Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пудовкина Н. В.

В статье анализируются методические и экспериментальные исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В настоящее время основной целью начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Разработан комплекс упражнений с элементами словарной работы, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа: констатирующий, формирующий (опытное обучение) и контрольный. Приведены результаты экспериментальной работы и основные выводы по проблеме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND EXPERIMENTAL STUDIES OF THE PROBLEM OF FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article analyzes methodological and experimental studies of the problem of formation of communicative universal educational actions of younger students. At present, the main goal of primary General education in accordance with the Federal state educational system is the development of the individual through the formation of universal educational actions (cognitive, regulatory, personal and communicative). A set of exercises with elements of vocabulary work that contribute to the formation of communicative universal educational actions has been developed. An experimental study was conducted, which includes three stages: ascertaining, forming (experimental training) and control. The results of the experimental work and the main conclusions on the research problem are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

МРНТИ 14.25.09.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. В. Пудовкина

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия

pudovkinanv@yandex.ru

В статье анализируются методические и экспериментальные исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В настоящее время основной целью начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Разработан комплекс упражнений с элементами словарной работы, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа: констатирующий, формирующий (опытное обучение) и контрольный. Приведены результаты экспериментальной работы и основные выводы по проблеме исследования.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, компетентность, словарная работа, комплекс упражнений, эксперимент.

Актуальность и значимость предпринятого исследования обусловлены тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать комплекс заданий и упражнений, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе словарной работы на уроках русского языка.

Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении понятий «универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия», «словарная работа»; в определении психолого-педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Но-

визна и практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса заданий и упражнений с элементами словарной работы, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка. В настоящее время система образования Российской Федерации включает в себя Федеральные государственные образовательные стандарты, которые обеспечивают переход с одного уровня образования на другой. Под стандартом понимается система требований: к требованиям к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ. Так, в соответствии с ФГОС НОО основной целью школьного образования является развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий обучающихся.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода в отечественной психологии Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, а также группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурк-менской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1].

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].

Предназначение универсальных учебных действий ученые видят в следующем:

* обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

* обеспечение целостности содержания образования;

* профилактика школьных трудностей обучающихся.

А.Г. Асмолов выделяет следующие функции УУД.

1. Регуляция учебной деятельности:

- принятие и постановка учебных целей и задач;

- поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач;

- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности.

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности:

- готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться;

- формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе; -развитие высокой социальной и профессиональной мобильности. 3. Обеспечение успешности обучения: - успешности усвоения знаний, умений и навыков; - формирование целостной картины мира; - формирование компетентностей в любой предметной области познания. Опираясь на ФГОС НОО, можно выделить следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические УУД, а также умение постановки и решения проблемы. Универ-

сальные учебные действия коммуникативного блока занимают особое место в общей системе УУД. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества учащихся. Необходимым содержательным материалом являются предметные знания и умения.

Анализ научно-методический литературы позволяет сделать вывод, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника.

Стоит отметить, что важно не только формировать УУД, но и уметь определять степень их сформированности, результат. Показателями сформированности УУД являются свойства действий, которые включают.

- уровень (форму) выполнения действия;

- полноту (развернутость);

- сознательность (осознанность);

- обобщенность;

- критичность и освоенность (Гальперин П.Я. ) [2].

В учебной деятельности выделяют 3 уровня сформированности универсальных учебных действий [3, 4]. Низкий.

141

Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности; ученик осуществляет только отдельные операции, способен повторять действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, заменяет учебную задачу задачей заучивания и воспроизведения. Средний. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач: при изменении условий задачи не способен самостоятельно внести коррективы в действия. Высокий. Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи. Важным звеном в системе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников выступает словарная работа [4].

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии, которые постоянно взаимодействуют между собой:

- обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений; - уточнение словаря, включающее в себя наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребления паронимов; усвоение лексической сочетаемости слов; усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов; усвоение синонимики и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам и синонимической группе;

- активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в словосочетания, предложения, вводятся в пересказ, беседу, в рассказ, изложение и сочинение;

- устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. Так Ф.И. Буслаев рекомендовал учителям русского языка развивать в детях врожденный дар слова [5], И.И. Срезневский советовал учителям обогащать обучающихся словами и сочетаниями слов, добиться того, чтобы не осталось неизвестных и непонятных их умам слов, научиться пользоваться словами и выражениями [6].

Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, представляя для них нечто вроде «игры в слова» [7]. Сторонник

и последователь Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл [8].

Осуществляя словарную работу, учителя младших классов придерживаются следующих принципов. - работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной и игровой деятельности; - формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения людей; - все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности. Таким образом, основной задачей словарной работы в начальной школе является формирование коммуникативных универсальных учебных действий, а также планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Именно благодаря словарной работы, обучающийся расширяет свой словарный запас, тем самым обогащая свою речь, делая ее более красочной. Это помогает обучающимся уверенно себя чувствовать в любой речевой ситуации, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество с учителями и сверстниками. Как следствие, данный вид работы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Теоретиче-

ские основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка позволяют говорить о необходимости создания специальных условий, направленных на ее разрешение.

Было проведено экспериментальное исследование включающее в себя три этапа.

1 этап - констатирующий эксперимент - диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

2 этап - формирующий эксперимент - формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка с использованием комплекса специально подобранных заданий.

3 этап - контрольный эксперимент - повторная диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ села Георгиевка Самарской области. Выборку составили учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов в количестве 44 человека: 22 ученика в экспериментальной группе (4 «А» класс) и 22 ученика в контрольной группе (4 «Б» класс). Средний возраст детей, участников эксперимента - 10 лет.

При констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование уровня сформирован-ности следующих умений: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; формировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его точкой зрения.

При проведении констатирующего этапа эксперимента соблюдались условия, характерные для любого мониторинга: системность, продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.

Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников определялся по методике И.А. Гальперина, Я.А. Микк «Методика дополнения».

Цель: заполнить пропуски в тексте, в котором некоторые слова заменены точками. Задача учащегося - встать в позицию автора и восстановить пропущенные слова, стремясь сохранить общий художественно-эстетический смысл произведения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у учащихся различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его точкой зрения. Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Задание 1 (обучающее).

Приметы Со-

брались и полетели. Вот уж ... (осень) улетела, Утки в ...

(дальнюю) дорогу. И примчалася зима. Под ...

(корнями) старой ели. Как на (крыльях) прилетела Мастерит

медведь ... (берлогу). Невидимо вдруг она. Заяц в мех оделся

... (белый), Вот морозы ... (затрещали) Стало зайчику тепло.

И ... (сковали) все пруды. Носит белка целый месяц,

И мальчишки закричали. Про запас . (грибы) в .

(дупло). Ей «спасибо» за труды. (Е. Головин)

(С. Есенин)

Задание 2 (диагностирующее).

Печальная береза И радостен . (взгляда)

У моего . (окна), Весь траурный . (наряд),

И прихотью . (мороза) Люблю игру денницы

Разубрана она. Я замечать на ней,

Как . (гроздья) винограда, И жаль мне . (птицы)

Ветвей концы висят, Стряхнут красу ветвей.

(А.А. Фет).

В лесу

Май. Я иду по лесной . (чаще). Светит яркое . (солнце). Солнечные . (зайчики) весело прыгают по кронам деревьев. На высокой сосне примостился . (дятел). Далеко слышан его дробный . (стук). На еловую ветку плавно прыгнула . (белка). В траве зашуршала . (змея). Из-под ног высколь-

знула длиннохвостая ... (мышка). В резуль-

тате правильного понимания текста учащиеся могут заполнить пропуск не только тем словом, которое употребил автор, но и его контекстуальным синонимом. Критерии оценива-

ния: каждое правильно вставленное слово оценивается в 2 балла; слово-синоним (в том числе контекстуальный), не разрушающий авторский образ - 1 балл. Дополнительно даются 2 балла в том случае, если нет нарушения ритма стихотворения, и 2 балла, если соблюдается рифма. 71-100% баллов от общего числа возможных - высокий уровень, 36-70% - средний уровень, 0-35% - низкий уровень.

