МРНТИ 14.25.01
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л.Е. Агеева к.п.н., и.о. ассоциированного профессора Казахский государственный женский педагогический университет г.Алматы, Казахстан, email: [email protected]
В статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Автор раскрывает актуальность, методологические основы и эксперимент по формированию коммуникативной компетентности учащихся начальной школы. Раскрыта сущность и рассмотрено содержание понятия «коммуникативная компетентность». Представлены качественные критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности младших школьников. Описана апробированная система работы в начальной школе по формированию коммуникативных навыков.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, младший школьник, целостный педагогический процесс, общение, формы сотрудничества
Ученые, педагоги-практики констатируют, что, в большинстве случаев, для современного школьника характерна слабая мотивация к обучению, снижение познавательной активности и обучаемости, гиперактивность, инфантильность личности и другое. Поэтому в первую очередь необходимо формировать интерес к учебной деятельности, умения учиться. Осуществить это возможно только опираясь на современные достижения психолого-педагогических исследований, используя активные методы обучения на основе коммуникации.
Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативной компетентности способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей, развитию познавательной активности, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому [1]. Рассматривая коммуникативную компетентность с позиции мышления, А.Б. Добрович писал, человек мыслит и это означает, что он живет в режиме ситуации в соответствии со своими интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера. В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров рассматривали общение как основу формирования коммуникативной компетентности, как неотъемлемую часть всех видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни [2]. В.А.Кан-Калик отмечал, что человек «постоянно осуществляет многократную коммуникативную деятельность. Вот почему ... важную роль приобретает обучение основам... общения...» [3, 14]. Не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты, так как не определены методы и средства их осуществления
[3].
Понятие коммуникации как общее понимание связей индивидуальных действий относительно коллективного продукта и последующая реализация этих связей в структуре нового совместного действия, обеспечивающее опосредствование субъект - объектные отношения за счет возникающих субъектов-субъектных отношений рассматривает А.Н.Перре-Клемон [4].
И.Н.Горелов, В.Р.Житников, Л.А.Шкатова раскрывают коммуникативную компетентность как акт общения (или коммуникативный акт), который включает в себя следующие компоненты:
1) коммуниканты (общающиеся);
2) действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.);
3) содержание сообщения, характеризующееся какой-либо формой и смыслом;
4) канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный);
5) мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения).
Ученые и практики подчеркивают необходимость формирования коммуникативной компетентности у школьников. О значении коммуникативной компетентности и ее возможности указывала Г.М.Димитрова. Степень сформированности коммуникативных способностей у
учеников сказывается соответствующим образом как на содержании и объеме воспринимаемой информации, так и возможности выбора при ее интериоризации. Общение детей дает им возможность для социального утверждения путем непрерывного расширения из индивидуального опыта и коммуникативной культуры. Успех их реализации в значительной степени зависит от степени усвоенных умений и готовности к полноценному функциональному и эмоциональному общению [5; 54-57].
Проблема формирования коммуникативных навыков чрезвычайно актуальна в контексте современных социальных и культурных трансформаций, указывает В. Либ. Само определение коммуникативной компетенции сложно и неоднозначно, поскольку отождествляется с навыками вербального и невербального общения. Сформированный навык общения есть ключ к получению, обработке и передаче информации [6, 32-35].
О важности формирования коммуникативных навыков у ребенка еще до начала обучения в школе рассматривает Д.Столинска, говоря о данном образовании как о факторе, влияющем на успешность дальнейшего образования школьника. Развитие коммуникативных компетенций позволяет ребенку тесно связывать полученную информацию с их практическим опытом и найти свой путь в конкретной ситуации [7, 240-246].
Только через общение в учебной деятельности возможно реализовать процесс формирования коммуникативных навыков. Во многих работах отечественных и зарубежных ученых-исследователей рассмотрены аспекты групповой и парной работ на уроках, раскрыто их значение. При групповой работе барьеры в общении исчезают. Во время взаимодействия у учеников появляется уверенность в своих силах, появляется чувство поддержки со стороны одноклассников, чувство защищенности, исчезает чувство скованности и боязни. Школьники расширяют свой кругозор и получают предметные знания, у них развивается интеллект, психические процессы, связанные с мышлением, которые в дальнейшем помогут ребенку социализироваться в обществе.
