УДК 378.2
С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматриваются основные социально-экономические и педагогические предпосылки формирования качеств будущего специалиста, которые образуют прочную основу для успешной реализации конкурентоспособного поведения. В свете требований рыночной среды к подготовке студентов анализируются возможности, рассматриваются предпосылки формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе университета. Обозначена следующая группа социально-экономических и педагогических предпосылок формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе высшей школы. Первая группа предпосылок сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения. Вторая группа предпосылок связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий. Третья группа предпосылок возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции. Четвертая группа предпосылок основана на решении проблем качества образования: усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожиданий, возлагаемых на образование; расширение спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности. В контексте современных условий модернизации образования выявляются теоретические подходы к определению индивидуальных качеств, формулируется теоретико-практическая база исследования конкурентоспособности выпускника вуза. Акцентируется внимание на тех факторах, которые служат препятствием реализации конкурентоспособного поведения личности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предпосылки, профессиональная подготовка
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-16-12005
Современному этапу развития общества и государства характерны высокая динамика развития и кардинальные перемены во всех областях жизнедеятельности. Проблема нарастания темпа социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный характер и требует для своего дальнейшего решения усилий большинства государств, совместного регулирования мирового хозяйства.
Ускорение развития рыночных отношений, демократизация гражданских институтов, все чаще заостряют решение проблемы социально-экономической эффективности и ответственности организаций разнообразных форм собственности (как коммерческих, так и некоммерческих), а дилемма наращивания потенциала их конкуренто-
способности приобретает особую значимость [5; 6; 10].
Решение данных вопросов исследователи в области менеджмента, управления человеческими ресурсами, в последнее время все чаще связывают с наращиванием эффективности развития персонала организаций (в том числе образовательных), формированием его конкурентоспособности. Речь идет о том, что любой системе (организации) необходимо иметь и перманентно развивать, по отношению к конкурентам, определенный набор преимуществ. Все это ведет к тому, что в эпоху перехода от постиндустриальной эпохи к эпохе информации, или интеллектуального труда, конкурентоспособность отдельного специалиста все больше детерминирована социально-
© Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А., 2016
культурными и экономическими факторами нового этапа общественного развития.
Исследования, направленные на решение глобальных проблем человечества, являются центральной идеей современных исследовательских разработок участников Римского клуба. Возникающие трудности, по их мнению, обусловлены иным образом мышления и действий, принятых в нашей массовой культуре. С появлением новых социальных феноменов человеку необходимо эффективно решать самые разные проблемы, совершенствовать себя как личность, а также постоянно открывать и выстраивать в восходящую спираль роста его новые принципы (Э. Вайцзеккер, А. Кинг, Э. Ловинс, Э. Пестель, А. Печчеи и др.).
Так, создатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи в своей работе «Человеческие качества» (1980), сформулировал идею о том, что в основе поиска совершенной модели управления мировым развитием лежит совершенствование человека, раскрытие его новых потенциальных возможностей.
Признанный специалист в области изучения природы конкуренции, профессор Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School) М. Э. Портер подчеркивает, что конкурентоспособность работника любой организации напрямую связана с экономической конкурентоспособностью государства. Страна, которая озабочена своим будущим, а значит, имеет четкую стратегическую экономическую и социальную позицию, должна постоянно и целенаправленно повышать конкурентоспособность своих работников. Отсутствие достаточного уровня капиталовложений в обучение каждого будущего специалиста приводит к тому, что компании будут не в состоянии сохранять конкурентные преимущества, а низкоквалифицированные рабочие окажутся перед фактом отсутствия каких-либо перспектив на будущее и возрастающей собственной несамостоятельности [7].
Созданная М. Э. Портером концепция конкурентоспособности и по сей день практически реализуется швейцарской, основанной на членстве неправительственной организацией - Всемирный экономический форум. Следуя основным положениям «Программы глобальной конкурентоспособности», для «улучшения положения в мире», Всемирный экономический форум активно содействует установлению взаимодействия между ключевыми заинтересованными группами: представителями предпринимательского
сообщества и правительственных органов, деятелей в области образования, науки и культуры.
