Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ АРТ-ДИЗАЙНА'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ АРТ-ДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
развития / творческая способность / будущий учитель / АРТ-дизайн. / development / creativity / future teacher / ART design.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дониёрова Шахноза Эркин Кизи

в статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей будущих учителей средствами АРТ-дизайна. Показана роль элективных курсов и внеурочной деятельности в решении задач развития креативного мышления и навыков дизайн-деятельности. Авторы рассматривают художественно-творческую деятельность и профессиональную подготовку будущих учителей изобразительного искусства. Обосновывается востребованность специалистов в области художественно-эстетической образовательной среды, способных эффективно работать в новых социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF ART DESIGN

the article deals with the theoretical aspects of the problem of developing the creative abilities of future teachers by means of ART design. The role of elective courses and extracurricular activities in solving problems of developing creative thinking and skills in design activities is shown. The authors consider the artistic and creative activities and professional training of future teachers of fine arts. The demand for specialists in the field of artistic and aesthetic educational environment, who are able to work effectively in new socio-economic conditions, is substantiated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ АРТ-ДИЗАЙНА»

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ABILITIES OF FUTURE TEACHERS BY

MEANS OF ART DESIGN Doniyorova Sh.E. (Republic of Uzbekistan)

Doniyorova Shakhnoza Erkin kizi - Lecturer, FACULTY OF TECHNOLOGY, TECHNOLOGICAL EDUCATION, PHYSICS AND TECHNOLOGY EDUCATION, JIZZAKH STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER ABDULLA KODIRI, JIZZAKH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article deals with the theoretical aspects of the problem of developing the creative abilities of future teachers by means of ART design. The role of elective courses and extracurricular activities in solving problems of developing creative thinking and skills in design activities is shown. The authors consider the artistic and creative activities and professional training offuture teachers offine arts. The demand for specialists in the field of artistic and aesthetic educational environment, who are able to work effectively in new socio-economic conditions, is substantiated.

Keywords: development, creativity, future teacher, ART design.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

СРЕДСТВАМИ АРТ-ДИЗАЙНА Дониёрова Ш.Э. (Республика Узбекистан)

Дониёрова Шахноза Эркин кизи - преподаватель, технологический факультет технологического образования, физико-технологического образования, Джизакский государственный педагогический институт им. Абдуллы Кодири, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей будущих учителей средствами АРТ-дизайна. Показана роль элективных курсов и внеурочной деятельности в решении задач развития креативного мышления и навыков дизайн-деятельности. Авторы рассматривают художественно-творческую деятельность и профессиональную подготовку будущих учителей изобразительного искусства. Обосновывается востребованность специалистов в области художественно-эстетической образовательной среды, способных эффективно работать в новых социально-экономических условиях.

Ключевые слова: развития, творческая способность, будущий учитель, АРТ-дизайн.

Модернизация системы высшего педагогического образования, переход всей системы образования на новые стандарты ГОС ВО требует новых подходов к профессиональной подготовке и формированию личности будущего педагога, компетентного специалиста, творчески воплощающего эти требования в практической деятельности. Цель высшего педагогического образования - подготовка специалиста нового типа, обладающего фундаментальными научными знаниями, профессиональными компетенциями, педагогическими умениями, исследовательскими навыками.

Сегодня бакалавр направления «Педагогическое образование», профиля подготовки «Изобразительное искусство» должен быть готов к:

- формированию образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

- осуществлению профессионального самообразования и личностного роста;

- компетентностного подхода к постановке и решению исследовательских задач в области науки и образования;

- использованию в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Вместе с тем, обучающемуся необходимо осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

Программа бакалавриата строится на модульном принципе. При этом каждый модуль, охватывая целостный и ограниченный набор взаимосвязанных компетенций, состоит из базовой части, обязательной для освоения, и вариативной части, позволяющей обучающимся строить индивидуальные образовательные траектории в зависимости от профессиональных потребностей и уровня компетентности [1].

