Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов Андрей Сергеевич, Ломовская Софья Анатольевна

Образование педагога в области безопасности жизнедеятельности должно соответствовать и отвечать вызовам, которые современное общество предъявляет педагогическим кадрам. Актуальность темы исследования определяется требованиями современного образования, которое прежде всего должно иметь своей основной целью всестороннее личностное развитие. Оно стимулирует у людей современного общества формирование такого поведенческого типа, который обеспечивает безопасность их поведения в различных сферах. Рассматриваются проблемы подготовки бакалавра в отрасли безопасности жизнедеятельности на основании методологических подходов, используемых в системе уровневого высшего педагогического образования. При выявлении целей и задач образования в сфере безопасности жизнедеятельности учитываются национальные интересы, государственная политика в сфере образования, социальный и экономический потенциал страны. Признается необходимость формирования единого образовательного пространства Российской Федерации в сфере безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что педагогическое образование в сфере безопасности жизнедеятельности остается важной подсистемой отечественного высшего педагогического образования и, развиваясь, должно соответствовать и отвечать вызовам и условиям, которые диктуются педагогическим кадрам в современных условиях. Отмечается, что проблему подготовки бакалавров в сфере безопасности жизнедеятельности определяет существование множества противоречий в современной педагогической теории и практике вузов. На основании этого выявляется необходимость построения принципиально эффективной системы предметно-профильной подготовки преподавателей в сфере безопасности жизнедеятельности. Проанализированы понятия «экологическая безопасность», «экологическая опасность», «фактор экологической опасности» и «риск», также рассмотрены причины современной экологической нестабильности в России. Доказано, что целью экологического образования с учетом концепции устойчивого развития России является формирование условий для развития культуры экологической безопасности личности, наделенной определенными качествами. На примере реализации образовательных программ в школах города Томска показано, что ежегодная работа, направленная на формирование знаний основ экологической безопасности у школьников и студентов, дает положительную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотов Андрей Сергеевич, Ломовская Софья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE ECOLOGICAL-PEDAGOGICAL SYSTEM IN HUMAN SAFETY TRAINING

The article is based on the assertion that education of a teacher in the field of life safety must correspond and meet the challenges that modern society presents to teaching staff. The relevance of the research topic is determined by the requirements of modern education, which, first of all, should have as its main goal all-round personal development. It stimulates the formation of such a behavioral type in people of modern society, which ensures the safety of their behavior in various areas. The article examines the problems of training a bachelor in the field of life safety on the basis of the methodological approaches used in the system of level higher pedagogical education. When identifying the goals and objectives of education in the field of life safety, national interests, state policy in the field of education, social and economic potential of the country are taken into account. The need to form a unified educational space of the Russian Federation in the field of life safety is recognized. It is emphasized that pedagogical education in the field of life safety remains an important subsystem of domestic higher pedagogical education and, while developing, must meet and meet the challenges and conditions that are dictated to pedagogical personnel in modern conditions. It is noted that the problem of training bachelors in the field of life safety is determined by the existence of many contradictions in modern pedagogical theory and practice of universities. Based on this, the need to build a fundamentally effective system of subject-profile training of teachers in the field of life safety is revealed. The concepts of “environmental safety”, “environmental hazard”, “factor of environmental hazard” and “risk” are analyzed, and the reasons for modern environmental instability in Russia are also considered. It is proved that the goal of environmental education, taking into account the concept of sustainable development of Russia, is to create conditions for the development of a culture of environmental safety of a person endowed with certain qualities. On the example of the implementation of educational programs in schools in the city of Tomsk, it is shown that the annual work aimed at the formation of knowledge by schoolchildren and students of the basics of environmental safety gives positive dynamics.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 87.01.45 302/504:37.03

йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-55-63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. С. Федотов, С. А. Ломовская

