Научная статья на тему 'Содержание и сущность профессионального развития конкурентоспособности студентов вуза (на примере изучения экономико-управленческих дисциплин)'

Содержание и сущность профессионального развития конкурентоспособности студентов вуза (на примере изучения экономико-управленческих дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

В статье с позиции современных реформ в экономике и образовании, рассматриваются сущностные характеристики понятий профессионального развития конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Выявленные характеристики, комплекс факторов создают надежный базис для успешного развития конкурентоспособного поведения учащихся современного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и сущность профессионального развития конкурентоспособности студентов вуза (на примере изучения экономико-управленческих дисциплин)»

возраста. Воспитание культуры межнационального общения предполагает формирование установок этнотолерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия [1, с. 26]. Такая картина наблюдается в республике Татарстан, и поддерживается его правительством.

Список литературы:

1. Гражданская, региональная и этническая идентичность и проблемы интеграции российского общества / Институт социологии российской академии наук. - М., 2012. - С. 150.

2. Пименова Т.С. Региональный компонент в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие. - Казань: Отечество, 2015. - С. 96.

3. Семин М.В., Пономарев К.Н. Будем толерантны: учебно-методическое пособие для студентов Общественного учебно-методического центра толерантности и профилактики экстремизма. - К.: Юиверсум, 2014. - С. 174.

4. Трегубова Т.М. Студент вуза как объект и субъект социально-педагогической работы в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2012. - Т. 16, № 2. - С. 69-76. - (Реестр ВАК).

5. Хусаинов З.А. Краеведение: учебное пособие для высших учебных заведений. - К.: Татар. кн. изд-во, 2011. - С. 224.

СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)1

© Лаврентьев С.Ю.2

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В статье с позиции современных реформ в экономике и образовании, рассматриваются сущностные характеристики понятий профессионального развития конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Выявленные характеристики, ком-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и республики Марий Эл. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005.

2 Доцент кафедры Теории и методики технологии и профессионального образования, кандидат педагогических наук.

плекс факторов создают надежный базис для успешного развития конкурентоспособного поведения учащихся современного университета.

Ключевые слова конкурентоспособность, экономическая подготовка, образование.

В современных условиях модернизации всей системы образования, глобальных экономических преобразований в стране и в мире все более актуальными становятся вопросы формирования конкурентоспособности будущих специалистов. На повестке дня перед современным государством и обществом стоит задача удовлетворения потребности в подготовке конкурентоспособных работников, способных в условиях рыночных трансформаций поддерживать высокую профессиональную мобильность, основанную на диверсификации форм профессиональной деятельности, направленную на личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

Однако, согласно проведенным исследованиям, включающим обсервационные методы (включенное и невключенное наблюдение); фокусированное интервью; анкетирование; тестирование; праксиметрические методы (изучение продуктов учебной деятельности студентов), контент анализ письменных и творческих работ учащихся, мы выяснили, что учащиеся в большинстве своем недостаточно подготовлены к трудовой деятельности в условиях рыночной неопределенности. Например, в ходе анкетного опроса, проведенного среди студентов 2-5 курсов, обучающихся по специальностям (направлениям подготовки): «Технология и предпринимательство», «Профессиональное обучение (по отраслям)» и «Педагогическое образование» в 2014-2016 годах, большая часть выпускников вузов (79 %) испытывают разного рода затруднения к изменениям профиля деятельности, внедрении передовых технологий, требующих флексибильности мышления в решении конкретных ситуаций, моделировании их возможных последствий. Таких причин несколько: от недостаточной личной организованности и отсутствия навыка работать самостоятельно, до недостатка процесса обучения, когда учащийся вуза выступает объектом массового процесса профессионального воспроизводства.

Потому, актуальным становится потребность в выявлении путей и средств, обеспечивающих становление субъектности, формирующих профессиональную конкурентоспособность выпускников университета, присваивая социально приемлемые алгоритмы действий в сходных жизненных ситуациях и творческое перенесение приобретенного опыта на конкретные ситуации социально-экономической деятельности [5, 6].

