УДК 378.2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА
С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов, М. В. Сайранова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Одной из фундаментальных задач стратегии развития образования является формирование конкурентоспособной личности, способной творчески, самостоятельно решать задачи, возникающие в различных сферах личной и профессиональной деятельности. В статье показано, что даже при достаточно высоком уровне организации самостоятельной работы традиционное обучение не обеспечивает ожидаемого обществом качества подготовки конкурентоспособного выпускника вуза. Дается краткая характеристика особенностей и ключевых индикаторов электронной обучающей среды. В работе представлен опыт организации самостоятельной работы как условия формирования конкурентоспособного специалиста с использованием модифицированной образовательной платформы LMS Moodle, позволяющей проектировать дистанционные электронные учебные курсы открытого ресурсного доступа. В качестве примера представлен электронный курс по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании», для подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям). Теоретически выявлено и экспериментально обосновано, что разработанные на базе LMS Moodle электронные учебные курсы значительно расширяют возможности эффективной организации самостоятельной работы, повышают уровень конкурентоспособности студентов современного вуза. Раскрыта роль и значение различных связанных между собой элементов электронной обучающей среды: тестовые задания, глоссарий, анкеты, лекции, семинары, wiki, базы данных, и т. д., при организации самостоятельной работы конкурентоспособного студента вуза. Достаточно высокий уровень интерактивности обучения в электронной среде LMS Moodle обеспечивает многообразие способов и форм представления учебных материалов, возможности модульного структурирования содержания курса, создания личностно ориентированного образовательного маршрута. Комфортность и конфиденциальность обучения способствуют существенному повышению уровня формирования конкурентоспособности, активизации самостоятельной работы студентов вуза.
Ключевые слова: самостоятельная работа, конкурентоспособность, электронные образовательные курсы.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Марий Эл. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005.
INDEPENDENT WORK AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF A COMPETITIVE SPECIALIST IN THE UNIVERSITY ELECTRONIC ENVIRONMENT
S. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov, M. V. Sairanova
Mari State University, Yoshkar-Ola
One of the fundamental tasks of the strategy of the development of education is the formation of a competitive personality, capable of creatively and independently solving the problems arising in various spheres of personal and professional activity. The article shows that even with a sufficiently high level of organization of independent work, traditional training does not provide the expected quality of training of a competitive graduate of the university. Characteristics of the peculiarities of independent work in the framework of using the electronic educational course in the educational process, key indicators of the electronic learning environment are given. The paper presents the experience of organizing independent work as a condition for the formation of a competitive specialist using the modified educational platform LMS Moodle, which allows designing remote electronic training courses for open resource access. As an example, an electronic course on the discipline "Management and Marketing in Vocational Education" for training bachelors in the direction 44.03.04. Vocational training (by industry) is presented. Theoretically, it was revealed and experimentally proved that the electronic training courses developed on the basis of LMS Moodle significantly expand the possibilities for effective organization of independent work, increase the level of competitiveness of students of a modern university. The role and importance of various elements of the electronic educational environment are related: test tasks, glossary, questionnaires, lectures,
© Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А., 2017
seminars, wiki, databases, etc., while organizing an independent work of a competitive university student. A sufficiently high level of interactive learning in the electronic environment of LMS Moodle provides a variety of ways and forms of presentation of teaching materials, the possibility of modular structuring of course's content, the creation of a personal-oriented educational route, comfort and confidentiality of training contribute to a significant increase in the level of competitiveness formation, activation of students' independent work.
Keywords: independent work, competitiveness, e-learning courses.
Acknowledgment: the research was carried out with the financial support of RHSF and the Republic of Mari El. Project: "Pedagogical support for the formation of professional competitiveness of university students in the educational environment of the Republic of Mari El" № 16-16-12005.
Современные тенденции цивилизационного развития, совершенствование инновационных технологий, во многом обусловленные ростом конкуренции и информатизацией, возникли относительно недавно и не имеют аналогов в мировой истории. Развитие информатизации определяет изменения в общественном массовом сознании, а последствия использования электронных ресурсов накладывают свой отпечаток на все уровни социального устройства, в том числе и на сферу образования. Согласно стратегии развития образования до 2020 года, одна из главных задач вузовского образования заключается в формировании конкурентоспособной личности, способной творчески, самостоятельно решать задачи, возникающие в различных сферах профессиональной и человеческой жизни, готовой к самообразованию, саморазвитию, социальной мобильности и инновационной деятельности1.