Стремительные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах нашей страны способствовали поиску новых, нестандартных решений в области художественно-педагогического образования. Овладение профессиональными компетенциями, освоение специальных дисциплин в процессе практической художественно-творческой деятельности в мастерских живописи, рисунка, декоративного искусства способствует положительной мотивации обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Созданию положительных и устойчивых познавательных интересов в области художественно-педагогического образования способствует художественно-творческая работа на пленэрной

практике. Другими словами, сегодня для формирующейся личности особую значимость приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание.

Профессиональные умения художника-педагога включают в себя широкий диапазон знаний и навыков по конкретным специальностям, которые способствуют развитию художественно-творческих способностей. В результате освоения основами всего комплекса дисциплин, будущие бакалавры смогут разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения, творчески решать композиционные, колористические и технические задания. Кроме этого, предусматриваются умения, относящиеся к профессиональному художественному мастерству, - владеть техникой живописного и графического письма, навыками художника-станковиста и т.д.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся, которая направлена на закрепление практического опыта, умений и знаний, полученных на практических занятиях в аудиториях под руководством высококвалифицированных преподавателей.

Развитие изобразительного искусства на современном этапе, поиск новых идей во многом определяется педагогами-профессионалами, выдающимися мастерами в области изобразительного искусства, сложившимися педагогическими школами, методами и технологиями обучения. Поиск инновационных решений проблемы художественного образования бакалавров является актуальным в современной педагогике.

Профессиональное становление художника-педагога (учителя изобразительного искусства) зависит от того, каким он будет, какие методы, формы работы будет использовать. Сможет ли он учесть требования не только общества, но и передовой педагогической науки, предъявляемые к школьному образованию в целом и в области изобразительного искусства в частности?

Это во многом определяется уровнем образованности, воспитанности и духовно-нравственной культуры будущего художника-педагога. Несомненно «изучение теории и практики изобразительного искусства активно способствует развитию профессионального понимания языка художественной формы, видения художественных средств выражения, а также полноценного восприятия художественных качеств произведений» [2].

Одним из успешных педагогических приемов, используемых в целях активизации мыслительной деятельности обучающихся, например, на занятиях живописью, является применение учебно-логических заданий: определить главное и второстепенное в содержании композиции картины, доказать научное положение о закономерностях композиционного решения. Для успешного ведения занятий преподавателю необходимо соблюдать и творчески реализовывать все дидактические принципы в единстве и взаимосвязи с учетом современных требований к уровню теоретической и практической подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Особенность методики изобразительного искусства в современной деятельности. Данный учебно-творческий процесс мало изучен в отечественной и зарубежной литературе. Данная методика требует высокого профессионального уровня самого художника-педагога. Аспект сотворчества требует отдельного изучения. Практика показывает, что наиболее эффективно данную форму можно использовать в период пленэрной практики. Очевидными становятся противоречия образовательного процесса.

Согласованность наблюдается в тактических приемах, в наблюдении внутренних аспектов творческого процесса. Фактор практически незаменим для профессионального становления студента.

В основе содержания подготовки бакалавра, будущего художника-педагога, прослеживается социальная, экономическая, культурная, психологическая, педагогическая составляющие. Такая подготовка имеет большое значение для успешной жизни каждого человека и разработкой ее целей, задач, подготовкой квалифицированных специалистов, научно-методическим, дидактическим обеспечением необходимо скоординировано заниматься как на местном, так и на региональном уровне.

Список литературы /References

1. Акрамова Г.Р. Научно-теоретические основы развития критического мышления учащихся. Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=127/ (дата обращения: 08.10.2021).

2. Мамуров Б.Б. Акмеологический подход к воспитанию молодого поколения в наследии предков. Педагогическое образование и наука, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.manpo.ru/manpo/publications/ped_obraz/n2016_03.pdf#page=147/ (дата обращения: 08.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.