Анализ полученных данных показал, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаковый (табл.1).

Таблица 1. Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Группа Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

высокий средний низкий

кол-во учеников %% кол-во учеников %% кол-во учеников %%

ЭГ 5 23 11 50 6 27

КГ 4 18 13 59 5 23

Высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий отмечается у 23% (5 чел.) обучающихся в экспериментальной группе и 18% (4 чел.) в контрольной. Количество учеников со средним уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в экспериментальной группе составило 50% (11 чел.) и 59% (13 чел.) в контрольной. Соответственно, у 27% (6 чел.) детей в экспериментальной группе и 23% (5 чел.) в контрольной группе выявлен низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

В результате проведенных исследований было установлено, что наиболее затруднительными вопросами для обучающихся контрольной и экспериментальной групп были вопросы, требующие высказывания своей точки зрения. Так 27% (6 чел.) из экспериментальной и 23% (5 чел.) из контрольной группы исключают возможность разных точек зрения, они принимают сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о различных уровнях сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. На констатирующем этапе эксперимента эти различия не имеют ярко выраженного количественного и качественного характера.

На формирующем этапе эксперимента была проведена работа в экспериментальной группе по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе словарной работы на уроках русского языка.

Целью формирующего этапа эксперимента явилось формирование коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста с применением специально подобранного комплекса заданий и упражнений.

Анализ различных методик, упражнений и заданий позволил составить комплекс заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, определенных в ФГОС НОО.

Вид коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Задания:

1. Работа в парах. Составить предложения с разными значениями следующих многозначных слов: ключ, машина, лук, соль, лист, искра, труба, золотые, мягкий, бить, хлопать. Каждая пара читает свои предложения, объясняя лексическое значение слова в каждом предложении.

2. Работа в парах. Словарная работа. Каждой группе дается карточка, на которой написано словарное слово: столица, невзрачный, очевидец. Ученики заполняют таблицу (табл. 2 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Словарная работа

Слово:

Значение

Часть речи

Синонимы

Составьте предложения с данным словом

После заполнения таблицы, каждая группа рассказывает про свое слово.

3. Собери пословицы. Класс делится на две команды. Каждой команде предоставляется карточка, в которой перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая - от другой (табл. 3, 4). Необходимо собрать пословицы, объединив первую и вторую части.

Таблица 3. Пословицы для первой группы

1. Глуп совсем, тому ни с кем не ужиться.

2. Есть что слушать, чего в горшке не варить.

3. Скучен день до вечера, кто не знается ни с кем.

4. Кто умеет беситься, да нечего кушать.

5. Молчанкой никого ничему не претит.

6. Ничего про то не говорить, когда делать нечего.

7. Русский аппетит не обидишь.

Таблица 4. Пословицы для второй группы

1. Сами с усами расстроен, потерял душевное равновесие.

2. Сам не свой самостоятельно, без помощи, отдельно.

3. Сам по себе нисколько не хуже, не глупее других.

4. Сам себе хозяин невольно, непроизвольно, без каких- либо усилий.

5. Само собой совершенно независимый, самостоятельный человек.

После заполнения карточек идет коллективное обсуждение.

4. Работа в группах. Составить кроссворд.

Слова для первой группы: комбайн, собака, пирог, улица, космос, телефон, линейка.

Слова для второй группы: обед, автомобиль, огород, портрет, телевизор, ураган, пенал.

5. Работа в группах. Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку со словарными словами, с которыми нужно составить загадки.

Слова для первой группы: аптека, береза, медведь, лопата, одежда.

Слова для второй группы: дорога, погода, заяц, топор, кроссовки.

Вид коммуникативных УУД: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Задания:

1. Работа в парах. Игра «я задумал слово». Один ученик получает карточку со словом, а другой ученик задает ему такие вопросы, которые помогут угадать это слово.

Слова: автобус, молоко, сентябрь, снегирь, солдат, крокодил, мороженое, лимон, трамвай.

2. Работа в парах. Сформулируйте развернутый связной ответ на вопрос: почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына?

3. Напишите рассказ о своем соседе по парте, используя слова: хобби, увлечение, свободное время, повседневно. Для написания рассказа составьте и запишите вопросы, которые помогут вам узнать необходимую информацию о вашем соседе.

