Научная статья на тему 'Преемственность методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности'

Преемственность методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность уровней образования / модульный подход / модули методической направленности / бакалавриат / магистратура. / continuity of education levels / modular approach / methodological modules / bachelor’s degree / master’s program.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. И. Попова, Л. П. Макарова, И. С. Елизарова

В статье рассматриваются возможные подходы к проблеме преемственности уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (бакалавриат и магистратура). На основе модульного подхода показывается преемственность методической подготовки в обучении бакалавров и магистров. Определено, что преемственность методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности имеет комплексный характер, раскрывающийся через реализацию вариативных модулей в образовательных программах. В качестве средства обучения предложены модули методической направленности, реализуемые при обучении бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р. И. Попова, Л. П. Макарова, И. С. Елизарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS AND MASTERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY

The article discusses possible approaches to the problem of continuity of level higher pedagogical education in the field of life safety (bachelor’s and master’s degrees). Using a modular approach, the continuity of methodological training in teaching bachelors and masters is shown. It is determined that the continuity of the methodological training of bachelors and masters of education in the field of life safety has a comprehensive nature, revealed through the implementation of variable modules in educational programs. As a teaching tool, modules of a methodological orientation, implemented during the training of bachelors and masters in the direction of “Pedagogical Education” (profile “Education in the field of life safety”) are proposed.

Текст научной работы на тему «Преемственность методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности»

высокие показатели в ответах родителей по блоку «Профессионально-деловой компонент и professional skills»: ответ на вопрос № 1. «Владеет научно-теоретической базой в области дошкольной педагогики и дошкольного образования» и ответ на вопрос № 2 «Владеет современной методической базой в области дошкольного образования». Полагаем, что готовность родителей и социальных партнеров оценить владение педагогами нормативной и методической базой системы дошкольного образования в значительной степени имеет отношение к профессиональной деятельности.

Кроме того, в рамках нашего исследования по выявлению уровня сфор-мированности компонентов потенциала и комплекса профессиональных умений педагогов ДОО дополнительно разработан опросник по пятому блоку «Региональный компонент и regional skills». Цель опросника: выявить у педагогов сфор-мированность регионального компонента и владение regional skills как умение учитывать реальную ситуацию развития и организовывать профессиональную

деятельность в соответствии с региональными социокультурными особенностями и образовательной практикой.

Таким образом, в формате рассмотрения проблемы развития потенциала педагога ДОО в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования на первом этапе нашего исследования определены компоненты потенциала и комплекс умений педагога; выявлен уровень сформированности компонентов потенциала. По результатам первоначального этапа исследования считаем возможным, во-первых, внести коррективы в диагностический инструментарий и определить балльный показатель, характеризующий критериальный эквивалент «выше достаточного», что позволит, по нашему мнению, расширить перспективы развития потенциала педагога; во-вторых, разработать подходы к проектированию модели развития потенциала педагога ДОО в процессе трансформации системы дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

1. Энциклопедический словарь экономики и права. Available at: https//window.edu.ru>resource

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. Москва: Педагогическое общество России, 2002.

3. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Available at: https://www.dissercat.com

4. Панарин В.И., Паршиков В.И., Черных С.И. Гуманитарная культура, как условие трансформации образования. Профессиональное образование в современном мире. 2016; Т. 6. № 1: 34 - 39.

5. Байдарова О.И. Развитие правового потенциала социального педагога в системе дополнительного профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.

6. Боднар С.С. Современное состояние и тенденции развития системы непрерывного педагогического образования в Канаде: вторая половина XX - начало XXI вв. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2011.

У. Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании. Педагог, воспитай личность: научно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010: 32 - 39.

8. Гусарова E.H. Современные подходы профессионально-педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала. ИСОМ. 2012; № 1: 11У - 118.

9. Дондокова РБ. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования. Вестник Бурятского государственного университета 2011; № 1: 35 - 38.

10. Захарова Л.М. Подготовка педагогов дошкольного образования в новых социокультурных условиях. Вестник центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014; № 4: 101 - 104.

11. Захарова Л.М Роль инновационного кластера в расширении образовательного пространства дошкольной организации. Современные производительные силы. 2014; № 4: 168 - 1У1.

