УДК 378.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье с учетом модернизации профессионального образования требований работодателей к выпускникам современных вузов, конкуренции на рынке труда раскрывается значимость поиска качественно новых технологий обучения, придать новые характеристики процессу подготовки будущего специалиста. Целью исследования является теоретическое выявление и анализ сущности инновационных образовательных технологий, являющихся основой к увеличению практико-ориентированных занятий и роли активных и интерактивных технологий обучения. Основными методами являются: изучение и теоретический анализ научно-исследовательской литературы, контент-анализ структурированных интервью, анкетных опросов, проведенных, в том числе, с использованием системы LMS Moodle. Дается толкование терминов «инновация», «интерактивные технологии» и т. д. Анализируется использование инновационных интерактивных технологий обучения в учебном процессе современного вуза. Выявлены особенности и критерии инновационных технологий формирования конкурентоспособности студентов вуза. Исследования как теоретического, так и экспериментального характера показали, что к интерактивным технологиям формирования конкурентоспособности студента вуза, отвечающим вышеназванным критериям «инновационности», правомерно отнести баскетметод, «папку» с входящими документами, ментальные карты, «жужжащие» дискуссионные группы и эвристические технологии. Делаются выводы о том, что решение проблемы эффективного использования инновационных образовательных технологий при формировании профессиональной конкурентоспособности будущих выпускников непосредственно связано с целями, преимуществами и недостатками традиционных, интерактивных и инновационных интерактивных технологий обучения. Отличительными признаками интерактивных технологий формирования конкурентоспособности студентов вуза от инновационных интерактивных методов являются: ориентация известной и востребованной образовательной технологии на будущую профессиональную деятельность и ее применение в новых условиях; новизна технологии, т. е. ее использование в образовательном процессе не более десяти лет; использование передовых зарубежных технологий, характерных для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях вуза.
Ключевые слова: студент, вуз, конкурентоспособность, инновационные образовательные технологии, интерактивное обучение.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005.
USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FORMING THE COMPETITIVENESS OF A UNIVERSITY STUDENT
S. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov
Mari State University, Yoshkar-Ola
The article, taking into account the modernization of professional education requirements of employers for graduates of modern universities, competition in the labor market reveals the importance of searching for qualitatively new teaching technologies, to impart new characteristics to the process of training the future specialist. The aim of the research is theoretical identification and analysis of the essence of innovative educational technologies, which are the basis for increasing practical-oriented classes and the role of active and interactive learning technologies. The main methods are: the study and theoretical analysis of research literature, the content analysis of structured interviews, questionnaires conducted, including using the LMS Moodle system. Interpretation of the terms "innovations", "interactive" technologies, etc. is given. The use of innovative interactive teaching technologies in the educational process of a modern university is analyzed. The peculiarities and criteria of innovative technologies for forming the competitiveness of university students are revealed. Studies of both theoretical and experimental nature have shown, to the interactive technologies of forming the competitiveness of a university student meeting
© Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А., 2017
the above criteria of "innovation", it is legitimate to include a basket methodl, a "folder" with incoming documents, mental maps, "buzzing" discussion groups and heuristic technologies. Conclusions are drawn that the solution of the problem of effective use of innovative educational technologies in forming the professional competitiveness of future graduates is directly related to the goals, advantages and disadvantages of traditional, interactive and innovative interactive teaching technologies. Distinctive features of interactive technologies for the formation of competitiveness of university students from innovative interactive methods are: the orientation of the well-known and demanded educational technology for future professional activity and its application in new conditions; the novelty of technology, i. e. its use in the educational process no more than ten years; use of advanced foreign technologies, characteristic for the preparation of a competitive specialist in the conditions of the university.
Key words: student, university, competitiveness, innovative educational technologies, interactive training.
Acknowledgements: the study was carried out with financial support from the Russian Foundation for Basic Research. Project: "Pedagogical support of formation of professional competitiveness of university students in the educational space of the Republic of Mari El" № 16-16-12005.
Введение
В современных динамично меняющихся условиях знания и информация являются основной преобразующей силой, а инновационные технологии признаны стратегическими ресурсами развитого конкурентоспособного государства. Одной из главных задач высшей школы является повышение эффективности процесса подготовки конкурентоспособного выпускника университета, его готовности наряду с продуктивной профессиональной деятельностью к постоянному совершенствованию своих компетенций. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы обозначена необходимость «обеспечения условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала»1. В ней особое внимание уделяется современным образовательным технологиям, инновационным формам и методам обучения.
