УДК 378.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА
С. Ю. Лаврентьев
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье с точки зрения гуманистического осмысления и практической реализации ключевых положений концепций долгосрочного социально-экономического развития и целевой программы развития образования показана необходимость формирования конкурентоспособных лидерских качеств студентов вуза. Данная потребность продиктована сменой экспортно-сырьевой модели на более конкурентоспособную инновационную стратегию развития общества. Она приобретает форму социального заказа на формирование интеллектуальной и технологической платформы дальнейшего развития лидерских качеств студентов вуза, повышению жизненного уровня и качества социальной среды, с одной стороны, и наращиванию конкурентоспособности человеческого капитала - с другой. Необходимость педагогического сопровождения формирования лидерских качеств студентов вуза диктуется социальным заказом общества, быстротечностью социально-экономического прогресса, ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее, развитием новых общественных отношений, желанием личности прожить жизнь по собственному сценарию, возможностью достижения личностно-профессионального успеха. Педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособных лидерских качеств понимается как «основополагающий профессионально-ценностный ориентир», а внутреннее отношение студента способно увеличивать либо уменьшать потенциал развития конкурентоспособности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, педагогическое сопровождение, лидерство, саморазвитие.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Марий Эл. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005.
PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF COMPETITIVE LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION
S. Ju. Lavrentiev
Mari State University, Yoshkar-Ola
The article shows the necessity of forming competitive leadership qualities of university students in terms of humanistic interpretation and practical implementation of key provisions of the concepts of long-term social and economic development and the targeted program for the development of education. This need is dictated by the change of the export-raw material model to a more competitive innovative strategy for the development of society. It takes the form of a social order for the formation of an intellectual and technological platform for further developing the leadership qualities of university students, raising the standard of living and quality of the social environment, on the one hand, and increasing the competitiveness of human capital on the other. The need for pedagogical support in the formation of leadership qualities of university students is dictated by the social order of society, the transience of social and economic progress, the responsibility of each individual for his future, the development of new social relations, the desire of the individual to live life according to his own scenario, the opportunity to achieve personal and professional success. Pedagogical support for the formation of competitive leadership qualities is understood as "the fundamental vocational-value reference point", and the student's internal attitude is capable of increasing or decreasing the potential for the development of competitiveness.
Keywords: competitiveness, pedagogical support, leadership, self-development.
Acknowledgment: the funding for this research came from the Russian Humanitarian Scientific Foundation and the Republic of Mari El. Project: "Pedagogical support for the formation of professional competitiveness of university students in the educational space of the Republic of Mari El" № 16-16-12005.
© Лаврентьев С. Ю., 2017
Происходящее на современном этапе структурное социально-экономическое реформирование всей системы образования, ставит задачи гуманистического осмысления и практической реализации внутреннего потенциала студента вуза, оказавшегося в новых обстоятельствах меняющейся конкурентной среды, формирования его конкурентоспособных лидерских качеств. В ключевых положениях концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года придается особая значимость поступательному развитию конкурентоспособности человеческого капитала, как движущей силы инновационных, экономических изменений1.
Воздействие внешних и внутренних флуктуа-ций существенно увеличивает асимметричность, нелинейность становления нового механизма общественного развития, усиливающейся в последнее время под влиянием глобализации, международной конкуренции и, как следствие, диктует необходимость формирования личностно-профес-сиональной конкурентоспособности человеческих ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровне. Поливариантность и амбивалентность радикальных преобразований современного социума протекает в режиме парадигмального перехода от постиндустриальной, опирающейся преимущественно на сырьевые технологии, к инновационной стратегии экономического развития [2].
Потребность смены экспортно-сырьевой модели на более конкурентоспособную инновационную стратегию развития, преломляясь через аксиологическую призму субъекта, приобретает форму социального заказа на формирование интеллектуальной и технологической платформы дальнейшего развития лидерских качеств студентов вуза, способствует повышению жизненного уровня и качества социальной среды, с одной стороны, с другой - наращиванию конкурентоспособности человеческого капитала и поддерживающих его эффективность вариативных форм социальных институтов.
