УДК 378-057.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье, с учетом российских и общемировых тенденций развития общества, рассмотрена актуальная проблема преодоления негативных последствий глобальных кризисов в экономике, политике, культуре и образовании, где растущая конкуренция предъявляют особые требования к качеству высшего образования. В связи с этим, представители государственных структур, бизнес сообщества видят в выпускнике современного университета социально зрелую, повышающую профессиональное мастерство личность, а также компетентного, владеющего специальными знаниями, умениями в сфере инновационных технологий, обладающего творческим мышлением и профессиональной мобильностью конкурентоспособного работника. Целью исследования является выявление причин низкого уровня сформированности профессионально-личностной конкурентоспособности студентов вуза и эмпирическое обоснование эффективных путей повышения качества обучения, когда конкурентоспособность определяется способностью к активной мобилизации личных качеств и готовностью выстраивать стратегию профессиональной деятельности в соответствии с системными целевыми установками образовательного процесса университета. Методами исследования послужили: теоретико-педагогический анализ современного состояния процесса формирования конкурентоспособности; включенное и невключенное наблюдение; контент-анализ творческих работ студентов; диагностические методы, включая обобщение независимых характеристик, данных взаимо- и самооценки. Выявлено несколько причин недостаточно высокого уровня профессионально-личностного развития обучающихся: индивидуально-психологические; организационные; учебные; материально-технические; социальные; материально-бытовые и т. д. Сформулировано определение профессиональной конкурентоспособности - это готовность к компетентно выстроенной трудовой деятельности, целенаправленному достижению планируемых результатов на основе эффективной реализации творческого, интеллектуального и личностного потенциала. Делаются выводы о необходимости поиска новых подходов к проектированию, теоретическо-эмпирической верификации цели и задач, осмысления совокупности внутренних и внешних факторов формирования профессионально-личностной конкурентоспособности студентов в образовательном процессе современного вуза.
Ключевые слова: студент, вуз, конкурентоспособность, профессионально-личностное развитие, профессиональная конкурентоспособность, интерактивные методы.
PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENT COMPETITIVENESS IN THEORY AND PRACTICE OF MODERN HIGHER EDUCATION
S. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov
Mari State University, Yoshkar-Ola
The article, taking into account the Russian and global trends in the development of society, explores the urgent problem of overcoming the negative consequences of global crises in the economy, politics, culture and education. Growing competition makes special demands on the quality of higher education in these areas. In this regard, representatives of state structures and business community see in a modern university graduate a socially mature personality raising its professional skills, as well as a competent and competitive employee with special knowledge and skills in the field of innovative technologies, with creative thinking and professional mobility. The purpose of the study is to identify the reasons for the low level of the university students' professional and personal competitiveness formation and the empirical justification for effective ways to improve the quality of education. In this case, competitiveness is determined by the ability to actively mobilize personal qualities and the willingness to build a strategy of professional activity in accordance with the systemic targets of the university's educational process. The research methods were the theoretical and pedagogical analysis of the current state of the competitiveness forming process; included and unincorporated surveillance; content analysis of students' creative works; diagnostic methods, including generalization of independent characteristics, data of mutual and self-evaluation. Several reasons for the insufficiently high level of student professional and personal development are revealed: individual psychological; organizational;
training; material and technical; social; material and household, etc. The definition of professional competitiveness is formulated - readiness for competently built labor activity, targeted achievement of planned results on the basis of effective realization of creative, intellectual and personal potential. The conclusions are drawn about the need to search for new approaches to design, theoretical and empirical verification of goals and objectives, as well as the need to comprehend the totality of internal and external factors of the formation of professional and personal student competitiveness in the educational process of a modern university.
Keywords: student, university, competitiveness, professional and personal development, professional competitiveness, interactive methods.