Работа учеников в группе способствует установлению коммуникативных связей между ними. Данный вид деятельности помогает ученикам достичь наилучших результатов. Абсолютно все ученики, обладающие разными способностями в обучении, чувствуют себя уверенно и все они приобретают прочные знания, благодаря взаимодействию.
Коллективная деятельность является неотъемлемой частью всех видов деятельности младшего школьника, именно поэтому ее нельзя отделять из системы деятельности ученика начальной школы. Коллективная деятельность в жизни каждого ребенка происходит тождественно учебно-познавательной. Немаловажное место в коллективной деятельности является роль учителя, ведь он является организатором и направляющим в данном виде деятельности. Коллективная познавательная деятельность создает условия для достижения цели в учебном процессе, происходит активное взаимодействие участников педагогического процесса (М.Д.Виноградова, И.Б.Первин, В.А.Караковский, М.Е.Кульпединова, Х.Й.Лийметс, М.М.Поташник, Н.Д.Хмель, Н.Н.Хан, Л.Е.Агеева и другие). Н.Н.Хан отмечает, что «использование элементов коллективной учебной деятельности сказывается не только на овладении школьниками учебно-познавательными умениями, но и на его самооценке, статусном положении в классном коллективе, состоянии тревожности ...» [8, 151]. Продолжая идею, Л.Е. Агеева подчеркивает, что «результат деятельности учащихся находится в зависимости от межличностного положения в коллективе. ... благоприятное положение ученика в классе, общительность, уверенность в своих силах, в себе, адекватная самооценка, оценка других сказывается на целостном развитии личности. При успешной совместной деятельности устанавливается контакт между ее участниками, что способствует формированию адекватной оценки. Создаются благоприятные условия для саморегуляции» [9, 66]. Благодаря коллективной деятельности создаются такие условия, при которых ученики совместно идут к поставленной перед ними цели в групповой работе. А для того, чтобы цель была достигнута всеми участниками данного процесса, необходимо, чтобы работа была целенаправленной. Во время коллективной работы в классе каждый ученик может ощутить себя в роли учителя, дети могут помогать друг другу. Данная форма работы формирует у учеников интерес в выполнении общего задания, порождает такие качества, как ответственность, взаимопомощь, внимательность, отзывчивость.
В типовой учебной программе для начальной школы отмечено, что развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития
обучающимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами обучающегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность [10].
Всё вышеизложенное является основанием для проведения исследования с целью выявления уровней сформированности коммуникативной компетентности младших школьников. Экспериментальная работа проводилась на базе КГУ «Гимназия №15» города Алматы во 2-ых классах (2017 - 2018 учебный год).
Нами были определены критерии (умение выслушать сверстников, умение налаживать контакт с учениками, выстраивать беседу и уважать мнение собеседника) и уровни (высокий, средний, низкий); проведена диагностика уровней сформированности коммуникативной компетентности; разработана и реализована система по формированию коммуникативной компетентности младших школьников посредством коллективной деятельности; проведен анализ результатов экспериментальной работы.
Таблица 1 - Уровни сформированности коммуникативной компетентности младших школьников
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Учащиеся: Учащиеся: Учащиеся:
• знают и понимают • знают и понимают значение • знают, но не понимают значение
значение слова слова «сотрудничество», но слова «сотрудничество» и не могут
«сотрудничество»; вступают в контакт в том случае, объяснить его;
• умеют работать в если им это выгодно (получить • не хотят и не умеют работать в
коллективе (группе, паре); отметку, похвалу); группе, в паре;
• отстаивают свое мнение в • не всегда могут в корректной • у учеников не получается
корректной форме; форме отстаивать свое мнение, отстаивать свое мнение в корректной
• нуждаются в общении и в иногда создавая конфликтную форме;
коммуникации со своими ситуацию; часто не желают • замкнуты и живут в своем мире;
сверстниками; вступать в контакт со своими • во время урока не вступают в
• во время общения идут на сверстниками, при этом объясняя процесс сотрудничества и ведут себя
контакт со своими данную ситуацию определенной агрессивно;
сверстниками, не проявляя причиной; • не прислушиваются к мнению
агрессию; • во время урока ученики не товарищей и не умеют тактично
• во время урока активно активно вступают в рабочий общаться в диалоге.
