Научная статья на тему 'Современные задачи формирования коммуникативной компетентности школьников: культурологический подход'

Современные задачи формирования коммуникативной компетентности школьников: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / SCHOOL / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сусакова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются проблемы современного образования, связанные с задачами формирования высокой коммуникативной компетентности школьников. Определяются возможности средней школы в укреплении и развитии коммуникативной культуры учащихся, выявляются педагогические условия данного процесса. формирование коммуникативной компетентности подрастающих поколений насущная задача обеспечения прогрессивного развития культуры нашего общества. Коммуникативная компетентность человека должна формироваться, начиная с самых ранних лет, и особое внимание к её созиданию необходимо уделять в школе. При формировании коммуникативной компетентности школьников и педагогов, работающих с ними, исключительно важны повышение их общей культуры, эрудиции, нравственное воспитание. Культурно-образовательная среда учебных заведений это тот механизм, которыйможет быть эффективно использован для выработки коммуникативной компетентности учащихся. Автор доказывает, что эффективное формирование коммуникативной компетентности школьников требует интеграции всех уровней образования и ориентации на нравственные ценности и нормы культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SCHOOL CHILDREN: CULTURAL APPROACH

The article considers the problems of modern education, related to the problems of forming communicative competence of students. Identifies opportunities for secondary school in the strengthening and development of the communicative culture of students identified pedagogical conditions of this process. The formation of communicative competence of the younger generations is a vital task of ensuring the progressive development of the culture of our society. Communicative competence of a person should be formed starting from an early age, and special attention to its creation should be given in the school, and the formation of communicative competence of students and teachers working with them, it is particularly important to improve their General culture, erudition, moral education. Cultural and educational environment of educational institutions is the mechanism that can also be effectively used for the development of communicative competence of students. The author proves that the effective formation of the communicative competence of pupils requires integration of all levels of education and orientation on moral values and norms of culture.

Текст научной работы на тему «Современные задачи формирования коммуникативной компетентности школьников: культурологический подход»

3. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/294573.html

4. Официальный сайт Отдела религиозного образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL:http:// www.rokim.org.ua

5. Православная энциклопедия Т. VIII. Вероучение. — Владимиро-Волынская епархия / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр Русской Православной церкви «Православная энциклопедия», 2013. 752 с.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Москва : Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. 478 с.

References

1. Ageeva А. V. Tserkovno-prikhodskie voskresnye shkoly: istoriia vozniknoveniia i tendentsii razvitiia [Parish Sunday school: history and trends]. Vestnik PSTGU Seriia IV: Pedagogika. Psihologiia [Bulletin of the research Series IV: Pedagogy. Psychology], 2010, No. 4 (19), pp. 43—55.

2. Grigor'eva E. I., Usachev Iu. Iu. Model' formirovaniia dukhovno-nravstvennogo vospitaniia povedeniia podrostkov v protsesse zaniatii khoreograficheskoi deiatel'nost'iu [Model of formation of spiritual and moral education of adolescent behaviors in the process of choreographic practice activities]. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes]. 2013, No. 12, pp. 246—251

3. The Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/294573.html

4. Official website of the Department of religious education. URL: http://www.rokim.org.ua

5. Pravoslavnaia entsiklopediia T. VIII. Verouchenie. — Vladimiro-Volynskaia eparkhiia [The Orthodox encyclopedia. Vol. 8: Dogma. — Vladimir-Volyn diocese]. Tserkovno-nauchnyi tsentr Russkoi Pravoslavnoi tserkvi "Pravoslavnaia entsiklopediia" [Church-Research Center of the Russian Orthodox Church "Orthodox Encyclopedia"]. 2013, 752 p.

6. Ushinskii K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical works]. Moscow, Publishing house of Academy of Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, 1945.

С

ОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

УДК 37.015.31 О. Н. Сусакова

Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы

В статье рассматриваются проблемы современного образования, связанные с задачами формирования высокой коммуникативной компетентности школьников. Определяются возможности средней школы в укреплении и развитии коммуникативной культуры учащихся, выявляются педагогические условия данного процесса.

Формирование коммуникативной компетентности подрастающих поколений — насущная задача обеспечения прогрессивного развития культуры нашего общества. Коммуникативная компетентность человека должна формироваться, начиная с самых ранних лет, и особое внимание к её созиданию необходимо уделять в школе. При формировании коммуникативной компетентности школьников и педагогов, работающих с ними, исключительно важны повышение их общей культуры, эрудиции, нравственное воспитание. Культурно-образовательная среда учебных заведений — это тот механизм, который

СУСАКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА — кандидат педагогических наук, начальник Северного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы

SUSAKOVA OLGA NIKÜLAIEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Head of the Northern District Board of Education of Department of Education of Moscow

e-mail: oniks-plus@bk.ru. © Сусакова О. Н., 2015

может быть эффективно использован для выработки коммуникативной компетентности учащихся. Автор доказывает, что эффективное формирование коммуникативной компетентности школьников требует интеграции всех уровней образования и ориентации на нравственные ценности и нормы культуры.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, средняя школа, культура, образование.

