Идеи Яна Амоса Коменского и современное образование
УДК 37.034 ББК Ч400.51
АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ Я.А. КОМЕНСКОГО О ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Л.Н. Овинова, Е.Г. Шрайбер
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Признание приоритетной задачей государства в области образования молодого поколения именно воспитание, в высшей школе в том числе, а также осознание необходимости уделять внимание воспитанию нравственности, как направлению, являющемуся основой (базисом) всего комплексного воспитательного воздействия на личность студента, явились причиной для обращения к педагогическому наследию великого чешского мыслителя Яна Амоса Коменского, который призывал развивать «благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями». Цель статьи заключается в изучении воспитательной теории Коменского на предмет актуальности реализации его идей о воспитании вообще и воспитании нравственности в частности в современных образовательных условиях. Для достижения поставленной цели были использованы метод анализа основных педагогических трудов Коменского, анализ законодательных документов в сфере высшего образования РФ, элементы системного анализа образовательного процесса, направленного на воспитание нравственности студентов. В результате авторами подтверждена актуальность воспитания нравственности студентов на протяжении нескольких веков, которое является высшей по значимости задачей государства в области образования подрастающего поколения в наши дни. Приведены примеры разработанных авторами технологий воспитания нравственности и нравственных качеств личности студентов в рамках воспитательной системы кафедры. Проведенный анализ, обоснованность актуальности наследия Коменского в области воспитания нравственности и приведенные авторами примеры технологий воспитания студентов могут стать научно-методическим основанием для работы педагогов и наставников, участвующих в реализации воспитательных концепций вуза и государства.
Ключевые слова: добродетели, воспитание, высшая школа, нравственность, совесть, справедливость.
Великий чешский педагог Ян Амос Ко-менский (1592-1670) прославился своими передовыми идеями о преобразовании педагогической системы, которые актуальны и по сей день. Введение таких дидактических новаций как всеобщее обучение, понятие школьного года, классно-урочная система, дидактические принципы природосообразности, наглядности, последовательности, посильности и другие до сих пор служат прочной основой для образования детей и юношества.
Первоосновы организации воспитания молодого поколения, по мнению автора «Великой дидактики» [6], и сегодня являются важнейшей задачей деятельности государства и определяют стратегические перспективы его развития. В наши дни в одном из осново-
полагающих документов об образовании -Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года - образование признается «сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов...» [9]. Перед системой образования РФ сегодня ставятся цели и задачи воспитать «патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Более того, Проект Министерства Образования Науки РФ «Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025 гг.)»
декларирует, что «идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале» [15]. Актуальность воспитания студенческой молодежи в духе высокой нравственности находит свое отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Об этом свидетельствуют формулировки общекультурных компетенций (ОК), заявленные в качестве требований к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) соответствующего направления подготовки. Например, «...способность понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, обладание нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц, требовательностью к соблюдению правил этического поведения» [18].
Таким образом, одной из приоритетных задач образования и высшего профессионального образования, в том числе в современном обществе является воспитание личности, «обладающей высокой нравственностью» и «высокими нравственными принципами».
Если внимательно проанализировать идеи Коменского, изложенные в «Великой дидактике», можно увидеть, что автор, находясь на вершине своих творческих изысканий в области педагогики, системно, последовательно и всесторонне представляет многомерное явление именно воспитания, которое должно готовить юношество к будущему своему саморазвитию и самосовершенствованию.
Теория воспитания Я.А. Коменского представляет собой систему, основанную на гуманистических идеях всеобщего общечеловеческого воспитания, цель которой - воспитание целостной всесторонней личности. Я.А. Ко-менский в своей воспитательной системе провозглашает идею целостного развития личности, объединяя разум, волю и совесть, «так как они составляют единую душу, так не следует разрывать и три украшения души: образование, добродетель и благочестие». Необходимость воспитания подрастающего поколения наряду с обучением Коменский сформулировал в следующих строках «Великой Дидактики»: «Рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бес-
смысленными зверями, не неподвижными чурбанами» [6].
Другими словами, в образованности человека, по мнению Коменского, сосредоточиваются обученность и воспитанность в их неразрывном единстве, что актуально для педагогики и сегодня. Воспитание в целостном образовательном процессе в высшей школе играет не менее важную роль, чем обучение для достижения главного результата - образованности личности [14].
Если мы обратимся к истории, то убедимся в том, что отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует, что на всех этапах развития российского образования именно проблемам воспитания придавалось значение «вопросов жизни».