Требования работодателей к выпускникам современных вузов, конкуренция на рынке труда способствуют поиску качественно новых методов и средств обучения, повышающих эффективность образовательного процесса, его практическую направленность. В последнее время работодатели и предпринимательское сообщество все чаще видят в выпускниках вузов своеобразный сплав конкурентоспособных характеристик: инновационное мышление, практико-ориентированный, творческий подход к решаемым задачам; умение работать в высококонкурентной среде; принимать управленческие решения; готовность к постоянному саморазвитию, лидерские качества; про-
1 Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. URL: http://government.ru/ docs/16479/ (дата обращения: 10.09.2017).
фессиональная мобильность и некоторые другие. Многими работодателями, руководителями структурных подразделений организаций различных форм собственности обращается особое внимание не только на уровень образования претендента на рабочее место, но и на опыт работы, полученный выпускником во время учебы в вузе, производственной практики и стажировки.
Цель исследования
Целью исследования является теоретическое выявление и анализ сущности инновационных образовательных технологий, являющихся основой к увеличению практико-ориентированных занятий и роли активных и интерактивных технологий обучения, которые способствуют стремлению студента к личностно-профессиональному развитию конкурентоспособности, приобретению опыта через осознанные действия, углублению знаний, полученных в результате теоретической подготовки в условиях современного вуза.
Методы исследования
Изучение и теоретический анализ научно-исследовательской литературы, контент-анализ структурированных интервью, анкетных опросов, проведенных, в том числе, с использованием системы LMS Moodle, выявил, что подготовка студента университета все больше ориентируется на требования рынка труда и предполагает:
- наличие опыта практической инновационной деятельности и стремление к реализации своих профессиональных возможностей;
- креативность мышления и ориентированность на новации;
- умение работать в команде и проявление лидерских качеств;
- умение принимать обоснованные управленческие решения в нестабильной внешней и внутренней среде организации;
- инициативное проектирование траектории своей личностно-профессиональной деятельности.
Результаты исследования
На сегодняшний день назрела необходимость перехода от массовости процесса потребления (присвоения) знания к построению индивидуальной траектории образовательного маршрута, превращения студента в активного творца, умеющего выявить и сформулировать проблему, обладающего навыками самостоятельного ее решения и нахождения в кратчайшие сроки оптимальных результатов. При этом степень активности, познавательной и творческой деятельности студентов, а также эффективность подготовки конкурентоспособного специалиста определяются использованием инновационных образовательных технологий.
Обращаясь к различным словарям, предлагающим сущностно-содержательное толкование термина «инновация», следует обратить внимание на два варианта его трактовки. В частности, словарь иностранных слов, указывает на генезис термина «инновация», который восходит, во-первых, к английскому слову «innovation», т. е. обновлять, осуществлять нововведение, во-вторых, оно имеет латинские корни: «innovare» - изменение, переделывание1.
Этимологический анализ термина «инновация» можно экстраполировать для раскрытия сущности педагогической инновации и охарактеризовать как «нововведение в педагогической деятельности, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности» [7, с. 275].
Очерчивая контур практического использования термина, «инновация», которая предусматривает разработку либо принципиально новых, либо поиск вариативных и альтернативных вариантов применения различных новообразований по отношению к объекту и предмету исследования. Инновационное образование применительно к студенту вуза можно обозначить как ориентирование на формирование конкурентоспособных технологий, способствующих мотивации к саморазвитию личности студента на основе моделируемой образовательной траектории.
1 Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапаце-вич. Мн.: Современное слово, 2001. C. 286.
Амбивалентность вектора педагогических нововведений объясняется сложностью определения содержания инновации, которая связана с мульти-компонентным структурным феноменом «образование», множеством его взаимосвязей и взаимозависимостей. Необходимо выделить то общее, что объединяет исследователей-инноваторов -предвосхищение, участие, открытость будущему, переоценка ценностей. Обобщая изложенное, под инновационным подходом в учебном процессе мы понимаем практику моделирования, внедрения и реализация в учебной среде активных, интерактивных форм и методов профессиональной подготовки студентов вуза, в том числе формирование их конкурентоспособности.
Излагая возможности внедрения и эффективного функционирования инновационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов, Г. Г. Бубнов, Е. В. Никульчев, Е. В. Плужник к инновационной образовательной технологии относят любую технологию, если в результате ее внедрения формируются новые компетенции будущего специалиста, способные многократно повысить результативность его образовательной и производственной деятельности [1, с. 160].