O. N. Susakova

Northern District Board of Education of Department of Education of Moscow, Government of Moscow City, Krasnoarmeyskaya str., 15, Moscow, Russian Federation, 125167

MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF SCHOOL CHILDREN: CULTURAL APPROACH

The article considers the problems of modern education, related to the problems of forming communicative competence of students. Identifies opportunities for secondary school in the strengthening and development of the communicative culture of students identified pedagogical conditions of this process. The formation of communicative competence of the younger generations is a vital task of ensuring the progressive development of the culture of our society. Communicative competence of a person should be formed starting from an early age, and special attention to its creation should be given in the school, and the formation of communicative competence of students and teachers working with them, it is particularly important to improve their General culture, erudition, moral education. Cultural and educational environment of educational institutions is the mechanism that can also be effectively used for the development of communicative competence of students. The author proves that the effective formation of the communicative competence of pupils requires integration of all levels of education and orientation on moral values and norms of culture. Keywords: communicative competence, school, culture, education.

В современных условиях процессы модернизации и совершенствования образования с неизбежностью связываются с наиболее мощными социокультурными трендами, характерными для последних десятилетий — трендами наращивания темпов трансформации культуры под влиянием новых информационных технологий.

Все аспекты жизни общества подчинены ускоряющемуся развитию информатизации, появлению все более и более разнообразных способов трансляции и представления знаний, информации, укрепления сетевой коммуникации и интернет-досуга.

фактически, информация, в её компьютерной и сетевой форме, стала основой современного образования, культуры и искусства, и ценности нового времени стихийно основываются на скорости, доступности, лёгкости приобщения к новым сведениям и впечатлениям. Но при этом и коммуникация современно-

го человека становится более стереотипной и поверхностной.

Подрастающие поколения с первых лет своей жизни сталкиваются с компьютерной техникой, и даже дети младшего школьного возраста больше времени проводят за компьютерными играми и обменом сообщениями в социальных сетях, чем за настоящим живым общением. Естественно, новые компьютерные технологии обеспечили большую оперативность коммуникации, безусловно, упростили взаимодействие между людьми, но приобщение к культуре с их помощью потеряло свою непосредственность, и современная культура постепенно становится алгоритмизированным обменом стереотипными реакциями, а не живым ростом и многомерным развитием.

Ценности современной культуры могут и должны распространяться при помощи современных компьютерных технологий, но важно, чтобы их содержательной основой остава-

лись традиционные нормы, общечеловеческие нравственные приоритеты, которые способны быть фундаментом гуманистической культуры вне зависимости от технологической базы общества, в котором они распространяются [3].

В обществе все взаимосвязано. Культура влияет на образование, а образование формирует культуру, поэтому можно сказать, что в ситуации крепнущих всеобщих взаимосвязей любое целенаправленное влияние получит многократное опосредованное отражение, способное нелинейно повлиять на дальнейшие пути развития культуры и общества. наблюдаемые процессы глобализации и примитивизации культуры, насаждения ценностей потребления должны быть компенсированы гуманистическим, цивилизационным влиянием, основанным на общечеловеческих ценностях и синтезе того наследия, которое позволяет расти и развиваться миру культуры и образования.

при исключительно интенсивном развитии в современном мире информационно-коммуникационных технологий общение, парадоксальным образом, не приобретает разнообразия форм и не способствует распространению в обществе ни научных знаний, ни произведений высокого искусства. фактически, такие современные коммуникативные технологии, как социальные сети и интернет-СМИ, односторонне насаждают тот контент, который направлен на формирование простейших интересов и жизненных приоритетов, связанных с регулированием потребительского поведения, что является плодом усилий армии специалистов по маркетинговым технологиям, переводящим в экономическую плоскость любой деятельностный импульс.

Поэтому современному человеку, стремящемуся быть не придатком чужих хозяйственных целей, а личностью и субъектом культуры, особенно важно развивать свои способности, осознанно и целенаправленно искать и усваивать информацию, развиваться по индивидуальной траектории, находить общение с представителями той среды, которая дейст-

вительно может быть полезной для культурного и интеллектуального становления индивида [4].

В условиях переизбытка внешних коммуникационных источников, избирательное и направленное общение, общение в русле высоких ценностей культуры и гуманизма должно стать залогом индивидуализированного инновационного образования, формирующего гражданина, компетентного профессионала и субъекта культуры. От коммуникативной компетентности человека зависит не только его будущее как социального субъекта, но и будущее его культурной и социальной среды и всего государства в целом. Поэтому коммуникативная компетентность человека должна формироваться, начиная с самых ранних лет, и особое внимание к её созиданию необходимо уделять в школе.

