УДК 81
А. В. Гусева, О. В. Пундурс
Гусева А. В., кандидат филологических наук, профессор кафедры лингводидактики МГЛУ; e-maiL:[email protected]
Пундурс О. В., учитель французского языка ОО ЧУ Московский лицей «Ступени»; e-maiL: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена проблеме обучения младших школьников иностранному языку. Авторы рассматривают понятие иноязычной коммуникативной компетенции относительно учащихся начальной школы, определяют принципы обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода и ожидаемые результаты в данном образовательном контексте.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция младшего школьника; цели обучения иностранному языку в начальной школе; принципы комму-никативно-деятельностного подхода обучения младших школьников иностранному; предполагаемые результаты обучения иностранному языку в начальной школе.
A. V. Guseva, O. V. Pundurs
Guseva A. V., Ph.D., Professor of Foreign Language Teaching Department, MSLU; e-maiL: [email protected] Pundurs O. V.,Teacher of the French Language, Moscow Lyceum Stupeni; e-maiL: [email protected]
TOPICAL ISSUES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY IN PRIMARY SCHOOL
This articLe is devoted to the topicaL issues of teaching foreign Languages to primary schooL pupiLs. The authors Look at the phenomenon of foreign Language competence regarding the pupiLs of primary schooL, define the principLes of teaching within the context of a communicative approach and the expected resuLts in this educationaL context.
Key words: foreign Language communicative competence of a primary schooL pupiL; the goaLs of teaching a foreign Language in primary schooL; the principLes of communicative approach of teaching foreign Languages to primary schooL pupiLs; expected resuLts of teaching a foreign Language in primary schooL.
Отечественный и зарубежный опыт раннего обучения иностранному языку свидетельствует о восприимчивости младших школьников к усвоению предмета. Дети этого возраста обладают большими имитационными способностями и познавательными интересами, они имеют потребность в эмоциональных контактах как со взрослыми, так и со сверстниками.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника [2].
Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;
- приобщение школьников к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
С учетом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» в начальной школе формулируются следующие задачи:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания
с людьми, говорящими / пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудио-приложением), умением работать в паре, в группе [1].
В настоящее время обучение иностранному языку стало одним из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Это связано в первую очередь с изменением социального статуса данного учебного предмета в результате перемен, происходящих в последнее время как внутри России, так и во всем мире: глобализация, межкультурные и экономические связи между странами, возможность регулярных личных контактов с носителями иных языков и культур и др.
Из предмета, не имеющего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном их последних мест по степени значимости, иностранный язык превратился в средство, действительно востребованное личностью, обществом и государством.
Вместе с русским языком и литературным чтением иностранный язык входит в образовательную область «Филология» и вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности младшего школьника. Иностранный язык рассматривается сегодня как средство познания других народов, стран и их культур. Именно изучение иностранного языка способствует более глубокому осознанию родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. В качестве одного из предметов филологической направленности в начальной школе он должен прежде всего обеспечить развитие коммуникативной компетенции младших школьников со всеми составляющими ее видами: лингвистической, речевой, социолингвистической, социокультурной и стратегической.
Обучение общению на иностранном языке на основе коммуникативного подхода способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, более быстрому вхождению в социум, развивает коммуникативную культуру и расширяет кругозор, развивает индивидуальные способности, формирует образованную личность, уважающую традиции родной и иноязычной культуры, формирует навыки самообразования, способствует самореализации личности на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению младших школьников французскому языку.
Для достижения основной цели - формирования коммуникативной компетенции младшего школьника - особый акцент при отборе учебного материала сделан на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции. Такой выбор обеспечит культуроведческую направленность обучения, привлечет внимание школьника к культуре страны изучаемого языка, позволит лучше осознать культуру собственной страны, сформирует умение представлять ее средствами иностранного языка, включит младшего школьника в диалог культур [3].
Методические приемы, необходимые для усвоения учащимися конкретного иностранного языка, должны помочь решать следующие задачи:
- развивать у младших школьников интерес к иностранному языку и культуре его носителей;
- расширять лингвистический кругозор учащихся через сравнение элементарных лингвистических явлений родного и иностранного языков;
- развивать личностные качества младших школьников в процессе организации их активной деятельности на уроке, во внеклассной и самостоятельной работе;
- стимулировать творческую активность учащихся, развивая тем самым их эмоциональную сферу;
- развивать младших школьников как субъектов деятельности, способных планировать собственную учебную деятельность, выбирать оптимальные средства для решения учебных задач, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, организовать свою самостоятельную работу.
