Научная статья на тему 'Особенности модели предметно-профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Крымском регионе'

Особенности модели предметно-профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Крымском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КРЫМСКИЙ РЕГИОН / BACHELORS / LIFE SAFETY / COMPETENCE / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS / CRIMEAN REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропотова Н.В., Ибрагимова Э.Э.

Рассмотрены особенности предметно-профессиональной подготовки будущих педагогов-бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в Крымском регионе. В соответствии с региональным аспектом, линия развития предметно-профессиональной компетентности в области экологической безопасности оказалась ведущей, так как экологическое благополучие Крымского региона является естественной основой для здорового и безопасного образа жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кропотова Н.В., Ибрагимова Э.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE SUBJECT-PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY IN THE CRIMEAN REGION

Features of subject-professional training of future bachelor teachers in the field of life safety in the Crimean region are considered. In accordance with the regional aspect, the line of development of subject-professional competence in the field of environmental safety has proved to be a leading one, since the ecological well-being of the Crimean region is the natural basis for a healthy and safe way of life for people.

Текст научной работы на тему «Особенности модели предметно-профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в Крымском регионе»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 4 (70). 2018. № 4. С. 23-30.

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЫМСКОМ РЕГИОНЕ

Кропотова Н. В., Ибрагимова Э. Э.

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Симферополь,

Республика Крыш, Россия

E-mail: kropotova555@mail.ru, evelina_biol@mail.ru

Рассмотрены особенности предметно-профессиональной подготовки будущих педагогов-бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в Крымском регионе. В соответствии с региональным аспектом, линия развития предметно-профессиональной компетентности в области экологической безопасности оказалась ведущей, так как экологическое благополучие Крымского региона является естественной основой для здорового и безопасного образа жизни людей.

Ключевые слова: бакалавры, безопасность жизнедеятельности, компетенция, федеральные образовательные стандарты, Крымский регион.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Усиление региональной составляющей образования посредством учета конкретных условий, особенностей и потребностей регионов является приоритетным направлением развития современных образовательных систем, целостность которых при этом сохраняется за счет одновременного использования инструментов вариативности и стандартизации. Регионализация предполагает адаптацию дидактических моделей к профессиональной и социально-культурной среде региона, учет ее природно-экологическим и экономических особенностей, традиций. Таким образом, подготовка бакалавров педагогики в области безопасности жизнедеятельности не может не отражать специфику региона, типичные для него чрезвычайные ситуации различного характера.

В рамках компетентностного подхода, положенного в основу действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, проектирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) осуществляется на основе модели компетентностей выпускника как некого обобщенного результата образования. Исследования, посвященные конструированию организационно-педагогических и научно-методических основ, а также предметного содержания педагогического бакалавриата в области безопасности жизнедеятельности, достаточно обширны. Об этом, в частности, свидетельствует историко-педагогический анализ процесса становления и развития образовательной области безопасности жизнедеятельности в высшем

23

педагогическом образовании, выполненный Э. М. Ребко [1]. Накопленный научными школами опыт позволил осуществить переход от чисто нормативной, функционально-целевой трактовки данной предметной области к глубокой теоретико-методологической ее проработке. Л. А. Михайловым разработана концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете [2], поставлена задача формирования личности безопасного типа, способной предвидеть, идентифицировать и предотвращать опасности и риски. В. В. Гафнер [3] предложил структуру профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности. А. А. Михайлов [4], формируя методическую систему подготовки преподавателей безопасности жизнедеятельности на интеграционной основе, особое внимание уделил организации системы межведомственного взаимодействия для поддержки образовательного процесса. Педагогической новацией в области безопасности жизнедеятельности явилось применение ноксологического подхода (см. например, [5, 6]). Широкое распространение получил культурологический подход, позволивший решать проблему развития готовности противостоять факторам риска через формирование культуры безопасности жизнедеятельности [7].

Вместе с тем, незаслуженно мало внимания исследователи до сих пор уделяли вопросу регионализации предметной области безопасности жизнедеятельности. В этом контексте следует отметить работу [8], в которой обосновывается необходимость в условиях мегаполиса усилить подготовку будущих учителей ОБЖ в области профилактики и противодействия социальной опасности, и диссертацию М. А. Мурадисова [9], предложившего модель регионализации профессиональной подготовки учителя БЖД в Республике Дагестан.

Цель статьи - частично восполнить указанный пробел, проанализировав особенности предметно-профессиональной (профессионально-специализированной) подготовки будущих педагогов-бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в Крымском регионе.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В данной работе комплекс профессиональных компетенций выпускника педагогического бакалавриата в области безопасности жизнедеятельности интерпретируется на основе и в соответствии с концепцией единой социально-профессиональной компетентности И. А. Зимней [10]. На рис. 1 схематически представлен процесс конструирования ОПОП на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального, основного и среднего), а также особенностей региональной профессиональной и культурно-образовательной среды.