Введение
Российские и общемировые тенденции развития общества характеризуются поиском путей преодоления последствий глобальных кризисов и обусловлены необходимостью решения целого ряда проблем в экономике, культуре и образовании. Растущая конкуренция предъявляют к качеству высшего образования особые требования, ибо представители государственных структур и бизнес-сообщества хотят видеть в выпускнике современного университета социально зрелую, повышающую профессиональное мастерство личность, а также компетентного, владеющего специальными знаниями, умениями в сфере инновационных и информационных технологий, обладающего творческим мышлением и профессиональной мобильностью конкурентоспособного работника.
Цель исследования
Выявление основных причин затруднений в формировании профессионально-личностной конкурентоспособности студентов вуза и эмпирическое обоснование эффективных путей повышения качества обучения, когда конкурентоспособность определяется способностью к активной мобилизации личных качеств и готовностью выстраивать стратегию профессиональной деятельности в соответствии с системными целевыми установками образовательного процесса университета.
Методы исследования
Теоретическое изучение научно-исследовательской литературы по формированию конкурентоспособности обучающихся; включенное и невклю-ченное наблюдение; контент-анализ творческих работ студентов; диагностические методы, включая обобщение независимых характеристик, данных взаимо- и самооценки.
Результаты исследования
Анализ исследований по проблеме формирования конкурентоспособности студента вуза указы-
вает на то, что авторы, особенно российские, выделяют профессиональный и учебно-профессиональный процесс развития личности. В этом ракурсе профессиональное становление рассматривается как весьма длительный период развития личности, начиная с этапа формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности, а основополагающую роль в этом процессе занимает профессиональная самореализация. По мнению Л. М. Мити-ной, профессиональное развитие, невозможно отделить от личностного, т. к. их сущность заключается в реализации принципа саморазвития, который определяет способность практического преобразования, и направлен к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации [5].
Исследуя траектории взаимовлияния личност-но-профессионального развития и восприятия карьеры А. А. Мударисов и Ю. В. Синягин пишут, что карьера, по разным причинам, может быть самостоятельной целью, а может выступать как средство профессиональной самореализации, условием воплощения в жизнь личностно значимых идей и решений, актуальных в социальном, научном, производственном, культурном планах [6].
Если мотив карьерных достижений становится целью, а не средством, если предметом потребности (самостоятельным мотивом) становится успешная карьера, достигаемая любыми путями, то можно констатировать феномен «сдвига мотива на цель» [5]. В этом случае целью жизни становится только карьерный успех. Карьера воспринимается как источник счастья и становится самостоятельным предметом устремлений.
По мнению В. Франкла, если в фокус внимания человека попадает счастье (а значит, и конкурентоспособность как субъективно воспринимаемый синоним), то естественно, что причины и пути,
его обеспечивающие, отходят к периферии внимания человека как субъекта деятельности. Тем самым человек теряет из виду причины для счастья, не концентрирует себя на этих причинах [8]. Для человека и его развития полезнее, когда потребность в социальной позиции (в профессиональной конкурентоспособности), стремление к власти, утверждает В. Франкл, являются лишь производными от цели, содержание которой наполнено представлениями о некоем продукте и о процессе получения этого продукта. Действительно, если власть, профессиональная конкурентоспособность не являются самоцелью, то они выступают лишь средством достижения чего-то такого, что можно предъявить и принять. По мысли В. Франкла, причину для счастья создает процесс продуктивной деятельности ради достижения цели; человеку важны причины, пути, процессы движения к высокой социальной позиции, к власти: «...человека интересуют не наслаждение и счастье как таковые, а причины, которые их порождают», хотя человек и не осознает это. Таким образом, разумнее заниматься поиском, воплощением в жизнь этих причин, а счастье, социальная позиция, по В. Франклу, -это «побочный эффект» продуктивной деятельности. Причиной здесь оказывается продуктивная деятельность, направленная на созидание результата, опознаваемого другими людьми, интересного для других, необходимого и полезного им. Когда удовольствие, счастье становится самостоятельной задачей, в которой нет места развитию личности, счастье ускользает от человека, пишет В. Франкл, потому что удовольствие уже пережито и желание уже удовлетворено. В итоге нет ни того, ни другого, есть лишь воспоминание [8].