В частности, на проходившем 3 марта 2015 г. Всемирном экономическом форуме (World Economic Forum) было подчеркнуто, что на конкурентоспособность национальных экономик оказывают влияние различные многочисленные и весьма разнородные факторы. На самочувствие экономики оказывают негативное влияние, например, недостаточно эффективный менеджмент персонала организаций; неудовлетворительно низкие инвестиции в развитие человеческого капитала, в то время как государственные меры по защите прав интеллектуальной собственности, развитию системы оказания образовательных услуг и др. могут дать позитивные результаты. Наравне с институционными факторами определяющее значение могут оказать: повышение квалификации рабочей силы и профессиональная переподготовка, гарантированность равного доступа к новым знаниям и инновационным технологиям. Следует отметить, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, из 144 оцененных экспертами Всемирного экономического форума стран, Российская Федерация занимает 53 место и находится в этом списке между государством Филиппины и Болгарией.
В одном из узловых актов Болонского процесса «Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование» (Прага, Берлин) можно встретить трактовку миссии образования и «отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». В последнее время проблема ответственности за качество услуг в сфере профессионального образования приобретает особую актуальность, особенно в контексте мониторинга и оценки развития профессиональных компетенций, корпоративной и общепрофессиональной культуры и конкурентоспособности специалиста.
Возрастание роли человеческого капитала, являющегося одним из главных факторов успешного экономического развития государства, реализация трудовых навыков и компетенций работника в наиболее динамично растущих отраслях в соответствии со спросом подчеркивается и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Развитие профессиональной мобильности молодого поколения на основе повышения квалификации, обучения на протяжении всей жизни и переподготовки позволит будущим
специалистам укрепить свою конкурентоспособность на рынке труда [3].
Следовательно, поступательное движение от экспортно-сырьевой экономики к инновационной модели развития находится в зависимости от формирования действенного механизма общественного развития, базирующегося на балансе интересов предпринимательского сообщества, с одной стороны, и развитием человеческого потенциала регионов, повышения конкурентоспособности работника - с другой.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что «конкурентоспособность» имеет достаточно широкий диапазон охвата и в то же самое время следует отметить растущую тенденцию к консенсуальным выводам вокруг пангенезиса о том, что она является основной, если не доминирующей апорией экономической политики.
Исходя из вышесказанного, можно обозначить следующие социально-экономические факторы, действие которых в настоящее время определяет формирование и развитие конкурентоспособной личности:
- изменение производственной ориентации в современном постиндустриальном обществе;
- появление конкурентной рыночной среды;
- научно-технический прогресс и гуманизация производственной сферы;
- информатизация общества;
- требование организационных изменений в сфере управления производством и людьми [8, а 9-10].
Радикальные перемены в структуре социума, мощные субстанциальные «тектонические» сдвиги (на макро- и микроуровне) на глобальном рынке, опирающегося на цифровые технологии, в современном постиндустриальном общественно-экономическом пространстве коррелируют, в первую очередь, с функциональной пертурбацией знания, которое постоянно растет и модифицируется, зависит от его главного носителя в обществе - человека.
Учитывая данные обстоятельства, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит своей целью обеспечение «условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала». Достижение данной цели станет возможной, используя личностно ориентируемую модель образования, учитывающую «внешние вызовы и тенденции», а также позволяющую «существенно повысить конкурентоспо-
собность личности, человеческого капитала образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства» [4].
Следует отметить, что такая цель ранее еще не выдвигалась и не ставилась ни в одной из ранее принятых концепций и, соответственно, реформ российской системы образования. Это в первую очередь связано с тем, что в российских регионах кардинально меняются условия жизни и требования к профессиональной подготовке и самореализации выпускников учебных заведений. Например, в тексте государственной программы Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013-2020 годы указывается на недопустимость снижения «...конкурентоспособности выпускников на рынке труда, невостребованности выпускников и увеличения дополнительной нагрузки на республиканский бюджет Республики Марий Эл для переподготовки невостребованных специалистов» [1].
В условиях нарастающей общемировой конкуренции территорий, отраслей, корпораций, идей и конкуренции личностей, достижение высокого уровня профессиональной компетентности, культуры и в конечном счете конкурентоспособности является сильнейшим фактором общественного развития. Наилучших результатов достигает тот, кто способен к предельной самореализации в своей сфере деятельности, а успех профессиональный находится в прямой зависимости от конкурентоспособности образовательных систем.
