Научная статья на тему 'Роль коллективной творческой деятельности в формировании коммуникативной компетенции младших школьников'

Роль коллективной творческой деятельности в формировании коммуникативной компетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1747
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY / PRIMARY SCHOOL STUDENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Колодезникова Сардаана Ивановна

В работе затрагиваются вопросы формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Авторы предлагают оптимальные формы и приемы работы по затронутой проблеме. По результатам проведенного исследования представлен анализ преимуществ использования коллективной творческой деятельности во внеурочных занятиях начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Колодезникова Сардаана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER STUDENTS

The work touches on the formation of the communicative competence of primary school children. The authors propose optimal forms and methods of work on the affected problem. Based on the results of the study, an analysis of the benefits of using collective creative activity in extracurricular activities in primary school is presented.

Текст научной работы на тему «Роль коллективной творческой деятельности в формировании коммуникативной компетенции младших школьников»

Педагогика

УДК: 373.3

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колодезникова Сардаана Ивановна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РОЛЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В работе затрагиваются вопросы формирования коммуникативной компетенции младших школьников. Авторы предлагают оптимальные формы и приемы работы по затронутой проблеме. По результатам проведенного исследования представлен анализ преимуществ использования коллективной творческой деятельности во внеурочных занятиях начальной школы.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коллективная творческая деятельность, младший школьник, внеурочная деятельность.

Annotation. The work touches on the formation of the communicative competence of primary school children. The authors propose optimal forms and methods of work on the affected problem. Based on the results of the study, an analysis of the benefits of using collective creative activity in extracurricular activities in primary school is presented.

Keywords: communicative competence, collective creative activity, primary school student, extracurricular activities.

Введение. В современном мире, в мире глобализации, где происходят стремительные изменения в информационной среде, дети получают информацию из непроверенных, небезопасных источников. Дети погружены в разные гаджеты, трудно адаптируются в социуме, повысилось количество детей с нарушениями в речи, порой дети трудно находят общий язык с одноклассниками, эта связана с трудностями общения, следовательно, у детей слабо формируются коммуникативные компетенции.

Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативной компетенции индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию [2].

Для формирования коммуникативной компетенции предоставляет хорошие возможности - коллективная творческая деятельность. Она позволяет проявить свою творческую активность, показать свои силы. Коллективная творческая деятельность направлена на достижение поставленной задачи, приучает команду к согласованным действиям, к точности и своевременности, крепкой дисциплине, воспитывает волевые качества личности, волю к победе, настойчивость - всё то, без чего не мыслим успех.

Таким образом, коллективная творческая деятельность выступает как особый вид деятельности младшего школьника, в результате которой формируется коммуникативная компетенция. В процессе коллективной творческой деятельности младшие школьники приобретают навыки общения, учатся работать сообща, делить успех и ответственность, развивают свои коммуникативные качества, осваивают социокультурное пространство [3].

С целью проверки изложенной гипотезы нами проведено исследование.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе школы МБОУ «Нюрбинская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.С. Егорова» Нюрбинского района города Нюрба Республики Саха (Якутия), где были определены: экспериментальная группа - 3 «б» класс и контрольная - 3 «а» класс.

Для выявления уровня коммуникативных навыков и общительности младших школьников использовали тест «Оценка уровня общительности» - (модифицированную методику В.Ф. Ряховского для младших школьников).

По итогам теста в экспериментальной группе с высоким уровнем коммуникации 7 (35%) учеников, 10 (50%) учеников имеют средний уровень и 3 (15%) ученика с низким уровнем коммуникативных способностей. При этом с высоким уровнем развития коммуникативных способностей были 6 детей из полных и обеспеченных семей и 1 ребенок из многодетной семьи. Необходимо отметить, что определенное влияние на общее развитие личности ребенка оказывает состав семьи, материальные и бытовые условия жизни. Учащихся с низким показателем объясняется тем, что дети на третьем году обучения все-таки имеют начальные навыки общения. В контрольной группе с высоким уровнем коммуникации 9 (39%) учеников, со средним уровнем 12 (52%) учеников и 2 (9%) ученика имеют низкий уровень коммуникативных способностей.

