Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО БЛОКА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО БЛОКА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» / естественнонаучное содержание / блок учебных дисциплин / содержательные линии / экологическое образование / экологическая безопасность / педагогический эксперимент / профессиональные компетенции / specialization “Education in the field of life safety” / natural-science content / block of academic subjects / content lines / environmental education / environmental safety / pedagogical experiment / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Кравченко

Статья затрагивает актуальную на настоящее время необходимость адекватного реагирования системы высшего педагогического образования на существующие угрозы и опасности экологического характера. В данной статье обосновывается идея формирования действенного практического инструментария в системе подготовки учителя ОБЖ по обучению и воспитанию у будущих поколений навыков сохранения окружающей природной среды. Основное внимание в работе акцентировано на возможности отбора и применения в образовательном процессе в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности новых учебных дисциплин и курсов по выбору естественно-научной направленности, содержательной линии «экологическая безопасность». Автором предложен новый формат структурирования естественно-научного учебного содержания в виде «блока учебных дисциплин», представленного содержательными линиями в системе подготовки бакалавров (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») как практического инструментария для повышения качества их теоретических знаний и практических навыков естественно-научной направленности для обучения и воспитания всех поколений осознанным действиям в повседневной жизни по сохранению окружающего природного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Кравченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF NATURAL-SCIENCE BLOCK OF ACADEMIC DISCIPLINES IN THE SYSTEM OF TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

The article touches upon the current need for an adequate response of the system of higher pedagogical education to existing threats and dangers of an environmental nature. The article substantiates the idea of forming an effective practical toolkit in the system of training a health and safety teacher to teach and educate future generations in the skills of maintenance of environment. The main attention in the work is focused on the possibility of selection and application in the educational process in the system of training bachelors of education in the field of life safety of new academic subjects and courses for the choice of natural science, the content line “environmental safety”. The author suggests a new format for structuring the natural science educational content in the form of “a block of academic subjects”, represented by content lines in the bachelor’s training system (specialization “Education in the field of life safety”), as a practical tool for enhancement the quality of their theoretical knowledge and practical skills of a natural science trend for training and education of all generations to deliberate actions in everyday life to preserve the environment.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО БЛОКА УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

14. Dale C., Povey G. An evaluation of learner-generated content and podcasting. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2009; № 8 (1): 117-123. Available at: https://doi.org/10.3794/johlste.81.214

15. Hsu H.Y., Wang, S.K., Comac L. Using audioblogs to assist English language learning: An investigation into student perception. Computer Assisted Language Learning. 2008; № 21: 181-198. Available at: https://doi.org/10.1080/09588220801943775

16. Morris C., Chikwa G. Screencasts: How effective are they and how do students engage with them? Active learning in higher education. 2014; 15 (1): 25-37. Available at: https:// doi.org/10.1177/1469787413514654

17. Prensky M.H. Sapiens digital: from digital immigrants and digital natives to digital wisdom. Innovate. 2009; № 5: 1-9.

18. McKinney D., Dyck J.L., Luber E.S. iTunes University and the classroom: Can podcasts replace Professors? Computers & education. 2009; № 52 (3): 617-623.

19. Back D.A., von Malotky J., Sostmann K., Hube R., Peters H., Hoff E. Superior gain in knowledge by podcasts versus text-based learning in teaching orthopedics: A randomized controlled trial. Journal of Surgical Education. 2017; № 74 (1): 154-60.

20. Bustari A., Samad I.A., Achmad D. The Use of Podcasts in Improving Students' Speaking Skill. JELE. Journal of English Language and Education. 2017; № 3 (2): 97-111. Available at: https://doi.org/10.26486/jele.v3i2.256

21. Fitria U., Vianty M., Petrus I. Using Podcast to improve students' listening and speaking achievements. The Journal of English Literacy Education: The Teaching and Learning of English as a Foreign Language. 2015; № 2 (1): 55-68.