Составитель Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Стандарты второго поколения) Е. С. Савинов пишет: «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми...» [7, с. 89]. Подобные же позиции отражены и в стандартах высшей школы.

но формирование коммуникативной компетентности невозможно обеспечить, начиная данную работу только в школе, — уже к поступлению в первый класс ребёнок имеет значительный опыт общения, который зачастую противоречит целям выработки эффективной, развивающей коммуникативной компетентности. Упустить дошкольный возраст — значит заметно снизить возможности коммуникативного развития ребёнка в школе, что по нарастающей скажется и на более высоких уровнях образовательной системы, в итоге приведя к неспособности выросшего человека целесо-

образно и избирательно общаться, находить знания и руководствоваться нравственными ценностями в общении. Поэтому необходимо отметить, что именно на этапе дошкольного воспитания важно начинать планомерные действия по формированию коммуникативной компетентности ребёнка [8].

В педагогической среде детского дошкольного учреждения могут результативно применяться многочисленные средства, стимулирующие коммуникативное развитие ребёнка в русле выстраивания будущей коммуникативной компетентности. Такими средствами являются многочисленные специально спроектированные игры, эстетически организованная среда, приобщение ребёнка к искусству через общение и в общении. Именно в дошкольном возрасте наиболее плодотворно можно заложить основы высококультурной, интеллигентной коммуникации, ориентированной не на бесцельное проведение времени, но на саморазвитие и обогащение внутреннего мира личности. Психика ребёнка пластична, но мера её ригидности возрастает по стреле времени [2], в связи с чем максимально раннее приобщение к ценностям литературного языка, взаимоуважения с собеседниками, интересного и нужного содержания коммуникации является краеугольным камнем всего процесса формирования коммуникативной компетентности.

В средней школе проблема формирования коммуникативной компетентности не должна концентрироваться только лишь исключительно в сфере дисциплин филологического цикла. Не только русский (родной) язык и литература способствуют становлению норм и ценностей коммуникации: каждый учитель-предметник должен показывать пример ценностно-ориентированного общения, построенного с учётом высоких норм культуры. Поэтому в средней школе особенно важна работа по повышению квалификации педагогов, которые должны усвоить устойчивые алгоритмы поведения в сложных коммуникативных ситуациях, познавательных для школьников.

технология коммуникативного развития школьников должна учитывать возрастные особенности каждой группы, личностно-пси-хологическую специфику учащихся и задачи каждого конкретного этапа процесса коммуникативного развития. Наиболее эффективна та педагогическая система, которая построена именно по технологическому принципу, включающему постановку целей и задач, прописанный алгоритм их достижения, гибкий выбор средств, возможности промежуточной оценки эффективности её применения. Фактически, речь идёт о выходе на новые уровни педагогической культуры учителей, которым поручается данный аспект единства образования и воспитания. Обеспечить это возможно посредством тренингов, включающих разборы разнообразных коммуникативных ситуаций и демонстрации всего спектра коммуникативного поведения участников.

Современный человек сталкивается с исключительно многогранными и непростыми коммуникативными ситуациями. Коммуникативная ситуация — это «конкретная ситуация общения, в которую входят партнёры по коммуникации. Коммуникативная ситуация определяет речевое поведение, способы реализации коммуникативной интенции, является неречевым компонентом процесса общения...» [1].

Особенно сложны коммуникативные ситуации при взаимодействии представителей разных культур и народов. И в наши дни интенсивность таких коммуникативных ситуаций будет только нарастать. Поэтому в арсенал средств и навыков коммуникативной компетентности необходимо включать этнокультурный компонент, востребованность которого очевидна в наши дни и, безусловно, не потеряет своей значимости в обозримом будущем [6, 9].

При формировании коммуникативной компетентности школьников и педагогов, работающих с ними, исключительно важны повышение их общей культуры, эрудиции, нравственное воспитание. Хорошим подспорьем в этом процессе могут стать просветительство,

применение таких хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, как лектории и мастер-классы для педагогов. Современные информационные технологии образования также содержат в себе достаточный потенциал для применения их в деле формирования коммуникативной культуры — это хорошее средство распространения педагогических средств на широкую аудиторию и с минимальными затратами материальных и временных ресурсов. уже сейчас в Интернете созданы педагогические порталы, на которых размещаются эффективные методические материалы и свидетельства прогрессивного опыта в данной сфере, например «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru/). Важна и полезна более активная работа с родителями, которые могут оказать заметную поддержку школе в деле коммуникативного развития школьников, а воспитующая среда школы помогает «переключать» детей с аутичных компьютерных игр на живое, непосредственное общение со сверстниками и со старшими.

