Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся пятых классов'

Психолого-педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся пятых классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батуева Светлана Владимировна

В статье автор раскрыл содержание понятий «диагностика», «психолого-педагогическая диагностика», провел сравнительную характеристику понятий. Автор рассматривает цели, задачи, область применения диагностических методик в образовательных учреждениях. Представлены основные этапы и формы организации психолого-педагогической диагностики. В статье рассмотрены формы представления психологического заключения по результатам проведенных диагностик. Автор рассматривает основные четыре вида универсальных учебных действий, закрепленные образовательными стандартами. Анализируется феноменология проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников. В статье представлены результаты исследования коммуникативных универсальных учебных действий у 26 пятиклассников на базе МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска» в период адаптации к условиям среднего звена. Представлены результаты социометрического тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батуева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN FIFTH GRADE STUDENTS

In the article, the author revealed the content of the concepts "diagnosis", "psychological and pedagogical diagnosis", conducted a comparative description of the concepts. The author considers the goals, objectives, scope of diagnostic methods in educational institutions. The main stages and forms of organization of psychological and pedagogical diagnostics are presented. The article discusses the forms of presentation of the psychological conclusion on the results of the diagnostics. The author considers the main four types of universal educational actions, enshrined in educational standards. The phenomenology of the problem of the development of communicative universal educational actions among schoolchildren is analyzed. The article presents the results of the study of communicative universal educational actions for 26 fifth-graders on the basis of the Municipal Educational Institution "Secondary School No. 67 of Chelyabinsk" during the period of adaptation to the conditions of the middle level. The results of sociometric testing are presented.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся пятых классов»

Психология

УДК 37.015.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Батуева Светлана Владимировна

Южно-Уральский государственный медицинский университет Минздрава России (г. Челябинск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье автор раскрыл содержание понятий «диагностика», «психолого-педагогическая диагностика», провел сравнительную характеристику понятий. Автор рассматривает цели, задачи, область применения диагностических методик в образовательных учреждениях. Представлены основные этапы и формы организации психолого-педагогической диагностики. В статье рассмотрены формы представления психологического заключения по результатам проведенных диагностик. Автор рассматривает основные четыре вида универсальных учебных действий, закрепленные образовательными стандартами. Анализируется феноменология проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий у школьников. В статье представлены результаты исследования коммуникативных универсальных учебных действий у 26 пятиклассников на базе МАОУ «СОШ № 67 г. Челябинска» в период адаптации к условиям среднего звена. Представлены результаты социометрического тестирования.

Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникативная компетентность.

Annotation. In the article, the author revealed the content of the concepts "diagnosis", "psychological and pedagogical diagnosis", conducted a comparative description of the concepts. The author considers the goals, objectives, scope of diagnostic methods in educational institutions. The main stages and forms of organization of psychological and pedagogical diagnostics are presented. The article discusses the forms of presentation of the psychological conclusion on the results of the diagnostics. The author considers the main four types of universal educational actions, enshrined in educational standards. The phenomenology of the problem of the development of communicative universal educational actions among schoolchildren is analyzed. The article presents the results of the study of communicative universal educational actions for 26 fifth-graders on the basis of the Municipal Educational Institution "Secondary School No. 67 of Chelyabinsk" during the period of adaptation to the conditions of the middle level. The results of sociometric testing are presented.

Keywords: psychological and pedagogical diagnostics, communicative universal learning activities, communicative competence.

Введение. В современной школе одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) ориентированных не только на усвоение учебной деятельности, и на личностное развитие обучающегося. Психолого-педагогическая диагностика УУД выступает как обязательное условие современного образовательного процесса. Применение психолого-педагогических методик диагностики позволяет исследовать и выявлять проблемы формирования УУД. Область применения диагностических методик широка: оценка интеллектуального и личностного развития учащихся; оценка эмоционального состояния педагогов и учащихся; оценка психологического благополучия образовательной среды; др.

Изложение основного материала статьи. Понятие «диагностика» рассматривают как процесс, определяющий состояния какого-либо объекта [1]. Психологическая диагностика направлена на оценку свойств, процессов и состояний личности.

Отмечают, что в педагогике психодиагностический метод используется для изучения педагогических явлений [2; 3].