При этом степень активности познавательной и творческой деятельности, а также эффективность подготовки конкурентоспособного специалиста определяются грамотной, целенаправленной организацией самостоятельной работы студентов. Анализ практики профессиональной подготовки студентов вуза показывает, что даже при достаточно высоком уровне организации самостоятельной работы традиционное обучение не обеспечивает ожидаемого обществом результата.
В целях повышения качества образовательного процесса, в 2015-2017 гг. на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» с использованием системы LMS Moodle проводилось анкетирование, вопросы которого касались проблем повышения уровня профессиональной конкурентоспособности, развития самостоятельности студентов. В исследовании принимали
1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. // Сайт Минобрнауки России. URL: http: //минобрнауки.рф/ документы/4952 (дата обращения: 10.06.2017).
участие 78 студентов очной и заочной форм обучения ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по направлениям подготовки: профессиональное обучение (по отраслям), педагогическое образование.
При ответе на вопрос: «Какие затруднения в развитии самостоятельной деятельности вы испытываете?», 34 % студентов отметили недостаточную личную организованность; 31 % учащихся констатировал недостаток современных технических средств обучения; у 23 % отсутствуют навыки работать самостоятельно; а 12 % имеют несформированность знаний и представлений о познавательной деятельности.
На вопрос анкеты: «Какие студенту вуза необходимо иметь качества для эффективного развития конкурентоспособности?», ответы распределились следующим образом: проявление инициативы, настойчивость, работоспособность являются определяющими для 30 % учащихся; стремление к овладению знаниями отметил 21 % респондентов; теоретические знания, восприятие и преобразование информации выделили 19 % студентов; активная включенность в познавательную деятельность для 16 %, а личная значимость в необходимости формирования конкурентоспособности важна для 14 % будущих выпускников.
Как показывают исследования, при традиционных формах обучения системный характер самостоятельной работы наблюдается лишь у незначительного числа студентов. Это можно объяснить, в первую очередь, тем, что на данном этапе студенты недостаточно подготовлены к эффективной организации самостоятельной работы. Аналитическое изучение результатов проведенных опросов, анкетирования, включенного и невключен-ного педагогического наблюдения убедительно демонстрируют, что при организации самостоятельной работы студентов необходимо использовать электронные учебные курсы.
Согласно требованиям ФГОС третьего поколения на самостоятельную работу студентов необходимо выделять до половины от общего количества часов учебной нагрузки. В этом очерченном контуре самостоятельная работа будет эффективна в условиях планомерной и систематической учебно-познавательной деятельности будущего конкурентоспособного специалиста. Образовательные стандарты по всем направлениям подготовки указывают и на необходимость обеспечения доступа (удаленного доступа) обучающимся, в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам1.
Следовательно, в условиях информатизации общества успешная организация самостоятельной работы как одного из необходимых условий эффективного формирования конкурентоспособности студента современного вуза оказывается тесно связанной с особенностями электронной обучающей среды. Систему управления электронного обучения можно охарактеризовать совокупностью целевых индикаторов:
- наличие функционального набора чатов, форумов различного уровня, возможности анализа интерактивности студентов, управления контентом электронных учебных курсов;
- надежность использования, симплифициро-ванность обновления контента на основе имеющихся шаблонов и протекции от экзогенного воздействия;
- стабильность работы в условиях дифференциации использования системы;
- стоимость затрат на приобретение программной поддержки, а также расходов на разработку, внедрение и сопровождение курсов;
- наличие средств разработки образовательного контента, процедуры оценки уровня усвоения материала;
- удобство доступа [10].
Система внедряемых виртуальных цифровых технологий обучения выступила синтетическим полем непрерывного, многомерно ориентированного, динамично развивающегося процесса. В документах международной организации ЮНЕСКО, занимающейся вопросами образования, науки,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 -Профессиональное обучение (по отраслям). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1085. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/440304.pdf (дата обращения: 02.06.2017).
культуры, подчеркивается, что в XXI веке особая роль в развитии образовательных компетенций принадлежит современным цифровым технологиям.
Эта роль обозначена генеральным директором ЮНЕСКО И. Боковой, которая отметила, что органично встроенные и сопровождаемые инновационными моделями обучения высокотехнологичные технологии могут демонстрировать свою продуктивность. Переход к интерактивному, проектному процессу обучения на основе применения инновационных методик и современных информационно-коммуникационных технологий связан с обеспечением качества образования и обучения на протяжении всей жизни [3, с. 11].