Классик отечественной педагогики, П.Ф. Каптерев, отождествлял педагогический процесс и воспитание: «Сущность воспитания и образования может быть определена так: педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности.» [5]. По замыслу П.Ф. Каптерева, общеобразовательный курс школы был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина.
К.Д. Ушинский понимал идею целостности образовательного процесса как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, от комбинации которых более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании [17].
По мнению В.В. Зеньковского «задачи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения». При этом он полагал, что педагогические приоритеты должны расставляться в соответствии с приоритетами развития души ребенка: «В школе должна иметь место иерархия задач, которая должна соответствовать иерархии в строении души: из побочной и дополнительной темы в школьной жизни воспитательная задача должна занять в ней главное место» [11].
К сожалению, в педагогической практике часто не только отделяют воспитание от обучения, но даже и в рамках воспитания в узком смысле слова отделяют друг от друга отдельные области воспитания.
Проведенный анализ имеющихся в педагогике взглядов на взаимодействие воспита-
ния и обучения в целостном образовательном процессе убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностных оснований. Более того, необходимо понимание воспитания как главного труда души ученика, направленного на интериоризацию («форма усвоения, при которой определенное содержание становится не только известным человеку, но и, органически встраивается в его механизмы управления своим мышлением, чувствами, действиями» [16]) общечеловеческих ценностей.
Теория воспитания Я.А. Коменского (в своем единстве с обучением) четко представлена в качестве целостной законченной педагогической системы - «Пампедии», охватывающей всю жизнь человека, от рождения до смерти, подчеркивая тем самым непрерывность процесса воспитания, что является особенно ценным при воспитании нравственности. «Пампедия есть универсальное воспитание всего человеческого рода. У греков «педия» означает обучение и воспитание, посредством которых люди становятся культурными, а «пам» означает всеобщность. Итак, речь идет о том, чтобы обучались все, всему, всесторонне» [7]. Автор описывает трудности всестороннего образования и объясняет пути их преодоления, обращая внимание при этом на сложность человеческой натуры: «...человек самое сложное существо, требующее само по себе стольких стараний и забот во избежание своей порчи, сколько все остальные, вместе взятые», и на «еще одно могучее препятствие: примеры пагубных мнений и нравов, которые проникают также (и главным образом) в среду молодежи и уводят ее на неправедный путь [7].
Особое значение в системе целостного образования человека Я.А. Коменский придавал воспитанию нравственности. «Предусмотрительно воспитывать юношество, - по словам автора, - это значит заботиться о том, чтобы души юношества предохранялись от соблазнов мира и врожденные им семена нравственности вызывались к счастливому произрастанию чистыми и постоянными наставлениями и примерами и, наконец, их умы исполнились бы истинным познанием бога, самих себя и различных вещей». Основываясь на христианских догматах, Ян Амос Комен-ский выделяет метод нравов, указывая, что самое главное в образовании человека - вос-
питание нравственности и благочестия. Иными словами, цель воспитания: «в изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными. Это именно то, на что мы выше указали под именем нравственности и благочестия; только благодаря этому мы становимся поистине выше тварей, более близкими к самому Богу» [6].
Для этого Коменский призывает педагогов к «приятной мягкости воспитания»: «.в столь возвышенном деле (подлинном совершенствовании человека) надо избегать грубости и принудительности, вызывающей отвращение; мягкость и увлекательная приятность (насколько это возможно) возбудят добровольную охоту и энтузиазм» у подрастающего поколения [7].
Преломляя данные идеи Я.А. Коменского о «мягкости» и «приятности столь возвышенного дела» к проблеме воспитания нравственности студентов в высшей школе сегодня, считаем целесообразным осуществлять данный процесс при ненавязчивом, ненасильственном педагогическом сопровождении, которое рассматривается нами как «система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития учащегося (студента) на каждом возрастном этапе» [8].
Логично признать, что педагогическое сопровождение образовательной деятельности человека является предметом профессиональной деятельности педагогов. По мнению Г.Н. Серикова, сопровождение образовательной деятельности человека означает особую форму социального руководства ею, при этом не игнорируется и самоуправление образовательной деятельностью со стороны образующихся людей [13].
