СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
М.В. Живогляд,
старший преподаватель кафедры педагогики Армавирского государственного педагогического университета
Анализ специальной научной литературы, реалии сложившейся педагогической и социокультурной ситуации подтверждают, что до настоящего времени не разработана система подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде, и как следствие не определены особенности становления его профессионализма в этой сфере.
Педагогический профессионализм - это совокупность психических и личностных изменений, накопленных в процессе овладения и длительного выполнения профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающих эффективный уровень решения сложных педагогических задач [3].
Проблема развития профессионализма педагога в межнациональных отношениях и его формирования имеет большую значимость, поскольку создает условия для более гибкого регулирования ситуаций взаимопонимания в полиэтнических регионах, предупреждения возникновения даже малейшей дискомфортности во взаимоотношениях представителей различных общностей.
Основными структурными составляющими профессионализма педагога в сфере межнациональных отношений являются: этносоциальная компетентность; готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями различных этнических общностей; адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности; культура межнационального взаимодействия.
Этносоциальная компетентность -- это такая степень проявления знаний, навыков и умений, которая позволяет педагогу в процессе межнациональных отношений правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношения и общения с представителями конкретных этнических общностей, проявляющиеся в учёте своеобразия их традиций, привычек и психологических качеств; находить адекватные формы воздействия с целью поддержания атмосферы согласия, добропорядочности и взаимного доверия.
Этносоциальная компетентность педагога-профессионала в сфере межнациональных отношениях выражается в понимании:
• потребностей, мотивов и ценностной ориентации жителей конкретных национальных регионов, этническая специфика проявления которых существенно влияет на формы педагогического общения с ними;
• фактов, свидетельствующих о наличии противоречий между потребностно-мотивационными композитами национальной психологии и функционирующих в сознании населения традиционными нормами межнационального взаимодействия между людьми;
• характера проявления интеллектуально-познавательных составляющих национального самосоз-
нания, которые должны приниматься во внимание при совместной деятельности;
• специфики форм защиты самосознания представителей конкретных этнических общностей от элементов национализма, шовинизма в ходе межнациональных отношений;
• существования конкретных национально-психологических предпосылок для повышения эффективности интернационального взаимодействия, которые могут учитываться в процессе деятельности в конкретных национальных регионах страны.
Проведённые исследования этносоциальной компетентности показывают, что её можно успешно формировать и развивать, если основной костяк педагогического коллектива образовательного учреждения составляют учителя, имеющие опыт межнационального взаимодействия, и у них присутствует установка на эффективные межнациональные отношения.
Адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности. Социально-психологическая адаптация человека к быту, жизни и специфике общения других народов, в отличие от адаптации к собственной культуре, часто порождает внутреннюю напряженность, глубокие переживания, определенную неуравновешенность в межнациональных контактах.
Культура межнационального взаимодействия педагога обусловливает продуктивность и результативность его педагогической деятельности в области межнациональных отношений. Под ней следует понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, а также адекватных им действий, проявляющихся в межличностных контактах представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия.
В содержательном плане культура межнационального взаимодействия педагога предполагает:
• знание норм и правил, которые регулируют характер взаимоотношений представителей различных этнических общностей и способствуют формированию их взаимных интересов;
• соблюдение сложившихся традиционных или стереотипных форм межнационального общения и отношений;
• умение профессионально воздействовать на характер и особенности поведения коллег-учащихся и родителей различных национальностей; стремление и желание утверждать на практике взаимно согласованные принципы взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнациональных отношений;
• наличие способностей противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и неприязни, национальному недоверию и отчуж-
денности, национальному эгоизму и этноцентризму, национальному тщеславию и спеси [2].
Основу содержания культуры межнационального взаимодействия составляют четыре системообразующих элемента: во-первых, прочные знания теории и практики реально существующих в стране национальных отношений, а также психологии национальных общностей, ее населяющих; во-вторых, непредвзятое отношение при оценке национально-психологических характеристик учеников и родителей различных национальностей; в-третьих, умение выбирать по отношению к каждой из таких категорий способ общения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечает индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей; в-четвертых, способность эмоционально откликаться на их запросы, интересы и поступки.