24

Рис. 1. Графическая модель процесса разработки основной профессиональной образовательной программы на базе модели компетенций выпускника с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и региональных особенностей.

Компетентностный подход трактует подготовку будущего учителя как целенаправленное поэтапное формирование у него профессионально-педагогической компетентности. Следовательно, центральным узлом технологии разработки ОПОП является система общекультурных и профессиональных компетентностей, которыми должен обладать выпускник, для того чтобы в полной мере соответствовать требованиям будущей профессии. Применительно к предмету данного исследования, с учетом особенностей профессиональной деятельности учителя-предметника, следует рассматривать его профессиональную компетентность как единый комплекс двух взаимосвязанных аспектов -профессионально-специализированная (предметно-профессиональная) и общая профессиональная компетентность: предметно-профессиональная компетентность задается семантическим полем осваиваемого учебного предмета; общая профессиональная компетентность - обеспечивает готовность к педагогической деятельности как таковой.

Требования ФГОС всех уровней общего образования необходимо учитывать при конструировании предметно-профессиональных компетенций будущих учителей, так как, согласно действующему законодательству, эти стандарты должны быть положены в основу деятельности всех педагогических работников и

25

методических структур в системе общего образования.

В соответствии с рекомендациями [10], педагогическое моделирование осуществлялось нами с опорой на следующие технологические условия:

- представить сущностное содержание предметно-профессиональной подготовки выпускника;

- наиболее полно охватить необходимые и достаточные его предметно-профессиональные (профессионально-специализированные) компетенции;

- создать целостную и непротиворечивую систему дискрипторов профессионально-специализированной модели;

- предусмотреть возможность количественного измерения сформированных предметно-профессиональных компетенций.

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) позволил нам, обобщив нормативные требования к результатам освоения обучаемыми общих образовательных программ в области безопасности жизнедеятельности, выделить следующие смысловые блоки:

- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, формирование установок безопасного и экологически целесообразного образа жизни; понимание ценности экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни, формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях, овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности;

- знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование установок здорового образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков); владение основами медицинских знаний, включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике, умение оказать первую (доврачебную) помощь пострадавшим при неотложных состояниях;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий

26

противоправного характера, а также асоциального поведения; готовность к служению Отечеству, его защите; знание основ обороны государства и воинской службы.

ФГОС всех уровней общего образования построены на основе системно-деятельностного подхода. Поэтому определение целевых установок для проектирования предметно-специализированных компонентов ОПОП высшего образования потребовало их предварительного перевода в компетентностную парадигму. Таким образом, при конструировании содержания основной профессиональной образовательной программы, а также учебных дисциплин и их структурно-логического соотношения мы приняли целевую установку в следующей форме: развить у будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) готовности к педагогической деятельности с целью формирования у обучаемых современной культуры безопасности жизнедеятельности, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Исходя из выявленных выше смысловых блоков, в целостном содержательном пространстве предметно-педагогической подготовки по профилю «безопасность жизнедеятельности» нами были выделены три линии развития предметно-профессиональных (профессионально-специализированных) компетентностей, взаимосвязь которых, с нашей точки зрения, обеспечивает достижение поставленной образовательной цели (рис. 2).

Рис. 2. Структурная модель предметной (профессионально-специализированной) подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

27

В соответствии с разработанной моделью, формирование содержания предметной (профессионально-специализированной) подготовки будущих учителей ОБЖ осуществляется на базе интеграции достижений широкого круга медико-биологических, гуманитарных и общественных наук. Учебные дисциплины обеспечивают теоретическую базу для развития у студентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Положенный в основу проектирования системно-структурный подход позволяет создать единую дидактическую систему, смысловым центром которой является целостное видение феномена безопасности жизнедеятельности. Функционально взаимосвязанные блоки упорядоченно группируются, подчиняясь единой теоретической концепции образовательной программы.

Содержание учебных дисциплин и их структурно-логическая взаимосвязь по трем линиям формирования профессионально-специализированной компетентности согласовано с развитием общепрофессионального (педагогического) компонента профессиональной компетентности обучающихся. «Точки сборки», места встречи линий развития отдельных групп компетентности представляют учебные дисциплины, предметом которых является целостное видение феномена безопасности жизнедеятельности, а также такие виды учебной работы, которые обеспечивают студентам овладение навыками решения профессиональных задач (учебно-исследовательская работа, практики и др.).

