Научная статья на тему 'Комплексно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации ФГОС'

Комплексно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL AND METHODICAL PROVISION OF / THE BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAM / THE VARIABLE PART / THE ACTIVITY APPROACH / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабунская Наталья Леонидовна, Мичурина Елена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы комплекснометодического обеспечения подготовки рабочих с учетом требований компетентностноориентированных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лабунская Наталья Леонидовна, Мичурина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex methodical support of skilled workers training in terms of implementation of Federal standards

In the article the questions of methodical provision of training taking into account the requirements of the competence-oriented educational standards.

Текст научной работы на тему «Комплексно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации ФГОС»

ме того, предусмотрена обязательность обновления квалификаций, если хотя бы раз в пять лет зарегистрировавшая квалификацию организация не предоставит по определенным правилам составленное ее новое описание, квалификация считается устаревшей и удаляется из реестра квалификаций.

Таким образом, в документе представлены единые рамочные требования, касающиеся всех возможных участников процесса развития национальной системы квалификаций:

— результаты обучения каждого уровня и типа квалификаций;

— спецификация для аккредитационных процедур;

— требования к разработке квалификаций и ее обновлению;

— требования к регистру организаций, уполномоченных проводить аккредитацию;

— требования к регистру организаций, уполномоченных разрабатывать квалификации;

— требования относительно повышения квалификации или ее смены.

Для регистрации новой квалификации необходимо представить описание требований к результатам обучения, условиям реализации этого обучения, периодичности обновления описания квалификации (не реже одного раза в пять лет).

Такая система позволяет обеспечить гарантии качества со стороны государства, систематический мониторинг потребностей рынка труда, управление рынком квалификаций на основе принципов независимости и объективности. При этом сферы труда и образования практически едины в данных процессах.

1. Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148 н.

2. Bryan Maguire Issues arising from qualifications frameworks in Europe//Irish Bologna expert conference "National qualifications frameworks and the European overarching frameworks: Supporting lifelong learning in European education and training”.- Dublin, 2010. — 25 p.

3. Bologna process and EQF implementation. Development of qualifications Frameworks//Joint meeting of national correspondents (QF-EHEA) and national coordination points (EQF). — Strasbourg, 2010.

4. Referencing national qualifications levels to the EQF — discussion note. — EQF Advisory Group. — Leuven, 2010. — 53 p.

5. Australian Qualifications Framework. — Council for the Ministerial Council for Tertiary Education and Employment. — 2011. — 109 p.

6. Using learning outcomes — discussion note. — Prepared by GHK Consulting as part of the Framework Contract DG EAC 19/06. Main author: Mike Coles; Contributors: Tine Andersen, Karin Luomi-Messerer, Daniela Ulicna. — August, 2010. — 32 p.

УДК / uDC 377 Н. Л. Лабунская, Е. С. Мичурина

N. Labunskaya, E. Michurina

КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

квалифицированных рабочих в условиях реализации фгос

COMPLEX METHODICAL SuPPORT OF SKILLED WORKERS TRAINING IN TERMS Of IMPLEMENTATION Of Federal STANDARDS

В статье рассматриваются вопросы комплексно-методического обеспечения подготовки рабочих с учетом требований компетентностно-ориентированных образовательных стандартов.

In the article the questions of methodical provision of training taking into account the requirements of the competence-oriented educational standards.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть, деятельностный подход, электронный учебнометодический комплекс.

Keywords: educational and methodical provision of, the basic professional educational program, the variable part, the activity approach, electronic educational-methodical complex.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании рассматривается в педагогической науке в качестве приоритетной. Внедрение ФГОС, разработанных на модульно-компетентностной основе, кардинально поменяло подходы к проектированию

и учебно-методическому обеспечению процесса подготовки рабочих кадров для современного рынка труда.

Трудности в учебно-методическом обеспечении, с которыми столкнулись все образовательные учреждения (ОУ) при реализации ОПОП на основе ФГОС, связаны:

— с отсутствием нормативных, программных и методических документов;

— отсутствием учебной литературы, соответствующей требованиям ФГОС, и особенно учебников для реализации МДК;

— использованием в оценке компетенций объективных методов диагностики деятельности обучающихся;

— проектированием компетентностно-ори-ентированного урока;

— неготовностью педагогов ОУ НПО самостоятельно разрабатывать учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся и учебных занятий на деятельностной основе (лабораторные работы, практические занятия) и др. [2].