Томский государственный педагогический университет, Томск

Образование педагога в области безопасности жизнедеятельности должно соответствовать и отвечать вызовам, которые современное общество предъявляет педагогическим кадрам. Актуальность темы исследования определяется требованиями современного образования, которое прежде всего должно иметь своей основной целью всестороннее личностное развитие. Оно стимулирует у людей современного общества формирование такого поведенческого типа, который обеспечивает безопасность их поведения в различных сферах. Рассматриваются проблемы подготовки бакалавра в отрасли безопасности жизнедеятельности на основании методологических подходов, используемых в системе уровневого высшего педагогического образования. При выявлении целей и задач образования в сфере безопасности жизнедеятельности учитываются национальные интересы, государственная политика в сфере образования, социальный и экономический потенциал страны. Признается необходимость формирования единого образовательного пространства Российской Федерации в сфере безопасности жизнедеятельности. Подчеркивается, что педагогическое образование в сфере безопасности жизнедеятельности остается важной подсистемой отечественного высшего педагогического образования и, развиваясь, должно соответствовать и отвечать вызовам и условиям, которые диктуются педагогическим кадрам в современных условиях. Отмечается, что проблему подготовки бакалавров в сфере безопасности жизнедеятельности определяет существование множества противоречий в современной педагогической теории и практике вузов. На основании этого выявляется необходимость построения принципиально эффективной системы предметно-профильной подготовки преподавателей в сфере безопасности жизнедеятельности. Проанализированы понятия «экологическая безопасность», «экологическая опасность», «фактор экологической опасности» и «риск», также рассмотрены причины современной экологической нестабильности в России. Доказано, что целью экологического образования с учетом концепции устойчивого развития России является формирование условий для развития культуры экологической безопасности личности, наделенной определенными качествами. На примере реализации образовательных программ в школах города Томска показано, что ежегодная работа, направленная на формирование знаний основ экологической безопасности у школьников и студентов, дает положительную динамику.

Ключевые слова: педагогическое образование, высшее образование, бакалавры, экологическая безопасность, непрерывное образование, безопасность жизнедеятельности, студенты.

В настоящее время огромное количество опасностей приводит к росту техногенного и социального давления на людей. Стоит отметить, что увеличивается не только количество этих опасностей, но и их уровень, что представляется даже более страшной угрозой для всего человечества, ведь глобальность данных опасностей неоспорима. Бесконечно долго можно продолжать список: катастрофы природного и техногенного характера, резкое истощение природных ресурсов, войны, вооруженные конфликты и, конечно, одна из важней-

ших проблем XXI в. - терроризм. Во главе всего этого стоит постоянная угроза продолжающегося загрязнения человеком природной окружающей среды - что в конечном итоге неминуемо приведет к окончательному разрушению биосферы.

Все эти факторы предопределили тот факт, что современное образование прежде всего должно иметь своей основной целью всестороннее личностное развитие. Только оно способно сформулировать у людей современного общества такой поведенческий тип, который обеспечил бы безопасность их поведения в природной, общественной и технической сферах [1]. В настоящее время необходимость такого типа подтверждается различными правительственными документами, которые были приняты в последние годы. Среди них можно выделить федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О безопасности», а также Стратегию национальной безопасности РФ, которая широко освещает развитие системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [2].

В связи с вышесказанным очевидно, что необходимо сформировать единое образовательное пространство РФ в сфере безопасности жизнедеятельности. Процесс получения высшего педагогического образования в этой области дает возможность подготовить таких специалистов, которые бы смогли беспроблемно решать вопросы о формировании культуры безопасности в современном обществе. Так, выпускники смогут разбираться с проблемами, возникающими в опасных и чрезвычайных условиях любого характера (природного, социального и техногенного) [3].

Таким образом, особое значение в педагогическом образовании принимает такая предметная область, как «Безопасность жизнедеятельности». Эта дисциплина способна объединить в себе различные сферы, в рамках которых функционируют человек и общество, где они проявляют свою деятельность. Эти сферы и являются общим пространством безопасности. Именно поэтому область «Безопасность жизнедеятельности» уникальна и незаменима в современной образовательной системе.

Что касается целей и задач образования в этой сфере, то здесь большую роль играют прежде всего национальные интересы. Также следует опираться на проводимую политику государства в сфере образования и на имеющийся потенциал страны - как экономический, так и социальный [4]. Все это предопределяет необходимость дальнейшего развития высшего педагогического образования в РФ, что возможно лишь при условии разработки инновационных концепций и представлений. Итак, рассмотрим, какие же факторы влияют на эти процессы.