В соответствии с выше заявленной целью, особое внимание при конструировании основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности было уделено нами региональному аспекту. Линия развития предметно-профессиональной компетентности в области экологической безопасности была выбрана в качестве ведущей ввиду того, что экологическое благополучие Крымского региона - края с благоприятными природно-климатическими условиями, уникальной природой, богатой историей и культурно-этническим разнообразием - является естественной основой для здорового и безопасного образа жизни людей.

ВЫВОДЫ

1. Предложена концептуальная модель содержания предметно-профессиональной (профессионально-специализированной) подготовки будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности с учетом особенностей Крымского региона.

2. Ведущим направлением развития предметно-профессиональной компетентности в этой модели для Крымского региона выбрана линия формирования компетентности в сфере экологической безопасности.

3. Организационно-педагогические и методические условия профессионально-педагогической подготовки бакалавров-педагогов в области безопасности жизнедеятельности обеспечивают реализацию требований ФГОС ВО.

28

Список литературы

1. Ребко Э. М. Генезис высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Э. М. Ребко // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - № 3. - С. 154-158.

2. Михайлов Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. ... д. пед. наук. / Л. А. Михайлов. - СПб., 2003. -340 с.

3. Гафнер В. В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности: Автореф. дисс. ...к.п.н./ В. В. Гафнер. - Екатеринбург, 2005. - 16 с.

4. Михайлов А. А. Модель методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности / А. А. Михайлов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 6 (136). - С. 114-124.

5. Корбушко П. Ф. Об основаниях ноксологического образования / П. Ф. Корбушко, В. А. Девисилов // Вестник Федерального образовательного учреждения ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. - 2011. - № 4 (49). - С. 30-36.

6. Бояров Е. Н. Ноксологический подход в содержании образования педагогов безопасности жизнедеятельности / Е. Н. Бояров, С. В. Абрамова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 111-116.

7. Горина Л. Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности человека на основе изо- и гомоморфизма: автореф. дис ... д-ра. пед. наук / Л. Н. Горина. -Тольятти, 2002. - 41 с.

8. Ребко Э. М. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности / Э. М. Ребко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013 - № 162. - С. 156-162.

9. Мурадисов М. А. Регионализация профессиональной подготовки учителя по специальности «безопасность жизнедеятельности» в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. / М. А. Мурадисов. -М., 2007 - 16 с.

10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

PECULIARITIES OF THE SUBJECT-PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY IN THE CRIMEAN REGION

Kropotova N. V., Ibragimova E. E.

Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Russian Federation

E-mail: kropotova555@mail.ru, evelina_biol@mail.ru

Features of subject-professional training of future bachelor teachers in the field of life safety in the Crimean region are considered. In accordance with the regional aspect, the line of development of subject-professional competence in the field of environmental safety has proved to be a leading one, since the ecological well-being of the Crimean region is the natural basis for a healthy and safe way of life for people.

Keywords: bachelors, life safety, competence, federal educational standards, the Crimean region.

29

References

1. Rebko E.M., Genezis vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatelnosti, Obschestvo. Sreda. Razvitie, 3, 154 (2015).

2. Mihaylov L.A., Koncepciya organizacii podgotovki uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatelnosti v sovremennompedagogicheskom universitete, Dis. ... d-ra. ped. nauk, 340 p. (St. Petersburg, 2003).

3. Gafner V.V., Monitoring stanovleniya professionalnoy kompetentnosti uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatelnosti, Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk,, 16 p. (Ekaterinburg, 2005).

4. Mihaylov A.A., Model metodicheskoy sistemy podgotovki buduschih uchiteley bezopasnosti zhiznedeyatelnosti, Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 6 (136), 114 (2016).

5. Korbushko P.F., Ob osnovaniyah noksologicheskogo obrazovaniya, VestnikFederalnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya VPO «Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet im. V.P. Goryachkina, 4 (49), 30 (2011).

6. Boyarov E.N., Noksologicheskiy podhod v soderzhanii obrazovaniya pedagogov bezopasnosti zhiznedeyatelnosti, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 4, 111 (2012).

7. Gorina L.N., Mnogourovnevayapedagogicheskaya sistema formirovaniya kultury bezopasnosti cheloveka na osnove izo- i gomomorfizma, avtoref. dis ... d-ra. ped. nauk, 41 p. (Tolyatti, 2002).

8. Rebko E.M., Sistema podgotovki buduschih uchiteley OBZh v oblasti socialnoy bezopasnosti, Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 162, 156 (2013).

9. Muradisov M.A., Regionalizaciya professionalnoy podgotovki uchitelya po specialnosti «bezopasnost zhiznedeyatelnosti» v vuze, avtoref. dis.. kand. ped. nauk, 16 p. (Moscow, 2007).

10. Zimnyaya I.A., Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezultata obrazovaniya, Vysshee obrazovanie segodnya, 5, 34 (2003).

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.