Принципами педагогического сопровождения процесса воспитания нравственности студентов, являются: опережающее (превентивное) сопровождение, опора на личностные достижения, которые реально есть у студента, признание ценности внутреннего мира студента, ориентация на предоставление студенту возможности самостоятельно делать выбор, непрерывность сопровождения, индивидуальное сопровождение, ненавязчивое сопровождение по принципу «Не навреди!».
Что касается воспитания нравственности, то в «Великой Дидактике» Коменский сфор-
мулировал «16 правил искусства развивать нравственность» [6]. В данной статье мы подробно рассмотрим через призму современности лишь некоторые из них, представляющие для нас особый интерес и изученные нами более детально, так как они направлены на развитие личностных качеств, нашедших отражения в требованиях к освоению общекультурных компетенций будущими профессионалами.
Я. А. Коменский полагает в одном из правил, что «юношеству должны быть внедряемы прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость» [6].
Коменский считал справедливость одной из главных «добродетелей». «Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность» [6]. В этике справедливость как категория, в широком смысле, означает разумность общественной жизни; она совпадает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, является основной добродетелью социальных институтов [19].
Специфика справедливости связана с соблюдением меры объективности, беспристрастности при оценке не только поступков других людей, различных общественных фактов, но и при оценке собственного поведения. Чувство справедливости всегда направлено на поиск и обоснование этически удовлетворительного решения в ситуациях морального выбора. Справедливость требует от человека неуклонного стремления к борьбе с неправдой, бездушием, несправедливостью. Чувство справедливости проявляется в любви к истине и независимости. Развитое чувство справедливости определяет нравственную зрелость человека [2, 12, 21].
Я.А. Коменский выделяет три составляющих души, три ее способности: разум, волю и совесть. Совесть - как благочестие, как устремление к Богу. Совесть - как внутренний нравственный закон человека, мерило его духовности и соответствия высшему идеалу. Совесть позволяет человеку самому оценить свои мысли и деяния, независимо от мнения общества, от норм и правил, принятых в социуме. Совесть является еще одним показателем нравственной зрелости и развитой духовности наряду с чувством справедливости, являющейся основой, стержнем личности,
воспитанной в духе высокой нравственности
[1-4, 21].
Воспитание чувства совести и справедливости у подрастающего поколения в рамках высшего образования, крайне важно еще и потому, что они жизненно необходимы будущим специалистам для осуществления своих профессиональных компетенций. Воспитание совести и справедливости в вузе является особенно ценным для представителей профессий «человек-человек» (юрист, педагог, врач и др.), где в силу профессиональной направленности человеку приходится сталкиваться с ситуациями морального выбора, и требуется его объективность, независимость, стремление к истине и мужество в принятии решений.
Следовательно, для подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе помимо передачи профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо уделять внимание и воспитанию личностных качеств будущих специалистов, таких как совесть, справедливость, любовь к ближнему, трудолюбие, честность и т. д. Эти качества, с методической точки зрения, необходимо воспитывать посредством специально разработанных воспитательных систем, в которых должным образом отобраны содержание, методы и формы организации воспитательного процесса, направленного на достижение поставленной цели воспитания, разработаны соответствующие методические материалы, определены эффективные педагогические условия. Как правило, согласно методическому замыслу, данная система воспитания нравственных качеств реализуется в три этапа. На первом этапе студентам предоставляется необходимая теоретическая информация о нравственных качествах личности, их важности для человека вообще и для профессионала, в частности. На втором этапе - необходимо создать условия для того, чтобы у студента сформировалось определенное (положительное) отношение к воспитываемым качествам личности через обсуждение, высказывания, обмен мнениями в рамках разбираемых на занятиях различных ситуаций (метод кейс-стади), содержащих в своей основе воспитываемые качества, но пока в теории. На третьем этапе - задача педагогов предоставить возможность проявиться действиям и поступкам студента на практике (в рамках ролевых или деловых игр, например) в соответствии со своими знаниями и убеждениями [20].
Помимо этого, хотелось бы отметить необходимость и целесообразность воспитания данных «добродетелей» именно в «возрасте возмужалости» (18-24 лет) [6], когда у подрастающего поколения идет становление самосознания и формирования образа «Я» в контексте его взаимодействия с социальным окружением. Исходя из того, что центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания, у студентов формируется целенаправленное регулирование его отношений к себе, к окружающей среде и к своей деятельности. Именно в юности происходит становление социально значимых свойств личности, проявляется способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе, способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. Следовательно, можно утверждать, соглашаясь с Я.А. Коменским, что данный возраст является благоприятным для дальнейшего развития нравственных «добродетелей».