Таким образом, становится более отчетливым выявленное противоречия между потребностью государства и общества в подготовке конкурентоспособных работников, способных поддерживать стабильно высокую профессиональную мобильность, конкурентоспособность, экономическую компетентность и отсутствием научного обоснования процесса формирования

конкурентоспособности в ходе экономической подготовки современного университета. Принимая во внимание имеющееся противоречие, необходимость и своевременность решения выявленной проблемы формирования конкурентоспособности студентов современного вуза, на наш взгляд, станет более эффективным по сравнению с широко распространенной практикой, в том случае, когда конкурентоспособность трактуется, как способность мобилизовать личные качества и выстроить стратегию своих действий сообразно системным целевым установкам образовательного процесса вуза.

В последнее десятилетие прослеживается рост интереса к исследованию сущности и содержания такого понятия как конкурентоспособность личности. Конкурентоспособность, в свою очередь привлекает внимание и становится предметом изучения представителями различных наук: философии, социологии, педагогики, психологии, экономики, менеджмента и других. В процессе изучения и последующего анализа учебно-методической, научной литературы, нами выявлено, что единого общераспространенного взгляда в трактовке такого понятия как «конкурентоспособность» не существует, кроме того, конкурентоспособность рассматривается с различных точек зрения и с разной полнотой.

Например, психологами, конкурентоспособное поведение определяется через своеобразную способность к предугадыванию, готовности к обновлению, адаптации внешним негативным воздействиям, умению планировать свою профессиональную деятельность, ставить цели и прилагать усилия для достижения намеченных задач, а также осознания и оценки любой трудности как стимула дальнейшего развития, самостоятельного преодоления собственных барьеров. С позиций социологии, конкурентоспособность рассматривается, в целом, как базис константности социума, поскольку постоянство его гарантируется не столько усилиями правоохранительных органов, сколько персонально осознанным подчинении личности принятым нормам культуры и морально-этическим ценностям, так как данное подчинение для него выгодно. В педагогическом аспекте конкурентоспособность трактуют как основу личности, обращенное к личностной самоидентификации, готовности сделать выбор жизненной стратегии и путей достижения высоких профессиональных результатов.

По нашему мнению, конкурентоспособность может быть охарактеризовано как качество, включающее широкий спектр личностно-профессиональ-ных аспектов становления выпускника вуза. Первый аспект - аксиологический, показывает формирование ценностных установок во всех областях жизнедеятельности. Поведенческому аспекту характерно тождественное осознание и наиболее эффективное реализация ресурсов собственной личности. Третий, творческий аспект связан с личностно-активным персональным рефлексивно-флексибильным пониманием своей профессии.

В труде американских авторов Грейсона Джексона К. младшего и О'Дел-ла Карла, ставшего руководством по теории и практике управления «Американский менеджмент на пороге XXI века», сформулированы основные рецепты повышения качества, конкурентоспособности специалиста-профессионала. Они полагают, например, в конкурентоспособной стране ее гражданам следует владеть высоким средним уровнем функциональной грамотности, определенными основами знаний о мире, в области математики, ста-тистистической грамотности, научной методологии. Были также выделены способности к наблюдению за процессами, умения анализировать их, а также владение способами интерпретации результатов и осуществлять конкретные действия для их улучшения, умения работать в команде, способность нести ответственность за свои поступки, стремление к постоянному обучению и адаптации к переменам [1].

Таким образом, с педагогической точки зрения, понятие «конкурентоспособность» можно рассматривать как многомерный вектор, охватывающий понимание конкурентоспособности как возможности и готовности к успешному осуществлению определенных действий, предвидения, противодействия негативным обстоятельствам, генерирование инновационных идей с целью достижения запланированных результатов. Изучая возможности личности к выполнению той или иной деятельности, психологическими исследованиями выделяются способности личности к данной деятельности, а именно такие персонально-психологические свойства личности, которые оказывают существенное влияние на качество выполнения профессиональной деятельности, ее успешности, уровень достигнутого эффекта и то каким образом эта деятельность выполняется. Исходя из понимания сущности и содержания понятия «конкурентоспособность», мы понимаем, как готовность самой личности к самостоятельной эффективной личностно-профес-сиональной деятельности вообще и экономической в частности.