Психолого-педагогическая диагностика направлена на определение влияния образовательного процесса и определенных учебных программ на развитие личности обучающегося. Результатом психолого-педагогической диагностики является оценка результатов развития, прогнозирование процесса развития обучающегося, коррекция выявленных проблем и их профилактика[4; 5].

Результатом психолого-педагогической диагностики является диагностическое заключение. Оно представляет собой анализ полученных результатов проведенных диагностик, выводы о выявленных проблемах и достижениях. Определяют этапы психолого-педагогической диагностики: 1) определение критериев диагностики объекта или педагогического явления; 2) подбор соответствующих диагностических методик 3) организация и проведение диагностических методик; 4) обработка результатов исследования; 5) формулировка заключения; 6) анализ полученных результатов 6) определение причинно-следственных связей, влияющих на полученные результаты; 7) прогнозирование дальнейших результатов [6; 7].

Важнейшей задачей образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, умение осознавать обучающимися нехватку определенных знаний по предмету и возникновение потребности добывать новые знания.

Образовательными стандартами начального и основного общего образования, утвержденными приказами Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 и от 17.12.2010 № 1897, определены виды универсальных учебных действий [8]. Рассмотрим основные виды УУД. Личностные, которые включают личностное и профессиональное самоопределение, ценностную ориентацию личности. Регулятивные, включающие планирование, саморегуляцию, самоконтроль, саморазвитие. Познавательные, которые включают общеучебные действия. Коммуникативные, которые включают навыки межличностного общения и взаимодействия [9]. Для определения сформированности УУД существуют уровневые характеристики каждого вида. Принято оценивать УУД по первому, второму и третьему уровню. Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев, Т.Ф. Ушева предлагают охарактеризовать каждый уровень как начальный, стабильный и нестабильный. Для определение уровня сформированности УУД у обучающихся, им предлагают выполнить специально подобранные задания или методики диагностики. Описательные характеристики каждого уровня заключаются в следующем: стабильный уровень умения проявляется в случаях, когда обучающийся за отведенное время допускает не более 25% ошибок в задании. Нестабильный уровень проявляется, когда при самостоятельном или партнерском взаимодействии с учащимся в задании допускается от 30% до 70% ошибок. Начальный уровень сформированности характерен

для учащихся, выполняющих в сопровождении педагога отдельные действия. Определение уровней универсальных учебных действий необходимо для выбора образовательной стратегии каждого школьника [10].

При определении уровней универсальных учебных действий педагог-психолог при помощи специально подобранных методик проводит психолого-педагогическое исследование. Для каждого вида УУД подбираются специальные методики, которые дадут возможность сделать психолого-педагогическое заключение по уровню развития тех или иных качеств, необходимых для формирования УУД [11].

В нашем исследовании проводилась психолого-педагогическая диагностика коммуникативных УУД у пятиклассников в период адаптации к условиям среднего звена. И.В. Дубровина отмечает, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Это проявляется в возрастании тревожности и снижении работоспособности [12]. Одним из условий успешной адаптации пятиклассников к учебной деятельности является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность представляет собой умение учащегося разрешать задачи коммуникативного характера, поддерживать контакты с окружающими[13]. Коммуникативная компетентность является составляющим компонентом коммуникативных УУД. Рассмотрим детальнее содержание коммуникативных УУД. содержание группы коммуникативных учебных действий включает выполнение учащимся следующих функций: эффективное межличностное и групповое взаимодействие; планирование и организация делового сотрудничества; соблюдение этических норм общения. Коммуникативные навыки развивают способность учащегося организовывать различные формы сотрудничества между сверстниками и педагогами. В процессе сотрудничества учащиеся формируют умения вести диалог, выслушивать мнение собеседника, корректно отстаивать свою точку зрения, четко формулировать позиции. Коммуникативные УУД содержат воспитательный потенциал, потому что успешная коммуникация предполагает усвоение и последующую интеграцию этических норм в группе [14].