Следовательно, можно заключить, что люди, ориентированные на удовлетворенность профессиональной конкурентоспособностью, высокую социальную позицию, власть, как единственные и предельные ценности, исключающие какое-либо содержательное, продуктивное, деятельност-ное наполнение процесса продвижения к ожидаемому результату, обречены на разочарование. В то же время, по предположению А. А. Муда-рисова и Ю. В. Синягина, высокая значимость карьеры может выступать катализатором личност-но-профессионального развития, если карьера воспринимается человеком как способ осуществ-
ления продуктивной деятельности, средство достижения социально и профессионально значимой цели, а не как самостоятельная цель в жизни [6].
Таким образом, анализ и изучение современных исследований теории и практики формирования конкурентоспособности выпускника современного вуза, собственная экспериментальная работа, позволили выявить несколько причин недостаточно высокого уровня профессионально-личностного развития обучающихся, а именно:
- индивидуально-психологические (низкая работоспособность студентов, недостаточное усердие, низкий уровень интереса к профессии, несоответствие личных качеств студентов избранной специальности и т. п.);
- организационные (несогласованность организации учебного процесса, нерациональное построение учебного плана и т. п.);
- учебные (недостатки методических приемов обучения современным требованиям, недостаточность обеспечения учебного процесса и т. п.);
- материально-технические (недостаточная техническая и материальная база обеспечения учебного процесса и т. п.);
- социальные (нездоровая, нетворческая атмосфера в академической группе, ограниченность интеллектуального общения и т. п.);
- материально-бытовые (материальные затруднения студента, недостаточная обеспеченность бытовых условий и т. п.) и др. [2].
В целях изучения эффективности формирования профессиональной конкурентоспособности в 2016-2018 гг. в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» проведено анкетирование 78 студентов второго - пятого курсов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и «Педагогическое образование».
При ответе на вопрос анкеты: «Какие затруднения в развитии профессиональной конкурентоспособности вы испытываете?», 34 % обучающихся отметили недостатки в самоорганизации; 31 % студентов, согласно опросу, указал на недостаток информационно-коммуникационных средств обучения; 23 % выделили недостаточный уровень навыков работать самостоятельно; а 12 % имеет несформированность знаний и представлений о профессиональной конкурентоспособности (рис. 1).
5% 0%
Недостаточная личная организованность
Недостаток современных технических средств обучения
Отсутствие навыков работать самостоятельно
Несформированность знаний и представлений о
профессиональной конкурентоспособности
Рис. 1. Затруднения в развитии профессиональной конкурентоспособности студентов университета (на основе анкетного опроса студентов) / Fig. 1. Difficulties in developing university students' professional competitiveness (based on the questionnaire survey of students)
На другой анкетный вопрос: «Какие качества необходимо иметь студенту вуза для эффективного развития конкурентоспособности?», обучающиеся ответили следующим образом: 30 % респондентов считают значимыми качествами проявление инициативы, настойчивость, работоспособность являются определяющими; стремление к овладению профес-
Личная значимость
в формировании конкурентоспособ-Активная ности; 14 % включенность в самостоятельную деятельность; 16 %
Восприятие и преобразование информации; 19 %
сиональными знаниями выделили 21 % студентов; 19 % обучающихся отмечено восприятие и преобразование информации; активную включенность в самостоятельную деятельность считают для себя важной 16 % будущих выпускников, а личная значимость в необходимости формирования конкурентоспособности является определяющей для 14 % (рис. 2).
Проявление инициативы, настойчивость, работоспособность; 30 %
Стремление к овладению профессиональными знаниями; 21 %
Рис. 2. Качества, необходимые для эффективного формирования конкурентоспособности (на основе анкетного опроса студентов вуза) / Fig. 2. Qualities necessary for the effective formation of competitiveness (based on a questionnaire survey of university students)
Проведенные исследования показали, что при традиционном обучении системный характер формирования конкурентоспособных профессионально-личностных качеств наблюдается у небольшого числа обучающихся. Объясняется данный факт недостаточной подготовленностью студентов к эффективной организации самостоятельной деятельности и недостаточным использованием в образовательном процессе интерактивных методов обучения [9].