Понятие электронной информационно-образовательной среды закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Сущность электронно-образовательной среды в законе определяется совокупностью таких электронно-информационных телекоммуникационных, технологических образовательных устройств, которые способствуют качественному освоению образовательных программ, независимо от территориального расположения учащихся2.
В настоящее время особую актуальность приобретает использование в учебном процессе вузов таких значимых элементов дистанционного обучения, как электронные учебные курсы. Содержание информационного контента электронного учебного курса представлен некоторой совокупностью текстового, речевого, графического, цифрового, видео, аудио- и др. информационного материала. Являясь программно-информационным элементом обучающей системы, электронные учебные курсы служат пользовательской средой для преподавателей, студентов, административного персонала вуза.
К содержанию электронных учебных курсов предъявляются определенные требования, отражающие эффективность управления самостоятельной работой конкурентоспособного студента вуза: стимулирование познавательной деятельности; обеспечение рационального сочетания вариативных форм познавательной деятельности обучающегося и уровня усвоения соответствующей изучаемой дисциплины; рационального сочетания различных текстово-графических и других технологий представления материала; на основе коммуникационных технологий обеспечения
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // сайт Минобрнауки России. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения 02.06.2017 г.).
организации и проведения виртуальных дискуссий, семинаров, и других занятий [10, с. 65].
При разработке и внедрении в учебный процесс электронных образовательных курсов, кроме общих рекомендаций, мы принимали во внимание требования, учитывающие специфику их содержания и структуры. Педагогическая поддержка самостоятельной работы как условия формирования конкурентоспособного специалиста в электронной среде вуза осуществляется с использованием различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых (изучение проблемных ситуаций, задачи исследовательского характера); построение ресурсов в электронной образовательной среде лич-ностно ориентированы и учитывают обучение по индивидуальному образовательному маршруту; проводится постоянный мониторинг уровня усвоения дисциплины.
Содержательно-функциональное наполнение электронного курса включает следующие элементы:
- информационно-содержательный, дает общие представления, методические указания относительно изучаемой дисциплины;
- контрольно-коммуникативный включает фонд оценочных средств;
- коррекционно-обобщающий отражает результаты учебно-познавательной деятельности студентов, различных видов контроля.
В настоящее время наибольшее распространение получили цифровые учебные среды, базирующиеся как на открытости ресурсного доступа (open source platform), так и «коммерческие» платформы (commercial platform). Электронные среды на основе свободного программного обеспечения можно использовать, копировать, видоизменять и распространять с минимальными лицензионными ограничениями (Moodle, SAKAI и OLAT).
В целях организации учебного взаимодействия между учащимися и преподавателем, австралийским программистом М. Доугиамасом в 2001 году был предложен программный софт версии Moo-dle («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment»). Основанный на теории социального конструктивизма проект LMS Moodle постоянно развивается и направлен на интерактивное сотрудничество студент - преподаватель - администрация в интегрированной системе персонифицированной учебно-познавательной среды. В соответствии с педагогикой социального конструктивизма, система электронного обучения основана на принципах совместной познавательной деятельности, активного целенаправленного
обучения, критической рефлексии; широкого применения дистанционного, очного, смешанного подходов к обучению; структурированности и доступности благодаря совместимости с большинством используемых баз данных.
С целью повышения эффективности самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки конкурентоспособного студента вуза нами использовалась внедряемая в вузах модифицированная учебная платформа LMS Moodle (система управления обучением модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды), позволяющая проектировать дистанционные электронные курсы и размещенные в системе интернет-сайты. В последние годы в Марийском государственном университете электронные курсы в LMS Moodle активно разрабатываются и используются при изучении отдельных учебных дисциплин студентами очного и заочного отделений, реализации программ повышения квалификации учителей, организации научно-исследовательской работы студентов, проведении заочных туров предметных олимпиад1. Обратимся к опыту применения электронного курса для подготовки бакалавров профессионального обучения на примере дисциплины «Менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании». Разработанный и апробированный в учебном процессе факультета общего и профессионального образования в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» для подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям) электронный образовательный курс состоит из десяти тем: «Маркетинговая среда образовательного учреждения», «Рынок образования», «Эффективность управления в образовательном учреждении» и др.