вступают в процесс процесс и при этом могут себя
сотрудничества, вести агрессивно;
прислушиваются к мнению • стараются прислушиваться к
своих товарищей и тактично мнению товарищей, но высказывает
высказывают свою точку свою точку зрения не тактично по
зрения. отношению к другим.
Нами выявлены уровни сформированности коммуникативной компетентности на основе следующих методов диагностики: изучение и анализ продуктов деятельности учеников, беседы, опрос (методика В.Ф.Петренко «Незаконченные предложения»), наблюдения (методика Г.А.Цукермана под названием «Рукавички», «Левая и правая сторона»), упражнения («Дерево», «Цветок), анкетирование (методика Рене Жиля «Изучение приспособленности учеников к окружающей среде, его взаимоотношении со сверстниками и определение его поведенческих характеристик при групповой работе», О.Б.Логиновой «Почему я участвую в делах класса»), тестирование (методика В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»).
Для детей низкого уровня характерно следующее: школьник чувствует себя скованно в новых условиях, предпочитает проводить время наедине с собой или наблюдая за деятельностью сверстников, ограничивает свое общение, испытывает трудности в установлении контактов с детьми. Низкий уровень в экспериментальном классе характерен для 11 человек - 39%, в контрольном классе- для 11 человек - 42%.
Учащиеся, отнесенные к среднему уровню, отличаются стремлением к контакту со сверстниками, отстаивают свое мнение, при помощи взрослого планируют собственную
деятельность. Они достаточно быстро знакомятся, помогают одноклассникам, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации диалога, общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Все перечисленное ребенок делает, если ему выгодно или он в хорошем настроении. Средний уровень в экспериментальном классе характерен для 9 человек - 32%, а в контрольном классе - для 9 человек - 35%.
Учащиеся, отнесенные к высокому уровню, обладают стремлением к организаторской и коммуникативной деятельности, они испытывают в ней потребность. Быстро ориентируются в новых условиях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, могут внести оживление в незнакомый коллектив, любят организовывать различные игры, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Высокий уровень в экспериментальном классе характерен для 8 человек - 29%, а в контрольном классе - 6 чел. - 23%.
50% 40% 30% 20% 10% 0%
29% 23%
Контрольный 2 "Г" Экспериментальный 2 "Д"
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
Рисунок 1 - Уровни сформированности коммуникативной компетентности на констатирующем этапе эксперимента во 2 «Д» экспериментальном классе и во 2 «Г» контрольном классе.
На основании полученных результатов выявлено, что у учеников недостаточно сформирован уровень коммуникативной компетентности, поэтому нами разработана и внедрена система формирования коммуникативных навыков.
На уроках мы выделили несколько форм организации обучения: парная, групповая, работа ассистентов, консультантов и помощников учителя (ассистенты на уроке могли проверить правильность выполнения работы и на основании ключа оценить работу; консультанты по домашнему заданию проверяли наличие и правильность домашней работы по ключу и давали отчет на уроке; помощник раздавал необходимый материл к уроку).
Нами был составлен план работы по формированию коммуникативной компетентности у учеников 2 «Д» экспериментального класса посредством коллективной деятельности: создание постера (групповая работа); «Умники и умницы» (групповая игра); работа с описанием предмета; составление кластера; составление рассказа по картинкам; работа в группе с применением приема «Корзина идей»; экскурсия в школьный двор (групповая работа); экспериментальная групповая работа на уроке; краткосрочный проект (групповая работа); парная работа на этапе рефлексии «Ситуации взаимопроверки»; метод групповой и межгрупповой работы «Зигзаг»; метод парной работы «Охота за сокровищами». Мы составили план таким образом, чтобы каждый вид работы в экспериментальном классе был направлен на формирование коммуникативной компетентности младших школьников не только на уроках, но и во время внеклассных занятий.
