Научная статья на тему 'Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации детей в наследии Я. А. Коменского'

Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации детей в наследии Я. А. Коменского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1809
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ / ВОСПИТАНИЕ / ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / ACTIVE LIFE / PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL ASPECTS / SCIENTIFICAL BASES / NATURE CONFORMITY / INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Татьяна Александровна

2009г. провозглашен годом молодёжи, поэтому актуально рассмотрение вопросов, связанных с воспитанием и социализацией молодёжи. Обращаясь к истории образования, в частности к классикам педагогики, мы можем найти ответы на многие вопросы. Педагогика как самостоятельная научная отрасль начинается в середине ХVII века. Её «рождение» связано с именем Я. А. Коменского. Именно он заложил и научные основы в решении проблемы взаимодействия семьи и школы. Великий педагог провозгласил: успешное воспитание молодёжи, качественная подготовка её к жизни невозможны без теснейшего взаимодействия семьи и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model interaction of family and school in children's education and socialization in heritage of Ya. A. Komensky

This 2009 year is proclaimed as the Year of Youth so there are questions of current importance which bounded with education and socialization of youth. Appealing to the history of education, in particular to the classics of pedagogics, we can find answers on many questions. Pedagogics as an independent branch of science, took its start in the middle of the XII century. Its birth is connected with name of Ya. A. Komensky. Exactly Ya. A. Komensky has formed the scientific basis in solving the problem of interaction of family and school. Great pedagogue has proclaimed: Successful education of youth, its qualitative preparation for life can't exist without interaction of family and school.

Текст научной работы на тему «Модель взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации детей в наследии Я. А. Коменского»

13. Портнов, К. П. Н. В. Никольский - последователь идей и дел Н. И. Золот-ницкого [Текст] / К. П. Портнов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 330-334.

14. Лубашов, В. А. Вопросы реформирования российского образования в материалах общепедагогической дискуссии конца 50-х гг. XIX в. [Текст] / В. А. Лубашов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 228-235.

15. Хайруллина, Э. Р. Краткий экскурс в историю технического образования в России [Текст] / Э. Р. Хайруллина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 165-171.

УДК 371.01

Татьяна Александровна Савченко

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой Социальной педагогики Северо-Восточного государственного университета, tasav07@rambler.ru, Магадан

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В НАСЛЕДИИ Я. А. КОМЕНСКОГО

Tatiana Aleksandrovna Savchenko

Сandidate ofpedagogical science, associate professor, head of the Social Pedagogics department, the North-Eastern state university, tasav07@rambler.ru, Magadan

MODEL INTERACTION OF FAMILY AND SCHOOL IN CHILDREN’S EDUCATION AND SOCIALIZATION IN HERITAGE OF YA. A. KOMENSKY

Педагогика как самостоятельная научная отрасль начинается в середине XII века. Её «рождение» связано с именем Я. А. Коменского (1592-1670 гг.). Именно он заложил и научные основы в решении проблемы взаимодействия семьи и школы. Педагог высказал исключительно важную в социальном плане мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека самого по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни, что составляет, на наш взгляд, одну из сущностных характеристик педагогики и имеет в своей основе один из её фундаментальных принципов - взаимодействие школы и семьи в воспитании и социализации учащихся, т. к. создание счастливой жизни на земле зависит от самих людей, их «силы разума». Великий педагог провозгласил тем самым: успешное воспитание молодёжи, качественная подготовка её к жизни не возможны без теснейшего взаимодействия семьи и школы.

Основное назначение незаконченного им труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» состояло в том, чтобы указать людям, как

следует готовить молодые поколения для перестройки существующего, весьма несовершенного человеческого общества [1, т. 1, с. 14, 23, 255; 2, с. 193].

