Научная статья на тему 'Генезис и эволюция понятия «Конкурентоспособность» в истории человеческой мысли'

Генезис и эволюция понятия «Конкурентоспособность» в истории человеческой мысли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СОПЕРНИЧЕСТВО / КОНКУРС / ПОДХОДЫ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Комелина Валентина Александровна

Статья посвящена исследованию сущности и содержания такого понятия, как «конкурентоспособность личности». Феномен конкурентоспособности относится к числу наименее исследованных как в психолого-педагогической, экономико-управленческой, так и в философской, социологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. В ходе проведенного исследования феноменологии конкурентоспособности авторы статьи показывают, что в настоящее время в научной литературе не существует единой общепризнанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах. Установлено, что природа конкуренции и феноменология конкурентоспособности привлекает внимание и становится предметом изучения представителей различных наук: социальной антропологии, педагогического менеджмента, образовательной психологии, экономики знаний, менеджмента персонала и других. Дается биологическая, биофилософская, социологическая, социально-философская, социально-управленческая, психологическая, педагогическая, политэкономическая, предпринимательская интерпретация сущности данного понятия. Выявлены истоки понимания конкурентоспособности личности как систематизирующего фактора развития общества вообще и образовательного процесса в частности, которые следует искать в особенностях видообразовательных процессов, таксономической дивергенции и эволюционном развитии человека как биологического вида и как носителя культуры, т. е. в его природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Комелина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis and evolution of the “competitiveness” concept in the history of human thought

The article investigates the nature and content of such concepts as “competitiveness of the individual”. The phenomenon of competitiveness is among the least studied in the psycho-pedagogical, economic and administrative, philosophical, sociological literature, due to the complexity and versatility of the studied concept. In the course of the study of the phenomenology of competitiveness, the authors show that currently there is no single universally accepted interpretation in the scientific literature. Moreover, a characteristic of competitiveness is given with different completeness and in different aspects. It was found that the nature of competition and the phenomenology of competitiveness draws attention and becomes the subject of study of representatives of different sciences: social anthropology, pedagogical management, educational psychology, knowledge of economics, management of personnel and other. The article gives a biological, biophilosophical, sociological, social and philosophical, social and managerial, psychological, pedagogical, political and economical interpretation of the essence of this concept. The study revealed the origins of the understanding of the competitiveness of the person as a systematizing factor of development of society in general and the educational process in particular, which must be sought in the peculiarities of speciation processes, taxonomic divergence and the evolutionary development of man as a species and as a carrier of culture, that is, in its nature.

Текст научной работы на тему «Генезис и эволюция понятия «Конкурентоспособность» в истории человеческой мысли»

УДК 378.2

С. Ю. Лаврентьев, В. А. Комелина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Статья посвящена исследованию сущности и содержания такого понятия, как «конкурентоспособность личности». Феномен конкурентоспособности относится к числу наименее исследованных как в психолого-педагогической, экономико-управленческой, так и в философской, социологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. В ходе проведенного исследования феноменологии конкурентоспособности авторы статьи показывают, что в настоящее время в научной литературе не существует единой общепризнанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах. Установлено, что природа конкуренции и феноменология конкурентоспособности привлекает внимание и становится предметом изучения представителей различных наук: социальной антропологии, педагогического менеджмента, образовательной психологии, экономики знаний, менеджмента персонала и других. Дается биологическая, биофилософская, социологическая, социально-философская, социально-управленческая, психологическая, педагогическая, политэкономическая, предпринимательская интерпретация сущности данного понятия. Выявлены истоки понимания конкурентоспособности личности как систематизирующего фактора развития общества вообще и образовательного процесса в частности, которые следует искать в особенностях видообразовательных процессов, таксономической дивергенции и эволюционном развитии человека как биологического вида и как носителя культуры, т. е. в его природе.