Как уже было отмечено, готовность к эффективному осуществлению трудовой деятельности характеризуется требованиями, предъявляемыми спецификой самой деятельности к личности, становится вполне понятной выявление содержательных особенностей деятельности экономической. Теоретическое изучение и последующий содержательный анализ работ выдающихся ученых-экономистов, А.Н. Леонтьева, К. Маркса, Р.С. Немова, Б. Па-рыгина, С.А. Рубинштейна, Й. Шумпетера позволяет говорить о предпринимательстве как наиболее продуктивном виде экономической деятельности, который заключается в осуществлении организационных инноваций в целях получения прибыли. Предпринимательство в свою очередь обусловлено тремя необходимыми элементами: доходом, как целью и критерием успешной работы, инициированными изменениями и организационными действиями.

Изменения в социальной основе предпринимательства, предопределяют необходимость классификации предпринимательской деятельности на мар-

кетинговую, направленную на обеспечение новым знанием; финансовую деятельность, нацеленную на создание капитала; и деятельность менеджера, ориентированную на выстраивание управленческих технологий и создание структуры внутренних и внешних связей организации. Исходя из приведенной классификации видов предпринимательской деятельности следует, что экономист-практик, в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, реализует три главные функции. Первая, факторная функция направлена на оптимизацию фондов денежных средств, предметов труда, средств производства, персонал организации и других факторов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Организаторская относится ко второй функции и заключается в соединении и комбинировании всех факторов производства для обеспечения эффективного достижения поставленной цели. Третья, творческая, функция непосредственно связана с инновациями, предпринимательской активностью и риском, значение которых в постиндустриальную эпоху и нарастания конкуренции только усилилось.

Отсюда следует, что функциями экономиста-практика, как субъекта рыночных отношений между его участниками, заключаются в поиске и создании спроса на товары и услуги, инновации и максимальное удовлетворение запросов потребителей, посредством привлечения капитала, организации процесса производства и стимулирование реализации товаров с максимально возможной прибылью. Становятся бесспорным положение о том, что в условиях конкурентных отношений, предпринимательство, рассматривается как своего рода искусство эффективного ведения хозяйственной, экономической, инновационной деятельности, инициативного организационного творчества, оправданного коммерческого риска [2, 3].

Таким образом, принимая во внимание требования, диктуемые спецификой ведения предпринимательской деятельности в современных условиях конкурентной рыночной среды и понимая конкурентоспособность как готовность самой личности к самостоятельной эффективной личностно-про-фессиональной деятельности, считаем закономерным предложить следующее определение конкурентоспособности. Конкурентоспособность (в предпринимательской деятельности) - это возможность и готовность успешного осуществления предпринимательской деятельности в условиях рыночной конкурентной среды, выражающейся в искусстве эффективного ведения хозяйственной, экономической, инновационной деятельности, инициативного организационного творчества, оправданного коммерческого риска.

Список литературы:

1. Грейсон Джексон К. младший, О'Делл Карла. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: «Экономика», 2004. - 320 с.

2. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Социально - экономические и педагогические предпосылки формирования конкурентоспособности будущего

специалиста в образовательном процессе современного университета [Электронный ресурс] I С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов II Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - Режим доступа: www.science-educati-on.ru/128-22145.

3. Лаврентьев, С.Ю., Крылов Д.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе [Электронный ресурс] I С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов II Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: www.science-education.ru/121-18305.

4. Ivanenko N.A., Lavrentiev S.Y, Khrisanova E.G., Tenyukova GG., Kuz-netsova L.V, Yakovlev S.P. & Shvetsov N.M. Basic Principles for Forming Teaching Staffs' Competitiveness in Vocational Training Institutions // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7, No. 5. - Р. 118-123. - http://dx.doi.org/10. 5539/res.v7n5p118. DOI:10.5539/res.v7n5p118.

5. Komelina VA., Mirzagalyamova Z.N., Gabbasova L.B., Rod Y.S., Slobo-dyan M.L., Esipova S.A., Lavrentiev S.Y., Kharisova GM. Features of students' economic competence formation [Электронный ресурс] // International Review of Management and Marketing. - 2016. - № 6 (1). - Р. 53-57. - Режим доступа: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/1736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.