений. Отсюда вытекает правило: творческая инициатива в труде проявляется на основе прочного освоения системы необходимых профессиональных умений и навыков.
А. К. Маркова считает, что творчество в профессиональной деятельности может проявлять тот специалист, который:
- имеет склонность к выбранной профессии, сознательно мотивирован к труду;
- успешно решает типовые и нестандартные профессиональные задачи;
- достигает желаемых обществом, работодателями результатов в труде;
- использует новые технологии в профессиональной деятельности;
- стремится к достижению профессионального мастерства;
- социально и профессионально активен, стремится искать резервы разрешения проблем внутри профессии, гордится достижениями в профессиональной деятельности;
- предан выбранной профессии, поддерживает ее честь и достоинство;
- совершенствует профессионально важные личностные качества;
- обладает культурой профессионального самообразования;
- обогащает профессиональные достижения за счет личного творческого вклада [5].
Рассмотрение творчества как свободы личности при подготовке специалистов в области дизайна одежды ставит главной задачей формирование творческой личности. Для реализации творческого потенциала личности обучающегося государство и учреждения образования должны создавать необходимые условия, потому что творческий уровень способностей позволит будущим работникам изобретать, совершать открытия. Итак, создание конкурентоспособных продуктов труда востребует творческую личность, обладающую общей и
профессиональной компетентностью, способную оперативно принимать оптимальные решения. Поэтому формы работы, направленные на выполнение творческих заданий и позволяющие молодым людям усваивать сущность и смысл явлений, видеть в них соотношение частного и общего, рационального и оптимального, становятся актуальными для всех субъектов образовательного процесса.
Творческая индивидуальность специалиста художественного направления складывается в результате упорной работы над собой, умения проводить самодиагностику, определяя свои сильные и слабые стороны как личности и как профессионала. Творческой личности дизайнера присущи особая увлеченность, понимание сверхзадачи своего труда.
Творческий компонент профессиональной компетентности дизайнера одежды характеризуется также сформированностью профессиональных качеств: профессио-
нальной интуиции, чутья, профессиональной находчивости, предвидения, профессионального интеллекта и мышления. В ходе учебного процесса происходит осознание студентом своей индивидуальности, индивидуальности творческих людей: «Каждый человек обязан знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо, если бы это было не так, не было бы нужды в нем. Каждый отдельный человек - нечто новое в мире и призван осуществлять свою особенность...» [7, с. 23].
Учебный процесс в образовательных учреждениях любого уровня традиционно был направлен в основном на развитие памяти обучающихся при овладении знаниями и в меньшей степени - на развитие творческого мышления, в то время как в профессиональной деятельности творческое мышление является приоритетным. Однако различные виды деятельности имеют свои специфические условия развития, поэтому для их осуществления необходимо освоение определенных знаний, умений и навыков, характерных для конкретного вида деятельности. Творческая деятельность не является исключением, но при этом облада-
ет важной особенностью - универсальностью своих методик, которые применимы в любом виде профессиональной деятельности.
Специфика художественно-технического творчества заключается в том, что эти универсальные методики применяются для решения технических проблем. Поэтому достижение успеха в профессиональной деятельности возможно не только за счет знаний, умений и навыков, присущих конкретному виду деятельности, но и благодаря умелому использованию в деятельности методологии творческого процесса, опирающегося на индивидуальные особенности обучающихся.
Реализация индивидуального подхода в обучении предполагает организацию выполнения индивидуальных творческих заданий с учетом личностных особенностей, интересов, склонностей и потребностей каждого студента (стиля мыслительной деятельности, жизненного и профессионального опыта, уровня развития умений и т. д.); при этом у обучающихся развивается способность оценивать собственные возможности и планировать на этой основе определенный уровень достижения профессионального мастерства, рассматривая себя как субъекта деятельности. Творческие задания, предлагаемые студентам, по содержанию для всех одинаковые, т. к. направлены на развитие профессиональных умений и в конечном итоге - на формирование профессиональной компетентности, но форму выполнения и представления результата, заданий выбирает сам студент (в зависимости от своих интересов, желаний, способностей, отношения к профессиональной деятельности и ее особенностей). При таком индивидуальном подходе в обучении решается задача развития творческих способностей и активности в творческой деятельности.