12. Катербарг Т.О. Развитие и активизация профессионального потенциала педагога в образовательном пространстве школы. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. Modern Researchof Social Problems. 2013; № 6 (26).

13. Лашкова Л.Л. Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений. Available at: http://www.referun. com/n/kontseptsiya-razvitiya-kommunikativnogo-potentsiala-buduschih-pedagogov-doshkolnyh-obra

14. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. Новый мир. 1994; № 8: 30.

References

1. 'Encikbpedicheskij slovar' 'ekonomiki i prava. Available at: https//window.edu.ru>resource

2. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2002.

3. Gerasimov G.I. Transformaciya obrazovaniya - sociokul'turnyj potencial razvitiya rossijskogo obschestva. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Available at:

4. Panarin V.I., Parshikov V.I., Chernyh S.I. Gumanitarnaya kul'tura, kak uslovie transformacii obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2016; T. 6. № 1: 34 - 39.

5. Bajdarova O.I. Razvitiepravovogopotencialasocial'nogopedagogavsistemedopolnitel'nogoprofessional'nogoobrazovaniya.Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

6. Bodnar S.S. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Kanade: vtoraya polovina XX - nachalo XXI vv. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2011.

У. Bozhinskaya T.L. Perspektivy sovershenstvovaniya pedagogicheskogo potenciala regional'noj kul'tury v sovremennom rossijskom obrazovanii. Pedagog, vospitaj lichnost': nauchno-metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu, 2010: 32 - 39.

8. Gusarova E.N. Sovremennye podhody professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya, napravlennye na razvitie tvorcheskogo potenciala. ISOM. 2012; № 1: 11У - 118.

9. Dondokova R.B. Razvitie tvorcheskogo potenciala uchitelya v usloviyah gumanizacii obrazovaniya. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta 2011; № 1: 35 - 38.

10. Zaharova L.M. Podgotovka pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Vestnik centra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Kul'turologiya. Pedagogika. Metodika. 2014; № 4: 101 - 104.

11. Zaharova L.M Rol' innovacionnogo klastera v rasshirenii obrazovatel'nogo prostranstva doshkol'noj organizacii. Sovremennyeproizvoditel'nye sily. 2014; № 4: 168 - 1У1.

12. Katerbarg T.O. Razvitie i aktivizaciya professional'nogo potenciala pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve shkoly. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Modern Researchof Social Problems. 2013; № 6 (26).

13. Lashkova L.L. Koncepciya razvitiya kommunikativnogo potenciala buduschih pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Available at: http://www.referun.com/n/ kontseptsiya-razvitiya-kommunikativnogo-potentsiala-buduschih-pedagogov-doshkolnyh-obra

14. Lihachev D.S. Kul'tura kak celostnaya sreda. Novyj mir. 1994; № 8: 30.

Статья поступила в редакцию 01.12.19

УДК 378.147.227 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10114

Popova R.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: ripopova@herzen.spb.ru

Makarova L.P., Cand. of Sciences (Medicine), Professor, Faculty of Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: l.makarova@list.ru

Elizarova I.S., senior lecturer, Faculty of Life Safety, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail:grira8585@mail.ru

CONTINUITY OF METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS AND MASTERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article discusses possible approaches to the problem of continuity of level higher pedagogical education in the field of life safety (bachelor's and master's degrees). Using a modular approach, the continuity of methodological training in teaching bachelors and masters is shown. It is determined that the continuity of the methodological training of bachelors and masters of education in the field of life safety has a comprehensive nature, revealed through the implementation of variable modules in educational programs. As a teaching tool, modules of a methodological orientation, implemented during the training of bachelors and masters in the direction of "Pedagogical Education" (profile "Education in the field of life safety") are proposed.

Key words: continuity of education levels, modular approach, methodological modules, bachelor's degree, master's program.

Р.И. Попова, канд. пед. наук, доц., РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: ripopova@herzen.spb.ru Л.П. Макарова, д-р мед. наук, проф., РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: l.makarova@list.ru И.С. Елизарова, доц,. РГПУ имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: grira8585@mail.ru

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются возможные подходы к проблеме преемственности уровневого высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (бакалавриат и магистратура). На основе модульного подхода показывается преемственность методической подготовки в обучении бакалавров и магистров. Определено, что преемственность методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности имеет комплексный характер, раскрывающийся через реализацию вариативных модулей в образовательных программах. В качестве средства обучения предложены модули методической направленности, реализуемые при обучении бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»).

