Научная статья на тему 'Содержание и структура конкурентоспособности будущего учителя'

Содержание и структура конкурентоспособности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович, Комелина Валентина Александровна

В статье раскрыта необходимость и своевременность формирования конкурентоспособности будущего учителя в современных условиях модернизации российской образовательной системы. Анализ внутренней структуры позволил раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержанию исследуемого феномена. В качестве структурных выделены такие компоненты конкурентоспособности будущего учителя, как: мотивационно-ценностный, нравственно-эстетический, когнитивный и деятельностно-практический. Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов конкурентоспособности будущего учителя характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович, Комелина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and structure of competitiveness of future teacher

The article deals with the necessity and timeliness of formation of competitiveness of the future teacher in modern conditions modernization of the Russian education system. The analysis of the internal structure has allowed to reveal the essence and give a brief description of the content of the phenomenon. As highlighted in the structural components such competitiveness of future teachers, as motivational-valuable, moral and aesthetic, cognitive and action-practical. Interrelation, interconditionality substantial components of competitiveness future teacher describes a systematic, holistic nature of the phenomenon.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура конкурентоспособности будущего учителя»

УДК 378:371.134

С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов, В. А. Комелина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Содержание и структура конкурентоспособности будущего учителя

В статье раскрыта необходимость и своевременность формирования конкурентоспособности будущего учителя в современных условиях модернизации российской образовательной системы. Анализ внутренней структуры позволил раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержанию исследуемого феномена. В качестве структурных выделены такие компоненты конкурентоспособности будущего учителя, как: мотивационно-ценностный, нравственно-эстетический, когнитивный и деятельностно-практический. Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов конкурентоспособности будущего учителя характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена.

Ключевые слова: конкурентоспособность, компоненты, профессиональная подготовка.

Глубокая социально-экономическая модернизация системы образования, происходящая на современном этапе, оказывает большое влияние на процессы социализации и вместе с тем наглядно демонстрирует ограниченность традиционных, унифицированных образовательных систем, формирующих стандартный, преимущественно технократический тип личности. Реформы российской образовательной системы ставят задачи иного — гуманистического — осмысления и практической реализации внутреннего потенциала человека, оказавшегося в новых конкурирующих обстоятельствах меняющейся социально-экономической среды.

Актуальность формирования конкурентоспособности личности студента вуза заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к учащейся молодежи высокие профессиональные требования. Такие качества индивида, как самостоятельность и эффективность в реализации принятых решений, социальная ответственность, адекватное восприятие и оперативное реагирование на новые факторы, готовность к социально активному взаимодействию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям организации и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности, приобретают все большее значение во всех сферах профессиональной деятельности. Студентам современного вуза вскоре предстоит взять на себя ответственность за решение сложных и неоднозначных возникающих в постиндустриальном обществе проблем. В этой связи одной из первоочередных задач современ-

ного высшего образования становится создание условий для формирования и развития конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, эффективно и качественно решать профессиональные проблемы и задачи [1; 6].

Наиболее плодотворно проблема конкурентоспособности персонала (дефиниции, роль в управленческой деятельности, социально-психологическая структура, методические основы оценки конкурентоспособности, подходы к подготовке конкурентоспособного специалиста и др.) разрабатывалась в теории менеджмента зарубежными (И. Ансофф, А. Вайсман, Р. Дафт,

A. А. Мескон, Т. Санталайнен и др.) и отечественными (В. А. Дятлов, Е. Б. Попова, В. В. Травин, Р. А. Фатхутдинов, В. И. Шаповалов и др.) исследователями. Отдельные аспекты формирования конкурентоспособности личности в системе высшего образования нашли отражение в работах

B. И. Загвязинского, В. П. Кузовлева, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, В. М. Монахова, П. Е. Решетникова, А. В. Репринцева, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других.

Одновременно с теоретическими складывались образовательно-политические и организационно-практические предпосылки, способствующие разработке проблемы, в частности принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктрины образования, государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы и др. Данные документы предусматривают, в частности, интеграцию образовательных учреждений в единые педагогические комплексы; стремление учреждений к повышению квалификации своих

сотрудников, методических и психологических служб общего и профессионального образования к созданию программ профессионально-личностного развития педагога; обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики; разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий [7-8]. Проявление вышеуказанных предпосылок требует их теоретического осмысления в процессе формирования конкурентоспособности личности учителя в современных условиях.