Прежде всего особую роль в настоящее время играет интенсивно проходящая глобализация образования. Значительное влияние оказали концепции Болонской декларации, благодаря которым Россия вступает в образовательное пространство Европы. В государстве широко вводятся и реализуются различные нормативные акты, направленные на стимуляцию и развитие образования педагогов. Кроме документов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие РФ, это федеральные целевые программы, стимулирующие развитие образования, значительное внимание уделено модели «Российское образование - 2020». Именно благодаря этим документам в России стало возможным предопределить долгосрочные перспективы развития и дальнейшего улучшения современного образовательного процесса [1]. Также благодаря постоянному внедрению и совершенствованию новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС) развитие получает уровневая подготовка специалистов-педагогов в области «Безопасность жизнедеятельности». В связи с бурным развитием многоуровневой системы высшего образования педагогов выявилась необходимость введения специализированной системы предметно-профильного обучения бакалавров в данной сфере [4].

Уровневое образование рассматривали в своих трудах многие отечественные ученые. Прежде всего это опыт А. П. Беляевой, Н. В. Бордовской, Н. О. Верещагиной, В. Д. Шадри-кова и других. Что касается работ о формировании и становлении образования в сфере безопасности жизнедеятельности, здесь можно выделить теоретико-практические труды С. В. Алексеева, В. М. Губанова, Т. С. Комиссаровой, Л. А. Михайлова, Л. И. Шершнева и других. Необходимо отметить, что в большей степени благодаря работам этих исследователей высшее педагогическое образование обрело уникальный и целостный характер, который определяет его и сейчас [3].

Итак, исходя из вышеизложенного, можно подытожить, что одна из самых важных подсистем высшего педагогического образования в России - это педагогическое образование по профилю «Безопасность жизнедеятельности». Соответственно, неоспоримо, что необходимо, чтобы эта область в своем развитии соответствовала и могла стать достойным ответом вызовам сегодняшней общественной обстановки, а также удовлетворять тем условиям, которые диктуются будущим и действующим педагогам [5].

На фоне этого в ходе подготовки бакалавров в сфере безопасности жизнедеятельности выделяется ряд объективных противоречий как в современной педагогической теории, так и практике российских вузов.

Прежде всего выделяют разногласия между уже сложившейся системой образования будущих преподавателей ОБЖ и необходимостью выявления внутри нее принципиально новых основ методологии, а также научно-методического обоснования эффективной системы предметно-профильной подготовки бакалавров, что особенно актуально при проходящем реформировании высшей школы.

Следующее противоречие - в существовании различий между тем, насколько в реальности современная общеобразовательная школа нуждается в педагогах безопасности жизнедеятельности, хорошо подготовленных к преподаванию предмета, и с другой стороны - действующей практикой подготовки в вузе бакалавров образования по данному профилю.

Также нельзя не отметить некоторую пассивность основной массы студентов, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе с новейшей концепцией образования, которое называется индивидуально-ориентированным, то есть нацеленным на самостоятельное осуществление студентом своей учебной подготовки [6].

Поэтому, учитывая совокупность теоретических и практических подходов в рамках высшего образования педагогов уровневого типа, можно актуализировать тему исследования - это вопрос подготовки бакалавра в сфере БЖД. Здесь важно уделить внимание рассмотрению главных положений и установок, относящихся к совершенствованию многоуровневого высшего образования педагогов в области «Безопасность жизнедеятельность» в России. Также необходимо отметить необходимость построения стратегии развития образования и проведение анализа системы подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в рамках реформирования высшей школы [7]. Наконец, необходимо упомянуть проблемы научно-методического обеспечения. Прежде всего необходимо правильно организовать технологию подготовки бакалавра образования - здесь можно использовать компетентностный подход к обучению, а также на основании модульного подхода построить содержание общей основной образовательной программы. При этом образовательный процесс должен завершаться комплексным оцениванием сформированности у студентов необходимых знаний и умений [4].

Принимая во внимание вышесказанное, очевидно, что требуется теоретическое обоснование системной предметной подготовки в ходе разработки основной образовательной про-

граммы для будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности (с учетом требований ФГОС ВО). Необходимо понимать, что выстроить систему предметно-профильной подготовки бакалавров в области безопасности жизнедеятельности возможно, приняв имеющийся позитивный опыт педагогического обучения в РФ, а также определенные традиции, сложившиеся в России в образовательных учреждениях. Именно благодаря такой системе станет возможным создание условий для качественного усвоения студентами знаний, предопределяемых программой, а также формирования у них необходимых компетенций и умений, которые необходимы преподавателям в области БЖД [4].