С помощью анкеты В.В. Синявского, Б.А. Федоришина, выявили коммуникативные и организаторские склонности.

Анализ результатов оценки коммуникативных склонностей показал, что в экспериментальной группе 6 (30%) учеников имеют высокий уровень, 10 (50%) учеников со средним уровнем и 4 (20%) ученика с низким уровнем. В контрольной группе с высоким уровнем 8 (33%) учеников, со средним уровнем 10 (45%) учеников и с низким уровнем коммуникативных склонностей 5 (22%) учеников.

Также по итогам оценки организаторских склонностей выявилось, что в экспериментальной группе с высоким уровнем 4 (20%) ученика, учеников со средним уровнем 10 (50%) и с низким уровнем организаторских склонностей 6 (30%) учеников. В контрольной группе анализ результатов оценки организаторских склонностей показал, что с высоким уровнем 4 (17%) ученика, со средним уровнем 11 (48%)

учеников и с низким уровнем 8 (35%) учеников.

Итак, данные результаты свидетельствуют о хорошем уровне коммуникативных способностей всего класса, т.к. средний балл по шкале оценок коммуникативных способностей у класса 0,60, что в данной методике является нормой для данного возраста.

По итогам проведенных методик в экспериментальной группе 6 (30%) учеников с высоким уровнем, 9 (45%) учеников со средним уровнем и 5 (25%) учеников с низким уровнем коммуникативной компетенции. В контрольной группе 7 (29%) учеников с высоким уровнем, 11 (46%) учеников со средним уровнем и 5 (25%) учеников с низким уровнем коммуникативной компетенции.

Полученные показатели коммуникативной компетенции у младших школьников в ходе констатирующего эксперимента - средние. Мы считаем, что в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны. Данный этап диагностики позволил нам выделить детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. Причиной нарушения поведения детей является малообщительность детей с взрослыми и сверстниками. Основные проблемы заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими. На основе полученных данных был намечен план работы по формированию коммуникативной компетенции младших школьников посредством коллективной творческой деятельности.

С целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников мы провели систематическую работу во внеурочных занятиях.

С учащимися проводились коллективные творческие дела, в которых проведению мероприятий были задействованы родители. Подготовки к мероприятиям проходили поэтапно, на каждом этапе ставились цели и задачи, где дети учились совместно планировать свои дела, проявлять инициативу, заботиться о товарищах и в целом о классном коллективе.

Согласно воспитательному плану классного руководителя, были намечены мероприятия, которые проводились по технологии коллективной творческой деятельности. Главное направление плана - разработка общих праздников, участие в которых было бы интересно всем учащимся школы, родителям и учителям.

В целях формирования коммуникативной компетенции младших школьников одновременно, большое внимание уделялось экологическому воспитанию детей. Лучшей формой привлечения детей к этой творческой деятельности стал такой праздник «Золотая осень».

Цель мероприятия «Золотая осень»: развитие эстетического вкуса, творческих способностей, устной речи, памяти и мышления; расширение кругозора детей; формирование у них ответственного отношения к окружающей природе; воспитание любви к художественной литературе, родной природе.

На первом этапе проводилась предварительная работа учителя. Поставили ведущую педагогическую цель и задачи, подготовили общий план проведения мероприятия. На этапе коллективного планирования младшие школьники разделились на 4 микрогруппы и разрабатывали стратегию проведения КТД. В каждой микрогруппе были ответственные, и эти ответственные входили в состав Совета дела - временного органа самоуправления детей в подготовке КТД.