Заказ государства и общества на конкурентоспособных, экономически активных выпускников вузов, способных в ситуации выбора принимать самостоятельные, ответственные решения,
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.consultant.ru.document/cons_doc_ LAW_82134 (дата обращения: 10.04.2017).
прогнозируя их возможные последствия, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обозначен и в концептуальных положениях текста федеральной целевой программы развития образования до 2020 года. В качестве программных целевых ориентиров концепции заявлено создание благоприятных условий развития отечественного образования, способствующего эффективному формированию «конкурентоспособного человеческого потенциала». В практическом плане достижение данных целевых ориентиров предлагается с использованием личностно ориентированной модели, стимулирующей непрерывное стремление студента вуза к личност-но-профессиональному саморазвитию, формированию конкурентоспособных лидерских качеств личности2.
Необходимость педагогического сопровождения формирования лидерских качеств студентов вуза диктуется социальным заказом общества, быстротечностью социально-экономического прогресса, ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее, развитием новых общественных отношений, желанием личности прожить жизнь по собственному сценарию, возможностью достижения личностно-профессионального успеха.
В отечественной и зарубежной литературе научно-практический интерес к проблеме формирования конкурентоспособности и лидерства отмечался устойчивостью на протяжении всего XX века. И в начале XXI века, в связи с растущими в современном обществе требованиями к проблеме реализации лидерского потенциала в молодежи, педагогическое сопровождение процесса формирования лидерских качеств учащейся молодежи в образовательном процессе современного вуза осложнено рядом имеющихся противоречий.
На теоретико-практическом уровне можно выделить имеющееся противоречие, заключающееся в том, что успешная практическая реализация педагогического сопровождения развития лидерских качеств конкурентоспособного студента испытывает необходимость в эффективных технологиях, новом методическом обеспечении данного вида деятельности в различных условиях.
Повышенное внимание к развитию внутреннего потенциала человека, поднимает вопросы междисциплинарной «укладки» смежных научных
2 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. // сайт Минобрнауки России. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/ документы/4952 (дата обращения: 10.04.2017).
направлений по созданию такой образовательной среды, которая способствовала формированию конкурентоспособных лидерских качеств будущего специалиста. В системе высшего образования существует потребность в педагогическом сопровождении интеллектуальных, конкурентоспособных, инициативных специалистов с развитым творческим мышлением и выраженным лидерским потенциалом. Между тем эффективность будущей личностно-профессиональной конкурентоспособности студента напрямую зависит не только от приобретенных в вузе качественных знаний и востребованных в профессиональной деятельности умений, но и от развития личности в целом, уровня сформированности лидерских качеств.
Формирование лидерских качеств конкурентоспособного специалиста является сложным процессом становления личности, осознающей свою созидательную роль в своей профессиональной деятельности. Учебно-воспитательный процесс в условиях современного вуза заключается в непосредственном взаимодействии преподавателей и студентов, и вполне закономерной будет дефиниция терминов «педагогическое содействие» и «педагогическое сопровождение». В словаре С. И. Ожегова этимологическое содержание слов «сопровождение» и «содействие» объясняется с точки зрения совместной деятельности, а также сотрудничества в чем-либо, или участия в каком-то деле в целях облегчения, помощи и поддержки. То есть оказание содействия означает деятельное участие в помощи кому-либо, чему-либо в чем-либо1.
Принимая в внимание данную интерпретацию, В. А. Шишкина рассматривает «педагогическое содействие» и «педагогическое сопровождение» как участие преподавателя в совместной деятельности со студентами, его усилия в раскрытии и развитии их личностно-профессиональных качеств в совместной деятельности [5].