Цель воспитания и образования, по определению педагога - подготовка человека к вечной загробной жизни (Я. А. Коменский, будучи философом, психологом и педагогом, дослужился до сана епископа). Человек, по его определению, есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение». При этом в своём земном существовании человек обязан быть разумным созданием. Он должен всё исследовать и давать «всему имена и всё исчислять», т. е. знать и иметь возможность понять, что находится в мире - понимать основы устройства всех вещей и мироздания в целом. Педагог сформулировал комплекс требований, предъявляемых к человеку. Ему должно: 1.знать все вещи; 2. быть владыкою всех вещей и самого себя;

3. себя и всё возводить к Богу - источнику всех вещей [1, т. 1, с. 249, 262-265; 2, с. 186].

Педагог создал принципиально новую парадигму взаимоотношений семьи и школы: они должны взаимодействовать друг с другом, не подменяя друг друга, а помогая и поддерживая друг друга. Попечение о детях есть дело родителей, на помощь им даются школьные учителя. Их взаимоотношение и взаимодействие происходит на основе главного закона мира - закона гармонии и эволюции, в основе которого лежат принципы народности, научности и религиозности. Природа не делает скачков, всё развивается постепенно. Человек способен улучшить окружающую жизнь на основе гармонии и порядка. Он также свято верует в возможность радикально изменить природу человека и мира в целом через воспитание, которое должно начинаться в раннем возрасте, «прежде чем порок овладеет душой». То, что заложено в детстве - прочно и устойчиво; в «нежном возрасте» всё легко усваивается и исправляется [1, т. 1, с. 276-278, 287-289, 407; 3, с. 173; 4, с. 21-22, 45-46, 55-56, 80-81].

Его социально-педагогические идеи и взгляды просты и понятны: для того чтобы человек стал человеком, ему необходимо воспитание; в воспитании нуждаются все люди «без исключения», т. к. оно раскрывает способности и возможности индивида, создавая тем самым главное условие для его самоутверждения и самореализации; воспитанный и образованный человек легче адаптируется в системе общественных отношений, регулирует свои отношения и взаимодействия с окружающей социоприродной средой. Им нигде не должно быть «терпимо дурное товарищество». Человек должен разумно строить свою социальную жизнь: почитать своих родителей и власть; служить народу и быть созидателем; вести себя с достоинством и святостью; понимать, где и до какого предела нужно уступать ближнему; управлять своими внутренними и внешними действиями. Для этого «никого не следует учить отдельно, но всех вместе». Этим великий педагог наносил сокрушительный (и упредительный) удар по всем педагогическим концеп-

циям и системам индивидуального (парного и т. п.) обучения и воспитания [1, т. 1, с. 285, 369; 2, с. 186; 4, с. 58].

«Человек должен быть воспитан для человечности!», - таков девиз педагогики Я. А. Коменского. Мудрым и полезным человек становится только тогда, когда цель своей жизни видит в «благополучии человеческого рода». Он разрабатывает универсальное воспитание как путь преобразования человечества. Он провозглашает основополагающие идеи: всеобщее образование народа; демократическая система образования, открытая для всех; трудовое воспитание молодёжи; приближение образования к потребностям общества; гуманистическое нравственное воспитание. Главным проводником этих идей становится школа. Образование в ней должно быть всеобщим и обязательным, на родном языке: оно будет вооружать народ знаниями, которые ему необходимы для материального и духовного благосостояния, поэтому школа должна быть «мастерской мудрости»; воспитание готовит к самостоятельной жизни и труду, поэтому школа должна быть «мастерской трудолюбия»; все образование направлено на воспитание «человека в человеке», поэтому школа должна быть «мастерской гуманности». Воспитание и образование создают людей, способных служить обществу и государству. Школа должна стать «лабораторией» подготовки гуманных людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности [2, т. 1, с. 295, 299, 404; 3, с. 174-175, 177; 4, с. 9-10].