Для коллективного планирования дела проводился час общения, где дети выбирали, кто будет рассказывать стихотворения, оформлять класс, участвовать в внутриклассном конкурсе «Мисс Золотая Осень», танцевать и распределяли дела. Также была проведена беседа на тему «Времена года». На третьем этапе младшие школьники принесли различный природный материал и совместно сделали поделки на выставку. Также некоторые ученики учили стихотворение об осени и готовились к выступлению. Участницы конкурса «Мисс Золотая Осень» готовили визитки и оригинальные наряды, некоторые ученики репетировали танец, готовили заготовки для оформления класса. Учащиеся получили памятку, которая напоминала о целесообразности исполнения отработанных стратегий поведения. Особый акцент делался на необходимость использования кооперативных стратегий, позволяющих эффективно организовывать совместную деятельность учащихся друг с другом. В памятках содержались определенные инструкции по совместной работе: быть вежливыми, оказывать содействие друг другу, осознавать ответственность не только за личный успех, но и за успех группы в целом, уважать мнение других и т.д. На четвертом этапе учащиеся выступали: 5 учеников подготовили стихотворения, которые были включены в праздничное мероприятие, участвовали в выставке поделок, 5 учениц участвовали в конкурсе «Мисс Золотая Осень», 5 учеников танцевали и все разгадывали загадки об осени. На этом этапе учащиеся ярко представили свое выступление. На пятом этапе КТД были подведены итоги и были объявлены благодарности всем ученикам, которые участвовали к подготовке мероприятия. И на шестом этапе младшие школьники осуществили те предложения, которые были высказаны на итоговом сборе. Актуальность выбора темы мероприятия очевидна - она соответствовала интересам учащихся, их возрастным особенностям, есть связь с учебной программой. Нужно отметить активность и массовость учащихся в подготовке и проведения мероприятия. Мероприятие прошло успешно, так как никаких негативных моментов в проведении мероприятия не прослеживалось. Учащиеся с интересом работали коллективно. Никаких изменений в ходе мероприятия не было, во время праздника царила атмосфера дружбы и взаимовыручки. Выставки детских работ и коллективное обсуждение повышают интерес и творческую активность учащихся.

Далее представляем фрагмент разработки коллективной творческой деятельности «Поздравление мам с Днем матери».

Цель мероприятия: учить детей выражать свои чувства к маме; воспитывать уважительное отношение к матерям, желание помочь им; развивать чувства долга и ответственности за свои поступки; создать теплый нравственный климат между матерями и детьми; способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы; поощрять творческие способности мам и учащихся.

Предварительная работа педагога заключалась в беседе с учащимся о празднике «День матери». Для коллективного планирования проводился час общения, где дети выбирали форму поздравления своих мам, также создалась творческая группа, и начали распределять дела.

На этапе коллективной подготовки младшие школьники решили красиво поздравить мам, приготовить для них поздравительную открытку своими руками, сделать цветок из цветной бумаги в виде ромашки на ватмане, петь песню о маме и подготовить рассказ о маме. Они решили принести цветную бумагу, карандаши, фломастеры, клей и карандаш. В центре решили написать свой класс, а затем вырезали каждый по лепестку разного цвета. Аккуратно приклеивали и писали свои пожелания мамам, подписывали свои лепестки. Дети старались делать все аккуратно и рассчитывали место для каждого ученика. Также

проводилась подготовительная работа творческой группы. Творческая группа приняла решение:

- участвуют все;

- согласуют время встречи;

- придумать хорошие пожелания своим мамам.

На этапе проведения КТД младшие школьники встречали своих мам, каждый ученик рассказывал о своей маме, дарил открытку и показывали коллективную открытку в виде ромашки и в конце пели песню. При подведении итогов на вопрос «Что было хорошо?» дети дали такие ответы: «Мне понравилась мысль нашей открытки», «Мне понравилось рассказывать перед классом о своей маме», «Мне понравились наши пожелания».

Большую роль в формировании коллектива учащихся оказывают родители. Исследователи не раз отмечают, что в создании коллектива играют взаимоотношения родителей между собой и отношения с детьми.

К концу первой четверти младшие школьники прочитали сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Мы предложили детям подготовить инсценировку сказки «Сивка-бурка» и показать родителям.

Цель: развивать творческие и коммуникативные способности детей через участие в театрализованной деятельности.

