Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность обучающихся на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития'

Коммуникативная компетентность обучающихся на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL COMMUNICATIVE ACTIONS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION TRANSFER / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева З.А.

В статье рассматривается значимость и особенности развития коммуникативной компетентности учащихся в период окончания начальной школы и перехода в среднее звено. Показана актуальность диагностики компонентов коммуникативной компетентности на этапе перехода к обучению в средней школе как ресурса успешной адаптации и развития личности подростка. Описаны результаты констатирующего эксперимента, произведена оценка динамики развития у учащихся отдельных универсальных учебных коммуникативных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева З.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS DURING THE TRANSITION FROM JUNIOR SCHOOL AGE TO ADOLESCENT DEVELOPMENT

At the paper importance and peculiarities of development of communicative competence of students in the period of completion of primary school and transition to the middle level are considered. The urgency of the diagnostics of communicative competence components at the stage of transition to secondary school education as a resource for successful adaptation and development of the adolescent personality is shown. The results of the ascertaining experiment are described, an assessment of the dynamics of the development of individual universal educational communist actions among students is made.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность обучающихся на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО К ПОДРОСТКОВОМУ _ПЕРИОДУ РАЗВИТИЯ_

Андреева З.А.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

В статье рассматривается значимость и особенности развития коммуникативной компетентности учащихся в период окончания начальной школы и перехода в среднее звено. Показана актуальность диагностики компонентов коммуникативной компетентности на этапе перехода к обучению в средней школе как ресурса успешной адаптации и развития личности подростка. Описаны результаты констатирующего эксперимента, произведена оценка динамики развития у учащихся отдельных универсальных учебных коммуникативных действий.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, универсальные учебные коммуникативные действия, сотрудничество, взаимодействие, передача информации, младшие школьники, подростки.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS DURING THE TRANSITION FROM JUNIOR SCHOOL AGE TO ADOLESCENT DEVELOPMENT

Andreeva Z.A.

Volgograd State Socio-Pedagogical University

At the paper importance and peculiarities of development of communicative competence of students in the period of completion of primary school and transition to the middle level are considered. The urgency of the diagnostics of communicative competence components at the stage of transition to secondary school education as a resource for successful adaptation and development of the adolescent personality is shown. The results of the ascertaining experiment are described, an assessment of the dynamics of the development of individual universal educational communist actions among students is made.

Key words: communicative competence, universal educational communicative actions, cooperation, interaction, information transfer, junior schoolchildren, teenagers.

Рост требований к коммуникативным способностям молодежи обусловлен изменениями, происходящими в настоящий момент в нашей стране. Особое отношение к этому вопросу определяется ориентацией государства и общества на формирование личности, способной к решению коммуникативных задач и организации межличностного взаимодействия. Так, в современных образовательных стандартах отмечается особая значимость мета-предметных способностей учащихся, а именно -коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе учебной, творческой, общественно-полезной и других видах деятельности.

Анализ психо лого-педагогической литературы показал, что вопросы коммуникативной компетентности обучающихся, умений и навыков общения рассматривались многими зарубежными и отечественными учеными.

Так, М. Аргайл, Р. Белла, Дж. Боулби, Ю. Ха-бермас, Дж. Уаймен и др. коммуникативную компетентность рассматривают в контексте теории коммуникации. В отечественной психологии проблема коммуникативной компетентности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева (1968), Г. М. Андреевой (1999), А. А. Бодалева (1983), А. Б. Добровича (1987), В. А. Кан-Калика (1980), Я. Л. Коломин-

ского (1985), Л. А. Петровской (2007) и др. Учеными определяется сущностная характеристика коммуникативной компетентности, предложены способы формирования коммуникативных умений и навыков.

Ряд исследований посвящен проблеме коммуникативного взаимодействия, развития и формирования коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе [1; 2; 3; 4].

Однако точного понимания и четкой структуры коммуникативной компетентности, ее особенностей у школьников младшего подросткового возраста в научной литературе не выявлено. Не описаны практические подходы к формированию коммуникативных знаний, умений и способностей, помогающих успешному социальному взаимодействию.

Вместе с тем, с позиции системно-деятель-ностного подхода, разрабатываемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова), коммуникативная компетентность рассматривается как ключевая для развития ребенка, т.к. именно в со-действии и со-трудничестве происходит психическое развитие и становление личности.

Этим и определяется актуальность проблематики исследования.

Теоретический анализ литературы показал, что в состав коммуникативной компетентности включаются: готовность слушать и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества и др. [5, с. 4]. Однако все коммуникативные универсальные учебные действия на основании трех сторон общения можно условно объединить в три группы - коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как средство передачи информации.

Отслеживание динамики этих трех базовых видов коммуникативных универсальных учебных действий на этапе перехода от младшего школьного возраста к подростковому периоду развития представляется нам перспективным, так как именно в этом возрасте навыки общения являются одним из доминирующих факторов развития социальных отношений.

Добавим, что отслеживание динамики развития коммуникативной компетентности в период перехода от одной ступени образования к другой позволяет реализовать потенциал содержания учебной деятельности для успешной адаптации подростка к новой социальной ситуации в школе, в семье, во взаимоотношениях со сверстниками.

Цель исследования состояла в изучении динамики коммуникативной компетентности обучающихся на этапе перехода из младшей школы в среднюю. В качестве гипотезы выступили предположения о том, что на этапе перехода обучающихся от младшего школьного к подростковому периоду развития имеется положительная динамика развития коммуникативной составляющей, состоящей в способности формулировать и ясно выражать свою точку зрения, задавать вопросы, достаточно полно отражать предметное содержание и условия деятельности; перцептивная и интерактивная составляющая коммуникативной компетентности остаются на том же уровне.