Для успешного выполнения творческих заданий студенты также овладевают процессами мыслительной деятельности, это важно для организации творчества студентов, направленного на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в области дизайна одежды. При подготовке специалистов для предприятий сферы обслуживания учебный
процесс обязательно должен носить творческий характер, т. к. будущему работнику данной сферы необходимо продуктивное творческое мышление. Организация выполнения творческих заданий отражает взаимосвязь развития творчества с профессиональной деятельностью, что достигается за счет профессиональной направленности заданий: их выполнение развивает профессиональные умения, формирует систему знаний и профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Творческому процессу свойственны следующие признаки: отсутствие жесткого алгоритма развития мысли, управление процессом генерирования нестандартных идей, влияние личности исследователя на ход творческого процесса, прерывность логического следования к новому и др. Творческая деятельность конструктора-модельера, художника по костюму, закройщика предполагает богатое творческое воображение, фантазию, профессиональную находчивость, интуитивное чутье, интеллектуальную смелость исследования и т. п.
Творческое осмысление знаний, овладение методологией художественно-технического творчества позволяет обучающимся сознательно управлять процессом генерирования нестандартных эффектных идей. Акт творческого «технического» мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специалиста-профессионала. Источниками творческого «технического» мышления являются развитые воображение и фантазия, системность мышления, позволяющие обучающемуся увидеть проблему целостно, с различных сторон. Чем больше образов будет возникать перед обучающимися, тем более оригинальное и в то же время простое решение они смогут предложить. Такой подход реализует важную цель профессионального образования - непрерывность целенаправленного формирования у обучающихся системного творческого мышления.
Формирование профессиональных компетенций и развитие творческих способностей происходит эффективно в процессе выполнения комплексных заданий,
сочетающих в себе исследовательскую деятельность, обучение и производственную практику, творческий поиск оптимальных решений технических проблем. В процессе многогранной деятельности: разработка эскизов, художественное проектирование, выполнение расчетов для построения чертежей конструкций, конструирование, изготовление изделий одежды, написание рефератов формируются не только знания и умения их применения, но и творческие профессиональные компетенции.
Так, например, в Старооскольском техникуме технологий и дизайна на занятиях дисциплины «Художественное моделирование и декоративное оформление одежды» формирование профессионального мастерства и творческих способностей происходит при эскизной проработке форм костюма, при разработке коллекций моделей студентами поэтапно - от замысла до его воплощения в готовой модели. Студенты как настоящие художники проводят отбор образов-идей. Независимо от уровня развития пространственного воображения, творческих способностей все учащиеся справляются с поставленной перед ними задачей. Совместный активный анализ работ обучающихся психологически готовит их к встрече с приближенными ситуациями различной степени трудности в дальнейшей профессиональной деятельности, способствует формированию профессиональных компетенций. В процессе создания авторских работ учащиеся много работают с дополнительной литературой, основной объем работ выполняется на лабораторных занятиях и во внеурочное время. По разным темам учебной программы студенты разрабатывают и защищают свои творческие проекты (в том числе и по теме «Художественный образ в искусстве создания костюма»). Творчество учащихся является результатом переосмысления, поиском новых форм при создании типа костюма путем ассоциативного решения с каким-либо творческим источником. В своих работах студенты отражают поиск фактуры, колористического решения ассоциативно или по аналогии с каким-либо творческим источником, не копируя его, а создавая новый образ по логи-
ческой цепочке представлений, ассоциаций.