В настоящее время актуальность глобальных проблем мирового масштаба неоспорима. А самыми важными среди них выступают, конечно, вопросы экологии. Они находят отражение на локальном и региональном уровнях и постепенно начинают выступать как первопричина жизнеобеспечения экологической ниши человека, а также его взаимоотношений с окружающей его действительностью [8]. При необходимости охарактеризовать такие проблемы выявляется, что они носят социальный и экологический характер.

Преодоление неблагоприятных экологических явлений в современном обществе на данный момент возможно лишь при ориентации отечественной системы педагогики на становление общества, формирование воспитательных и образовательных ценностей. Экологическая составляющая в данном случае должна быть основой общественного сознания современного человека. Именно это определило первостепенные установки в рамках современной теории и практики педагогики.

Концепция образования в XXI в. в основном опирается на положения Экологической доктрины России, которая говорит о том, что основой современного образования бакалавров БЖД должно быть именно обучение экологии. Таким образом, на данном примере мы видим, что составляющая экологии активно включается в сферу образования, обеспечивая формирование благоприятного и разумного отношения в природном и человеческом аспектах.

Итак, в последнее время образование и воспитание в области экологии стали значительным направлением благодаря широкому научному интересу к проблеме экологически образованного человека и созданию энергосберегающих технологий.

В исследованиях Е. Д. Кожуховой выделено несколько наиболее перспективных направлений, которые способствуют развитию у студентов педагогических специальностей экологической культуры и компетентности. Прежде всего это научно-исследовательское направление. Его реализация предполагает интеграцию обучающихся в деятельность научных направлений, связанных с экологией, а также привлечение их к работе различных общественных объединений, которые работают в экологическом русле. В ходе реализации этого направления студенты получают возможность научиться самостоятельно решать различные проблемные экологические ситуации.

Следующим направлением выступает проектно-производственная деятельность, заключающаяся в реализации различных исследований практического характера в рамках природопользования. Параллельно обучающиеся разрабатывают способы решения обнаруженных проблем, а также оценивают их влияние на окружающую среду.

Деятельность по экспертному контролю заключается в разработке практических предложений по тому, как рационально использовать природно-ресурсный потенциал земель, а также в создании систем, благоприятствующих рациональному природопользованию. Также в рамках контрольно-экспертной деятельности учащиеся с экологической точки зрения оценивают различные хозяйственные проекты.

И наконец, заключительным направлением является практико-ориентированное. Здесь основное внимание направлено на процесс закрепления и углубления тех теоретических

знаний, которые студенты получили в ходе обучения в высшем учебном заведении на основе качественного изучения предыдущих направлений. Также бакалавры получают навыки владения основами управления в сфере природопользования и природоохранной деятельности, учатся самостоятельно решать возникающие проблемы в сфере экологии.

Итак, чтобы создать такую систему подготовки специалистов, которая поможет привить им высокую экологическую культуру, необходимо реализовать практическую деятельность в различных аспектах: формировать способность управлять деятельностью экологического характера в сфере образования, обучать созданию комплексных моделей управления деятельностью по охране природы и образованности в области экологии будущих бакалавров, а также развивать умение разрабатывать методологические основания для экологических проектов.

Чтобы наиболее полно обосновать необходимость поддержания безопасной деятельности в области экологии и определить ее как содержательную часть подготовки бакалавров, нужно проанализировать понятие «экологическая безопасность».

Так, экологическая безопасность остается одним из основных элементов государственной безопасности в стране. Согласно определению, это совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза [9].

Термины «экологическая безопасность» и «опасность» всегда рассматривают вместе, ведь экологическая безопасность подразумевает защищенность от экологической опасно-

Согласно определению, сформулированному отечественным ученым А. Г. Шмалем, экологическая опасность - это любое изменение параметров функционирования природных, технических или природно-технических систем, приводящее к ухудшению качества компонентов окружающей среды за границы установленных нормативов [6, с. 12]. Также им было сформулировано понятие «фактор экологической опасности» - любой процесс, явление, приводящие к изменению параметров качества компонентов окружающей среды за границы установленных нормативов [6, с. 12].