Школы должны быть повсюду, т. к. сами родители «очень редко обладают надлежащей способностью «обучать и наставлять своих детей, не имея при этом достаточного времени. Систему школ Я. А. Коменский соотносил с четырьмя основными периодами «восходящего возраста» - младенчество, отрочество, юность, зрелость: каждому периоду - своя школа: материнская (от рождения до 6 лет); народная или школа родного языка (6-12 лет); гимназия или латинская школа (12-18 лет); университет или академия (18- 24года). Их главная задача - сделать из детей настоящих людей: воистину верующих, владеющих родным языком, искусными в работе, мудрых умом, образованными в правах и благочестивых. Дети в процессе школьного обучения должны получить реальное энциклопедическое образование, соответствующее уровню их понимания и развития. Этой схемой им были заложены и принципы преемственности и непрерывности воспитания, которые теснейшим образом взаимодействуют с принципом связи семьи и школы. В более поздних произведениях педагог говорил о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь[4, с. 25, 87-88; 2, с. 184, 193].

В основе качественной работы школы лежит организованность - дисциплина и порядок: «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (нар. поговорка); кто будет расти без дисциплины, тот состарится без добродетелей. В основе разумно организованной школы лежит «надлежащее распределение труда и покоя, или занятий, досуга и отдыха». Дисциплина должна утверждаться разумно: без возбуждения, гнева, без ненависти, «но с такой

простотой и искренностью, чтобы сам подвергшийся наказанию понимал, что наказание назначается ему для его собственного блага и вытекает из отеческого участия руководителей». За поведение нужно наказывать строже, чем за учение, ибо это не возбуждает в умах любви к наукам. Я. А. Комен-ский допускал физические наказания, конкретно оговаривая за что - богохульство, прежде всего, дерзкое отношение к родителям, взрослым, товарищам и т. п. [1, т. 1, с. 230-231, 301, 312-315, 325; 4, с. 43-46, 83; 5, с. 108-110].

Ведущей идеей его педагогики является идея природосообразности. Человек есть часть природы и имеет свою, особую - человеческую природу. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Этим провозглашался принцип активности и самодеятельности в педагогике. Природосообразное воспитание означало и природное равенство людей, обучаемость всех детей - и мальчиков, и девочек. Их права на образование равны, что не отрицает наличия у каждого индивидуальных особенностей. При-родосообразность означает приведение законов воспитания и образования человека в соответствие с законами его природы. Для того, чтобы человек стал человеком, ему необходимо воспитание. В воспитании нуждаются все люди - богатые и бедные, и все дети - и тупые, и даровитые, за исключением детей, у которых «Бог отказал в разуме». Из каждого человека выходит человек, «если его не портить». Путём правильного воспитания ребёнок делается хорошим - «это в нашей власти». Разумно организованная школа требует от педагогов усилий на пределе их возможностей [1, т. 1, с. 271, 281— 285, 292-293; 5, с. 85-88; 4, с. 15, 19-20, 27, 34, 37, 42; 3, с. 176-177].

Школы должны быть преобразованы «к лучшему»: они должны быть открыты для всех; готовить к жизни и труду; в них не должно быть насилия и принуждения; они будут «воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению»; в них будут учить всему тому, что делает человека «мудрым, добродетельным, благочестивым»; они должны учить полезным вещам «как в настоящей, так и в будущей жизни». Плохую заботу проявляет к детям тот, кто «насильно вынуждает их учиться». Школы должны стремиться к тому, чтобы «научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом». Однако «никого нельзя заставить поверить чужому свидетельству вопреки опыту собственного его ощущения. ... чем более знание опирается на ощущение, тем более оно достовернее» [1, т. 1, с. 303; 3, с. 35, 61, 65, 69, 71].

Школы должны не только учить, а и воспитывать - готовить к более важным делам. Настоящая работа состоит в изучении мудрости, которая «делает нас возвышенными, мужественными и великодушными». В человеке должны быть воспитаны «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Юношеству особенно необходимы виды мужества - «благородное прямодушие и выносливость в труде». Основанием готовности юноши к исполнению добродетели - «готовность услужить другим и охоту к этому». Поэтому «следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом, нравс-

твенность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне стали ... «мастерскими людей» [2, с. 191, 404-405; 4, с. 77-79].