Методологической и теоретической основой поиска инновационных образовательных технологий стали системный, личностно-деятельностный, компетентностный подходы. Концептуальные ориентиры изучения и понимания восприятия, стремлений, побуждений, мотивов саморазвития в процессе обучения нашли свое воплощение благодаря работам Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. Их идеи получили в дальнейшем теоретико-методологическое приращение, направленное на изучение личностно-профессионального роста студента, затрагивающее содержательные аспекты стремления студента к личностно-профессио-нальному развитию, инновационную направленность, самоорганизацию, активность и т. д.
Важные сущностные черты активных технологий обучения обладают рядом особенностей и могут быть успешно транслированы в образовательную среду вуза. Востребованным при формировании конкурентоспособности студентов вуза является прикладной формат активных технологий:
- вынужденная активизация новаторского мышления студента во время занятий;
- длительное проявление активизации учебной деятельности студента;
- возможность проявления творческой самостоятельности в поиске решений на сложные, требующие инновационных подходов проблемы;
- взаимодействие преподавателей и студентов с помощью прямых и обратных связей в режиме интерактивных технологий.
Интерактивное обучение - это совместное диалоговое взаимодействие участников образовательного процесса, в ходе которого через теоретическое осмысление в процессе обмена информацией, погружения в конкурентную среду происходит формирование нового опыта делового сотрудничества, совместного решения проблем. Интерактивные технологии являются базой, основой инновационных технологий обучения действуют, прежде всего, на познавательную активность, стимулируют состязательность, соперничество, конкуренцию, обмен идеями, который происходит тогда, когда студенты при коллективном обсуждении сложных задач ищут наиболее приемлемое решение. К интерактивным технологиям развития конкурентоспособности могут быть отнесены следующие: эвристическая беседа, дискуссия, мозговая атака, проведение круглого стола, деловая игра, конкурсы инновационных проектов с их обсуждением и некоторые другие.
Как показывает практика, интерактивные технологии, применяемые в сочетании с традиционными, позволяют достичь достаточно высокого уровня сформированности ключевых компонентов конкурентоспособности студентов университета. На этом фоне наиболее востребованными в учебной среде современного вуза являются инновационные интерактивные образовательные технологии. Теоретический анализ многообразия инновационных образовательных технологий и их экспериментальная проверка в учебной среде при формировании конкурентоспособности будущих специалистов позволяет выделить характеризующие их признаки.
Значимым признаком, способствующим формированию конкурентоспособности студентов вуза, является их направленность на взаимное развитие студентов при групповом обучении. Благодаря интерактивности принятия решений в группе при совместной работе продуцируются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной мыслительной деятельности тех же личностей. Ко второму признаку инновационных образовательных технологий, формирующих профессиональную конкурентоспособность, можно отнести: развитие аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков,
способности принятия компетентных решений в неопределенных ситуациях, умения строить индивидуальные образовательные маршруты и управлять ими. Третий признак может быть представлен в виде вариативных форм сотрудничества, направленных на последовательное развитие активности в процессе решения учебно-познавательных задач различных уровней сложности. Проявление четвертого признака сосредоточено на активной субъектной включенности и многообразии сценариев познавательного взаимодействия студента с преподавателем и внутри учебных групп.
Следует подчеркнуть, что данный перечень признаков, характеризующий инновационные образовательные технологии, не исчерпывает все существующие направления, он лишь задает вектор, на основе которого разворачивается стратегия организационно-педагогического сопровождения лич-ностно-профессионального развития конкурентоспособности будущего профессионала. Особенность выделенных признаков заключается в отсутствии четко очерченных границ их применения, а сложное интерактивное внутригрупповое субъект-субъектное взаимодействие носит взаимодополняющий характер. Несомненно, представленный континуум инновационных образовательных технологий формирования конкурентоспособности студентов вуза может быть опознан при помощи содержательных критериев, которые служат своеобразными индикаторами решения актуальных исследовательских задач.
Такими критериями, на основании которых интерактивные образовательные технологии объективно можно отнести к инновационным, являются:
1. Новые интерактивные технологии, возникшие в период от пяти до десяти лет, как результат педагогического творчества.
2. Адаптированные к инновационно-образовательной среде передовые, в том числе заимствованные и воплощенные в социально-профессиональной практике зарубежные технологии.
3. Получившие широкую известность образовательные технологии, используемые в новых условиях.
Проблема выбора наиболее эффективных технологий формирования конкурентоспособности на занятиях по дисциплинам «Менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании», «Прикладная экономика» и других факультета общего и профессионального образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» решалась с учетом:
- создания соответствующих условий для подготовки принятия решений в режиме сотрудничества;
- развития познавательной деятельности и самостоятельности;
- интереса у студентов к отдельным темам изучаемых дисциплин;
- формирования нового опыта в профессиональной сфере.