Ключевые слова: преемственность уровней образования, модульный подход, модули методической направленности, бакалавриат, магистратура.

Реализация стандартов второго поколения общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (поколений 3+ и 3++) в условиях преобразования современного общества требуют пересмотра содержания подготовки студентов педагогического вуза (уровни бакалавриат и магистратура). Анализ ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» выявил направленность на последовательное формирование в уровневой подготовке: в бакалавриате подготовка характеризуется практико-ориентирован-ным характером; в магистратуре особую значимость приобретает научная подготовка для осуществления различных видов профессиональной деятельности (педагогической, проектной, методической и др.).

Теоретические основы методической подготовки бакалавров и магистров в области образования безопасности жизнедеятельности раскрыты в трудах С.В. Абрамовой, Е.Н. Боярова, В.П. Соломина, П.В. Станкевича и других ученых [1 - 4]. Исследователи отмечают важную роль методической подготовки в структуре общепрофессиональной подготовки педагога-предметника. Как утверждают С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров, методическая подготовка способствует приобретению знаний и умений в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, обеспечивает развитие методической компетентности, формирует систему ценностных отношений к методической деятельности [1], [2].

По убеждению Н.О. Верещагиной, методическая подготовка определяется как «процесс обучения и самообучения студентов в ходе освоения образовательных программ по соответствующему направлению подготовки и в ходе профессиональной деятельности в общеобразовательных учреждениях различного типа или вида с целью осуществления ими методической деятельности, основанной на интеграции смежных научных знаний и на научных достижениях в области теории и методики обучения и воспитания» [5].

Принимая во внимание представленные определения, под методической подготовкой мы понимаем процесс обучения студентов в ходе освоения дисциплин методической направленности с учетом их практической деятельности по соответствующему предметному профилю в рамках направления подготовки.

По мнению Л.А. Никитиной, «методическая подготовка в педагогическом вузе осуществляется в процессе изучения дисциплин предметной подготовки, включающей базовые теоретические дисциплины, частные методики и общепрофессиональные дисциплины» [6, с. 16]. Мы выделяем содержательные линии методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности:

- направления развития образования в области безопасности жизнедеятельности;

- методологические основы обучения в области безопасности жизнедеятельности;

- содержание и структура образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности;

- моделирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.

Таблица 1

Содержательные линии методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

Содержательные линии Дидактические единицы

Направления развития образования в области безопасности жизнедеятельности. Основные направления становления и развития предметной области «Безопасность жизнедеятельности»; инновации в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности; этапы становления и развития методики обучения безопасности жизнедеятельности; проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности на современном этапе.

Методологические основы обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание и структура образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности.

Моделирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности

Подходы и принципы в исследовании проблем образования в области безопасности жизнедеятельности; виды педагогических исследований в области образования безопасности; формирование личности безопасного поведения; инновационные процессы в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности.

Цели обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях; специфика содержания преподавания безопасности жизнедеятельности; особенности методов обучения в области безопасности жизнедеятельности; развитие методов обучения; сущность, виды и специфика организации самостоятельной работы при обучении безопасности жизнедеятельности; формы обучения безопасности жизнедеятельности; специфика использования форм обучения безопасности жизнедеятельности; особенности средств обучения безопасности жизнедеятельности; особенности диагностики, оценивания и коррекции результатов обучения безопасности жизнедеятельности.

Современные подходы к моделированию образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности; особенности проектной деятельности педагога; исследовательская деятельность педагога в образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности.

Согласно анализу материалов таблицы, содержание методической подготовки осуществляется в результате сочетания представленных содержательных линий, которые определяют структурно-функциональный состав методического знания.

Для более детального изучения методической подготовки в условиях уров-невого образования педагогов-предметников необходимо ее рассмотрение с точки зрения категории преемственности.

В контексте теорий процесса обучения проблема преемственности получила теоретическое исследование в трудах Ю.К. Бабанского, Ш.И. Ганелина, М.А. Данилова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других ученых.

В широком смысле преемственность рассматривается как объективная необходимая связь между старым и новым в процессе развития [7].

