Научная статья на тему 'Междисциплинарная интеграция в содержании экологического образования бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»'

Междисциплинарная интеграция в содержании экологического образования бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION / LIFE SAFETY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макрушина Инна Васильевна, Корохова Нафисет Асхадовна, Шарова Елена Ивановна

Статья посвящена вопросу обоснования эффективности реализации междисциплинарной интеграции в экологическом образовании бакалавров по направлению подготовки «Педагогического образования» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary integration in the content of environmental education of bachelors of the area “pedagogical education” of the profile “life safety”

The article is devoted to the study of the effectiveness of the implementation of interdisciplinary integration of environmental education of bachelors of the area “Pedagogical education” of the profile “Life safety”.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная интеграция в содержании экологического образования бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»»

УДК 351.77 ББК 68.69 М-16

Макрушина Инна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета;

Корохова Нафисет Асхадовна, кандидат социологических наук, старший

преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета;

Шарова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОДЕРЖАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ПРОФИЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(рецензирована)

Статья посвящена вопросу обоснования эффективности реализации

междисциплинарной интеграции в экологическом образовании бакалавров по направлению подготовки «Педагогического образования» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: междисциплинарная интеграция, безопасность жизнедеятельности, экологическое образование, профессиональная подготовка.

Makrushina Inna Vasylievna, Candidate of Pedagogy, associate professor of the Department of Life Safety of the Institute of Physical Education and Judo of Adyghe State University;

Korokhova Nafiset Askhadovna, Candidate of Sociology, senior lecturer of the Department of Life Safety of the Institute of Physical Education and Judo of Adyghe State University;

Sharova Elena Ivanovna, Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of General Pedagogy of Adyghe State University.

INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN THE CONTENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF BACHELORS OF THE AREA “PEDAGOGICAL EDUCATION”

OF THE PROFILE “LIFE SAFETY”

(reviewed)

The article is devoted to the study of the effectiveness of the implementation of interdisciplinary integration of environmental education of bachelors of the area “Pedagogical education ” of the profile “Life safety ”.

Keywords: interdisciplinary integration, life safety, environmental education, professional training.

Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования содержит совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности», среди которых отражены такие компетенции, как способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, а также основные методы защиты от

возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это предопределяет необходимость формирования в процессе образования таких свойств личности студента, как: экологическая грамотность, экологическое сознание и мышление, экологическая культура.

Нами была проанализированы структура и содержание учебного плана по профилю «Безопасность жизнедеятельности» с точки зрения возможностей формирования экологического сознания студентов. Мы выделили два уровня: горизонтальный уровень в осуществлении процессов преподавания и учения, теоретического и практического обучения, формирования умений и навыков в рамках каждой учебной дисциплины; вертикальный уровень формирования личности будущего учителя безопасности жизнедеятельности, предполагающий реализацию принципов комплексности (преемственность содержания учебных дисциплин) и универсальности (включение в процесс экологического образования всех форм учебного процесса) и междисциплинарной интеграции информации.

Перечень учебных дисциплин экологической направленности рассматривался с позиций системного подхода. Особое внимание было обращено на следующие факторы: запланированный объем (в часах) на изучение дисциплины экологической направленности; последовательность учебных дисциплин в учебном плане, способствующих формированию экологического сознания.

В связи с тем, что изменения учебного плана не предполагалось, учитывались следующие положения:

- на учебный курс экологии в целом отведено 144 часа, дисциплина изучается студентами в десятом семестре семестр; на курс региональной экологии отведено 72 часа, дисциплина изучается в четвертом семестре; на курс социальной экологии отведено 144 часа, дисциплина изучается в десятом семестре;

- естественнонаучные дисциплины изучаются студентами с первого по четвертый семестр;

- биологические дисциплины в учебном плане изучаются с первого по десятый семестр;

- гуманитарные и социально-экономические дисциплины изучаются студентами одновременно или ранее курса экологии на третьем-пятом курсах;

- дисциплины предметной подготовки изучаются с третьего по десятый семестр.