При изучении темы «Народный костюм как источник творчества при создании современного костюма» учащиеся изготавливают и демонстрируют не только костюм, выполненный из нетрадиционных материалов (пленка, бумага, пакеты, мешковина, рекламные буклеты, фольга), но и продумывают полностью образ - стиль, макияж, прическу, обувь, дополнения, аксессуары, музыкальное оформление. Каждый ансамбль наделен образно-смысловым содержанием. Создавая яркие, оригинальные комплекты одежды учащиеся демонстрируют свой индивидуальный стиль работы, раскрывая творческие способности.
У многих обучающихся раскрывается талант при создании необычных моделей именно на занятиях по моделированию одежды; у них появляется интерес, порождающий деятельность. Процесс конструирования и моделирования одежды позволяет каждому понять, осмыслить главное: за ореолом таинственности, который окружает великих модельеров, стоят знания, упорство, необычайное трудолюбие, профессионализм и фантазия. При создании моделей одежды из нетрадиционных материалов учащиеся познают не только полезность творчества, умение воплотить его в действительность, но и обретают уверенность в себе, преодолевают психологические барьеры, мешающие творчеству. Важным в разработке коллекций одежды является продумывание единства концепции, стиля и образа. В творческий процесс создания и разработки коллекций активно включаются все учащиеся. Часто ранее безынициативные учащиеся своим стремлением обозначить творческое «Я» приятно удивляют педагогов, своим творчеством демонстрируя наличие знаний и умений, богатый внутренний мир, что не всегда удается рассмотреть на традиционных теоретических занятиях. На занятиях с использованием активных форм обучения все учащиеся подтверждают мысль о том, что творчество модельера - это его самовыражение.
Творчество, являясь жизненной необходимостью, потребностью человека, захватывает его, преобразует и обогащает,
формируя его как личность, самобытную индивидуальность, которая пытается в каждое свое дело внести что-то такое, что присуще только ей. Анализ творческой деятельности показывает, что каждый индивид является в чем-то оригинальным и творческим в конкретном своем проявлении, и именно в этом и состоит сущность индивидуальности и уникальности [8].
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. ЦКЬ: http://www.humanities.edu.ru.
2. Стратегия модернизации содержания обще-
го образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма - М.: 1999. - 308 с.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина, 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
6. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2002. - 400 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - 180 с.
8. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1998.
УДК/ UDC: 377 Н. Л. Лабунская,
заместитель директора по учебно-методической работе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 70» им. Волкова В. А., г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Natalia Labunskaya,
deputy director for learning and methodological work at the Vocational Lyceum № 70 named after V. A. Volkov, Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ ПО ПРОФЕССИЯМ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
PROBLEMS OF TRAINING WORKERS OF SERVICE INDUSTRIES IN CONDITIONS OF IMPLEMENTING STANDARDS OF NEW GENERATION
Статья освещает проблемы внедрения новых федеральных государственных стандартов профессионального образования в учреждениях, осуществляющих подготовку рабочих для предприятий сферы услуг. Проанализированы особенности и требования к выпускникам, ориентированным на трудоустройство на предприятиях малого бизнеса. Выделены противоречия, затрудняющие подготовку рабочих по профессиям сферы услуг, приводятся организационно-педагогические условия успешности их подготовки, отвечающие требованиям рынка труда в эпоху обновления образовательного законодательства.
The paper overviews problems of new federal state vocational standards implementation at organizations realizing training of workers of service
industries. It gives analysis of specifics and requirements to the graduates oriented on employment at the small business enterprises. Contradictions impeding training of workers of service industries are highlighted, organizational and pedagogical terms of contemporary labour market in the period of updating legislation are provided.
Ключевые слова: внедрение ФГОС, новые образовательные стандарты, рынок труда, современные требования работодателя, сотрудничество с работодателями сферы услуг, создание условий.
Keywords: federal state vocational standards implementation, new educational standards, labour market, contemporary requirements of employers, cooperation with service