Важным направлением работы для методической службы ОУ СПО и непосредственно для исполнителей — педагогических работников — является создание рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, их ежегодное обновление в соответствии с требованиями регионального рынка труда, а также разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Вопросы о построении учебных планов и программ, их структуры и содержания, выбора методов обучения стали предметом исследований Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Б. С. Гершунского, В. А. Ермоленко, В. В. Краев-ского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.; методологические основания выбора состава и структуры, разработки технологии проектирования учебно-методических комплексов для подготовки обучающихся учреждений СПО изучались

Н. М. Александровой, М. И. Ерецким, А. К. Марковой, З. Б. Мареевой, А. М. Новиковым, В. А. Якуниным и др. Особый интерес для нас на этапе проектирования, разработки и апробации комплексно-методического обеспечения подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации ФГОС представляют результаты исследований И. А. Абдулиной, С. Б. Московского, М. П. Герасимовой, П. А. Душенкова, Л. Н. Вавиловой и др. Основываясь на исследованиях и реализуя этот научно-методический аспект профессиональной деятельности педагога, мы учитывали структур-

ные, содержательные особенности построения учебного процесса, связанные с реализацией ФГОС: профессиональная направленность обучения; тесное взаимодействие с социальными партнерами на всех этапах образовательного процесса; раздельное функционирование образовательного стандарта и образовательной программы; целостность системы «профессиональный стандарт — образовательный стандарт»; реализацию компетентностного подхода; модульное построение профессионального цикла; единство образовательного пространства РФ, преемственность основных образовательных программ от начального общего до ВПО; построение основной профессиональной образовательной программы [2].

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) НПО/СПО нового поколения определяют структуру основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по профессиям НПО, специальностям СПО, включающую две составляющие: обязательную и вариативную. Обязательная составляющая предназначена для сохранения единого образовательного пространства страны; вариативная — призвана учитывать региональные и/или корпоративные потребности в подготовке кадров. В соответствии с требованиями ФГОС НПО/СПО нового поколения часть планируемых к освоению образовательных результатов формируется в регионах, что позволяет учесть технико-технологические особенности местного рынка труда.

В ОПОП НПО/СПО, структура которых задается ФГОС третьего поколения, вариативная часть составляет от 20 до 30 % объема времени, отведенного на профессиональный цикл. Например, при разработке учебного плана основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 100116.01. Парикмахер в ГБОУ СПО КузТСиД вариативная часть составила 20 % (216 часов) от максимальной учебной нагрузки обучающихся (1080 часов). Соответственно, объем времени, отведенный на обязательную часть профессионального цикла ОПОП и раздел «Физическая культура», равен 864 часам. Основываясь на требованиях ФГОС НПО по профессии 100116.01. Парикмахер вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в со-

ответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Для решения задачи по формированию вариативной части учебного плана мы рассмотрели возможные для этого основания и придерживались следующего алгоритма.

1. Сравнение профессионального и образовательного стандартов и определение расхождений между ними.

2. Определение мнения работодателей о важности конкретных профессиональных и общих компетенций и мере отражения их в ФГОС.

3. Учет специфики отдельных направлений в профессии.

4. Определение дополнительных компетенций, умений, знаний, важных для повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения и ориентации на его профессиональное развитие.

5. Необходимость компенсации особенностей принимаемых на обучение граждан.

На основании ФГОС конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. В результате совместной работы с заинтересованными работодателями выявлена потребность в формировании дополнительных профессиональных и общих компетенций, основу которых составляют специальные профессиональные и экономические умения и знания выпускников, освоение которых позволит им организовать предпринимательскую деятельность по профилю своей профессии, специальности; дополнительные профессиональные компетенции выпускников, связанные с уникальными производственными технологиями, предметами, средствами труда, направлением моды (обновляются ежегодно), особенностями организации труда на парикмахерских предприятиях Кемеровской области, которые относятся к предприятиям малого бизнеса и представляют сферу услуг. Таким образом, определились структурные элементы вариативной части по профессии «парикмахер»: новые дисциплины общепрофессионального цикла «Графика прически», «Творчество в профессии»; увеличение объема часов на разделы профессиональных модулей. Это позволяет формировать дополнительные (по отношению к регламентированным в обязательной части) знания и умения, имеющие

региональную значимость и не отраженные в обязательной части ОПОП, а также более качественно формировать общие и профессиональные компетенции.