Так, наибольшим успехом в студенческой среде вуза пользуются семинары-дискуссии (39 % студентов) и деловые игры (26 %). На занятиях по формированию профессиональной конкурентоспособности респонденты также отметили эффективность использования метода мозгового штурма - 17 % учащихся, тренинг и метод круглого стола по 9 % (рис. 3).
Метод круглого стола; 9 %
Тренинг; 9 %
Семинары-дискуссии; 39 %
Деловые игры; 26 %
Мозговой штурм; 17 %
Рис. 3. Наиболее предпочтительные студентами вуза методы интерактивного обучения / Fig. 3. Methods of interactive learning, the most preferred by university students
Интерактивные методы обучения, ориентированные на стимулирование конкурентоспособности будущих специалистов, позволяют сфокусировать внимание на ранее игнорируемые аспекты образовательного процесса. Внедрение в педагогическую практику этих методов требует качественно иного подхода к организации соревновательности, системе взаимоотношений преподавателя и студента. Преподаватель, выйдя за рамки субъекта, владеющего обширными теоретическими знаниями, разнообразными методиками, принимает роль квалифицированного консультанта будущего специалиста [10].
Итак, проблема формирования профессиональной конкурентоспособности студентов остается одной из наиболее важных проблем педагогической науки, так как на первый план выступает многоплановость противоречий, существующих в обучении, которая отражает логику учебного познания и представляет собой движущую силу развития личности. Источник профессиональной конкурентоспособности личности ученые видят в социальных условиях жизни, в деятельной сущности человека. Развитие профессиональной конкурентоспособности нельзя рассматривать отдельно от развития личности, так как профессиональное развитие обусловлено потребностью индивида к эффективной, целенаправленной деятельности, а развитие личности направлено на реализацию творческого, интеллектуального потенциала.
Профессиональная конкурентоспособность возникает на основе настойчивых действий личности по решению проблем, задач, творческих заданий, мобилизации внимания и других психологических процессов на поиск новых знаний. Большое значение для учебного процесса имеет интерес к познанию, возникающий на основе осознанной мотивации. Развивать профессиональную конку-
рентоспособность студентов, значит, развивать теоретическое мышление, формировать умения и навыки самостоятельного поиска новых знаний, приемы их обработки и применения, умения выполнять целенаправленные действия, направленные на достижение планируемых результатов [2].
Профессиональная конкурентоспособность проявляется в отношении к содержанию и процессу учения; в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами трудовой деятельности для достижения поставленных целей; в мобилизации нравственно-волевых усилий; в способности производить преобразования окружающей действительности и самого человека; в интенсивности, напряженности совершаемых действий; в результативности деятельности. Интенсификация и повышение эффективности формирования профессиональной конкурентоспособности будущего специалиста требует взаимной и целенаправленной активизации сотрудничества преподавателя и студента, инновационных изменений в организации учебного процесса и взаимосвязей аудиторной и научно-проектной работы в вузе.
Только на основе целостного подхода к формированию и развитию профессионально-личностной конкурентоспособности студентов можно готовить бакалавров и магистров, обладающих высоким творческим потенциалом, глубокими знаниями и активной жизненной позицией, поэтому необходимо направить свои усилия на то, чтобы стимулировать у студентов интерес к профессии, способствовать развитию положительного активного отношения к учебе, развитию навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности, учитывая педагогические условия, которые влияют на формирование конкурентоспособности студентов.
Проведенный анализ литературных источников, серия эмпирических изысканий позволяет
сформулировать собственное определение профессиональной конкурентоспособности - это готовность к компетентно выстроенной трудовой деятельности, целенаправленному достижению планируемых результатов на основе эффективной реализации творческого, интеллектуального и личностного потенциала.