Систематическое включение разнообразных способов организации обучения учит школьников быть общительными, приобретать знания при совместной деятельности, умению выслушать сверстников, наладить контакт с учениками, правильно выстроить беседу и уважать мнение других, выбрать нужный стиль с учетом ситуации общения. Опишем некоторые из них.
С целью формирования умения вступать в процесс сотрудничества, прислушиваться к мнению своих товарищей, тактично высказывать свою точку зрения, овладения навыками работы в группе на уроках мы использовали прием создания постеров (например, тема: «Я и другие люди. Вежливость»). Групповые опыты на уроках активизировали познавательную деятельность школьников. При их проведении ученики не получали готовые знания от педагога,
а сами добывали знания в группе при определённой логической последовательности (групповая работа по теме «Органы растений и их значение. Корень»). Во время применения метода «Охота за сокровищами», ученики принимали активную позицию и, благодаря этому, у них развивались следующие коммуникативные умения: умение работать в паре, договариваться между собой, распределять обязанности, искать пути для решения общей задачи и выработать умение сотрудничать. Для организации данного вида работы были использованы приемы игровой технологии. «Ситуации взаимопроверки» были направлены на развитие у учеников умения выслушать сверстников и наладить контакт, правильно выстроить беседу, выработать умение вступать в процесс сотрудничества, ребята учились взаимооценивать ответы друг друга и тактично указывать на определенные пробелы, т.е. анализировали качество полученных знаний. Проектная групповая деятельность (краткосрочный проект), проведенная по теме «Птицы наши друзья» была направлена на развитие таких умений, как: умение вступать в процесс сотрудничества, применять первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, одноклассника; работа с книгой в библиотеке; работа с интернет-источниками). Данная работа проводилась в течение одной недели. В этой работе принимали активное участие и родители учеников, так как сотрудничество с родителями способствует взаимопониманию между учителями, родителями, детьми и созданию успеха в сотрудничестве.
После окончания формирующего этапа эксперимента мы провели диагностики уровней сформированности коммуникативной компетентности. Так, при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов в экспериментальном 2«Д» классе наблюдаются значительные изменения: высокий уровень повысился на 14% (4 человека), средний уровень повысился на 14% (4 человек), а низкий уровень снизился на 28% (8 человек).
50% 40% 30% 20% 10% 0%
43%
46%
Высокий уровень
Средний уровень
39%
1
1%
■
До эксперимента I После эксперимента
Низкий уровень
Рисунок 2 - Уровень сформированности коммуникативной компетентности в экспериментальном 2 «Д» классе на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
Результаты диагностики во 2«Г» контрольном классе показывают, что у учеников наблюдаются незначительные изменения уровней сформированности коммуникативной компетентности: высокий уровень повысился на 4% (1 человек), средний уровень повысился на 7% (2 человека), а низкий понизился на 11% (3 человека), так как в данном классе не проводилась систематическая работа по формированию коммуникативной компетентности.
60% 40% 20% 0%
Высокий уровень
42% 35% 42% 31%
23%^ ■
1 1 ь,
До эксперимента После эксперимента
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 3 - Уровень сформированности коммуникативной компетентности в контрольном 2«Г» классе на констатирующем и контрольном этапе эксперимента
На рисунке 4 представлена динамика результатов исследования в экспериментальном 2«Д» и в контрольном 2«Г» классах на контрольном этапе эксперимента.
Рисунок 4 - Динамика результатов исследования в экспериментальном 2«Д» и в контрольном 2«Г» классах
Итак, разница в показателях между контрольным и экспериментальным классом составляет: высокий уровень - 16% (5 человек), средний уровень - 4% (2 человек), низкий уровень - 20% (5человек).