В эмпирической части исследования для оценки динамики коммуникативной компетентности обучающихся на этапе перехода от младшего школьного возраста к подростковому была проведена психодиагностика трех базовых видов коммуникативных универсальных учебных действий. Эмпирическое исследование проводилось на базе ЧОУ СО Частная интегрированная школа города Волгограда, в исследовании приняли участие 32 ученика в возрасте 9-11 лет. Диагностика проводилась дважды на одной и той же выборке: в 4-ом

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018 классе (в конце учебного года) и в конце первого полугодия 5-ого класса. Были применены методики «Кто прав?» (Г.А. Цукерман, с модификацией автора), «Рукавички» (Г.А. Цукерман, с модификацией автора), «Дорога к дому» (модификация методики А.Г. Лидерса «Архитектор-строитель). В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что коммуникативная компетентность будет возрастать от младшего школьного возраста к подростковому.

Анализ полученных результатов показал, что в исследуемой выборке преобладают средние показатели уровня развития коммуникативной компетентности как в четвертом, так и в пятом классе (см. рис. 1-2). Учащиеся при разборе ситуаций (методика «Кто прав?») давали частично правильный ответ (63% в 4 классе и 59% в 5 классе), допуская правомерность различных точек зрения, но обосновать их затруднялись. Высокий уровень способности учитывать иную точку зрения, отличную от своей выявлен у 9% четвероклассников и 13% пятиклассников, они смогли обосновать относительность оценок действующих персонажей. Низкий уровень, проявляющийся в неготовности учитывать возможность иного мнения и однозначном принятии одной из позиций действующих персонажей, был отмечен у 28% учащихся четвертого и пятого класса.

При оценке универсального учебного коммуникативного действия по организации сотрудничества было выявлено схожее распределение результатов в 4 и 5 классах, а именно: 59% и 63% учащихся 4 и 5 класса относительно успешно справились с задачей и создали изображения примерно похожие, но с некоторыми различиями в элементах, т.е. имело место обсуждение узора и взаимный контроль, однако были и противоречия, которые не позволили создать идентичных рисунков. Высокий уровень, когда дети совместно планировали, пошагово выполняли задание и помогали друг другу, а также осуществляли контроль, сверяя рисунки, был выявлен у 16% четвероклассников и 19% пятиклассников. Низкие результаты, когда дети не смогли наладить контакт и договориться, были зафиксированы у 25% четвероклассников и 19% пятиклассников.

Более высокие результаты (по сравнению с остальными исследованными коммуникативными действиями) были получены при оценке способности к передаче информации. Средний уровень отмечен у 56% учеников 4-го класса и 62% учащихся 5 класса. У этих детей имелись ошибки, но в целом задача была выполнена. Высокий уровень, когда путь был изображен в полном соответствии образцу, зафиксирован у 13% четвероклассников и 25% пятиклассников. Низкий уровень выявлен у 31% учеников в 4 классе и у 13% учащихся 5 класса.

70 60 50 40 30 20 10 0

учет позиции собеседника

организация сотрудничества

передача информации

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 1. Уровни сформированности компонентов коммуникативной компетентности у учащихся 4

класса

70 60 50 40 30 20 10 0

учет позиции собеседника

организация сотрудничества

передача информации

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 2. Уровни сформированности компонентов коммуникативной компетентности у учащихся 5

класса

Динамика уровня развития коммуникативной школьного к подростковому периоду развития от-компетентности в период перехода от младшего ражена на рис. 3.

70

60

50

40

30

20

10

тмш

4 класс | 5 класс 4 класс | 5 класс 4 класс | 5 класс

учет позиции собеседника организация сотрудничества передача информации

□ высокий □ средний □ низкий

Рис. 3. Динамика коммуникативной компетентности у обучающихся на этапе перехода от младшего

школьного возраста к подростковому

0

Анализ полученных результатов с применением статистического критерия знаков G позволяет сделать вывод о том, что значимые изменения у обучающихся имеются лишь в коммуникативных действиях по передаче информации (р=0,002), т.е. на этапе перехода от младшего школьного возраста к подростковому наиболее интенсивное развитие в структуре коммуникативной компетентности произошло в способности формулировать и ясно выражать свою точку зрения, задавать вопросы, достаточно полно отражать предметное содержание и условия деятельности. Таким образом, гипотеза подтверждена частично.

Полученные результаты в целом согласуются с данными исследований в этой области (О. М. Арефьева, 2012; О. Г. Баранова, 2015; А. А. Заречная, 2015; Т. А. Егоренко, О. С. Безрукавный, 2017).

Литература

1. Арефьева О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. -С. 74-78.

2. Баранова О. Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучеб-ной деятельности // Молодой ученый. - 2015. - №6.

- С. 566-569. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/86/16228/ (дата обращения: 25.02.2018).

3. Егоренко Т. А., Безрукавный О. С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу // Психолого-педагогические исследования. - 2017. -Том 9.

- №2. - С. 48-56. [Электронный ресурс] URL http://psyedu.ru/journal/2017/2/Egorenko.phtml (дата обращения: 24.02.2018)

4. Заречная А.А. Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2015. -Том 7. - № 1. - С. 48-55.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.

6. Jürgen Habermas. Theorie des kommunikativen. Handelns. 3. Auflage. Frankfurt am Main, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.