В изданиях смежных научных направлений, в частности в психолого-педагогических изысканиях, все чаще встречается широко интерпретируемое понятие «сопровождение», под которым понимается деятельность институтов по оказанию социальной поддержки и реализации программ помощи различным группам населения. Термину «сопровождение» можно дать интерпретацию как более емкого, обобщающего, тесно связанно-
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка ок. 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд. Стереотип. М.: Русский язык, 1984. 816 с.
го с категорией «взаимодействие». В нем можно проследить грани социального взаимодействия, с одной стороны, а с другой, имея ярко выраженную специфику, термин находит свое проявление в целенаправленном формировании лидерских качеств конкурентоспособной личности студента в образовательно-воспитательном процессе современного вуза. «Узкое» значение педагогического сопровождения можно детерминировать как выраженный ценностный акцент, направленный на нахождение оптимального стержня в личностной субъектной сфере будущего конкурентоспособного профессионала. Таким образом, образовательно-воспитательный процесс сопровождения формирования лидерских качеств студента вуза должен сопровождаться усилением активного, созидательного начала учащегося в способности познавать и создавать свое бытие изнутри.
Следовательно, педагогическое сопровождение в своем «широком» и «узком» предназначении раскрывает значимость для студентов фундаментальных ценностей личностно-профессиональ-ного развития конкурентоспособных качеств в процессе образования в вузе. Оно придает обучению будущей профессии особый смысл, так как обеспечивает целостное личностное развитие и профессиональное совершенствование личности будущего специалиста.
При определении сущности педагогического сопровождения формирования конкурентоспособности как многогранного явления необходимо рассмотреть его взаимосвязь с такими явлениями, как становление личности, саморазвитие личности. Среди характеристик «становления» существенным моментом для любого педагога является указание на переход возможности в действительность в процессе развития, обозначающее вектор движения обучаемого из его прошлого состояния в настоящее как предпосылку будущего [1]. Взгляд на переживающего процесс становления будущего специалиста предполагает, что педагогическое содействие способствует его «разворачиванию» изнутри к будущей профессии, поэтому педагогическое сопровождение охватывает сферу бытия индивида и в профессиональном, и в личностном плане. Сопровождение укрепляет целостность личности, волевое устремление следовать своей природе и индивидуальности.
Из сказанного следует, что инициируемое педагогом сопровождение должно обладать необходимой динамикой, побуждая его участников к развитию личностно-профессиональной конкурентоспособности. Опираясь на философское
знание о процессе становления личности, правомерно утверждать, что в ходе педагогического сопровождения формирования конкурентоспособных лидерских качеств можно актуализировать то, что в потенциале заложено «внутри» личности студента как человеческой сущности, явленной в индивидуальной форме. Мы понимаем это как проявление в настоящем или будущем того, что первоначально обнаруживалось лишь в потенции в скрытом и свернутом виде.
Одним из ключевых понятий исследования является личностно-профессиональное саморазвитие, которое мы понимаем как механизм «человекообразования» и инструмент духовно нравственного самообогащения в контексте ценностного отношения к себе и своей будущей профессиональной деятельности. Педагог, инициируя потребность личности в самооценке своих достижений, на базисе тех ценностных ориентиров, которые сопрягаются с личностно значимыми ценностями студентов, способствует саморазвитию конкурентоспособности будущего специалиста.
Таким образом, педагогическое сопровождение - это именно то, что способствует актуализации самоизменения личности в позитивном ракурсе. То есть сопровождение, реализуемое педагогом вуза, направлено к сердцевине процесса становления - саморазвитию конкурентоспособности личности студента. Педагог, направляя содействие на «внутренний план саморазвития» будущих специалистов, тем самым помогает процессу формирования конкурентоспособных лидерских качеств. Личность студента вуза в педагогическом сопровождении формирования конкурентоспособных лидерских качеств понимается нами как «основополагающий профессионально-ценностный ориентир». Именно внутреннее отношение студента способно увеличивать либо уменьшать потенциал развития конкурентоспособности, данный от природы, поскольку оно задает планку планируемых достижений, которая всегда носит «рукотворный» характер».