Структурное наполнение каждой реализуемой дисциплины представлено набором различных связанных между собой элементов: новостной форум, чат, методические указания, фонд оценочных средств, список основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсы и программное обеспечение по курсу, дополнительные информационно-справочные материалы, тестовые задания, глоссарий, анкеты, лекции, семинары, wiki, базы данных и т. д. Функциональное содержание системы дополнено набором блоков: поиск по форумам,
1 Об утверждении внутренних нормативных документов, сопровождающих функциональную схему работы системы управления обучением электронной информационно-образовательной среды университета. Приказ № 130-А. URL: http: //elearning.marsu.ru (дата обращения 02.06.2017 г.).
последние новости, предстоящие события, последние действия. В соответствии с рабочей программой дисциплины, системный продукт дает возможность разрабатывать дистанционные электронные учебные курсы, объединяющие как необходимые обучающие материалы, так и вспомогательные, контролирующие элементы, методические рекомендации для преподавателей и студентов [6].
Элемент «лекция» представлен в виде последовательности комбинированно построенных страниц электронного курса. В лекционный курс встроены вопросы нескольких типов (верно/неверно, краткий ответ, множественный выбор, числовой, эссе), правильность ответа на которые непосредственно связана с условными переходами между страницами контента. Составляется структурированный по категориям банк тестовых заданий, который затем используется при автоматической оценке знаний по различным темам курса. Для наиболее эффективного контроля и объективной оценки уровня усвоения студентами различных тем дисциплины используется элемент курса «тест», позволяющий создавать задания различного типа: множественный выбор, верно/неверно, на соответствие, краткий ответ, числовой и т. д. В зависимости от сложности изучаемой темы, создаются тесты с несколькими попытками, чередующимися либо случайными, выбирающимися из общего банка вопросов. Система LMS Moodle позволяет оценивать ответы автоматически, за исключением вопросов эссе, а результат попытки отображается в общем журнале. Элемент курса «глоссарий» наглядно иллюстрирует, как LMS Moodle может расширить и дополнить возможности традиционного обучения. Размещая результаты своей деятельности, студент прилагает больше усилий, получает лучший результат в обогащении собственного словарного запаса. Соответственно, термины глоссария, встретившиеся где-либо в текстах курса, могут быть автоматически превращены в ссылки на страницы глоссария [6].
В условиях самостоятельной работы одним из преимуществ системы Moodle при подготовке конкурентоспособного студента вуза является его коммуникационный арсенал. При выполнении лабораторно-практических работ по различным темам дисциплины «Менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании» между студентами и преподавателем осуществляется обмен файлами. Функциональное сопровождение электронного учебного кура «чат» позволяет организовать консультирование студентов по вопросам выполнения заданий в режиме реального времени.
Таким образом, выполняя функцию коуча, наставника, в процессе формирования конкурентоспособности преподаватель может оперативно и целенаправленно управлять всеми этапами самостоятельной работы студентов вуза. Достаточно высокий уровень интерактивности обучения в электронной среде LMS Moodle обеспечивает многообразие способов и форм представления учебных материалов, возможности модульного структурирования содержания курса, создания личностно ориентированного образовательного маршрута. Комфортность и конфиденциальность обучения способствуют существенному повышению уровня формирования конкурентоспособности, активизации самостоятельной работы студентов.
Литература
1. Анисимова Т. И. Организация самостоятельной работы средствами дистанционного обучения // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-4. С. 747-750. URL: https:// www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33197 (дата обращения: 20.06.2016).
2. Букушева А. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_27192469_10956857.pdf
3. Журавлева О. Б., Крук Б. И. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов. М.: Горячая линия - Телеком, 2013. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785991203128.html
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под. ред. Бадарча Дендева. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с. URL: http://iite.unesco.org/ pics/publications/ru/files/3214728.pdf
5. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., Крылов Д. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2016. № 3 (23). С. 15-20. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/ journal/download.html?id=1220 (дата обращения: 12.04.2017).
6. MoodleLearn - как создавать сайты с системой дистанционного обучения. URL: http: //moodlearn.ru/ (дата обращения: 02.06.2017).
7. Шурыгин В. Ю., Краснова Л. А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении физики на основе использования элементов дистанционного обучения в LMS MOODLE // Образование и наука. 2015. № 8. С. 125-139. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24323361_44823586.pdf (дата обращения: 5.04.2017).