Всемирно известный труд Я. А. Коменского «Великая дидактика», содержащая универсальное искусство учить всех всему (искусство учить и учиться), открывается разъяснением пользы для всех людей, сословий и социальных групп, общества и государства, церкви и т. д. Но первыми, к кому обращается педагог - родители, которые узнают, что им «ждать от своих детей». Затем следуют ученики, учителя и школы, которые овладеют искусством учения без скуки, «одурения», окриков и побоев, напрасного труда овладевать «кратко, приятно и основательно», как бы играя, всей сложностью научных и общественных знаний. В этом предисловии и сформулирован принцип взаимодействия семьи и школы, в котором заинтересованы все вышеназванные объекты и субъекты воспитания и социализации молодых поколений [1, т. 1, с. 243, 245-246; 5, с. 84].

Родители должны способствовать развитию любознательности детей и укреплять их желание учиться. В присутствии детей они с похвалой должны отзываться «об учении и учёных людях», хвалить учителей, стимулировать детей к учёбе, прежде всего, своей любовью к учителю, восхищением его учёностью, его «гуманного отношения к детям», подарками детям за их прилежание и успехи. Наконец, если они «иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком., то легко достигнут того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя» [1, т. 1, с. 241; 4, с. 61]. Уже в этом фрагменте видно, что Я. А. Коменский не мыслил успешно решать задачи воспитания только усилиями школы, без её взаимодействия с родителями: между школой и семьёй должен быть дружественный союз.

Детям необходима помощь и поддержка со стороны взрослых. Родители и учителя, прежде всего, должны «сиять перед ними примерами порядочной жизни». Родители естественно становятся для детей «источником ... разумной, нравственной и святой жизни». Эти примеры необходимо сопровождать наставлениями и правилами жизни. Дети - «это обезьяны»: они стремятся подражать хорошему и дурному без особых внешних побуждений и собственных размышлений. Поэтому следует «самым тщательным образом ... оберегать детей от сообщества испорченных людей» [1, т. 1, с. 229230, 288, 408; 4, с. 81].

Фундаментом его школьной системы является «Материнская школа» -первый в мире научно-педагогический труд для родителей по воспитанию ребенка от рождения до шести лет. Он был закончен примерно в одно и то же время с «Великой дидактикой» (1632 г.), в которой он коснулся идеи материнской школы (глава XXVIII). Книга предваряется словами, обращёнными ко всему миру: «Так как дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью». Христианское юношество - «райские растеньица» - не могут расти «наподобие дикого леса», они нуждаются в родительском попе-

чении. Человеческий образ они обретают через воспитание добродетелей -мудрости, умеренности, мужества и справедливости. Человек - существо социальное: он рождается и развивается в социуме и предназначается для жизнедеятельности в нем. Следовательно, он «продукт» этого общества и должен «подходить» этому обществу: узнать и принять его требования, нормы и правила общественной жизни. Этому следует учить с детства, развивая ум, нравственность, чувства и волю ребенка [1, т. 1, с. 201, 207, 442-447; 4, с. 27; 5, с. 148-152].

Дети для родителей должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. Родители и взрослые должны «попечительствовать» и любить детей: «...смотри не то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божию». Этим самым педагог кардинально развивал инновационную природу педагогики, обращая её к личности ребёнка и соотнося с развитием общества и его идеалом. Учить и воспитывать следует успешно, быстро, с удовольствием и основательно. Во главу угла Я. А. Коменский выносит два «золотых правила»: в обучении должны быть максимально задействованы все органы чувств; уважение к человеку начинается с уважения к ребенку [1, т. 1, с. 202-203, 218].

«Материнская школа» состоит из двенадцати глав и затрагивает все основные вопросы дошкольного воспитания: как «искусно» упражнять детей в обучении родному языку, чему и как учить ребенка, как развивать у него здоровье и силу, как приучать детей к деятельной жизни, как их упражнять в нравствен-ности и добродетелях, как формировать у них основы гражданственности. Педагог видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии всех органов чувств, обогащении представлений об окружающем мире, в развитии речи и первоначальных умений самообслуживания, совместной жизни с людьми. Человек «с первого образования тела и души должен быть создан таким, каким он должен быть в течение всей жизни» [1, т. 1, с. 209].