Следующее правило искусства воспитывать нравственность Я.А. Коменского заключается в «благородном прямодушии, которое достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений» [6].
По нашему мнению, данное правило проецируется на такие формы организации процесса воспитания нравственности студентов как встречи с интересными людьми, участие в волонтерском движении. Обладая исключительно гармоничным сочетанием просветительного и воспитательного влияния на студентов, встречи с интересными людьми расширяют кругозор, удовлетворяют потребность в общении, обогащают новыми сведениями, приносят эмоциональное удовлетворение, выступают в качестве жизненного примера для подражания, иногда идеала, в том числе и нравственного.
Привлекательность встреч заключается в том, что ее объект - это источник необычных новостей, которые окрашены личным отношением к ним человека. От кого бы не поступала информация - представителя искусства, «бывалого» человека, участника необычной экспедиции или путешественника, журналиста, юриста, священника и т. д. - она всегда уникальна, достоверна, неповторима и познавательна. В рамках работы «Клуба любителей немецкого языка» на кафедре иностранных
языков ЮУрГУ проходят ежегодные Рождественские встречи с настоятелем католического костела г. Челябинска отцом Вильгельмом. Беседы с настоятелем содействуют осознанию студентами всеобъемлющего характера общечеловеческих ценностей, норм морали и нравственности, независимо от нации и языка.
Кроме того, кафедра иностранных языков ЮУрГУ в рамках работы «Клуба любителей немецкого языка» организует встречи с представителями политических партий Германии, общественными деятелями, бизнесменами, грантополучателями. Проведение данных встреч, пресс-конференций предоставляет студентам материал для оценки нравственных принципов, позиций в профессиональной сфере героев этих встреч, так как студенты выбирают для себя жизненный идеал для будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими нравственными установками. При проведении встреч с интересными людьми с целью воспитания нравственности студентов можно утверждать о претворении в жизнь такого правила искусства воспитания нравственности Я.А. Коменского как «Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей» [6].
Я.А. Коменский утверждал, что «привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом» [6]. В качестве такого «серьезного дела» для воспитания нравственности студентов нами рассматривается участие в волонтерском движении [10] .
Волонтерское движение основывается на одном общем принципе - помогать людям. Волонтеры - это люди, которые добровольно готовы потратить свое свободное время и силы на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова волонтер является слово «доброволец». Общее, что объединяет волонтеров - добровольность (деньги не являются основным мотивом работы).
Волонтерское движение предоставляет своим участникам возможность провести досуг с пользой для других, а это предполагает проявление определенных нравственных качеств. Таким образом, волонтерское движение - это возможность проявить свою нравственность.
Для участников волонтерского движения свойственна внутренняя психологическая по-
требность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности, например: проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр; распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде); первичное консультирование и сопровождение; подготовка других волонтерских команд и участников; работа с закрытыми группами (наркозависимые, военнослужащие, дворовые тусовки); творческая деятельность (разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов); сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных; экспертная деятельность по оценке качества услуг.
Студенты нашего университета участвуют в таких направлениях волонтерского движения как: сопровождение иностранных делегаций, прибывших на различные мероприятия (соревнования, симпозиумы, конференции); оказание помощи онкобольным; первичная консультация по экономическим и социальным вопросам; сотрудничество с приютом для домашних животных, в различных социальных акциях, например: «Поможем ветеранам», «Теплый детский дом».
В ходе проведения данных акций студенты имеют возможность в свободное время посещать тяжелобольных ветеранов Великой Отечественной войны, оказывая им посильную помощь; приезжать в детский приют, чтобы пообщаться с ребятами, там проживающими. Участие в данных социальных акциях требует напряженного душевного труда. Студентам-участникам таких акций приходится разделять физические и духовные переживания ветеранов, страдающих неизлечимыми болезнями, детей-сирот, ищущих внимания и заботы окружающих. Отрадно, что для некоторых студентов участие в данных социальных акциях - зов души, посещение хосписа и детского дома становится для студентов нравственной потребностью.
Участие студентов в волонтерском движении, в различных социальных акциях предоставляет студентам возможность проявить свои нравственные качества в реальных жизненных ситуациях, как писал Я.А. Коменский «готовность услужить другим и охоту к этому» [6].