Отношение студента к формированию профессионально-личностной конкурентоспособности можно рассматривать как состояние его готовности к самостоятельной деятельности, которое предполагает овладение опорными знаниями, методами познания, приемами саморазвития конкурентоспособности, навыками самостоятельных познавательных действий и т. д. Изучение работ, раскрывающих сущность конкурентоспособности, теории и практики формирования конкурентоспособности бакалавров и магистров, позволяет выделить ряд положений, принципиально важных для нашего исследования:
- принцип соревновательности в образовательном процессе рассматривается как самостоятельный дидактический принцип, выступающий неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения;
- конкурентоспособность рассматривается как личностно-профессиональное качество студента, которое формируется при создании определенных педагогических условий;
- внутренним источником конкурентоспособности служат идеи, потребности, мотивы, установки, интересы студента вуза, которые в процессе обучения могут подвергаться качественному изменению и модернизации;
- внешним источником формирования конкурентоспособности выступает система созданных педагогических условий. Однако реальное позитивное влияние, побуждающее студентов к эффективной профессиональной деятельности, оказывают лишь те педагогические условия, которые, будучи не только объективно значимы, но и субъективно-принятыми студентами, превращаются во внутренний источник активности.
Выводы
Таким образом, поиск новых подходов к проектированию, теоретическо-эмпирической верификации цели и задач, направлены на решение различных внутренних и внешних факторов формирования профессионально-личностной конкурентоспособности студентов вуза и наглядно демонстрируют необходимость осуществления поиска
специфики подготовки обучающихся. Исследование основных направлений рассматриваемой проблемы, раскрывает психолого-педагогический базис разработки, последующей успешной реализации программы формирования конкурентоспособных качеств, опытно-экспериментальной проверки, селективного отбора наиболее эффективных методов и педагогических технологий профессионально-личностного формирования конкурентоспособности студентов современного университета.
Литература
1. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. С. 28-43. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17804118 (дата обращения: 14.01.2018).
2. Лаврентьев С. Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157-161. URL: http://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=35711 (дата обращения: 21.02.2018).
3. Леонтьев А. Н. Деятельностный подход к личности и ее развитию // Общая психология. Тексты: в 3 т. Т. 1: Введение. Кн. 3 / ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. С. 58-69.
4. Мезинов В. Н., Маркова С. В. Особенности формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). С. 19-23. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26421424 (дата обращения: 14.01.2018).
5. Митина Л. М. Психологические закономерности лич-ностно-профессионального и карьерного развития человека в современном транзитивном обществе России // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: сборник трудов конференции. 2017. С. 483-487. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29191323 (дата обращения: 17.01.2018).
6. Мударисов А. А., Синягин Ю. В. Личностно-профес-сиональное развитие и карьера: траектория взаимовлияния. М.: Изд-во ИНРК, 2016. С. 33.
7. Резник С. Д., Макарова С. Н. Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни. Опыт регионального вуза // Экономическая наука современной России. 2014. № 3 (66). С. 147-160. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22156327 (дата обращения: 17.01.2018).
8. Франкл В. Десять тезисов о личности // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. № 2. С. 4-13. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0376/ 2_0376-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 8.12.2017).
9. Lavrentiev S. Yu., Krylov D. A., Komelina V. A. Formation of the competitiveness concept in the humanities knowledge. Abstracts & Proceedings of INTCESS 2017 - 4th International Conference on Education and Social Sciences, 6-8 February 2017 - Istanbul, Turkey. URL: http://www.ocerint.org/ intcess17_epublication/papers/3 5 3 .pdf
10. Sergei Y. Lavrentiev, Olga L. Shabalina, Dmitry A. Krylov, Sergey G. Korotkov, Valentina A. Svetlova, Andrey V. Rybakov and Ivan S. Chupryakov, 2016. Future Specialists' Competitiveness
Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. URL: http://medwelljoumals. com/abstract/?doi=sscience.2016.1855.1860
References
1. Bordovskaja N. V. Professional'no-lichnostnoe razvitie budushhego specialista kak psihologo-pedagogicheskaja problema [Professional-personal development of the future specialist as a psychological and pedagogical problem]. Izvestija Ros-sijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena = Izvestiya of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2012, no. 145, pp. 28-43. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17804118 (accessed 14.01.2018).