Как утверждают академик РАО В. Жураков-ский и профессор И. Федоров, к предпосылкам успешного реформирования вузовского образования с учетом вышеуказанных приоритетов относятся: достаточно высокий уровень педагогической науки, сформированность психолого-педагогического сообщества, его диалог с представителями родственных наук, практикоориентированная и гуманистическая природа российской образовательной мысли, ее аксиологический вектор, направленный на обеспечение общности особенностей воспитания и процесса обучения, результативность российского образовательного наследия; плодотворность научных изысканий в сфере высшего образования, присутствие разнообразных форм интеграции учебного и научного процессов доказавших свою обоснованность; наличие в российских вузах большого числа успешных в содержательно-методическом и организационном плане инноваций, а также немаловажное значение возможности их внедрения с помощью государственных целевых программ, а также системы
повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров и преподавателей университетов [2, c. 3].
Повышение инновационности будущих специалистов означает повышение качества познавательной активности и учебной творческой деятельности выпускников современного университета еще на стадии вузовской подготовки, направление вектора этой деятельности на непрерывное саморазвитие конкурентоспособности студентов.
Резюмируя все вышесказанное, можно обозначить следующую группу социально-экономических и педагогических предпосылок формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе высшей школы.
Первая группа предпосылок сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения (innovative learning), например, технологии активного обучения (activity based learning) и воспитания.
Вторая группа предпосылок связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий и т. д.
Третья группа предпосылок возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции, и т. д.
Четвертая группа предпосылок основана на решении проблем качества образования (quality of education): усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменением ожиданий, возлагаемых на образование; расширением спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности и т.д.
Таким образом, в среднесрочной перспективе, цель современных реформ в образовании заключается в обеспечении конкурентоспособности России на общемировом уровне. Достижение намеченной цели возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности. Внедрение
качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ресурсов и обеспечивающих привлечение дополнительных средств, организацию повышения качества предоставления образовательных услуг, на базе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, усиление его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.
Ш
1. Государственная программа Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики» на 2013-2020 годы. Постановление правительства республики Марий Эл от 30 ноября 2012 года № 452. URL: http://docs.cntd.ru/document/422401334 (дата обращения: 25.09.2015).
2. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 3-14. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 23.09.2015).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 20.09.2015).
4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. // Сайт Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/4952 (дата обращения: 21.09.2015).
5. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/121-18305 (дата обращения: 15.09.2015).
6. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Содержание и структура конкурентоспособности будущего учителя // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола,
2014. № 3 (15). С. 112-116.
7. Портер М. Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.
8. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования: монография / под науч. ред. Ю. С. Тюнникова. Сочи: СГУТиКД, 2008. 190 с.
9. Ivanenko N. A., Lavrentiev S. Y, Khrisanova E. G., Tenyu-kova G.G., Kuznetsova L. V., Yakovlev S. P. & Shvetsov N. M. Basic Principles for Forming Teaching Staffs' Competitiveness in Vocational Training Institutions. Review of European Studies.
2015. Vol. 7. No. 5. Pp. 118-123. URL: http://dx.doi.org/ 10.5539/res.v7n5p 118 DOI: 10.5539/res.v7n5p118.
10. Lavrentiev S. Y, Krylov D. A., Komelina V. A., Are-fieva S. A. Theoretical Approaches to the Content and Structure of Competitiveness of Future Teacher. Review of European
Studies. 2015. Vol. 7. No 8. Pp. 233-239. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/issue/view/1324 DOI: 10.5539/res.v7n8p233.
Статья поступила в редакцию 1.04.2016 г.
Для цитирования: Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 24-29.
Об авторах
Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, [email protected]
S. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov
Mari State University, Yoshkar-Ola
COMPETITIVENESS OF THE FUTURE SPECIALIST: PROBLEMS AND PROSPECTS OF TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY
The article deals with the main socio-economic and educational preconditions for the formation of the future professional qualities, which form a solid foundation for the successful implementation of competitive behavior. The new requirements of the market environment to prepare students prompted the authors of the study to the analysis of possibilities, to review the prerequisites of formation of competitiveness of the future specialist in educational process of the university. The study indicates the following group of socio-economic and pedagogical preconditions of formation of competitiveness of the future specialist in educational process of high school. The first group of preconditions is associated with multifaceted and ambiguous process of a paradigm shift in the educational sphere, with the emergence of a new concept of education that meets the growing needs of the individual and dynamic society in the conditions of implementation of innovative learning technologies. The second group of preconditions related to the peculiarities of the Information Society: an increase in the volume of produced information, an increase in the consumption of information, the development of modern information technologies. The third group of preconditions arises in connection with the integration processes in education: the development of training systems throughout life (lifelong learning), the continuity of levels of education, modernization of academic disciplines, the introduction of new disciplines, formed on the basis of the principle of integration. The fourth group of preconditions is based on the solution of the problems of education quality: increased requirements to the level of professionalism of teachers; changing expectations placed upon education; expansion of the range of human development, educational opportunities of the individual. In the context of the current conditions of modernization of education, the study identifies the theoretical approaches to the definition of individual qualities, formulates theoretical and practical base of research competitiveness of the graduates. Particular attention is focused on those factors that preclude the implementation of the competitive behavior of the person.