Система дополнительного образования детей также может внести посильный вклад в формирование коммуникативной компетентности подрастающих поколений. В Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р, указывается, что необходимо «укрепление социальной стабильности общества за счёт сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механиз-

мов межпоколенческой и межкультурной коммуникации» [5, с. 23].

Педагогическая среда высшей школы, органично продолжающая среднюю, также должна дополнять наработки среднего и дополнительного образования, создавая особую атмосферу академической, профессионально ориентированной культуры общения, более высокой, чем современный человек привык встречать в быту. Принято считать, что в высшей школе обучение доминирует над воспитанием, но это далеко не так. Воспитание в высшей школе исключительно важно, и оно интегрировано в её педагогический процесс, но при этом оно, конечно же, не столь институционально, как в средней школе. Поэтому культурно-образовательная среда высших учебных заведений — это тот механизм, который также может быть эффективно использован для выработки коммуникативной компетентности учащихся.

Как можно убедиться, формирование коммуникативной компетентности подрастающих поколений — насущная задача обеспечения прогрессивного развития культуры нашего общества. В социуме, слагаемом людьми, которые имеют примитивные навыки общения и низкую коммуникативную культуру, невозможны ни рост экономики, ни социальная стабильность, ни инновации в технологиях. Поэтому поиск и нахождение способов продуктивной выработки коммуникативной компетентности в образовательных системах всех уровней — необходимый залог успешных образовательных реформ.

Примечания

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Москва : ИКАР, 2009 . 448 с.

2. Асмолов В. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Москва : Смысл, Академия, 2002. 416 с.

3. Гапоненко А. А., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. Москва : Экс-мо, 2008. 400 с.

4. Инновационные векторы современного образования : сборник трудов по материалам научно-методической конференции / сост. И. И. Гуляк, Н. Г. Гузынин. Ставрополь : АГРУС, 2012. 136 с.

5. Концепция развития дополнительного образования детей : утверждена распоряжением Правительства Российской федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

6. Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность / под ред. В. И. Кабрина. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2002. 262 с.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. Москва : Просвещение, 2012. 223 с.

8. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением // Юность. 1985. № 9. С. 107—112.

9. Толерантность и коммуникация : коллективная монография / под ред. Г. И. Петровой. Томск : Дельтаплан, 2002. 178 с.

References

1. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyi slovaf metodicheskikh terminov i poniatii [Teaching new vocabulary terms and concepts]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p.

2. Asmolov V. G. Psikhologiia lichnosti: Printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza [Personality Psychology: Principles of general psychological analysis]. Moscow, Akademiia Publ. [Academy Publ.], 2002. 416 p.

3. Gaponenko A. L., Orlova T. M. Upravlenie znaniiami. Kak prevratif znaniia v kapital [Knowledge Management. How to turn knowledge into capital]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 400 p.

4. Guliak I. I., Guzynin N. G., compilers Innovatsionnye vektory sovremennogo obrazovaniia [Innovative vectors of modern education]. Stavropol', AGRUS Publ., 2012. 136 p.

5. The concept of additional education of children: approved by the Federal Government on September 4, 2014 № 1726-p. (In Russian, unpublished).

6. Kabrin V. I., ed. Lichnosf v paradigmakh i metaforakh: mentalnost — kommunikatsiia — tolerantnost [Personality in paradigms and metaphors: mentality — communication — tolerance]. Tomsk, Publishing house of Tomsk State University, 2002. 262 p.

7. Savinov E. S. Primernaia osnovnaia obrazovatelnaia programma obrazovatelnogo uchrezhdeniia. NachaPnaia shkola [Approximate basic educational program of educational institutions. Elementary School]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 2012. 223 p.

8. Soloveichik S. L. Uchenie s uvlecheniem [Teaching with passion]. Junost [Youth]. 1985, No. 9, pp. 107—112.

9. Petrova G. I., ed. Tolerantnost i kommunikatsiia [Tolerance and communication]. Tomsk, Del'taplan Publ. [Hang-glider Publ.], 2002. 178 p.

(Педагогическая модель формирования

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

УДК 37.015.31:78.05 С. А . Кролик

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье представлена авторская модель формирования нравственно-этических качеств подростков в процессе восприятия музыки, которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс. Модель состоит из четырёх блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального и диагностико-результативного. Рассматриваются составные части каждого блока.

Целевой блок включает социальный заказ, цель и задачи. В организационно-содержательный блок входят принципы, средства, виды деятельности, содержание, формы. В функциональном блоке представлены функции деятельности по формированию нравст-

КРОЛИК СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — аспирант кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

KROLIK SERGEI ALEKSANDROVICH — doctoral student of Department of social and cultural communication 135

and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR

Derzhavin

e-mail: sergei_ krolik@mail.ru ©Кролик С. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.