Статья поступила в редакцию 30.01.23

УДК 378.048.2

Kravchenko A.V., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: alvlkra@mail.ru

CONTENT AND STRUCTURE OF NATURAL-SCIENCE BLOCK OF ACADEMIC DISCIPLINES IN THE SYSTEM OF TRAINING BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article touches upon the current need for an adequate response of the system of higher pedagogical education to existing threats and dangers of an environmental nature. The article substantiates the idea of forming an effective practical toolkit in the system of training a health and safety teacher to teach and educate future generations in the skills of maintenance of environment. The main attention in the work is focused on the possibility of selection and application in the educational process in the system of training bachelors of education in the field of life safety of new academic subjects and courses for the choice of natural science, the content line "environmental safety". The author suggests a new format for structuring the natural science educational content in the form of "a block of academic subjects", represented by content lines in the bachelor's training system (specialization "Education in the field of life safety"), as a practical tool for enhancement the quality of their theoretical knowledge and practical skills of a natural science trend for training and education of all generations to deliberate actions in everyday life to preserve the environment.

Key words: specialization "Education in the field of life safety", natural-science content, block of academic subjects, content lines, environmental education, environmental safety, pedagogical experiment, professional competence.

А.В. Кравченко, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: alvlkra@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО БЛОКА

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья затрагивает актуальную на настоящее время необходимость адекватного реагирования системы высшего педагогического образования на существующие угрозы и опасности экологического характера. В данной статье обосновывается идея формирования действенного практического инструментария в системе подготовки учителя ОБЖ по обучению и воспитанию у будущих поколений навыков сохранения окружающей природной среды. Основное внимание в работе акцентировано на возможности отбора и применения в образовательном процессе в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности новых учебных дисциплин и курсов по выбору естественно-научной направленности, содержательной линии «экологическая безопасность». Автором предложен новый формат структурирования естественно-научного учебного содержания в виде «блока учебных дисциплин», представленного содержательными линиями в системе подготовки бакалавров (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») как практического инструментария для повышения качества их теоретических знаний и практических навыков естественно-научной направленности для обучения и воспитания всех поколений осознанным действиям в повседневной жизни по сохранению окружающего природного мира.

Ключевые слова: профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности», естественнонаучное содержание, блок учебных дисциплин, содержательные линии, экологическое образование, экологическая безопасность, педагогический эксперимент, профессиональные компетенции.

В современном обществе распространен технократический образ мышления, идеализирующий возможности человека в решении острых экономических, социальных и экологических проблем. Однако опыт убеждает, что совершенные техника и экономика вступают в противоречие с законами воспроизводства и сбережения природы, наносят ущерб окружающей среде, становясь источником новых опасностей для функционирования системы «человек - общество - природа».

По характеру негативных последствий экологические проблемы можно отнести к одним из самых опасных угроз для выживания человечества. Они имеют социально-политические корни, им способствует эколого-правовой нигилизм значительной части населения. Поэтому экологическая безопасность стала объектом государственной и международной политики и важнейшим условием национальной безопасности [1].

Низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения являются одним из факторов негативного влияния на состояние экологической безопасности страны [2].

Как отмечает П.В. Станкевич, на данном этапе развития современного образования необходимо разрешить противоречие «... между потребностью школы в специалистах в области естественно-научного образования с новым мышлением (ноосферным, глобальным, гуманитарным) и существующим у выпускников естественно-педагогических направлений и специальностей традиционным мышлением, отражающим отдельные стороны естественно-научной картины мира (социальные, химические, биологические)» [3].

В условиях существования планетарного экологического кризиса актуализируется необходимость изменения содержания педагогического образования в

области безопасности жизнедеятельности, направленного на снижение степени экологических угроз и опасностей.