Таким образом, рассмотрение педагогических идей о воспитании нравственности
молодого поколения прародителя современной образовательной системы Я.А. Коменского совершенно оправданно и продуктивно с точки зрения обращения к исторической памяти общества, с одной стороны, и практики рачительного использования опыта человеческой деятельности в области образования и воспитания - с другой. Идеи, опыт и авторитет известного в педагогическом мире Я.А. Коменского являются важнейшими и действительно актуальными в контексте данной проблематики до сих пор, и не могут остаться невостребованными педагогическими работниками.
Литература
1. Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В.И. Бакштановский. - М. : 1983. - 224 с.
2. Бербешкина, З.А. Совесть как этическая категория: моногр. / З.А. Бербешкина. -М. : Высш. шк., 1986. - 103 с.
3. Гусейнов, А.А. О совести / А.А. Гусейнов // Человек. - 1995. - № 4. - С. 108-112.
4. Дробницкий, О.Г. Моральная философия: избр. тр. / О.Г. Дробницкий. - М. : Гар-дарики, 2002. - 520 с.
5. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. -М. : Педагогика, 1982. - 704 с.
6. Коменский, Я.А. Великая Дидактика / Я.А. Коменский. - http://jorigami.ru/ PPcorner/Classics/Komensky/KomenskyYanA mos_Velikaya_didakt_izbr.htm.
7. Коменский, Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих / Я.А. Коменский. - http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/ z0000054/st020.shtml.
8. Михеева, Е.В. Педагогическое сопровождение становления экологической субкультуры детей / Е.В. Михеева //Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. / под ред. проф. О.И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - Вып. 8. - С. 252-260.
9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025. - http:// sinncom.ru/content/reform/index5.htm.
10. Овинова, Л.Н. Воспитание нравственности студентов в образовательно-досу-говом процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Л.Н. Овинова. - Челябинск, 2010. - 26 с.
11. Педагогическое наследие русского зарубежья. - М., 1993. - 288 c.
12. Попов, Л.А. Этика: курс лекций / Л.А. Попов. - М. : Центр, 1998. - 160 с.
13. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.
14. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.
15. Стратегия развития воспитания в российской федерации на период до 2025 года. - http://www.google.ru/url?url=http://www. edu.ru/files/discussion/v14_01_15. doc&rct=j&q =&esrc =s&sa=U&ei=JEGVerII6H6ywPTiICQ Dw&ved=0CBgQFjAB&sig2=gmcCt7Xe29w4qC kbA8bD-g&usg=AFQjCNE5pIpVLyiweh5Qxm OplQiAO-m32w.
16. Титаренко, А.И. Нравственные проблемы развития личности / А.И. Титаренко. -М. : Изд-во МГУ, 1982. - 144 c.
17. Ушинский, К.Д. Три элемента шко-
лы / К.Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. - М.: 1989-1990. - 527 с.
18. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). -http://www.fgosvo.ru/.
19. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
20. Шрайбер, Е.Г. Методические рекомендации по воспитанию профессионально значимых личностных качеств будущих юристов на занятиях по английскому языку / Е.Г. Шрайбер. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2009. - 74 с.
21. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике / Ю.А. Шрейдер. - М. : Моск. ин-т развития образоват. системы, 1994. - 134 с.
Овинова Лада Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Шрайбер Елена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 23 апреля 2015 г.
RELEVANCE OF KOMENSKY'S IDEAS
OF MORAL DEVELOPMENT FOR MODERN SOCIETY
L.N. Ovinova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected], E.G. Shraiber, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The priority of students' moral development in modern society as a chief RF government's task in the sphere of education as well as the foundation of the complex educational influence upon the student's personality result in a call for Ja.A. Komensky's pedagogical heritage who enunciated universal education and moral development to be the vital part of it. The subject of the article is to study Komensky's ideas of moral development and to prove their relevance for the high school today. The method of analysis is used as a chief one. As a result, the relevance of students' moral development for modern educational system is justified with the help of basic Komensky's views and ideas of mores and good nature development. Excerpts of devised educational technologies aimed at moral development as a part of the whole educational process at university are presented. The study can be useful for high school teachers and tutors to implement the ideas of students' moral development as in-class and out-of-class work within the comprehensive university educational conception.
Keywords: Jan Amos Komensky (John Amos Comenius), virtues, education, high school, moral development, conscience, fairness.