Ключевые слова: конкуренция, соперничество, конкурс, подходы, саморазвитие

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Марий Эл. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005

В последнее десятилетие прослеживается рост интереса к исследованию сущности и содержания такого понятия, как «конкурентоспособность личности». Однако понятие «конкурентоспособность» относится к числу наименее исследованных как в психолого-педагогической, экономико-управленческой, так и в философской, социологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. Проведенное всестороннее исследование феноменологии конкурентоспособности показывает, что в настоящее время в научной литературе не существует единой общепризнанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах [6; 7].

Словарь Мерием Вебстер (Merriam Webster) определяет конкуренцию как: 1. Действие, процесс приобретения или завоевания победы в чем-либо (например, приза или высокого уровня успеха)

который кто-либо еще стремится достичь либо выиграть; деятельность, осуществляемая людьми, компаниями и т. д., которые конкурируют друг с другом. 2. Человек или группа, по отношению к которой вы стремитесь преуспеть, с которой вы ведете соревнование. 3. Конкурс, в котором каждый из группы пытается выиграть, будучи лучше, быстрее и т. д., чем другие, мероприятие, на котором люди соперничают друг с другом.

Смысловое содержание понятия «конкуренция» обнаруживает себя в одном ряду таких слов, как: соревнование, борьба, состязание, конкурс, где выделяется соперничество, состязательность или соревновательность как мотивирующая часть человеческой деятельности [5; 6].

Природа конкуренции и феноменология конкурентоспособности привлекает внимание и становится предметом изучения представителей различных наук: биофилософии, социальной

© Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., 2016

антропологии, педагогического менеджмента, образовательной психологии, экономики знаний, менеджмента персонала и других. Истоки конкурентоспособности личности как систематизирующего фактора развития общества вообще и образовательного процесса в частности следует искать в особенностях видообразовательных процессов, таксономической дивергенции и эво-

Исследователь Пекка Кууси в своей работе «Этот человеческий мир» предпринял попытку биолого-социологического синтеза, теоретический и методологический смысл которого сводится к требованию рассматривать человечество как неотъемлемую органическую часть всей природы, одновременно продукт и высшую форму ее развития, воплощающую в себе и биологические, и социальные закономерности, взаимно предполагающие друг друга и вместе с тем вступающие

люционном развитии человека как биологического вида и как носителя культуры, т. е. в его природе. Действительно, биологическая (социальная и культурная) эволюция - это непрерывная борьба за жизненное пространство и жизненные ресурсы. Сравнительный анализ подходов к понятию «конкурентоспособность» представлен в таблице.

в конфликт друг с другом. Концептуальным в исследовании финского ученого является представление человека как продукта биологической и культурной эволюции, как постоянно меняющегося вида, неповторимой индивидуальности и это является причиной постоянного соперничества и самоутверждения. Человек, замечает П. Кууси, «все время сравнивает себя с собратьями и друзьями, соревнуется с ними в искусстве добывания пищи, в играх, стремится завоевать авторитет. Извечная

Сравнительная таблица концептуальных подходов к понятию «конкурентоспособность»

Подходы Представители Описание

Биологический Ч. Дарвин. Г. Ф. Гаузе Борьба за существование между растениями и животными, состязание конкурентов за общие места в природе и уничтожение одних организмов другими

Биофилософский П. А. Кропоткин и др. Кооперация, эволюция организации сообществ рассматривается под углом зрения эволюции альтруизма. Человек добр, альтруистичен и т. д. Биосоциальные взаимодействия во всей своей гамме - агрессия и аффилиация, конкуренция и кооперация - создают предпосылки для эмоций, чувств, аффектов у индивидов

Социологический П. Кууси Самоутверждение и соперничество, как с точки зрения заложенной в человеке генетической информации, но и прежде всего по своему культурному достоянию. Постоянное сравнение человека с собратьями и друзьями, доминируют соревновательные отношения в искусстве добывания пищи, в играх, стремление завоевать авторитет. Уникальность любого человека обрекает его на непрестанное соперничество и борьбу за свое место в жизни

Социально-философский Ф. Р. Туктаров Конкурентоспособность личности формируется в определенных социокультурных условиях, порожденных социальными и культурными традициями, менталитетом и ментальностью народа, ее проявления зависят от типа общества (восточного или западного, которым соответствует институциональная Х-матрица или Y-матрица), фиксируется в стереотипах поведения и социальных установках