Исследования [2; 4; 8] показали, что к интерактивным технологиям формирования конкурентоспособности студента вуза, отвечающим вышеназванным критериям «инновационности», правомерно отнести:
1. «Жужжащие» дискуссионные группы. Суть технологии заключается в следующем: группе студентов предлагается к обсуждению проблемная ситуация, непосредственно связанная с одной из тем изучаемой дисциплины. Затем группа учащихся делится на подгруппы, каждая из которых, решая задачу, выдает совместный результат. Цель такой технологии основана на стимулировании учащихся в ходе «жужжащей» дискуссии к высказыванию своих суждений, интерактивному взаимодействию в выработке коллективного мнения.
2. Ментальные карты. В специально разработанную форму студенты заносят идеи, ассоциируемые с ключевыми терминами изучаемой темы. Каждая возникшая идея формулируется на отдельно взятой строке только словом или словосочетанием. Для облегчения визуализации, наиболее полного восприятия, фокусирования внимания на детальном анализе изучаемых понятий строки ментальной карты расположены в виде большой схемы, отражающей взаимосвязи и взаимозависимости различных ее элементов.
3. Баскетметод. Студентам предлагаются различные ситуационные задания, вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме изучаемой дисциплины. Особенность метода заключается в том, что из нескольких альтернативных вариантов, согласно фактам, для каждой конкретно заданной ситуации следует принять верное решение. Задача обучаемого - пройти «лабиринт» из последовательно выстроенных проблемных ситуаций от простого к сложному, до окончательного решения, сделав наименьшее количество шагов.
4. «Папка» с входящими документами. Преподаватель каждому студенту в отдельности либо группе в целом раздает папки с набором документов, используемых в работе как всей органи-
зации в целом, так и отдельного ее структурного подразделения. Цель инновационной технологии для студента состоит в том, чтобы освоить компетенции работы в вариативных по способам действий с документами и там, где необходимо, занять позицию человека, ответственного за работу со «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
5. Эвристические технологии. Одной из разновидностей является эвристическая беседа, получившая свое название от времен философа Сократа - от метода обучения, именуемого «эвристика», от древнегреческого - «открываю», «отыскиваю». В современном понимании, эвристическая беседа - это коллективное решение организация избирательного поиска при решении сложных профессионально-ориентированных задач. Коллективная форма взаимодействия и эвристического общения учит студентов в новых нестандартных проблемных ситуациях формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других.
Выбор формы проведения занятий расширяет поле применения инновационных интерактивных технологий, расширяя возможности выбора тех или иных технологий в соответствии с целями и задачами формирования конкурентоспособности студентов вуза. Для формирования конкурентоспособности студента в рамках одной дисциплины в зависимости от изучаемой темы может быть использован различный набор активных и интерактивных технологий обучения. С целью повышения эффективности самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста, нами использовалась внедряемая в вузах модифицированная учебная платформа LMS Moodle (система управления обучением модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды), позволяющая проектировать дистанционные электронные курсы и размещенные в системе интернет-сайты.
Выводы
Таким образом, решение проблемы эффективного использования инновационных образовательных технологий при формировании профессиональной конкурентоспособности будущих выпускников непосредственно связано с целями, преимуществами и недостатками традиционных, интерактивных и инновационных интерактивных технологий обучения. Отличительными
признаками интерактивных технологий формирования конкурентоспособности студентов вуза от инновационных интерактивных методов является: ориентация известной и востребованной образовательной технологии на будущую профессиональную деятельность и ее применение в новых условиях; новизна технологии, т. е. ее использование в образовательном процессе не более десяти лет; использование передовых зарубежных технологий, характерных для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях вуза.
Литература
1. Бубнов Г. Г., Никульчев Е. В., Плужник Е. В. Опыт внедрения инновационных информационных технологий в образовательную деятельность // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 159-161. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_22900040_73489663.pdf
2. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., Шабалина О. Л., Крылов Д. А. Формирование профессиональной конкурентоспособности студентов вуза: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2016. 171 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 27669346
3. Лаврентьев, С. Ю., Шабалина О. Л. Основные критерии сформированности профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6. С. 150-164. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id = 36079
4. Лейбов А. М., Матвеева Н. С., Осокина О. М. Теоретико-практические аспекты инновационных образовательных технологий в системе высшей школы // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1 (41). С. 45-51.
5. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: монография. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
6. Соболев В. Ю., Киселева О. В. Интерактивные методы обучения как основа формирования компетенций // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 70-74. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22575098_88579385.pdf
7. Шоев Н. Н. Инновационные воспитательно-образовательные технологии в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Душанбе, 2007. 49 с.