Эксперимент показал, что процесс формирования коммуникативной компетенции управляем, если работа будет целенаправленной и систематической. Отметим огромный интерес учеников в участии разнообразных форм сотрудничества. Важно, чтобы учебный процесс строился на основе диалога через осознание учебной цели урока, формулировку проблемных вопросов, выдвижения, обоснования и проверки гипотезы, нахождения нужной информации в различных источниках. Школьники в совместной деятельности становятся активными исследователями, где учебная деятельность становится творческим процессом. Процесс формирования коммуникативной компетентности будет качественным, если взаимодействие всех участников педагогического процесса будет строиться на общении.
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
2. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -Махачкала: Юпитер, 2000. - 229 с.
3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Учителю о педагогическом общении URL: http : //pedsovet.org/content/view.
4. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. -Москва: Педагогика, 1991 . - 245 с.
5. Димитрова Г. Формирование коммуникативной способности у учеников начальных классов// Начальное образование, 1994. - С. 54 - 57.
6. Waldemar L. Communication skills of primary school pupils in the scope of general technical and information technology concepts. Media, culture and public relations, 6, 2015, 1.
7. Dominika P. Stolinskâ et al. Communication Competencies of the Child before Starting Compulsory Education as a Factor Affecting the Readiness for School. Procedia - Social and Behavioral Sciences/ Volume 233, 17 October 2016.
8. Хан Н.Н. Сотрудничество в педагогическом процессе. - Алматы: Fbrnbrn, 1997. - 212 с.
9. Агеева Л.Е. Социальное сотрудничество младших школьников в образовательном процессе. Монография. Издательство «Полиграф сервис и К», Алматы: 2018. - 260 с.
10. Приложение 8 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 мая 2018 года № 199 Приложение 182 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 https://online.zakon.kz
50% 43% 420!6%
■ Контрольный 2 "Г"
■ Экспериментальный 2 "Д"
Высокий Средний Низкий уровень уровень уровень
Список литературы
БАСТАУЫШ СЫНЫП ОЦУШЫЛАРЫНЬЩ КОММУНИКАТИВТ1К К;¥ЗЫРЕТТШ1ГШ
ЦАЛЫПТАСТЫРУ МЭСЕЛЕЛЕР1
Л.Е. Агеева п.г.к., кауымдастырылган профессор м.а.
К^азак; мемлекеттiк кыздар педагогикалык университетi Алматы каласы, Казакстан, email: [email protected]
Макалада кiшi мектеп жасындагы окушылардын коммуникативтiк к¥зыреттшпн калыптастыру жвнiндегi взектi мэселелер карастырылган. Автор бастауыш мектеп окушыларынын коммуникативтiк кузыреттшктерш калыптастырудын взектiлiгiн, эдюнамалык негiздерiн жэне оны тэж1рибе жYзiнде дэлелдей бiлген. «Коммуникативп к¥зыреттшк» ^гымынын мазм^нымен мацыздылыгын аша бiлген. Кiшi мектеп жасындагы балалардьщ к¥зыреттшпн калыптастыру денгейi жэне оньщ сапалык критерийлерiн бере бшген. Бастауыш мектептегi коммуникативтiк дагдыларын калыптастыру ж^мыстарыныц апробациядан вткен жYЙесi берiлген.
Т}йт свздер: коммуникативт1 цузыретттк, к1ш1 жастагы оцушы, тутас педагогикалыц процесс, царым-цатынас, бгрлескен жумыс тYрлерi
TO THE ISSUE OF THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN
L.E. Ageeva PhD, acting Associate Professor Kazakh State Women's Teacher Training University Almaty, Kazakhstan, email: ageevale [email protected]
The article dealt with the actual problem of the formation of communicative competence of junior school children. The author reveals the relevance of the methodological foundation and the experiment on formation of communicative competence of primary school children. The essence is revealed and the scope of the term "communicative competence" is dealt with. Qualitative criteria and levels of communication competence of junior schoolchildren are provided. Time-tested system of work in the primary school on the formation of communication skills is described.
Key words: communicative competence, junior schoolchild, holistic pedagogical process, communication, forms of cooperation
Поступило в редакцию 01.02.2019.