2020' 1_ БЕЗОПАСНОСТЬ
- НА ТРАНСПОРТЕ
СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВИЛА НОРМАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ МВД
РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ
CONTENT AND RULES OF NORMATIVE REGISTRATION OF ADMINISTRATIVE FUNCTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN TRANSPORT
УДК 34.06
С.Н. МАХИНА,
доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
А.В. СИДОРЕНКО,
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
SVETLANA N. MAKHINA,
Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
ANASTASIA V. SIDORENKO,
Postgraduate
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье раскрывается содержание понятия административных функций МВД России на транспорте и их роль в обеспечении транспортной безопасности Российской Федерации. Также авторы рассматривают несовершенство законодательства в области нормативного закрепления административных функций применительно к оперативно-служебной деятельности сотрудников МВД России на транспорте, что отрицательно сказывается не только на эффективности деятельности сотрудников МВД России на транспорте, но и на деятельности должностных лиц, которые оказывают непосредственное взаимодействие.
Авторы в данной статье рассматривают такой правовой институт, как функции МВД России на транспорте, выделяют имеющиеся проблемы как механизма реализации, так и практического воплощения. Рассматривая административную функцию, отмечают ее главную задачу - охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Вступление в силу новых нормативных правовых актов требует внесения изменений в большинство внутриорганизационных документов, в том числе распорядительных, целью которых является реализация мероприятий по исполнению и реализации административных функций МВД России на транспорте. В связи с этим потребуется определенное количество времени, что существенно снизит эффективность расследования правонарушений на объектах транспорта.
Ключевые слова: содержание функций полиции, законодательное закрепление, административные функции, транспорт.
Для цитирования: Махина С.Н., Сидоренко А.В. Содержание и правила нормативного оформления административных функций МВД России на транспорте // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 54-56.
Abstract: the article reveals the content of the concept of «administrative functions of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport» and their role in ensuring transport security of the Russian Federation. The same author considers the imperfection of the legislation in the field of regulatory consolidation of administrative functions, which take their beginning in relation to the practical activities of employees of internal Affairs bodies of the MIA of Russia on transport, which affects not only the effective activity of employees of internal Affairs bodies of the MIA of Russia on transport, but also on officials who have a direct interaction.
The entry into force of new regulations requires changes to most internal documents, including administrative documents, which are aimed at implementing measures for the execution and implementation of administrative functions of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport. In
БЕЗОПАСНОСТЬ
НАТРАНСПОРТЕ
2020' 1
this regard, a certain amount of time will be required, which will significantly reduce the effectiveness of investigating violations at transport facilities.
Keywords: content of police functions, legislative consolidation, administrative functions, transport.
For citation: Makhina S.N., Sidorenko A.V. Content and rules of normative registration of administrative functions of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 1. P. 54-56.
Функции (от лат. function - исполнение, осуществление) часто в юриспруденции определяются как основное направление деятельности [1, с. 789]. Содержание функций МВД России закреплено как законодательством Российской Федерации, так и выработано в оперативно-служебной деятельности сотрудниками подразделений МВД России.
Говоря о правовом закреплении функций полиции, необходимо изначально исторически углубиться в данную сферу, а потом выделить основные источники их закрепления.
Назначение МВД России и характер функций, широкие возможности по применению комплекса мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования в современных реалиях являются одной из ведущих структур управления [2].
Это объясняется в первую очередь содержанием функций, их широкими возможностями реализации. Необходимость развития и совершенствования функций МВД России обусловлена задачами усиления правоохранительной деятельности, обеспечения правопорядка и борьбы с правонарушениями [3].
Говоря о правовом закреплении функций органов внутренних дел, необходимо выделить основные источники. Основным законом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, в которой непосредственно отражены основные права и свободы человека и гражданина, которые и призваны защищать органы внутренних дел [4]. Не определяет место органов внутренних дел на транспорте в системе правоохранительных органов и конституционное законодательство, и тем более не определяет функции транспортной полиции [5]. В основном отраслевом Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» термин «органы внутренних дел на транспорте» также не используется, а деятельность полиции на транспорте вообще не регулируется федеральным законо-дательством1. Что касается законодательного
1 Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
закрепления функций полиции в данном законе, то ранее обозначенные функции милиции трансформировались в основные направления деятельности. Как отмечают авторы комментария к Федеральному закону «О полиции», «суть законодательных новелл заключается не в удвоении числа функций полиции, а в учете содержательных и организационных аспектов полицейской деятельности».