Применительно к обучению существуют различные подходы к определению категории «преемственность»:

- последовательность, согласованность и системность в расположении образовательного материала и этапов учебно-воспитательной работы [8];

- дидактический принцип, направленный на обеспечение объективной системной связи предшествующего и последующего этапов организации учебного процесса с целью его оптимизации для адаптации обучающихся к новым этапам обучения [9, с. 27].

- связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого как системы [10].

Преемственность в процессе методической подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности охватывает компоненты образовательного процесса:

- мотивационно-целевой, позволяющий рассматривать во взаимосвязи цели и мотивы подготовки бакалавров и магистров к методической деятельности;

- структурно-содержательный, реализуемый в процессе усвоения модулей методической направленности;

Таблица 2

Содержательная характеристика модулей подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

Содержательная характеристика модуля «Методический» (бакалавриат) Содержательная характеристика модуля «Методика профильного образования» (магистратура)

- методические основы обучения, воспитания и развития, обучающихся в области безопасности жизнедеятельности; - цели и задачи образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности; - содержание ФГОСов основного и полного общего образования; - формирование и развитие понятий; - формирование и развитие умений и навыков в процессе обучения ОБЖ; - виды планирования образовательного процесса по ОБЖ; - направления работы преподавателя-организатора ОБЖ; - должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ; - характеристика, классификация и особенности применения методов обучения ОБЖ; - характеристика, классификация и особенности применения форм обучения ОБЖ; - методика организации самостоятельной работы школьников; - характеристика, классификация, особенности выбора и использования средств обучения ОБЖ; -значение, виды и методы контроля планируемых результатов обучения по ОБЖ; - методические аспекты организации профильного обучения по безопасности жизнедеятельности; - особенности организации и проведения массовых спортивно-оздоровительных и военно-патриотических мероприятий; - значение, понятие об образовательных технологиях, классификация, структура и особенности использования образовательных технологий в различных формах работы с обучающимися - цели, задачи, этапы организации внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности; - нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности; - принципы проектирования внеурочной деятельности обучаемых по безопасности жизнедеятельности; - приемы, методы и технологии организации внеурочной деятельности; - информационно-коммуникативные технологии в организации внеурочной деятельности обучаемых по безопасности жизнедеятельности; - диагностика и оценка результатов внеурочной деятельности обучаемых по безопасности жизнедеятельности; - роль, классификация, структура и особенности технологий обучения безопасности жизнедеятельности; - технологии оценки достижений обучаемых; - основные методы создания и реализации культурно-просветительских программ по безопасности жизнедеятельности; - структура и содержание культурно-просветительской работы по безопасности жизнедеятельности; - нормативно-правовые документы, регламентирующие культурно-просветительскую работу обучаемых; - формы организации культурно-просветительской работы по безопасности жизнедеятельности; - особенности и потенциал региональной культурной образовательной среды; - методы и средства организации культурно-просветительской работы по безопасности жизнедеятельности.

- процессуально-коммуникативный, включающий структурирование методической деятельности обучаемых на этапах теоретического и практического обучения;

- контрольно-коррекционный, включающий контроль и коррекцию на всех этапах обучения бакалавров и магистров.

Осуществление преемственности в процессе подготовки бакалавров и магистров образования в области безопасности жизнедеятельности выражается:

- в междисциплинарном характере дисциплин методической направленности, отражающих специализированную подготовку бакалавров и магистров в соответствии со спецификой в рамках профиля «Образование в области безопасности жизнедеятельности»;

- в интеграции различных видов методической деятельности обучающихся (аналитической, исследовательской, проектной и др.) в период практик (педагогической и научно-исследовательской);

- в этапном формировании методических компетенций, являющихся необходимым условием подготовки педагога-предметника.