Социально-управленческий С. Н. Рохмистров Процесс реализации потребностей индивидов, на основе которого сформирована социологическая концепция конкуренции, включающая в себя систему осуществления динамики позитивных изменений социально-экономических отношений

Психологический Л. М. Митина Рефлексивная личность, способная организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях

Педагогический Э. Р. Хайруллина Конкурентоспособная личность - это динамически открытая система, развивающаяся на основе личностной программы самоопределения и саморазвития и дающая возможность выпускнику вуза эффективно адаптироваться в мире труда

Политэкономический А. Смит Справедливая и беспристрастная «невидимая рука» рынка

Предпринимательский Й. Шумпетер Соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но, если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии

неопределенность возможностей каждого индивида и поведения окружающих его людей стала движущей силой эволюции. Уникальность любого человека обрекает его на непрестанное соперничество и борьбу за свое место в жизни».

Бесспорно, соперничество уже у истоков человеческого общества играло существенную роль в поведении человека и в отношениях между людьми. Любое первобытное сообщество (род, племя, союз племен) не может жить без определенного порядка: кто-то ведь должен возвестить, что пришло время охоты, требующее по своему характеру сплоченности. Следовательно, этому сообществу, прежде всего племени, необходим вождь, который несет ответственность за его сплоченность. Данные социальной и культурной антропологии показывают, что во всех сообществах стремление к власти порождает неизбежное соперничество: «В человеческих обществах власть и жажда власти имеют множество проявлений. Облеченные властью неизменно стремятся сохранить ее. Людей, стремящихся к власти, всегда больше, чем обладающих ею. Сама структура власти порождает властолюбие и соперничество» [4].

Следует отметить, что соперничество, соревнование, конкуренция уже в мире животных представляет борьбу за существование, что было показано в теории естественного отбора Ч. Дарвина. «В результате наши знания ограничиваются тем, писал известный русский биолог Г. Ф. Гаузе, - что так блестяще изложил Ч. Дарвин, и к его словам нам нечего было добавить до самого последнего времени. Чарлз Дарвин понимал борьбу за существование в широком смысле и включал сюда состязание конкурентов за общие места в природе и уничтожение одних организмов другими. Он показал, что растения и животные, расположенные на далеко отстоящих ступенях органической лестницы, оказываются тесно сплетенными сетью сложных взаимоотношений в процессе борьбы за существование» [2]. Исследования свидетельствуют, что в основе сложных процессов взаимоотношений между организмами лежат определенные элементарные процессы конкуренции, однако сложная система взаимоотношений организмов в природе к ним не сводится.

Развивая идеи эволюционной теории, выдающийся отечественный ученый-философ и общественный деятель Петр Алексеевич Кропоткин пришел к выводу о существовании в природе явления взаимопомощи; изложил свои взгляды по этому вопросу в монографии «Взаимная помощь как фактор эволюции». В этой оригиналь-

ной биологической работе, изданной в 1902 году, князь-анархист привел доводы в пользу утверждения, что выживание организмов, животных не зависит только от конкуренции. Его исследования того, что на самом деле происходит в природе, обнаружили бесчисленные примеры сотрудничества, кооперации между живыми организмами. Необходимо отметить, что недавние исследования поведения животных подтвердили выдвинутые П. А. Кропоткиным положения о значимости кооперации, сотрудничества, симбиоза между животными, взаимопомощи как о факторе эволюции, представляют собой одно из важных направлений дарвинизма [3].

Кроме того, современными исследованиями группы ученых под руководством Сэма Брауна (Sam Brown) из Оксфордского университета установлено, что безобидные для человеческого организма бактерии становятся вредоносными в результате конкуренции с другими бактериями, благодаря чему могут одержать верх над соперниками, но одновременно причинить вред самому хозяину [8].