Цель исследования: обоснование и отбор естественно-научного содержания в виде «блока учебных дисциплин», представленного содержательными линиями в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к решению задач природоохранного вида деятельности.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач, таких как:

- произвести отбор естественно-научного учебного материала для формирования блока учебных дисциплин естественно-научной направленности в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности;

- структурировать естественно-научное содержание блока учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности;

- определить основополагающую содержательную линию в естественно-научном блоке учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности для повышения качества образования будущих педагогов для решения задач природоохранного вида деятельности.

Научная новизна: уточнены дидактические единицы естественно-научного учебного содержания в системе подготовки учителя ОБЖ; определена структура естественно-научного содержания в виде «блока учебных дисциплин»; выделена содержательная линия «Экологическая безопасность» в естественно-научном блоке учебных дисциплин.

Теоретическая и/или практическая значимость результатов исследования:

- разработан новый формат понятийно-практического инструментария, направленного на подготовку учителей ОБЖ в целях проведения обучения и воспитания будущих поколений, ориентированного на достижение целей сохранения окружающей природной среды;

- конкретизировано актуальное в условиях сохранения опасностей и угроз экологического характера направление развития системы подготовки учителя ОБЖ;

- проведено обоснование новой структуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в виде блока учебных дисциплин как нового формата понятийно-практического инструментария, направленного на снижение негативного воздействия на окружающую среду и переносящего вектор образования в практическую плоскость.

Педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности рассматривается как педагогический инструментарий, направленный на реагирование по возникающим угрозам и опасностям в современном мире. При этом ведущую роль обретает естественно-научное образование, содержащее в своей предметной области общее со сферой воздействия планетарного экологического кризиса понятие - «окружающая природная среда».

Образовательный рынок труда при предъявлении требований к современному педагогу в области безопасности жизнедеятельности в части «умения оценивать поля опасностей и показатели их негативного влияния на человека и среду обитания» [4] определяет необходимость формирования новых вариативных образовательных модулей и блоков учебных дисциплин.

По мнению педагогов-исследователей С.Б. Бахваловой, А.В. Керимо-вой и РИ. Поповой, «одним из важнейших сегментов профессионального поля деятельности (совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении) по направлению «Педагогическое образование» является предметная область «экологическая безопасность» [5].

Положениями ФГОС ВО 3++ в целях формирования у выпускников экологической культуры и необходимых практических навыков по сохранению окружающей природной среды особенно актуализирована потребность в проектировании и применении в образовательном процессе новых учебных дисциплин, курсов по выбору и дидактических единиц знания, содержание которых будет направлено на достижение обозначенных целей.

Предлагаемым направлением новых учебных дисциплин и курсов по выбору является формирование блока учебных дисциплин естественно-научной направленности в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Отбор учебного материала для данного блока проводился при анализе методических исследований по данной тематике [4-8] и учебного плана образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (факультет безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена), из которого были отобраны образовательные модули, учебные дисциплины, содержащие дидактические единицы естественно-научного знания.

Базой исследования были факультет безопасности жизнедеятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения выс-

шего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» и кафедра безопасности жизнедеятельности института естественных наук и техносферной безопасности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сахалинский государственный университет» в период с 2021 по 2022 год.

Отобранный естественно-научный учебный материал структурирован в виде блока учебных дисциплин в системе подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И. Герцена (см. табл. 1).

Естественно-научное содержание блока учебных дисциплин направлено на формирование основных компетенций, обеспечивающих готовность к решению задач профессиональной деятельности, следующих типов: педагогический и культурно-просветительский в освещении вопросов о безопасных условиях функционирования системы «человек - общество - природа» у будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности: УК-8 - Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; ОПК-8 - Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний [9]; ПКО-5 - «Способен участвовать в проектировании безопасной образовательной среды»; ПКО-6 -«Способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса в целях сохранения окружающей среды».

В результате освоения естественно-научного блока учебных дисциплин у выпускника должен быть сформирован ряд компетенций в два этапа - фундаментальный (1 и 2 курсы подготовки) и профессиональный (3 и 4 курсы подготовки).