References
1. Bakshtanovskiy V.I. Moral'nyy vybor lichnosti: al'ternativy i resheniya [Moral Choice of the Personality: alternatives and solutions]. Moscow, 1983. 224 p.
2. Berbeshkina Z.A. Sovest' kak eticheskaya kategoriya [Conscience as an Ethical Category]. Moscow, Vyssh. Shkola Publ., 1986. 103 p.
3. Guseynov A.A. [On Conscience].Man, 1995, no. 4, pp. 108-112. (in Russ.)
4. Drobnitskiy O.G. Moral'naya filosofiya [Moral Philosophy]. Moscow, Gardariki Publ., 2002. 520 p.
5. Kapterev P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 704 p.
6. Komenskiy Ya.A. Velikaya Didaktika [The Great Didactic]. Available at: http://jorigami.ru/ PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm (accessed 25.05.2015).
7. Komenskiy Ya.A. Vseobshhiy sovet ob ispravlenii del chelovecheskih [General Consultation on an Improvement of All Things Human]. Available at: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/ st020.shtml (accessed 25.05.2015).
8. Miheeva E.V. [Pedagogical Assistance in Children's Ecological Subculture Development]. Pedagogika i zhizn': mezhdunarodnyy sbornik nauchnyh trudov [Pedagogics and Life: International Scientific Collected Papers]. Voronezh, VGPU Publ., 2008, iss. 8, pp. 252-260. (in Russ.)
9. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federacii do 2025 goda. [National Doctrine of Education in the Russian Federation up to 2025 Year]. Available at: http://sinncom.ru/content/reform/ index5.htm (accessed 25.05.2015).
10. Ovinova L.N. Vospitanie nravstvennosti studentov v obrazovatel'no-dosugovom protsesse. Avtoref. kand. diss. [Development of Students' Morality in Education and Leisure Process. Abstract of Cand. Diss.]. Chelyabinsk, 2010. 26 p.
11. Pedagogicheskoe nasledie russkogo zarubezh'ya [Pedagogical Heritage of Russian Émigré Community]. Moscow, 1993. 288 p.
12. Popov L.A. Etika: kurs lektsiy [Ethics: a Course of Lectures]. Moscow, Centr Publ., 1998. 160 p.
13. Serikov G.N. Pedagogika. Kniga 1: Ob"ekt issledovaniy [Pedagogics. Book 1: The Object of Research]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 440 p.
14. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Development of Man]. Moscow, Mnemozina, 2002. 416 p.
15. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda [The Strategy of Upbringing Development in the Russian Federation up to 2025 Year]. Available at: http://www. google.ru/url?url=http://www.edu.ru/files/discussion/v14_01_15.doc&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=_fE GVerII6H6ywPTiICQDw&ved=0CBgQFjAB&sig2=gmcCt7Xe29w4qCkbA8bD-g&usg=AFQjCNE5 pIpVLyiweh5QxmOplQiAO-m32w (accessed 25.05.2015).
16. Titarenko A.I. Nravstvennye problemy razvitiya lichnosti [Moral Problems of Personality Development]. Moscow, MGU Publ., 1982. 144 p.
17. Ushinskiy K.D. Tri elementa shkoly [Three Elements of School]. Moscow, 1989-1990. 527 p.
18. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovanija (FGOS VPO). [Federal State Educational Standards of Higher Vocational Education]. Available at: http://www.fgosvo.ru/ (accessed 25.05.2015).
19. Filosofskiy slovar' [Dictionary of Philosophy]. Moscow, Respublika Publ., 2001. 719 p.
20. Shrayber E.G. Metodicheskie rekomendatsiipo vospitaniuprofessional'no znachimyh lichnostnyh kachestv budushchih yuristov na zanyatiyah po angliyskomu yazyku [Method Guidelines for Teachers to Bring up Professional-important Qualities of Future Lawyers at English Lessons]. Chelyabinsk, South Ural Book Publ., 2009. 74 p.
21. Shreyder Yu.A. Lektsiipo etike [Lectures on Ethics]. Moscow, MIESD Publ., 1994. 134 p.
Received 23 April 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Овинова, Л.Н. Актуальность идей Я. А. Коменского о воспитании нравственности для современной педагогики / Л.Н. Овинова, Е.Г. Шрайбер // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. -Т. 7, № 3. - С. 8-15.
Ovinova L.N., Shraiber E.G. Relevance of Ko-mensky's Ideas of Moral Development for Modern Society. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 3, pp. 8-15. (in Russ.)