Для исследования коммуникативных учебных действий у пятиклассников в период школьной адаптации нами была выбрана социометрическая методика. Цель методики заключается в изучении эмоциональных связей в группе, определение стилей взаимоотношения в группе. Связи, построенные на симпатии и антипатии людей, являются важнейшим фактором, как для продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, межличностного взаимодействия и развития отдельного человека в данной группе [15; 16]. Социометрический тест позволяет анализировать особенности усвоения социальных норм малой группы. Методика способствует определению эмоционального статуса в группе. Количественно статус измеряется социометрией, посредством подсчета числа положительных и отрицательных выборов, которые осуществляются для каждого члена группы. Среди непопулярных членов группы выделяются пренебрегаемые, отверженные и изолированные. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, значительно больше они получают отвержений. Эмоционально они непривлекательные. Отверженные или «изгои» не имеют положительных выборов, у них лишь резкое количество отвержений, что и определяет условную величину их социальной отверженности. Отверженность представляет собой эмоциональное проявление по отношению к другому, определенное непринятие группой человека, или его качеств, свойств и привычек. В группу изолированных попадают те люди, которые для группы не привлекательны. В социометрической методике этот феномен проявляется в отсутствии выборов и отвержения. Их не существует в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне взаимоотношений. Реальный статус личности в группе определяется не только взаимностью сделанных выборов, но и количеством отвержений. Таким образом, чем больше количество взаимных положительных выборов, тем положение в личности в группе стабильнее и благоприятнее [17].

В нашем исследовании использовался параметрический вариант социометрии. В исследовании предполагалось осуществить фиксированное число выборов. Методика предполагает, что в группе численностью 2-5 человек минимальное количество выборов должно составлять 5 или 6. Учащиеся записывали 4 выбора, при необходимости (если просит ученик) допускается фиксировать 5 одноклассников.

По результатам социометрического тестирования были выявлены симпатии и антипатии внутри класса, которые сформировались в результате межличностного взаимодействия в процессе учебной деятельности. Каждому обучающемуся был присвоен социометрический статус, позволяющий определить эмоциональное предпочтение классного коллектива. Данные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Распределение показателей эмоциональных предпочтений в учебной деятельности.

Социометрический тест (N = 26)

Выводы. По результатам исследования эмоциональных предпочтений в учебной деятельности, занимающих высокий социометрический статус, было выявлено 10 человек. Это свидетельствует о высоком эмоциональном принятии данных учеников классной группой. Средний статус в классе занимают 5 человек. У каждого из пяти школьников со средним статусом имеется не менее одного взаимного выбора, что позволяет данным учащимся достаточно успешно адаптироваться к группе сверстников.

Статус пренебрегаемых проявился у 6 человек. В учебном взаимодействии проявилось 4 отверженных учащихся. Этот факт позволяет сделать предположение: эмоциональное благополучие учащихся данной категории находится на низком уровне, вероятность конфликтов в коллективе повышена, групповые нормы социальной группы не усвоены.

Результаты проведенного исследования позволят педагогу-психологу разработать коррекционную программу по формированию коммуникативных УУД; определить причинно-следственные связи выявленной проблемы и обсудить возможные решения проблемы на психолого-педагогическом консилиуме.

Литература:

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003. С. 86.

2. Дудина М. М.,. Хаматнуров Ф.Т. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.

3. Пакулина С.А. Психолого-педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов / С.А. Пакулина // Научные исследования в образоании. Изд-во: Академия профессионального образования. - № 11 - 2008 - С. 41-51.

4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 440 с.

5. Колясникова Л. В. Диагностическое обеспечение образовательного процесса: учебное пособие / Л. В. Колясникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 152 с.

6. Семаго, М.М., Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго / - М.: Айриспресс, 2004. - 288 с.

7. Семаго, Н.Я., Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго / - изд. 3-е перераб.- М.: Изд-во АПКиППРО, 2007. - 127 с. 9.

8. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. От 31.12.2015) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2019)

9. Байбикова Р. Х., Власовец Н. А., Кирьякова Ю. В., Чаплыгина В. В. Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык» // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 9-12.

10. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С153-160.

11. Воровщиков С. Г., Орлова Е. В. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебнометодического и управленческого сопровождения: Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 210 с.

12. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

13. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

14. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова //Интернет-журнал «Науковоедение». - 2014. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publ.naukovedenie.ru (дата обращения 10.02.2019)

15. Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 288 с.

16. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников / О. В. Митина. Москва: Смысл, 2013. 235 с.

17. Волков Б. С. Методы исследования в психологии: учебно-практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Пед. о-во России, 2003. 208 с.

Психология

УДК:159.9.072

доктор психологических наук, профессор Богданова Тамара Геннадиевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема оказания психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в развитии интеллекта на основе анализа особенностей их ориентировочно-исследовательских действий. Представлены результаты обследования состояния ориентировочно-исследовательских действий у детей с отклонениями в развитии, на основе которых определены направления психологической помощи по развитию интеллекта.

Ключевые слова: психологическая помощь, интеллектуальное развитие, ориентировочно-исследовательские действия, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annоtation. The article deals with the problem of providing psychological assistance to children with disabilities of preschool age in the development of intelligence based on the analysis of the characteristics of their research activities. The article presents the results of a survey of the state of tentative research activities in children with developmental disabilities, on the basis of which the directions of psychological assistance for the development of intelligence are determined.

Keywords: psychological assistance, intellectual development, research activities, children with disabilities.

Введение. Изучение интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретает особое значение в современных условиях развития системы образования, включая специальное и инклюзивное, поскольку наличие нарушений в психическом развитии определяет трудности организации обучения и воспитания таких детей и, как следствие, - их социальной адаптации. Вопрос о закономерностях развития интеллекта и речи в их взаимной связи, поставленный в свое время Л.С.Выготским, не утратил своего значения в современных условиях [2]. Интеллект возникает в результате изменения межфункциональных взаимодействий, а критерием его развития выступает мера обобщенности понятия и включенности в систему связей с другими понятиями. Переход к высшему уровню развития интеллекта невозможен без изменения его содержания, «вместо конкретных представлений, имеющих наглядную основу, должны сформироваться понятия, содержанием которых выступают уже не внешние, конкретные, наглядные признаки предметов и их отношения, а внутренние, наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношений между ними» [5, с. 16].

Период дошкольного детства является временем интенсивного развития интеллекта, когда совершенствуется ориентировка ребенка во внешних свойствах предметов и отношениях между ними в пространстве и времени. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся умственные действия ребенка приобретают или форму действий с предметами, или - с образами, или - со знаками. Изменение способов ориентировочных действий является важным показателем интеллектуального развития. Уровень интеллектуального развития детей определяется не только самим фактом правильного решения поставленной перед ребенком задачи, он гораздо более четко выражен в способах ориентировки, которыми пользуется ребенок. Особенности ориентировочно-исследовательских действий являются диагностическим показателем при определении функциональных и структурных показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста с нормальным и отклоняющимся развитием, что и было положено нами в основу проведенного экспериментального исследования.

Овладение умственными действиями в дошкольном возрасте совершается в соответствии с общим законом усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Дошкольный период детства имеет особе значение для интеллектуального развития детей с ОВЗ, поскольку именно в этот период происходит становление наглядно-образного мышления, закладываются основы для словесно-логического. Детям с ОВЗ требуется психологическая помощь для того, чтобы эти основы были полноценно сформированы, от этого зависит их готовность к обучению в школе.

Формулировка цели статьи. Целью нашего исследования является определение направлений психологической помощи детям дошкольного возраста с ОВЗ на основе изучения особенностей их интеллектуального развития.

Изложение основного материала статьи. При обследовании детей дошкольного возраста проводился анализ ориентировочных действий. Для оценки способов ориентировки применялись в основном методики, объяснение инструкций в которых возможно с минимальным участием словесной речи, по показу, поскольку многие дети с ОВЗ испытывают трудности в овладении речью [1].

Содержание диагностического комплекса методик составляют два блока заданий. В первом блоке дошкольникам были предложены четыре серии заданий. В первых сериях заданий определялось, как ребенок различает цвет, форму и величину, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; как он понимает инструкции «такой», «не такой», действует по подражанию. В следующих сериях исследовалось, как ребенок соотносит цвет, форму, величину на расстоянии, не прибегая к примериванию. Затем мы выясняли, правильно ли ребенок выбирает цвет, форму, величину по слову, т.е. может ли он соединить представление о свойствах предмета со словом-названием. В заключительной серии оценивался

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.