Воспитание подрастающих поколений Я. А. Коменский рассматривал как центральную функцию семьи, закладывающую в ребёнке личностный базис: Всё легче всего «образуется в нежном возрасте». Так же как и будущая школа, семья должна представлять «мастерскую человечности». Ребенок должен воспитываться на благо Богу и людям, поэтому он должен быть воспитан «в благочестии, добрых нравах и полезных науках» и основания «этих трех условий родители должны закладывать в первом возрасте детей». Родители не могут ограничиваться тем, что кормят и одевают ребенка, учат его говорить. Это все забота о «жилище души», тогда как главная забота должна быть о «разумной душе» ребенка. Забота о духовном развитии ребёнка должна иметь «преимущественное попечение». В целом они должны заботиться о физическом, трудовом, нравственном, умственном и гражданском воспитании ребенка [1, т. 1, с. 287-288; 5, с. 88-89, 94-95; 1, т. 1, с. 205-206, 209, 229].

«Материнская школа» - это не образовательное учреждение, а форма организации семейного воспитания. В то же время, это школа, которой раньше не было, в которой не только воспитывают, а и учат. Педагог рассматривал эту ступень воспитания как первую и важнейшую часть социальной подготовки подрастающих поколений. Она - основа для всей последующей системы социального воспитания молодежи.

Пятая глава «Материнской школы» посвящена физическому воспитанию: первая забота родителей «оберегать здоровье детей». Развитие физических и духовных сил ребенка должно идти постепенно, но первой «материнской» задачей является забота о физическом здоровье ребенка. Об этом родители должны заботиться еще до его рождения: во время беременности женщинам следует соблюдать воздержание и умеренность, «чтобы объедением и опьянением или несвоевременным постом, ...простудами ... не изнурять себя и не подрывать своих сил», чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщины, почувствовав беременность, должны соблюдать спокойствие, «воздержание и умеренность» [1, т. 1, с. 213-214, 232, 322-324].

В ней содержатся указания, не теряющие своей актуальности: даются рекомендации о питании, гигиене, одежде, режиме, кормлении малыша. Например, Я. А. Коменский резко осуждает тех матерей-женщин из аристократических кругов, которые считали зазорным кормить детей своей грудью. Уступку можно сделать в двух случаях: если мать больна или же отличается дурными качествами. Кроме здорового физиологического аспекта в этих рекомендациях присутствует идея демократизма воспитания детей, а, следовательно, и их социально-педагогическое звучание. Здоровый контакт родителей с ребёнком он ставил в основу их духовного и нравственного здоровья. Основные принципы - умеренность и целесообразность [1, т. 1, с. 214-217, 232].

Главное в семейном воспитании - взаимоотношения родителей с детьми. Родительский долг заключается в том, что они должны сделать все, чтобы «дети могли бы, выросши, стать мужами, мудро управлять своими делами, ...проводить жизнь честно и разумно». Родители создают «первое основание счастливому развитию природных дарований, старательно заботясь, чтобы с детьми не приключилось чего-либо пагубного для их жизни, здоровья, чувств, нравов». Одна их главных задач семейного воспитания состоит в защите ребенка от вредных влияний окружающей среды. Педагог предупреждает родителей о губительной вредности крепких напитков, приводя в пример спартанцев, у которых государственными законами было запрещено молодежи употреблять до 25 лет вино. Здоровый образ жизни родителей порождает радостный тип их отношений с детьми, а весёлое настроение - половина здоровья (нар. посл.). Уже в первые годы жизни ребёнку следует предоставлять свободу движениям, проявлениям активности, интереса, самостоятельности [1, т. 1, с. 218-219].

Уже в дошкольном возрасте, особенно в связи с развитием речи, следует давать начатки знаний из всех областей, которые в дальнейшем преподносит

школа. В первые шесть лет ребенок должен знать, что такое воздух, вода, огонь, земля, дождь, снег, свинец, железо, небо, луна, звезды, гора, река, долина, город, деревня и т. д. Затем его знакомят с основами оптики, астрономии, географии, истории, экономики, геометрии и т. д. [1, т. 1, с. 211-213, 220-226; 4, с. 90-92, 95].