8. Эшназарова М. Ю. Moodle - свободная система управления обучением // Образование и воспитание. 2015. № 3. С. 41-44. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/35 (дата обращения: 5.04.2017).
9. Lavrentiev S. Yu., Shabalina O. L., Krylov D. A., Korot-kov S. G., Svetlova V. A., Rybakov A. V., Chupryakov I. S., 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. Available from: http:// medwellj ournals.com/abstract/?doi=sscience 2016.1855.1860
10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, no. 2, 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf
References
1. Anisimova T. I. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty sredstvami distantsionnogo obucheniya [Organization of independent work by means of distance learning]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental research, 2013, no. 11-4, pp. 747-750, Available from: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=33197 (accessed 20.06.2016). (In Russ).
2. Bukusheva A. V Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studen-tov pri izuchenii komp'yuternoi geometrii v LMS MOODLE [Organization of independent work of students in the study of computer geometry in LMS MOODLE]. Azimut nauchnykh issledovanii: peda-gogika i psikhologiya = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2016, vol. 5, no. 3 (16), pp. 30-34, Available from: https:// elibrary.ru/download/elibrary_27192469_10956857.pdf (In Russ).
3. Zhuravleva O. B., Kruk B. I. Osnovy pedagogicheskogo dizaina distantsionnykh kursov [Basics of pedagogical design of distance courses]. Moskow: Goryachaya liniya - Tele-kom, 2013, Available from: http://www.studentlibrary.ru/book/ ISBN9785991203128.html (In Russ).
4. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v ob-razovanii [Information and communication technologies in education], pod. red. Badarcha Dendeva, Moskow: IITO YuNESKO, 2013, 320 p., Available from: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214728.pdf (In Russ).
5. Lavrent'ev S. Yu., Komelina V. A., Krylov D. A. Organi-zatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya profession-al'noi konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Organizational and pedagogical conditions for the formation of professional
competitiveness of the graduate of the university]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Ioshkar-Ola, 2016, no. 3 (23), pp. 15-20, Available from: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/download.html? id=1220 (accessed 12.04.2017). (In Russ).
6. MoodleLearn - kak sozdavat' saity s sistemoi distantsionnogo obucheniya [MoodleLearn - how to create sites with a system of distance learning]. Available from: http://moodlearn.ru/ (accessed 2.06.2017). (In Russ).
7. Shurygin V Yu., Krasnova L. A. Organizatsiya samosto-yatel'noi raboty studentov pri izuchenii fiziki na osnove ispol'zovaniya elementov distantsionnogo obucheniya v LMS MOODLE [The organization of independent work of students in the study of physics on the basis of the use of elements of distance learning in LMS MOODLE]. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2015, no. 8, pp. 125-139. Available from: https://elibrary.ru/download/ elibrary_24323361_44823586.pdf (accessed 05.04.2017). (In Russ).
8. Eshnazarova M. Yu. Moodle - svobodnaya sistema upravleniya obucheniem [Moodle - free learning management system]. Obrazovanie i vospitanie = Education and upbringing, 2015, no. 3, pp. 41-44. Available from: https://moluch.ru/th/4/archive/9/35 (accessed 5.04.2017). (In Russ).
9. Lavrentiev S. Yu., Shabalina O. L., Krylov D. A., Korot-kov S. G., Svetlova V. A., Rybakov A. V., Chupryakov I. S., 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience.2016.1855.1860. Available from: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience 2016.1855.1860
10. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V, Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, no. 2 2016, pp. 254-269. Available from: http:// www. econj ournals. com/index. php/irmm/article/view/2098/pdf
Статья поступила в редакцию 17.06.2017 г.
Submitted 17.06.2017.
Для цитирования: Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А., Сайранова М. В. Самостоятельная работа как условие формирования конкурентоспособного специалиста в электронной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 27-32.
Citation for an article: Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A., Sairanova M. V. Independent work as a condition for the formation of a competitive specialist in the university electronic environment. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 27-32.
Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected] Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected] Сайранова Мария Владимировна, магистрант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, г. Санкт-Петербург, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Lavrent'ev Sergej Ju., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, lavrsu@mail. ru
Krylov Dmitrii A., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, krilda@mail. ru
Sairanova Mariya V., graduate student, Saint-Petersburg University of Culture and Arts, Saint-Petersburg, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]