Рассмотрим особенности образовательных программ по уровням бакалавриата и магистратуры. Так, на уровне бакалавриата образовательная программа предполагает базовую подготовку обучающихся по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») для достижения планируемых результатов обучения в виде профессиональных компетенций. Формирование указанных компетенций необходимо для становления педагога-предметника и происходит при усвоении знаний содержательного модуля «Методический». Модуль «Методический» ориентирован на профессиональную подготовку бакалавров для усвоения профессиональных компетенций и развития мотивации к методической деятельности при получении теоретических знаний в области методики обучения безопасности жизнедеятельности. Данный модуль включает следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Современные основы обучения», «Методика обучения и воспитания (образование в области безопасности жизнедеятельности)», «Образовательные технологии (образование в области безопасности жизнедеятельности». Отбор содержания учебных дисциплин данного модуля основывается на принципах преемственности, интеграции, комплексных связей в содержании учебной дисциплины и с учетом ожидаемых результатов освоения образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Преемственность содержания обучения между дисциплинами данного модуля способствует готов-

Библиографический список

ности бакалавров воспринимать понятия теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности, представленные в нормативно-правовых документах, регламентирующих профессиональную деятельность педагога, и применять полученные знания и умения на практике.

Уровень магистратуры предполагает более глубокое рассмотрение методических теорий, концепций в области образования безопасности жизнедеятельности. Планируемыми результатами подготовки являются сформированные профессиональные компетенции, соотношение их несколько изменяется, но преемственность в содержательных составляющих учебных модулей сохраняется. Модуль, имеющий методическую направленность, называется «Методика профильного образования». Указанный модуль предполагает стимулирование профессиональной мотивации к овладению профессиональными компетенциями при получении методических знаний в различных направлениях в области образования безопасности жизнедеятельности. Формирование компетенций по организации и осуществлению внеурочной деятельности обучаемых по формированию здорового и безопасного образа жизни, специфики организации и проведению культурно-просветительской работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется с учетом компетенций, усвоенных в бакалавриате.

В данный модуль входят дисциплины «Технологии обучения безопасности жизнедеятельности в педагогическом образовании», «Организация внеурочной деятельности по формированию безопасного и здорового образа жизни школьников», «Культурно-просветительская работа в области образования безопасности жизнедеятельности». Они направлены на формирование готовности проектировать образовательный процесс по безопасности жизнедеятельности, отбирать и использовать методы и способы обучения для организации урочных и внеурочных занятий; проектировать и проводить различные типы учебных занятий по безопасности жизнедеятельности.

Содержательная характеристика указанных модулей представлена в табл. 2.

Таким образом, для реализации методической подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности необходимо определение условий, направленных на обеспечение преемственности методической подготовки обучающихся (бакалавриат и магистратура), раскрывающихся через преемственность дисциплин методической направленности, интегративный характер образовательных программ подготовки и этапное формирование методических компетенций, являющихся необходимым условием методической подготовки педагога-предметника.

1. Абрамова С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2014.

2. Бояров Е.Н. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной образовательной среде: теория и практика: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2016.

3. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю., Бахвалова С.Б. Самостоятельная познавательная деятельность как ключевое условие методической подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 49 - 52.

4. Соломин В.П., Станкевич П.В. Структурно-содержательная модель профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности. Материалы научно-практической конференции; 12 - 13 ноября, Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена, 2019: 3 - 6.

5. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

6. Никитина Л.А. Развитие методики и содержания методической подготовки будущего учителя начальных классов. Вестник ТГПУ. 2009; № 5 (83):16 - 19.

7. Преемственность. Философский словарь. Москва, 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Викулина М.А. Личностно ориентированное взаимодействие «студент-преподаватель» и его роль в формировании личностных качеств студентов вуза. Наука и школа. 2010; № 5: 43 - 44.

9. Баранова Е.В., Буйнов Л.Г, Симонова И.В. и др. Актуальные проблемы образования в области естественных и точных наук. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2018.

10. Орешкина А.К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

References

1. Abramova S.V. Teoriya i praktika podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU imeni A.I. Ger-cena, 2014.

2. Boyarov E.N. Podgotovka bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v bezopasnoj obrazovatel'noj srede: teoriya i praktika: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU imeni A.I. Gercena, 2016.

3. Kiseleva 'E.M., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' kak klyuchevoe uslovie metodicheskoj podgotovki buduschih uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 49 - 52.

4. Solomin V.P., Stankevich P.V. Strukturno-soderzhatel'naya model' professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii; 12 - 13 noyabrya, Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena, 2019: 3 - 6.

5. Vereschagina N.O. Metodicheskaya podgotovka bakalavrov i magistrov v oblasti geograficheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peter-burg, 2012.