Функции полиции уточнены и детализированы в п. 1 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы организации полиции»2, к ним отнесены:
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Если сравнить перечень функций, обозначенных в п. 1 Указа Президента Российской Федерации «Вопросы организации полиции», с функциями, содержащимися в ст. 2 Федерального закона «О полиции», можно сказать о том, что произошла конкретизация и четкое определение аспектов полицейской деятельности.
Административные функции регулируются нормами административного права и осуществляются линейными подразделениями преимущественно по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности на транспорте. Вышеуказанные функции характеризуются однородностью и обособленностью, а также направленностью действий. Данные функции напрямую зависят от целей и задач, которые поставлены перед сотрудниками полиции органами государственной власти. Данный вид функций направлен на поддержание условий и порядка, который благоприятен для реализации
2 Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 (ред. от 27.06.2014) «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 10. Ст. 1336.
2020' 1
БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ТРАНСПОРТЕ
всего спектра прав, свобод субъектов и выполнения иных обязанностей МВД России на транспорте по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Необходимо обозначить, что функции полиции носят общенаправленный характер, не имеют разграничений по специфике подразделений, по специфике деятельности, что обусловлено рядом определенных проблем, решение которых должно быть вынесено на законодательный уровень, поэтому административные функции будут равнозначны как для территориальных подразделений, так и, например, для линейных подразделений МВД России на транспорте.
Мы можем прийти к выводу об отсутствии единого системного нормативного правового акта, закрепляющего административные функции органов внутренних дел. Данное положение не представляется отвечающим принципам построения правового государства и требует устранения. Создание единой правовой базы для координации правового регулирования деятельности органов внутренних дел на транспорте позволи-
ло бы избежать противоречия между нормативными правовыми актами, регламентирующими названные вопросы, и систематизировать их.
Необходимо отметить, что задачами обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса. Вступление в силу новых нормативных правовых актов в данной области требует внесения изменений в большинство внутриорганизационных документов, в том числе распорядительных, целью которых является реализация мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка, что напрямую затрагивает реализацию административных функций полиции на транспорте. В связи с этим потребуется четкое определение как понятия административных функций полиции, так и административных функций применительно к узконаправленной деятельности полиции, что в настоящее время не осуществлено.
Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва, 1973. 915 с.
2. Жанглин А.В. Функции органов внутренних дел на современном этапе построения правового государства II Вестник Воронежского института МВД России. 2008. № 2. С. 19-21.
3. Жильский Н.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан (организационно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2000. 296 с.
4. ЗыковаИ.В. Правовое закрепление целей, задач и функций управления органов внутренних дел II Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 4. С. 62-64.
5. Романова Н.Г. Проблемы нормативно-правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на водном транспорте II Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 3 (17). С. 116-126.
6. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. - Саратов, 2003. 496 с.
7. Хесина Н.М. Административно-правовое обеспечение режима законности и правопорядка в Российской Федерации: монография. - Москва, 2004. 144 с.
References
1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. - Moskva, 1973. 915 s.
2. Zhanglin A.V. Funktsii organov vnutrennikh del na sovremennom etape postroeniya pravovogo gosudarstva II Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2008. № 2. S. 19-21.
3. Zhil'skiiN.N. Organy vnutrennikh del v gosudarstvennom mekhanizme obespecheniya obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti grazhdan (organizatsionno-pravovoi analiz): dis. . d-ra yurid. nauk. - Sankt-Peterburg, 2000. 296 s.
4. Zykova I.V. Pravovoe zakreplenie tselei, zadach i funktsii upravleniya organov vnutrennikh del Il Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2016. № 4. S. 62-64.
5. Romanova N.G. Problemy normativno-pravovogo regulirovaniya okhrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti na vodnom transporte II Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. 2011. № 3 (17). S. 116-126.
6. Manokhin V.M., Adushkin Yu.S. Rossiiskoe administrativnoe pravo. - Saratov, 2003. 496 s.
7. Khesina N.M. Administrativno-pravovoe obespechenie rezhima zakonnosti i pravoporyadka v Rossiiskoi Federatsii: monografiya. -Moskva, 2004. 144 s.
(статья сдана в редакцию 21.01.2020)