Среди различных вариантов биоэтики, получившей довольно широкое распространение в западной научной литературе и опирающейся на эволюционную биологию, «гуманистично» интерпретированный дарвинизм, на первое место ставится кооперация, эволюция организации сообществ рассматривается преимущественно под углом зрения эволюции альтруизма. Биофилософия принимает определенный взгляд и на человека, согласно которому он добр, альтруистичен и т. д. Биосоциальные взаимодействия во всей своей гамме - агрессия и аффилиация, конкуренция и кооперация - создают предпосылки для эмоций, чувств, аффектов у индивидов.

Философский контекст анализа данной проблемы создает фундамент для обсуждения сущности конкурентоспособности через его соотнесение с такой базовой категорией, как «саморазвитие». Саморазвитие определяется как внутренне необходимое спонтанное, самопроизвольное изменение таких открытых и целостных систем, как человек и общество, которое обусловливается их противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Этот тип самодвижения имеет причину в самом себе, связан с направленным, необратимым изменением и переходом систем на более высокую ступень организации.

Философские взгляды о конкурентоспособности в европейской научной мысли оформились в контексте разработки категорий «развитие»

и «саморазвитие». В истории философии основными подходами развития, саморазвития, которые создали предпосылки для постановки проблемы конкурентоспособности, считают следующие:

- антропоцентрический подход: Аристотель (384-322 до н. э.), развивая идею самосовершенствования человека, считал, что процесс саморазвития будет реализовываться, если адекватно определена его цель;

- теоцентрический подход. Христианский богослов, философ-мистик А. Августин (354-430) отмечал, что человек не может быть Творцом, он лишь воспринимает божественные идеи;

- автономистический подход. Решая вопрос о средствах собственного развития, нидерландский философ-гуманист Э. Роттердамский (1469-1536) подчеркивал необходимость подчинения тела разуму на основе ценностей, в качестве которых выступает идея нравственности, мудрости, совершенства;

- феноменологический подход. По мнению французского философа П. Тейяра де Шардена (1881-1955), индивидуализации человека способствует рефлексия. Именно рефлексия как способность человека познавать самого себя задает направление саморазвития, соорганизует элементы личности в единое целое и придает этой целостности деятельный характер;

- психосоциальный подход. Немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980) в качестве механизма развития указывает борьбу внутри человека двух синдромов: распада и роста. Источником развития является сосуществование в человеке духовного и физического, что создает постоянную неуравновешенность. Механизмом развития становится самостоятельность человека, его направленность на поиск решения противоречий собственного существования, способность ощущать себя субъектом собственных действий. Развитие человека состоит в выборе человеком определенного направления и движения по нему. Причем этот выбор является нравственным актом и потому предстает напряженным и драматическим процессом. Основная направленность развития человека - его духовно-нравственное возвышение.

Источником развития конкурентоспособности и саморазвития являются экзистенциальные потребности человека: свобода, самостоятельность мышления, потребность в эмоциональном самоотождествлении, которая позволяет достичь «чувства Я». Именно это чувство становится критерием и отправной точкой саморазвития.

Например, психологами конкурентоспособное поведение определяется через своеобразную способность к предугадыванию, готовности к обновлению, адаптации к внешним негативным воздействиям, умению планировать свою профессиональную деятельность, ставить цели и прилагать усилия для достижения намеченных задач, а также осознания и оценки любой трудности как стимула дальнейшего развития, самостоятельного преодоления собственных барьеров.

В зарубежной психологии представление о конкурентоспособности формируется в контексте основных теорий развития личности. Конкурентоспособность рассматривается как проявление, рост «Я», движение к эмоциональной и когнитивной зрелости человека. Становление этих представлений связано с разработкой положений о детерминации развития психики: 1) внутренней (интрапсихической) детерминации (3. Фрейд); 2) внешней детерминации (Б. Ф. Скиннер); 3) взаимной детерминации (А. Бандура); 4) индетерми-нации (К. Роджерс); 5) самодетерминации (Э. Дэси и Р. Райан).

Основополагающие подходы к изучению конкуренции созданы представителями различных школ социальных теоретиков: утилитаризмом (Иеремия Бентам и Джон Стюарт Милль и др.) и социал-дарвинизмом - идеи Герберта Спенсера, Дж. Самнера.