6. Nikitina L.A. Razvitie metodiki i soderzhaniya metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov. Vestnik TGPU. 2009; № 5 (83):16 - 19.

7. Preemstvennost'. Filosofskij slovar'. Moskva, 1981.

8. Vikulina M.A. Lichnostno orientirovannoe vzaimodejstvie «student-prepodavatel'» i ego rol' v formirovanii lichnostnyh kachestv studentov vuza. Nauka ishkola. 2010; № 5: 43 - 44.

9. Baranova E.V., Bujnov L.G., Simonova I.V. i dr. Aktual'nye problemy obrazovaniya v oblasti estestvennyh i tochnyh nauk. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2018.

10. Oreshkina A.K. Metodologicheskie osnovy preemstvennosti obrazovatel'nogo processa v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 30.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10115

Rozin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia), E-mail: aleksei_rozin@mail.ru

PRINCIPLES OF ORGANIZING INDEPENDENT ACTIVITIES OF FOREIGN CADETS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article analyzes the role and content of independent work of foreign cadets. Educational independence is presented as a universal competence of higher school students. Features of independent work of foreign cadets are revealed. The author's principles of organization of independent work are named. The algorithm of organization of independent work is defined. Didactic substantiation of independent educational activity is carried out. The article presents the results of an empirical study of difficulties in the organization of independent work of foreign cadets and types of effective independent work.

Key words: independent work, theory and methodology of higher education, military university, foreign students.

А.А. Розин, канд. пед. наук, доц., ФГКВО УВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, E-mail: aleksei_rozin@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье анализируются сущность и содержание самостоятельной работы как универсальной компетенции обучающихся вуза. Анализ специфики самостоятельной работы иностранцев, обучающихся в высшей военной образовательной организации, позволил автору определить принципы и логику её организации. Дидактическое обоснование самостоятельной образовательной деятельности и эмпирическое исследование затруднений в её организации помогло выделить виды самостоятельной работы, наиболее эффективные в организации образовательного процесса иноязычного контингента. Ключевые слова: самостоятельная работа, теория и методика высшего образования, военный вуз, иностранные обучающиеся.

Теория и методика высшего образования сегодня интегрирует знание об особенностях организации учебного процесса в различных видах университетов: технологических, исследовательских, отраслевых. В свою очередь, современная дидактика военного образования не может рассматриваться в отрыве от тех концептуальных наработок, которые стали результатом исследований практик гражданской высшей школы. Фактором, объединяющим эти некогда дифференцированные отрасли педагогической науки, стали Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения, которые и в гражданском, и в военном высшем образовании построены на единых подходах. Одним из инвариантных концептов высшего образования всех видов стал компетентностный подход: образовательным результатом высшего образования являются компетенции, часть из которых являются надпрофессиональными или, как их обозначает последняя итерация стандартов, - универсальными. Одной из таких компетенций во ФГОС ВО 3++ называется компетенция самоорганизации.

В высшем военном образовании в основу учебной самоорганизации традиционно положена самостоятельная работа курсантов. Она регламентирована, для неё выделяется специальное время в расписании дня курсанта, результаты самостоятельной работы подлежат обязательному контролю со стороны пре-

подавателя. И долгое время такие механизмы были эффективны для военного вуза. Сегодня, когда мы наблюдаем существенный поколенческий сдвиг в ценностях и целях военного образования, приходиться искать новые подходы. И одним из направлений работы военного вуза, в котором традиционные практики демонстрируют низкую эффективность, является работа с иноязычным контингентом - курсантами-иностранцами. Эта группа обучающихся демонстрирует не только особенности современного цифрового поколения, но и специфику национальной ментальности, а также ограничения, связанные с пониманием и трактовкой заданий, сформулированных на неродном языке.

Целью данного исследования является определение принципов и логики организации самостоятельной работы для иноязычного контингента обучающихся на основе анализа ее специфики у курсантов-иностранцев.

Существующая система военно-технического взаимодействия Российской Федерации с зарубежными странами позволила увеличить число иностранных курсантов, обучающихся в отечественных военных образовательных организациях более чем на 10%. Для этого в российских военных вузах по решению высшего военного руководства были созданы специальные подразделения, а также введены отдельные должности военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.