Социально-педагогический смысл этой части педагогики Я.А. Коменс-кого усиливается в связи с тем, что знакомство детей с окружающей жизнью он связывает с воспитанием у них «политического сознания». В программу материнской школы Я. А. Коменский включал ознакомление детей с явлениями общественной жизни. В доступной для них форме им следует сообщать некоторые сведения из истории, экономики, политики. Ребёнку следует знать, что произошло сегодня, в прошлом; он должен знать, кто он по национальности, в какой стране живёт, иметь представление о различных государственных учреждениях, должностных лицах; знать, кто составляет его семью, род. Дети этого возраста еще не могут постичь смысл и сущность деятельности государственных органов, официальных лиц (консул, претор, судья и т. д.). Однако все это можно изменить, если они постепенно будут приучаться к элементам «политического разговора», постигая правила поведения, почтения и уважения представителей власти [4, с. 93].

Я. А. Коменский рассматривает основные пути развития дошкольника, особенно нравственного и гражданского сознания и поведения. Он определяет, что уже в этом возрасте закладывается прочная основа «истинной человечности». Основными её качествами выступают: умеренность; опрятность (в еде, одежде и теле); послушание, почтительность к старшим; правдивость; справедливость; благотворительность (щедрость и независт-ливость); трудолюбие (праздность - подушка сатаны), терпение, к которому особенно необходимо приучать детей этого возраста, вежливость, приветливость и достоинство. Обладая такими качествами, «мальчик легко, по примеру Христа, приобретает себе расположение у Бога и у людей». Детей этого возраста следует приучать к постоянным трудам и постоянным занятиям, отучать от болтовни, учить их разумно молчать. Детей следует готовить к деятельной жизни [1, т. 1, с. 210-211, 234-236, 238; 4, с. 93-94].

Учение о нравственности (этике) в этом возрасте должно «получить в особенности твёрдое основание», если мы хотим, писал Я. А. Коменский, чтобы добродетели «срослись бы с хорошо воспитанным юношеством». Этот штрих также свидетельствует об утверждении Я. А. Коменским, во-первых, видение проблем нравственного воспитания как сквозных и непрерывных для всех возрастов и школ, во-вторых, изначальную и фундаментальную функцию в этом вопросе он отводит семье, в-третьих, здесь им вновь обозначено необходимое взаимодействие семьи и школы в воспитании и социализации учащихся.

Познание окружающего мира он связывал с игрой ребенка: «...пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты, ... нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Игра развивает

ребенка по всем направлениям. Особо он указывал на роль игр в деле сближения ребенка со сверстниками, получения опыта социального взаимодействия с ними и т. д. Родители не только должны поощрять игру детей, а и сами принимать в них участие. Игра и труд - главные факторы развития дошкольника [1, т. 1, с. 234].

Основные методы воспитания дошкольника - деятельная любовь, игра, пример родителей, дружеская беседа и поучение. В особых случаях полезны и физические наказания. По его мнению, могут быть две «ступени» наказания: словесное предупреждение (осуждение, угроза, окрик и т. п.) и телесное. Он особо указывает: наказание не должно травмировать ребенка ни физически, ни психически («рабский страх» и т. п.), ни социально (унижать и т. п.). Главные условия правильного воспитания - чистота, порядок и труд. Отношение родителей к ребенку должно быть искренним, объективным, сдержанным, принципиальным, строгим и справедливым. Этим основывается и их родительское счастье: «Ведь почему большая часть детей впоследствии становится неуступчивыми по отношению к родителям и всячески их огорчает, если не потому, что не привыкли их уважать с детства». Особой заботой родителей становится создание радостной атмосферы в семье: веселое настроение - половина здоровья (народная пословица) [1, т. 1, с. 219, 230].