Вид коммуникативных УУД: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Задания:

1. Объясните различия написания следующих слов: плавать, плавник, пловец, пловчиха.

* Что интересного заметили?

* Какой вопрос возникает?

* В чем испытываете затруднение?

* Как будем действовать дальше?

Ученики вместе с учителем обращаются к словарю и находят ответ на вопрос.

2. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Голубь, солнышко, окно, степь, письмо, травушка, колесо, яблоня, рожь. В результате предложенные слова группируются:

* по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

* родам;

* по склонениям;

* по наличию орфограмм;

* по количеству слогов.

Вид коммуникативных УУД: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

Задания.

1. Мини-сочинения. Для того, чтобы детям хотелось творить с помощью слов, темы сочинений должны вызывать у них интерес.

Примерные темы сочинений:

1) Объясни африканцу, что такое снег.

2) Письмо сказочнику.

3) Если бы я был волшебником.

4) Что такое доброта?

5) Что такое семья?

После написания сочинений ученики обмениваются своими работами с соседом по парте и пишут отзыв.

2. Работа в парах. Допишите предложения словами - антонимами. В скобках напишите проверочные слова.

1) Река широкая, а ручей ... (узкий). (узок)

2) Камень тяжелый, а пух ... (легкий). (легок)

3) Редька горькая, а груша . (сладкая). (сладок)

После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями, выполняют взаимную проверку и выставляют друг другу оценку.

3. Работа в парах. Прочитайте текст, пользуясь словарем, объясните значение выделенных слов. Один ученик выполняет задание, а другой следит за планом его выполнения: прочитать текст; найти выделенные слова, найти значения этих слов в словаре. Ученики меняются ролями, обсуждают значения выделенных слов в парах, затем всем классом.

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он попросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землей. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Вид коммуникативных УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задания:

1. Игра «Объяснялка». Ученики по очереди выходят к доске. На парте перед ними разложены карточки со словами. Учитель засекает время - 1 минуту, в это время ученик вытягивает любую карточку и пытается описать это слово, чтобы остальные ученики отгадали, затем он берет другие карточки, пока не кончится время. Выигрывает тот ученик, который объяснил больше всего слов за 1 минуту.

Примеры слов, содержащихся в карточках: книга, телефон, обезьяна, стиральная машина, снег, засуха, тень, малыш, палатка, корабль, парашют, молоко, земля, солнце, врач и т.д.

2. Составление сочинения-миниатюры по опорным словам. Учащимся предлагается текст с названием «Рыбалка».

Опорные слова: мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы.

3. Составить рассказ по началу, по концу.

Обучающимся предлагается дописать начало рассказа «Помощь».

... Весенний разлив затопил подъезд к конюшне. Старый конюх был в тревоге. Чем кормить жеребят? Стога сена были на дальнем лугу. Но что это за чудо? Конюх не поверил своим глазам. По талой воде плыл маленький стожок сена. Вот ткнулись в берег две шлюпки. Это школьники пришли на помощь.

Учащимся предлагается дописать конец рассказа «Косули».

В тени деревьев показался силуэт быстрого осторожного зверя. Это была косуля. Она тихо двигалась по лесу. Ни одна веточка не хрустнула под ее легким копытцем. Вот косуля замерла на месте, повела ушами и скрылась в лесной чаще. Кто напугал ее? ...

4. Составить рассказы по опорным словам:

* зима, мороз, коньки, каток.

* ученик, карандаш, пенал, тетрадь.

* класс, учитель, ученик, дежурный.

5. Письменный пересказ текста с использованием предложенных слов и словосочетаний. Учащимся предлагается текст «Тополя» по Е. Пермяку. Учитель зачитывает текст, задает вопросы по содержанию прочитанного рассказа. На доске записаны слова и словосочетания для ответов на вопросы при составлении письменного пересказа текста.

Слова и словосочетания: радовали глаз, много могут сделать настойчивые руки, стройные тополя, удивительную историю, ранней весной, ранним утром, чудесная аллея, черенки, высаживали, ухаживали, станция.