Особую методическую проблему для всех ОУ, реализующих ОПОП на основе ФГОС при реализации МДК, составляет отсутствие соответствующих учебников. С одной стороны, именно единый учебник мог бы играть интегрирующую роль в условиях дробного кадрового обеспечения МДК, чтобы курс не «рассыпался» на части из-за различных методик, требований и личностных особенностей преподавателей. С другой стороны, в условиях зависимости деятельностного содержания МДК от особенностей конкретного образовательного учреждения, гибкости модульно-компетентностного подхода и необходимости учета требований конкретного работодателя-партнера появление федеральных учебников по подавляющему большинству МДК вряд ли окажется возможным. Поэтому для учебно-методического обеспечения МДК мы ориентировались:

— на разработку (в рамках образовательного учреждения) по МДК пакета раздаточных материалов и/или рабочих тетрадей для обучающихся, обеспечивающих их самостоятельную деятельность, а также преемственность в реализации курса;

— использование методики обучения на основе нескольких различных учебников и учебных пособий (в т. ч. по одной дисциплине, но различных авторов), которые рассматриваются не как «единственный и непогрешимый» источник знаний, а одни из множества источников информации наряду с практикой, Интернетом и пр. [1].

Для качественной подготовки рабочих и специалистов среднего звена особое значение имеет комплексное учебно-методическое обеспечение (КУМО): курсы лекций, календарно-тематическое планирование, поурочные разработки, дидактический материал и другое, представляющее собой принципиально новый интеллектуальный продукт, основанный на междисциплинарной и межпредметной интеграции, на реализации деятельностного подхода в обучении. Существенную часть КУМО составляют средства обучения, используемые для проведения лабораторно-практических работ, которые являются важным связующим звеном между теорией и практикой. Роль лабораторно-практических работ в закреплении знаний, формировании умений и навыков значительно возросла в настоящее время, по-

скольку качественная практическая подготовка студентов затруднена из-за отсутствия баз практики (базовых предприятий).

Для педагогических работников, реализующих образовательные программы НПО, деятельность по созданию учебно-методических материалов является во многом новой, а по результатам исследования на выявление затруднений педагогов, связанных с реализацией ФГОС, определена ими как сложная, вызывающая затруднения. Затруднения связывают с созданием методических рекомендаций, указаний — 83 % опрошенных; 68 % испытывают сложность при составлении сборников заданий и упражнений для лабораторных работ и практических занятий. Это обусловлено тем, что в условиях реализации государственных образовательных стандартов предыдущего поколения учебно-методическое обеспечение было частично централизовано (поступали из ЦУМКа, РУМКа). Поэтому педагоги системы НПО на местах ограничивались разработкой инструкционных, инструкционнотехнологических карт, кроссвордов, электронных презентаций, карточек-заданий, тестов и других раздаточных материалов и средств обучения по темам программы и не занимались серьезной издательской деятельностью, к которой можно отнести разработку учебных пособий, методических рекомендаций и указаний. Традиционно лабораторные и практические работы выступали частью урока или планировались как лабораторно-практические занятия, на которые отводилось всего около 10 % учебного времени. В соответствии же с новыми ФГОС лабораторные и практические занятия рассматриваются как самостоятельный вид занятий. Отнесение их к числу приоритетных видов учебных занятий, на которые отводится не менее 50 % времени профессионального цикла, выдвигает особые требования к их учебно-методическому оснащению (методические указания, инструкции, задания и указания по их выполнению, сборники упражнений и заданий для лабораторных и практических работ и др.), разработка которых, как уже отмечалось, в современных условиях — задача педагогов-практиков.

Новые государственные стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу в соответствии ФГОС НПО по профессии «парикмахер», составляет 50 % (288 часов) от обязательной аудитор-

ной нагрузки обучающегося. Повышение степени самостоятельности и ответственности обучающихся означает, что определенная их часть может обучаться по индивидуальному учебному плану. В расписании обучающихся допускаются «окна», которые заполняются различными формами самостоятельной работы и т. д. Значительная часть учебного процесса выносится за пределы образовательного учреждения.

