УДК 378.2
С. Ю. Лаврентьев, В. А. Комелина, Д. А. Крылов Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
В статье изложены теоретические основы и практические результаты выявления и обоснования организационно-педагогических условий эффективного формирования профессиональной конкурентоспособности выпускника современного вуза. В данном исследовании авторы исходили из предположения, что решение проблемы формирования профессиональной конкурентоспособности студентов возможно с учетом: организационного аспекта (организация образовательного процесса в рамках модели) и аспекта личностного (взаимодействие субъектов образовательного процесса). Дается авторское определение организационно-педагогических условий как совокупности внешних обстоятельств образовательного процесса и внутренних особенностей личности учащегося, от которых зависит формирование профессионально значимых качеств личности конкурентоспособного специалиста. Установлено, что к таким организационно-педагогическим условиям относятся: организация соревновательной, мотивированной учебно-познавательной деятельности студентов с применением активных методов и интерактивных форм обучения; организация социально-образовательного партнерства вуза; введение в учебный процесс вуза спецкурса «Успехология - саморазвитие личной и профессиональной конкурентоспособности»; проведение систематической диагностики уровня сформированности конкурентоспособности студентов и осуществление, по мере необходимости работы по ее корректировке.
Ключевые слова: конкурентоспособность, организационно-педагогические условия, профессиональная подготовка
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Республики Марий Эл. Проект: «Педагогическое сопровождение формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза в образовательном пространстве Республики Марий Эл» № 16-16-12005
Необходимость формирования конкурентоспособности выпускников вуза обусловлено социально-экономическими, социокультурными и собственно психолого-педагогическими доминантными факторами, а также целями и задачами реформирования российского высшего образования. В связи с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, повышением личностно-профессиональных требований к выпускникам вузов, динамичным инновационным развитием науки и технологий возрастает потребность в компетентных специалистах, ориентированных на эффективное решение задач модернизации образования на всех ее уровнях. Мировые социально-экономические тренды, растущие требования работодателей и общества послужили предпосылками проведения исследования, направленного на выявление и обоснование организационно-педагогических условий формирования профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза.
Для решения поставленной цели в данной работе использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых методов исследования: теоретические (изучение и последующий анализ философской, психолого-педагогической отечественной и зарубежной научной литературы, экономико-правовых источников; междисциплинарное обобщение, синтез и конкретизация результатов учебной деятельности студентов); эмпирические (обсервационное наблюдение, фокусированное интервью, экспертный опрос, анкетирование, тестирование; статистические (сравнение, контент-анализ отчетности вузов России и Республики Марий Эл, сборников, опубликованных Федеральной службой государственной статистики, и др.).
По прогнозам экспертов, в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы работодателей в компетентных специалистах и реальной возможностью их качественной подготовки к профессиональной деятельности будет только усиливаться [2; 5; 6].
© Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., Крылов Д. А., 2016
В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», для эффективной организации развития системы образования, на всех ее уровнях повышения конкурентоспособности обучающихся основной целью выдвигается необходимость создания соответствующих условий. Достижение данной цели возможно с использованием личностно ориентированной модели образования, учитывающей «внешние вызовы и тенденции», которая позволит «существенно повысить конкурентоспособность личности, человеческого капитала образовательных институтов и в конечном итоге экономики и государства» [9].
Разработчики целевой программы развития образования на 2016-2020 годы также утверждают о необходимости создания условий для дальнейшего поступательного развития, направленных на:
- профессионально-личностное развитие с учетом потребностей и интересов учащихся;
- индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся и их участие в территориаль-но-распределенных сетевых образовательных программах;
- обеспечение доступности образования вне зависимости от места проживания обучающихся, подготовка и закрепление в образовании и науке научно-педагогических кадров;
- внедрение в образовательную среду современных педагогических технологий;
- повышение конкурентоспособности как отдельных образовательных организаций, так и всей системы российского образования в целом, в том числе на международном уровне [3].
Таким образом, наряду с задачами обновления содержания используемых технологий обучения, воспитания и формирования профессиональной конкурентоспособности личности, реформы отечественного образования ставят задачи гуманистического осмысления и практической реализации внутреннего потенциала человека, оказавшегося в новых конкурентных обстоятельствах меняющейся социально-экономической среды. Значимость формирования конкурентоспособности заключается и в том, что развивающийся рынок квалифицированного труда и «рынок личностей» предъявляют к выпускникам вузов все более высокие профессиональные требования.
Сравнительный анализ результатов проведенных фокусированных интервью выявил, что большая часть работодателей отдают предпочтение выпускникам вузов с достаточно высоким сформированным уровнем профессиональной конкурентоспособности. Экспертами-руководи-
телями отмечена необходимость и значимость осознания человеком своих потенциальных возможностей, перспектив самоорганизации личностного и профессионального роста, который побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность и необходимость делать выбор, а значит, быть ответственным за эффективность в реализации принятых решений еще со студенческой скамьи [4; 11].