Обучение иностранному языку должно базироваться на следующих основных принципах коммуникативно-деятельностного подхода:
- принцип коммуникативности, который лежит в основе отбора языкового материала и учебных ситуаций, позволяющих формировать у учащихся базовые навыки и умения в различных видах речевой деятельности;
- принцип ситуативности, обеспечивающий использованные в процессе обучения условных ситуаций общения, моделирующих реальные;
- принцип функциональности, который позволяет использовать в процессе общения на уроке речевые клише, содержащие различные коммуникативные намерения [2].
На начальном этапе обучения иностранному языку коммуни-кативно-деятельностный подход реализуется, прежде всего, в системе игровых ситуаций, так как учащиеся младшего школьного возраста познают окружающий мир через игру. Различные игры, в том числе и подвижные, помогают коммуникативно-психологическому, эмоциональному, физическому развитию детей. В игре младшие школьники применяют имеющиеся у них языковые знания, речевые навыки и умения, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности, приобретают новые.
В целом учебный курс должен предусматривать обучение, образование, воспитание и развитие учащихся начальной школы в соответствии с требованием социальной адаптации детей к условиям современного многополярного мира.
В процессе усвоения иностранного языка достигается следующее.
1. Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
2. Метапредметные результаты
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, а также формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- использование различных способов поиска в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; необходимость осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; с уважением воспринимать другую точку зрения;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессом.
3. Предметные результаты
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для освоения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [4].
У выпускников начальной школы должны сформироваться коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности.
В области аудирования выпускник начальной школы научится:
- понимать на слух речь учителя по ведению урока;
- понимать на слух речь одноклассников при непосредственном общении;
- понимать на слух небольшие тексты, построенные на изученном речевом материале;
- понимать как основную информацию, так и детали услышанного текста;
- вербально или невербально реагировать на услышанное.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, загадки);
- использовать контекстуальную или языковую догадку;
- воспринимать на слух тексты, содержащие незнакомые слова.
В области говорения выпускник начальной школы научится:
- вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
- описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
- рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, городе и т. д.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: стихотворения и рифмовки, песни;
- кратко излагать содержание прочитанного / услышанного текста;
- выражать отношения к прочитанному / услышанному.
В области чтения выпускник начальной школы научится:
- читать вслух и про себя небольшой аутентичный текст, построенный на изученном языковом материале;
- соблюдать правила произношения и соответствующую информацию;
- прогнозировать содержание текста по заголовку;
- не обращать внимания на незнакомые слова (в том случае, если они не затрудняют общее понимание текста);
- пользоваться справочным материалом (французско-русским словарем).
Выпускник получит возможность научиться:
- писать по образцу краткое письмо;
- писать по образцу поздравительную открытку (с Новым годом, Рождеством, днем рождения);
- правильно списывать слова, словосочетания, простые предложения;
- письменно отвечать на вопросы по тексту.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять рассказ в письменной форме по ключевым словам;
- заполнять простую анкету, сообщать краткие сведения о себе;
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец).
В процессе овладения социокультурным (познавательным) аспектом выпускник научится:
- находить на карте страны изучаемого языка и их столицы;
- узнавать достопримечательности своей страны и страны изучаемого языка;
- сравнивать обычаи и традиции своей страны и страны изучаемого языка;
- понимать особенности образа жизни зарубежных сверстников;
- узнавать и называть имена персонажей французской детской литературы и телепередач.
В начальной школе младшие школьники овладевают языковыми средствами и навыками оперирования ими, которые носят коммуникативную направленность и способствуют осознанию языковых явлений в иностранном языке [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусева А. В. Французский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Французский в перспективе» П-1У классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением французского языка. - М. : Просвещение, 2012. - 112 с.
2. Ковалева Г. С., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 119 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
4. Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника уроков в школе. - М. : Просвещение, 2005. - 208 с.