На подготовительном этапе была сообщена тема инсценировки, и в качестве домашнего задания было предложено собрать дополнительный материал и подумать над оформлением. Учащимся была предложена проблема в скрытом виде, которую нужно было выявить и сформулировать. Были использованы наводящие вопросы. На втором этапе учащиеся распределили дела и приняли решение, что на изготовление поделок для инсценировки сказки «Сивка-бурка» и оформление класса принимают участие все. На этапе коллективной подготовки репетиции проводились в классном кабинете перед уроками в двенадцать часов. В процессе подготовки инсценировки происходит формирование микрогрупп, формулируется само задание инсценировки. Учащиеся были разделены на группы и в каждой группе были ответственные. Также в каждой группе были ученики с разным уровнем сформированности коммуникативной компетенции. При разделении младших школьников на группы были учтены психологическая совместимость и уровни сформированности коммуникативной компетенции. В процессе подготовки инсценировки учащиеся пришли к выводу, что от успеха каждого зависит успех всей инсценировки, поэтому каждый ученик активно включался в работу. А также на этом этапе проводилась работа с родителями в форме часа общения. Младшие школьники, у которых были роли по инсценировке, не учили весь диалог наизусть, им было предложено самим объяснить смысл своего текста. В этом случае коммуникативная компетенция формируется эффективнее. На четвертом этапе показали инсценировку родителям в классе после уроков.

При подведении итогов на вопрос «Что было хорошо?» учащиеся ответили: «Мне понравилось то, как мы все вместе создавали сценарий по сказке», «Мне понравились наши костюмы», «Мне понравилось оформлять класс и помогать друг другу». В целом инсценировка по сказке «Сивка-бурка» удалась, понравилось и детям, и родителям.

Подготовки к мероприятиям проходили очень насыщенно, дети предлагали свои идеи, где они учились организовывать свои дела, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. В процессе коллективной работы дети научились взаимопомощи, творческому ответственному отношению к делу.

Таким образом, участвуя в коллективных творческих делах, у детей формируется потребность в оказании помощи людям, в заботе об окружающих, дети учатся быть ответственными, доброжелательно относиться к товарищам.

Выводы. На основе констатирующего и формирующего этапов эксперимента нами была выдвинута цель контрольного эксперимента: выявление эффективности коллективной творческой деятельности в формировании коммуникативной компетенции. С учащимися контрольной и экспериментальной группы была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

На констатирующем этапе учеников с высоким уровнем коммуникативной компетенции было 5 (30%) учеников, на контрольном этапе стало 8 (40%) учеников. Также на контрольном этапе увеличилось количество учеников со средним уровнем коммуникативной компетенции: на констатирующем этапе было 9 (45%) учеников, на контрольном этапе стало 11 (55%). Понизилось количество учеников с низким уровнем коммуникативной компетенции: было 5 (25%) учеников на констатирующем этапе, на контрольном этапе остался 1 (5%) ученик с низким уровнем коммуникативной компетенции.

Итак, разработанный план внеурочных занятий по технологии коллективных творческих дел позволил повысить уровень коммуникативной компетенции в экспериментальной группе. Такие результаты позволяют сделать вывод об эффективности коллективной творческой деятельности для формирования коммуникативной компетенции. Учащиеся стали более уверенно выражать свои мысли, могли спокойно общаться со своими сверстниками и взрослыми, могли найти общую тему для беседы, услышать своего собеседника, используя все правила общения, ведения диалога. Следует проводить работу с младшими школьниками целенаправленно, давая им возможность формирования дружного и сплоченного коллектива.

Литература:

1. Волковская И.И. Внеурочная деятельность учащихся в условиях реализации ООП начального общего образования // Управление начальной школой.2015. № 8. С. 51-61.

2. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - 13-15 с.

3. Лосев, П.Н. Коллективная творческая деятельность учащихся: учебно-методическое пособие текст. / П.Н. Лосев. Красноярск, 2001 - 27-70 с.

Педагогика

УДК: 371

адъюнкт Никоноров Андрей Анатольевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В условиях быстро набирающего темпы преобразования в войсках национальной гвардии Российской Федерации все чаще и острее поднимается вопрос о качественных характеристиках личности офицера. В свою очередь встает необходимость изучения мотивационной сферы офицеров их побудительных сил, мотивации к деятельности, в которой они выполняют свои служебно-боевые задачи. В структуре мотивационной сферы ведущим звеном выступает духовный и культурный мир самого офицера, от степени развитости которого зависит его морально-психологическое состояние. Этот факт и подтверждает, что изучение проблем мотивов, мотивации и мотивационной сферы офицеров в настоящее время становятся предметом исследования в войсковой среде. Знание мотивов офицеров их сущности, содержания, структуры и динамики развития позволят повысить качество выполнения ими служебно-боевых задач. Исследование проблемы развития мотивационной сферы офицеров, несомненно, имеет большое значение в повседневной жизнедеятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Ключевые слова: потребность, побуждение, мотив, мотивация, мотивационная сфера, формирование, развитие, служебно-боевая деятельность.