6. Прочитайте.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса (И.С. Тургенев).

* О чем говорит Иван Сергеевич Тургенев?

* Как вы поняли значение выделенных слов?

* Скажите, как нужно беречь русский язык?

Вид коммуникативных УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задания:

1. Составьте диалог на данную ситуацию. «В класс зашел незнакомый вам человек. Как вести себя с ним?»

При составлении диалога вам поможет следующий план:

а) Приветствие.

б) Можно ли задавать вопросы? Какие?

в) Прощание.

2. Проекты. Учащиеся могут выбрать темы следующих проектов:

«Рассказ о слове», «Происхождение названия улицы, на которой я живу», «История возникновения фразеологизма».

Цели: формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию. Развивать творческие способности учащихся. Анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа над проектом.

1 этап. Подготовительный. Сообщение цели и задач проекта.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы).

4 этап. Представление результатов, отчет. Представление и защита работ. Оценивают свою работу и работы своих одноклассников.

3. Составление текста-описания. Учащимся предлагается тема текста-описания, «Какими я увидел деревья на моей улице».

Примерные вопросы:

1) Какие деревья растут на твоей улице?

2) О каких деревьях ты хочешь рассказать?

147

3) Как украсила осень эти деревья?

4) Что тебе понравилось в осеннем убранстве?

Слова для справок: рябина, береза, тополь, осина, осенний убор, позолота, украсила, одела, пожелтели, покраснели, разрумянились листья, лимонная желтизна, разноцветные, багряные, кружатся, праздничный наряд.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование данных заданий на уроках русского языка способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

На контрольном этапе эксперимента для выявления динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников была использована та же методика, что и при констатирующем этапе эксперимента, но с изменением диагностического материала.

Задание 1 (диагностирующее).

Утро

Светит в горы ... (небо) голубое, Тают в море белые узоры. Молодое утро сходит с гор. Отдаленной цепи ... (снеговой). Далеко внизу - кайма ... (прибоя), И в дали, таинственной и зыбкой,

А за ней - сияющий ... (простор). Из-за гор ... (восходит) солнца свет -С высоты к востоку смотрят ... (горы), Точно горы светлою улыбкой, Где за нежно-млечной синевой Отвечают братьям на привет.

И.А. Бунин

На лугу

Лежу в траве. Лохматые шапочки ... (одуванчиков) похожи на маленькие солнышки. Вокруг меня . (летают) пчелы, мушки, . (комары). Они не просто летают, . (жужжат) и . (кружатся) надо мной. Это их трудовые ... (будни). Цветы, травы, кусты и ... (деревья) радуют меня. Успокаивает писк, рокот и гудение природы. Я чувствую себя ... (счастливым).

Результаты исследования контрольного этапа эксперимента отображены в таблице 5.

Таблица 5. Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

Группа Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий

высокий средний низкий

кол-во учеников %% кол-во учеников %% кол-во учеников %%

ЭГ 13 59 7 32 2 9

КГ 4 18 14 64 4 18

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что отмечаются значительные различия в динамике уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группе.

Количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий в экспериментальной группе после опытного обучения составило 59% (13 чел.), что на 36% (8 чел.) больше, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Количество детей с высоким уровнем коммуникативных универсальных учебных действий в контрольной группе не изменилось.

Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий на этапе контрольного эксперимента отмечается у 32% (7 чел.) младших школьников в экспериментальной группе и 64% (14 чел.) в контрольной группе.

В экспериментальной и контрольной группе количество детей с низким уровнем сформирован-ности коммуникативных универсальных учебных действий уменьшилось, соответственно на 18% (4 чел.) и 5% (1 чел.).

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что динамика формирования коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста имеет выраженные количественные показатели в экспериментальной и незначительно проявляет себя в контрольной группе.

Заключение

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

В настоящее время основной целью начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

Особое место в общей системе УУД занимают универсальные учебные действия коммуникативного блока. Коммуникативные УУД складываются из многих составляющих, а их формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекс как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.

Одним из направлений по формированию коммуникативных УУД является словарная работа. Систематическое и целенаправленное проведение словарной работы на уроках русского языка делает результативнее формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка обозначили необходимость создания специальных условий, направленных на ее разрешение.

Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе словарной работы на уроках русского языка включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий (опытное обучение) и контрольный.

Результаты исследования констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о различных уровнях сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На данном экспериментальном этапе эти различия не имели ярко выраженного количественного и качественного характера.

Целью формирующего этапа эксперимента (опытного обучения), являлось формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с применением специально подобранного комплекса заданий на уроках русского языка.

Анализ данных контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что динамика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста имеет выраженные качественные и количественные показатели в экспериментальной и незначительно проявляет себя в контрольной группе.

Таким образом, использование комплекса специально подобранных заданий и упражнений и включение его на уроках русского языка способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. (2008) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение. - 151 с.

2. Гальперин П. Я. (1998) Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского. - М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». - 480 с.

3. Репкина Г. В., Заика Е. В. (1993) Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов. Томск.: Пеленг. - 61 с.

4. Тюрикова С. А. (2014) Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности Communicativum universalis educational actiones: natura et ligula consequat Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 3, май-июнь. - С. 13-17.

5.Буслаев Ф.И. (1992) Преподавание отечественного языка. Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»: сборник. М.: Просвещение. - 511 с.

6. Срезневский И. И. (2012) Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. М.: Книга по требованию. - 95 с.

7. Ушинский К. Д. (1999) Родное слово: Кн. для детей и родителей. Новосибирск: Мангазея: Дет. лит. Сиб. отд-ние - 447 с.

8.Тихомиров Д. И. (1904) Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе?: Методика обучения грамоте, объяснительному чтению, толковому изложению мыслей, грамматике, правописанию и церковно -славянскому чтению. Руководство для учителей подгот. и нар. шк./ Сост. Д.И. Тихомиров. - 9-е изд.- Москва.: (скл. изд. у авт.). - 334 с.

Бастауыш мектепте коммуникативтш эмбебап оку эрекеттерш калыптастыру мэселелерi

Н. В. Пудовкина

Самара мемлекетпк элеуметпк-педагогикалык университет^ Самара, Ресей

pudovki na nv @ yandex. ru

Макалада бастауыш сынып окушыларынын коммуникативпк эмбебап оку ic-эрекеттерш калыптастыру мэcелелерi бойынша эдютемелш жэне тэшрибелж зерттеулер талданады. К^рп уакытта OFK ФГОС сэйкес жалпы бастауыш бiлiм берудiн непзп максаты эмбебап оку ic-эрекеттерiн (танымдык, реттеушiлiк, т^лгалык жэне коммуникативтiк) калыптастыру аркылы т^лганы дамыту болып табылады. Коммуникативтiк эмбебап оку эрекеттерiн калыптастыруга ыкпал ететiн cвздiк ж^мысынын элементтерi бар жаттыгулар кешенi эзiрлендi. Yш кезендi камтитын тэжiрибелiк зерттеу журпзвдг айкындаушы, калыптастырушы (Тэжiрибелiк окыту) жэне бакылау. Эксперименталды жумыстын нэтижелерi жэне зерттеу мэселеа бойынша негiзгi корытындылар келтiрiлген.

Туйт свздер: эмбебап оку ю-эрекеттер^ к¥зыреттшк, cвздiк ж^мыс, кешен упражнений, эксперимент.

Methodological and experimental studies of the problem of formation of communicative universal educational actions in elementary school

N. V. Pudovkina

Samara state social and pedagogical University, Samara, Russia pudovkinanv@yandex.ru

The article analyzes methodological and experimental studies of the problem of formation of communicative universal educational actions of younger students. At present, the main goal of primary General education in accordance with the Federal state educational system is the development of the individual through the formation of universal educational actions (cognitive, regulatory, personal and communicative). A set of exercises with elements of vocabulary work that contribute to the formation of communicative universal educational actions has been developed. An experimental study was conducted, which includes three stages: ascertaining, forming (experimental training) and control. The results of the experimental work and the main conclusions on the research problem are presented.

Keywords: universal educational actions, competence, vocabulary work, a set of exercises, experiment.

Поступила в редакцию 23.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.