С учетом перечисленных положений и разработанной структуры содержания экологической подготовки предлагается следующая междисциплинарная интегративная система экологической подготовки будущих учителей БЖ (рис. 1).

Она охватывает учебные дисциплины, начиная с первого курса и заканчивая дипломным проектированием, где, как предполагается, происходит системное осмысление студентом всех накопленных за время обучения экологических знаний и умений применять их для решения профессиональных задач.

Рисунок 1 - Междисциплинарная интеграция выбора дисциплин учебного плана направления подготовки бакалавров «Педагогическое образование» по профилю «Безопасность жизнедеятельности»

Интеграция информации обеспечивает содержательный контакт между всеми учебными дисциплинами, отражая: многообразие природы и характер ее противоречий, закономерности развития общества и генезис экологического знания, возникновение и развитие ноосферы, общность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимоотношений человека и природы, формирование экологического сознания, мышления и

культуры и т.д. Особую значимость имеет интеграция с философскими дисциплинами, в результате чего формируются общеэкологические понятия и идеи [1].

Интеграция наук означает их систематическое единство по сквозным проблемам, пронизанность наук сквозными принципами, ясно сформулированными и логически связанными, и предполагает выделение ядра или центра (центров) интеграции [2]. Методологически целесообразным представляется выделение ряда интегрирующих центров, вокруг которых концентрируется комплекс наук. Логическую структуру интеграции научных дисциплин можно представить следующим образом: основа интеграции - базовая наука -интегратор; комплексность наук определяется целью интеграции - определенным аспектом исследования (например, определение условий сохранения жизни, сохранения устойчивости гомеостатической системы, технико-экономические критерии рационального природопользования, формирования экологического сознания и др.) [3].

На уровне междисциплинарной интеграции по экологическим проблемам многих естественных и гуманитарных наук особенно актуальными становятся [проблемы, связанные с методами формирования целостности знания о системе «общество - природа» как объектов глобального взаимодействия.

Комплексная наука, способная охватить, синтезировать всю область экологических исследований должна быть единой формой интеграции экологических исследований. Глобальное взаимодействие есть множество многокачественных сторон, свойств, связей, есть системный комплекс многоуровнего взаимодействия, поэтому экологическое познание также должно быть системно-комплексным, разноуровневой интегрированности в соответствии с разными целевыми установками.

Правомерно предположить, что по мере углубления экологических знаний интеграция экологических исследований будет сопровождаться процессом дифференциации экологического познания. Экологические теории, первоначально толкуемые как комплексные науки -интеграторы всех областей экологических исследований, оформляются как науки, отражающие глобальное воздействие в определенном ракурсе, аспекте, хотя называют аспектные предметы этих наук по-разному [3].

Схему интеграции наук в экологической ориентации можно представить следующим образом:

1. Нижний уровень интеграции - внутринаучная интеграция дисциплин, исследующих различные аспекты экологических проблем. На этом уровне осуществляется интеграция методов, средств познания в ходе теоретизации наук, формирования пограничных областей познания.

Введение студента в сложное понятийное поле, которое он пришел изучать в ВУЗ, и соотношение конструкции специальности с остальным миром, в котором, как известно, «все связано со всем», так или иначе, приводит к необходимости организации интегрированных, системных форм образования.

2. Уровень междисциплинарной интеграции: слой интегративных центров научных исследований [3].

Однако интеграция не сводится к обычным междисциплинарным связям в их метафизическом выражении. Она представляет собой качественно новый их уровень, выраженный в создании не только принципиально новых учебных курсов и дисциплин, но и в создании новых специальностей. В зависимости от аспекта исследования, научные дисциплины тяготеют к определенному центру, координирующему направление исследований.