Annotation. In the conditions of rapidly gaining pace of transformation in the troops of the national guard of the Russian Federation, the question of the qualitative characteristics of the officer's personality is increasingly raised. In turn, there is a need to study the motivational sphere of officers of their incentive forces, motivation for activities in which they perform their service and combat missions. In the structure of the motivational sphere the leading link is the spiritual and cultural world of the officer, the degree of development of which depends on his moral and psychological state. This fact and confirms, that the study of problems motives, motivation and motivational spheres officers currently become the subject of research in military environment. Knowledge of the motives of the officers, their essence, contents, structure and dynamics will improve the quality of the performance of their official missions. Consequently, the study of the problem of development of the motivational sphere of officers, of course, is of great importance in the daily life of the national guard troops of the Russian Federation.

Keywords: need, motivation, motivation, motivational sphere, formation, development, service and combat activity.

Введение. Исследование мотивационной сферы личности, в том числе офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации представляет особый интерес в плане изучения и последующей психолого-педагогической характеристики содержание её компонентов, детерминирующих структуру этого явления. Важным является также понимание того, что представляет собой данный интегральный феномен, включающий как собственно мотивы, так и ряд мотивообразующих явлений, находящихся в различной иерархической зависимости и соподчиненности.

Решение задач, связанных с развитием необходимой мотивационной сферы офицеров, которая должна отвечать целям служебно-боевой деятельности, лежит на должностных лицах воинской части. И здесь возникает множество трудностей, связанных с организацией и проведением мероприятий служебно-боевой деятельности, которые включают в себя вопросы развития мотивации офицеров к этой деятельности. Исходя из этого, представляется важным рассмотрение вопроса структуры и содержания самой мотивационной сферы офицеров и определение педагогических путей её развития.

Мотивационная сфера офицера включает в себя всю совокупность потребностей, мотивов и целей, которые формируются и развиваются в течение всей его служебно-боевой деятельности. В процессе развития профессиональной активности в служебно-боевой деятельности офицера необходимо выделять его социальную направленность. Офицер-профессионал, призванный достойно выполнять свой воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. Все что он делает, должно приносить пользу государтву и обществу. Именно на это должны быть направлены его потребности в служебно-боевой деятельности.

Мотивация офицеров к служебно-боевой деятельности обусловлена характером поведения офицера и оказывает существенное влияние на выполнение служебно-боевых задач, результативность и эффективность служебно-боевой деятельности воинской части. Развитие устойчивой положительной мотивации офицеров к служебно-боевой деяткельности является важнейшим условием детального изучения его мотивационной сферы. Мотивационная сфера офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации имеет свои особенности. В воинской части военно-педагогический процесс тесно связан с выполнением офицерами целого спектра служебно-боевых задач и тесно сопряжен с условиями быта, что не является единственным видом деятельности. Все это характеризуется жесткой нормативностью жизнедеятельности и едиными для всех нормами и правилами.

Мотивационная сфера офицера включает в себя ряд мотивообразующех явлений, представляющих собой иерархическую совокупность потребностей, которые позволяют ему развивать систему установок, желаний, стремлений, намерений, интересов, идеалов, мировоззрений, соответствующих той служебно-боевой деятельности, в которой он занят. Значимая роль в этом принадлежит развитию мотивационной сферы в процессе служебно-боевой деятельности. Развитие мотивационной сферы офицеров происходит посредством создания специальных условий: внешних - среды, в которой офицер пребывает, педагогических и воспитательных воздействий и внутреннего осознания своего предназначения и ценности, выполняемых им служебно-боевых задач, стимулирующих актуализацию потребностей, внутреннюю активность офицера.

Изложение основного материала статьи. Анализ различной литературы по данной проблеме показывает, что общепринятого понимания мотивационной сферы личности на современном этапе разработки проблемы мотивации не сложилось. Исследователи включают в мотивационную сферу личности самые разнообразные явления, в т.ч. совокупность мотивов в их определенном построении, потребности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.