8. Krylov Dmitry A., Lavrentiev Sergei Y., Komelina Valentina A., Arefeva Svetlana A. and Shvetsov Nikolai M., 2016. Essence and Contents Project-Technological Pedagogue's Culture // The Social Sciences, 11: 1627-1633. URL: http:// medwelljournals.com/abstract/?doi = sscience.2016.1627.1633
9. Lavrentiev S. Y., Krylov D. A., Korotkov S. G. Conceptual Theories for Forming the Leadership Qualities of the Competitive Student at a Modern University // The 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Science 2017 (ICIBSoS 2017). The Patra Bali Resort & Villas Indonesia from 22-23 July 2017. CRC/Balkema Taylor & Francis Group Netherland.
10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebni-kova N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young
professionals in the labor marke // International Review of Management and Marketing. Vol 6, No 2. 2016. Pp. 254-269. URL: http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/ 2098/pdf
References
1. Bubnov G. G., Nikul'chev E. V, Pluzhnik E. V Opyt vnedreniya innovatsionnykh informatsionnykh tekhnologii v obra-zovatel'nuyu deyatel'nost' [Experience of introduction of innovative information technologies in educational activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2015, no. 1, pp. 159-161. Available from: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22900040_73489663.pdf (In Russ.)
2. Lavrent'ev S. Yu., Komelina V. A., Shabalina O. L., Krylov D. A. Formirovanie professional'noi konkurentosposob-nosti studentov vuza [Formation of professional competitiveness of university students]. Mar. gos. un-t, Ioshkar-Ola, 2016, 171 p. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id = 27669346 (In Russ.)
3. Lavrent'ev, S. Yu., Shabalina O. L. Osnovnye kriterii sformi-rovannosti professional'noi konkurentosposobnosti vypusknika vuza [The main criteria for the formation of professional competitiveness of the graduate of the university]. Sovremennye nau-koemkie tekhnologii = Modern high technology, 2016, no. 6, pp. 150-164. Available from: http://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=36079 (In Russ.)
4. Leibov A. M., Matveeva N. S., Osokina O. M. Teoretiko-prakticheskie aspekty innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii v sisteme vysshei shkoly [Theoretical and practical aspects of innovative educational technologies in the system of higher education]. Vestnik pedagogicheskikh innovatsii = Herald of pedagogical innovations, 2016, no. 1 (41), pp. 45-51 (In Russ.)
5. Mukhina T. G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatii) v vysshei shkole [Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education]. N. Novgorod: NNGASU, 2013, 97 p. (In Russ.)
6. Sobolev V. Yu., Kiseleva O. V. Interaktivnye metody obucheniya kak osnova formirovaniya kompetentsii [Interactive methods of teaching as the basis for the formation of competences]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher education today, 2014, no. 9, pp. 70-74. Available from: https://elibrary.ru/ download/elibrary_22575098_88579385.pdf (In Russ.)
7. Shoev N. N. Innovatsionnye vospitatel'no-obrazovatel'nye
tekhnologii v sisteme vysshego obrazovaniya: avtoref. dis....
d-ra ped. nauk [Innovative educational and teaching technologies in the system of higher education]. Dushanbe, 2007, 49 p. (In Russ.)
8. Krylov Dmitry A., Lavrentiev Sergei Y., Komelina Valentina A., Arefeva Svetlana A. and Shvetsov Nikolai M., 2016. Essence and Contents Project-Technological Pedagogue's Culture. The Social Sciences, 11: 1627-1633. Available from: http:// medwelljournals.com/abstract/?doi = sscience.2016.1627.1633
9. Lavrentiev S. Y., Krylov D. A., Korotkov S. G. Conceptual Theories for Forming the Leadership Qualities of the Competitive Student at a Modern University. The 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Science 2017 (ICIBSoS 2017). The Patra Bali Resort & Villas Indonesia from 22-23 July 2017. CRC/Balkema Taylor & Francis Group Netherland.
10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals
in the labor marke. International Review of Management and Marketing, vol. 6, no. 2, 2016, pp. 254-269. Available from: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf
Статья поступила в редакцию 21.08.2017 г.
Submitted 21.08.2017.
Для цитирования: Лаврентьев С. Ю. Крылов Д. А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. .№ 4 (28). С. 20-26.
Citation for an article: Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Use of innovative educational technologies in forming the competitiveness of a university student. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 4 (28), pp. 20-26.
Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович,
кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Sergej Ju. Lavrent'ev, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, lavrsu@mail. ru
Dmitrii A. Krylov, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, krilda@mail. ru