Обширный спектр проблем образования, показывает, что исследователи по-разному подходят к интерпретации понятия организационно -педагогических условий. В научно-практических изысканиях ученые все чаще применяют организационные аспекты в теоретическом выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий, способствующих эффективному формированию конкурентоспособности будущих специалистов в процессе их обучения в вузе.
Семантическая структура понятия «организационно-педагогические условия» включает два термина - «организационные условия» и «педагогические условия». Имманентная сущность термина «организация» (от organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю) объясняется через совокупность внутренней упорядоченности процессов или явлений, которые ведут к совершенствованию взаимосвязей между автономными частями целого, определенный его устройством. Смысловое содержание термина «организация» соседствует с такими родственными понятиями, как «обустройство», «объединения», «приведение в систему», формирование определенной структуры и ее администрирования и др.
В философском энциклопедическом словаре, «условия» определяются как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества [10, с. 707-708].
Мы согласны с В. И. Андреевым, который показал, что педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности представляет собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления. Под комплексом дидактических условий
формирования личности он понимает «совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса обучения, являющихся результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов или приемов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1, с. 6].
К организационно-педагогическим, на наш взгляд, можно отнести такие условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе и должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса. В данном исследовании мы исходили из предположения, что решение проблемы формирования профессиональной конкурентоспособности студентов университета возможно при учете двух аспектов:
1) организационного - организация образовательного процесса в рамках модели;
2) личностного - взаимодействие субъектов образовательного процесса.
С учетом вышеназванного мы определяем организационно-педагогические условия формирования профессиональной конкурентоспособности студентов вуза как совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса и внутренних особенностей личности учащегося, от которых зависит формирование профессионально значимых качеств личности конкурентоспособного специалиста.
Положительным для нашего исследования является то, что, с одной стороны, данный комплекс организационно-педагогических условий относится к разработке стратегии развития высшего профессионального образования в целом, но с другой - является достаточно универсальным и может быть применен к разработке стратегии формирования конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки [2, а 145].
Исходя из вышесказанного, значимым направлением деятельности вуза по совершенствованию системы подготовки студентов к профессиональной деятельности, в т. ч. формированию их конкурентоспособности, является создание комплекса организационно-педагогических условий. Основными из них являются:
- организация соревновательной, мотивированной учебно-познавательной деятельности студентов с применением активных методов и интерактивных форм обучения;
- организация социально-образовательного партнерства вуза;
- введение в учебный процесс вуза спецкурса «Успехология - саморазвитие личной и профессиональной конкурентоспособности»;
- проведение систематической диагностики уровня сформированности конкурентоспособности студентов и осуществление, по мере необходимости работы по ее корректировке [7].
Выявленный комплекс организационно-педагогических условий, представляющих собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, позволяет создать позитивную образовательно-воспитательную среду для достижения достаточно высокого уровня сформирован-ности конкурентоспособности выпускника вуза. Кратко охарактеризуем некоторые из выделенных нами условий.
Организация соревновательной, мотивированной учебно-познавательной деятельности студентов с применением активных методов и интерактивных форм обучения, которые позволяют вовлечь студентов в практические ситуации, возникающие в реальной трудовой деятельности, но не решаемые на основании применения традиционных технологий организации образовательного процесса, выдвинута в качестве первого организационно-педагогического условия. Необходимо отметить, что интерактивные формы обучения, ориентированные на стимулирование познавательной деятельности будущих специалистов, позволяют сфокусировать внимание на ранее игнорируемые аспекты образовательного процесса. Внедрение в педагогическую практику современных форм и методов обучения требует качественно иного подхода к организации подготовки конкурентоспособного выпускника в системе взаимоотношений преподавателя и студента вуза.
Преподаватель, выйдя за рамки субъекта, владеющего обширными теоретическими знаниями, разнообразными методами, принимает роль профессионального коуча-эдвайзора - будущего специалиста. Обучающийся, в свою очередь, становится не только активно мыслящим субъектом познавательной деятельности, но, сталкиваясь с реальными «производственными» ситуациями, превращается в мотивированного участника соревновательного процесса.
В процессе исследования проблемы формирования конкурентоспособности студентов нами использовались и доказали свою эффективность такие формы интерактивного обучения, как: лекции проблемного содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги,
деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод кейсов, самооценки, метод мозгового штурма и некоторые другие.
Согласно анкетированию 87 учащихся Марийского государственного университета очной и заочной формы обучения, наибольшим успехом в студенческой среде вуза пользуются семинары-дискуссии (39 % опрошенных) и деловые игры (26 %). На занятиях по формированию профессиональной конкурентоспособности респонденты также отметили эффективность использования метода мозгового штурма - 17 %, тренинг и метод круглого стола по 9 %.