Уровень интеграции экологических исследований не может быть представлен только научными дисциплинами. Это еще и кадастр педагогических технологий, с помощью которых создается особая среда образования, в которой изучение интегрированного содержания

специальности не только сочетается, но и направляется содержанием общечеловеческих ценностей. Правомернее, в таком случае, говорить о комплексе экологических наук, интегрирующих естественные, гуманитарные и технические науки в связи с экологической проблематикой. Экологические науки должны быть объединены общей программой исследований, которую можно обозначить как способ интеграции экологического познания и практической деятельности по оптимизации глобального взаимодействия. Это проблему должны решать все области науки: естествознание, обществознание, технические науки: естественные и технические науки, обеспечив конкретно-научным материалом, необходимым для реализации программы оптимизации глобального взаимодействия.

Курс экологии занимает центральное место в предлагаемой системе интегративной экологической подготовки. Он выступает не только как дисциплина естественно-научной подготовки, но как курс, имеющий мировоззренческое значение. Его задачами являются:

- обеспечение целостного восприятия окружающего мира на базе интеграции знаний о человеке, обществе, биосфере, техносфере;

- формирование у студентов системного экологического подхода к решению педагогических, социальных и др. задач;

- способствование повышению мотивации дальнейшей познавательной деятельности в этом направлении;

- способствование развитию экологического сознания, развитию личности [4].

Результатом освоения студентами содержания данного курса должны стать:

- знание концептуальных основ современной экологии, фундаментальных экологических закономерностей, необходимых для принятия оптимальных решений в условиях экологического кризиса;

- понимание места экологии в современной концепции научной картины мира, основных проблем и задач экологической науки;

- владение специальной терминологией из предметной область экологии.

В содержании курса "Экология" можно выделить: 1) совокупность обязательных для целостного изложения сведений и 2) дополнительные сведения, определяемые задачами увязки содержания экологии с важными сторонами жизнедеятельности. Вторая часть знаний найдет свое развитие в процессе дальнейшей профессиональной подготовки будущих учителей БЖ. Совокупность обязательных экологических знаний должна быть сведена к достаточному минимуму (учитывая небольшое число часов, отведенных на изучение дисциплины), определяемому задачей важности понимания основных закономерностей экологии для будущих учителей БЖ в их профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса экологии базируется на естественных биолого-экологи-ческих знаниях, заложенных в полном школьном курсе биологии, а также в вузовских естественнонаучных дисциплинах. Здесь, на междисциплинарном уровне, наблюдается переход от индуктивного подхода в представлении материала (обобщение частных естественнонаучных знаний в единую картину мира) к дедуктивному (на основе целостного восприятия и глобальных экологических понятий рассмотрение отдельных вопросов на стыке экологии с другими науками). Когда экологические знания студентов приобретут системный характер, в частности будут усвоены основные экологические понятия и закономерности, только тогда целесообразно переходить к прикладным вопросам.

Таким образом, при осуществлении междисциплинарной интеграции в экологическом образовании бакалавров по направлению подготовки «Педагогического образования» профиль «Безопасность жизнедеятельности» создается реальная возможность ее реализации в циклах гуманитарном, социальном и экономическом, математическом и естественнонаучном

профессиональном. Эффективность данного процесса может быть обеспечена посредством применения предлагаемой нами системы интеграции наук.

Литература:

1. Азизова И.Ю. Междисциплинарная интеграция в методической подготовке как средство становления философско-методологической культуры студентов-биологов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1886.htm.

2.Кабаян О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: дисс. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2001. 175 с.

3. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: учеб. пособие. М.: Логос, 2001. 348 с.

4.Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. 432 с.

References:

1. Azizova I.Y. Interdisciplinary integration in methodological training as a way of forming philosophical and methodological culture of biology students. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.emissia.org/offline/2012/1886.htm.

2. Kabayan O.S. Promoting a healthy lifestyle as a part ofphysical training of students on the basis of integration of the content of academic disciplines about human being: diss. ... Cand. of Ped. Maikop, 2001. 175p.

3. Medvedev VI., Aldasheva A.A. Environmental awareness: manual. M.: Logos, 2001. 348 p.

4. Mirsky E.M. Interdisciplinary research and disciplinary science organization. M.,1980. 432

p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.