Качественно новый этап в исследовании конкуренции начался в конце 80-х годов XX века. В литературе наметился устойчивый интерес к самой проблеме конкуренции и ее роли в развитии общественного производства. В педагогическом аспекте конкурентоспособность трактуют как основу личности, обращенную к личностной самоидентификации, готовности сделать выбор жизненной стратегии и путей достижения высоких профессиональных результатов.

В образовании XXI века конкурентоспособная творческая личность признается одной из самых эффективных моделей личности. В то же время демократическое общество, пропагандируя эту модель, задается вопросами: «Всегда ли успех достигается на основе высоконравственного выбора? Способно ли будущее поколение позитивных лидеров к непрерывному саморазвитию своей конкурентоспособности?». Ориентирами педагогики в ответах на эти вопросы является парадигма конкуренции в демократическом обществе, которая определяет две характерные стратегии продвижения личности вперед: уничтожение конкурента с захватом его позиций или личностное

саморазвитие для выхода на новые, более перспективные позиции. Выбор стратегии определяют те ценностные ориентиры, этические и мировоззренческие установки, которые сформировались у личности в процессе взросления, образования, социализации в условиях взаимодействия внешних и внутренних факторов.

По мнению В. В. Баранова и И. Д. Белонов-ской, педагогические установки в условиях рыночной экономики XXI века состоят в том, человек должен быть готов как к динамике борьбы с конкурентами, так и ориентирован на перспективный путь в профессиональной карьере и личностном росте. Этот принцип отвечает сущности принципа состязательности (агональности), который исключает насилие как способ разрешения противоречий [1].

Таким образом, конкурентоспособность может быть охарактеризована как качество, включающее широкий спектр систематизирующих личностно-профессиональных факторов развития личности: формирование ценностных установок во всех областях жизнедеятельности; тождественное осознание и наиболее эффективная реализация ресурсов собственной личности; персональное аффективно-рефлексивное понимание своей профессии.

_Ш_

1. Баранов В. В., Белоновская И. Д. Принцип состязательности (агональности) в формировании конкурентного ресурса студента // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.stimce-education.rUrUartide/view?id=12371 (дата обращения: 08.11.2016).

2. Гаузе Г. Ф. Борьба за существование. М.; Ижевск, 2002. С. 4.

3. Кропоткин П. А. Этика. Происхождение и развитие нравственности. М.: Политиздат, 1991. С. 14.

4. Кууси П. Этот человеческий мир: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Э. А. Араб-Оглы. М.: Прогресс, 1988. 368 с.

5. Лаврентьев С. Ю., Шабалина О. Л. Основные критерии сформированности профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6. С. 157-161. URL: http://top-technologies.ru/ru/artide/ view?id=36079 (дата обращения 05.11.2016).

6. Лаврентьев С. Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157-161. Режим доступа: URL: http://top-technologies.ru/ ru/article/ view?id=35711 (дата обращения 03.11.2016).

7. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2016. Т. 10. № 1 (21). С. 24-29. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/ journal/download.html?id= 1083

8. Elena S. Lysenko, Rebeccah S. Lijek, Sam P. Brown and Jeffrey N. Weiser. Within-Host Competition Drives Selection for the Capsule Virulence Determinant of Strepto-coccus pneumoniae. Current Biology 20, 1222-1226, July 13, 2010.

9. Lavrentiev S. Ju., Shabalina O. L., Krylov D. A., Korot-kov S. G., Svetlova V. A., Rybakov A. V. and Chupryakov I. S., 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. URL: http:// medwellj ournals.com/abstract/?doi=sscience 2016.1855.1860

10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, No 2 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf

Статья поступила в редакцию 15.10.2016 г.

Для цитирования: Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А. Генезис и эволюция понятия «конкурентоспособность» в истории человеческой мысли // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 22-27.