Обращение к социокультурным реалиям, к теории и практике высшего образования позволяет сделать вывод о существующем противоречии между объективной потребностью общества в учителе, способном выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной в основном на формирование функциональной готовности к деятельности. Выявленное противоречие свидетельствует о том, что перед педагогической наукой встала проблема, связанная с теоретическим обоснованием процесса формирования конкурентоспособности будущего учите -ля, включая углубление представления о конкурентоспособности как системном многоуровневом личностном образовании; выявление внутренних закономерностей развития конкурентоспособной личности; определение подходов к построению содержания процесса формирования конкурентоспособности будущего учителя в университете, технологии и социально-педагогических условий, адекватных специфике конкурентоспособного поведения учителя.

В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов раскрыта в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспектах, что нашло свое отражение в трудах С. Я. Батышева, А. П. Беляева, Г. И. Ибрагимова, А. Я. Наина, Ю. Н. Петрова, П. Н. Осипова и других. Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста решается В. И. Андреевым,

B. С Безруковой, О. Мельничук, Л. М. Митиной, Ф. Р. Туктаровым, Э. Р. Хайруллиной, А. Яковлевой и другими.

Само понятие «конкуренция» латинского происхождения, и с XVIII веке оно встречается в немецком, французском языках в значении «соперничество, борьба за достижение больших выгод». Понятие «конкурентоспособность» относится к числу наименее разработанных как в философской, социологической, экономической, так и в психолого-педагогической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. Собственно термин «конкурентоспособность» как научное понятие появился в отечественной педагогике в конце XX века. В современном значении слово «конкуренция» коррелирует с такими понятиями, как «соревнование», «борьба», «престиж», «репутация», «карьера», «статус».

Поведенный анализ литературы показывает, что в настоящее время исследования конкурентоспособности личности носят либо неявный, либо единичный характер. Большинство работ посвящено различным аспектам проблемы конкурентоспособности промышленных предприятий, фирм, национальной экономики и так далее.

Так, Л. М. Митина рассматривает конкурентоспособность личности в психологическом плане, обращая внимание на такую составляющую характеристику конкурентоспособности личности, как компетентность. По мнению Л. М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [3, а 115]. Путь конкурентоспособной личности в профессии характеризуется как конструктивный и реализуемый посредством модели профессионального развития, где «осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития человека является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой» [3, а 11].

Ф. Р. Туктаров рассматривает конкурентоспособность личности как целостное многоуровневое социально-психологическое и социально-культурное явление и акцентирует внимание на социально-философском аспекте конкурентоспособности личности, то есть взаимовлиянии личности и социума, условий формирования конкурентоспособности личности и их специфичности в условиях трансформирующегося российского общества под воздействием глобализации.

По мнению Ф. Р. Туктарова, «конкурентоспособность личности формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных социальными и культурными традициями, менталитетом и ментальностью народа, ее проявления зависят от типа общества (восточного или западного, которым соответствует институциональная Х-матрица или У-матрица), фиксируется в стереотипах поведения и социальных установках» [5, с. 45].

Э. Р. Хайруллина рассматривает конкурентоспособность личности как динамическую открытую систему, развивающуюся на основе личностной программы самоопределения и саморазвития и дающую возможность выпускнику вуза эффективно адаптироваться в мире труда [1].

Мы рассматриваем конкурентоспособность применительно к учителю и определяем ее как динамическое, системное, многоуровневое личностное образование, имеющее определенные тенденции развития, характеризующееся совокупностью сформированных личностных и профессиональных качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу, профессии, коллегам, самому себе; профессиональных знаний и адекватных способов поведения в профессиональной деятельности.

Конкурентоспособность учителя, по нашему мнению, следует изучать на уровне личностных качеств (мобильность, адаптивность, коммуникативность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальная память, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность); на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, проективность, прогнозирование, целеполагание, гибкость, пластичность); на уровне процессов преобразования соб -ственной личности, деятельности, окружающей среды.

Анализ литературы показывает, что конкурентоспособность как многомерная характеристика, зависит от внешних и внутренних условий: от развития профессиональных тенденций, особенностей личностных качеств и профессиональных компетенций, особенностей опыта личности, ее мотивации, ориентации, предпочтений, поведенческих стратегий и так далее.

