Научная статья на тему 'Модель выпускника как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях фгос нового поколения'

Модель выпускника как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях фгос нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1035
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / COMPETENCES / MODELED GRADUATE / REQUIREMENTS OF AN EMPLOYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьина Наталья Викторовна

Статья затрагивает проблему повышенного спроса на высокий уровень квалификации и компетентности выпускников учреждений профессионального образования на фоне низкой трудоустроенности выпускников СПО по специальности в современных условиях. Инструментом решения данного противоречия автору видится внедрение ФГОС нового поколения: результатом подготовки должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько соответствие выпускника СПО интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей. В статье описан опыт разработки такой модели в ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of the Graduate as Means to Develop Basic and Professional Competences of Students in Conditions of the Federal State Educational Standards

The paper arouses the problem of enhanced demand for high level of qualification and competence among vocational graduates combined with low employment on profession among secondary vocational graduates in contemporary conditions. The author considers implementation of the new Federal State Educational Standards to be a tool to solve this contradiction: the training result must become neither a system of knowledge, nor skills but matching integrated secondary vocational model developed in accordance with the new standards and requirements of the employers. The paper describes an experience of creating such a model at the Kuznetskiy Industrial College.

Текст научной работы на тему «Модель выпускника как средство развития общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях фгос нового поколения»

диагностируют все неисправности кривошипно-шатунного механизма: износ коренных и шатунных подшипников, износ поршней и цилиндров, износ поршневых пальцев, поломку и залегание поршневых колец; разбираются с основными причинами неисправностей - выработка установленного ресурса двигателя, нарушение правил эксплуатации двигателя (использование некачественного масла, увеличение сроков технического обслуживания, длительное использование автомобиля под нагрузкой и др.]. Современные информационные технологии - самый доступный и удобный инструмент в этом случае, способствующий развитию технического мышления, развитию интереса к достижению современной науки и техники, повышению мотивации к освоению выбранной профессии. И Сопин В. В., и Бабурин Ю. Б. систематически посещают учебную, производственную практику обучающихся, корректируют процесс обучения с учетом особенностей набранных групп автомехаников.

Ресурсы лицея позволяют вести подготовку обучающихся групп автомехаников по второй профессии (всего лицензия включает 43 образовательные программы професси-

ональной подготовки]. Это обусловлено необходимостью реализации образовательных потребностей обучающихся повысить конкурентоспособность выпускников. Обучаясь еще одной профессии, наши выпускники продолжают формировать свою профессиональную компетентность, осознают необходимость непрерывного образования, тем более что требования государственно-частных партнеров лицея повышаются. Каждый год отдел кадров ЕВРАЗ ЗСМК, НОУ РЦПП просит предоставлять рейтинг профессионально важных качеств обучающихся, заканчивающих обучение, в наступившем учебном году - списки выпускного курса с рейтингом успеваемости по общеобразовательным предметам, общетехническим и специальным дисциплинам, производственной практики, результатами анкетирования выпускников. Для работодателя это важный показатель качественной подготовки лицеистов, способных к результативной деятельности.

1 Меськов В. С., Мамченко А. А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования // Школьные технологии. - 2011. - № 3. - С. 46-62.

2. Строкова Т. А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6. - С. 9-16.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010, № 555.

УДК / ийС 377 Н. В. Ананьина, преподаватель общетехнических дисциплин,

ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия, metkab-spo@yandex.ru

Nathalie Ananyina, basic technical disciplines teacher, secondary vocational organization «Kuznetsky Industrial College», Novokuznetsk, Kemerovo region, Russia, metkab-spo@yandex.ru

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБщИх И

профессиональных компетенций обучающихся в условиях фгос

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

model of the graduate as means to develop basic and professional competences of students in conditions of the federal state educational standards

Статья затрагивает проблему повышенного спроса на высокий уровень квалификации и компетентности выпускников учреждений профессионального образования на фоне низкой трудоустроенности выпускников СПО по специальности в современных условиях. Инструментом решения данного противоречия автору

видится внедрение ФГОС нового поколения: результатом подготовки должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько соответствие выпускника СПО интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей. В статье описан опыт разработки

Professional Education in Russia and abroad 1 (5) 2012

as

такой модели в ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк.

The paper arouses the problem of enhanced demand for high level of qualification and competence among vocational graduates combined with low employment on profession among secondary vocational graduates in contemporary conditions. The author considers implementation of the new Federal State Educational Standards to be a tool to solve this contradiction: the training result must become neither a system of knowledge, nor skills but matching integrated secondary vocational model developed in accordance with the new standards and requirements of the employers. The paper describes an experience of creating such a model at the Kuznetskiy Industrial College.

Ключевые слова. ФГОС, компетенции, модель выпускника, требования работодателя.

Key words. Federal State Educational

Standards, competences, modeled graduate, requirements of an employer.

Усложнение производственного оборудования и технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного специалиста. Несмотря на дефицит квалифицированных рабочих, лишь порядка 15 % выпускников учреждений среднего профобразования работают по специальности.

«Полученные ими знания рынком не востребованы, а предложенные рабочие места зачастую абсолютно неперспективны. Налицо рассогласованность действий системы образования, с одной стороны, и нашего производства, позиции работодателей, с другой стороны», — заявил президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих.