Об авторах

Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, lavrentev_syu@marsu.ru

Комелина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, krilda@mail.ru

S. Y. Lavrentiev, V. A. Komelina

Mari State University, Yoshkar-Ola

GENESIS AND EVOLUTION OF THE "COMPETITIVENESS" CONCEPT IN THE HISTORY OF HUMAN THOUGHT

The article investigates the nature and content of such concepts as "competitiveness of the individual". The phenomenon of competitiveness is among the least studied in the psycho-pedagogical, economic and administrative, philosophical, sociological literature, due to the complexity and versatility of the studied concept. In the course of the study of the phenomenology of competitiveness, the authors show that currently there is no single universally accepted interpretation in the scientific literature. Moreover, a characteristic of competitiveness is given with different completeness and in different aspects. It was found that the nature of competition and the phenomenology of competitiveness draws attention and becomes the subject of study of representatives of different sciences: social anthropology, pedagogical management, educational psychology, knowledge of economics, management of personnel and other. The article gives a biological, biophilosophical, sociological, social and philosophical, social and managerial, psychological, pedagogical, political and economical interpretation of the essence of this concept. The study revealed the origins of the understanding of the competitiveness of the person as a systematizing factor of development of society in general and the educational process in particular, which must be sought in the peculiarities of speciation processes, taxonomic divergence and the evolutionary development of man as a species and as a carrier of culture, that is, in its nature.

Keywords: competition, rivalry, contest, approaches, self-development

_m_

1. Baranov V. V., Belonovskaja I. D. Princip sostjazatel'nos-ti (agonal'nosti) v formirovanii konkurentnogo resursa studenta [Adversarial (agonal) principle in the formation of a competitive student resource]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2014, no. 2, URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12371 (data obrashhenija: 08.11.2016).

2. Gauze G. F. Bor'ba za sushhestvovanie [Struggle for existence]. M.; Izhevsk, 2002, p. 4.

3. Kropotkin P. A. Jetika. Proishozhdenie i razvitie nravst-vennosti [Ethics. The origin and development of morality], M.: Politizdat, 1991, p. 14.

4. Kuusi P. Jetot chelovecheskij mir [This human world]: per. s angl. Obshh. red. i vstup. st. Je. A. Arab-Ogly. M.: Progress, 1988, 368 p.

5. Lavrent'ev S. Ju., Shabalina O. L. Osnovnye kriterii sformi-rovannosti professional'noj konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Main criteria of formation of professional competitiveness of the graduates]. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technologies. 2016, no. 6, pp. 157-161. URL: http://top-technologies.ru/ ru/article/view?id=36079 (data obrashhenija 05.11.2016).

6. Lavrent'ev S. Ju. Razvitie konkurentosposobnosti budushhego specialista: sootnoshenie lichnostnogo i professional'nogo [Development of the competitiveness of the future expert: the ratio of personal and professional]. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technologies. 2016, no. 3-1, pp. 157-161. Rezhim dostupa:

URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (data obrashhenija 03.11.2016).

7. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Konkurentosposobnost' budushhego specialista: problemy i perspektivy podgotovki v obra-zovatel'nom processe universiteta [Competitiveness of the future specialist: problems and prospects of training in the educational process of the university]. VestnikMarijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. Joshkar-Ola, 2016, t. 10, no. 1 (21), pp. 24-29, URL: http://vestnik.marsu.ru/ view/j ournal/download. html?id= 1083

8. Elena S. Lysenko, Rebeccah S. Lijek, Sam P. Brown and Jeffrey N. Weiser. Within-Host Competition Drives Selection for the Capsule Virulence Determinant of Streptococcus pneumoniae. Current Biology 20, 1222-1226, July 13, 2010.

9. Lavrentiev S. Ju., Shabalina O. L., Krylov D. A., Korot-kov S. G., Svetlova V. A., Rybakov A. V. and Chupryakov I. S., 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11 : 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. URL: http:// medwellj ournals.com/abstract/?doi=sscience 2016.1855.1860

10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, No 2 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf

Submitted 15.10.2016.

Citation for an article: Lavrent'ev S. Ju., Komelina V. A. Genesis and evolution of the "competitiveness" concept in the history of human thought. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 4 (24), pp. 22-27.

About the autors

Lavrent'ev Sergej Jur'evich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, lavrentev_syu@marsu. ru

Komelina Valentina Aleksandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, krilda@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.