Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
профессиональной этики будущего педагога / синергетический подход / сотрудничества. / professional ethics of the future teacher / synergetic approach / cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мавлонова Гулчехра Гуломовна

в данной статье рассмотрены содержание и структура профессиональной этики будущего педагога на основе синергетического подхода. Отношение сотрудничества обеспечивает условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) – постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL ETHICS OF A FUTURE TEACHER BASED ON A SYNERGISTIC APPROACH

this article examines the content and structure of professional ethics of a future teacher based on a synergistic approach. The attitude of cooperation provides the conditions for the free development of the creative individuality and activity of students, as well as for the education of collectivism, camaraderie, mutual assistance, discipline. The pedagogical duty of every teacher (teacher, master) is to constantly and without fail to intensify the learning process, to include every student in active educational and educational-production activities. Since there are different students, it means that there must be different approaches to their education and upbringing.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

CONTENT AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL ETHICS OF A FUTURE TEACHER BASED ON A SYNERGISTIC APPROACH Mavlonova G.G. (Republic of Uzbekistan)

Mavlonova Gulchekhra Gulomovna - Lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, NA VOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAWOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the content and structure of professional ethics of a future teacher based on a synergistic approach. The attitude of cooperation provides the conditions for the free development of the creative individuality and activity of students, as well as for the education of collectivism, camaraderie, mutual assistance, discipline. The pedagogical duty of every teacher (teacher, master) is to constantly and without fail to intensify the learning process, to include every student in active educational and educational-production activities. Since there are different students, it means that there must be different approaches to their education and upbringing. Keywords: professional ethics of the future teacher, synergetic approach, cooperation.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА Мавлонова Г.Г. (Республика Узбекистан)

Мавлонова Гулчехра Гуломовна - преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены содержание и структура профессиональной этики будущего педагога на основе синергетического подхода. Отношение сотрудничества обеспечивает условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. Ключевые слова: профессиональной этики будущего педагога, синергетический подход, сотрудничества.

В условиях стремительной глобализации и перехода к информационной цивилизации роль педагога становится значимым фактором в производстве знаний, от которых зависит интеллектуализация социума, способствующая устойчивому развитию и функционированию системы образования и, в целом, государства. Сфера деятельности педагога представляет собой существенную зону доверия между людьми, в которой имеет значимое место этика наряду с нравственностью, гуманностью и культурой.

В существующих документах концептуального и стратегического значения Республики Узбекистан, высоко актуализируется и позиционируется роль педагогической этики и в качестве основных ее принципов выдвигаются: добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность и непрерывность профессионального развития; определены рамки основных норм педагогической этики.

Подробно рассматривает вопросы педагогической этики Я.А. Коменский (1592-1670), обращая особое внимание на взаимоотношение педагога и воспитанника. Я.А. Коменский [5] полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. «Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного или благочестивого учителя».

Я.А. Коменским [5] в его труде «Великая дидактика» описываются 16 правил искусства развивать нравственность:

1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.

2. Прежде всего, основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.

3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.

4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.

5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.

6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.

7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.

8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.

9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.

10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.

11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.

12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!

13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.

14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.

15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Сегодня в педагогической науке сложилось направление, объектом изучения которого стали вопросы благоприятного психологического климата, бесконфликтного образовательного пространства, дружелюбной среды, гармоничного профессионального развития, которые являются производными профессиональной этики педагога. Указанное направление активно разрабатывается в научных школах И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, Л.М. Митиной, А.В. Мудрика, В.А. Сластёнина, Е.В. Бондаревской, Н.Д. Хмель [3], в которых осмыслены новые подходы к организации профессиональной и личностной подготовки будущих педагогов: компетентностный, ориентированный на формирование компетенций; системный, предполагающий формирование профессиональной этики, культуры в системе всех компонентов педагогического процесса; культурологический, нацеленный на формирование профессиональной этики педагога сквозь различные типы культур; деятельностный, связанный с пониманием деятельности как основы, средства и решающего условия развития и формирования личности, как формы активного целенаправленного взаимодействия педагога с субъектами педагогического процесса; личностно-ориентированный, способствующий самореализации личности, развитию его неповторимой индивидуальности и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить предмет профессиональной этики: качества личности, характеризующие профессионально-педагогический долг педагога; нравственные взаимоотношения между субъектами образовательной деятельности; нормы, регулирующие взаимоотношения педагога внутри образовательного пространства и др. Наряду с чем, мы пришли к выводу о том, что в научных психолого-педагогических трудах при определении сущности понятия «профессиональная этика» присутствует многогранность данного понятия и множество дефиниций, которые не позволяют однозначно раскрыть содержание исследуемого понятия. Безусловно, в чём-то эти понятия близки, в чём-то расхожи.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» (синергетика) рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя (преподавателя, мастера) - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

Список литературы /References

1. Акрамова Г.Р. Научно-теоретические основы развития критического мышления учащихся. Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/puЫicatюns/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=127/ (дата обращения: 08.10.2021).

2. Акрамова Г.Р. Этапы формирования критического мышления и их роль в когнитивной деятельности учащихся. 2016. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 357-362. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29798914/ (дата обращения: 08.10.2021).

3. Акрамова Г.Р. Социальный аспект процесса развития критического мышления учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnyy-aspekt-protsessa-razvitiya-kriticheskogomyshleniya-uchaschihsya/ (дата обращения: 08.10.2021).

4. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков. Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=147/ (дата обращения: 08.10.2021).

5. Коменский Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические соч. М.: Учпедгиз, 1955. 446 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.