Организация социально-образовательного партнерства высшего учебного учреждения является вторым условием. Сегодня взаимодействие высшего учебного заведения и работодателей становится важным показателем эффективности деятельности университета, одним из важнейших критериев его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и трудовых ресурсов.
В качестве партнеров образовательных учреждений могут выступать государственные и местные органы власти, образовательные организации, предприниматели, учреждения культуры и спорта, друзья и родственники учащихся, общественные организации и др. Определенный опыт социально-образовательного партнерства накоплен в Марийском государственном университете. На протяжении многих лет представители работодателя (администрация, работники образовательных учреждений) наряду с работниками вуза принимают активное участие в экспертной оценке и корректировке рабочих учебных планов и программ, руководстве курсовым и дипломным проектированием, проведении научно-практических мероприятий (учебных практик, инновационных проектов, конференций, круглых столов, мастер-классов), итоговой государственной аттестации, организации трудоустройства выпускников.
Третье организационно-педагогическое условие - введение в учебный процесс вуза спецкурса «Успехология - саморазвитие личной и профессиональной конкурентоспособности». В современной экономической и социокультурной ситуации в России проблема саморазвития конкурентоспособности встает перед каждым из нас, и особенно перед учащимся и студенческой молодежью -исключительно остро и значимо [1, с. 3].
Ценность изучения спецкурса заключается в развитии способностей к творческому саморазвитию личностно-профессиональной конкурен-
тоспособности студента современного университета на рынке труда. Отличительной особенностью предлагаемого спецкурса является использование широкого спектра тестовых методик диагностики уровня сформированности конкурентоспособности, их мониторинговая составляющая. Мониторинг в контексте формирования профессиональной конкурентоспособности студента -это длительное наблюдение и самонаблюдение, сочетание самооценки и оценки каких-либо качеств как самим учащимся, так и преподавателем.
Таким образом, выделенные организационно-педагогические условия развития профессиональной конкурентоспособности студентов университета являются необходимыми, так как они созданы с учетом социального заказа общества к высшей школе по уровню подготовки будущих специалистов, и достаточными, поскольку учитывают особенности учебно-профессиональной деятельности как компоненты процесса подготовки обучающихся.
Ш
1. Андреев В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности. Казань, 1992. 207 с.
2. Гришин А. В. Социально-педагогическая концепция развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы: дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2010. 363 с.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. // сайт Минобрнауки России. URL: М1р://минобрнауки.рф/ документы/4952 (дата обращения: 21.06.2015).
4. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: www.science-education.ru/ 121-18305 (дата обращения: 04.07.2015).
5. Лаврентьев С. Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-1. С. 157-161. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (дата обращения: 15.07.2015).
6. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Конкурентоспособность будущего специалиста: проблемы и перспективы подготовки в образовательном процессе университета // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2016. Т. 10. № 1 (21). С. 24-29. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/ journal/download.html?id=1083 (дата обращения: 15.07.2015).
7. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Формирование познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях современного вуза: монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2013. 168 с.
8. Найн А. Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр., 1998. 264 с.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // сайт Минобрнауки России. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974
10. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия / гл. ред.: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. 840 с.
11. Lavrentiev S. Y, Krylov D. A., Komelina V. A., Arefieva S. A. Theoretical Approaches to the Content and Structure of Competitiveness of Future Teacher. Review of European Studies. Vol. 7. No 8; 2015, pp. 233-239. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ res/issue/view/1324 DOI: 10.5539/res.v7n8p233
12. Shabalina O. L., Svetlova., Krylov D. A., Lavrentiev S. Y. The Model of Formation of Readiness of the Future Pedagogues to Self-Education by Means of Interactive Technologies. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. No 3. S. 7. June 2015, pp. 133-137. URL: http://www.mcser.org/journal/index.ph...e/view/ 167 Doi:10.5901/mjss.2015.v6n3s7p133
Статья поступила в редакцию 20.05.2016 г.
Для цитирования: Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А., Крылов Д. А. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 3 (23). С. 15-20.
Об авторах
Лаврентьев Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Комелина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
S. Y. Lavrent'ev, V. A. Komelina, D. A. Krylov Mari State University, Yoshkar-Ola
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF UNIVERSITY GRADUATES PROFESSIONAL COMPETITIVENESS
The article presents the theoretical framework and the practical results of the identification and validation of the organizational and pedagogical conditions of effective formation of professional competitiveness of modern high school graduates. The authors of this study derived from the assumption that the solution to the problem of formation of professional competitiveness of students is possible, taking into account: organizational aspect (organization of educational process in the model) and personal aspect (interaction of subjects of educational process). The study provides the author's definition of organizational and pedagogical conditions, as a set of external circumstances of the educational process and the internal features of the student's personality, on which depends the formation of professionally significant qualities of the person of a competitive specialist. It is established that such organizational and pedagogical conditions include: the organization of competitive, motivated learning and cognitive activity of students using active methods and interactive forms of learning; the organization of socio-educational university partnerships; the introduction of the educational process of the university a special course "Uspehologiya (Successology) - self-development of personal and professional competitiveness"; conducting systematic diagnosis of the level of formation of competitiveness of students and implementation, as necessary work on its updating.