Человек, являясь участником общества, относится к природе по-особенному, фиксируя ее для себя через призму культуры [1]. В современной отечественной философии прослеживается мысль о том, что человек является тем единственным субъектом культуры, который предрасположен к формированию предпосылок и созданию в итоге жизненной среды для себя, а также претерпеванию изменений в процессе воздействия этой среды. Таким образом, в результате долгосрочного процесса по оказанию воздействия друг на друга эво-люций социального и биологического характеров формируется мир культуры [10]. На сегодняшнем этапе развития человечества люди столкнулись с катастрофически огромным количеством угроз природного и техногенного характера. Стоит учитывать, что источником большинства из них являются прежде всего сами люди.

Необходимо отметить, что в настоящее время угрозой является внедрение и использование инновационных информационных технологий - ведь именно из-за этого человечеству грозит потенциальная возможность применения космических систем связи как составляющих генетического и психотропного оружия, что неминуемо приведет к возникновению войны [11].

В конце XX и начале XXI в. особенно ярко проявили себя процессы системной интеграции информационных технологий и всемирной интеграции, которые напрямую связаны с современной деятельностью людей. Стремительный рост получил потенциал знания, ко-

торый генерируется научной деятельностью и осваивается человеком - это неустанно ведет к потере надежности и устойчивости общества.

Современное общество, согласно данным исследователей, вступило в зону «мегари-сков», а ученые У Бек, Э. Гидденс и другие говорят о нем как об «обществе риска» [4]. Именно это определяет наличие в современных обсуждениях категории «безопасность», которая прочно сопряжена с категорией «риск» [10]. Безопасностью называют состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под риском понимают появление опасности или потенциальную возможность ее формирования. Экологическим риском, в свою очередь, принято называть появление опасных явлений именно экологического характера. Отмечается, что оперативное предупреждение рисков экологического характера, являющихся следствием активной жизнедеятельности человека, возможно только в результате формирования у всех категорий населения риск-мышления [10].

На сегодняшний день в мире почти не осталось областей, не испытавших на себе катастрофических последствий происшествий природного и техногенного характера, которые отличаются предельным материальным ущербом и потерями среди населения [12].

В России показателями безопасности в сфере экологии в основном являются ухудшающиеся характеристики окружающей среды, оказывающие непосредственное воздействие на продолжительность жизни людей и генофонд населения. Растет количество мест, где наблюдается напряженная экологическая обстановка, зачастую перерастающая в катастрофы экологического характера [13, с. 13-15]. Также негативная экологическая обстановка напрямую оказывает влияние на растущее напряжение в социальной сфере.

Итак, учитывая концепцию устойчивого развития Российской Федерации, целью образования в области экологии выступает создание условий для развития культуры экологической безопасности личности, которая была бы наделена такими качествами, как независимость и способность полагаться на свои собственные решения в проблемах экологии, в основе которых лежит моральное и этическое осознание возможных последствий своих действий и ответственности за них [14]. Кроме того, человек должен стремиться развивать и совершенствовать свою духовную сферу в области экологических знаний и навыков, накапливать необходимый опыт, а также проявлять независимость и решительность в деятельности по охране природы, стремиться оказывать благоприятное влияние на экологические преобразования в международном сообществе.

Показательным в данном случае может быть десятилетний опыт реализации образовательных программ, представленных сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Томского государственного педагогического университета, в которых обобщены материалы по экологической безопасности. Практико-ори-ентированные занятия осуществляются студентами в образовательных учреждениях города Томска: МАОУ СОШ № 37, МАОУ СОШ № 14, МАОУ СОШ № 30, МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района, ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус», МАОУ СОШ № 28. Их целью, с одной стороны, является популяризация научных знаний, с другой стороны, в открытом диалоге, выстраиваемом студентами со школьниками на основе современных педагогических технологий, создаются условия формирования основ экологической безопасности. Показателями успешности данного процесса являются данные итогового анкетирования, проводимого студентами на завершающем этапе производственной практики. При подсчетах от 75,8 до 78,6 % респондентов из числа школьников среднего звена успешно

справились с вопросами, что является хорошим результатом для поколения последних нескольких лет.

Кроме практико-ориентированных занятий важное место в области подготовки будущих преподавателей БЖД занимает волонтерская деятельность. «Создание профессионально ориентированной волонтерской организации в педагогическом вузе поддерживает эффективную учебно-познавательную деятельность студентов и школьников, способствует профориентации студентов и повышению результативности труда преподавателей» [15].