Keywords: competitiveness, backgrounds, professional training
Ш
1. Gosudarstvennaja programma Respubliki Marij Jel «Razvitie obrazovanija i molodezhnoj politiki» na 2013-2020 gody. Post-anovlenie pravitel'stva respubliki Marij Jel ot 30 nojabrja 2012 goda no. 452. [The State Programme of the Republic of Mari El "Development of education and youth policy" for 2013-2020. Decree of the Government of the Republic of Mari El on November 30, 2012 N 452]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 422401334 (data obrashhenija: 25.09.2015).
2. Zhurakovskij V., Fedorov I. Modernizacija vysshego obrazovanija: problemy i puti ih reshenija [Modernisation of Higher Education: Problems and Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. 2006. No. 1, pp. 3-14. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-puti-ih-resheniya (data obrashhenij a: 23.09.2015).
3. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Rasporja-zhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 nojabrja 2008 g. No. 1662-r. [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Decree of the Government of the Russian Federation on November 17, 2008 № 1662-r.]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134 (data obrashhenija: 20.09.2015).
4. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obrazo-vanija na 2016-2020 gody. Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 g. № 2765-r. [The concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 years. Decree of the Government of the Russian Federation on December 29, 2014 № 2765-r]. Sajt Minobrnauki Rossii. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/4952 (data obrashhenija: 21.09.2015).
5. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Formirovanie konkuren-tosposobnosti budushhego specialista v processe professional'noj podgotovki v vuze [Formation of competitiveness of the future expert in the course of vocational training in high school]. Sov-remennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2015. No. 1. URL: www.science-education.ru/121-18305 (data obrashhenija: 15.09.2015).
6. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Soderzhanie i struktura konkurentosposobnosti budushhego uchitelja [The content and structure of competitiveness of the future teacher]. Vestnik Ma-rijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Mari State University. Joshkar-Ola, 2014, no. 3 (15), pp. 112-116.
7. Porter M. Je. Konkurencija [Competition]: per. s angl. M.: Izdatel'skij dom «Vil'jams», 2005. 608 p.
8. Shapovalov V. I. Formirovanie konkurentosposobnoj lichnosti v uslovijah shkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija [Formation of a competitive person in the conditions of school additional education]: monografija, pod nauch. red. Ju. S. Tjun-nikova. Sochi: SGUTiKD, 2008, 190 p.
9. Ivanenko N. A., Lavrentiev S. Y, Khiisanova E. G., Tenyuko-va G.G., Kuznetsova L. V, Yakovlev S. P. & Shvetsov N. M. Basic Principles for Forming Teaching Staffs' Competitiveness in Vocational Training Institutions. Review of European Studies. 2015. Vol. 7, no. 5, pp. 118-123 http://dx.doi.org/10.5539/res.v7n5p118 DOI: 10.5539/res.v7n5p118.
10. Lavrentiev S. Y, Krylov D. A., Komelina V. A., Are-fieva S. A. Theoretical Approaches to the Content and Structure of Competitiveness of Future Teacher. Review of European Studies. 2015. Vol. 7. No 8, pp. 233-239. http://www.ccsenet.org/ journal/index.php/res/issue/view/1324 DOI: 10.5539/res.v7n8p233.
Submitted 1.04.2016.
Citation for an article: Lavrentiev S. Yu., Krylov D. A. Competitiveness of the future specialist: problems and prospects of training in educational process of university. Vestnik of Mari State University. 2016, no. 1 (21), pp. 24-29.
About the autor
Lavrent'ev Sergej Jur'evich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Krylov Dmitrii Aleksandrovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]