Keywords: competitiveness, organizational and pedagogical conditions, professional training
Ш
1. Andreev V. I. Samorazvitie tvorcheskoj konkurentosposob-nosti lichnosti [Self-development of creative competitiveness personality]. Kazan', 1992, 207 p.
2. Giishin A. V Social'no-pedagogicheskaja koncepcija razvitija konkurentosposobnosti specialistov srednej professional'noj shkoly [Socio-pedagogical concept of competitiveness of experts of an average vocational school]: dis. ... d-ra ped. nauk. Magnitogorsk, 2010, 363 p.
3. Koncepcija Federal'noj celevoj programmy razvitija obra-zovanija na 2016-2020 gody [Concept of the Federal target program of education development for 2016-2020 years]. Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2014 g. no. 2765-r. Sajt Minobrnauki Rossii. URL: http://minobrnauki.rf/ dokumenty/4952 (data obrashhenija: 21.06.2015).
4. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Formirovanie konkuren-tosposobnosti budushhego specialists v processe professional'noj podgotovki v vuze [Formation of competitiveness of the future expert in the course of vocational training in high school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2015, no. 1. URL: www.science-education.ru/121-18305 (data obrashhenija: 04.07.2015).
5. Lavrent'ev S. Ju. Razvitie konkurentosposobnosti budush-hego specialista: sootnoshenie lichnostnogo i professional'nogo [Development of the competitiveness of the future expert: the ratio of personal and professional]. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technologies. 2016, no. 3-1, pp. 157-161, URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35711 (data obrashhenija: 15.07.2015).
6. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Konkurentosposobnost' budushhego specialista: problemy i perspektivy podgotovki v obrazovatel'nom processe universiteta [Competitiveness of the future specialist: problems and prospects of training in the educational process of the university]. Vestnik Marijskogo gosudarst-vennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. Josh-kar-Ola, 2016, t. 10, no. 1 (21), pp. 24-29. URL: http:// vestnik.marsu.ru/view/journal/download.html?id=1083 (data obrashhenija: 15.07.2015).
7. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti budushhih uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva v uslovijah sovremennogo vuza [Formation of informative activity of the future teachers of technology and business in the conditions of modern high school] : monografija. Mar. gos. un-t. Joshkar-Ola, 2013, 168 p.
8. Najn A. Ja., Kljuev F. N. Problemy razvitija profession-al'nogo obrazovanija: regional'nyj aspect [Problems of professional education development: a regional perspective]. Cheljabinsk: Izd-vo in-ta razv. prof. obr., 1998. 264 s.
9. Federally) zakon ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ «Ob ob-razovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law "On Education in the Russian Federation" of December 29, 2012 no. 273-FL] [Jelektronnyj resurs] // sajt Minobrnauki Rossii. URL: http: //minobrnauki. rf/dokumenty/2974
10. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. M.: Sovetskaja jenciklopedija [Philosophical encyclopedic dictionary]. Gl. red.: L. F. Il'ichjov, P. N. Fedoseev, S. M. Kovaljov, V. G. Panov, 1983, 840 p.
11. Lavrentiev S. Y, Krylov D. A., Komelina V. A., Are-fieva S. A. Theoretical Approaches to the Content and Structure of Competitiveness of Future Teacher. Review of European Studies. Vol. 7, no 8; 2015, pp. 233-239, URL: http://www.ccsenet.org/ journal/index.php/res/issue/view/1324 DOI: 10.5539/res.v7n8p233
12. Shabalina O. L., Svetlova., Krylov D. A., Lavrentiev S. Y. The Model of Formation of Readiness of the Future Pedagogues to Self-Education by Means of Interactive Technologies. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6. No 3. S. 7. June 2015, pp. 133-137. URL: http://www.mcser.org/journal/index.ph...e/ view/167 Doi:10.5901/mjss.2015.v6n3s7p133
Submitted 20.05.2016.
Citation for an article: Lavrent'ev S. Y., Komelina V. A., Krylov D. A. Organizational and pedagogical conditions of formation of university graduates professional competitiveness. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 3 (23), pp. 15-20.
About the autors
Lavrent'ev Sergej Jur'evich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Komelina Valentina Aleksandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Krylov Dmitrii Aleksandrovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]