На основании вышесказанного может быть сделан вывод о том, что системная ежегодная работа, направленная на формирование знаний школьниками и студентами основ экологической безопасности, дает положительную динамику. Однако пока данной работой не будет охвачено 70 % всей молодежи, нельзя считать, что окончательный результат достигнут.

Список литературы

1. Шершнев Л. И. Роль и место образовательной области БЖД в российском образовании // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2008. № 9. С. 34, 38.

2. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения: 11.02.2021).

3. Образцов П. И., Виленский В. Я., Уман А. И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

4. Мугуев Г. И. Формирование целостного образовательного пространства на основе внедрения системы непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 2. С. 37-41.

5. Поликарпов В. С. Философия безопасности / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 168 с.

6. Шмаль А. Г. Факторы экологической опасности и экологические риски. Бронницы: МП «ИКЦ БНТВ», 2010. с. 129.

7. Якиманская И. С. Обработка данных психолого-педагогического эксперимента: учебное пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2001. 64 с.

8. Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI: Теоретические основы многоуровневого естественно-научного педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.

9. Бояров Е. Н., Абрамова С. В. Методологические основы подготовки специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6.

10. Ивин А. А. Основы социальной философии: учеб. пос. для вузов. М.: Высш. шк., 2005. 440 с.

11. Грязева А. А., Синогина Е. С., Дутнефтер А. П. Волонтерская деятельность как фактор профессионального становления студентов педагогического вуза // Вестник НЦБЖД. Казань, 2019. С. 12-19.

12. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

13. Михайлов Л. А., Русак О. Н., Соломин В. П. и др. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Л. А. Михайлова. М.: Академия, 2009. 288 с.

14. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_92097/ (дата обращения: 23.02.2021)

15. Абрамова С. В., Бояров Е. Н. и др. Реализация компетентностного подхода в структуре образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» в условиях модернизации современного образования / Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2011. Кн. 3. С. 310-354.

Федотов Андрей Сергеевич, кандидат педагогических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Е-mail: a_f74@mail.ru

Ломовская Софья Анатольевна, студентка, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.03.2021

DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-55-63

THE USE OF THE ECOLOGICAL-PEDAGOGICAL SYSTEM IN HUMAN SAFETY TRAINING

А. S. Fedotov, S. A. Lomovskaya

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is based on the assertion that education of a teacher in the field of life safety must correspond and meet the challenges that modern society presents to teaching staff. The relevance of the research topic is determined by the requirements of modern education, which, first of all, should have as its main goal all-round personal development. It stimulates the formation of such a behavioral type in people of modern society, which ensures the safety of their behavior in various areas. The article examines the problems of training a bachelor in the field of life safety on the basis of the methodological approaches used in the system of level higher pedagogical education. When identifying the goals and objectives of education in the field of life safety, national interests, state policy in the field of education, social and economic potential of the country are taken into account. The need to form a unified educational space of the Russian Federation in the field of life safety is recognized. It is emphasized that pedagogical education in the field of life safety remains an important subsystem of domestic higher pedagogical education and, while developing, must meet and meet the challenges and conditions that are dictated to pedagogical personnel in modern conditions. It is noted that the problem of training bachelors in the field of life safety is determined by the existence of many contradictions in modern pedagogical theory and practice of universities. Based on this, the need to build a fundamentally effective system of subject-profile training of teachers in the field of life safety is revealed. The concepts of "environmental safety", "environmental hazard", "factor of environmental hazard" and "risk" are analyzed, and the reasons for modern environmental instability in Russia are also considered. It is proved that the goal of environmental education, taking into account the concept of sustainable development of Russia, is to create conditions for the development of a culture of environmental safety of a person endowed with certain qualities. On the example of the implementation of educational programs in schools in the city of Tomsk, it is shown that the annual work aimed at the formation of knowledge by schoolchildren and students of the basics of environmental safety gives positive dynamics.

Keywords: teacher education, higher education, bachelors, environmental safety, continuing education, life safety, students.

References

1. Shershnev L. I. Rol' i mesto obrazovatel'noy oblasti BZHD v rossiyskom obrazovanii [The role and place of the educational area of the Life Safety Fundamentals in Russian education]. OBZH. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2008, no. 9, pp. 34, 38 (in Russian).

2. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 4 oktyabrya 2000 no. 751 "O natsional'noy doktrine obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii" [Resolution of the Government of the Russian Federation of October 4th, 2000 No. 751 "On the national doctrine of education in the Russian Federation"]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Reference and legal system "ConsultantPlus"]. (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_97368/ (accessed 18 February 2021).

3. Obraztsov P. I., Vilenskiy V. Ya., Uman A. I. Tekhnologiiprofessional'no oriyentirovannogo obucheniya v vysshey shkole: uchebnoye posobiye [Technologies of vocationally oriented education in higher education: textbook]. Ed. V A. Slastyonina. Moscow, Pedagogicheskoye obshchestvo Rossii Publ., 2004. 192 p. (in Russian).

4. Muguev G. I. Formirovaniye tselostnogo obrazovatel'nogo prostranstva na osnove vnedreniya sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Formation of an integral educational space based on the implementation of a system of continuous professional education]. Sovremennye naukoemkiye tekhnologii -Modern High Technologies, 2008, no. 2, pp. 37-41 (in Russian).

5. Polikarpov V. S. Filosofiya bezopasnosti [Philosophy of security]. Ed Y. G. Volkov. Rostov-on-Don; Taganrog, TRTU Publ., 2000. 168 p. (in Russian).

6. Shmal' A. G. Faktory ekologicheskoy opasnosti i ekologicheskiye riski [Factors of ecological danger and ecological risks]. Bronnitsy, MP «ICC BNTV» Publ., 2010. 129 p. (in Russian).

7. Yakimanskaya I. S. Obrabotka dannykh psikhologo-pedagogicheskogo eksperimenta: uchebnoye posobiye [Data processing of psychological and pedagogical experiment: textbook]. Orenburg, OGPU Publ., 2001. 64 p. (in Russian).

8. Nepreryvnoyepedagogicheskoye obrazovaniye. Vyp. XVI: Teoreticheskiye osnovy mnogourovnevogo estestvenno-nauchnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Continuous teacher education. Issue XVI: Theoretical Foundations of Multilevel Natural Science Pedagogical Education]. Saint Petersburg, Russian State Pedagogical University by A.I. Herzen Publ., 2002. 205 p. (in Russian).

9. Boyarov E. N., Abramova S. V. Metodologicheskiye osnovy podgotovki spetsialista obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Methodological foundations of training a specialist in education in the field of life safety]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2011, no. 6 (in Russian).

10. Ivin A. A. Osnovy sotsial'noy filosofii: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Fundamentals of social philosophy: textbook for universities]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2005. 440 p. (in Russian).

11. Gryazeva A. A. Sinogina E. S., Dutnefter A. P. Volonterskaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Volunteer activity as a factor of professional establishment of students of pedagogical educational institutions]. VestnikNTsBZhD, 2019, no. 2, pp. 12-19 (in Russian).

12. Krayevskiy V. V., Berezhnova E. V. Metodologiya pedagogiki: novyy etap: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Methodology of pedagogy: a new stage: textbook manual for students of higher education institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 400 p. (in Russian).

13. Mikhaylov L. A., Rusak O. N., Solomin V. P. et all. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Theory and methods of teaching life safety: textbook manual for students of higher education institutions]. Ed. L. A. Mikhaylov. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 288 p. (in Russian).

14. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 2002 goda "Ob Ekologicheskoy doktrine Rossiyskoy Federatsii" [On the Environmental Doctrine of the Russian Federation]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" [Reference and legal system "ConsultantPlus"] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_92097/ (accessed 23 February 2021).

15. Abramova S. V., Boyarov E. N. et all. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v strukture obrazovatel'nogo prostranstva "Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti" v usloviyakh modernizatsii sovremennogo obrazovaniya [Implementation of the competence-based approach in the structure of the educational space "Life Safety" in the context of modernization of modern education]. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii: teoriya i praktika. Kn. 3 [Innovative technologies in education: theory and practice. Book 3]. Krasnoyarsk, Nauchno-innovatsionnyy tsentr Publ., 2011. Pp. 310-354 (in Russian).

Fedotov A. S., Candidate of Pedagogical Sciences, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: a_f74@mail.ru

Lomovskaya S. A., undergraduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.