Фундаментальный этап предполагает формирование естественно-научных компетенций у будущих учителей ОБЖ. Данный этап является «естественно-научной платформой» для формирования при последующем обучении профессиональных компетенций. Дисциплинами фундаментального этапа являются «Концепции современного естествознания», «Науки о Земле», «Безопасность жизнедеятельности», содержанием которых создается базис естественнонаучной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности образовательным процессом определено на втором этапе - профессиональном. Учебными дисциплинами «Ноксология», «Экологическая безопасность», «Глобальные проблемы человечества» и «Снижение негативного воздействия на окружающую среду» базис естественно-научных компетенций дополняется профессиональными компетенциями с ноксологи-ческой и природоохранной направленностями.

При этом новый курс по выбору в формате учебной дисциплины «Снижение негативного воздействия на окружающую среду» находит свое значимое место в предметной подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Содержание данной учебной дисциплины закрепляет и конкретизирует знания естественно-научной и ноксологической направленности обучающихся для передачи будущим поколениям в последующей педагогической и культурно-просветительской деятельности теоретических знаний и практических навыков по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

По итогам изучения естественно-научного блока учебных дисциплин обучающиеся получают комплекс теоретических и практических знаний, умений и готовностей к профессиональной деятельности:

Таблица 1

Название учебных дисциплин или курсов по выбору (ФГОС ВО 3 ++ поколение) Количество часов трудоемкости /зачетных ед.

Обязательная часть подготовки

Б. 1.3 Модуль «Здоровьесберегающий»

Б 1.3.1 Безопасность жизнедеятельности 72 часа (2 зачетных ед.)

Б. 1.3.3 Здоровьесберегающие технологии в педагогическом образовании 72 часа (2 зачетных ед.)

Б 1.8 Модуль «Предметно-содержательный»

Б. 1.8.3 Концептуальные основы безопасности жизнедеятельности 144 часа (4 зачетных ед.)

Б. 1.8.6 Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них 72 часа (2 зачетных ед.)

Б. 1.8.10 Ноксология 72 часа (2 зачетных ед.)

Часть подготовки, формируемая участниками образовательных отношений

Б 1.10 Модуль «Комплексная безопасность человека»

Б. 1.10.2 Культура безопасности человека 108 часов (3 зачетных ед.)

Б 1.11 Модуль «Основные направления безопасности»

Б 1.11.3 Экологическая безопасность 72 часа (2 зачетных ед.)

Б 1.12 Модуль «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности»

Б. 1.12.1 Концепции современного естествознания 144 часа (4 зачетных ед.)

Б 1.12.5 Науки о Земле 108 часов (3 зачетных ед.)

Б 1.12.6 Глобальные проблемы человечества 72 часа (2 зачетных ед.)

Ф. Б Факультативные дисциплины

Ф.Б. 6 Снижение негативного воздействия на окружающую среду 108 часов (3 зачетных ед.)

Содержание естественно-научного блока учебных дисциплин

- знаний: основных терминов и понятий дисциплин естественно-научной и ноксологической направленностей; по видам угроз окружающей среде в современном мире, причинам их возникновения; понятия негативного воздействия на окружающую среду; о ситуациях, при которых возникают негативные воздействия на окружающую среду; о негативных факторах воздействия на окружающую среду, механизмах их воздействия на окружающую среду, благополучие и здоровье человека; последствия от негативного воздействия на окружающую среду; о возможностях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; о возможностях образовательной среды для достижения метапредметных результатов обучения;

- умений: по осуществлению поиска, критического анализа и синтеза информации, применению системного подхода для решения поставленных задач; по определению круга задач в рамках поставленной цели и выбору оптимальных способов их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; по прогнозированию последствий от воздействия хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды; по выполнению превентивных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в зависимости от социального положения личности в обществе; по применению знаний дисциплины в процессе преподавания различных дисциплин и предметов в образовательных учреждениях; по применению возможностей образовательной среды для достижения метапредметных результатов обучения;

- готовности к профессиональной деятельности; по созданию и поддержанию в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасных условий жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества; по владению способами использования возможностей образовательной среды для достижения метапредметных и предметных результатов образования в области экологии и безопасности жизнедеятельности.