Литература
1. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
2. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., Крылов Д. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2016. № 3 (23). С. 15-20. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/ journal/download.html?id=1220 (дата обращения: 12.04.2017).
3. Лаврентьев С. Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157-161. URL: http://top-technologies.ru/ru/ article/ view?id=35711
4. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. № 1 (21). С. 24-29. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/ download.html?id= 1083
5. Шишкина В. А. Педагогическое сопровождение лич-ностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 386 с.
6. Sergei Y. Lavrentiev, Olga L. Shabalina, Dmitry A. Krylov, Sergey G. Korotkov, Valentina A. Svetlova, Andrey V. Rybakov and Ivan S. Chupryakov, 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience. 2016.1855.1860. URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi= sscience.2016.1855.1860
7. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, no. 2 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf
References
1. Kon I. S. Otkrytie «Ja» [«I» revelation]. Moskow, Politiz-dat, 1978, 367 p.
2. Lavrent'ev S. Ju., Komelina V. A., Krylov D. A. Organi-zacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija profession-al'noj konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Organizational and pedagogical conditions for the formation of professional competitiveness of a graduate of a university]. Vestnik Ma-rijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Joshkar-Ola, 2016, no. 3 (23), pp. 15-20, URL: http://vestnik. marsu. ru/ view/j ournal/download. html?id= 1220 (accessed: 12.04.2017).
3. Lavrent'ev S. Ju. Razvitie konkurentosposobnosti bu-dushhego specialista: sootnoshenie lichnostnogo i profession-al'nogo [Development of competitiveness of the future specialist: the ratio of personal and professional]. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technology, 2016, no. 3-1, pp. 157-161, URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711
4. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Konkurentosposobnost' budushhego specialista: problemy i perspektivy pod-gotovki v obrazovatel'nom processe universiteta [Competitiveness of the future specialist: problems and prospects of preparation in the university educational process]. Vestnik Marijskogo gosudar-stvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, Joshkar-Ola, 2016, vol. 10, no. 1 (21), pp. 24-29, URL: http://vestnik. marsu. ru/view/j ournal/download. html?id= 1083
5. Shishkina V. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnost-no-professional'nogo stanovlenija budushhih uchitelej izo-brazitel'nogo iskusstva [Pedagogical support of personal and professional development of future teachers of fine arts]: dis. ... d-ra ped. nauk. Moskow, 2006, 386 p.
6. Sergei Y. Lavrentiev, Olga L. Shabalina, Dmitry A. Krylov, Sergey G. Korotkov, Valentina A. Svetlova, Andrey V. Rybakov and Ivan S. Chupryakov, 2016. Future Specialists' Competitiveness Development: Pedagogical and Social-Economical Aspects. The Social Sciences, 11: 1855-1860. DOI: 10.3923/sscience. 2016.1855.1860. URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi= sscience.2016.1855.1860
7. Orekhovskaya N. A., Lavrentiev S. Y., Khairullina E. R., Yevgrafova O. G., Sakhipova Z. M., Strakhova I. V, Khlebniko-va N. V., Vishnevskaya M. N. Management of young professionals in the labor market. International Review of Management and Marketing. Vol 6, no. 2 2016, pp. 254-269. URL: http:// www. econj ournals. com/ index. php/irmm/ article/ view/2098/pdf
Статья поступила в редакцию 4.02.2017 г.
Submitted 4.02.2017.
Для цитирования: Лаврентьев С. Ю. Педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособных лидерских качеств студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 29-33.
Citation for an article: Lavrent'ev S. Ju. Pedagogical support for the formation of competitive leadership qualities of students of the higher education. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 29-33.
Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат Sergej Ju. Lavrent'ev, Ph. D. (Pedagogy),
педагогических наук, доцент, Марийский associate professor, Mari State University,
государственный университет, г. Йош- Yoshkar-Ola, [email protected] кар-Ола, [email protected]