Особое значение приобретает проблема управления самостоятельной работой студентов, в том числе с помощью организованных источников (методического обеспечения). На этапе подготовки ОУ к переходу на новые ФГОС, по результатам административного контроля, изучения педагогической практики, опыта образовательных учреждений НПО региона, выявлено, что чаще организация самостоятельной работы обучающегося характеризуется неупорядоченным построением. В этом случае педагоги предоставляют обучающимся полную свободу в выполнении заданий, не определяя необходимых ориентиров. Поэтому для управления самостоятельной работой обучающихся нами проработана нормативная, методическая и материальная база, позволяющая обучающимся самостоятельно изучать некоторые дополнительные темы дисциплин и профессиональных модулей. Системному подходу к организации самостоятельной работы способствуют созданные курсы лекций; комплекты кейсов, сценариев деловых и ролевых игр, сборники задач, упражнений, создание банков проблемных ситуаций, электронных презентаций; методические рекомендации по самостоятельному изучению тем учебной дисциплины, междисциплинарного курса и т. д. При этом большинство преподавателей для формирования у обучающихся умений по решению профессиональных задач в ходе самостоятельной работы и теоретического обучения используют игровые методы (88 %) и решение ситуационных задач (76 %). Например, кейс-метод традиционно применяется на экономических дисциплинах. Однако в условиях деятельностного подхода к обучению кейсы как средство обучения оценили и применяют преподаватели всех МДК и почти всех учебных дисциплин профессионального цикла ОПОП.

В то же время, сравнивая решение ситуационных задач и игровые методики, преподаватели отмечают, что последние содержат большие возможности для реализации практи-ко-ориентированной составляющей процесса

подготовки квалифицированных рабочих. Это объясняется тем, что основой ролевой или деловой игры служат различные имитационные виды деятельности, в которых предполагается не только устный ответ по поводу того или иного противоречия, но и умение его реализовать в практической деятельности. Задание сводится к проигрыванию в разных формах тех или иных профессиональных ситуаций. Обучающийся, выполняя определенную роль, оперативно реагирует на поведение «коллег» по игре. Ими чаще всего бывают клиенты, а также работодатели, поставщики инструментов и препаратов, коллеги-парикмахеры и т. д. Таким образом, создание различных игровых ситуаций [(ролевая игра «Приглашение клиента» (ПМ01), ролевая игра «Стратегии поведения в конфликтной ситуации с клиентами» (ОП. 02), деловая игра «Самопрезентация» (ОП. 02), деловая игра «Коллективное собрание по трудовым спорам» (ОП. 01), деловая игра «Генеральная уборка» (ОП. 03)] способствует овладению обучающимися умениями, формированию у них профессиональных и развитию общих компетенций.

Для решения задач организации самостоятельной работы студентов и реализации практико-ориентированной направленности учебного процесса в условиях реализации ФГОС большое значение имеют методические рекомендации и методические указания, разрабатываемые преподавателями для обучающихся. Эти методические материалы для обучающихся представляют комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению лабораторных и практических занятий, заданий на учебной и производственной практике, выполнению курсовых и дипломных работ и др. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методических указаниях), сколько на раскрытие методов выполнения работы. Задача методических рекомендаций — обозначить наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному заданию, виду деятельности. При этом, чтобы повысить эффективность применения данных материалов, разрабатывая содержание учебных рекомендаций по выполнению практических работ и самостоятельной работы обучающихся, мы преимущественно моделировали производственную деятельность рабочего. Отметим, что педагоги целенаправленно пополняют и постоянно обновляют банк ситу-

ационных задач, а для этого укрепляют связи с социальными партнерами-работодателями, изучают рынок труда, профессиональные технологии, проходят стажировку (минимум) раз в три года на рабочих местах на предприятиях, куда устраивают обучающихся на практику.