Апробация результативности применения в образовательном процессе блока учебных дисциплин естественно-научной направленности была проведена в ходе педагогического эксперимента на базе факультета безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (экспериментальная группа) и кафедры безопасности жизнедеятельности института естественных наук и техносферной безопасности

Таблица 2

Результаты тестовой работы

Вопросы тестовой работы Группы Сумма баллов Процент усвоения

1. Экологические факторы, их количественные Э 65 86,7

показатели основных экологических проблем К 61 81,3

2. Техносфера как наибольшая и актуальная Э 66 88,0

опасность для окружающей природной среды К 58 77,3

3. Источники негативного воздействия и меха- Э 67 57 89,3 76,0

низмы воздействия негативных факторов на окружающую среду К

4. Проявление свойств организма человека в связи с воздействием негативных экологических факторов Э К 65 57 86,7 76,0

5. Принципы защиты человека и природной сре- Э 62 82,7

ды от опасностей природного происхождения К 58 77,3

6. Возможности личности по снижению негатив- Э 62 82,7

ного воздействия на окружающую среду К 56 74,7

7. Экологическая безопасность как объект государственной и международной политики и важ- Э К cd о cd cd 88,0 80,0

нейшее условие национальной безопасности

8. Принципы рационального использования при- Э 66 88,0

родных ресурсов и охраны природы К 62 82,7

ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» (контрольная группа) при выполнении тестовой работы по тематике учебного материала содержательной линии «Экологическая безопасность».

Таблица 3

Данные математико-статистической обработки результатов экспериментального обучения

Статистический параметр Экспериментальная Контрольная группа

группа

Количество обобщенных вопросов кон- 8 8

трольной работы, (п)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее значение процента усвоения 86,51 67,85

учебного материала, %

Дисперсия, ^2) 5,4436 69,4225

Среднеквадратичное отклонение, ® 2,333 8,332

Коэффициент вариации, (V) % 2,69 12,28

По данным математико-статистической обработки результатов экспериментального обучения, уровень усвоения учебного материала содержательной линии «Экологическая безопасность» у обучающихся экспериментальной группы значимо выше, чем у студентов контрольной группы.

Структурированное содержание естественно-научной направленности в системе подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности является значимым дополнением для повышения качества подготовки учителя ОБЖ.

Встраивание естественно-научного блока учебных дисциплин в рабочий учебный план подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» продиктовано следующими подходами:

- конкретизацией полей опасностей и показателей их негативного влияния на человека и среду обитания в дисциплинах «Глобальные проблемы человечества», «Ноксология», «Науки о Земле»;

- актуализацией и дополнением методов защиты от опасностей применительно к сфере профессиональной деятельности и способов обеспечения комфортных условий жизнедеятельности в дисциплинах «Безопасность жизнедеятельности», «Экологическая безопасность»;

- созданием понятийно-практического инструментария, призванного обеспечить преобразование экологической культуры в логическое конечное ее состояние - экологическую безопасность, для дисциплин «Концепции современного естествознания», «Экологическая безопасность», «Снижение негативного воздействия на окружающую среду»;

- дополнением возможностей выбора нового индивидуального образовательного маршрута, способствующего решению актуальных задач по снижению угроз и опасностей экологического характера.

В ходе проведённого анализа содержания предметных областей естественно-научного образования и образования в области безопасности жизнедеятельности выполнены отбор естественно-научного учебного материала и его структурирование в блоке учебных дисциплин естественно-научной направленности в виде содержательной линии «Экологическая безопасность» для повышения качества подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Системообразующей дисциплиной блока учебных дисциплин определен новый курс по выбору в формате факультативной дисциплины «Снижение негативного воздействия на окружающую среду».

