Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
формирования / коммуникативной компетенции / педагог / начальный класс. / formation / communicative competence / teacher / primary class.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утемуратов Байрамбай Кулмуратович

в данной статье расмотрена модель формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы. Одна из важнейших задач педагога начальной школы – это воспитание свободной личности, умеющей отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

this article examines the model of the formation of the communicative competence of primary school students. One of the most important tasks of an elementary school teacher is the upbringing of a free personality who knows how to defend his interests, freely and competently express his thoughts and feelings, express himself, take responsibility, as required by modern society. Communicative competence is one of the fundamental qualities of students, communicative knowledge, skills, skills ensure the effective flow of the communicative process in learning.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

MODEL OF THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF

PRIMARY SCHOOL STUDENTS Utemuratov B.K. (Republic of Uzbekistan)

Utemuratov Bayrambay Kulmuratovich - Candidate of Philology, Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF PRESCHOOL, PRIMARY AND SPECIAL EDUCATION METHODS, REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PUBLIC EDUCATION OF THE REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the model of the formation of the communicative competence of primary school students. One of the most important tasks of an elementary school teacher is the upbringing of a free personality who knows how to defend his interests, freely and competently express his thoughts and feelings, express himself, take responsibility, as required by modern society. Communicative competence is one of the fundamental qualities of students, communicative knowledge, skills, skills ensure the effective flow of the communicative process in learning.

Keywords: formation, communicative competence, teacher, primary class.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Утемуратов Б.К. (Республика Узбекистан)

Утемуратов Байрамбай Кулмуратович - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра методики дошкольного, начального и специального образования, Региональный центр переподготовки и повышения квалификации народного образования Республики Каракалпакстан, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье расмотрена модель формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы. Одна из важнейших задач педагога начальной школы - это воспитание свободной личности, умеющей отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.

Ключевые слова: формирования, коммуникативной компетенции, педагог, начальный класс.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Следовательно, общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетенции, определяющие современное содержание образования. Одной из важнейших ключевых компетенций является коммуникативная.

В последнее время в литературе по педагогике и психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность».

Коммуникативная компетенция - это коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе [1].

Коммуникативная компетенция это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Основной единицей коммуникации является речевой акт.

Одна из важнейших задач педагога начальной школы - это воспитание свободной личности, умеющей отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.

В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, ориентироваться в окружающем мире.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и чётко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать своё мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Формирование данных умений видится как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умению слушать. Существует преемственность формирования коммуникативной компетенции у детей 6-10 лет.

Начальная ступень школы - подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления:

• имеют первоначальные навыки работы в паре, группе;

• понимают смысл простого текста;

• умеют строить простые речевые высказывания;

• знают и могут применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре);

• умеют задавать учебные вопросы;

• умеют слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою;

• умеют договариваться.

Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучении.

Таким образом, в целом к концу обучения в младшей школе создается база для дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе, для развития коммуникативных качеств. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную её адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Список литературы /References

1. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков.

Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=147/ (дата обращения:

08.10.2021).

2. Акрамова Г.Р. Научно-теоретические основы развития критического мышления учащихся.

Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=127/ (дата обращения:

08.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.