Я. А. Коменский считал, что в материнской школе детей следует не только учить молиться, но и «действовать и говорить». Он выделял те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобретать ребёнок. Детей следует упражнять «в быстроте и подвижности (расторопности)», как правильно сидеть, «прилично ходить» и т. п. Им была намечена первая в мире социально-педагогическая программа воспитания дошкольника. Учение чешского педагога о воспитании дошкольника носит целостный и системный характер, оно глубоко реалистично и основывается на животворных принципах гуманизма и народности. Главный социально-педагогический смысл этого учения состоит в том, что воспитание детей - это подготовка их к самостоятельной трудовой жизни в обществе [1, т. 1, с. 213, 236-237].

Таким образом, Я. А. Коменским была создана уникальная модель семейного воспитания и образования, в которой принцип взаимодействия семьи и школы присутствовал и реализовывался естественно и непрерывно. Родители выступают сразу в двух ипостасях - как родители и учителя-воспитатели; они активно участвуют в реализации содержания воспитания и социализации детей; наконец, структурно это был единый организм, естественно функционирующий в едином воспитательно-образовательном пространстве. Главным достоинством этой модели было то, что родители выполняли весь комплекс функций по воспитанию и обучению детей. Присутствие «настоящей» школы заключается в том, что родители пользовались учебно-методической литературой, созданной Я. А. Коменским, которого определяют как родоначальника воспитания и обучения детей дошкольного возраста [2, с. 187].

Будучи воспитателями и учителями своих детей, родители познавали основы и трудности этого процесса. Они лучше узнавали возможности и особенности своих детей. Наконец, при переходе их детей в настоящую школу, они осознавали всю сложность и ответственность учительского труда. В «Материнской школе» они проходили школу понимания необходимости взаимодействия семьи и школы в воспитании и обучении молодёжи. Уже на этом этапе Я. А. Коменский рекомендует родителям идти за советом к учителю: если у них ребёнок будет «более способный или более тупой»; насколько их ребёнок подготовлен к обучению в «школе родного языка» и др [1, т. 1, с. 238-239].

Заключительную главу «Материнской школы» он посвящает подготовке детей к начальной школе, что по тому времени было сверхинновационно. Их следует готовить к школе не только с точки зрения их умений и навыков, а и в психологическом и социальном аспектах. Родители должны это делать обдуманно, одновременно «открыть глаза детям», чтобы они поразмыслили о том же самом (выделено нами - Т. С.). Ребёнка нельзя отдавать в школу не подготовленным, родители и дети не должны бояться школы и учителя. Родители должны делать всё, чтобы у ребёнка возникало ощущение праздника и радости от школы: «какое это прекрасное дело посещать школу и учиться» - из неё выходят люди, к которым относятся с почтением. Родители должны «внедрять детям любовь и доверие к будущим преподавателям», сами при этом относясь к нему, как к родственнику и «вообще расхваливая его учёность и мудрость, его любезность и доброту». И, если он кого-то и наказывает, то только детей «безнравственных и непослушных». Соответственно, если ты будешь ему послушен, «знай, наверно, учитель тебя полюбит». Педагог рекомендовал своеобразный обмен сувенирами и подарками между семьёй и школой, родителями, учеником и учителем. Так между ними закладываются здоровые отношения - залог будущих успехов и радости для всех, особенно для ребёнка [1, т. 1, с. 240-241].

Всю молодежь следует посылать в «школу родного языка» (6—12 лет), чтобы все дети «научились тому, пользование чем простиралось бы на всю жизнь». Я. А. Коменский подробно говорит о целях и содержании образования в этой школе: в них заинтересованы родители, дети, общество и государство. Для родителей должно стать «самым наглядным доказательством, что в школе делается то, что должно делаться» [1, т. 1, с. 249-250, 453].

Такова была педагогическая «правда» середины XVII-го века: взаимодействие семьи и школы - объективная необходимость успешного и радостного обучения учащихся; родители первыми инициируют установление дружественных взаимоотношений со школой и будущим учителем их детей; высокий социальный и профессиональный статус учителя позволяет ему занимать преимущественное положение в системе отношений семья - школа; семья с радостью устанавливает взаимодействие со школой. Инновационным в утверждении и развитии этого принципа у Я. А. Коменского было и то, что сами дети - будущие школьники, занимают уже не пассивную и безразличную позицию в этом процессе: традиционно школа и родители полностью игнорировали интересы и возможности детей.