Включение в образовательный процесс нового блока учебных дисциплин естественно-научной направленности, результаты математико-статистической обработки данных проведённого эксперимента показывают, что новая конструкция естественно-научного блока учебных дисциплин направлена на повышение качества подготовки учителя ОБЖ для обучения и воспитания будущих поколений в последующей педагогической и культурно-просветительской деятельности по формированию практических навыков сохранения окружающей природной среды.

Библиографический список

1. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов. Москва: Дрофа, 2004.

2. Российская Федерация. Законы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2017 г. N 683. Правительство Российской Федерации: официальный сайт. Москва. Available at: http://government.ru

3. Станкевич П.В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования. Наука и школа. 2009; № 1: 3-5.

4. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности. Педагогическое образование в России. 2012; № 4: 111-116.

5. Бахвалова С.Б., Керимова А.В., Попова РИ. Блочно-модульная организация профессиональной подготовки магистров по программе «Экологическая безопасность». Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; № 3: 26.

6. Верещагина Н.О., Попова РИ., Станкевич П.В. Особенности организации педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (уровень образования - бакалавриат). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019; № 194: 156-162.

7. Соломин В.П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в Институте естествознания педагогического университета. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999.

8. Станкевич П.В. Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)». Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010.

9. Российская Федерация. Законы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г Правительство Российской Федерации: официальный сайт. Москва. Available at: http://government.ru

References

1. Nikolajkin N.I., Nikolajkina N.E., Melehova O.P. 'Ekologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2004.

2. Rossijskaya Federaciya. Zakony. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii 31 dekabrya 2017 g. N 683. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. Moskva. Available at: http://government.ru

3. Stankevich P.V. Obnovlenie sistemy estestvennonauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya kak rezul'tat standartizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2009; № 1: 3-5.

4. Abramova S.V., Boyarov E.N. Noksologicheskij podhod v soderzhanii obrazovaniya pedagogov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Pedagogicheskoeobrazovanie v Rossii. 2012; № 4: 111-116.

5. Bahvalova S.B., Kerimova A.V., Popova R.I. Blochno-modul'naya organizaciya professional'noj podgotovki magistrov po programme «'Ekologicheskaya bezopasnost'». Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; № 3: 26.

6. Vereschagina N.O., Popova R.I., Stankevich P.V. Osobennosti organizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti (uroven' obrazovaniya -bakalavriat). Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2019; № 194: 156-162.

7. Solomin V.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy i osobennosti organizacii obrazovatel'nogo processa v Institute estestvoznaniya pedagogicheskogo universiteta. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 1999.

8. Stankevich P.V. Modeli soderzhaniya estestvennonauchnogo obrazovaniya bakalavrov i magistrov: special'nost' 13.00.02 "Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (po oblastyam i urovnyam obrazovaniya)". Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

9. Rossijskaya Federaciya. Zakony. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 fevralya 2018 g. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii: oficial'nyj sajt. Moskva. Available at: http://government.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.23

УДК 37.013

Kuzyoma T.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: takida_power@inbox.ru

FEATURES OF FACILITATIVE INTERACTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION. The article deals with a problem of organization of facilitative pedagogical interaction in the educational process in higher education. The article is interdisciplinary in nature, written at the intersection of psychology and pedagogy. The article reveals the content of the concept of "pedagogical facilitation". The author gives a generalized description of pedagogical facilitation, noting its characteristics and components. Special attention is paid to functional potential of pedagogical facilitation in the didactic process of higher education. Key techniques of pedagogical facilitation in the organization of a discussion in a group are presented. The main provisions for the organization of effective work of all participants of the facilitation are presented. A role of a teacher-facilitator in the process of teaching students at higher school, his personal and professional qualities are determined. The article clarifies what features of the main stages in the facilitation interaction are.

Key words: pedagogical facilitation, teacher-facilitator, higher school, discussion, facilitation interaction, facilitation techniques.