Для снятия рассогласованности вводятся стандарты нового поколения, которые дают значительное количество свобод для реализации требований работодателей и потребностей регионального рынка труда. Образовательные учреждения среднего профессионального образования формируют собственные основные профессиональные образовательные программы, добавляя дисциплины, модули и компетенции.

В стандартах нового поколения заложен компетентностный подход. Образовательные учреждения среднего профессионального образования обязаны в ходе реализации рабочих программ всех учебных дисциплин и профессиональных модулей отрабатывать четко сформулированные требования к результатам их освоения, в частности компетенциям.

Таким образом, главным результатом подготовки выпускника образовательных учреждений среднего профессионального образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько его соответствие интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей, т. е. «модели выпускника».

В ФГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум» разработана такая модель для каждой специальности и профессии. «Модель выпускника» отражает критерии сформированно-сти конкурентоспособности профессиональной деятельности будущего специалиста.

Оценка уровня обученности студентов: их ПВК и компетенций, дает возможность провести мониторинг результатов обучения, системы ценностей, побудительных сил и готовности к тому или иному виду деятельности, общению.

Но мало определить уровень квалификации обучающихся, важно повышать этот уровень, максимально эффективно реализовывать заложенные компетенции в процессе обучения. Практическую ценность имеют подобранные для каждой профессиональной позиции формы организации формирования компетенций, разнообразные методы и технологии обучения. Ведь реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля].

Первый уровень квалификации

Профессиональная позиция: исполнитель, участник регламентируемого производственного процесса.

Основания оценки результатов образования: стандартные задания выполнены на репродуктивном уровне в соответствии с установленными производственными нормами под непосредственным контролем. Осознает от-

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Специальность СПО 140102 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Обозначение Критерии Мах 3 2 М1п 1

ПВК

1 Хорошая координация движений

2 Развитое пространственное воображение

3 Техническое мышление

4 Логическое мышление

5 Математические способности

6 Высокий уровень концентрации и устойчивости внимания

7 Умение применять новое на практике

8 Ответственность

Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности

Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

ПК1.1 ПК1.2 ПК1.3 Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

ПК2.1 ПК2.2 ПК2.3 Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Вести техническую документацию ремонтных работ

Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

ПК3.1 ПК3.2 Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения Составлять отчетную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения

Организация и управление трудовым коллективом

ПК4.1 ПК4.2 ПК4.3 Планировать и организовывать работу трудового коллектива Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности трудового коллектива Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности

Общие компетенции техника-теплотехника

ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК10 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных], за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей]

Professional Education in Russia and abroad 1 (5) 2012

91

ветственность за результат профессиональной деятельности и собственное поведение.

Организация работы по формированию компетенций: лекция-презентация, экскурсии на предприятия, семинарские занятия, лекции-беседы, лекции с элементами проблемных заданий, эвристический диалог, моделирование технологических процессов, поисковые упражнения.

Методы и технологии обучения: традиционное обучение, монологический метод, метод программированный.

Второй уровень квалификации

Профессиональная позиция: активный и социально ответственный участник производственного процесса.

Основания оценки результатов образования: сложные социально-профессиональные ситуации решены на творческо-эвристическом уровне в различных областях жизнедеятельности под общим контролем. Проявляет инициативу и ответственное отношение к саморазвитию.

Организация работы по формированию компетенций: проблемная лекция, лабораторные и практические занятия.

Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, КСО, профессионально-ориентированная технология, игровые

технологии.

Третий уровень квалификации Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с административными функциями и широким набором ролей, включенных в многообразную систему общественных отношений.

Основания оценки результатов образования: стандартные и нестандартные ситуации решены оптимально. Берет на себя ответственность за формирование оптимальных производственных отношений. Имеет аргументированную собственную позицию, взгляды.

Организация работы по формированию компетенций: групповые дискуссии, бинарные учебные занятия, работа в парах: работа в малых группах, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практик.

Методы и технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, деловые игры, решение учебно-ситуационных задач, метод проектов.

Предложенная модель выпускника апробируется. Ее цель - обеспечивать качество подготовки конкурентоспособных специалистов. Критерием образовательных результатов, которых выступит их успешная социальная и профессиональная деятельность.

УДК / UDC 37.047:377(571.17)

Irina Gladkova, head of marketing, professional orientation and employment department, secondary vocational organization "Anzhero-Sudgensk Polytechnic College”, Anzhero-Sudgensk, Kemerovo region, Russia, ASPK@LIST.RU

И. А. Гладкова, руководитель отдела маркетинга, профориентации и содействия трудоустройству выпускников, ФГОУ СПО «Анжеро-Судженский политехнический колледж», г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, Россия, ASPK@LIST.RU

формирование системы профориентационной работы

В АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОМ ПОЛИТЕхНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

forming a system of professional orientation activities at anzhero-sudgensk polytechnic college

Статья описывает опыт создания эффективной системы профориентационной работы с населением в Анжеро-Судженском политехническом колледже. Данная система профориентации охватывает учащихся общеобразовательных школ начиная с 5-6 класса и включает

несколько этапов для каждого возраста с учетом индивидуальных возможностей и способностей, а также перспективных потребностей рынка труда.

The paper describes an experience of elaborating an efficient system of profession-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.