Формирование профессионализма педагога в межнациональных отношениях представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех его сторон личности с учетом многообразных факторов и условий, которые могут способствовать или препятствовать эффективности прилагаемых для этого усилий.
В ходе анализа специальной литературы и существующей практики нами было установлено, что процесс формирование профессионализма педагога в межнациональных отношениях идет эффективно тогда, когда соблюдаются определенные психолого-педагогические условия:
• допустимость этнопсихологического релятивизма в деятельности педагога в области межнациональных отношений, предполагающего, что у него должны формироваться такие качества, которые, с одной стороны, позволяли бы ему эффективно приспосабливаться к традициям, привычкам, образу мышления и действий пред-
ставителей тех этнических общностей, с которыми он имеет дело, а с другой - не входят в противоречие с его национальной психикой;
• учет специфики проявления этнического самосознания в межнациональных отношениях, ориентирующий на формирование у педагога- профессионала установки, позволяющей спокойно и разумно воспринимать настороженное и даже негативное к нему отношение со стороны представителей других национальностей и находить возможности для взаимопонимания с ними на основе использования знаний об особенностях их национального развития;
• развитие возможностей адаптации к своеобразным национальным условиям жизни, труда, взаимоотношений представителей других этнических общностей, что предполагает, с одной стороны, присутствие определенных трудностей в адаптации профессионала к взаимодействию с различными этносами, а с другой - свидетельствует о наличии перспективы для приспособления к ним;
• развитие у педагога навыков и умений индивидуального и дифференцированного подхода в работе с представителями разных национальностей, предусматривающего формирование его уверенности в том, что хорошее понимание национальных особенностей даёт возможность для ориентации в трудных педагогических ситуациях.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.
2. Джандильдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. - Алма-Ата, 1989.
3. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. - М.: МГУ, 1988.
СЕРБСКИЕ КНИГИ И БРОШЮРЫ В СЛАВЯНСКОЙ УЧЕБНОЙ БИБЛИОТЕКЕ О.М. БОДЯНСКОГО
Л.Ю. Аристова, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова
Сербская коллекция является одним из интереснейших фрагментов Славянской учебной библиотеки О.М. Бодянского - одного из основателей русской славистики, блестящего ученого и педагога, возглавившего кафедру истории и литературы славянских наречий в Московском университете. Эта коллекция сформировалась в результате тесных научных и культурных контактов Бодянского с деятелями сербского национального возрождения -учеными, литераторами, политиками, лингвистами. Так, еще во время путешествия по славянским странам Бодян-ский плодотворно общался с деятелями Сербской Матицы, а в Пеште познакомился с Яном Колларом, величайшим чешско-словацким поэтом.
В Будиме и Пеште русский ученый работал в библиотеках и изучал сербский. Осип Максимович намеревался посетить княжество Сербию, Болгарию, Трансильванию, Буковину, Закарпатье, Словакию и Словению, но эти этапы путешествия ему, увы, не удалось осуществить. В Будапеште славист заболел тяжелой формой ревматизма ног и вынужден был прервать путешествие. В октябре 1839 г. Бодянский вернулся в Вену, а затем побывал в сербских Карловцах и хорватском Загребе.
Кроме того, Бодянский посетил Карловцы, Нови Сад и Фрушку Гору, известную своими двенадцатью монастырями и ценнейшим собранием славянских рукописей и старопечатных книг. В Сербии и Хорватии Бодян-ский сблизился с деятелями национального возрождения этих стран - Станко Вразом, братьями Мажураничами, писателем Вукотиновичем и другими. Братья Антон и Иван Мажураничи были проповедниками идеи славянского мессианизма по отношению к народам Европы, активными деятелями движения «иллиризма». Последователи иллиризма - хорватские ученые, писатели, общественные деятели, - боролись с германизацией и мадьяризацией хорватов, утверждали принадлежность сербов и хорватов к великому и могущественному славянскому племени. Про-