Для организации и успешного выполнения различных видов учебной деятельности, способствующей реализации практикоориен-тированности при реализации ОПОП по профессиям, помимо комплектов инструкционно-технологических карт, карточек-заданий, алгоритмов, памяток по выполнению различных видов учебной работы, разработаны и используются методические указания:

— по выполнению лабораторных и практических занятий по всем дисциплинам и междисциплинарным курсам;

— по выполнению курсового проекта;

— по подготовке дипломного проекта;

— по подготовке учебных проектов и др.

Так, для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по предмету «Деловая культура» преподавателем разработаны методические указания, в которых алгоритмизировано выполнение домашних тренировочных упражнений на снятие агрессии, преодоление конфликтных ситуаций, на преодоление речевых барьеров во время общения с клиентом и др. Педагоги отмечают, что этому способствует то, что в методических указаниях, например, прописана четкая последовательность действий обучающегося по выполнению заданий, актуализируются его ранее полученные теоретические знания, концентрируется внимание на наиболее важных и сложных моментах. В указаниях обозначены цели занятия, правила проведения работ или выполнения заданий, их описание с указанием системы оценки. Учитывая специфику контингента обучающихся по образовательным программам НПО, такое детализированное, пошаговое описание работы способствует интенсификации учебного процесса, позволяет воспитывать у обучающихся самостоятельность как личностное качество будущего рабочего и специалиста.

Учитывая современный уровень информатизации ОУ ПО, а также темпы развития профессиональных технологий, тенденций в профессиональной сфере и вызванную этим необходимость постоянного обновления и пополнения КМО процесса подготовки квалифицированных рабочих в ОУ СПО, особую актуальность приобретает электронный

учебно-методический комплекс (ЭУМК) — комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса [2]. Также необходимость использования ЭУМК обусловлена отсутствием современных, соответствующих требованиям ФГОС дидактических материалов.

Результаты апробации ЭУМК по профессии позволяют нам заключить, что электронная форма представления КМО профессии является очень удобной формой систематизации и использования учебно-методического материала в образовательном процессе. Приведение всех учебно-методических материалов в электронную форму облегчает процесс совершенствования, обновления, поддержания в соответствии с современными требованиями КМО предмета. Использование ЭУМК повышает качество профессиональной подготовки обучающихся по профессии, значительно способствует совершенствованию собственного методического и профессионального уровня преподавателя за счет постоянного создания новых средств обучения и знакомства с ин-

формационной базой сети Интернет и изучения опыта коллег.

Таким образом, реализация ФГОС в образовательном процессе учреждения профессионального образования требует ежегодного обновления и разработки дополнительного нормативно-правового и учебно-методического обеспечения на уровне образовательного учреждения, что позволит совершенствовать процесс подготовки квалифицированных рабочих к профессиональной деятельности в условиях современного производства.

1. Блинов В. И. Стандарт результата (О новых федеральных государственных стандартах профессионального образования)//Образование. Карьера. Общество. — 2010. — № 2 (28). — С. 18-25.

2. Взаимодействие профессионально-педагогических работников учреждения профессионального образования при реализации компетентностного подхода в соответствии ФГОС/А. Г. Апухтина, И. Ю. Кузнецова, Л. И. Ильченко, Л. А. Богданова//Профессиональ-ное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4 (8). — С. 58-64.

3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения/ авт.-сост.: Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2012. — 180 с.

УДК / uDC 378.14 Е. И. Бизяева, Л. П. Саксонова

E. Bizayeva, L. Saksonova

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL EXPERIENCE OF TECHNICAL HIGH SCHOOL STuDENTS

В статье рассматриваются причины возникновения проблемы формирования профессионального опыта, его свойства и характеристики, а также особенности опыта профессиональной деятельности студентов технического вуза.

The article discusses the causes of the problems of formation of professional experience, its properties and characteristics, also peculiarities of professional experience of students of a technical university.

Ключевые слова: профессиональный опыт, профессиональное развитие, формирование, управление опытом, инженерная деятельность.

Keywords: professional experience,

pr ofessionaldevelopment, formation, management experience, engineering activity.

В третьем тысячелетии человечество подвергает анализу и переосмыслению многое из того, что определяло его развитие. Среди этих проблем и необходимость выработки нового понимания процессов развития техники и инженерной деятельности, что обусловлено интенсивным разрастанием техносферы. Одна из главных задач современного этапа осмысления феномена инженерной деятельности состоит в рациональном использовании накопленных человеческим сообществом знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.