Большинство исследователей считают, что конкуренция не существует в чистом виде, она проявляет свое функциональное значение в корреляции с такими понятиями, как «соревнование», «престиж», «карьера», «репутация», «статус» и «имидж». Необходимо также принимать во внимание то фундаментальное эмпирическое обстоятельство, согласно которому функциональное значение конкурентоспособности личности определяется целостной системой базовых экономических, политических и идеологических институтов общества.

Опираясь на вышесказанное, выделим следующие основные компоненты конкурентоспособности:

- мотивационно-ценностный отражает ценностные ориентации личности, позитивную установку на различные виды социально значимой активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития;

- нравственно-эстетический предполагает стремление к нравственному самосовершенствованию, выявление личностных перспектив конкурентоспособного поведения, самосовершенствование в соответствии с идеальной моделью конкурентоспособности личности;

- когнитивный образует знания основных категорий, принципов и закономерностей педагогической деятельности; знания о сущности педагогической профессии, знания и умения самопознания и самооценивания своего профессионального потенциала;

- деятельностно-практический составляет умения и навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения [2; 4].

Сказанное позволяет определить задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях глобализации и модернизации высшего образования. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов, способных легко обучаться, быстро адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной

деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании, с развитыми адаптационными способностями, а также умениями и навыками самообразования. Во-вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

-чэ—-

1. Лаврентьев С. Ю. Педагогические условия формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Йошкар-Ола, 2012. 24 с.

2. Мезинов В. Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Елец, 2009. 43 с.

3. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400 с.

4. Моделирование процесса формирования этнопедаго-гической компетентности будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды / Д. А. Крылов, С. Ю. Лаврентьев, Н. М. Швецов, А. Р. Жидик // Вестник Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2014. № 4 (72). С. 76-81.

5. Туктаров Ф. Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2006. 162 с.

6. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2008. 40 с.

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Постановление

Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 [Электронный ресурс] // сайт Минобрнауки России. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/3409/ (дата обращения: 5.11.2014).

8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 01.11.2014).

1. Lavrentiev S. Y. Pedagogical conditions of formation of the cognitive activity of future teachers of technology and business: autoabstract PhD thesis (candidate of pedagogics). Yoshkar-Ola, 2012. 24 p.

2. Mezinov V. N. Formation of competitiveness of the future teacher in the educational process of the university: autoabstract PhD thesis (doctor of pedagogics). Yelets, 2009. 43 p.

3. Mitina L. M. Developmental Psychology competitive personality. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2002. 400 p.

4. Modeling of the formation of etnopedagogical competence of future teachers in a multicultural educational environment / D. A. Krylov, S. Y. Lavrentiev, N. M. Shvetsov, A. R. Zhidik // Bulletin of the Chuvash I. Yakovlev state pedagogical university. Cheboksary, 2014. № 4 (84), pp. 181-186.

5. Tuktarov F. R. The competitiveness of the individual in modern society transformed. Rostov on Don. Science Press, 2006. 162 p.

6. Shapovalov V. I. Formation of competitiveness schoolchildren in the conditions of an additional education: autoabstract PhD thesis (doctor of pedagogics). Yaroslavl, 2008. 40 p.

7. State program of the Russian Federation "Development of education", for 2013-2020. Government Decree of 15.04.2014 № 295. [Electronic resource] // site of the Russian Ministry of Education and Science. URL: http: //minobrnauki.rf/dokumenty/3409/.

8. The concept of the federal target - oriented program of education development for 2011-2015 [Electronic resource] // URL: http: //base.garant.ru/

S. Y. Lavrentiev, D. A. Krylov, V. A. Komelina Mari State University, Yoshkar-Ola Content and structure of competitiveness of future teacher

The article deals with the necessity and timeliness of formation of competitiveness of the future teacher in modern conditions modernization of the Russian education system. The analysis of the internal structure has allowed to reveal the essence and give a brief description of the content of the phenomenon. As highlighted in the structural components such competitiveness of future teachers, as motivational-valuable, moral and aesthetic, cognitive and action-practical. Interrelation, interconditionality substantial components of competitiveness future teacher describes a systematic, holistic nature of the phenomenon.

Keywords: competitiveness, components, professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.