2. Lavrent'ev S. Ju. Razvitie konkurentosposobnosti budushhego specialista: sootnoshenie lichnostnogo i professional'nogo [Development of competitiveness of the future specialist: the ratio of personal and professional]. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technology, 2016, no. 3-1, pp. 157-161. Available at: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (accessed 21.02.2018).
3. Leont'ev A. N. Dejatel'nostnyj podhod k lichnosti i ee razvitiju [The activity-based approach to the personality and its development]. Obshhaja psihologija, Teksty: v 3 t. T. 1: Vvedenie. Kniga 3 = General psychology. Texts: in 3 volumes Vol. 1: Introduction. Book 3, ed. by: Ju. B. Dormashev, S. A. Kapustin, V. V. Petuhov, Moskow: Kogito-Centr, 2013, pp. 58-69.
4. Mezinov V. N., Markova S. V. Osobennosti formirovanija konkurentosposobnosti budushhego pedagoga v [Features of forming the competitiveness of the future teacher in the university]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2016, no. 8 (173), pp. 19-23. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=26421424 (accessed 14.01.2018).
5. Mitina L. M. Psihologicheskie zakonomernosti lichnostno-professional'nogo i kar'ernogo razvitija cheloveka v sovremennom tranzitivnom obshhestve Rossii [Psychological regularities of
personal-professional and career development of a human in the modern transitive society of Russia]. Rossija i Kitaj: istorija iper-spektivy sotrudnichestva: sbornik trudov konferencii = Russia and China: history and prospects of cooperation: collection of proceedings of the conference, 2017, pp. 483-487. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29191323 (accessed 17.01.2018).
6. Mudarisov A. A., Sinjagin Yu. V. Lichnostno-professio-nal'noe razvitie i kar'era: traektorija vzaimovlijanija [Personal and professional development and career: the path of mutual influence]. Moskow: Izd-vo INRK, 2016, p. 33.
7. Reznik S. D., Makarova S. N. Professional'naja i so-cial'naja podgotovka molodezhi k real'noj zhizni. Opyt region-al'nogo vuza [Professional and social preparation of youth for the real life. Experience of the regional university]. Jekonomich-eskaja nauka sovremennoj Rossii = Economic science of modern Russia, 2014, no. 3 (66), pp. 147-160. - Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22156327 (accessed 17.01.2018).
8. Frankl V. Desjat' tezisov o lichnosti [Ten theses about the personality]. Jekzistencial'naja tradicija: filosofija, psihologija, psihoterapija = Existential tradition: philosophy, psychology, psychotherapy, 2005, no. 2, pp. 4-13. Available at: http://pedlib.ru/ Books/2/0376/2_0376-1.shtml#book_page_top (accessed 8.12.2017).
9. Lavrentiev S. Yu., Krylov D. A.,Komelina V. A. Formation of the competitiveness concept in the humanities knowledge. Abstracts & Proceedings of INTCESS 2017 - 4th International Conference on Education and Social Sciences, 6-8 February 2017 - Istanbul, Turkey. Available at: http://www.ocerint. org/intcess 17_epublication/papers/3 5 3 .pdf
10. Sergei Y. Lavrentiev, Olga L. Shabalina, Dmitry A. Krylov, Sergey G. Korotkov, Valentina A. Svetlova, Andrey V. Ryba-kov and Ivan S. Chupryakov, 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860 Available at: http:// medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2016.1855. 1860.
Статья поступила в редакцию 20.01.2018 г.
Submitted 20.01.2018.
Для цитирования: Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Профессионально-личностное развитие конкурентоспособности студента в теории и практике современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 54-60.
Citation for an article: Lavrentiev S. Yu., Krylov D. A. Professional and personal development of student competitiveness in theory and practice of modern higher education. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 54-60.
Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected] Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Sergej Ju. Lavrent'ev, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Dmitrii A. Krylov, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]