Т.Б. Кузёма, канд. пед. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: takida_power@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблема организации фасилитативного педагогического взаимодействия в образовательном процессе высшей школы. Статья носит междисциплинарный характер, написана на стыке психологии и педагогики. В статье раскрывается содержание понятия «педагогическая фасилитация». Автор дает обобщенное описание педагогической фасилитации, отмечая ее характеристики и компоненты. Особое внимание уделяется рассмотрению функционального потенциала педагогической фасилитации в дидактическом процессе. Представлены ключевые приемы педагогической фасилитации при организации дискуссии в группе. Обозначены основные положения для организации эффективной работы всех участников фасилитации. Определена роль преподавателя-фасилитатора в процессе обучения студентов в высшей школе, его личностные и профессиональные качества. В статье разъясняются особенности основных этапов фасилитационного взаимодействия.

Ключевые слова: педагогическая фасилитация, преподаватель-фасилитатор, высшая школа, дискуссия, фасилитационное взаимодействие, техники фасилитации.

Непрерывное развитие и модернизация системы высшего образования в России требуют повышенного внимания к вопросу подготовки в высшей школе широко эрудированных, конкурентоспособных специалистов высокого уровня, способных качественно реализовать свой потенциал в профессиональной сфере. В связи с чем проблема поиска личностно ориентированных, развивающих технологий, эффективных приёмов и методов обучения выдвигается на первый план. Её решение призвано не только обеспечить страну образованными кадрами, но и способствовать формированию нового типа отношений между участниками образовательного процесса - фасилитативного педагогического взаимодействия, в рамках которого студенты высших учебных заведений преобразуют интеллектуальные и творческие способности, полученные знания и имеющийся опыт в конкретные, необходимые в выбранной профессии компетенции. Актуальность исследования заключается в том, что фасилитативное взаимодействие, условия его осуществления, основные характеристики, наполнение этапов его реализации в образовательном процессе в высшей школе не становились предметом отдельного научного исследования. Целью статьи является рассмотрение специфики организации фасилитативного педагогического взаимодействия в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях. Основной задачей исследования выступает анализ сущности понятий «фасилитация», «фасили-татор», «фасилитативное взаимодействие», изучение личностных и профессиональных качеств педагога-фасилитатора, характеристика этапов реализации фасилитативного взаимодействия. Научная новизна исследования состоит в систематизации блока информации о фасилитативном взаимодействии в обра-

зовательном процессе высшей школы с целью повышения эффективности обучения. Теоретическая ценность исследования заключается в углублении знаний о фасилитативном педагогическом взаимодействии, обобщении информации о поэтапной его реализации. Практическая ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при организации семинарских занятий в высшей школе, а также в практической деятельности пе-дагогов-фасилитаторов при реализации таких методов и приёмов организации мыслительной деятельности студентов, как беседа, дискуссия, мозговой штурм, ролевая и деловая игра, коммуникативное письмо, внутренний диалог. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в дальнейших научных трудах по реализации фасилитации в высшей школе.

В 1980 в педагогическом пространстве К. Роджерсом впервые в научный оборот было введено слово «фасилитация», дословно с латинского языка переводившееся как облегчать, способствовать, помогать, стимулировать [1]. Дальнейшее развитие идеи К. Роджерса получили в работах как отечественных исследователей (Е.Е. Алимова, Р.С. Димухаметов, Э.З. Зеер, А.С. Крушинский, А.Я. Найн), так и в зарубежных (И. Браун, С. Вест, М. Джонсон, А.-С. Тейлор). Нельзя не отметить междисциплинарность фасилитации, которая успешно зарекомендовала себя не только в образовании, но и в социально-психологической сфере, управлении и менеджменте, в юриспруденции и медиации, общественно-политической сфере.

Данное понятие многоаспектное, не имеющее единой общепринятой терминологии. Однако большинство прогрессивных исследователей, работающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.