Утверждение принципа взаимодействия семьи и школы, а если шире - с обществом и государством, завершается в заключительной части «Великой дидактики», когда он обращается к родителям, учителям и воспитателям, к учёным и богословам, к государственным властям и «заклинает счастьем вашего потомства» не отказать ему в просьбе сделать всё возможное для проведение в жизнь его идей о воспитании и образовании юношества: не следует щадить никаких расходов ради правильного образования даже одного юноши. Таким образом, и здесь присутствует его идея о необходимости и согласованности действий всех субъектов воспитания и социализации молодёжи, но, прежде всего - семьи и школы. Следует особо отметить, что это взаимодействие определялось им как партнёрство и сотрудничество [1, т. 1, с. 471-476].

Итак, идея взаимодействия (единства) семьи и школы в условиях «Материнской школы» перерастает у Я. А. Коменского в идею взаимодействия семьи и школы, поддержки школой семьи учащихся в «школе родного языка» и утверждается как принцип связи семьи и школы в воспитании и социализации учащихся на всех ступенях школьного обучения.

Если учесть, что Я. А. Коменский был сыном человека - не рядового члена общины «чешских братьев» и сам он, будучи епископом, возглавлял одну из последних таких общин (они провозглашали всеобщее равенство людей, равноправие женщин, обучение на родном языке и т. п.); что он изучил многие трактаты мыслителей древности и современников о воспитании и образовании молодёжи; что он побывал во многих европейских странах и был знаком с их воспитательно-образовательными учреждениями, с постановкой в них семейного воспитания, но остался при этом убеждённым сторонником единства воспитания и обучения детей и в семье, и в школе, закладывая тем самым в педагогике принцип взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации учащихся, о нём можно уверенно говорить как об основоположнике этого великого педагогического принципа [1, т. 1, с. 11-12].

Библиографический список

1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения [Текст] / Я. А. Коменский // Под ред. А. И. Пискунова. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.

2. История педагогики и образования [Текст]: учебное пособие / Под ред. А. И. Пискунова. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Владос, 1999.

4. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие [Текст] / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо // Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987.

5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст]: учебное пособие для студудентов пединститутов / Сост. автор вводн. статей А. И. Пискунов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.

6. Карпова, Н. П. Потенциал сельского социума в формировании духовности школьников [Текст] / Н. П. Карпова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 106-112.

7. Скрябина, И. Л. Система воспитательной работы городской школы по социально-педагогической адаптации сельских школьников [Текст] / И. Л. Скрябина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 112-126.

8. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.

УДК 377.011.33 (091) « 19/20»

Наталья Эмильевна Касаткина

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово

Татьяна Николаевна Рябченкова

Соискатель кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, начальник отделения дневного обучения Кемеровского филиала МЭСИ, tatyana-ryabchenkova@yandex.ru, Кемерово

Евгения Владимировна Фролова

Соискатель кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, преподаватель Кемеровского филиала МЭСИ, f.evgeniya@bk.ru, Кемерово

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ГУМАНИТАРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Natalya Emilyevna Kasatkina

Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of Common Institutional Chair of general and high -educational pedagogy of Kemerovo State University, kasatkina@kemsu.ru , Kemerovo

Tatyana Nikolaevna Ryabchenkova

Applicant of Common Institutional Chair of general and high -educational pedagogy of Kemerovo State University, Head of the day department of Kemerovo branch of MESI, tatyana-ryabchenkova@yandex.ru., Kemerovo

Evgeniya Vladimirovna Frolova

Applicant of Common Institutional Chair of general and high -educational pedagogy of Kemerovo State University, teacher of Kemerovo branch of MESI, f.evgeniya@bk.ru, Kemerovo

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE COMPONENT PERTAINING TO THE HUMANITIES IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA IN XX - EARLY XXI CENTURIES

Исторический путь среднего профессионального образования проходит через многие столетия, однако лишь в середине XIX в. оно принимает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.